Национальная политика Республики Казахстан в области охраны труда
материал

Цель лекции:дать понятие и основные характеристики охраны труда.

Ключевые слова: трудовые отношения, охрана труда, безопасность труда, нормирование труда.

В широком значении система охраны труда предусматривает проведение социально-экономических, организационных, технических, гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий и средств, гарантирующих безопасность, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл лекция19.89 КБ
PDF icon coord_rniiot.pdf1.94 МБ

Предварительный просмотр:

Национальная политика Республики Казахстан в области охраны труда

Цель лекции: дать понятие и основные характеристики охраны труда.

Ключевые слова: трудовые отношения, охрана труда, безопасность труда, нормирование труда.

В широком значении система охраны труда предусматривает проведение социально-экономических, организационных, технических, гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий и средств, гарантирующих безопасность, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда.

В более узком смысле охрана труда представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих вопросы создания безопасных и здоровых условий труда, обязанностей работодателя по обеспечению безопасных условий труда, страхованию ответственности за нанесение вреда здоровью и жизни работников при исполнении трудовых обязанностей. Нормы и правила, регулирующие данные вопросы, являются составной частью трудового права. Законодательство об охране труда состоит норм Трудового кодекса РК и других законодательных и нормативно-правовых актов по безопасности, гигиене труда и производственной среде.

Национальная политика в области охраны труда предусматривает единство действий представительных и исполнительных органов всех уровней при участии профсоюзов и работодателей. Эта политика основывается на следующих принципах:

· приоритета жизни и здоровья работника по отношению к результатам производственной деятельности предприятия;

· полной ответственности собственника либо уполномоченного им представителя (работодателя);

· комплексного решения задач охраны труда на базе государственных программ по этим вопросам и координации деятельности в области охраны труда с другими направлениями экономической и социальной политики;

· осуществления государственного надзора и контроля за повсеместным выполнением требований охраны труда и техники безопасности на предприятиях;

· широкого использования достижений науки, техники и передового национального и зарубежного опыта по охране труда;

· стимулирования разработки и внедрения безопасной техники, технологии и средств защиты работающих, научно-исследовательской работы по охране труда;

· участия государства в финансировании охраны труда;

· проведения налоговой политики, способствующей созданию здоровых и безопасных условий труда на предприятиях;

· экономической заинтересованности предприятий в обеспечении здоровых и безопасных условий труда, а работников- в соблюдении правил и норм охраны труда и техники безопасности;

· проведения сертификации на соответствие требованиям безопасности применяемой продукции производственного назначения;

· оценки опасности и вредности производства органами государственной экспертизы условий труда непосредственно на рабочих местах, а также в проектах строительства новых и реконструируемых предприятиях;

· обеспечения работников специальной одеждой и обувью, средствами индивидуальной защиты, лечебно-профилактическим питанием за счет средств работодателя;

· обязательности расследования и учета каждого несчастного случая на производстве и каждого профессионального заболевания, обеспечения информированности работников об уровнях производственного травматизма, профессиональной заболеваемости и о принимаемых мерах по улучшению охраны труда;

· социальной защиты интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве или получивших профессиональные заболевания;

· подготовке специалистов по охране труда и технике безопасности в высших и средних специальных учебных заведениях;

· всемерной поддержки деятельности представительных организаций трудящихся, работодателей, общественных объединений, предприятий и отдельных лиц, направленной на обеспечение охраны труда;

· международного сотрудничества при решении проблем охраны труда.

Право на охрану труда имеют все работники, состоящие в трудовых отношениях с работодателями различных форм собственности и хозяйствования, в том числе с отдельными работодателями; члены кооперативов; студенты высших и учащиеся средних специальных учебных заведений, проходящие производственную практику и производственное обучение; военнослужащие, привлеченные к работам, не связанных с несением воинской службы; лица, отбывающие наказание по приговору суда, в период их работы на предприятиях, определяемых органами, ведающими исполнением приговоров, а также участники любых других видов трудовой деятельности, организуемой в интересах общества и государства.

Иными словами, институт охраны труда – это совокупность ном, относящихся к различным отраслям и институтам права, устанавливающих технические, санитарные, организационно-правовые и другие правила, направленные на охрану здоровья работников в процессе труда, гарантирующие соблюдение данных норм.

Государственная политика в области безопасности и охраны труда направлена на:

1) разработку и принятие нормативных правовых актов Республики Казахстан, государственных стандартов, правил, норм в области безопасности и охраны труда;

2) разработку государственных, отраслевых (секторальных) и региональных программ в области безопасности и охраны труда;

3) создание и реализацию систем экономического стимулирования деятельности по разработке и улучшению условий, безопасности и охраны труда, разработке и внедрению безопасных техники и технологий, производству средств охраны труда, индивидуальной и коллективной защиты работников;

4) осуществление мониторинга в области безопасности и охраны труда;

5) проведение научных исследований по проблемам безопасности и охраны труда;

6) установление единого порядка учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

7) государственные надзор и контроль за соблюдением требований законодательства Республики Казахстан в области безопасности и охраны труда;

8) содействие осуществлению общественного контроля за соблюдением прав и законных интересов работников в области безопасности и охраны труда;

9) защиту законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей;

10) установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, не устранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда;

11) распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;

12) подготовку и повышение квалификации специалистов по безопасности и охране труда;

13) организацию государственной статистической отчетности об условиях труда, а также о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их последствиях;

14) обеспечение функционирования единой информационной системы в области безопасности и охраны труда;

15) международное сотрудничество в области безопасности и охраны труда.

Финансирование мероприятий по безопасности и охране труда осуществляется за счет средств работодателя и других источников, не запрещенных законодательством Республики Казахстан. Работники не несут расходов на эти цели.

Работодатель ежегодно выделяет на безопасность и охрану труда необходимые средства. Объем средств определяется индивидуальным и (или) коллективным договорами.

Условия индивидуального трудового договора должны соответствовать требованиям нормативных правовых актов Республики Казахстан о безопасности и охране труда.

Запрещается прием граждан на работу, противопоказанную им по состоянию здоровья.

В трудовом договоре должны быть указаны достоверная характеристика рабочего места, включая опасные и вредные производственные факторы, льготы и компенсации за работу в таких условиях, предусмотренные законодательством о безопасности и охране труда и коллективным договором.

При приеме на работу с вредными и опасными условиями труда работодатель обязан предупредить работника о возможности возникновения профессионального заболевания.

Условия безопасности и охраны труда в организациях, на каждом рабочем месте должны соответствовать требованиям государственных стандартов, правил по безопасности и охране труда.

На время приостановления работ вследствие нарушения организацией требований по безопасности и охране труда за работником сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата.

Отказ работника от выполнения работ в случае возникновения непосредственной опасности для его жизни и здоровья или окружающих людей не влечет наложения на него дисциплинарной и (или) материальной ответственности.

В случае необеспечения работника средствами индивидуальной и (или) коллективной защиты, спецодеждой работодатель не вправе требовать от работника выполнения трудовых обязанностей и должен оплатить возникший по этой причине простой в размере средней заработной платы.

В случае причинения вреда жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей возмещение нанесенного ему вреда осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

При обнаружении у работника признаков трудового увечья, профессионального заболевания или иного повреждения здоровья вследствие воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов работодатель на основании медицинского заключения должен перевести работника с его согласия на другую работу, не противопоказанную его здоровью.

В целях обеспечения соблюдения требований безопасности и охраны труда в производственных организациях с численностью более пятидесяти работников работодатель обязан создать службу безопасности и охраны труда. По своему статусу служба безопасности и охраны труда приравнивается к основным производственным службам. Служба безопасности и охраны труда ликвидируется только в случае прекращения деятельности организации. В организациях с численностью до пятидесяти работников решение о введении должности специалиста по безопасности и охране труда принимается работодателем с учетом специфики деятельности данной организации либо обязанности по безопасности и охране труда возлагаются по совместительству на другого специалиста.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по НВП для первого курса "Государственные символы Республики Казахстан и боевое знамя воинской части."

Тема: Государственные символы Республики Казахстан и боевое знамя воинской части. Учебная цель: Рассказать учащимся о государственных символах РК и боевом знамени воинской части.Воспитательная це...

Презентация: Законодательство в области охраны труда

Законодательство Российской Федерации в области охраны труда...

Национальные автономии в Казахстане.

краткосрочный план урока 8 классИстория Казахстана...

Законодательство в области охраны труда

Материал презентации может быть использован при проведении уроков  Охрана труда  по профессиям плотник, столяр...

Трудовое законодательство Республики Казахстан.

Трудовое право и право социального обеспечения РКЦель: Рассмотреть предмет трудового права, рабочее время и время отдыха.План1.      Понятие и предмет регулирования ...