Методическая разработка урока производственного обучения (учебной практики)
план-конспект урока

Раздел 2.Технология окрашивания поверхностей различными малярными составами

Тема 3.4.Подбор и приготовление колера, гармонично сочетающегося с цветом фона

 

Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний.

Вид урока по форме проведения: комбинированный, нетрадиционный с элементами игры.

Технологии обучения:

Личностно-ориентированная

Творческая

Игровая

ИКТ-технология

Методы и формы обучения:

объяснительно-иллюстративный, исследовательский, практический, беседа; фронтальная и индивидуальная, групповая

ОК-1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК-2 Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем

ОК-3 Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы

ОК-6 Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами

ПК-3.1. Выполнять подготовительные работы при производстве малярных работ

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области филиал Иркутского техникума архитектуры и строительства в г Шелехове.

Методическая разработка урока

производственного обучения

(учебной практики)

Профессия: «Маляр»

https://i1.wp.com/interiorno.ru/wp-content/uploads/2015/10/kak-pokrasit-stenyi-v-kvartire-11.jpg

разработала: мастера производственного обучения  Н.Ю Шнянина

г.Шелехов  

2021

Методическая разработка урока

производственного обучения

(учебной практики)

Профессия: «Маляр»

Раздел 2.Технология окрашивания поверхностей различными малярными составами

Тема 3.4.Подбор и приготовление колера, гармонично сочетающегося с цветом фона

Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний.

Вид урока по форме проведения: комбинированный, нетрадиционный с элементами игры.

Технологии обучения:

Личностно-ориентированная

Творческая

Игровая

ИКТ-технология

Методы и формы обучения:

объяснительно-иллюстративный, исследовательский, практический, беседа; фронтальная и индивидуальная, групповая

ОК-1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК-2 Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем

ОК-3 Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы

ОК-6 Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами

ПК-3.1. Выполнять подготовительные работы при производстве малярных работ

Цели: усвоить, закрепить у обучающихся технологические знания по теме, сформировать первоначальные умения по выполнению трудовых приемов и операций, организовывать и планировать свой труд

Образовательные:

  • углубить ранее полученные знания по теме "Основы цветоведения";
  • закрепить знания о цвете и его значении в жизни человека;
  • сформировать у обучающихся прочные практические знания о свойствах цвета; научиться получать новые цвета путём смешивания других цветов;
  • обобщить материал как систему знаний.

Развивающие:

  • развивать пространственное мышление, умение классифицировать, формулировать выводы;
  • развивать коммуникативные навыки при работе в малых группах;
  • развивать познавательный интерес;
  • развивать умение объяснять, анализировать, сравнивать.

Воспитательные:

  • воспитывать общую культуру, эстетическое восприятие окружающего;
  • создать условия для реальной самооценки учащихся, реализации его как личности.

Материально-техническое оснащение: 

ёмкости с водой, гуашь, кисти, буклеты с заданиями (Приложение 1).

Для педагога: буклет с заданиями (с ответами) (Приложение 3), 

технологическая карта урока (Приложение 4).

Содержание урока

 Организационная часть

Проверка обучающихся по списку, наличие спецодежды. 5 минут

Вводный инструктаж

  1. Объявить тему и цель урока.
  2. Вводный рассказ о цвете.
  3. Просмотр видео «Цветоведение» (Приложение 2)
  4. Выполнение заданий № 1 «Виды цветов» , № 2 «Качества цвета» (Приложение 1).
  5. Рассказ про 3 основных цвета.
  6. Просмотр «Три основных цвета» (Приложение 2).
  7. Выполнение практического задания № 3 «Смешение цветов» (Приложение 1).
  8. Вывод и рассказ про составные цвета.
  9. Просмотр видео «Цвет (про радугу)» (Приложение 2).
  10. Выполнение задания № 4 «Цвета радуги» (Приложение 1).
  11. Рассказ про цветовой круг.
  12. Просмотр видео «Цветовой круг» (Приложение 2).
  13. Рассказ про тёплые, холодные, нейтральные цвета.
  14. Выполнение задания № 5 «Цветовой круг» (Приложение 1).
  15. Рассказ про влияние цвета на характер человека.
  16. Выполнение задания № 6 «Влияние цвета на нервную систему человека» (Приложение 1).
  17. Рассказ про выбор цвета в интерьере.
  18. Просмотр Слайд-шоу «Цвет в интерьере» (Приложение 2).
  19. Подведение итогов (Приложение 1).
  20. Рефлексия (Приложение 1).

https://pedkolledj.ru/uploads/9e9ed-html_LZJeLAIt76.jpg

Ход урока

1. Организационный этап

2. Вводный рассказ о цвете

Мы видим мир цветным, и цвет обладает огромной силой воздействия на нас.

Цвет (от лат. «color») – ощущение, возникающее в органе зрения человека при воздействии на него света; также свойство любых материальных объектов излучать и отражать световые волны определенной части спектра. Самое удивительное и прекрасное явление природы – радуга. Человек повторил это явление на плоскости. Он создал спектр и расположил в нем цвета в определенном порядке – красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

Известный физик И. Ньютон впервые создал схему образования спектра, последовательность цветов, на которые разлагается световой поток, проходящий через призму. Это открытие помогло разобраться, как, соединив определенные цвета, можно получить дополнительные, составные  цвета. Если продолжать смешивать цвета, то можно получить промежуточные цвета.

Цвет – сложное и загадочное явление, его изучают многие науки – физика, математика, биология… А цветоведение – это наука, которая включает данные всех наук о цвете и изучает его как явление культуры. Цветоведение – это целая наука об изучении цвета, которую должен знать каждый художник, чтобы нарисовать красивую картину. А мы с вами ведь хотим стать настоящими художниками? Итак, начинается самое интересное…

В повседневной жизни нас окружают миллионы цветовых оттенков. Первое, на что мы реагируем, входя в незнакомое помещение, оказываясь в толпе прохожих или разглядывая рекламу, - это цвет. Цветовая гамма может поражать, успокаивать или очаровывать. Каждый из цветовых оттенков способен вызвать присущие только ему эмоции и психические состояния. Большинство людей ничего не знают о цветоведении - науке, с помощью которой можно создавать эффектные сочетания. Мы часто сталкиваемся с трудностью в подборе цвета деталей одежды, аксессуаров, украшений для дома, отделки помещений. Сколько цветов мы знаем? Давайте попробуем их вспомнить. Должно получиться не менее шести цветов. Именно столько содержится в самом простом наборе красок и карандашей: красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, черный. Но наверняка, можно назвать и больше, и получить их можно, смешивая краски. В природе множество цветов и оттенков. Их гораздо больше, чем может различить человеческий глаз. И, чтобы не запутаться в этом богатстве, люди придумали классификацию цветов.

3. Просмотр видео «Цветоведение» (Приложение 2).

4. Выполнение заданий № 1 «Виды цветов», № 2 «Качества цвета» (Приложение 1) hello_html_18524ecf.jpg

https://i.ytimg.com/vi/HHtW0Lm3odM/hqdefault.jpg

5. Рассказ про 3 основных цвета

Как вы помните, цвета, которые невозможно получить при помощи смешивания каких-либо красок называются основными: красный, желтый и синий.

https://fsd.multiurok.ru/html/2019/09/03/s_5d6e91a3d7964/img9.jpg

         Цвета, которые можно получить от смешивания основных красок, называются составными: оранжевый (красный + желтый), зеленый (синий + желтый), фиолетовый (синий + красный) и т.д. — бесчисленное множество. Например, зелёный цвет может быть изумрудным, а может быть «травяным». Обычно оба этих цвета мы называем «зелёным». Смешивание красного и желтого дает нам оранжевый, красного и синего - фиолетовый, синего и желтого - зеленый. Оранжевый, зеленый, фиолетовый - группа составных цветов. Перед тем, как выполнить практическую работу по смешению цветов, просмотрим видео.

6. Просмотр видео «Три основных цвета» (Приложение 2).

7. Выполнение практического задания № 3 «Смешение цветов» (Приложение 1).

Вывод: Итак, у нас получилось 6 цветов: 3 составных и 3 основных – это те цвета, которые составляют радугу. Красный, Оранжевый, Желтый, Зеленый, Голубой, Синий, Фиолетовый. Исключение составляет Голубой цвет, который не является составным, так как получается смешиванием (основного) синего с белым.

https://i0.wp.com/lkmprom.ru/userfiles/images/48c56.jpg

Наверное, вам приходилось наблюдать, как, упираясь одним концом в мокрое поле, другим в лесистый холм, горит радуга на фоне уходящей тучи. Семицветная красавица обязана своим появлением капелькам воды в воздухе: белый солнечный луч, преломляясь в них, образует так называемый солнечный спектр, в котором мы различаем красные, оранжевые, желтые, зеленые, голубые, синие и фиолетовые лучи. В радуге нет белого и черного цвета. Но эти цвета есть в природе. При смешивании с другими цветами они меняют цвет.

Прикрепить изображение радуги на доску.

8. Просмотр видео «Цвет (про радугу)» (Приложение 2).

9. Выполнение задания № 4: «Цвета радуги» (Приложение 1). 

Цветовой спектр

Солнечные лучи, когда преломляются в капле воды или в косой грани стекла, разделяются на 7 цветов. Мы это видим, как радугу  К, О, Ж, З, Г, С, Ф. С детства мы знаем считалку, запишите её в буклете. Цвета, расположенные в этой последовательности, образуют цветовой спектр.

Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан.

10. Рассказ про цветовой круг

Учёные говорят, что человеческий глаз воспринимает цвета индивидуально, в зависимости от того, как освещены предметы и как они отражают этот свет. Весь видимый мир состоит из предметов, являющихся источниками собственного или отраженного света. Предметы, на которые падает солнечный свет, часть цветных лучей, содержащихся в нем, поглощают, а часть отражают. Отраженные лучи дают ощущение цвета предмета. Снег, например, отражает почти все лучи, черная копоть – почти все лучи поглощает. Трава отражает зеленые лучи, лимон – желтые и так далее. Вернемся к трем основным и трем составным цветам. Для удобства эти цвета можно замкнуть в виде кольца, в котором цвета сменяют друг друга. Это и будет - цветовой круг.

11. Просмотр видео «Цветовой круг» (Приложение 2).

Хотите знать больше о цвете?

Если вы хотите знать больше о цвете и применять законы колористики себе на благо, первым делом надо познакомиться с цветовым кругом. Это основа основ, начало всех начал!

Цветовый круг был разработан много лет назад передовыми учеными и художниками. За несколько столетий цветовый круг был доведен до совершенства и сейчас считается одним из самых главных инструментов в изучении и применении колористики. Поэтому, я приглашаю вас начать путь в мир цвета именно с цветового круга!

Цветовой круг Иттена

Кстати, слова «цветовой круг» очень часто употребляются в связке «цветовой круг Иттена». Кто же такой этот Иттен? Йоханнес Иттен - очень значимая фигура для всех художников. Он посвятил свою жизнь исследованию цвета и написал книгу «Искусство цвета». Эта книга сразу же стала базовым руководством для подготовки художников и всех, кто связан с дизайном и цветом. И до сих пор, именно по книге Иттена ведется преподавание колористики слушателям курсов по имиджу и стилю.

Предлагаю продолжить эту традицию и вместе со мной построить цветовой круг по Иттену. Я подробно покажу как и что нужно сделать. Тем более, что на основе этой цветовой схемы строится вся дальнейшая теория и практика работы с цветом. Каждому колористу (и тому, кто хочет им быть) обязательно нужно хотя бы один раз в своей жизни нарисовать такой круг.

 Способ перекрывания одного цвета другим называется лессировкой. Лессировка нужна для того, чтобы усилить яркость цвета или получить другой цвет.

Контрастные цвета - Сочетание цветов, лежащих в цветовом круге напротив друг друга: если мы внимательно посмотрим на цветовой круг, то увидим, что напротив синего цвета – оранжевый, напротив красного цвета – зеленый, напротив желтого – фиолетовый. Эти цвета называют – контрастными. Свойство контрастных цветов таково, что красный рядом с зеленым кажется еще краснее, в свою очередь, зеленый – зеленее на фоне красного.

Сочетание тон в тон:

  • Зелёный, тёмно-зелёный, салатовый
  • Красный, тёмно-красный, малиновый
  • Жёлтый, светло-жёлтый, лимонный
  • Синий, тёмно-синий, васильковый

Сочетание цветов одной цветовой области:

  • Жёлтый, жёлто-зелёный, жёлто-оранжевый
  • Красный, красно-оранжевый, красно-фиолетовый
  • Зелёный, жёлто-зелёный, сине-зелёный
  • Синий, сине-фиолетовый, сине-зелёный

Еще один из способов деления цветов по признакам – деление на теплые и холодные цвета.

Само название говорит о том, что при взгляде на теплые цвета мы чувствуем тепло, а при взгляде на холодные – холод. 

Теплыми принято считать: красный, оранжевый, желтый, а также те цвета, которые получаются их смешиванием. Это цвета солнца, цвета огня. В цветовом круге они держатся вместе.

Также ведут себя и холодные цвета – синий, фиолетовый и производные от них. Это цвета сумерек, цвета зимы, мороза, льда, холодной воды.

А как же зеленый, который остался в круге один? Оказывается, зеленый может быть и теплым, и холодным – нейтральный. Он не принадлежит ни к одной из групп, и в то же время примыкает к обеим сразу. Зеленый находится на границе этих двух групп, и поэтому будет все зависеть от того, какого цвета в нем больше. Если желтого, то зеленый теплый, а если синего, то холодный.

12. Выполнение задания № 5: «Цветовой круг» (Приложение 1). 

Цвет должен быть чистым, ярким, насыщенным. Чаще менять воду в баночке. В процессе работы ведется текущий инструктаж:

-использовать палитру, не пачкать краски

-лишнюю краску убрать кистью, слегка отжав её о край банки

-контроль организации рабочего места 
-контроль правильности выполнения приемов работы 
-оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения

13. Рассказ о влиянии цвета на человека

Цвет пробуждает в нас бессознательную реакцию, которая может различаться в зависимости от личных особенностей человека. Цвет, которому мы отдаём предпочтение в определённый момент жизни, может много поведать о нас самих: о наших проблемах, страхах, стремлениях и т.д. Даже у маленьких детей есть свои любимые цвета: это легко определить по тому, с какими игрушками малыши чаще всего играют. В большинстве случаев - это красный цвет.

Существует мнение, что отношение к цвету является врождённой особенностью человека. У каждой личности имеются устойчивые предпочтения, составляющие "личную цветовую шкалу" как одно из проявлений индивидуальности. Все цвета, окружающие человека, влияют на его нервную систему и работоспособность.

  • Так, у любителей белого цвета хорошо развито воображение, они мечтательны. Белый цвет создаёт ощущение покоя.
  • Почитатели красного цвета – люди властолюбивые, всю жизнь стремящиеся к лидерству. Красный цвет активный, возбуждающий. При кратковременном воздействии способствует повышению работоспособности; при более длительном воздействии возникает утомление.
  • Голубой цвет предпочитают путешественники, учёные, религиозные деятели. Голубой цвет пассивный, способствует ослаблению и замедлению жизненных процессов, понижению активности и эмоционального напряжения, вызывает ощущение прохлады.
  • Синий  цвет - рассудительных и самоуверенных людей. Поклонники синего цвета - люди мягкосердечные, не остающиеся равнодушными к горестям других. Синий цвет пассивный, под его влиянием активность жизненных процессов уменьшается, возникает склонность к созерцательности и размышлению.
  • Творческие личности тяготеют к серым тонам. Этот цвет считается очищающим. Люди, предпочитающие серый цвет, сознательно отгораживаются от внешних воздействий, чтобы сохранить внутренний покой. Серый цвет вызывает апатию, скуку.
  • Зелёный цвет выбирают люди, склонные уходить в себя. Это люди сердечные, благородные, и по большей своей части, являющиеся хорошими родителями и друзьями. Зелёный цвет нейтральный, мягкий, успокаивающий. Его длительное воздействие не утомляет и вызывает хотя и не сильный, но устойчивый подъём трудоспособности.
  • Жёлтый – цвет разумного начала и оптимизма. Поклонники жёлтого цвета - люди весёлые. Жёлтый цвет отличает оригинальную, с богатой фантазией, творческую и склонную к идеализму личность, выдаёт стремление к независимости и надежду на счастливую жизнь. Жёлтый цвет активный, способствует созданию хорошего бодрого настроения. При условии непостоянного воздействия значительно повышает работоспособность.
  • Любителям фиолетового цвета присущ дух творчества. Большое значение он придаёт всему необычному и нетрадиционному. Фиолетовый цвет наиболее пассивный. Его воздействие приводит к ослаблению и замедлению жизненных процессов, снижению активности, появлению ощущения угнетённости с оттенком некоторого беспокойства. Даже кратковременное действие фиолетового цвета приводит к снижению работоспособности.

14. Выполнение задания № 6: «Влияние цвета на нервную систему человека» (Приложение 1).

Цвет можно эффективно использовать в отделке помещений для повышения работоспособности, создания условий для отдыха, улучшения настроения. Психологи советуют при выборе одежды, обустройстве квартиры, даже при покупке автомобиля ориентироваться не на сиюминутную моду, а на собственную интуицию. Слишком яркие, кричащие, далёкие от естественных красок цвета утомляют зрение и раздражают нервную систему. Мягкие тона успокаивают, помогают восстановить силы.

Психологи утверждают, что, изменив окружающие Вас цвета, Вы можете существенно улучшить своё самочувствие и собственную жизнь. При обустройстве места, где Вы проводите больше всего времени, используйте стимулирующие тона. Иногда достаточно повесить картину или поставить небольшой красивый предмет дизайна интерьера, цветовое пятно которого позволит Вам зарядиться живительной энергией.

15. Просмотр Слайд-шоу «Цвет в интерьере» (Приложение 2).

16. Подведение итогов (Приложение 1).

Приложение 3

Приложение 4

17. Рефлексия (Приложение 1).

Интернет-ресурсы

  • http://www.youtube.com/watch?v=fyrUR8jNZ8I - “Цветоведение”
  • http://www.youtube.com/watch?v=PJXtgEjqV6I - “Три основных цвета”
  • http://www.youtube.com/watch?v=ulTzH7Lg_CA - “Цвет (про радугу)
  • http://www.youtube.com/watch?v=9d25wK1yXy4 - “Цветовои? круг”
  • https://www.youtube.com/watch?v=pP2bo4YhWPE&feature=youtu.be – “ Цвет в интерьере” (Слайд-шоу)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

Тема: «Требования к качеству блюд и гарниров из круп, бобовых и макаронных  изделий, оформление, отпуск, требования к качеству. Работа со Сборником рецептур."...

Методическая разработка урока производственного обучения «Обработка застежки втачными планками»

Цель урока: Образовательная:  Научить обучающихся правильно с технологической ...

Методическая разработка урока производственного обучения по теме "Приготовление сладких блюд"

Технология выполнения операций по подбору продуктов, приготовлению сиропов, нарезке продукции и другие операции по приготовлению киселей и гренок...

Методические разработки уроков производственного обучения

Материал подготовлен для уроков производственного обучения по процессам и аппаратам в биотехнологии....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока производственного обучения по профессии продавец, контролёр-кассир Тема урока «Размещение и хранение товаров и тары в подсобном помеще-нии»

Данная методическая разработка – это пособие, показывающее элементы современной педагогической технологии «урок-семинар» применительно к конкретной теме урока производственного обучения по профессии п...

Урок производственного обучения учебной практики "Рубка метала" 1 курс

Урок производственного обучения учебной практики "Рубка метала"  разработан для студентов СПО 1 курса по профессии "Машинист локомотива"...

Методическая разработка урока производственного обучения учебной практики

Методическая разработка урока производственного обучения учебной практики.Обучающиеся в полном объёме  показывают свои профессиональные компетеции по изученному материалу...