как помочь ребенку, который плохо читает? советы логопеда
статья по теме

Миронова Любовь Александровна

Ребёнок плохо читает. Почему? Каковы причины? Что нужно сделать, чтобы чтение из мучения превратилось в удовольствие?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon почему ребенок плохо читает?35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Как помочь ребёнку, который плохо читает?

  • Если ребёнок затрудняется в различении звуков на слух, то при чтении он заменяет те буквы, которые соответствуют не различаемым им по слуху звукам (например, читает САПЛЯ вместо ЦАПЛЯ, ТЕРЕВО вместо ДЕРЕВО и т.п.). В этих случаях в процессе чтения он постоянно сомневается в том, как нужно "озвучить" букву - С или Ц?

Самое основное - воспитать у ребёнка чёткую слуховую дифференциацию звуков речи, после чего исчезнут и трудности в назывании соответствующих букв.

  • Если вы заметили у ребёнка побуквенное чтение (т.е. трудности синтезирования, слияния звуков в слоги), самые  разнообразные  искажения звуко-слоговой структуры слов (пропуски  или добавления звуков и слогов, а также их перестановки), то нужно сформировать устойчивый навык анализа и синтеза речевого потока.

  • Если у ребёнка отмечается "зеркальное" чтение (при котором  оно осуществляется в направлении справа налево, вследствие чего прочитывается, например, НО вместо ОН), то имеет место задержка в формировании зрительно-пространственных представлений, над их развитием и необходимо работать.

  • Бывает такое нарушение чтения, как соскальзывание с одной строки на другую вследствие невозможности её прослеживания взглядом. В этих случаях в течение некоторого времени ребёнку предлагается читать "по линейке" (при её помощи закрываются ниже  расположенные строчки) или даже через специальную прорезь,  сделанную только для одной строки.

  • На определённом этапе обучения чтению ребёнок начинает пользоваться смысловой догадкой и уже не дочитывает слово до конца, а самостоятельно договаривает его. Но если он уже привык говорить МНОГО ЗЕРКАЛОВ или СТАДО ОЛЕНЕВ, то именно так аграмматично он эти слова и «прочтёт». Чтобы преодолеть это,  необходимо формирование у ребёнка грамматических систем словоизменения и словообразования. Большую помощь в этом деле может оказать и приучение ребёнка к дочитыванию слов до конца с обращением особого внимания на их окончания. Это будет способствовать постепенному овладению им принятыми в языке правилами согласования слов.  

  • Нередко трудности в чтении связаны с непониманием смысла прочитанного даже при условии технически правильного чтения. Часто такое непонимание бывает обусловлено послоговым и в особенности побуквенным чтением.  Правильно прочитав слово по слогам, ребёнок не может объединить эти слоги в единое целое и узнать прочитанное слово. В этих случаях ребёнок обычно затрудняется при выполнении таких заданий:

а) узнать и назвать слово, предъявленное в виде отдельных звуков (например, К-О-Ш-К-А);

б) узнать и назвать слово, предъявленное по слогам (например,  КАР-ТИ-НА).

Для преодоления этих трудностей необходимы систематические упражнения в выполнении подобных заданий.

  • Непонимание прочитанного может заключаться в бедности  словарного запаса ребёнка и в непонимании им грамматических  связей между словами.

Так, если ребёнок не знает значений многих слов, то смысл прочитанного ему будет непонятен. То же самое и в отношении недостаточного понимания связей между словами.

Здесь можно провести некоторую аналогию с переводом иностранного текста. Можно выписать и правильно перевести все слова, но так и не понять смысла предложения по причине недостаточного владения законами грамматики данного языка. Примерно в таком же положении нередко оказывается и ребёнок, не владеющий или плохо владеющий грамматическими законами своего родного языка.

Для преодоления такого рода трудностей необходимо обогащать словарный запас ребёнка и работать с ним над усвоением грамматических закономерностей языка.

     

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как помочь неуспевающему школьнику. Советы логопеда.

Данная статья предназначена для  родителей  слабоуспевающих младших школьников. В работе дана характеристика нарушений письма, описаны основные дисграфические ошибки, приведены примеры игр и...

Мой ребенок первоклассник. Советы, как помочь ребенку адаптироваться.

Мой ребенок первоклассникСоветы, как помочь ребенку адаптироваться.Совет первый: самое главное, что вы можете подарить своему ребенку, — это ваше внимание.Выслушивайте его рассказы о школе, зада...

Советы логопеда: как исправить плохой почерк

В статье даны несколько советов о том, как улучшить почерк...

КАК ПОМОЧЬ НЕУСПЕВАЮЩЕМУ ШКОЛЬНИКУ. СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА

Выступление на родительском собрании.  Материал предназначена  для  родителей  слабоуспевающих младших школьников....

КАК ПОМОЧЬ НЕУСПЕВАЮЩЕМУ ШКОЛЬНИКУ. СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА.

Статья содержит советы логопеда для родителей, у которых дети испытывают трудности при письме и чтении. Краткий обзор специфических ошибок, а также игры и упражнения направленные на предупреждение дан...