Рабочая программа Гидрология
рабочая программа на тему

Рабочая программа учебной дисциплины является частью  основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО  20.02.03    Природоохранное обустройство территорий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gidrologiya_i_gidrometriya.doc218 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего образования

«КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.И. Вернадского»

(ФГАОУ ВО «КФУ им. В. И. Вернадского»)

Техникум мелиорации и механизации сельского хозяйства

(филиал)

ФГАОУ ВО «КФУ ИМ. В. И. ВЕРНАДСКОГО»  

в пгт. Советский

                                                                                                                     УТВЕРЖДАЮ                                   

                                                                                               заместитель директора  

                                                                                               по учебной работе

                                                                                                                                     ________________С.В.Ященко

                                                                                                                                   « 19 »    января   2015г.

 ПРОГРАММА  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 ОП 13 ГИДРОЛОГИЯ И ГИДРОМЕТРИЯ

специальность     20.02.03 Природоохранное обустройство территорий

                                               (базовая подготовка)                                   

                             

2015


  Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по  специальности 20.02.03. Природоохранное обустройство территорий (базовая подготовка)                                    

 

Организация-разработчик: Техникум мелиорации и механизации сельского хозяйства  (филиал)  ФГАОУ  ВО  «КФУ им. В.И.Вернадского в пгт. Советский

Разработчик:

 Кузнецова Олеся Викторовна,

специалист                            ______________             О.В.Кузнецова

                             

Программа учебной дисциплины рассмотрена на заседании Методического совета (Протокол № 5 от 15.01.2015г.)

Методист _______________                            Д.Л.Меметова

Программа учебной дисциплины рекомендована  цикловой комиссией    гидромелиоративных дисциплин  (Протокол № 5 от 12.01.2015г.)

Председатель  _______________                     М.И.Кормочи

                                                             

CОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. СТРУКТУРА И  СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Гидрология и гидрометрия

  1. 1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью  основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО  20.02.03    Природоохранное обустройство территорий.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) в области природоохранного обустройства территорий. Опыт работы не требуется.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в состав общепрофессиональных дисциплин профессионального цикла.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины

Целью   дисциплины  «Гидрология»  является  формирование  системы  основных научных знаний в области гидрологии и методов исследований водных объектов.

Задачи дисциплины:

  1. Дать представление о наиболее общих закономерностях процессов в гидросфере, показать взаимосвязь гидросферы с атмосферой, литосферой, биосферой. Познакомить студентов с основными закономерностями географического распределения водных объектов разных типов: ледников, подземных вод, озер, водохранилищ, болот, океанов и морей, с их основными гидролого-географическими и гидролого-экологическими особенностями.
  2. Показать сущность основных гидрологических процессов в гидросфере в целом и в водных объектах разных типов с позиции фундаментальных законов физики.
  3. Дать представление об основных методах изучения водных объектов.
  4. Показать практическую важность гидролого-географического и гидролого-экологического изучения водных объектов и гидрологических процессов для народного хозяйства и для решения задач охраны природы.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • применять    основные    физические    закономерности    при    объяснении    различных
  • гидрологических процессов и явлений; уметь применять основные фундаментальные законы физики к объектам гидросферы;
  • представлять   в  общем   виде     уравнения      баланса      воды,      солей,      тепла, физических сил для любых водных объектов и участков суши;
  • объяснить основные закономерности пространственно-
    временной изменчивости гидрологических характеристик, уметь иллюстрировать
    изложение этих закономерностей графиками и схемами; уметь показать на карте основные
    черты географического распределения некоторых гидрологических характеристик;

  • проанализировать и оценить достоверности материалов гидрометрических измерений и гидрологической информации;
  • производить расчет гидрологических характеристик и дать оценку основным статистическим параметрам;
  • оценивать гидрогеологические и инженерно-геологические условия участка строительства инженерных сооружений.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • роль гидрологических процессов в природной среде; знать закономерности и взаимосвязи гидрологических процессов с климатом и динамикой атмосферы (например, для океана или речных бассейнов), с рельефом и почвенно-растительным покровом (для речных бассейнов;
  • классификацию водных объектов, представлять и уметь показать взаимосвязь отдельных объектов гидросферы;
  • представлять взаимосвязь        отдельных гидрологических процессов в водных объектах разных типов;
  • представлять роль воды в народном хозяйстве, роль водного хозяйства в экономическом и социальном развитии России, представлять практическое значение гидрологических исследований, понимать сущность антропогенного воздействия на гидрологические процессы;
  • наиболее распространенные минералы и горные породы, их практическое значение;
  • виды геологических карт, их масштабы и содержание, значение карт четвертичных отложений для проектирования, строительства и эксплуатации гидромелиоративных систем и гидротехнических сооружений;
  • водные свойства горных пород и их практическое значение;
  • основные разновидности подземных вод, условия их формирования и влияния на условия сельскохозяйственного производства и строительства сооружений;
  • состав и свойства подземных вод;
  • основы динамики подземных вод;
  • виды запасов и ресурсов подземных вод, виды загрязнений подземных вод, меры по охране подземных вод;
  • режим и баланс подземных вод, взаимосвязь вод гидросферы и атмосферы;
  • использование подземных вод для хозяйственных целей.

  1. 1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 96 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 60 часов; самостоятельной работы обучающегося – 36 часов.

2. СТРУКТУРА И  СОДЕРЖАНИЕ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Виды учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

96

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

60

в том числе:

практические занятия

36

контрольные работы

4

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

36

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета


2.2.  Тематический план и содержание учебной дисциплины «Гидрология и гидрометрия»

        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

                                                        2

3

4

Введение.

Содержание учебного материала

Основные разделы гидрологии. Принципы организации гидрологических работ. Значение гидрологии для отраслей народного хозяйства.

1

1

Раздел 1

Гидрология.

Тема 1.1

Поверхностный сток

1. Влияние климата на сток.

2. Влияние растительного покрова и почв на сток.

3.  Влияние рельефа бассейна на сток

1

2

Практические занятия

  1. Определение приборов гидрометрологических наблюдений, методы работы с ними
  2. Построить розы ветров метеостанции зерная6 1)с учетом шлтилей 2)без учета штилей

4

3

Самостоятельная работа обучающихся

Составить конспект по теме «Влияние деятельности человека на сток».

 Составить конспект по теме «Экологическая роль круговорота воды в природе».

           

4

Тема 1.2

Гидрологический режим рек.

Содержание учебного материала

1. Виды питания рек, их зависимость от физико-географических характеристик водосбора. Термический режим рек. Факторы, влияющие на температуру воды в реках. Распределение температуры по глубине, шине и длине реки.

2. Ледовый режим рек. Фазы ледового режима. Формы ледовых образований, наблюдаемые в различные фазы.

3. Понятие о расходе воды

Практическое занятие

  1. Определение гидрографических характеристик рек и их бассейнов

2

2

3

Тема 1.3

Водная эрозия, речные наносы и русловые процессы.

Содержание учебного материала

  1. Водная эрозия
  2. Образование речных наносов и их классификация
  3. Мутность воды

2

3

Практические занятия

Рассчитать средний многолетний расход взвешенных наносов при наличии короткого ряда наблюдений

Вычислить средние многолетние характеристики твердого стока р. Северного Донца

4

Самостоятельная работа обучающихся

Составить конспект по теме:

Влияние речных наносов на работу гидротехнических сооружений, турбин и наносов

 Сель и факторы, способствующие его возникновению. Виды селей.

Презентация по теме «Механизм движения и скорость движения селей. Географическое распределение селей. Влияние селей на окружающую среду. Меры борьбы с селями».

6

Тема 1.4

Озера, болота и ледники.

Содержание учебного материала

1.классификация озер. Морфометрические элементы озер.

2.Болота и их гидрологические особенности

2. Процесс формирования ледника. Питание ледников. Типы ледников. Движение и работа ледников.

2

3

Самостоятельная работа обучающихся

 Подготовить сообщения и доклады по теме «Использование  лесных болот в народном хозяйстве»  «Последствия осушения болот».

Подготовить презентацию на тему: « Влияние ледников на окружающую среду».

1. Мировой океан, его деление. Береговая зона, формирование берегов.  Океанические и морские течения. Классификация течений. Глубинные течения.

2. Термические процессы в Мировом океане. Причины изменения температуры воды. Распределение температуры воды в Мировом океане по площади и глубине. Тепловое взаимодействие Мирового океана и атмосферы. Замерзание морской воды, дрейф льда.

Подготовить доклады  и презентации  по темам:

1. «Колебания уровня в океанах и морях. Причины колебания уровня. Характеристики уровней. Приливы».

2. «Водные массы. Турбулентное и конвективное перемешивание вод океана».

10

Практические занятия

Контрольная работа по 1 разделу

2

Раздел 2

Гидрометрия.

56

Тема 2.1

Основные наблюдения на гидрологических постах.

Содержание учебного материала

1. Требования, предъявляемые к участку реки для гидрологического поста. Типы постов и их оборудование. Размещение озёрных и морских уровенных постов.

2. Наблюдения за уровнем. Средства измерения уровня воды. Методы измерения. Сроки и точность измерения уровня воды. Обработка результатов измерений.

3. Наблюдений за температурой воды. Средства измерения температуры воды в реке, озере, море. Сроки, порядок  и место наблюдений за температурой воды. Обработка результатов измерения температуры воды.

5.  Наблюдения за волнениями на озёрах и морях. Выбор места  и оборудование волномерного поста, его закрепление. Средства измерения, состав, сроки наблюдений за волнением. Наблюдения за оптическими свойствами воды.

4

3

Практические занятия

Обработка материалов наблюдений за уровнями воды. Построение графиков суточных колебаний уровней воды, повторяемости и продолжительности, определение характерных уровней воды.

Обработать результаты  измерения температуры воды.

4

Самостоятельная работа обучающихся

Составить конспект по теме: Особенности прибрежных наблюдений на морских (озёрных) уровенных постах.

Подготовить отчет по теме: Наблюдения за температурой воды озера по выбору преподавателя

4

Тема 2.2

Проведение промерных работ.

Содержание учебного материала

1.Приборы для  измерения глубин на реках, озёрах, морях: намётки, лоты, гидрометрические грузы, лебёдки; работа с ними.

2.Состав работ при промерах. Способы выполнения промерных работ по поперечникам, по продольным профилям.  

2

3

Практические занятия

Обработка материалов промерных работ. Построение профиля поперечного сечения водотока.

2

Тема 2.3

Измерение скорости течения.

Содержание учебного материала

1. Мгновенная и средняя скорости течения, осредненная скорость течения в речном потоке.

2. Эпюры скоростей, средняя скорость на вертикалях и в живом сечении

.3. Измерение скорости течения гидрометрической вертушкой..

4Измерение скорости течения поплавками.

.

2

3

Практические занятия

Расчет средних скоростей потока на вертикалях

Изучить  устройство  и принцип  действия гидрологических вертушек и оборудования при работе с ними.  

4

Самостоятельная работа обучающихся

Доработать  и оформить  запись по лекционному материалу на тему:  Средства и методы измерения течений в морях.

4

Тема 2.4

Измерение расходов воды.

Содержание учебного материала

1.  Способы измерение расхода воды. Назначение и закрепление скоростных вертикалей.

2.Измерение расхода воды вертушкой, состав и порядок работ при открытом русле. Особенности измерения расхода воды при ледоставе. Аналитический метод вычисления расхода воды при открытом русле и ледоставе.

3.Гидрологические расходомеры, их простейшие типы. Измерение расхода воды с помощью гидрометрических лотков и водосливов, вычисление расхода воды.

2

3

Практические занятия

Определение расходов воды аналитическим способоп по скоростям измеренным вертушкой

Вычисление расхода воды по скоростям измеренных поверхностным поплавком.

Измерение расходов воды с помощью водомерных сооружений

4

Самостоятельная работа обучающихся

Составить конспект по теме: Измерение расхода воды поверхностными поплавками и объёмным способом, вычисление расхода воды.

Составить план по теме: Порядок работ при измерении расходов воды поверхностными поплавками.

6

Тема 2.5

Наблюдения и работы по изучению наносов.

Содержание учебного материала

Практические занятия

1.Изучить приборы для отбора проб воды с взвешенными наносами: батометр-бутылка, вакуумный батометр.

2.Изучить методику отбора  единичных проб воды на мутность,  обработку  проб, выделение взвешенных наносов из проб автоматическим фильтрованием и под давлением.

3.Изучить прибор Куприна, и работу  с ним.  

2

3

Самостоятельная работа обучающихся

Составить план – конспект по темам: Методика отбора единичных проб воды на мутность и выделения

взвешенных наносов их проб воды; Состав работ по изучению донных отложений.

2

Тема 2.6

Гидрологические расчеты

Практические занятия

1.определение расчетных характеристик речного стока при наличии и отсутствии данных наблюдений

2. определение расчетных характеристик речного стока при недостатке данных наблюдений

3. вычисление расчетных максимальных расхордов по данным наблюдений

4вычисление расчетных максимальных расходов талых и дождевых вод при отсутствии гидрометрических данных

5 построение батиграфической и объемной характеристики водохранилища

6 определение величины мертвого объема водохранилища из условий выполнения санитарно-технических условий и допустимого стока заиления

Контрольная работа к разделу 2

14

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета  гидрологии и гидрометрии.

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;
  • рабочее место преподавателя;
  • комплект учебно-наглядных пособий «Гидрология»;

Технические средства обучения:

При необходимости занятия проводятся в мультимедийной аудитории, компьютерном классе, где установлены копьютеры с лицензионным программным обеспечением.

Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Богословский, Б.Б. Общая гидрология [Текст]/ Б.Б. Богословский, А.А. Самохин, К.Е. Иванов, Д.П. Соколов. - Л.: Гидрометеоиздат, 2010. - 356 с.
  2. Михайлов, В.Н. Гидрология [Текст]: учебник для высш.уч.завед./ В.Н. Михайлов, А.Д. Добровольский, С.А. Добролюбов. – М.: Высшая школа, 2009. – 464 с.
  3. Кузник И.А.,Гидрология и Гидрометрия.-М.: Колос, 1968

Дополнительные источники:

  1. Быков В.Д., Васильев А.В. Гидрометрия – Л.: Гидрометеоиздат, 1997. – 448 с.
  2. Владимиров А.М. Гидрологические расчеты.-Л.: Гидрометиздат, 2000.- 368 с.

3.  Евстигнеев В.М. Речной сток и гидрологические расчеты. - М.: МГУ, 2010.-304 с

4. Карасёв, И.Ф.  Гидрометрия [Текст] : учеб.для вузов / И. Ф. Карасев, А. В. Васильев, Е. С. Субботина. - Л.: Гидрометеоиздат, 2009. - 376 с.

5.Железняков Г.В., Овчаров Е.Е. Инженерная гидрология и регулирование стока. Учебник – М.: Колос, 1993 – 464 с.

6. Овчаров Е.Е., Захаровская Н.Н., Прошляков И.В. и др. Практикум по инженерной гидрологии и регулированию стока: Учебное пособие – М.: Колос, 2006. – 224 с.

  1. Пособие по определению расчетных гидрологических характеристик. – Л.:  Гидрометеоиздат 2004. – 448 с.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Основные показатели оценки результата

Умения:

Обрабатывать материалы гидрометрических измерений

-  анализировать и оценивать достоверность материалов гидрометрических измерений и гидрологических информации;

- производить  расчет гидрологических характеристик и  дать оценку основным статистическим параметрам

Знания:

Знать роль гидрологических процессов в природной среде;

Представлять роль воды в народном хозяйстве, роль водного хозяйства в экономическом и социальном развитии России

- Знать закономерности и взаимосвязи гидрологических процессов с климатом и динамикой атмосферы (например, для океана или речных бассейнов), с рельефом и почвенно-растительным покровом (для речных бассейнов;

 - знать классификацию водных объектов, представлять и уметь показать взаимосвязь отдельных объектов гидросферы;

 - представлять взаимосвязь отдельных гидрологических процессов в водных объектах разных типов;

 - представлять практическое значение гидрологических исследований, понимать сущность антропогенного воздействия на гидрологические процессы;

- знать наиболее распространенные минералы и горные породы, их практическое значение;

- знать основные разновидности подземных вод, условия их формирования и влияния на условия сельскохозяйственного производства и строительства сооружений;

- знать состав и свойства подземных вод;

основы динамики подземных вод;

- знать виды запасов и ресурсов подземных вод, виды загрязнений подземных вод, меры по охране подземных вод;

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Физика по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих

Рабочая программа учебной дисциплины «Физика» является частью общеобразовательной подготовки студентов в учреждениях СПО. Составлена на основе примерной программы по физике  для профессий начальн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Программное управление металлорежущими станками программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих для профессии: 15.01.25. станочник (металлообработка)

Программа профессионального модуля  является частью основной профессиональной образовательной программы  ГАПОУ СО «Саратовский политехнический колледж» в соответствии с ФГОС по профессии СПО...

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫ Рабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ является частью основной профессиональной образовательной програ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫРабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ являетс...

Рабочая программа по ОБЖ для 7-8 классов. Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"

Рабочие программы по ОБЖ для 7-8, 9 классов. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"...

Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 03 Технология трудоустройства образовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 29.01.08. Оператор швейного оборудования

Рабочая программа учебной дисциплиныОП. 03 Технология трудоустройстваобразовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих п...

Рабочая программа учебного предмета «Музыка» начального общего образования срок реализации программы 4 года Рабочая программа учебного предмета составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального

Данная рабочая программа разработана в соответствии с- требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного   приказом Министерс...