Статья -«МАЛЕНЬКИЕ» АВТОДОРОЖНЫЕ МОСТЫ-2017
статья на тему

Пешеходные мосты являются отдельным классом сооружений. У инженеров-мостовиков сложилось отношение к пешеходным мостам как к 'маленьким' автодорожным мостам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1a.statya-malenkie_avtodorozhnye_mosty_-1.kremneva2017-1.doc223.5 КБ

Предварительный просмотр:

Кремнева Л. В.,  Зайцева Н. Н.

ГБПОУ ВО «Борисоглебский дорожный техникум»

Россия,  г. Борисоглебск

«МАЛЕНЬКИЕ» АВТОДОРОЖНЫЕ МОСТЫ

Мосты — сложные технические сооружения. Традиционно мостовые сооружения по назначению подразделяют на автомобильные, железнодорожные, пешеходные и мосты специального назначения. Все эти виды мостов схожи, но имеют ряд характерных свойств.

В нашей стране у инженеров-мостовиков исторически сложилось отношение к пешеходным мостам как к «маленьким» автодорожным мостам.

Пешеходные мосты являются отдельным классом сооружений, а не «автодорожными мостами для пешеходов», и, следовательно, требуют особого подхода к проектированию.    

 Необходима разработка методики проектирования пешеходных мостов, специальных норм проектирования. Следует особое внимание обратить на временную нагрузку на пешеходных мостах. Кроме того, в силу восприятия пешеходных мостов непосредственно пешеходами, требуется особенно тщательная архитектурно-дизайнерская проработка пешеходных мостов.

1) Общие сведения

          В связи с увеличением интенсивности движения автомобильного транспорта все актуальнее становится вопрос об устройстве пешеходных переходов в разных уровнях с автодорогой вместо обычной зебры. Размещаются переходы над улицами, площадями, железнодорожными путями и другими элементами городской среды, в том числе пешеходные торгово-сервисные переходы.

Эти сооружения: 1) снижают  количество ДТП, то есть смертность в населенных пунктах; 2) повышают скорость движения транспортного потока.

         По конфигурации в плане различают:

— пешеходные переходы линейного типа - переходы-связки, устраиваемые, как правило, на перегонах улично-дорожной сети, имеющие прямую или изогнутую в плане конфигурацию;

— пешеходные переходы-распределители - развитые в плане пешеходные переходы, устраиваемые на транспортно-пересадочных узлах для распределения пешеходных потоков по различным направлениям, с различной конфигурацией в плане - разветвленные, кольцевые, прямоугольные и др.

По количеству пролетов в конструкции поперечного сечения внеуличного пешеходного перехода выделяются:

— однопролетные пешеходные переходы - пешеходные переходы, устраиваемые в виде тоннеля с прямоугольным сечением;

— двух - и трехпролетные пешеходные переходы - пешеходные переходы, имеющие прямоугольное сечение, усиленное соответственно одним или двумя рядами колонн в продольном направлении.

        При выборе типа пешеходного перехода следует учитывать: характер окружающей застройки, ее историко-культурную, архитектурно-градостроительную значимость; рельеф местности; геологические и гидрогеологические характеристики; степень использования подземного пространства в месте предполагаемого размещения; условия организации и безопасности движения транспорта и пешеходов. Конфигурация и объемно-планировочное решение пешеходных переходов должны учитывать направления движения основных пешеходных потоков и интенсивность пешеходного движения по направлениям.

2) Характеристика надземных пешеходных переходов

      Значительное количество переходов составляют надземные пешеходные переходы, которые имеют ряд преимуществ перед подземными:

— меньшая стоимость;

— отсутствие необходимости сужения дороги на время производства работ;

— меньшая зависимость от геологических условий;

— затрагивание меньшего количества коммуникаций, находящихся в районе строительства;

— отсутствие необходимости круглогодичного освещения и, как следствие, возможность подключения к линии освещения дороги;

— возможность наблюдения со стороны всего происходящего в переходе.

         Однако с социальной точки зрения основным недостатком надземного перехода по сравнению с  подземным переходом является больший (почти в два раза) перепад высот (большее количество ступеней) между поверхностями дороги и прохожей части на переходе. В соответствии с действующими нормами расстояние от уровня проезда до низа конструкции должно составлять не менее 5 м.

   Длина пролета перехода может колебаться в значительных интервалах, но в основном этот размер находится в пределах 33 м. Сходы перехода имеют уклон около 1:3, а размер ступеней 12 х 36 см. Тем большее значение при устройстве надземных переходов следует уделять проблеме "лишних ступеней", которые необходимо сокращать самым настойчивым образом.

      В ряде проектов надземных переходов, видимо, с целью снижения стоимости строительства применяются железобетонные пролетные строения из балок для автодорожных мостов. Такие пролетные строения при длине до 28 м имеют строительную высоту 1, 3 м, а при пролете 33 м соответственно 1, 6м. Высота подъема пешеходов над дорогой на таких переходах увеличивается с 5, 6 м до 6, 6 м или на 20 %, так же увеличивается длина каждого схода на величину до 4 м и возрастает материалоемкость опор (из-за большего собственного веса пролетных строений).

3) Конструктивные решения

           Есть ли решение, которое поможет и тем, и другим? Очевидно, да – решений много. Строительство новых дорог, надземных пешеходных переходов, увеличение полос движения, в Китае, например, вводят ограничения на использование автомобилей с определенными номерами в  четные/нечетные дни. Строительство надземных пешеходных переходов поможет не только пешеходам, но и автомобилистам быстрее преодолевать места с большим потоком пешеходов. Отсюда и улучшение экологии за счет уменьшения выхлопных газов – автомобилисту нет необходимости снова разгонять машину, а на малых оборотах расход сжигаемого бензина увеличивается в два с лишним раза.

        Существует масса конструкций надземных пешеходных мостов, с использованием различного рода материалов: бетон, сталь. Альтернативной конструкцией пролетного строения надземного пешеходного перехода является ферма с внедрением новой и передовой технологии, заключающейся                                                                        

в использовании холодногнутых тонкостенных профилей.

      Путем отказа от «мокрых» работ увеличится скорость монтажа конструкции, уменьшится время остановки трафика на магистрали строительства. За счет снижения веса пролетного строения уменьшаются требования к размерам фундаментов, а следовательно и стоимость строительства падает.

     Ярким примером такой конструкции является торгово-пешеходный мост «Багратион» через Москву-реку, сданный в эксплуатацию в 1998 г. Это первый крупный пешеходный мост в России, возрождающий традиции средневековых городов, когда мосты были воротами города и жизненным пространством одновременно.

Мост выполняет двоякую роль: обеспечивает пешеходную связь между берегами  р. Москвы и одновременно служит своеобразным пассажем с малыми формами торговли (киосками, бутиками). Мост оборудован движущимися тротуарами.

По статической схеме, определившейся архитектурно - планировочным
решением, мост представляет собой неразрезную двухпролетную балочную систему с пролетами
 147+49 м. 

Балка решена в виде металлической фермы с треугольной решеткой высотой 11,0 м (в соответствии с архитектурной концепцией) и размером панели 12,25 м.. Поперечное сечение фермы - также треугольное с одним верхним поясом и двумя нижними. Расстояние между осями нижних поясов равно 10,6м.

Мост двухъярусный. Пешеходное движение осуществляется в нижнем и среднем уровнях. Ширина нижней пешеходной зоны примерно 15 м, 
верхней - 11 м.

Нижний пешеходный уровень имеет закрытую остекленную галерею.
Верхний уровень - открытый. Связь между пешеходными уровнями

обеспечивается лестницами, лифтами и эскалаторами.

Опоры моста железобетонные, основанием русловых опор служат

буровые столбы, береговая опора сооружена на естественном основании.