Как помочь неуспевающему школьнику. Советы логопеда.
статья по теме

Николаева Ольга Валериевна

Данная статья предназначена для  родителей  слабоуспевающих младших школьников. В работе дана характеристика нарушений письма, описаны основные дисграфические ошибки, приведены примеры игр и занимательных упражнений, способствующих развитию языкового чутья младшего школьника. Система упражнений, приведенных в статье, поможет младшим школьникам стать более грамотными.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_pomoch_neuspevayushchemu_shkolniku.docx35.43 КБ
Office presentation icon disgrafiya.ppt621 КБ
Microsoft Office document icon zaikanie.doc35.5 КБ
Microsoft Office document icon narusheniya_proiznosheniya.doc32.5 КБ
Microsoft Office document icon tahilaliya.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

КАК ПОМОЧЬ НЕУСПЕВАЮЩЕМУ ШКОЛЬНИКУ. СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА

Проблема грамотного письма  всегда  была актуальной. К счастью, проблемы нарушений письма волнуют не только учителей и логопедов, но и родителей. Цель данной статьи - помочь родителям, имеющих детей с нарушениями письма. Хочется отметить, что ошибки при письме часто происходят не из-за детской лени и невнимательности, а из-за особенностей их нейропсихологического развития. Ребенок с нормальным слухом, зрением и интеллектом может писать неграмотно из-за незрелости некоторых отделов мозга, отвечающих  за двигательные функции рук, речевое внимание, зрительно-пространственную ориентацию.

Определить, что вашему ребенку действительно трудно дается правописание можно по характеру ошибок:

  1. отсутствуют пропуски между словами и предложениями;
  2. не  соблюдаются границы полей в тетради и устойчивые правила переноса;
  3. зеркальное письмо: буквы «э», «з», «б», «в» и другие перевернуты в другую сторону;
  4. повторение одной и той же буквы: пироп, вместо пирог;
  5. замена букв: б-д (колодок), ж-х (мужомор), и-у (клумат), т-п (пигр);
  6. ошибки в ударных слогах: учетель вместо учитель;
  7. пропуск букв, недописывание слов и букв, перестановка слогов (гамазин вместо магазин);
  8. забывание начертания редко встречающихся букв («ъ», «э») или прописных букв;
  9. нечитаемый почерк, слишком мелкое  или слишком крупное написание, резкое колебание почерка (от мелкого к крупному).

Эти и другие ошибки в детских тетрадях говорят о дисграфии. Дисграфия – частично специфическое нарушение процесса письма. Помочь ребенку может логопед, знающий основы нейропсихологии, понимающий, что происходит в голове ученика, когда в его руке зажата ручка, а также заботливые родители.

Вот некоторые советы родителям:

  1. обращайте внимание на характер ошибок в тетради вашего и ребенка и вовремя обратиться к логопеду или нейропсихологу;
  2. помните, что постоянные наказания за плохие отметки только ухудшат ситуацию;
  3. не торопите неуспешного ребенка;
  4. постарайтесь избегать отрицательных оценок при неудачах, лучше лишний раз похвалите за то старание;
  5. сравнивайте ребенка с ним самим вчерашним, а не с другими детьми;
  6.  знайте: все задания ребенка по русскому языку и тщательно следите за их выполнением, но помните: это все же его задания, а не ваши;
  7. проверяя домашние задания, избегайте отрицательных оценок;
  8. радуйтесь вместе с ним его маленьким победам;
  9. выделите ребенку комнату или ее часть, которая станет его собственной территорией, повесьте над столом интересные и смешные цитаты из произведений, научите ребенка искать их в книгах;
  10. играйте в рифмы, сочиняйте и записывайте веселые, абсурдные стихи, заведите для них специальную тетрадь;
  11. обсуждайте с  ребенком ваши совместные произведения;
  12. попросите ребенка информировать вас об успехах ребенка;
  13. вспомните, что свежий воздух и физические упражнения необходимы для полноценной умственной деятельности, играйте с ребенком в словесные игры на улице, на пляже, в лесу, во время лыжной или пешей прогулки или на катке;
  14. верьте в успех вашего ребенка;
  15. не забудьте  о важной составляющей грамотного письма – чтении.

«У чтения почти те же механизмы, что и у письма», - скажет нейропсихолог. «Без чтения не бывает письма», - уверен учитель. И каждый из них бывает прав.

Чтение – не только признак интеллигентности. Книги расширяют словарный запас, поэтому для начитанного ребенка значительно облегчается поиск проверочных слов или написание творческой работы. Внимательный ребенок, читая, непроизвольно запоминает и написание слова, что, несомненно, повышает его уровень грамотности. Имея перед собой классические образцы, ученик иначе организует собственную речь, легче строит фразы, устные ответы, пересказы. Для детей, которые дружат с книжками, не существует проблемы понимания условия задачи или задания к упражнению. Одним словом, читающие школьники всегда более успешны.

Вот еще несколько советов родителям:

  1. пусть ребенок чаще видит вас с книгой в руках;
  2. дарите детям книги;
  3. постоянно обращайтесь к книжным примерам: ребенок привыкнет искать ответы у великих писателей, на страницах книг;
  4.  попробуйте перед началом «скучного» произведения прочитать детям один из наиболее веселых, коротких отрывков;
  5. ищите такую книгу, которая «захватит» вашего ребенка;
  6. читайте детям на ночь;
  7. обсуждайте с ребенком содержание прочитанной им книги, будьте в курсе его предпочтений, спорьте, завидуйте, обменивайтесь мнениями, уважайте его выбор;
  8. вместе с ребенком ищите в книгах ответы на разные вопросы школьной программы.

Теперь поговорим о проблемах письменной речи. Одна из главных проблем правописания – пропуск букв в словах. Пропуск букв может возникнуть по следующим причинам: ученик первый раз слышит слово;  он не знает, что  обозначает слово;  ребенок знает значение слова, но не встречал слово написанным;   у ребенка не хватает внимания, чтобы уловить в неверно написанном слове отличие от образца.  Решить  проблему пропуска букв в словах помогут решить следующие упражнения.

«Магазин». Рисуем определенные предметы, например, арбуз и мышь, а затем «продаем» их, «рекламируя» по каждой букве:

а – ароматный;

р – рубиновый;

б – большой;

у – укатить домой;

з – звонкий;

м – маленькая;

ы – ы-ы!;

ш – шуршит;

ь – мягкая шубка.

Это упражнение уместно проводить не только при несформированности семантического образа слова, пропуске букв, но и при речевом недоразвитии младшего школьника.

«Кузовок». Задача: собрать кузовок. Складывать в кузовок можно все слова, которые заканчиваются на -ок: грибок, глазок, зубок и т.д. Можно по аналогии собирать корзину, коробку, ящик … Соответственно собирать слова на -ина, -ка, -ик. Это игру можно начинать такими фразами: «Собираемся в лесок, наполняем кузовок!»; «Вот перед нами корзина, туда отправляется…» (картина, балерина); «Вот коробка, смотрим, что там?» (лодка, бородка); «Вот ящик, скорей клади туда… (мячик, ларчик).  

Задание направлено на четкое осознание звуковой и грамматической структуры слова: ударения, деления на слоги, типичных суффиксов и окончаний.

«Арабское письмо». Ведущий диктует слова, которые ребенок должен записать, начиная с правой стороны строчки и наоборот, то есть задом наперед, при нормальном чтении (слева направо) слова должны читаться в их естественном виде. Например, предложение «В океане живет необычная рыба – рыба-ёж», написанное «по-арабски», должно выглядеть так: «же-абыр – абыр яанчыбоен тёвиж енаеко В».

Упражнение дает хорошие результаты в тех случаях, когда ребенок переставляет буквы и не дописывает слова.

«Древнерусское письмо». Ведущий диктует слова, которые ребенок записывает только согласными, обозначая гласные многоточиями. При такой записи предложение «Отважный Миша бежит от мыши» будет выглядеть следующим образом: …тв…жн…й М…ш…   б…ж…т   …т  м…ш… Сразу же необходимо записать это предложение только гласными, ставя точки на месте согласных: О… …а… …ы…  …и…а   …е…и…  о…  …ы…и. Необходимо сделать вывод, какое предложение читается легче.

«Неудачный робот». Перед началом необходимо распределить роли.  Ребенок становится роботом, взрослый – конструктором. Робот запрограммирован так, что он пишет слова не полностью, а воспроизводит какую-то определенную часть, отмечая пропущенное черточками. Конструктор «испытывает» робота, диктуя ему слова. Если ученик не дописывает конец слова, то пусть записывает только две последние буквы,  при пропуске букв в середине слова – только две средние буквы. Например, слово понедельник может выглядеть так: по_ _ _ _ _ _ _ _ _ ,   _ _ _ _ де _ _ _ _ _,   _ _ _ _ _ _ _ _ _ ик.

«Волшебный диктант». Диктант пишется без единого слова и без единой буквы. Перед  началом  работы необходимо ввести символы, например, договориться, что слова с буквой «с» обозначаем как «Х», слова с гласной «е» - «», а все остальные – «/». Так, предложение «Мы смотрим на птичьи стаи на небе»  выглядит так:  / Х / / / / . Символами лучше обозначать те буквы, при дифференциации которых у ребенка есть трудности (и-у, и-ц, ц-ч, ш-щ, ё-ю и т.п.). Это упражнение помогает устранить дисграфические проявления, развивает внимание, фонематический слух.

«Словесный мяч». Один игрок говорит слово, а второй должен продолжить, называя слово на последнюю букву прозвучавшего слова. В игре используется мячик. Его можно кидать либо по кругу,  либо в беспорядке.  Лучше  называть слова не только на последнюю, но и на предпоследнюю букву, на вторую, третью с конца и т.п. Такая игра позволяет   быстро выработать у детей умение представить графическое выражение слова.

«Виселица» или «Балда».  Один игрок загадывает слово, указывая, из какой оно области (фрукт, транспорт), и обозначает первую и последнюю  буквы, а пропущенные буквы между ними заменяет черточками.  Другой игрок называет любые буквы, стараясь угадать пропущенные. Правильно названная буква становится на свое место, а неверно названная превращается либо в элемент виселицы, либо в буквы слова «балда». Игра прекращается, если слово угадано, а также в том случае, если построена виселица или составлено слово «балда».

 Замена одной буквы на другую при написании слов встречается довольно часто. Чаще всего можно встретить следующие замены: несформированность зрительно-пространственных функций (при этом ученик чаще всего путает буквы, похожие по написанию: б-д, и-у, т-п, ш-щ, и-ш  и пр.); несформированность фонематического слуха (путает оппозиционные согласные: в-ф, б-п, д-т и др.); отсутствие устойчивого образа буквы (путает низкочастотные буквы: ц, ч, х, щ, ю, ё); несформированность кинестетического анализа (смешивает буквы по акустико-артикуляционным свойствам: а-я, у-ю, о-е, и-ы, ё-ю, о-у).   Работа по решению этой проблемы будет чисто коррекционной. Она сводится к упражнениям, которые в первом случае будут рассчитаны на графическое  различение букв, во тором случае – на фонетико-фонематическое различение, а в третьем и четвертом случаях – на создание ясного образа буквы и соотнесение его  акустического образа с  графическим.  Нижеописанные упражнения  предназначены для исправления остаточных явлений. Прежде чем выполнять упражнения при смешении букв по зрительно-пространственному сходству, надо уточнить, насколько у ребенка сформированы пространственные  представления, насколько четко он различает понятия: право – лево, низ – верх, впереди – позади, больше – меньше, выше – ниже,  шире – уже. Для этого существуют специальные игры.

«Зеркальные рисунки». Для игры нужен листок бумаги в клетку. Учитель и ученик сидят лицом друг к другу. Лист бумаги разделен на два поля. Учитель на своем поле рисует, например, домик с дверью, трубой и окном. В рисунках детали должны быть расположены с разных сторон, например: у домика дверь справа, дым из трубы идет влево. Задача ребенка – воспроизвести картинку на своем поле так, чтобы она полностью соответствовала исходной. Инструкция: нарисуй так, чтобы то, что у меня справа, у тебя тоже было справа, то, что у меня слева, у тебя тоже было слева, то, что у меня вверху, у тебя тоже было вверху, то, что у меня снизу, у тебя тоже было снизу. Рисунки со временем можно усложнять, добавляя детали. Можно также прописывать и буквы.

Далее ребенку можно предложить написать буквы, которые он путает, сопровождая их иллюстрациями:  написать букву «б» и нарисовать возле нее, например, бабушку с клубком и банкой, собаку, клумбу, бегемота, березу и др. Если ребенок расположит на листе  БаБушку выше, чем ДеДушку, он никогда не забудет, что у буквы «б» –  хвостик вверх, а у буквы «д» – хвостик вниз. Если, например, ребенок путает буквы ш  и, нарисуйте вместе с ним широкую шубу на большей части листа, а в уголке – тонкую иголку, и проговорите, что «ш»  –  шире, чем «и». 

Напишите  «волшебный»  диктант, в котором из всех букв будут писаться только проблемные буквы, а все остальные – черточками. Например, слово «шуба» будет выглядеть так: ш _ _ _. Также можно сначала обозначить  все буквы точками, а при повторной диктовке  попросить  ребенка написать проблемные буквы разными цветами, например, «д» написать синим, а «б» – красным.

Можно вырезать с ребенком алфавит из бархатной бумаги, скрутить из проволоки, слепить из пластилина, а затем предложить ему с закрытыми глазами угадывать буквы на ощупь.  Чем больше привлекаются телесные упражнения (кинестетический анализ) при запоминании букв, тем лучше. Можно писать буквы в воздухе, на спине, на ладошке.

Упражнения при смешении звуков по фонетико-фонематическому сходству должны следовать именно в этом порядке:  услышали – произнесли – отличили – записали. Звонкие звуки можно прохлопать, а глухие  –  протопать. Чем больше жестов  будет включено в упражнения, тем скорее будет достигнут результат.

«Плюс – минус». Необходимо объяснить ребенку разницу между глухими и звонкими согласными звуками. После того, как он понял разницу в произношении звонких и глухих звуков  (звонкий – плюс голос, глухой – минус голос),  нужно приготовить две карточки. На одной необходимо нарисовать знак «+», на второй – знак  « - ». Произносятся слова с начальными звонкими и глухими согласными  звуками, ребенку  предлагается поднимать карточку с плюсом или минусом.

Для следующей игры необходимо заготовить лист плотного картона, наклеить  на него парами кусочки различных материалов, которые соответствуют парам звонких и глухих согласных. Рядом с каждым кусочком материала  нужно написать  соответствующую букву и название материала. Например, б – бархат, п – пенопласт, д – дерматин,  т – тесьма, в – вельвет, ф – фланель, г - глянцевая бумага, к  - картон, ж – наЖдак, ш – шелк, з – зеркальце, с – ситец. Ребенку предлагается щупать материалы и одновременно называть звуки. Позже это упражнение следует выполнять с закрытыми глазами.

При смешении низкочастотных звуков и соответствующих им букв нужна практика. Начать работу следует с формирования звукового образа. При отработке конкретного проблемного звука и буквы  необходимо читать различные слова. Ребенок должен за вами повторить только те слова, которые начинаются на отрабатываемый звук. После того, как ребенок усвоил произношение,  можно выполнить  следующее упражнение:  ребенок называет звук, вы договариваете слово, ребенок повторяет то слово, которое получилось. Например: ю – ла, ю – бка, Ю – ля, Ю – рий, х – леб, х – руст, х – одить, х – итрость.

Можно прочитать ребенку слова, в которых должны быть звуки «ц» или «ч», но слова нужно читать с пропуском звука, а на его месте можно стукнуть карандашом по столу или хлопнуть в ладоши. Ребенок должен записать слово в правильном варианте. Например: мыльни(стук!)а, вол(стук!)ок.

Опыт работы показал, что  подобные игры не только повышают грамотность младших школьников, но и оживляют занятия с детьми, делают их веселыми и интересными. Важно то, что дети видят свои успехи и начинают верить  в себя.

Литература:

1. Емельянова Е.Н., Соболева А.Е. Пишу без ошибок. Русский язык с нейропсихологом. – СПб.: Питер, 2009.

2.  Поваляева М.А. Профилактика и коррекция нарушений письменной речи: качество образования: учебное пособие/М.А. Поваляева. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – С. 17 – 31.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

дисграфия

Слайд 2

частичное специфическое нарушение процесса письма ДИСГРАФИЯ

Слайд 3

ДИСГРАФИЯ СТОЙКИЕ, ПОВТОРЯЮЩИЕСЯ ОШИБКИ НЕСФОРМИРОВАННОСТЬ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ, УЧАСТВУЮЩИХ В ПРОЦЕССЕ ПИСЬМА

Слайд 4

ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ, УЧАСТВУЮЩИЕ В ПРОЦЕССЕ ПИСЬМА ПРОСТРАН- СТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВ-ЛЕНИЯ ФОНЕМАТИ-ЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ ЗРИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ И СИНТЕЗ ФОНЕМАТИ-ЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И СИНТЕЗ НЕДОРАЗВИТИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕС-КОГО СТРОЯ РЕЧИ

Слайд 5

ПРИЧИНЫ ДИСГРАФИИ КОНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ наличие у родителей нарушений письменной речи индивидуальные особенности формирования функциональной специализации полушарий мозга психические заболевания у родственников

Слайд 6

ЭНЦЕФАЛОПАТИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ ТОКСИКОЗ БЕРЕМЕННОСТИ УГРОЖАЮЩИЙ ВЫКИДЫШ РЕЗУС-КОНФЛИКТ «ЦЕПОЧКА ДЕТСКИХ ИНФЕКЦИЙ» НЕЙРОИНФЕКЦИИ, ТРАВМЫ ГОЛОВЫ

Слайд 7

НЕБЛАГОПРИЯТНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ И СРЕДОВЫЕ ФАКТОРЫ НЕ СООТНЕСЕННОЕ С ФАКТИЧЕСКОЙ ЗРЕЛОСТЬЮ РЕБЕНКА ВРЕМЯ НАЧАЛА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ НЕ СООТНЕСЕННЫЕ С ВОЗМОЖНОСТЯМИ РЕБЕНКА ОБЪЕМ И УРОВЕНЬ ТРЕБОВАНИЙ В ОТНОШЕНИИ ГРАМОТНОСТИ НЕ СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ОСОБЕННОСТЯМ РЕБЕНКА МЕТОДЫ И ТЕМПЫ ОБУЧЕНИЯ

Слайд 8

АРТИКУЛЯЦИОННО- АКУСТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ РЕБЕНОК ПИШЕТ ТАК, КАК ПРОИЗНОСИТ ОТРАЖЕНИЕ НЕПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ НА ПИСЬМЕ, ОПОРА НА НЕПРАВИЛЬНОЕ ПРОГОВАРИВАНИЕ НАБЛЮДАЕТСЯ ПРИ ДИЗАРТРИИ, РИНОЛАЛИИ, ДИСЛАЛИИ ПОЛИМОРФНОГО ХАРАКТЕРА

Слайд 9

ДИСГРАФИЯ НА ОСНОВЕ НАРУШЕНИЙ ФОНЕМНОГО РАСПОЗНАВАНИЯ (ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ФОНЕМ) Примеры ошибочных замен: звонкие - глухие С АДЕНЬ – З АДЕНЬ К УСТОЕ - Г УСТОЕ

Слайд 10

Б РОБУЮТ – П РОБУЮТ З АДАЧА - С АДАЧА Т ОРОГА - Д ОРОГА

Слайд 11

СВИСТЯЩИЕ - ШИПЯЩИЕ Ш УМКА - С УМКА З МУРКИ - Ж МУРКИ С ЕМОДАН - Ч ЕМОДАН ПРО СЯ ЛЬНЫЙ - ПРО ЩА ЛЬНЫЙ

Слайд 12

АФРИКАТЫ И КОМПОНЕНТЫ, ВХОДЯЩИЕ В ИХ СОСТАВ ОВЕ Ч - ОВЕ Ц ПРЯ Т ИТ - ПРЯ Ч ЕТ ЛИСИ С А - ЛИСИ Ц А СТУ Р – СТУ Л

Слайд 13

НАРУШЕНИЕ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ТВЕРДЫХ И МЯГКИХ ЗВУКОВ ОТКР И ЛИ - ОТКР Ы ЛИ В А ЗАЛА - В Я ЗАЛА ДЕ Н - ДЕ НЬ МА Л ЧИК - МА ЛЬ ЧИК

Слайд 14

ЗАМЕНА ГЛАСНЫХ Т О ЧА – Т У ЧА ПТИЧИЙ КЛ Ё В - КЛ Ю В КЛ У Н О Л - КЛЮН У Л

Слайд 15

ДИСГРАФИЯ НА ОСНОВЕ НАРУШЕНИЙ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА Ошибки: Слитное написание слов в предложении и раздельное написание одного слова Удома ратебеза. У дома растёт берёза.

Слайд 16

Летам пареке и дут парходи. Летом по реке идут пароходы.

Слайд 17

Пропуски согласных при стечении ДОЖИ - ДОЖ Д И ДЕКИ - ДЕ НЬ КИ КОТРОЛЬНЫЙ - КО Н ТРОЛЬНЫЙ

Слайд 18

Пропуски гласных ДЕ ВЧ КИ - ДЕВ О ЧКИ ПОШЛ - ПОШЛ И РАСКАЧИВЕТ - РАСКАЧИВ А ЕТ

Слайд 19

Перестановки букв ПАКЕЛЬКИ - КАПЕЛЬКИ КУЛКА - КУКЛА КОНО - ОКНО ВРОДА - ДРОВА

Слайд 20

Добавление букв ВЕСНА Я - ВЕСНА С А КАМЕЙКА - СКАМЕЙКА СТА Л РЫЙ - СТАРЫЙ

Слайд 21

Пропуски, добавления, перестановки слогов ВЕСИПЕД - ВЕЛОСИПЕД КОТА - КОМНАТА КАТА - СТАКАН

Слайд 22

АГРАММАТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ За дома сарай. За домом сарай .

Слайд 23

Из теплыя стран летят грачи. Из теплых стран летят грачи.

Слайд 24

Искажение морфологической структуры слова ЗА ПЕРЕТЬ - НА ПЕРЕТЬ КОЗЛЯТА - КОЗЛЁНКИ МНОГО ДЕРЕВЬЕВ - МНОГО ДЕРЕВОВ

Слайд 25

Нарушение предложно-падежных конструкций НА СТОЛОМ – НАД СТОЛОМ О БЛИЗКОЙ ГРОЗОЙ - ДЕРЖИ В ХОЛОДУ - О БЛИЗКОЙ ГРОЗЕ ДЕРЖИ В ХОЛОДЕ -

Слайд 26

Нарушение согласования ДЕТИ БЕЖИТ – ДЕТИ БЕГУТ КРАСНЫЕ ПЛАТЬЕ - КРАСНОЕ ПЛАТЬЕ

Слайд 27

ОТВЕСНЫЙ СКАЛЫ - ОТВЕСНЫЕ СКАЛЫ ЖЕЛТЫЕ ЛИСТЬЯМИ - ЖЕЛТЫЕ ЛИСТЬЯ

Слайд 28

ОПТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ Замены и смешения графически сходных букв П - Т ПОС Т ЕЛА -ПОС П ЕЛА Т РУЖИНА - П РУЖИНА

Слайд 29

И - У Ш И МНО - Ш У МНО ГРУСТ У Т - ГРУСТ И Т О - А ПЛ О ВНО - ПЛ А ВНО Б О БУШКА - Б А БУШКА

Слайд 30

Л - М БЫ М - БЫ Л С ПО Л ОЩЬЮ – С ПО М ОЩЬЮ Ш - Щ ПРО Ш АНИЕ - ПРО Щ АНИЕ

Слайд 31

Б - Д Д ЕЛОЧКА - Б ЕЛОЧКА К - Н ЖАР Н ИЙ - ЖАР К ИЙ Х - Ж Ж ОРОШИ - Х ОРОШИ

Слайд 32

Искажение графического образа букв Зеркальное письмо З – Е, Э - С Пропуски элементов букв

Слайд 33

Написание лишних элементов Неправильное расположение элементов



Предварительный просмотр:

ЗАИКАНИЕ

ЗАИКАНИЕ – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

СИМПТОМЫ ЗАИКАНИЯ

КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАИКАНИЯ

ПО КЛИНИЧЕСКИМ ПРОЯВЛЕНИЯМ

ПО ФОРМЕ СУДОРОГ

                                                                                           

ВИДЫ СУДОРОГ ПО МЕСТУ ОБРАЗОВАНИЯ



Предварительный просмотр:

КЛАССИФИКАЦИЯ НАРУШЕНИЙ ПРОИЗНОШЕНИЯ

Недостатки произношения свистящих (С, СЬ, З, ЗЬ, Ц) и шипящих (Ш, Ж, Щ, Ч) звуков называют сигматизмом. (Искажения называют сигматизмом, замены – парасигматизмом).

Виды сигматизма:

1. Межзубный сигматизм. При произнесении свистящих и шипящих звуков кончик языка находится  между передними зубами, придавая этим звукам оттенок шепелявости.

2. Губно-зубной сигматизм. Нижняя губа подтягивается к верхним резцам. Струя воздуха рассеивается  по всей плоскости спинки языка, раздувая щеки.  При  этом сигматизме свистящие и шипящие звуки произносятся как ф или в (фанки – санки, вук – жук).

3. Призубный сигматизм. Кончик языка упирается  в зубы, преграждая свободный выход воздуха, через межзубную щель, так что  вместо шипящих и свистящих звуков слышится притупленный звук (танки – санки, дайка - зайка, туба – шуба, даба – жаба).

4. Шипящий сигматизм. Кончик языка упирается в нижние десны или несколько оттянут от них, а спинка языка выгнута горбом к небу – слышится отчетливый мягкий, шипящий звук, подобный звуку шь (шябака – собака, шяхар – сахар, жялоба – жалоба).

5. Боковой сигматизм встречается в двух формах: 1) голосовыдыхательная струя  проходит через один или оба прохода между боковыми зубами и краями языка, кончик языка поднят кверху; 2) спинка языка горбом плотно прикасается к небу, а выдыхательный ток проходит по одной или обеим сторонам рта у коренных зубов. В обоих случаях слышится неприятный звук типа льхь.

6. Носовой сигматизм. При произнесении свистящих и шипящих звуков корень языка поднимается  к опущенному мягкому нёбу, которое открывает проход в носовую полость, получается хлюпающий звук с гнусавым оттенком.

Парасигматизмы свистящих звуков проявляются чаще всего в следующих заменах: ц – с, ц – т, с – т, с – ф, с - с’, з – д, з – в, з - з’, з – с.

Парасигматизмы шипящих звуков проявляются в следующих основных заменах: ш – с, т, ж; ж – з, д, ш; щ - с’, ш, т; ч – щ, т’, с.

Недостатки произношения звуков Л, ЛЬ называют ламбдацизмом, замена звуков Л, ЛЬ – параламбдацизмом.

Виды ламбдацизма:

1. Губно-губное произношение, напоминающее звук у. В этом случае звук произносится с участием губ, кончик языка опущен, лежит на дне ротовой полости.

2. Губно-зубное произношение, напоминающее звук в. Нижняя губа приближается к верхним зубам, кончик языка лежит на дне ротовой полости.

3. Межзубное произношение. При этом виде ламбдацизма кончик языка находится между зубами.

4. Смягченное произношение, среднее между твердым и мягким произношением. В этом случае звук Л произносится с более приподнятой средней частью спинки языка.

5. Носовое произношение. При этом виде ламбдацизма мягкое нёбо опущено, корень языка поднимается до мягкого нёба, воздух уходит в нос, слышится очень неприятный гнусавый звук.

К параламбдацизму относятся  все замещения твердого или мягкого звука Л другими звуками: в, у, р, д, ы, н, л’.

Недостатки произношения звуков Р, РЬ называют ротацизмом, замены звуков Р, РЬ – параротацизмом.

Виды ротацизма

1. Губно-губное, или «кучерское» произношение, при котором губы вибрируют  как в звукоподражании тпру.

2. Одноударное произношение. В этом случае вибрация кончика языка отсутствует, кончик языка ударяется лишь один раз об альвеолы верхних резцов.

3. Боковое произношение. При этом виде произношения различаются двусторонний и односторонний боковой ротацизм. При одностороннем произношении кончик языка отклоняется вправо или влево (правосторонний или левосторонний боковой ротацизм). При двустороннем боковом ротацизме вибрируют боковые края языка.

4. Картавое, или горловое произношение. Выделяются два его подвида: велярное Р, которое образуется вибрацией мягкого нёба, и увулярное, при котором вибрирует маленький язычок.

5. Носовое произношение, когда звук Р с гнусавым, носовым оттенком, так как воздушная струя проходит через нос.

Звук Р чаще всего заменяется следующими звуками: л, л’, ј, д, г, в.

Нарушения произношения звука ј называется йотоцизмом:

1.  Отсутствие звука ј («олка», «ама»).

2. Замена звуком л’.

Нарушения произношения звуков к, к (каппацизм),  г, г(гаммацизм), х, х (хитизм).  



Предварительный просмотр:

НАРУШЕНИЯ  ТЕМПА  РЕЧИ

Б

радилалия -  патологически  замедленный темп речи.  Термин произошел от греческих слов brabus – медленный, lalia – речь. Проявляется  в замедленной  реализации артикуляторной речевой программы, является центрально обусловленной, может быть органической или функциональной.

В патогенезе брадилалии большое значение имеет патологическое усиление тормозного процесса, который начинает доминировать над процессом возбуждения.  

Брадилалия может быть  самостоятельным речевым нарушением темпа речи, а также наблюдаться в клинике некоторых форм психических заболеваний: при олигофрении, в неврологической клинике у больных с последствием менингоэнцефалита, при дистрофических,  органических заболеваниях центральной нервной системы, травмах, опухолях головного мозга и т.д. В этих случаях она сочетается с брадикинезией (замедленностью всех движений), астенизацией, общей заторможенностью, вялостью, слабостью и пр.

Речевая симптоматика брадилалии многообразна: замедленность темпа внешней (экспрессивной) и внутренней речи, замедленность процесса чтения и письма, монотонность голоса, удлинение пауз между словами или замедленное, растянутое произношение звуков речи и удлинение пауз между звуками слова.

Звуки и слова сменяют друг друга менее быстро, чем при нормальных условиях, хотя образуются правильно. Если слоги разделяются между собой короткими паузами, то речь становится скандированной.

При брадилалии голос монотонный, теряет модуляцию, сохраняет постоянно одну и ту же высоту, иногда появляется носовой оттенок. Дети с брадилалией произносят фразу с паузами между словами, растягивая слоги на гласных звуках, смазывая артикуляцию. Такая речь неэстетична и мешает общению с окружающими, так как вызывает у них напряжение и истощение внимания, неприятные ощущения и утомление.

Т

ахилалия – патологически ускоренный темп речи. Термин произошел от  греческих слов tachis – быстрый, lalia -  речь. Проявляется в ускоренной реализации артикуляторной  речевой программы, является центрально обусловленной, органической или функциональной.

Центральным звеном в патогенезе тахилалии является расстройство темпа внешней и внутренней речи за счет патологического преобладания  процессов возбуждения.

Речевая симптоматика тахилалии характеризуется  следующими признаками: ненормально быстрый темп (вместо 10-12 звуков в секунду произносится 20-30) речи без резких искажений фонетики и синтаксиса.  Речь отличается неудержимой стремительностью. При торопливости могут проявляться расстройство речевого внимания, запинки, повторения, проглатывания, перестановки слогов, слов, искажения предложений, неясность произношения фраз и т.д.

Патологически ускоренный темп  нередко сочетается с другими нарушениями речи лексико-грамматического и фонетического характера.

Б

аттаризм (парафразия) – неправильное формирование фразы как следствие особого нарушения речевого внимания, тяжелых расстройств темпа речи. Часто сочетается с другими нарушениями речи.

В качестве  причин и механизмов возникновения можно рассматривать  соматические, психогенные факторы и привычку. Механизм баттаризма можно объяснить преобладанием процесса возбуждения над процессом торможения вследствие аномалий центральной нервной системы.

С лингвистической точки зрения парафразию можно рассматривать  как синтаксическое расстройство, которое выражается в нарушении правильного распорядка слов при развертывании фразы.

П

олтерн (спотыкание) – патологически ускоренная речь с наличием прерывистости  темпа речи несудорожного характера (запинками, спотыканием, необоснованными паузами).  Характеризуется нарушением общей и речевой моторики. Часто сочетается с другими нарушениями речи.

Чистые формы спотыкания обусловлены врожденными конституциональными аномалиями развития. Речь при спотыкании носит поверхностный и одновременно абстрактный характер и является рубленной, нечеткой по смыслу высказывания и способу артикулирования. В ней проявляются элементы аграмматизма и нарушений синтаксиса (провалы, телескопирование, вставки, нарушения согласования и управления слов во фразе), которые отражают внутренний беспорядок мышления.  Речь недостаточно выразительна из-за быстроты, аритмии, захлебываний.

Речевые нарушения при батаризме (парафразии) и полтерн (спотыкании) касаются внешней, внутренней и письменной речи. Для устной речи  людей с этими расстройствами характерны поспешность, малая понятность, расстройства в образовании отдельных звуков, пропуски, перестановки, изменения звуков, слогов, выпадения и изменения слов и целых фраз. Предложения короткие, мало связанные  между собой, детали отсутствуют. Поспешность речи приводит к спотыканию: человек не сразу произносит звук, беззвучно движутся  губы и язык. Имеются расстройства дыхания, голоса, дикции. Отсутствует звонкость, часты симптомы перенапряжения голоса, иногда имеются монотонность и носовой оттенок.

Люди с баттаризмом и полтерн читают также, как и говорят: длинные фразы предпочитают членить на короткие. В процессе письма наблюдаются остановки движущейся руки, пропуски, перестановки, замены, неправильное написание букв, слогов, слов и целых фраз.

При этих расстройствах  нарушены все стороны речевой деятельности: импрессивная и эскпрессивная речь, просодия, голос, речевое дыхание, речевая моторика, лексико-грамматический строй речи, синтаксис, семантика; наблюдаются постоянные трудности в выборе слов, в общих формулировках и в выражении своих мыслей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как помочь неуспевающему школьнику? (рекомендации для учителей начальных классов)

Рекомендации для учителей начальных классов по коррекции учебных навыков...

как помочь ребенку, который плохо читает? советы логопеда

Ребёнок плохо читает. Почему? Каковы причины? Что нужно сделать, чтобы чтение из мучения превратилось в удовольствие?...

Как помочь неуспевающему ребёнку? Рекомендации учителя-логопеда.

Современные взгляды в образовании на проблемы неуспеваемости обучающихся. Пути решения этой проблемы в школе....

КАК ПОМОЧЬ НЕУСПЕВАЮЩЕМУ ШКОЛЬНИКУ

Проблема грамотного письма  всегда  была актуальной. К счастью, проблемы нарушений письма волнуют не только учителей и логопедов, но и родителей. Цель данной статьи - помочь родителям, имеющ...

Консультация для родителей "Как помочь неуспевающему школьнику"

Проблема грамотного письма  всегда  была актуальной. К счастью, проблемы нарушений письма волнуют не только учителей и логопедов, но и родителей. Цель данной статьи - помочь родителям, имеющ...

КАК ПОМОЧЬ НЕУСПЕВАЮЩЕМУ ШКОЛЬНИКУ. СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА

Выступление на родительском собрании.  Материал предназначена  для  родителей  слабоуспевающих младших школьников....

КАК ПОМОЧЬ НЕУСПЕВАЮЩЕМУ ШКОЛЬНИКУ. СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА.

Статья содержит советы логопеда для родителей, у которых дети испытывают трудности при письме и чтении. Краткий обзор специфических ошибок, а также игры и упражнения направленные на предупреждение дан...