Как помочь неуспевающему ребёнку? Рекомендации учителя-логопеда.
консультация по логопедии на тему

Белякова Светлана Викторовна

Современные взгляды в образовании на проблемы неуспеваемости обучающихся. Пути решения этой проблемы в школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное общеобразовательное  учреждение

«Средняя  школа № 3 г. Волжского Волгоградской области»

(МОУ СШ  № 3)

404106 г. Волжский,  Волгоградской области, ул. Прибрежная,91 ; тел./факс : 27-15-02 school3-vlz@mail.ru

 ИНН/КПП   3435881261/343501001

Педагогический совет

 «Современные взгляды в образовании на проблемы неуспеваемости обучающихся. Пути решения этой проблемы в школе»

Выступление на тему «Как помочь неуспевающему ребёнку? Рекомендации учителя-логопеда»

                                                                                         Подготовили:

Андрющенко О.В., учитель-логопед;

                                                                               Белякова С.В., учитель-логопед

29.03.2018г.

слайд 1

        По статистике всё чаще учащиеся начальной школы испытывают трудности  при усвоении учебного материала по русскому языку и чтению. Это приводит к неуспеваемости и сопутствующим переживаниям.

       В повышении качества образования и воспитания немаловажную роль играет психолого-педагогическое изучение школьников, своевременное выявление причин отставания отдельных учеников и выбор наиболее эффективных путей устранения этих отставаний.

       Одной из распространенных причин неуспеваемости учащихся начальных классов общеобразовательной школы являются разнообразные нарушения устной и письменной речи, которые нередко затрудняют овладение правильным чтением и грамотным письмом.

слайд 2

          В последние  несколько десятилетий ситуация резко изменилась к худшему. На основании специально проведенных исследований, с полной ответственностью можно утверждать ,что более половины детей (55,5%) приходят теперь в первые классы массовых школ в состоянии явной неготовности к началу школьного обучения в связи с недостаточной сформированностью их устной речи.И одной из главных составляющих этой несформированности является бедность и недостаточная систематизированность (а нередко и полная несистематизированность) их словарного запаса.

слайд 3

       Начиная с 1977 года, количество учащихся начальных классов общеобразовательной школы с затруднениями подобного рода выросло с 8,7% до 70% и продолжает увеличиваться.

слайд 4

Дисграфия – нарушение процесса письма, проявляющиеся в повторяющихся, стойких ошибках, которые обусловлены несформированной высшей психической деятельностью, участвующей в процессе письма. Данное нарушение является препятствием для овладения учениками грамоты и грамматики языка.Дислексия – одна из распространенных проблем обучения у детей, которая проявляется специфическим расстройством чтения. Человек, страдающий дислексией, затрудняется овладеть навыками чтения

слайд 5

Одна из причин школьной неуспеваемости — дислексия и дисграфия,при которых ребенок не может выразить пережитое событие осмысленно даже внутри себя в виде связной речи.

слайд 6

Дизорфография — это стойкое нарушение в овладении орфографическими знаниями, умениями и навыками.

        Чтобы сразу снять вопрос о том, какое отношение  может иметь ограниченность словаря к изучению грамматических правил, считаю необходимым четко определиться: бедность словарного запаса никак не мешает запоминанию, заучиванию любых правил, поэтому даже «безграмотные» ученики знают их обычно хорошо. Но простое знание правил не обеспечивает грамотного письма, поскольку эти знания являются первым и даже не самым главным этапом их усвоения. Об освоенности правила можно говорить только тогда, когда ученик способен свободно применить его на практике и благодаря этому уверенно избежать ошибок на письме.

             Вот этот второй важнейший этап усвоения правила, овладения им оказывается полностью недоступным учащимся с бедным и несистематизированным словарным запасом, что объясняется следующим. Для практического применения грамматических правил необходимо умение быстро (почти мгновенно!) и к тому же безошибочно подбирать проверочные слова, чего не может сделать ученик с отставанием в развитии словарного запаса. Эти ученики ( даже старшеклассники!) практически не ориентируются в имеющемся у них небогатом словарном запасе, то есть не знают точного смыслового значения многих слов и тем более не чувствуют их смыслового « родства». Это приводит к тому, что даже в условиях спокойной и небыстрой диктовки «один на один» они подбирают проверочные слова очень долго, методом проб и ошибок, причем часто неправильно (в качестве проверочного к слову «громыхает» вместо «гром» подбирают «грамота», к слову «большой»-«боль», к слову «весенний»-«весело», к слову « листва»-«лестница», к слову « начальный»-« ночь» и т.п.)

         Вполне понятно, что в условиях классной диктовки такой ученик оказывается совершенно беспомощным и вынужденным писать наугад, хотя он четко отвечает , что «надо поставить сомнительную гласную под ударение». Но как ее поставить, какое проверочное слово здесь можно подобрать — именно это и есть для него самый настоящий « темный лес!» Здесь-то и проявляется в полной мере его явная неготовность к началу школьного обучения.

         Именно поэтому многие родители искренне недоумевают, почему их ребенок «хорошо знает все правила», но только почему-то не умеет их применять. Письменная речь формируется только в условиях целенаправленного обучения. Ее механизмы связаны с образованием динамического стереотипа слова в единстве акустических, оптических и кинетических составляющих. Разные системы мозга вносят свой собственный вклад в реализацию любой психической функции, при этом созревают они неодновременно и функционируют асинхронно. Так, правое полушарие (эмоции) демонстрируют зрелость уже к 5 годам, а левое (речевые зоны) — только к 8-12 годам. Удержание информации в памяти обеспечивается целостной деятельностью мозга, которая зависит и от формирования подкорково — корковых и межполушарных взаимодействий, объединяющих работу различных церебральных систем в единое целое.

        Нарушение звукопроизношения, фонематического и лексико-грамматического развития, как правило, имеет церебрально-органическое происхождение и влечет за собой выше описанные проблемы письма и чтения, которые растут вместе с ребенком.

     Для того, чтобы заложить необходимые основы, на которые «лягут» преподаваемые в школе правила грамматики, предлагаю вашему вниманию важнейшие направления коррекционной работы.

слайд 7

     В целом необходимо делать следующее:

1. Обеспечить знание детьми достаточно большого количества слов (существительных, прилагательных, глаголов, наречий) путем систематической работы над обогащением словарного запаса).

 2. Обеспечить точное понимание смыслового значения каждого усвоенного ими слова, ибо не должно быть в их речи таких слов, за которыми «ничего не стоит».

 3. Позаботиться о систематизации имеющегося у них словарного запаса, то есть помочь им почувствовать существование внутренней связи между отдельными большими группами слов, объединенных в эти группы по каким-то определенным принципам (например, одни слова обозначают предметы, другие- действие, третьи- признаки предметов и действия, причем внутри каждой из названных групп выделяются более мелкие подгруппы).

 4. Познакомить с переносным значением многих слов (типа «золотая осень», «светлая голова» и пр.)

5. Воспитать простейшие навыки словообразования (образование новых однокоренных слов при помощи приставок и суффиксов).

6. Научить отличать «родственные» по своему смысловому значению слова, имеющие общий корень, от слов лишь внешне похожих, сходных по звучанию, но совершенно различных по смыслу (бра, брат, брак, брать; торт, корт, сорт, порт, борт, форт).

7. Воспитать на этой основе первоначальный практический навык самостоятельного подбора родственных слов. На всех этапах обучения предусматриваются упражнения для развития связной речи ребенка и используются современные технические средства: компьютер, интерактивная доска.

слайд 8

В условиях школьного логопункта на занятиях мы уделяем огромное  внимание работе по развитию лексико-грамматического строя речи обучающихся.

   Предложенные игры и упражнения  являются результатом отражения практической деятельности работы с детьми с ЗПР в условиях школьного логопункта. Они могут быть использованы  на уроках обучения грамоте,  русского языка, окружающего мира.

    С проектом мы  выступали на городском  МО учителей-логопедов и на МО учителей начальной школы, а в региональном фестивале презентаций педагогических проектов заняли 1 место.

слайд 9

В заключении хочется сказать, что любые проявления трудностей в обучении в начальной школе нельзя оставлять без внимания и надеяться, что со временем все само пройдет. А без  выявления причин  невозможна эффективная работа по преодолению и повышению школьной успеваемости. На помощь в решении проблем приходит логопедический пункт.

Одной из основных задач логопедических пунктов при общеобразовательных школах является предупреждение и своевременное преодоление нарушений устной и письменной речи и обусловленной ими неуспеваемости по родному языку и другим предметам.Если причины неуспеваемости вовремя не выявить,дети с такими нарушениями попадают на логопедический пункт после одного или нескольких лет обучения в общеобразовательной школе, то это осложняет работу логопеда, так как ему приходится работать не только над коррекцией устной и письменной речи, но и над формированием предпосылок, необходимых для продуктивного усвоения программы обучения родному языку. Тем самым удлиняется срок занятий с таким ребенком на логопедическом пункте и уменьшается число детей, которым учитель-логопед мог бы оказать специальную помощь. Поэтому необходимо как можно раньше выявлять учащихся с отклонениями в развитии речи и направлять их для занятий к логопеду.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

КАК ПОМОЧЬ НЕУСПЕВАЮЩЕМУ РЕБЁНКУ? РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА Подготовили учителя-логопеды Андрющенко О.В Белякова С.В.

Слайд 2

СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ

Слайд 3

СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ

Слайд 4

ДИСГРАФИЯ И ДИСЛЕКСИЯ Дисграфия -нарушение процесса письма. Дислексия –нарушение процесса чтения

Слайд 5

НАРУШЕНИЯ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА

Слайд 6

ДИЗОРФОГРАФИЯ

Слайд 7

РЕКОМЕНДАЦИИ 1.Обогащать словарный запас. 2. Работать над пониманием смыслового значения слова. 3. Систематизировать имеющийся словарный запас. 4. З накомить с переносным значением слов. 5. Формировать навыки словообразования. 6. У чить отличать слова , сходные по звучанию, но совершенно различные по смыслу.

Слайд 8

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Слайд 10

1.Выучить слова: весна, капель, проталинки, ручейки, сосульки, подснежники, птицы, первые, быстрые, острые, тает, греет, текут, висят, вырастают, прилетают. 2.Придумать как можно больше слов, отве­чающих на вопросы: «Кто?» или «Что?», по теме «Весна». Тает (что?)… зеленеет... бегут… прилетают... появляются... цветут... распускаются...покрываются листьями.. 3.Придумать как можно больше слов, отвеча­ющих на вопросы: «Что делает?», «Что делают?», по теме «Весна» Солнце (что делает?)... птицы... снег... трава... сосульки... деревья... ручьи...сады... почки... яблони...листья... 4. Придумать как можно больше слов, отвеча­ющих на вопросы: «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?» Солнце (какое?)...сосулька...небо... ручей... облака...листочки...снег... 5.Игра “Один – много”. Капля – капли, ручей – ручьи, сосулька – сосульки, цветок – цветы, птица – птицы… 6. СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА НА ТЕМУ «ВЕСНА» Наступает весна. Солнышко светит ярче, «заплакали» сосульки с крыш. Снег тает, и на первых проталинах появляются подснежники. Перелетные птицы стаями возвращаются из теплых стран. Они вьют гнезда и выводят птенцов. Животные пробуждаются от зимней спячки. Появляются первые насекомые.

Слайд 11

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

С чего начать обучение чтению? (Рекомендации учителя-логопеда)

Знакомство со звуками, обучение слогослиянию, словесные игры и упражнения....

Как помочь неуспевающему школьнику? (рекомендации для учителей начальных классов)

Рекомендации для учителей начальных классов по коррекции учебных навыков...

Рекомендации учителя- логопеда родителям будущих первоклассников.

Рекомендации родителям будущих первоклассников...

Рекомендации учителя-логопеда на лето

В данном файле представлена общая рекомендации учителя-логопеда на период летних каникул....

Практические рекомендации учителя-логопеда учителю начальных классов по преодолению специфических ошибок на письме у учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС

Практический материал для учителей начальных классов по преодолению специфических ошибок на письме у учащихся начальных классов...

Рекомендации учителя-логопеда для родителей первоклассников

1 класс - это старт, и от того, как он пройдёт, зависит скорость и качество всей дальнейшей дистанции. Поэтому прежде, чем стартовать, убедитесь, что ваш ребёнок готов к этому. Убедитесь, что его речь...

Практические рекомендации учителя-логопеда. (для учителей, воспитателей и родителей)

laquo;Правильная речь открывает человеку новый мир»Н. М. Карамзин...