РАЗГОВОРНАЯ ЛЕКСИКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА И ЕЁ ПРИМЕНЕНИЕ ПРИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ПОЖАРНЫХ И СПАСАТЕЛЕЙ
статья
Аннотация. В данной статье представлена возможность проведения интегрированного занятия: моделирование чрезвычайной ситуации и практическое применение разговорной лексики у пожарных-спасателей на занятиях по английскому языку.
Ключевые слова: разговорная лексика, английский язык, языковая подготовка, пожарно-спасательные формирования, моделирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.13 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗГОВОРНАЯ ЛЕКСИКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА И ЕЁ ПРИМЕНЕНИЕ ПРИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ПОЖАРНЫХ И СПАСАТЕЛЕЙ
При моделировании ситуаций, связанных с проведением работ по ликвидации последствий ДТП, тушением пожаров, оказанием первой помощи и стабилизации психологического состояния пострадавших, отрабатываются языковые навыки профессиональной лексики английского языка, а также тактико-специальная подготовка пожарных-спасателей, оказание первой и психологической помощи иностранным гражданам, оказавшимся в условиях ЧС.
Языковая подготовка пожарных-спасателей является особо актуальной в связи с тем, что г. Санкт-Петербург является «Культурной столицей» Российской Федерации. Согласно статистическим данным, в 2019 году туристический поток в Санкт-Петербурге составил 10,4 миллиона человек, из которых иностранные туристы 4,9 миллиона человек. Такие внушительные цифры обусловлены высоким культурным статусом города, развитием туризма, а также проведением большого количества международных форумов и спортивных мероприятий. Столь масштабные события характеризуются массовостью, высокой концентрацией людей и, как следствие, повышенным риском возникновения техногенных и антропогенных ЧС.
Английский язык имеет важное международное значение. Согласно статистической таблице ООН, представленной ниже, носителями языка являются 1,13 миллиарда человек. Уступая Китайскому языку в абсолютном числе носителей, Английский язык является основным в подавляющем большинстве стран и «вторым» языком более чем у миллиарда жителей планеты.
Таблица №1 Языки мирового значения
Ранг | Язык | Родной | Общее число носителей | Стран |
1 | Китайский язык | 1,311 млрд | 1,311 млрд | 39 |
2 | Английский язык | 379 млн | 1,13 млрд | 137 |
3 | Испанский язык | 460 млн | 534 млн | 31 |
4 | Французский язык | 77 млн | 280 млн | 54 |
5 | Арабский язык | 274 млн | 319 млн | 59 |
6 | Русский язык | 154 млн | 258 млн | 19 |
7 | Португальский язык | 221 млн | 234 млн | 15 |
8 | Немецкий язык | 76,1 млн | 132 млн | 28 |
Представители иностранных государств, попавшие в ЧС, наиболее остро нуждаются в психологической поддержке и помощи со стороны сотрудников пожарно-спасательных формирований. Они тяжелее переносят состояние психоэмоционального стресса, оказавшись в чужой для них языковой среде. При устранении фактора языкового барьера со стороны сотрудников экстренных служб, минимизируются негативные последствия для физического и психологического состояния таких пострадавших.
На занятиях моделируются ситуации природного, техногенного и антропогенного характера с наличием пострадавших, которым необходима помощь пожарных-спасателей.
Для реализации поставленных задач используется полноростовой манекен, средства иммобилизации и перевязочный материал. Для наглядности и удобства при отработке навыков используется «Русско-английский разговорник для личного состава МЧС России», выпущенный академией ГПС. В нем сжато изложены все необходимые спасателю данные:
- вопросы профилактики,
- алгоритмизация и координация действий в условиях ЧС,
- оказание медицинской помощи,
- действия в экстренных ситуациях и прочее.
Человек (в нашем случае носитель иностранного языка), оказавшийся непосредственно на месте ЧС, нуждается в оказании первой и экстренной психологической помощи. Эта роль отводится преподавателю. Его задачей является призыв о помощи, изложение жалоб, описание случившегося. Обучаемый, исполняющий роль пожарного-спасателя на месте ЧС, должен правильно распознать запрос пострадавшего, понять изложенные жалобы, разобраться в обстоятельствах случившегося и незамедлительно приступить к действиям. В его задачи входит диалог с пострадавшим, оказание психологической поддержки и первой помощи в строгом соответствии с ситуацией. Преподаватель таким образом может моделировать различные варианты событий, а также усложнять задачи по мере изучения материала, наращивания объема изученной лексики; закреплять уже полученные знания.
Таким образом прорабатываются лингвистические навыки сотрудников пожарно-спасательных формирований, оказывающих помощь носителю иностранного языка в экстренной ситуации.
Занятия такого плана позволяют участникам процесса отрабатывать навыки, полученные в ходе обучения, совмещая в себе курс изучаемых дисциплин, по психологии, оказанию первой помощи, повышают интерес к иностранному языку, применяя его в ходе практической профессиональной деятельности.
Такие занятия могут проводиться как в пределах учебной аудитории, так и на учебно-тренировочных полигонах с применением всего пожарно-технического вооружения и оснащения, с привлечением участников иностранных государств в рамках сотрудничества, обмена опытом и с целью повышения профессиональной и языковой квалификации.
Данная практическая подготовка является наиболее актуальной и высоко результативной для сотрудников пожарно-спасательных формирований и экстренной психологической службы на территории Российской Федерации, а также для подразделений МЧС России, выполняющих свои профессиональные задачи по всему миру.
Список источников
- Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных URL:
https:// sdo.mgaps.ru/books/KP5/M6/file/Lpdf
- Учебно-методическое пособие по оказанию первой медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях URL:
https://dshi- kuyanovo.bash.muzkult.ru /media/2018/08/24/1229786787/uchebnik pervaya pomosh h 1.PDF
- https://academygps.ru/upload/iblock/720/72055d7a7a3bda6182bf9f0f1d18ce8c. pdf
- Русско-Английский разговорник для спасателей.
- https://ruswikipedia.org/wiki/Международный язык
Лешко Наталия Олеговна - преподаватель иностранного языка Санкт-
Петербургского Пожарно-спасательного колледжа, г. Санкт-Петербург, России.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/27/picture-302663-1380260663.jpg)
Игровые методы обучения лексике английского языка
Использование игровых методов обучения лексике на занятиях по иностранному языку...
Технологическая карта учебного занятия. Учебное занятие по английскому языку, разработанное с применением методики построения проблемной задачи
Проблемное обучение на уроках английского языка – способ формирования творческой активности и познавательных интересов личности,эффективное средство организации самостоятельной деятельности учащи...
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/23/picture-575112-1461376357.png)
Статья "Развитие аудитивных навыков на уроках английского языка с помощью применения игровых технологий"
Данная статья посвящена такому важному аспекту речи как аудирование. Развитие аудитивных навыков, является очень сложным процессом при изучении иностранного языка, и более того, требует сил и бо...
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/23/picture-575112-1461376357.png)
Обобщение опыта по теме "Развитие навыков аудирования на уроках английского языка с помощь применения игровых технологий"
В последнее время все больше и больше возрастает интерес к изучению иностранного языка, а именно английского, который признан языком профессионального общения в разных областях деятельности. И при изу...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/15/picture-1103036-1547574872.jpg)
Рабочая программа учебной дисциплины "Иностранная разговорная речь(английский язык)"
Даная программа может быть использована при обучении разговоному общениею на иностранном языке(английском) для студентов СПО по профессии 36.02.02 "зоотехния"...
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/26/picture-1335277-1622022160.jpg)
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ТЕКСТЫ ДЛЯ ОТРАБОТКИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ ДЛЯ ПОЖАРНЫХ И СПАСАТЕЛЕЙ
Тренировочные тексты содержат лексику, необходимую для сотрудников пожарно-спасательных подразделений, осуществляющих свою профессианальную деятельность при работе с иностранными гражданами на террито...
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/26/picture-1446293-1672042193.jpg)
ОВЛАДЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЛЕКСИКОЙ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
Использование элементов нетрадиционных форм в процессе преподавания иностранного языка доступно каждому преподавателю, стоит только немного отойти от стандарта и задуматься о том, что сделать такого н...