Отчёт по внеурочной деятельности
статья по теме

Афанасьева Ольга Михайловна

   Решение задач воспитания и социализации школьников в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Афанасьева Ольга Михайловна,

 Фёдорова Ольга Анатольевна.

 МОУ «Усть – Наринзорская ООШ»

Сретенского района,

Забайкальского края

Внеурочная деятельность как

 инновационная составляющая

ФГОС  нового поколения  

2012-2013

   Решение задач воспитания и социализации школьников в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности. Такая возможность общеобразовательным учреждениям предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения. Согласно ФГОС организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, а воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации детей.

  Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития у ребёнка интересов на основе свободного выбора, достижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

  Задачи:

1.Выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей обучающихся к различным видам деятельности.

2.Создание условий для индивидуального развития ребёнка в избранной сфере внеурочной деятельности.  

3.Формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности.

4.Развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей.

5.Создание условий для реализации приобретённых знаний, умений и навыков.

6.Развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества.

  Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется не только включением ее в учебный план 1- 4 классов, но и новым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.

  С 2009 года наша школа участвует в эксперименте по введению ФГОС. Реализация стандартов второго поколения в школе ведётся по учебно-методическому комплексу «Школа 2100». Более 10 лет учителя школы работают по этой образовательной системе. Опыт работы по данному УМК – это «мостик» к переходу на новый стандарт. Формы внеурочной деятельности в нашей школе можно увидеть в следующей  таблице.     

Направление

Программы (рабочие)

 

Формы работы

Решаемые задачи

Спортивно-оздоровитель

ное

«Здоровьесбе

регающие пятиминутки»,

«Здоровейка»,

Спортландия»,

«Моё здоровье»

Занятия в специальном помещении, на свежем воздухе, беседы, соревнования, игры

Всесторонне

гармоническое развитие личности ребенка, формирование физически здорового человека, формирование мотивации к сохранению и укреплению здоровья

Художествен

но-эстетическое

«В гостях у сказки»,

кукольный театр

«Арлекино»,

«Умелые ручки»,

«Домисолька»

Занятия в музыкальном кружке, экскурсии, посещение концертов, создание творческих проектов, посещение выставок.

Развитие эмоциональной сферы ребенка, чувства прекрасного, творческих способностей, формирование коммуникативной и общекультурной компетенций

Гражданско - патриотическое

  «Моя малая Родина»

 

Беседы,     экскурсии, просмотр фильмов, встречи с известными людьми.

Привитие любви к малой Родине, гражданской ответственности, чувства патриотизма, формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества

Проектная  деятельность

Реализация через все направления внеурочной деятельности.  

Познавательные, социальные проекты, исследовательские работы, конкурсы, конференции, выставки

Формирование таких ценностей как познание, истина, целеустремленность, разработка и реализация учебных и учебно-трудовых проектов

Для реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС нового поколения в школе имеются все необходимые условия: занятия  в начальных классах проводятся в первую смену; имеется столовая, в которой организовано двухразовое питание; медицинский кабинет.

Для организации внеурочной деятельности школа располагает спортивным залом со спортивным инвентарем, актовым залом, библиотекой, стадионом. Школа располагает  кабинетами, оборудованными компьютерной техникой, подключенными к локальной сети Интернет.

Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, сформировано с учётом пожеланий обучающихся и их родителей и реализуется различными формами организации, таких как экскурсии, кружки, конкурсы, соревнования, викторины, познавательные игры, поисковые исследования, проекты.

В школе внеурочная деятельность проводится по следующим направлениям:

1. Спортивно-оздоровительное. Здесь мы работаем по программе «Здоровейка», которая составлена и рассчитана на 4 года.

Цель – воспитывать культуру питания и этикет, умение правильно закалять свой организм, применяя здоровьесберегающие технологии.

Например, на занятиях «В гостях у Мойдодыра» дети инсценируют сказку Корнея Ивановича Чуковского «Мойдодыр», самостоятельно придумывают  костюмы, выбирают  роли, рисуют  героев сказки.

В нашем кабинете проведён Интернет. И дети имеют возможность выбора понравившихся сказок, которые с удовольствием инсценируют, а также  сами находят дополнительный материал для конкурсов, бесед, спектаклей, викторин.

Для закаливания организма игры проводятся на свежем воздухе. Зимой катаемся на санках, лепим разные снежные фигуры, а весной и осенью занимаемся исследовательской деятельностью. Например, наблюдаем  за первоцветами, знакомимся с лекарственными растениями. Результат этой деятельности – проекты учащихся. С проектами «Берегите первоцветы»,

 «Лекарственные растения нашей местности» ребята выступали на школьной научно – практической конференции и заняли призовые места.

Во внеурочной деятельности хорошую помощь оказывают родители. Например, для проведения праздника «Урожай» они помогли детям сделать костюмы, поделки из овощей и приняли активное участие в конкурсе «Витаминный салат».

2.Художественно – эстетическое направление.

Здесь работа ведётся по программам: «Умелые ручки», «Домисолька», «В гостях у сказки»,   кукольный театр «Арлекино».

На этих занятиях ребята делают « Дымковскую игрушку», глину для этих занятий заготавливают родители, а ребята с удовольствием лепят из неё разные фигуры. В школе накоплена богатая коллекция глиняных игрушек. Начата работа по изготовлению мягкой игрушки, которую используют при постановке спектаклей. По теме «Мягкая игрушка» ведётся проектная деятельность.

На занятиях «Домисолька» ребята разучивают новые песни, участвуют в музыкальных конкурсах, знакомятся с композиторами, музыкальными инструментами, принимают активное участие в концертах школы и села.

3.Гражданско-патриотическое направление.

Мы работаем по программе « Моя малая Родина».

Во внеурочной деятельности уделяется большое внимание изучению родного края. Ребята знакомятся с историей села, собирают материал о тружениках села и ветеранах войны и труда. Дети ходят к ним, записывают их воспоминания, которые заносятся в летопись истории школы. Ребята участвуют в акциях: «Помощь ветерану», «Доброта», где оказывают посильную помощь: складывают дрова, убирают территорию. Традиционными стали участие в митинге « 9 Мая», в празднике « Военно-патриотической песни», конкурсе стихотворений, посвящённых Дню Победы.

По желанию ребята составляют «Древо семьи», изучая корни своей семьи, своего рода.

Таким образом, занятия по предметам школьного цикла имеют своё естественное продолжение в разнообразных видах внеклассной и внешкольной деятельности учащихся. Внеклассные и внешкольные занятия учащихся организуются и проводятся с целью мотивации школьников, расширения их кругозора и всесторонней ориентации в окружающем мире. Подобная деятельность способствует гармоничному воспитанию школьников, а также даёт возможность практически использовать знания в реальной жизни.

  Но нужно остановиться и на проблемах, с которыми мы сталкиваемся во внеурочной деятельности. Среди основных факторов, способных повлиять на результаты введения ФГОС можно выделить следующие:

Фактор риска

Возможные пути разрешения

отсутствие достаточного финансирования

привлечение средств из дополнительного фонда

низкая мотивация педагогов из-за отсутствия материальной поддержки

мониторинговое изучение мотивов деятельности педагогов и активное использование нематериальных стимулов

отсутствие или недостаточное количество в школе необходимых специалистов

привлечение специалистов дополнительного образования, специалистов районной музыкальной школы.

Вся внеурочная деятельность соответствует требованиям ФГОС. Когда ученик делает, он осваивает нечто новое и продвигается по пути своего развития. Он расширяет поле своих возможностей, он завязывает отношения, которые развиваются в результате этой деятельности. Он пробует различные инструменты, которыми может впоследствии воспользоваться, расширяет свою познавательную сферу, приобретает новую пищу для мышления, осваивает некоторые социальные действия, которые его утверждают в социуме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта практических результатов профессиональной деятельности на тему: " Развитие экологической компетентности обучающихся на уроках биологии и во внеурочной деятельности"

Цель – развитие экологического мышления обучающихся. Задачи: • формирование познавательного интереса к природе родного края; • формирование основ знаний о том, как человек взаимодействует с приро...

Программа внеурочной деятельной деятельности в рамках военно-патриотического воспитания молодежи на уроках ОБЖ и во внеурочной деятельности на тему "Я - патриот России!"

Актуальность: выбранной темы обусловлена тем, что воспитание патриотизма в учебных заведениях имеет огромное значение, так как речь идет о судьбе настоящего и будущих поколений. В настоящие время...