Экспериментальная деятельность
методическая разработка

Актуальность темы:

Художественные достоинства архитектурного произведения проявляются в архитектонике - главном принципе построения композиции. Архитектоника - по­строение художественного произведения - выражает взаимообусловленность элементов и целого в конкретном объеме и их гармоническое сочетание.

 

Вообще в архитектуре значительное место уделяется применению различ­ных декоративных элементов и, в частности, лепному декору и орнаменту. До­словный перевод этих слов - украшения. Однако в русском языке применительно архитектуре они несут неоднозначный смысл. Французский термин «декор» более емкий, он больше соответствует русскому слову «убранство» и означает совокуп­ность разнообразных художественных средств. Латинский термин «Орнамент» имеет более конкретный смысл: ритмично или симметрично повторяющийся ри­сунок, выраженный линией, цветом или рельефом.

Лепить можно только из пластичных материалов, способных принимать и сохранять определенную форму. Но недостаток пластичности - восприимчивость к механическим и климатическим воздействиям, поэтому лепные изделия быстро теряют форму, они недолговечны.

Объект исследования: процесс обучения учащихся рельефной лепки.

Предмет исследования: рельефная лепка.

Цель исследования:

  • научить учащихся рельефной лепке;
  • выявить, учесть и развить творческие способности;
  • фронтально приобщить учащихся к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт;
  • формирование личностных качеств: трудолюбия, самостоятельности творчест­ва;
  • сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности учащегося, его потенци­альных способностей.

Прогнозируемый результат:

  • качество знаний, умений и навыков;
  • развить творческое мышление, воображение;
  • научить учащихся рельефной лепке;
  • усидчивость.

Задачи исследования:

  • выявить интересы, потребности и возможности учащихся при рельефной леп­ке;
  • формирование объемных представлений изображений предмета;
  • разработать критерии требования оценки готовых изделий из пластичных ма­териалов.

Гипотеза: повышение профессионального мастерства будет успешным при усло­вии, если:

  • разработать новые технологии профессиональной подготовки, то есть личностно - ориентированный подход к обучению учащихся;
  • моделировать профессиональное становление личности учащихся в лепном искусстве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperimenalnaya_deyatelnost_topshinoevoy_l.docx18.93 КБ

Предварительный просмотр:

Экспериментальная деятельность

Доклад Топшиноевой Л.A.

Рельефная лепка

Актуальность темы:

Художественные достоинства архитектурного произведения проявляются в архитектонике - главном принципе построения композиции. Архитектоника - построение художественного произведения - выражает взаимообусловленность элементов и целого в конкретном объеме и их гармоническое сочетание.

Вообще в архитектуре значительное место уделяется применению различных декоративных элементов и, в частности, лепному декору и орнаменту. Дословный перевод этих слов - украшения. Однако в русском языке применительно архитектуре они несут неоднозначный смысл. Французский термин «декор» более емкий, он больше соответствует русскому слову «убранство» и означает совокупность разнообразных художественных средств. Латинский термин «Орнамент» имеет более конкретный смысл: ритмично или симметрично повторяющийся рисунок, выраженный линией, цветом или рельефом.

В различные исторические эпохи менялись принципы и художественные приемы построения архитектурных композиций, иными словами - менялся стиль, что означает совокупность характерных отличительных признаков, присущих искусству какого-либо народа или исторического периода.

Архитектурное наследие, остающееся поколениям от своих предков, настолько велико и обильно, что к нему начинают внимательно и бережно относится лишь тогда, когда оно приближается к рубежу своего исчезновения. Несмотря на это, до нас дошло большое разнообразие архитектурных форм и композиционных приемов. С древних времен художественная обработка построек сопровождает строительное искусство, органично сливается с ним и объединяется в единое понятие - архитектура.

Следует отметить, что лепной декор в архитектуре, в отличие от большинства декоративных отделок, занимает особое место. Это обусловлено технологической спецификой лепки. Например, камень сразу же после фактурной обработки или из-под резца можно устанавливать на место. Изделие лепщика, прежде чем будет установлено, проходит сложную технологическую подготовку.

Лепить можно только из пластичных материалов, способных принимать и сохранять определенную форму. Но недостаток пластичности - восприимчивость к механическим и климатическим воздействиям, поэтому лепные изделия быстро теряют форму, они недолговечны.

Прошло много времени, прежде чем люди научились приводить пластичные модели в жесткие прочные изделия. Корни мастерства лепщиков архитектурных деталей уходят в глубокую древность. Фантастические глиняные маски с изображением Горгоны, выполненные руками ремесленников Этрурии, широко применялись в качестве украшений, прикрывающих торцы стропильных конструкций.

В римскую эпоху на основе этого мастерства развивается производство архитектурных деталей из терракоты - тщательно обработанной чистой глины, обоженной до спекания. Это искусство в некоторой мере заменяло трудоемкий процесс резьбы по камню и в то же время вносило свой художественный колорит.

Терракотовые изделия отличаются большим разнообразием цветов (от кремового, красно-коричневого до черного) не говоря о многообразии их форм. Наивысшего расцвета, а затем и массового применения в архитектуре лепное искусство приобретает позже, когда был накоплен опыт использования штукатурных растворов с применением гипса.

В России начало этого периода совпадает с деятельностью Петра I (начало строительства Петербурга). В это время мастерство лепки достигает высоких художественных форм. Именно тогда в русском зодчестве формируется характерный архитектурный прием, построенный на интенсивности цветового фона. В послепетровский период внимание архитекторов переключается на обслуживание двора и церкви. В строительстве дворцов, домов знати, загородных усадеб лепной декор находит широкое применение. Что же касается более дорогих видов отделок (природный камень, резьба по камню, облицовка керамикой, резьба на ценных породах дерева), то они выполняются только в парадных частях интерьеров и фасадов.

Возвращаясь в классическую древность, скажем, что архитектурные украшения храмов Греции в своих пропорциях вполне современны для сегодняшних решений.

Объект исследования: процесс обучения учащихся рельефной лепки.

Предмет исследования: рельефная лепка.

Цель исследования:

  • научить учащихся рельефной лепке;
  • выявить, учесть и развить творческие способности;
  • фронтально приобщить учащихся к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт;
  • формирование личностных качеств: трудолюбия, самостоятельности творчества;
  • сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности учащегося, его потенциальных способностей.

Прогнозируемый результат:

  • качество знаний, умений и навыков;
  • развить творческое мышление, воображение;
  • научить учащихся рельефной лепке;
  • усидчивость.

Задачи исследования:

  • выявить интересы, потребности и возможности учащихся при рельефной лепке;
  • формирование объемных представлений изображений предмета;
  • разработать критерии требования оценки готовых изделий из пластичных материалов.

Гипотеза: повышение профессионального мастерства будет успешным при условии, если:

  • разработать новые технологии профессиональной подготовки, то есть личностно - ориентированный подход к обучению учащихся;
  • моделировать профессиональное становление личности учащихся в лепном искусстве.

Лепка и работа влияет на эффективное профессиональное становление учащихся в том случае, если она обеспечивает в своих средствах развитие всех компонентов профессиональной и видовой структур деятельности учащихся § как личности.

Методы исследования:

  • психодиагностика;
  • тестирование;
  • упражнения.

База эксперимента: ГАПОУ РБ «ТСиГХ», гр.МОСиДР 129; МОСиДР 228

 Срок эксперимента: 2 года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Область "Познания" Опытно - экспериментальная деятельность со старшими дошкольниками.

Для качественного проведения экспериментов очень важен правильный подбор дидактического материала и оборудования. Поэтому все собранные и изготовленные в ходе предыдущей работы пособия необходимо...

«Пушкинское слово» как ключ к инновационной и экспериментальной деятельности по обновлению программы непрерывного филологического образования

«ПУШКИНСКОЕ СЛОВО»  КАК КЛЮЧ К ИННОВАЦИОННОЙ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБНОВЛЕНИЮ ПРОГРАММЫ НЕПРЕРЫВНОГО ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Беляева Т.В.Государственное бюджетное образоват...

Участие в проектно-исследовательской или опытно-экспериментальной деятельности "Формирование экономической компетенции посредством включенности студентов в проектно-творческую деятельность"

Вопрос экономической грамотности населения год от года становится все более актуальным. Такая ситуация связана с тем, что существующий экономический механизм включает в себя всех людей как отдел...

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность

Данный практический материал предназначен для работы педагогам с детьми старшего дошкольного возраста с целью развития познавательного интереса....

Очет по экспериментальной деятельности

Интегрированная учебная программа дисциплины - дисциплины Оборудование предприятий ОП...

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Сухой и влажный песок».

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Сухой и влажный песок»....

Инновационная/экспериментальная деятельность

Инновационная/экспериментальная деятельность...