Рабочая программа учебной дисциплины: "основы реставрации"
методическая разработка

Стеценко Геннадий Александрович

В работе даны методические рекомендации по реализации учебной дисциплине "основы реставрации". В ней представлены цели и задачи дисциплины, условия реализации, информационное обеспечение, контроль и оценка результатов освоения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pd_osnovy_restavratsii_2020.doc96.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.06. ОСНОВЫ РЕСТАВРАЦИИ

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего профессионального образования (далее – СПО) по профессии, входящей в состав укрупненной группы профессий

070000 Культура и искусство

по направлению подготовки                  072200 Реставрация

072200.02 Реставратор строительный

Разработчики:

преподаватель  СПб ГБПОУ Реставрационный колледж «Кировский»

Стеценко Г.А.


  1. СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

9

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы реставрации

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы СПО подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с ФГОС по профессии, входящей в состав укрупненной группы профессий

070000 Культура и искусство

по направлению подготовки                  072200 Реставрация

072200.02 Реставратор строительный

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы строительного производства» после соответствующей корректировки может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (повышение квалификации, переподготовка) и в профессиональном обучении специалистов по профессиям ОК 016-94:

ОКПР 18036 Реставратор декоративных штукатурок и лепных изделий,

ОКПР 18035 Реставратор декоративно-художественных покрасок,

ОКПР 18050 Реставратор произведений из дерева,

и по родственным строительным профессиям (по ОК 016-94).

        

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • Объяснять принципы реставрации на примере конкретных памятников.
  • Составить план работ по исследованию объекта, подлежащего реставрации.
  • Определить возможную причину возникновения разрушений.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • Основные принципы реставрации памятников истории и культуры.
  • Методы проведения исследований на памятниках.
  • Основные причины возникновения повреждений памятников.
  • Основные виды работ на памятниках.

Выпускник, освоивший ОПОП СПО подготовки квалифицированных рабочих, в частности,  учебную дисциплину «Основы реставрации», должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для 

эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Выпускник, освоивший ОПОП СПО подготовки квалифицированных рабочих, в частности, учебную дисциплину «Основы реставрации», должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:

Реставрация декоративных штукатурок и лепных изделий.

ПК 1.1. Подбирать  материалы  и  приемы выполнения

 реставрационных работ.

ПК 1.2. Выполнять консервацию реставрируемых декоративных штукатурок и лепных изделий.

ПК 1.3. Проводить реставрационные работы.

 Реставрация декоративно-художественных покрасок.

ПК 2.1. Подбирать материалы  и  приемы  выполнения 

реставрационных работ.

ПК 2.2. Выполнять консервацию реставрируемых декоративно-художественных покрасок.

ПК 2.3. Проводить реставрационные работы с объектом.

 Реставрация произведений из дерева.

ПК 3.1. Подбирать  материалы  и  приемы выполнения

 реставрационных работ.

ПК 3.2. Выполнять консервацию реставрируемых произведений из дерева.

ПК 3.3. Проводить реставрационные работы с объектом.

5.2.4. Ведение индивидуальной трудовой деятельности.

ПК 4.1. Планировать производство товаров и услуг.

ПК 4.2. Обеспечивать условия для производства товаров и услуг.

ПК 4.3. Оказывать услуги в области профессиональной деятельности и реализовывать готовую продукцию.

ПК 4.4. Нести имущественную ответственность хозяйствующего субъекта.

ПК 4.5. Вести документацию установленного образца.

VI. ТРЕБОВАНИЯ  К  СТРУКТУРЕ  ОСНОВНОЙ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ПРОГРАММЫ

6.1. Основная профессиональная образовательная программа по пр

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 61 час, в том числе:

       обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 41  часа;

       самостоятельной работы обучающегося  20  часов.

Часы на освоение учебной дисциплины «Основы реставрации» выделены из вариативной части часов на освоение основной образовательной программы.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

61

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

41

в том числе:

     практические занятия

14

     контрольные работы

1

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

В т.ч.: работа с конспектами (конспектирование текста, подготовка к опросам, практическим занятиям, контрольной работе), работа с дополнительными источниками, подготовка сообщений, реферата.

20

Итоговая аттестация в форме зачета

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы реставрации»        

        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

61

Тема 1.

Основные принципы реставрации памятников истории и культуры.

Содержание учебного материала

20

Цель и задачи курса «Основы реставрации». Связь с другими дисциплинами учебного плана.  

1

1

Основные понятия, виды ценности памятников истории и культуры.

8

2

Становление научной реставрации.

Основные положения современной теории реставрации. Основные виды работ на памятниках архитектуры.

Исторический обзор реставрации.

Практические занятия.

6

1. Экскурсия на объект реставрации.

Самостоятельная работа обучающихся

Аналитическая работа с источниками информации: изучение функций КГИОП и Свода реставрационных правил.

Составление отчета об экскурсии.

5

Тема 2.

Состав исследовательских работ на объекте реставрации.

Содержание учебного материала

14

 Виды исследовательских работы на объекте реставрации.

7

2

Библиографические и историко- архивные исследования.

Фиксация памятников архитектуры.

Изучение памятника при помощи зондажей.

Лабораторные исследования памятников архитектуры.

Основные требования к реставрационным материалам.

Изучение памятника с помощью аналогий.

Практические занятия.

2

2

2. Семинарское занятие:  

Самостоятельная работа обучающихся

Аналитическая работа с информационными источниками: подготовка к семинарскому занятию,

Составление таблицы: Виды исследований по реставрируемому объекту.

5

Тема 3.

Инженерные вопросы реставрации

Содержание учебного материала

10

Основные факторы разрушения памятников.

4

2

Причины и виды деформаций и разрушения памятника. Общие принципы укрепления памятника.

Практические занятия

2

3. Определение вида деформаций по заданным условиям,  их причин  и соответствующих им методов укрепления.

Самостоятельная работа обучающихся

 Создание фотоподборки видов разрушений и деформаций памятников в виде фотоальбомов или презентации.

4

Тема 4.

Проект реставрации памятника

Содержание учебного материала

16

Особенности проектирования при  реставрации памятников архитектуры.

6

2

Эскизный проект реставрации. Рабочий проект реставрации.

Проект приспособления.

Осуществление проекта реставрации. Специфика производства работ.

Научный отчет о реставрации.

Практические занятия

4

2

2

4 Составление описания состояния объекта реставрации и определение порядка проведения реставрационных работ

5. Составление отчета о реставрации объекта  по заданным условиям.

Самостоятельная работа обучающихся

Аналитическая работа с информационными источниками: составление исторической справки по самостоятельно выбранному объекту реставрации.

Подготовка к итоговой контрольной работе.

6

Контрольная работа

1

  1. 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины возможна при наличии учебного кабинета «Технологии строительных реставрационных работ»

Оборудование кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;
  • рабочее место преподавателя;

Технические средства обучения:

  • Компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.

  1. 3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

Основные источники:

  • Ивлиев А.А., Кальгин А.А.  Реставрационные строительные работы. 5-е изд. стер.– М., ИЦ Академия, 2010.

Дополнительные источники:

  • Бобров Ю.Г   Теория реставрации памятников искусства. -  С-Петербург, 1997.
  • Кедринский А.А.  Основы реставрации памятников архитектуры: Обобщение опыта школы ленинградских реставраторов. -   Изобразительное Искусство  1999 г.
  • Подъяпольский С.С. , Основы реставрации памятников архитектуры. -
    М. МАРХИ 1984
  • «Art Conversation».  Социальный ресурс призванный содействовать специалистам,  занятым в сфере сохранения, реставрации и консервации предметов материального искусства и памятников старины.

        http://art-con.ru/node/52

  • Юдина А.Ф.   Реконструкция и техническая реставрация зданий и сооружений. уч. пособие. - М., ИЦ Академия, 2009  

Нормативная литература:

  • Свод реставрационных правил       СРП-2007.1 Часть 1

«Рекомендации о составе, порядке разработки, согласования и утверждения научно-проектной документации на выполнение производственных работ по сохранению объектов культурного наследия»

  1. Свод реставрационных правил    СРП 2007.3   Часть 3

«Рекомендации по ведению реставрационных работ на произведениях монументальной живописи - объектах культурного наследия»

  • Приказ Росохранкультуры от 14 апреля 2010 г  №59.

«О совершенствовании деятельности по ведению единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации»

  • Консерватор-реставратор: Этический кодекс   Предложено Европейской Конфедерацией организаций консерваторов-реставраторов и принято на Генеральной Ассамблее (Брюссель, 11 июня 1993)
  •    МЕЖДУНАРОДНАЯ ХАРТИЯ
    по консервации и реставрации памятников и достопримечательных мест

II МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНГРЕСС  архитекторов и технических специалистов по историческим памятникам ВЕНЕЦИЯ, 1964.
(Принята ИКОМОСом в 1965 г.)Инструкция о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры   ПРИЛОЖЕНИЕ к приказу Министерства  культуры СССР  от 13 мая 1986 г. N 203

  1. 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Умения:

  • Объяснять принципы реставрации на примере конкретных памятников

Практические работы № 1, 2

  • Составить план работ по исследованию объекта, подлежащего реставрации

Практические работы № 4

Самостоятельная работа: составление таблицы «Виды исследований по реставрируемому объекту».

  • Определить возможную причину возникновения разрушений

Практические работы № 3

Самостоятельная работа: Создание фотоподборки видов разрушений и деформаций памятников в виде фотоальбомов или презентации.

Знания:

  • Основные принципы реставрации памятников истории и культуры

Практические работы № 1, 4

Самостоятельная работа: Аналитическая работа с источниками информации: изучение функций КГИОП и Свода реставрационных правил.

Контрольная работа

  • Методы проведения исследований на памятниках

Практические работы № 3, 4, 5

Самостоятельная работа: составление исторической справки по самостоятельно выбранному объекту реставрации.

  • Основные причины возникновения повреждений памятников

Практические работы № 3, 4, 5

Самостоятельная работа: отчет об экскурсии,

Создание фотоподборки видов разрушений и деформаций памятников в виде фотоальбомов или презентации.

  • Основные виды работ на памятниках.

Практические работы № 4, 5

Самостоятельная работа: составление таблицы «Виды исследований по реставрируемому объекту».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы строительного производства» основной профессиональной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена специальность 270839 «Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондицио

Основы строительного производства1.1. Область применения программыПрограмма учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специал...

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевом производстве» основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования по профессии 260807.01 «Повар, кондитер»

ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫОСНОвы МИКРОБИОЛОГИИ, САНИТАРИИ И ГИГИЕНЫ В ПИЩЕВОМ ПРОИЗВОДСТВЕ       Программа учебной дисциплины Основы микробиологии, санитарии и ги...

Рабочая программа учебной дисциплины Основы учебно-исследовательской деятельности специальность 43.02.11 Гостиничный сервис

Рабочая программа учебной дисциплины Основы учебно-исследовательской деятельности специальность 43.02.11 Гостиничный сервис...

Рабочая программа учебной дисциплины Основы учебно-исследовательской деятельности специальность 43.02.10 Туризм

Рабочая программа учебной  дисциплины Основы учебно-исследовательской деятельности специальность 43.02.10 Туризм...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ УЧЕБНО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО 44.02.02 Преподавание в начальных к...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 08.01.18 Электро

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по  профессии 08.01.18 Электромонтажник ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования подготовка квалифицированных рабочих, служащих по профессии 35.01.19 «Мастер садово-п

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ  основной профессиональной образовательной программысреднего профессионального образованияподготовка квалифицир...