Программа по изучению предмета Авиационные материалы
методическая разработка

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии начального профессионального образования (далее – НПО), входящей в состав укрупненной группы профессий  160000 Авиационная и ракетно-космическая техника, по направлению подготовки 160100 Авиастроение, 160108 Производство летательных аппаратов, 160108.02 Слесарь-сборщик авиационной техники 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx38.95 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Техникум «ПРИМОРСКИЙ»

Рассмотрено и принято

На заседании Педагогического Совета

СПб  ГБ ПОУ

Техникум «ПРИМОРСКИЙ»

Протокол №__ от «___»___201_ г.

Утверждаю

Председатель Педагогического совета

Директор СПб ГБ ПОУ

Техникум «ПРИМОРСКИЙ»

______________  (В.А. Малюта)

 «____»___________________________201_

                                           

                                                                         

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

АВИАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Санкт-Петербург

2017

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии начального профессионального образования (далее – НПО), входящей в состав укрупненной группы профессий  160000 Авиационная и ракетно-космическая техника, по направлению подготовки 160100 Авиастроение, 160108 Производство летательных аппаратов, 160108.02 Слесарь-сборщик авиационной техники

Организация-разработчик:

СПб ГБПОУ Техникум «ПРИМОРСКИЙ»

Разработчики:

Романова И.Ф., преподаватель

Рассмотрено на заседании Методической комиссии  __________________________________

«___»____________2012г.

Эксперт (ы) от работодателя _______________________________________________________

«____» ___________201_________

«____»____________201________

СОДЕРЖАНИЕ

  стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

3.  УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11

4.  КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

     УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

13


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Авиационные материалы»

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии начального профессионального образования (далее – НПО), входящей в состав укрупненной группы профессий   Авиационная и ракетно-космическая техника, по направлению подготовки  Авиастроение, Производство летательных аппаратов, Слесарь-сборщик авиационной техники.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована после соответствующей корректировки при профессиональном обучении по профессиям рабочих:

24.01.01 Слесарь-сборщик летательных аппаратов.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина входит в общепрофессиональный учебный цикл.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

пользоваться справочником для определения свойств материалов;

расшифровывать марки материалов, определять по маркам химический состав и область применения материалов.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

механические и технические свойства металлов и сплавов и требования к их обработке;

основные виды неметаллических материалов, их свойства и применение в промышленности. (Вариатив на изучение новейших композиционных материалов).

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 75 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 50 часов, в том числе 18 часов вариатива идут на увеличение количества лабораторных, практических занятий, контрольных работ и лекций по теме 2.1.

самостоятельной работы обучающегося 25 часов.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

51

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

50

в том числе:

лабораторные работы

5

практические занятия

5

контрольные работы

3

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

25

в том числе:

домашняя работа (работа с различными источниками информации)

14

домашняя работа (выполнение работы по заданным условиям)

11

Итоговая аттестация в форме зачета

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Авиационные материалы»

                        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

Роль материалов в  современной технике. История развития науки.

1

1

Раздел 1. Металлические материалы

Тема 1.1. Строение, свойства,  производство металлов и сплавов

Содержание учебного материала

3

2

Черные и цветные металлы,  сплавы.  Механические, технологические свойства применяемых металлов и сплавов: прочность, твердость, упругость, ковкость, пластичность,  вязкость, порог хладноломкости, усталость материалов и др.

Строение, структура, свойства металлов и сплавов, связь между структурой и свойствами металлов и сплавов.

Определение твердости методами Бринелля и Роквелла.  Общие сведения о статических и динамических испытаниях(пробы на изгиб, скручивание, сплющивание, разрыв).

В том числе вариатив лабораторная работа № 1

2

Измерение твердости материала по Бринеллю и Роквеллу.

Самостоятельная работа обучающихся

2

Домашняя работа:  На основе заданного источника выписать в тетрадь определения понятий: аллотропия, электропроводность, теплопроводность, жаропрочность, температуры плавления и затвердевания, плотность материала, кислотостойкость.  

Тема 1. 2.

Сплавы железа с углеродом

Содержание учебного материала

8

2

Технологии производства металлов и сплавов. Производство чугуна и стали. Влияние углерода и постоянных примесей на свойства чугуна.

Классификация чугунов в зависимости от химического состава углерода, форм графитовых включений. Классификация сталей по химическому составу, назначению, качеству. Углеродистые и легированные, конструкционные и инструментальные  стали. Основные марки углеродистых и легированных сталей.

В том числе вариатив лабораторная работа № 2

1

Определение  структуры,  свойств сталей и чугунов макрометодами.

В том числе вариатив практическое занятие № 1

2

Расшифровка марок чугунов, сталей и соотнесение марок с областью применения.

Самостоятельная работа обучающихся

5

Домашняя работа:  На основе заданного источника выписать в тетрадь маркировку сталей с особыми свойствами: износоустойчивые, с высокой магнитной проницаемостью, немагнитные, коррозионно-стойкие.

По данному образцу продолжить составление мнемонической таблица маркировки железоуглеродистых сплавов.

В том числе вариатив контрольная работа по теме «Производство металлов и сплавов»

1

Тема 1.3. Термическая и химико-термическая обработка стали и чугуна

Содержание учебного материала

5

2

Назначение процесса термической обработки. Изменение структуры железоуглеродистых сплавов при нагревании и охлаждении. Виды термической обработки: отжиг, нормализация, закалка, отпуск. Температура нагрева, время выдержки, условия охлаждения, закалочные среды.

Структура, механические и технологические свойства оттоженной, нормализованной и закаленной углеродистой стали. Структура и механические свойства углеродистой стали после отпуска. Особенности термической обработки легированной стали. Дефекты термической обработки стали; причины их возникновения и способы предупреждения.  

Химико-термическая обработка стали и её назначение. Краткая характеристика процессов ХТО: цементация, азотирование, цианирование и др. Особенности термической обработки чугуна.      

В том числе вариатив лабораторная работа № 3

2

Определение влияние термической обработки на структуру и свойства черных сплавов.

Самостоятельная работа обучающихся

4

Домашняя работа: На основе заданного источника выписать в тетрадь краткие характеристики (описание по подобию в тетради из аудиторного занятия) процессов ТО и ХТО: искусственное старение, поверхностная закалка,  диффузная металлизация, гальванические покрытия. На основе заданного источника выписать определения: закаливаемость и прокаливаемость стали.  

Тема 1.4.

Цветные металлы и сплавы

Содержание учебного материала

11

2

Медь и её свойства. Сплавы меди с цинком, оловом, алюминием, свинцом, бериллием, никелем. Механические и технологические свойства сплавов и их  применение. Обозначение марок меди и её сплавов по ГОСТу.

 Алюминий и его свойства. Деформируемые и литейные алюминиевые сплавы, их механические и технологические свойства, применение. Обозначение марок алюминия и его сплавов по ГОСТу.  

Магний, титан и их свойства.  Механические и технологические свойства сплавов и их  применение. Обозначение марок магния , титана и их сплавов по ГОСТу.  

 Антифрикционные сплавы. Основные требования, предъявляемые к антифрикционным сплавам. Подшипниковые сплавы. Оловянные и свинцовые баббиты.

Твердые сплавы и область их применения .

В том числе вариатив практическое занятие № 2

2

Расшифровка марок цветных сплавов и соотнесение марок с областью применения

Самостоятельная работа обучающихся

3

Домашняя работа: На основе заданного источника выписать в тетрадь маркировку  специальных бронз, назначение и маркировку припоев и электродов, маркировку твердых сплавов

В том числе вариатив контрольная работа по теме «Расшифровка марок сталей»

1

Раздел 2. Неметаллические материалы

Тема 2.1. Неметаллические материалы

Содержание учебного материала

222222222

5

5

2222

22

В том числе вариатив Пластичные массы. Структуры полимеров. Простые и композиционные пластмассы.

Термореактивные и термопластичные полимеры. Слоистые пластмассы: гетинакс, текстолит,

древеснослоистые, асботекстолит; их свойства и применение.

Полиэтилен, поливинилхлорид, фторопласты, тефлон, полистирол, полиамид, органическое стекло.  

 Каучуки. Основные свойства резиновых материалов и область их применения.                

Основные склеивающие и вспомогательные материалы; их свойства и применение.

Назначение склеивающих материалов. Белковые, синтетические и универсальные клеи. Прочность склеивания.

Древесина, кожа, асбест, войлок, текстильные и бумажные материалы; их основные свойства и

применение.

Самостоятельная работа обучающихся

4

Домашняя практическая работа Составить эксплуатационную характеристику (перечень материалов)  по использованию склеивающих и вспомогательных материалов

Тема 2.2. Коррозия и способы защиты

Содержание учебного материала

4

2

     

Классификация коррозионных процессов по механизму и характеру разрушений, времени    возникновения, мест локализации, частоты возникновения.

Отсроченность вредных воздействий коррозионных процессов.

 Виды защиты металлических материалов от коррозии.

В том числе вариатив практическая работа № 3

1

Ознакомление с технологическим процессом применения ЛКМ

Самостоятельная работа обучающихся

2

Домашняя практическая работа: На основе заданного источника составить опорный конспект по вопросу: Защита металлических материалов и сплавов от коррозии способом гальванического и газотермического напыления.

Выписать все виды  лакокрасочных материалов.

В том числе вариатив контрольная работа по теме « Способы противодействия и защиты от коррозии»

1

                                                              обязательная аудиторная учебная нагрузка

        50  часов                                                                                           

                               самостоятельная работа

     25 часов

     ИТОГО

     75 часов

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

3.1. Требования к материально-техническому обеспечению

Для реализации программы дисциплины необходим кабинет профессиональной подготовки слесарей-сборщиков.

 

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий «Материаловедение», в т.ч. на электронных носителях;

- объемные модели металлической кристаллической решетки;

- образцы металлов (стали, чугуна, цветных металлов и сплавов);

- образцы неметаллических материалов;

- твердомер;

- печи для термического нагрева;

- лупы;

- вискозиметр, плотнометр;

- наборы топлив, масел, охлаждающих и тормозных жидкостей;

- стеклянные бесцветные цилиндры и мерные стаканы;

- пробирки химические;

- пипетки;

- штатив;

- электроплитка;

- 10% спиртовой раствор йода;

- термометры;

- секундомер;

- водяной термостат с электроподогревом и мешалкой;

- комплект оборудования для термической обработки черных сплавов.

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1. Адаскин А.М. Материаловедение.– М.: « Академия», 2010.–308 с.

2. Заплатин В.Н. Основы материаловедения.– М.: « Академия», 2009.–256 с.

3. Заплатин В.Н. Пособие по материаловедению (металлообработка).– М.:

  « Академия», 2009.–224 с.

Дополнительные источники:

1. Григорьев П.М., Ростовцев А.А. Технология конструкционных материалов. – М.: «Машиностроение», 1989 г.

Электронные ресурсы:

  1. http://www.delba-grup.ru
  2. http://www.paxildefects.net. 
  3. http://www.metsplavy.ru
  4. http://metalloobrabotka.su
  5. http://www.sovet.bos.ru
  6. http://www.dic.academic.ru
  7. http://www.krugosvet.ru
  8. http://www.revolution.allbest.ru

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

Выбирать материалы для профессиональной деятельности.

 

Практические работы №№ 1-3 

Лабораторные  работы  №№ 1-3

Внеаудиторная  самостоятельная работа по решению ситуационных заданий выбора материалов

Определять основные свойства материалов по маркам.

Практические работы №№ 1-3 

Внеаудиторная самостоятельная работа с различными источниками информации и решению ситуационных заданий выбора материалов

Знания:

Основные свойства, классификацию, характеристики применяемых в профессиональной деятельности материалов.

Лабораторные  работы  №№ 1-3

Внеаудиторная  самостоятельная работа с печатными материалами

Контрольные работы № 1,2,3

Разработчики:         

СПб ГБ ПОУ Техникум

«ПРИМОРСКИЙ»                 _преподаватель__                      ___ Степанов С.В

   (место работы)                        (занимаемая должность)                  (инициалы, фамилия)

Эксперты:

____________________            ___________________          _________________________

    (место работы)                         (занимаемая должность)              (инициалы, фамилия)

____________________            ___________________          _________________________

   (место работы)                           (занимаемая должность)             (инициалы, фамилия)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА ГЕОГРАФИЯ

Метод проектов реализует одну из принципиальных новаций современного образования - компетентностный подход.Проектная технология – это создание ситуации творчества, где ученик получает шанс натолкнутся...

КОНФЛИКТ ПОКОЛЕНИЙ И ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТОВ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА

Понятие “поколение” является родовым по отношению к таким понятиям, как потомки (рожденные от одного предка), ровесники (рожденные в один и тот же год), сверстники (имеющие сходный образ жизни), когор...

Изучение предмета ОБЖ как необходимое условие развития самостоятельности у обучающихся

Статья раскрывает значение изучения предмета ОБЖ в среднем образовании...

Изучение предмета ОБЖ как необходимое условие развития самостоятельности у обучающихся

Статья раскрывает значение изучения предмета ОБЖ в среднем образовании...