Формирование представлений о растительном мире у детей дошкольного возраста.
статья

Начало знаний о растениях можно проследить еще в дошкольном возрасте. Его формирование происходит на протяжении всей жизни, но основы знаний о растениях и охране природы закладываются взрослыми в раннем возрасте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_samsonova_d.s.docx14.27 КБ

Предварительный просмотр:

 «Формирование  представлений о растительном мире у детей дошкольного возраста» .

Экологические проблемы страны диктуют необходимость интенсивной работы по формированию у людей экологической культуры природопользования. Взаимодействие человека и природы-проблема современности. С каждым годом она становится все острее.Слишком большой ущерб наносится природе.

Первым звеном в  образовательном континууме является работа в детских садах.Большую часть педагогического процесса составляет экологическое воспитание,которое является совместной деятельностью педагогов и детей.Экологическое воспитание дошкольников предполагает систему работы в детском саду,которая должна быть интересным и стимулирующим процессом для ребенка. При организации экологического воспитания в детских садах важно учитывать местные элементы самого непосредственного природного окружения.

Среда, в которой дети проводят много времени, очень важна для их обучения, и именно она является целевой пространственно-развивающей средой наших детских садов. Поэтому мы создали необходимые условия для жизни и развития детей в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, включая благоприятную атмосферу, освоение педагогами методов экологического воспитания в контакте с детьми разного возраста, новые формы взаимодействия с родителями по вопросам экологии. В своей работе по экологическому образованию детей мы уделяли особое внимание созданию благоприятной атмосферы в детских садах, т.е. в группе и на школьном дворе.

 Уголок природы создан для непосредственной образовательной деятельности в течение всего года. В уголке природы есть оборудование для ухода за комнатными растениями, материалы для экспериментов с детьми, игровые карточки по экологии, книги о растениях и животных и гербарий.

Уголок природы расположен в групповой комнате, что очень облегчает детям наблюдение и уход за растениями в комнате. Близкое расположение растений и детей является ключевой особенностью и преимуществом уголка природы. В Уголке природы есть календарь наблюдений, в котором отображаются различные длительные сезонные природные явления, погода и температура, перелетные и зимующие птицы и многое другое. Это важно для экологического образования детей.

Огород на окошке.

В феврале мы создаем "огород на окне" и вместе с детьми выращиваем лук, овес, укроп, морковь и цветочную рассаду. Они записывают свои наблюдения за посевом семян, прорастанием и ростом в календарь "Наблюдения". Наблюдения детей дополняются рассказами, художественными словами и объяснениями. Дети с большим удовольствием принимают участие. Метод "наблюдения" играет важную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста. Наблюдение дает им возможность научиться определять наиболее важные признаки объектов в природе и находить взаимосвязи между растениями и неживыми, природными явлениями.

Наблюдение за природой на прогулке.

Весной внимание детей привлекают почки на деревьях, когда они набухают. Они выбирают ветку дерева, помечают ее (красной ленточкой) и внимательно наблюдают, как постепенно распускаются первые листья. С большой радостью и волнением дети обнаруживают, что почки на деревьях лопаются и появляются первые молодые, нежные листочки.

Эмоциональное отношение к природе, любовь к ней рождаются тогда, когда ребенок гуляет по лесу, рассматривает цветы, деревья, кустарники,  слушает птиц. Все это помогает воспитывать у дошкольников интерес, заботу и любовь к природе.

Это связано с тем, что мы считаем, что дидактические игры обогащают экологические знания дошкольников о разнообразии природных объектов, растений и животных как живых организмов, их взаимосвязях в природе и культуре поведения в природе.

Игры в формировании экологического воспитания детей.

Использование игр: «От какого дерева листок?», «Четвертый лишний», «Кто и что потерял?», «Где спрятано растение», «Найди животных, птиц, насекомых», «Что дерево нам даёт?», «Чем похожи и чем отличаются?», «Папа, мама и малыш». Они

используются для расширения знаний о животном и растительном мире, для расширения чувств к природе и формирования позитивного отношения к ней. Формирования положительного отношения. Эти игры развивают у детей внимание, память и навыки логического мышления.

Большое внимание уделяю словесным играм: «Дерево, кустик, травка», «Рыба, птица, зверь», «В воздухе, в воде и на земле», «Кто больше?», «Концовки», «Ты часть - я целое» и др., эти игры закрепляют знания о природе, развивают внимание, сообразительность, связную речь, быстроту реакции; творческим играм (строительные игры с природным материалом, театрализованные, сюжетно-ролевые), в ходе которых дошкольники обогащают знания, отражают впечатления, полученные в процессе образовательной деятельности и повседневной жизни.

 

В совместной деятельности  с детьми проводим подвижные игры, например: «К дереву беги», «Через ручеёк» и др., затем  полученные знания закрепляем в экологических играх: «Найди дерево по описанию»,  «Что изменилось», лото «Четвёртый лишний?».

В самостоятельной творческой деятельности,  дети в рисунках, поделках из природного материала  отражают свои впечатления об увиденном, развивая при этом свою фантазию, воображение, творческие способности.

Все это сопровождается  чтением художественной литературы: С.Я.Маршак «Весенняя песенка»,  В.Чарушин «Яшка», Л.Толстой «Пришла весна», И.Бунин «Ясным утром», З. Александрова «Одуванчик»  и др.; заучиванием стихов, разгадыванием загадок.

  Таким образом, использование игр в воспитании экологической культуры способствует формированию представлений орастенияхродногокраяипомогаетприобрестинавыкиэкологически целесообразного поведения в природе,чтоспособствуетобогащениюи успешному решениювопросовэкологического воспитания детей дошкольного возраста.

Эффект экологического образования заключается не только в знаниях и поведении детей,но и в участии детей в улучшении местной природной среды.Важна роль взрослых-учителей и родителей-во влиянии на личность детей через  ихотношение и поведение по отношению кприроде.Задача учителя в экологическом воспитании детей- работать с родителями. Задача воспитания  экологически грамотных людей может быть решена только совместной работой,с опорой на семью. Когда дети вырастают,они ведут себя и действуют так же, как их родители.Родительский пример имеет решающее значение в воспитании детей, поэтому родителям необходимо демонстрировать важность экологического воспитания.

Организуя сотрудничество с родителями детей по экологическому воспитанию позволяет нам обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, а также внести в процесс необходимую ребёнку особую положительную эмоциональную окраску.

                     

Список использованной литературы.

1.Е.Ю. Виноградова Формирование экологической воспитанности детей дошкольного возраста.// «Дошкольная педагогика». – 2012. - №5. – С

2.Г.Иванова, В.Курашова Об организации работы по экологическому воспитанию. // «Дошкольное воспитание». – 2004. - №7. – С.

3. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений – 2 – е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 184 с.

4. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений – 3 – е изд.,перераб. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 224с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЛЕКЦИЯ по дисциплине ОП.01 ПЕДАГОГИКА для проведения занятия со студентами по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование» Тема: "Экскурсия как форма обучения детей дошкольного возраста"

Цель: ·         дать знания студентам о такой форме обучения в ДОУ, как экскурсия, её цели и задачи в организации педагогического процесса;·...

Статья "Педагогическая практика Воспитателя детей дошкольного возраста" (организация педагогической практики студентов по специальности 44.02.01 Дошкольное образование)

Статья "Педагогическая практика Воспитателя детей дошкольного возраста" про организацию педагогической практики студентов по специальности 44.02.01 Дошкольное образование...

КУРСОВАЯ РАБОТА по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование» на тему «Возможности и пути использования дидактического материала «логические блоки Дьенеша» в познавательном развитии детей дошкольного возраста»

Актуальность  работы заключается в том, что  в настоящее время с появлением Федеральных Государственных Образовательных Стандартов Дошкольного Образования , наиболее остро встает проблема по...

Статья "Особенности социализации детей дошкольного возраста, в условиях семейной группы организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"

Социализация воспитанника, находящегося в государственном учреждении по той или иной причине, имеет много сложностей, и вообще очень трудоемкий и многообразный процесс. Социализация такого ребенка нач...

Рабочая тетрадь МДК 05.01 Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста для студентов специальности "Дошкольное образование"

Рабочая тетрадь предназначена для организации аудиторной и самостоятельной практической работы студентов по темам МДК 05.01. «Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя д...