"Проценты в нашей жизни" Методическое пособие по дисциплине "Математика"
методическая разработка по теме

Безрукова Елена Васильевна

В данном методическом пособии представлена методика использования технологии анализа конкретных ситуаций в проекте «Проценты в нашей жизни».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов

ГБОУ СПО «Ардатовский аграрный техникум»

ПРОЦЕНТЫ В НАШЕЙ ЖИЗНИ

Учебное пособие по дисциплине

«МАТЕМАТИКА»

Безрукова Елена Васильевна

Преподаватель математики 1 квалификационной категории

Ардатов

2012 год

Содержание.

Введение…………………………………………………………………..3

1. Технология метода анализа конкретных ситуаций…………….....5

1.1.Кейс-технологии активного обучения………………………............5

1.2.Методы анализа ситуаций……………………………………............6

1.2.1.Метод ситуационного упражнения (задачи)………………..........7

1.2.2. Кейс-стади – метод…………………………………………...........7

1.2.3.Анализ ситуаций методом инцидентов……………………….........7

1.2.4.Разбор деловой корреспонденции………………………………......8

1.2.5.Игровое проектирование……………………………………….........8

1.2.6.Метод проигрывания ролей (инсценировки)…………………..........9

1.2.7.Групповая дискуссия………………………………………………...9

1.3.Дебрифинг………………………………………………………..........10

1.4.Организация работы на основе кейс-технологии…………………..12

1.4.1.Этапы создания кейсов………………………………………..........12

1.4.2.Требования к созданию проблемных ситуаций…………………..12

1.4.3.Организация работы учащихся на основе кейс – технологии …..12

1.4.4.Этапы организации учебного процесса……………………….......12

1.4.5.Основные этапы кейс - технологии на уроках математики….......13

1.4.6.Технологическая схема создания кейса……………………….......13

1.4.7.Отличительные особенности кейс–метода………………………..14 

1.4.8. Этапы технологии работы с кейсом в учебном процессе …........14

2. Методика использования технологии анализа конкретных                   ситуаций в проекте «Проценты в нашей жизни»……………………15

2.1.Основные этапы работы над кейсом…………………………………15 

2.2.План открытого занятия – итогового этапа проекта…………….......17

3. Заключение……………………………………………………………..21

4. Библиографический список………………………………………….23

5. Приложения

5.1.Приложение 1

5.2. Приложение 1.1

5.3. Приложение 2

5.4. Приложение 3

5.5. Приложение 4

5.6. Приложение 5

5.7. Приложение 6

5.8. Приложение 7

5.9. Приложение 8

5.10. Приложение 9

Введение

Одна из проблем нашей системы образования, причем не только высшего, но и среднепрофессионального - высокая теоретизированность учебных курсов, невозможность подчас связать приобретаемые знания с практикой реальной деятельности. Поэтому в современном российском образовании начался процесс перехода не на словах, а на деле к субъект-субъектному взаимодействию обучающихся, преподавателя и обучающихся. Немаловажно то, что по-настоящему инновационные педагогические технологии изначально строятся на компетентностном подходе и нацелены в результатах обучения на будущую профессиональную деятельность. Среди наиболее значимых является технология анализа конкретных ситуаций или, как говорят на Западе, технология case-study или кейс-метод.

На протяжении некоторого времени я изучала методику анализа конкретных ситуаций и в настоящее время использую на уроках математики.

Кейс-метод при обучении математике позволяет:

  1. сформировать у студентов компетенцию самостоятельно создавать  программы действий (алгоритмы решения задач);
  2. сформировать умения и навыки решать прикладные задачи в области профессиональной деятельности;
  3. воспринимать математику как основу для дальнейшего изучения спецдисциплин.

В данном методическом пособии представлена методика использования технологии анализа конкретных ситуаций в проекте «Проценты в нашей жизни». 

Целями проекта являются формирование мотивации для последующего осознанного решения задач по профилю обучения; расширение знаний студентов по применению процентных вычислений в различных жизненных ситуациях.

Проект «Проценты в нашей  жизни» должен обеспечить реализацию следующих задач:

  1. расширение знаний студентов о применении процентных вычислений в различных жизненно важных сферах деятельности;
  2. формирование математической грамотности студентов;
  3. формирование специальной компетентности студентов;
  4. содействие развитию логического мышления, необходимого современному человеку как в общекультурном плане, так и для профессионального становления;
  5. развитие умений самостоятельно работать с различными источниками информации, решать творческие задачи;
  6. создание основы для дальнейшего изучения спецдисциплин.

Актуальность проекта определяется необходимостью использования процентных вычислений в различных сферах современной жизни и будущей профессии студентов.

Общими принципами отбора содержания материала являются:

  1. актуальность,
  2. обеспечение мотивации,
  3. практическая направленность,
  4. прослеживание внутрикурсовых и межпредметных связей.

Практическая направленность курса обеспечивает возможность использования процентных вычислений в различных жизненных ситуациях.

Программа проекта может быть применена для обучения различных групп студентов, что достигается обобщенностью включенных в нее знаний, их отбором в соответствии с задачами проекта.

Проект должен помочь студентам расширить знания о процентных вычислениях, сформировать умения применять полученные знания на практике, овладеть способами исследовательской деятельности.

Проект предметно-ориентирован, расширяет базовый курс математики, пробуждает интерес к предмету, выполняет задачи практико-ориентированной помощи в приобретении опыта выбора собственного содержания образования.

Приоритетная роль в ходе проекта отводится развитию следующих умений, видов познавательной деятельности:

  1. поиск информации в источниках;
  2. анализ задач, систематизация, сравнивание способов решения;
  3. оценка выбора способа решения;
  4. составление алгоритма решения;
  5. составление диаграммы.

Организация учебной работы со студентами предусматривает:

  1. расширение учебного материала;
  2. создание проблемных познавательных ситуаций;
  3. выполнение поисковой, творческой работы студентами.

 Для повышения эффективности работа  проводится в малых группах с последующим обсуждением полученных выводов, суждений.

       Технология метода анализа конкретных ситуаций

1.1.Кейс-технологии активного обучения

Различают «полевые» (основанные на реальном фактическом материале) и «кабинетные» (выдуманные) кейсы.

CASE-технология поддерживает коллективную работу над проектом за счет:
- использования возможностей локальной сети;
- экспорта/импорта любых фрагментов проекта;
- организованного управления проектами.

Например,        

- при игровом проектировании участники занятия организуются в небольшие группы для работы над проектом, результаты сравниваются в условиях презентации каждого проекта на межгрупповом пленуме, а затем обсуждают инновационные идеи и подходы;
- в мастер-классе, в творческой лаборатории  преподавателя, обучаемые в процессе подготовки анализируют разнообразные по жанру, виду и целевому предназначению ситуации-кейсы;
- на том или ином тренинге разыгрываются инсценировки, ситуации в ролях, отслеживаются видеозаписи.

В комплексе такого рода интерактивные технологии относятся к кейс-технологиям или методу анализа ситуаций.


Название произошло от латинского термина «casus» — запутанный или необычный случай.
Кроме этого, иногда используется термин «кейс-технологии» как папка с учебными материалами.
Цели метода анализа ситуаций:
Развитие навыков анализа и критического мышления
Соединение теории и практики
Представление примеров принимаемых решений
Демонстрация различных позиций и точек зрения
Формирование навыков оценки альтернативных вариантов в условиях неопределенности

Цель: научить слушателей, как индивидуально, так и в составе группы:

  1. анализировать информацию,
  2. сортировать ее для решения заданной задачи,
  3. выявлять ключевые проблемы,
  4. генерировать альтернативные пути решения и оценивать их,
  5. выбирать оптимальное решение и формировать программы действий и т.п.

Помимо этих целей при применении анализа ситуаций достигаются и дополнительные эффекты.  Обучаемые:

  1. Получают коммуникативные навыки
  2. Развивают презентационные умения
  3. Формируют интерактивные умения, позволяющие эффективно взаимодействовать и принимать коллективные решения
  4. Приобретают экспертные умения и навыки
  5. Учатся учиться, самостоятельно отыскивая необходимые знания для решения ситуационной проблемы
  6. Надеюсь, что изменяют мотивацию к обучению

При активном ситуационном обучении участникам анализа предъявляются факты (события), связанные с некоторой ситуацией по ее состоянию на определенный момент времени в конкретной социально-экономической системе.

Задачей обучаемых является принятие рационального решения, действуя сначала индивидуально, а затем в рамках коллективного обсуждения возможных решений, т.е. игрового взаимодействия.

Итак, кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слушателей новых качеств и умений.
Одной из важнейших характеристик кейс-метода является умение воспользоваться теорией, обращение к фактическому материалу.

Однако главное его предназначение — развивать способность прорабатывать различные проблемы и находить их решение, другими словами научиться работать с информацией.

Ситуационные задачи могут быть связаны с проблемами прошлого, настоящего и даже будущего времени.


1.2.Методы анализа ситуаций.

Метод анализа кейсов, казусов – наиболее приемлемая интерактивная технология

При обучении часто используют такие разновидности АКС, как
• метод кейсов;
• метод инцидента;
• метод ситуационно-ролевых игр;
• метод разбора деловой корреспонденции;
• игровое проектирование;
• метод дискуссии.

В зависимости от дидактических, развивающих и игровых целей одну и ту же ситуацию можно проанализировать разными методами: и методом ситуационного упражнения или традиционного анализа, и методом кейса, и методом инцидента, а можно разыграть ситуацию в ролях, т.е. осуществить инсценировку. Иногда целесообразно записать материалы анализа на видео, а затем просмотреть, делая критический анализ и извлекая уроки.

  1. Самый распространенный метод ситуационного анализа – традиционный анализ конкретных ситуаций (АКС) классического типа (по гарвардской технологии) – это глубокое и детальное исследование реальной или имитированной ситуации.
  2. Разновидностями метода АКС, часто используемых в процессе обучения, являются ситуационное упражнение и метод ситуационного анализа – кейс-стади.

1.2.1.Метод ситуационного упражнения (задачи) заключается в том, что обучаемому предлагается текст с подробным описанием сложившейся ситуации и задача, требующая решения. Иногда в тексте предлагаются уже осуществленные действия, принятые решения для анализа их правомерности. При использовании этого метода больше внимания уделяется индивидуальному подходу к проблеме и ее решению, чем групповому.
1.2.2.Другая разновидность метода АКС - кейс-стади – метод - состоит в том, что обучаемый, ознакомившись с описанием проблемы, самостоятельно анализирует ситуацию, диагностирует проблему и представляет свои идеи и решения в дискуссии с другими обучаемыми.

1.2.3.Анализ ситуаций методом инцидентов.

Этот метод отличается от предыдущего тем, что его

  1. Цель — поиск информации для принятия решения самим слушателем, и – как следствие – обучение его работе с необходимой информацией: ее сбору, систематизации и анализу.
  2. «Обучаемые получают краткое сообщение об инциденте, произошедшем в какой-нибудь стране, организации. Сообщение может быть письменным или устным по типу: «Случилось или произошло…»
  3. Однако для принятия обоснованного решения обучаемым предлагается информация явно недостаточная, им необходимо прежде всего разобраться в обстановке, определить, есть ли проблема и в чем, собственно, она состоит, что надо делать, что нужно знать для принятия того или иного решения.

Для принятия обоснованного решения обучаемым необходимо:

  1. Собрать информацию
  2. Разобраться в обстановке
  3. Определить, есть ли проблемы, сколько их и в чем состоят
  4. Подумать, что надо делать
  5. Выяснить, что нужно для принятия того или иного решения.

Обучаемые оказываются перед необходимостью поиска дополнительной информации, следовательно, вынуждены задавать вопросы, преимущественно «восходящие – вопросы на развитие», т.е. для получения новой дополнительной информации. Обычно такого типа вопросы начинаются со слов: Что? где? когда? почему? как? зачем?

Основное назначение данного метода – это развитие или совершенствование умений обучаемых, с одной стороны, принимать решения в условиях недостаточности информации, с другой – рационально собирать и использовать информацию, необходимую для принятия решения.

1.2.4.Разбор деловой корреспонденции

Где мало распорядительности, там дело обходится дорого.
Ф.Бэкон

Один из методов АКС — это метод разбора деловой корреспонденции, или метод «папки с входящими документами». «В профессиональной литературе по игровым имитационным технологиям этот метод еще называют «информационным лабиринтом» («In tray exercises»; «In basket exercises»), или «баскетметодом». Он основан на работе с документами и бумагами, относящимися к той или иной организации, ситуации, проблеме.

При работе с такой технологией анализа ситуаций обучаемые получают от преподавателя папки с одинаковым набором документов, относящихся к деятельности определенного предприятия, учреждения или его подразделения. Сам участник такого обучения выступает в роли лица, принимающего решение (в этой роли может выступить также малая группа). Цель упражнения для участника — занять позицию человека, ответственного за работу с «входящими документами», и справиться со всеми задачами, которые она подразумевает.

В папке находятся письма от сторонних организаций, служебные записки от руководителей смежных или подчиненных подразделений, от специалистов; исходящие письма, подготовленные на подпись; докладные и даже документы частного характера, не относящиеся к делу или выходящие за пределы компетенции данного руководителя».

1.2.5.Игровое проектирование.

Практика (опыт) – наилучший учитель.
Цицерон

Цель данного метода – процесс создания или совершенствования объектов.

Для осуществления этой технологии участников занятия разбивают на группы, каждая из которых занимается разработкой своего проекта.

Игровое проектирование может включать в себя проекты разного типа:
Исследовательский
Поисковый
Творческий
Прогностический
Аналитический

Например, прогностический…
Обучаемые получают задание разработать проект идеальной модели будущего, например, «Какой мы видим страну в 3000г.?». При этом проект должен представлять собой не загадочные фантазии, а выстроенную в виде конкретной разработки реальную картину будущего. Процесс конструирования перспективы несет в себе все элементы творческого отношения к реальности, позволяет глубже понять явления сегодняшнего дня, увидеть пути развития и совершенствования человеческой практики.
Как и любой метод, данный имеет свои особенности подготовки и проведения.

1.2.6.Метод проигрывания ролей (инсценировки)

Искусства полезны лишь в том случае, если они развивают ум, а не отвлекают его.

Сенека

Цель данного метода в том, чтобы в виде инсценировки создать перед аудиторией правдивую историческую, правовую, социально-психологическую ситуацию и затем дать возможность оценить поступки и поведение участников игры.

Одна из разновидностей метода инсценировки является ролевая игра.

Например, «Заседание Суда», Парламент, ..

Ролевая игра – способ расширения опыта участников анализа посредством предъявления им неожиданной ситуации, в которой предлагается принять позицию (роль) какого-либо из участников и затем выработать способ, который позволит привести эту ситуацию к достойному завершению.
Преподаватели, использующие этот метод в учебном процессе, часто путают такие его разновидности, как «разыгрывание ситуаций в ролях» и ролевые игры. Эти методы, хотя имеют и много общего, все же существенно различаются.

При как «разыгрывание ситуаций в ролях» участники исполняют роль так, как сами считают нужным, самостоятельно определяя стратегию поведения, сценарий, планируемый результат. Основная задача – проявить творческие способности к решению неожиданно встающих актуальных проблем. Как правило, обучаемые либо играют самих себя или тех, кого хорошо знают.

Основное отличие ролевых игр в том, что участнику выдается не только описание ситуации, но и инструкция, в которой предписано, как вести свою роль, какой характер изображать, какие интересы отстаивать. Такая игра называется сюжетной (сценарной).
Таким образом, ролевая игра – игра по заданному сценарию, который требует не только знакомства с материалом ситуации, но и вхождения в заданный образ, перевоплощения.

1.2.7.Групповая дискуссия

Есть некий голос, который хорошо доходит до слушателей не потому, что он громкий, а в силу присущих ему свойств особого рода.
Квинтилиан

Дискуссия – обмен мнениями по какому-либо вопросу в соответствии с более или менее определенными правилами процедуры. К интенсивным технологиям обучения относятся групповые и межгрупповые дискуссии.

Обычно дискуссией руководит модератор. «Общие правила коммуникации при групповой дискуссии выражаются в следующих требованиях к участникам группы:
используй «Я-послание»;
соблюдай гармоничность в себе;
избегай общих фраз;
ориентируйся на цель (задачу);
умей слушать;
будь активен в беседе;
будь краток;
осуществляй конструктивную критику».

В учебных ситуациях преподаватель может задавать вопросы:

«- Что в ситуации является главным?
- Какие проблемы, изложенные в ситуации, Вам удалось выделить и какая из них приоритетная?
- Что Вы лично думаете об этом?
- Можете ли Вы привести аналогичный пример из практики?
- Что является здесь управленческой компетентностью?
- Затронуты ли в ситуации другие аспекты — например этические, психологические?
- Как бы Вы это оценили?
- Каковы могут быть последствия принятых решений?
- Кого это затронет, на ком отразится?
- Не пропустили ли Вы важную для правильного решения информацию?
- С чьих позиций Вы это предлагаете?»

Специально подготовленная форма групповой дискуссии при решении ряда творческих (креативных) задач — «мозговой штурм».

1.3.Дебрифинг

Ничего нельзя сказать такого, что не было бы сказано раньше.
Теренций

Английский термин «debriefing» означает «выдаивание» знаний из участников игрового взаимодействия. Первым эту методику предложил Джеффри Митчел.

«Под понятием дебрифинга подразумевается процесс, обратный инструктажу, его цель — извлечь информацию из анализа игрового занятия. В российской системе образования этот термин практически не применяется или, если и используется, то под иными названиями. Более популярным является термин «рефлексия» — предполагающая возможность для играющих оглянуться на события, происходившие во время работы над ситуацией, а также термин «дискуссия» — рассмотрение или обсуждение спорных вопросов.

Достоинством дебрифинга является подчеркнутая связь первоначальных целей с обзором окончательных результатов.

Хорошо подготовленное игровое занятие стимулирует глубокое погружение игрока в процесс анализа и взаимодействия с другими; подобная включенность фактически является одним из показателей успеха внедрения новой технологии, и для того, чтобы вывести играющих из действия, также нужно использовать игротехнические приемы.

Дебрифинг реализует следующие функции:

- вывести участников занятия из разыгранных или анализируемых ролей;
- внести ясность в происходящие события (на уровне фактов);
- устранить возникшие недоразумения и исправить ошибки;
- снять напряжение (тревогу, беспокойство) у тех обучаемых, которые находятся в таком состоянии;
- выявить возникшие установки, чувства и перемены, произошедшие с обучаемыми в ходе, например, ситуационно-ролевых игр;
- дать возможность участникам занятия развить в себе способности к самонаблюдению и самоанализу и продемонстрировать их;
- усовершенствовать навыки ведения включенного наблюдения;
- соотнести итоговый результат с первоначально поставленными целями;
- проанализировать, почему события происходили именно так, а нс иначе;
- сделать выводы по итогам анализа поведения и действий студентов;
- закрепить или откорректировать усвоение новой информации;
- наметить новые темы для размышления и подготовки к следующему занятию;
- установить связь с предыдущими и последующими занятиями и т. д.

По окончании игрового занятия у участников, как правило, появляется потребность обсудить его и поспорить о происходившем. Многие хотели бы проиграть ситуацию заново, чтобы опробовать иные подходы, которые пришли в голову, но занятие уже окончилось. Если обучаемые недовольны исходом игры, то в глубине души будут продолжать придираться к ней. Чтобы не было негативного послеигрового действия, также нужен дебрифинг, который осуществит логический процесс постепенного выхода из игрового взаимодействия, когда к его участникам сначала обращаются как к персонажам и только потом — как к студентам. Происходит плавный переход от обсуждения чувств и эмоций, проявленных обучаемыми в конкретных ролях, которые они исполняли, к более объективному обсуждению проблем.

Важно, чтобы обучаемые менеджеры на стадии дебрифинга абстрагировались от содержания ситуаций и проанализировали происходившее; такая деятельность требует понимания, что предыдущий процесс завершен. Кроме того, дебрифинг позволяет проверить свои наблюдательные и аналитические возможности и закрепить такого рода навыки, при необходимости исправить ошибки. Каждый раз, когда обучаемые сопоставляют поставленные цели и полученный результат, они осваивают миссию менеджера, чей труд, как известно, оценивается по конечному результату.

Преподавателю, ведущему занятие с помощью кейс-технологии, не рекомендуется делать большую паузу между окончанием основной части занятия и дебрифингом. Студентам нужно оживить установки, чувства и реакции, поэтому дебрифингу надо не просто уделить время — он должен занимать не менее трети времени от групповой работы, а после ролевой игры и до двух третей».

1.4.Организация работы на основе кейс-технологии

1.4.1Этапы создания кейсов:

  1. Формирование дидактических целей кейса.
  2. Определение проблемной ситуации.
  3. Построение программной карты кейса, состоящей из основных тезисов, которые необходимо воплотить в тексте.
  4. Построение или выбор модели ситуации.
  5. Выбор жанра кейса.
  6. Написание текста кейса.
  7. Диагностика правильности и эффективности кейса.
  8. Подготовка окончательного варианта кейса.
  9. Подготовка методических рекомендаций по использованию кейса.

1.4.2.Требования к созданию проблемных ситуаций

  1. учебная проблема должна быть связана с изучаемым материалом естественным путем;
  2. проблемы должны представлять познавательную трудность;
  3. проблемный вопрос обязательно должен показывать учащимся недостаточность имеющихся знаний, побуждать высказывать новые идеи;
  4. проблемные вопросы должны опираться на прежний опыт и знания учащихся;
  5. основным своим содержанием проблема должна давать направление познавательному поиску, указывать направление путей ее решения.

1.4.3.Организация работы учащихся на основе кейс - технологии

Для проведения анализа конкретной ситуации работа с материалами кейса зависит от их объема, сложности проблематики и степени осведомленности обучаемых с данной информацией.

Возможны следующие альтернативные варианты:

  1. Обучаемые изучают материалы кейса заранее, также знакомятся с рекомендованной преподавателем литературой, часть заданий по работе с кейсом выполняются дома индивидуально каждым.
  2. Обучаемые знакомятся заранее только с материалами кейса, часть заданий по работе с кейсом выполняется дома индивидуально каждым.
  3. Обучаемые получают кейс непосредственно на занятии и работают с ним. Данный вариант подходит для небольших по объему кейсов, примерно на 1 страницу, иллюстрирующих какие-либо теории, концепции, учебное содержание, и могут быть использованы в начале занятия с целью активизации мышления обучаемых, повышения их мотивации к изучаемой тематике.

Возможно использование кейса в дистанционном обучении.

1.4.4.Этапы организации учебного процесса

  1. Подготовительный (определение места кейса в учебном курсе; поиск источника; создание макета кейса; описание хода занятия)
  2. Ознакомительный (вовлечение учащихся в анализ реальной ситуации, выбор оптимальной формы преподнесения материала для ознакомления)
  3. Аналитический (обсуждение ситуации в группах или индивидуальное изучение проблемы учащимися; подготовка решения)
  4. Итоговый (Основная задача этого этапа –  представить и обосновать решение по кейсу)

1.4.5.Основными этапами кейс- технологии на уроках математики являются:

  1. подготовка и предоставление учителем учебно-методического материала по изучаемой теме ученику;
  2. планомерная и последовательная работа с учащимися по проработке каждого вопроса темы, предполагающая как самостоятельное изучение ребенком отдельных вопросов, так и работу в классе или индивидуальные консультации;
  3. обязательное обобщение изучаемой темы учителем, выявление пробелов в изучении вопросов темы и их устранение;
  4. диагностика по окончании изучения темы.

1.4.6.Технологическая схема создания кейса:

  1. Определение того раздела учебной программы, которому посвящена ситуация, описывающая проблему.
  2. Формулирование образовательных целей и задач, решаемых в процессе работы над кейсом.
  3. Определение проблемы ситуации и создание обобщенной модели (обратить внимание, что вид ситуации надо выбрать: жизненная, учебная, научная).
  4. Поиск аналога обобщенной модели ситуации в реальной жизни, образовании или науке.
  5. Определение источников и методов сбора информации.
  6. Выбор техники  работы с данным кейсом.
  7. Определение желаемого результата по работе обучаемых с данным кейсом (составление листа оценки).
  8. Создание заданной модели.
  9. Апробация в процессе обучения.

1.4.7.Отличительными особенностями кейс–метода являются: 

  1.  описание реальной проблемной ситуации;
  2. альтернативность решения проблемной ситуации;
  3.  единая цель и коллективная работа по выработке решения;
  4.  функционирование системы группового оценивания принимаемых решений;
  5.  эмоциональное напряжение учащихся.

1.4.8.Технология работы с кейсом в учебном процессе сравнительно проста и включает в себя следующие этапы: 

  1. индивидуальная самостоятельная работы обучаемых с материалами кейса (идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив, предложение решения или рекомендуемого действия);
  2. работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений;
  3.  презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии (в рамках учебной группы).

        

2.Методика использования технологии анализа конкретных                   ситуаций в проекте «Проценты в нашей жизни»

2.1. Основные этапы работы над кейсом

Этап рабо ты

Содержание работы

Деятельность

студентов

Деятельность преподавателя

1

Под-

гото-

витель-

ный

1. Создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни.

2.Описание хода занятий с применением кейс-метода.

1.Определяет место кейса в учебной дисциплине.

2.Создает мини-кейс (прилож.1.1), вспомогательные вопросы (прило-

жение3), образцы задач на процен-ты (приложение2)

3.Составляет план проекта «Проценты в нашей жизни» с использованием кейс-метода.

2

Озна-

коми-

тель-

ный

1.Знакомство с реальной ситуацией.

2.Выбор темы презентации, объединение в группы.

3.Разработка начального варианта подхода к разрешению проблемы.

4.Постановка целей и задач проекта.

1.Знакомятся и анализируют ситуацию.

2.Выбирают тему презентации.

3.Формулируют проблему.

4.Разрабатывают подход к разрешению проблемы.

5.Устанавливают цели и задачи проекта.

6.Производят предварительную индивидуальную домашнюю обработку информации.

1.Знакомит  с ситуацией, мотивирует студентов.

2.Вовлекает студентов в анализ реальной ситуации.

3.Помогает в разработке плана работы над проблемой, постановке целей и задач проекта.

3

Анали-

тичес-

кий

1.Обсуждение ситуации в группе.

2.Сбор информации и исследование теории проекта.

3.Решение задач, группировка их по видам и разработка алгоритмов решения основных задач на проценты.

4.Оформление презентации.

1.Обсуждают ситуацию в группах.

2.Знакомятся с историческими сведениями.

3.Проводят опрос.

4.Строят диаграммы.

5.Отбирают задачи по теме.

6.Решают основные задачи на проценты.

7.Решают задачи, встречающиеся в повседневной жизни.

8.Сравнивают варианты решения задач.

9.Разрабатывают алгоритмы решения основных задач на проценты.

10.Делают выводы.

11.Оформляют творческую работу по проекту и готовят презентацию.

1.Руководит деятельностью студентов (наблюдает, советует, консультирует)

2.Проверяет решение задач и помогает в случае необходимости.

3.Помогает в разработке алгоритмов решения основных задач на проценты

4

Итого-

вый

1.Представление и обоснование решения по кейсу.

2.Диагностика умений решения задач на проценты в ходе игры «Математик бизнесмен».

3.Выявление группы, выполнившей самое полное и аргументированное исследование и продемонстрировав

шей высокие умения решать задачи на проценты по разработанным алгоритмам.

4.Формулирование рефлексии.

1.Представляют аргументированное решение по кейсу презентацией.

2.Выполняют задания игры.

3.Рефлексируют свою работу.

1.Оценивает представленные решения по кейсу.

2.Проверяет умения студентов решать задачи на проценты.

3.Задает вопросы по рефлексии студентов.

2.2 План открытого занятия – итогового этапа проекта

План открытого занятия по дисциплине

«Математика»

                         Группа 111                             Дата:  29.05.2012 г.

                         Преподаватель: Безрукова Е.В.   

Тема:  Проценты в нашей жизни.

 Цели:         

  1. Обучающие:
  1. Выявить качество и уровень овладения студентами знаниями и умениями, полученными в процессе изучения темы «Проценты»;
  2. Систематизировать и углубить знания по теме;
  3. Вырабатывать навыки выступлений перед аудиторией;
  4. Закрепить навыки разработки и оформления презентации;
  5. Освоить методику по проектной деятельности.
  1. Развивающие:
  1. Развивать и совершенствовать умения применять имеющиеся у студентов знания в измененной ситуации;
  2. Развивать навыки самостоятельной работы по углублению и обновлению знаний;
  3. Развивать логическое мышление (умения сравнивать, наблюдать, обобщать, делать выводы);
  4. Развивать коммуникативные навыки при работе в группах;
  5. Развивать творческие способности;
  6. Совершенствовать навыки создания презентации и защиты своих работ;
  7. Повышать культуру речи.
  1. Воспитательные:
  1. Воспитывать у студентов самостоятельность, терпимость и уважение к своим партнерам, чувство ответственности, уверенность в себе;
  2. Воспитывать культуру учебного труда, потребность в самообразовании, экономном расходовании времени;
  3. Воспитывать культуру поведения при выступлениях перед аудиторией.

 Вид занятия: урок.

 Тип: урок систематизации и обобщения знаний.

Форма проведения: урок-соревнование.

 Межпредметные связи с дисциплинами «Экономика», «Информатика».

Средства обеспечения занятия: мультимедийная установка, компьютеры, проекты студентов, презентация-разработка игры «Математик-бизнесмен», карточки-задания с шарадами.

Технологическая карта занятия:

п/п

Этап урока

Деятельность преподавателя

Приёмы и методы

Деятельность студентов

Время мин.

1.

Организационный момент.

1.Приветствует студентов и преподавателей.

2.Отмечает отсутствующих.

3.Называет присутствую-

щих препода-

вателей

Словесный метод. Наглядно – демонстрационный.

Слушают.

5

2.

Постановка целей (актуализация и мотивация деятельности).

1.Формулирует цели, задачи по слайдам (приложение 1).

2.Рассказывает об этапах работы над кейсом и называет темы презентаций.

3.Напоминает требования  и критерии оценки презентации.

Словесный метод.

Наглядно – демонстрационный.

Метод стимулирования и мотивации учебно-познаватель-

ной деятель-

ности.

Уточняют цели и задачи, осмысливают критерии оценки презентации.

Высказывают уточнения.

10

3.

Основная часть.

1) Представление и обоснование решения по кейсу.

Приложение 4

Приложение 5

2)Игра «Математик-бизнесмен»

Приложение 6

Приложение 7

1.Представляет слово студентам, называя тему презентации.

2.Побуждает студентов других групп к вниманию.

3.Поправляет и помогает при затруднениях.

4.Задаёт вопросы студентам.

1.Объясняет условия игры.

2.В роли ведущего проводит игру.

3.Предоставляет слово жюри.

4.Результаты туров вносит в контрольную таблицу(приложение 9).

Наглядно – демонстрационный.

Словесный метод.

При подготовке урока – проблемно-поисковый.

Наглядно – демонстрационный.

Наглядно – демонстрационный.

Практический.

Словесный.

Словесно-наглядный.

1.Осуществляют представ

ление и обос

нование по кейсу.

2.Поясняют, отвечают на вопросы.

3.Слушают выступление другой группы 4.Отвечают на вопросы, задаваемые выступаю-

щими

1.Выполняют задания игры.

2.Отдыхают на электрон-

ной физми-

нутке, выпол-

няя упраж-

нение для глаз.

60

4.

Рефлексия и подведение итогов.

1.Задаёт вопросы по рефлексии студентов в подготовке и проведению занятия (приложение 8).

2.Предлагает присутствующим педагогам высказать своё мнение о презентациях и о правильности решения задач.

3. Анализирует деятельность групп и делает выводы по презентациям и по продемонстрированным умениям решать задачи.

4.Подводит итоги.

5.Объявляет свои оценки.

Словесный метод. Метод бесед.

Наглядно – демонстрационный.

1.Рефлексируют свою работу  (по одному чело

веку от микро

группы).

2. Слушают мнения других студентов, присутствующих преподавателей, ведущего преподавателя.

3.Задают в случае необходимости вопросы, отвечают на вопросы.

15

Заключение

В ходе работы над кейсом у обучающихся формируются ключевые компетентности. Создавая  проблемную ситуацию,  преподаватель направляет студентов на ее решение. Таким образом,  каждый студент на уроке, ставится в позицию субъекта своего обучения, и как результат у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия. Основанные на фактах  реальной жизни кейс – технологии помогают формировать у студентов ценностно- смысловые компетенции, развивать у них способность  видеть и понимать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков,  принятия решений.

Учебно-познавательные компетенции формируются у студентов в ходе самостоятельной работы над содержанием кейса.  Студенты добывают знания непосредственно из описываемых жизненных ситуаций, анализируют, пытаются отличить факты от оценочных суждений, планируют свои действия в нестандартной ситуации.

Кейс – технология предполагает работу в группах, а это формирует у студентов коммуникативные компетенции. Обучающиеся приобретают навыки работы в группе, коллективе. Учатся задавать вопросы, вести дискуссии, выступать и отстаивать свое мнение, взаимодействуют с окружающими.

Информационные компетенции формируются в ходе критического анализа большого объема неупорядоченной информации предлагаемого ученикам кейса.

На уроках математики, при использовании кейс - технологии, формируются и социально-трудовые компетенции. Учащиеся учатся анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии  с ролью гражданина, наблюдателя, представителя, избирателя, потребителя, производителя, члена семьи и т.д.

Результат использования кейс- технологии очевиден.  Студенты   овладевают приемами учебной деятельности, навыками анализа и отбора информации, что позволяет   решать определенные задачи  и формирует ключевые компетенции.

Однако необходимо помнить, что применение кейс - технологии в полном объеме для реализации образовательного процесса возможно только в сочетании с другими методами и технологиями.

Деятельность преподавателя при использовании кейс-метода включает два этапа. Первый  представляет собой сложную творческую работу по созданию кейса и вопросов для его анализа. Он осуществляется за пределами  класса и включает в себя научно-исследовательскую, методическую и конструирующую деятельность преподавателя, что формирует профессиональную компетенцию педагога.

Второй этап включает в себя деятельность преподавателя на уроке, где он выступает с вступительным и заключительным словом, организует малые группы и дискуссию, поддерживает деловой настрой, оценивает вклад  каждого в анализ ситуации.  Этот этап требует от преподавателя  использования личностных компетенций

Таким образом, кейс - технологии – один из ведущих методов активного обучения на основе деятельностного подхода. В процессе реализации кейс - технологий у учащихся формируются основные умения: анализировать информацию, сортировать ее для решения заданной задачи, выявлять ключевые проблемы, генерировать альтернативные пути решения и оценивать их, выбирать оптимальное решение и формировать программу действий, вносить в неё необходимые коррективы и т.д.

Помимо этого при  применении анализа ситуаций достигаются и дополнительные эффекты. У обучаемых  формируются  коммуникативные навыки,  они развивают презентационные умения, формируют интерактивные умения, позволяющие эффективно взаимодействовать и принимать коллективные решения, приобретают экспертные умения и навыки, учатся учиться, самостоятельно отыскивая необходимые знания для решения ситуационной проблемы, изменяют мотивацию к обучению.

Работа над проектом «Проценты в нашей жизни» с применением технологии анализа конкретных ситуаций направлена на повышение интереса к математике, развитие познавательной активности учащихся, развитие коммуникативных способностей, самостоятельности, развития речи; способности на основе полученных сведений и теоретических знаний создавать новые продукты, на основе умений находить, анализировать, обрабатывать, интегрировать, оценивать и создавать информацию в разных формах и на различных типах медиаоборудования.  Работа над проектом способствует саморазвитию и проявлению индивидуальности, формированию качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку в современном обществе, для общей социальной ориентации и решения практических проблем.

Библиографический список

  1. Барабанов О.О. Задачи на проценты как проблема нормы словоупотребления // Математика в школе, 2003 , №5.
  2. Гончарова Л.В. Предметные недели в школе. Математика. Волгоград: издательство «Учитель», 2003г.
  3. Дорофеев Г.В., Кузнецова Л.В., Минаева С.С., Суворова С.Б. Изучение процентов в основной школе //Математика в школе, 2002, №1.
  4. Дорофеев Г.В., Седова Е.А. Процентные вычисления. – Москва: Дрофа, 2003г.
  5. Симонов А.С. Проценты и банковские расчеты //Математика в школе, 1998, № 4.
  6. Смолянинова О.Г. Образовательный сайт по кейс методу обучения и методика его использования в учебном процессе КГУ.
  7. http://charko.narod.ru/tekst/an4/1.html1.4. Метод case study ("разбор конкретных ситуаций”)
  8. http://www.orenipk.ru/kp/didakt/docs/2b/lek2_5.html             
  9. http://www.openclass.ru/wiki-pages/9119


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проценты в нашей жизни ПРОЕКТ

Слайд 2

Цели: Обучающие : Выявить качество и уровень овладения студентами знаниями и умениями, полученными в процессе изучения темы «Проценты»; Систематизировать и углубить знания по теме; Вырабатывать навыки выступлений перед аудиторией; Закрепить навыки разработки и оформления презентации; Освоить методику по проектной деятельности.

Слайд 3

Цели: Развивающие: Развивать и совершенствовать умения применять имеющиеся у студентов знания в измененной ситуации; Развивать навыки самостоятельной работы по углублению и обновлению знаний; Развивать логическое мышление (умения сравнивать, наблюдать, обобщать, делать выводы); Развивать коммуникативные навыки при работе в микрогруппах; Развивать творческие способности; Совершенствовать навыки создания презентации и защиты своих работ; Повышать культуру речи.

Слайд 4

Цели: Воспитательные: Воспитывать у студентов самостоятельность, терпимость и уважение к своим партнерам, чувство ответственности, уверенность в себе; Воспитывать культуру учебного труда, потребность в самообразовании, экономном расходовании времени; Воспитывать культуру поведения при выступлениях перед аудиторией.

Слайд 5

Мини-кейс В наше время почти во всех областях человеческой деятельности встречаются проценты. Все, кто работает, имеет дело с процентами, потому, что с начисленной зарплаты идут отчисления процентов, например, в фонд соцстрахования, пенсионный фонд, в фонд медицинского страхования и др. Без понятия «процент» нельзя обойтись ни в бухгалтерском учёте, ни в финансовом анализе, ни в статистике. Чтобы открыть депозитный счёт в сбербанке, люди интересуются размером процентных начислений на сумму вклада. В торговле понятие «процент» используется наиболее часто: скидки, наценки, уценки, прибыль, кредиты, налог на прибыль и т.д. – всё это проценты.

Слайд 6

Мини-кейс Вы, студенты 111 группы, скоро станете второкурсниками. Вы будете изучать спецдисциплины, в которых нужно будет решать задачи на проценты. Будущая ваша профессия, как уже было сказано, вообще не может обойтись без процентов. А действительно ли так важны проценты? Нужно ли было вообще вводить это понятие в математику? И может все-таки вам можно и без процентов обойтись?

Слайд 7

РЕШЕНИЕ: Провести исследование по теме «Проценты» и узнать , так ли важна эта тема в жизни людей; разработать алгоритмы решения задач на проценты.

Слайд 8

ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЙ: 1. Как история доказывала необходимость появления процентов и их практического применения. 2.Задачи на проценты в профессиональной деятельности людей и способы их решения.

Слайд 9

Этапы работы Этапы Цель этапа Знакомство с конкретным случаем Понимание проблемной ситуации и ситуации принятия решения Поиск: оценка информации, полученной из материалов задания, и самостоятельно привлеченной Научиться добывать информацию, необходимую для поиска решения и оценивать ее Обсуждение: обсуждение возможностей альтернативных решений Развитие альтернативного мышления Резолюция: нахождение решения в группах Сопоставление и оценка вариантов решения

Слайд 10

Этапы работы этапы Цель этапа Диспут: отдельные группы защищают свое решение Аргументированная защита решений Сопоставление итогов: сравнение решений, принятых в группах Оценить взаимосвязь интересов, в которых находятся отдельные решения

Слайд 11

Критерии оценки презентации. № Критерии Баллы 1 Формулирование проблем 1-0 2 Комментарий к сформулированной проблеме 2-0 3 Отражение позиции автора 1-0 4 Аргументация собственного мнения по проблеме 2-0 5 Смысловая ценность, речевая связность и последовательность изложения 2-0 6 Точность и выразительность речи 2-0 7 Орфографические нормы 2-0 8 Пунктуационные нормы 2-0 9 Соблюдение языковых норм 2-0 10 Соблюдение речевых норм 2-0 11 Соблюдение этических норм 1-0 12 Соблюдение фактологической точности в материале 1-0 Общее количество баллов



Предварительный просмотр:

Приложение 1.1

Мини-кейс

  1. В наше время почти во всех областях человеческой деятельности встречаются проценты.
  2. Все, кто работает, имеет дело с процентами, потому, что с начисленной зарплаты идут отчисления процентов, например, в фонд соцстрахования, пенсионный фонд, в фонд медицинского страхования и др. Без понятия «процент» нельзя обойтись ни в бухгалтерском учёте, ни в финансовом анализе, ни в статистике. Чтобы открыть депозитный счёт в сбербанке, люди интересуются размером процентных начислений на сумму вклада. В торговле понятие «процент» используется наиболее часто: скидки, наценки, уценки, прибыль, кредиты, налог на прибыль и т.д. – всё это проценты.
  3. Вы, студенты 111 группы, скоро станете второкурсниками. Вы будете изучать спецдисциплины, в которых нужно будет решать задачи на проценты. Будущая ваша профессия, как уже было сказано, вообще не может обойтись без процентов.
  4. А действительно ли так важны проценты? Нужно ли было вообще вводить это понятие в математику? И может все-таки вам можно и без процентов обойтись?



Предварительный просмотр:

Приложение 2.

Задачи на проценты.

  1. 200 увеличили на 30 %, полученное число увеличили еще на 20 %. Какое число получится в итоге?
  2. Сколько процентов числа 7 составляет разность между ним и 4% числа 28?
  3. Зонт стоил 360 руб. В ноябре цена зонта была снижена на 15 %, а в декабре – еще на 10 %. На сколько процентов по отношению к первоначальной цене подешевел зонт?
  4. На сезонной распродаже магазин снизил цены на обувь сначала на 24 %, а потом еще на 10 %. Сколько рублей можно сэкономить при покупке кроссовок, если до снижения цен они стоили 593 руб.?
  5. Цена товара 64 руб. После снижения цен товар стал стоить 57 руб. На сколько процентов снижена цена?
  6. В газете сообщается, что с 10 июня согласно новым тарифам стоимость отправления почтовой открытки составляет 3 руб. 15 коп. вместо 2 руб. 75 коп. Соответствует ли рост цен на услуги почтовой связи росту цен в этом году на товары на 14,5 %? Сколько будет стоить отправка заказного письма, если сейчас эта услуга оценивается в 5 руб. 50 коп.?
  7. За несвоевременное выполнение договорных обязательств сотрудник фирмы лишается 25 % месячного оклада, кроме того, за каждый просроченный месяц к штрафу прибавляется 5 % месячного оклада. Оклад сотрудника 10 тыс. руб.. В каком размере он должен заплатить штраф при нарушении сроков оплаты на 5 месяцев?
  8. За хранение денег сбербанк начисляет вкладчику 8 % годовых. Вкладчик положил на счет в банке 5000 руб. и решил в течение пяти лет не снимать деньги со счета и не брать процентные начисления. Сколько денег будет на счете вкладчика через год, через два года, через пять лет?
  9. Банк начисляет 40% годовых. Какую сумму надо положить в банк, чтобы получить через год 3,5 тыс. руб.?
  10. Налог на доходы составляет 13% от заработной платы. Заработная плата Ивана Кузьмича равна 12 500 рублей. Сколько рублей он получит после вычета налога на доходы?
  11. Налог на доходы составляет 13% от заработной платы. После удержания налога на доходы Мария Константиновна получила 9570 рублей. Сколько рублей составляет заработная плата Марии Константиновны?
  12. При оплате услуг через платежный терминал взимается комиссия 5%. Терминал принимает суммы кратные 10 рублям. Аня хочет положить на счет своего мобильного телефона не меньше 300 рублей. Какую минимальную сумму она должна положить в приемное устройство данного терминала?


Предварительный просмотр:

Приложение 3.

Вспомогательные вопросы.

  1. Попробуйте понять, для чего лично Вам может пригодиться сегодняшнее занятие?
  2. Следует ли уделять одинаковое внимание всем учебным предметам или сосредотачиваться на изучении только некоторых?
  3. Какие у Вас общие интересы, какие возможные выгоды от вашей совместной работы Вы способны почерпнуть?
  4. Вы сами сталкивались когда-либо с подобной проблемой?
  5. Воспользовались бы Вы сами подсказками и советами со стороны?
  6. Какая информация для нас является ценной, полезной? Забываем ли мы с течением времени ценную или полезную информацию?
  7. Что есть общего в представленных заданиях?
  8. Есть ли такие задачи в наших учебниках?
  9. Какие наши умения и компетентности предполагается использовать?
  10. Надо ли в ходе работы решить сами задания?
  11. Можно ли задания так переформулировать, чтобы свести к известным вариантам?
  12. Зачем нужны проценты бухгалтеру, экономисту?
  13. Где используется ситуативное обучение?
  14. Являются ли задачи с практическим содержанием  отражением реальных ситуаций?
  15. В какой мере математическое моделирование отражает реальные ситуации?
  16. Можно ли, проанализировав задачу, подготовиться к решению целого набора заданий?
  17. Какая связь между объемом информации и набором умений действовать?
  18. Живя в обществе, будучи просто потребителем, ты подходишь к оценке ситуации иначе, чем производители?
  19. По предмету экономика нет ЕГЭ. Нужны ли уроки экономики в школе?
  20. Для будущих экономистов: учитывают ли Ваши предложения соотношения цена - качество?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГБОУ СПО ААТ Проценты в нашей жизни. Выполнила: Моровова Марина, студентка 111 группы г.п.Ардатов 2012 г.

Слайд 2

Проект Проценты в нашей жизни. Проблемы: «История возникновения процента.» «Алгоритмы решения задач на проценты»

Слайд 3

ИСТОРИЯ ПРОЦЕНТА И ЕГО ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ Выполнила студентка 111 группы Моровова Марина Руководитель – Безрукова Елена Васильевна

Слайд 4

Цели: Научиться использовать знания о процентах не только на уроках математики, но и в повседневной жизни. Понять как история доказывает появление процентов.

Слайд 5

Задачи Изучить историю происхождения процента; Рассмотреть различные задачи на проценты Разработать алгоритмы вычисления процентов основных задач Определить сферу практического применения процента.

Слайд 6

Значение слова процент Слово «процент» имеет латинское происхождение: « pro centum », что означает в переводе «на сто», то есть процентом называется сотая часть числа. 1/100 = 1%

Слайд 7

Индия Проценты были известны ещё в Индии в V веке. И это очевидно, так как именно в Индии с давних пор счет велся в десятичной системе счисления. Индийские математики вычисляли проценты, применяя так называемое тройное правило, то есть пользуясь пропорцией.

Слайд 8

Древний Рим Проценты были особенно распространены в Древнем Риме. Римляне называли процентами деньги, которые платил должник заимодавцу за каждую сотню. Римляне брали с должника лихву (т. е. деньги сверх того, что дали в долг). При этом говорили: «На каждые 100 сестерциев долга заплатить 16 сестерциев лихвы.

Слайд 9

Европа По-видимому, процент возник в Европе вместе с ростовщичеством. Есть мнение, что понятие «процент» ввел бельгийский ученый Симон Стевин . В 1584 г. он опубликовал таблицы процентов.

Слайд 10

Россия Употребление термина «процент» в России начинается в конце XVIII в. Долгое время под процентами понималось исключительно прибыль или убыток на каждые 100 рублей. Проценты применялись только в торговых и денежных сделках. Затем область их применения расширилась.

Слайд 11

История знака В 1685 году в Париже была издана книга «Руководство по коммерческой арифметике» Матье де ла Порта. В одном месте речь шла о процентах, которые тогда обозначали « cto » (сокращенно от cento ). Однако наборщик принял это « cto » за дробь и напечатал «%». Так из-за опечатки этот знак вошёл в обиход.

Слайд 12

Другое мнение Знак % происходит от итальянского слова cento (сто), которое в процентных расчетах часто писалось сокращенно cto . Отсюда путем дальнейших упрощений в скорописи буква t превратилась в черту (/), возник современный символ для обозначения процента cto - c/o - %

Слайд 13

Проценты -это Международный язык Американский ученый заявил об опасности 85 % новых лекарств. До 7% этих малых бомб не разрываются при падении. Паводок может затопить 70% территории. Мировые цены на уран упали на 12 % после катастрофы в Японии

Слайд 14

Где встречаются проценты Проценты - одно из математических понятий, которое часто встречаются в повседневной жизни. Можно прочитать или услышать, например, что в выборах приняли участие 57% избирателей, рейтинг победителя хит-парада равен 75%, успеваемость в группе 85%, банк начисляет 17% годовых , молоко содержит 1,5% жира, материал содержит 100% хлопка и т.д.

Слайд 15

Проценты в современной жизни:

Слайд 16

Как понимают значение слова процент

Слайд 17

Вывод : Проценты дают возможность легко сравнивать между собой части целого, упрощают расчёты и поэтому они нужны и очень распространены. Мы обязательно должны уметь решать задачи на проценты!!!

Слайд 18

Основные задачи на проценты Нахождение процента от числа Нахождение числа по его проценту Нахождение процентного отношения двух чисел

Слайд 19

Нахождение процента от числа АЛГОРИТМ. Чтобы найти процент от числа, следует : Проценты записать десятичной дробью; число умножить на эту десятичную дробь.

Слайд 20

Найти 20% от 45 кг пшеницы 20% = 0,2 45*0,2=9(кг) Ответ: 20% от 45 кг пшеницы равны 9 кг. 45 кг

Слайд 21

Нахождение числа по его проценту АЛГОРИТМ Чтобы найти число по его проценту, следует: Проценты записать десятичной дробью; Значение процентов разделить на эту дробь.

Слайд 22

Найти длину бруска, если 8% его длины составляют 2,4 см , 8% =0,08 2,4:0,08=30(см) Ответ: длина всего бруска равна 30 см. 2,4 см - 8% ?

Слайд 23

Нахождение процентного отношения двух чисел АЛГОРИТМ Чтобы узнать, сколько процентов одно число составляет от второго, следует: первое число разделить на второе ; результат умножить на 100%.

Слайд 24

Найти сколько процентов составляют 9г сахара в растворе массой 180г 9г 180г Ответ: 9г сахара составляют 5% раствора.

Слайд 25

Увеличение на р% Чтобы увеличить положительное число а на р% , следует : умножить число а на коэффициент увеличения к = (1+0,01р)

Слайд 26

Увеличение на р% Банковский вклад, не тронутый в течение года ,в конце этого года увеличивается на 10%.Сколько будет денег в конце года, если первоначальный вклад 8400рублей? РЕШЕНИЕ: к = (1+0,01*10) = 1,1 8400*1,1 =9240(руб.) Ответ: 9240 руб.

Слайд 27

Уменьшение на р% Чтобы уменьшить положительное число а на р% , следует: умножить число а на коэффициент уменьшения к = (1- 0,01* р )

Слайд 28

Уменьшение на р% Налог на доходы составляет 13% от заработной платы. Заработная плата Марии Ивановны равна 9000 рублей. Сколько рублей она получит после вычета налога на доходы? РЕШЕНИЕ: к= (1-0,01*13) = 0,87 9000* 0,87 = 7830( руб )

Слайд 29

Источники информации Материал из Википедии — свободной энциклопедии http//www. wikipedia.ru Глейзер Г.И. История математики в школе: пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1981. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (CD-диск) www.KM.ru http://historic.ru/books/item/ http://slovari.yandex.ru http://school-sector.relarn.ru


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проценты в нашей жизни ГБОУ СПО АРДАТОВСКИЙ АГРАРНЫЙ ТЕХНИКУМ Работа студентки 111 группы Прохоровой Дарьи Учитель математики Безрукова Е.В.

Слайд 2

Современная жизнь делает задачи на проценты актуальными, так как сфера практического приложения процентных расчетов расширяется. Везде – в газетах, по радио и телевидению, в транспорте и на работе обсуждаются повышение цен, зарплат, пенсии, рост стоимости акций, снижение покупательской способности населения и т/п. Добавим сюда объявления банков, привлекающих деньги населения на различных условиях, об изменении процента банковского кредита и пр. Все это требует умение производить процентные расчеты.

Слайд 3

Проект Проценты в нашей жизни. Проблемы : 1.Решение задач на вычисление процентов людей разных профессий . 2. Алгоритмы решения задач на проценты

Слайд 4

Цели Выяснить, как часто люди в жизни сталкиваются с процентами. Р ассмотреть общий подход к решению задач на проценты, которые встречаются в экономике, торговле, в банковском деле и других сферах деятельности человека. Научиться применять знания о процентах в повседневной жизни.

Слайд 5

Задачи: Выяснить, какие задачи на вычисление процентов встречаются людям разных профессий; Рассмотреть различные задачи на проценты ; Разработать алгоритмы вычисления процентов основных задач.

Слайд 6

Проценты в современной жизни Вычисление цен на распродаже Подсчет голосов на выборах При начислении пени При вычислении процентных отношений веществ При подсчёте статистических данных При начислении зарплаты При оформлении кредита При расчёте тарифов за коммунальные

Слайд 7

Результаты опроса Считаете ли вы необходимым в современной жизни умение выполнять процентные вычисления?

Слайд 8

Результаты опроса Вам часто приходится выполнять процентные вычисления в жизненных ситуациях?

Слайд 9

Результаты опроса Можете ли вы без посторонней помощи справиться с выполнением процентных вычислений?

Слайд 10

С задачами на проценты встречаются люди разных профессий агроном фермер повар Фарма цевт бухгалтер статист товаровед продавец Работники банка

Слайд 11

Задача бухгалтера Ежемесячно от зарплаты работников ООО «Транс - ЛК» отчисляется В : Пенсионный фонд - 15,8 %; фонд социального страхования – 1,9%; фонд соц . страхования от несчастных случаев – 0,6% фонд федерального медицинского страхования - 1,2%; фонд регионального медицинского страхования - 1,1%. Среднемесячное начисление зарплаты оператора машинн ых установок ООО « Транс – ЛК» составляет 17 930 рублей . Задание : Учитывая все отчисления , найдите сумму причитающейся оператору зарплаты .

Слайд 12

Решение: Найдем отчисления по каждой статье 1) 15,8%=0,158 17 930руб · 0,158 = 2832 , 94руб – в Пенсионный фонд ; 2) 1,9% = 0,019 17 930руб · 0,019 = 340 ,67руб – в фонд соц иального страх ования 3) 0,6% = 0,006 17 930руб · 0,006 = 1 0 7,58руб – в фонд соц иального страх ования от несчастных случаев 4) 1,2% = 0,012 17 930руб · 0,012 = 21 5,16руб – в фонд федерального мед ицинского страх ования 5) 1,1%=0,011 17 930руб · 0,011 = 197 ,2 3 руб – в фонд регионального ме дицинского страх ования Найдем сумму , причитающуюся оператору машинных установок после отчисления 17 930 – ( 2832 ,94 + 340 ,67 + 1 0 7,58 + 21 5,16 + 197, 2 3 ) = 17 930 -3693 , 58 =14236, 42 ( руб .)

Слайд 13

Задачи агронома В колхозе в уборке урожая участвовало 10 комбайнов и было намолочено 52000 ц зерна. 1комбайн «Вектор» намолотил – 13000 ц зерна, 2комбайна «Дон 1500» намолотили 10000ц зерна. Остальное количество зерна было намолочено 7комбайнами «Нива». Какой % от общего количества занимают комбайны «Вектор», «Дон» и «Нива»?

Слайд 14

Задачи фермера 1.На 15 га пашни посеяно 2,7 т пшеницы. Сколько зерна потребуется для засева 1030 га пашни? 2.Вчера продали 180 кг овощей, а сегодня- на 20% меньше, чем вчера. Сколько килограммов овощей продали за эти два дня?

Слайд 15

Задача повара Мясо теряет при варке 35% своего веса. Сколько надо взять сырого мяса, чтобы получилось 520 г варённого?

Слайд 16

Задача фармацевта Липовый цвет теряет 74% своего веса при сушке. Сколько получится сухого липового цвета из 300кг свежего?

Слайд 17

Задача товароведа Цена товара повысилась на 50%, а затем снизилась на 25%. Как изменилась цена: А) повысилась на25%; б)снизилась на 25%; в)повысилась на 12,5%?

Слайд 18

Задача статиста Найти концентрацию раствора, если на 3 л воды всыпали 30 г соли

Слайд 19

Задача продавца На сколько % увеличился товарооборот от продажи мебели, если в 2010 году мебели было продано на 5 млн.рублей, а в 2011 году на 8 млн. рублей.

Слайд 20

Задачи работников банка Начисление процентов на вклады : 73000 руб. положили в банк под 9% годовых. Какую прибыль получит вкладчик через месяц? Расчет процентов по кредитам: Взяли кредит 300000 руб. в банке с годовой процентной ставкой 17%. Какой процент заплатит заёмщик за первый платёжный месяц?

Слайд 21

И так вывод Нам нужны проценты. В любом случае нам они понадобятся : и в сельскохозяйственных делах, и в магазине, и в техникуме, и в будущей профессиональной деятельности и т.д… Нам необходимо уметь решать задачи на проценты!!!

Слайд 22

Основные задачи на проценты Нахождение процента от числа Нахождение числа по его процентам Нахождение процентного отношения двух чисел

Слайд 23

Нахождение процента от числа АЛГОРИТМ Чтобы найти процент от числа, следует : Проценты записать десятичной дробью; число умножить на эту десятичную дробь

Слайд 24

Найти 26% от 300 кг липового цвета. 26% = 0,26 300*0,26 = 78(кг) Ответ: 26% от 300кг липового цвета равны 78 кг. 300 кг.

Слайд 25

Нахождение числа по его процентам АЛГОРИТМ Чтобы найти число по его процентам, следует: Проценты записать десятичной дробью; Значение процентов разделить на эту дробь .

Слайд 26

Мясо теряет при варке 35% своего веса. Сколько надо взять сырого мяса, чтобы получилось 525 г варённого? 35% = 0,35 525:0,35 =1500(г) Ответ: нужно взять 1500 г. сырого мяса. ? 525 г

Слайд 27

Нахождение процентного отношения двух чисел АЛГОРИТМ Чтобы узнать, сколько процентов одно число составляет от второго, следует: первое число разделить на второе ; результат умножить на 100%.

Слайд 28

Найти концентрацию раствора, если на 3000 г воды всыпали 30 г соли. 30:3000 = 0,01 0,01*100% =1% Ответ: концентрация раствора равна 1%.

Слайд 29

Увеличение на р% Чтобы увеличить положительное число а на р% , следует : умножить число а на коэффициент увеличения к = (1+0,01р)

Слайд 30

73000 руб. положили в банк под 9% годовых. Сколько рублей на счету у вкладчика будет через год? РЕШЕНИЕ: К =(1+ 0,01*9) = 1,09 73000* 1,09 =79570(р.) Ответ: 79570 руб. Увеличение на р%

Слайд 31

Уменьшение на р% Чтобы уменьшить положительное число а на р% , следует: умножить число а на коэффициент уменьшения к = (1- 0,01* р )

Слайд 32

Уменьшение на р% Цена на электрический чайник снизилась на 15%. Сколько стоит чайник, если его первоначальная цена 750 рублей? К =(1-0,15)=0,85 750*0,85 =637,5 Ответ: 637,5 руб.

Слайд 33

Список литературы: Энциклопедия для детей.Т.11. Математика/ Главный ред. М.Д. Аксенова. – М.: Аванта+, 1998. Савицкая Е.В., Серегина С.Ф. Уроки экономики в школе. – М.: Вита-Пресс, 1999. А.В. Спивак Математический праздник. Ч.1 - М.: Бюро Квантум, 2000 (Приложение к журналу «Квант», №2/2000). Захарова А.Е. Несколько задач «про цены ». //журнал «Математика в школе».-2002-№8. Седова Е.А. Проценты в X классе общеобразовательного направления. // журнал «Математика в школе».-1994-№4. Е.Т. Астахова и др. Арифметические задачи. Учебное пособие для проведения практикума по решению задач. – Красноярск: Изд-во КГПУ, 1995 Балаян Э.Н. Как сдать ЕГЭ по математике на 100 баллов. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004. Дорофеев Г.В., Седова Е.А. «Процентные вычисления » Москва, «Дрофа», 2003 г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Математик - бизнесмен игра

Слайд 2

УЧАСТНИКИ Банк «Империал» Банк «Стабильный» Акционеры банков

Слайд 3

Банк « СТАБИЛЬНЫЙ » Управляющий банком : Калинина Л. Бухгалтер : Моровова М. Операционисты : Ганина Д., Куванова М., Чапарина А., Козлова А.

Слайд 4

Банк «ИМПЕРИАЛ» Управляющий банком : Кудакова К. Бухгалтер : Прохорова Д. Операционисты : Ромашкина Г., Калёнова А., Царькова В.,Закирова М.

Слайд 5

АКЦИОНЕРЫ БАНКОВ ИМПЕРИАЛ Вагин И. Карякин В. Пичкасов А. Сочнев В. Грачева И. СТАБИЛЬНЫЙ Захарова Т. Тарасова Е. Тараканова А. Щукина Е.

Слайд 6

Правила игры Управляющий банком имеет право принимать окончательное решение по данному вопросу. Стартовый капитал каждого банка- 1000 рублей. Каждому банку предлагается по очереди выбрать себе задание стоимостью от 50 до 200 рублей. Если команда, представляющая данный банк, даёт правильный ответ, то её капитал увеличивается на стоимость задания. Если ответ неправильный, то капитал уменьшается на: а)50% стоимости задания, если другой банк также не сможет ответить верно; б) 100% стоимости задания, если другой банк даёт правильный ответ, а команда, представляющая этот банк, получает прибавку к своему капиталу, равную 100% стоимости задания.

Слайд 7

Правила игры 6. Время на обдумывание задания предоставляется в зависимости от его сложности 7. Каждый акционер может помочь своему банку: за дополнительный правильный ответ капитал банка увеличивается на 50 рублей. 8.Победителем считается тот банк, у которого больше «денег». Стоимость задания 50 100 150 200 время 30 с 1 мин 1мин30с 2 мин

Слайд 8

Назва ние тура Стоимость задания Время выполнения Номера заданий «Зарплата» 50 р. 30 с. 1 2 3 4 Жизненные ситуации 100 р. 1 мин. 1 2 3 4 «Сельское хоз-во » 150 р. 1,5 мин. 1 2 3 4 « Сберкниж ка » 200 р. 2 мин. 1 2 3 4

Слайд 9

Задание №1 (50 руб.) Налог на доходы составляет 13% от заработной платы. Заработная плата Ивана Кузьмича равна 13500 рублей. Сколько рублей он получит после вычета налога на доходы?

Слайд 10

Ответ на задание №1 (50 руб.) 11745 рублей 13500*(1-0,13) = 11745(руб.)

Слайд 11

Задание №2 (50 руб.) Налог на доходы составляет 13% от заработной платы. После удержания налога на доходы Мария Константиновна получила 10440 рублей. Сколько рублей составляет заработная плата Марии Константиновны?

Слайд 12

Ответ на задание №2 (50 руб.) 12000 рублей 10440/0,87 =12000(руб.)

Слайд 13

Задание №3 (50 руб.) Налог на доходы составляет 13% от заработной платы. С Анастасии Михайловны удержали налог на доходы в размере 1820 рублей. Сколько рублей составляет заработная плата Анастасии Михайловны?

Слайд 14

Ответ на задание №3 (50 руб.) 14000 рублей 1820/0,13 = 14000(руб.)

Слайд 15

Задание №4 (50 руб.) Налог на доходы составляет 13% от заработной платы. С Ивана Ивановича удержали налог на доходы в размере 1365 рублей. Сколько рублей он получит после этого вычета?

Слайд 16

Ответ на задание №4 (50 руб.) 9135 рублей 1365/0,13 – 1365 = 9135(руб.)

Слайд 17

Задание №1 (100 руб.) В начале года тариф на электроэнергию составлял 40 коп. за 1 кВт/ч. В середине года он увеличился на 50 %, а в конце – еще на 50 %.На сколько процентов увеличился тариф на электроэнергию за год?

Слайд 18

Ответ на задание №1 (100 руб.) На 125% 40*(1+0,5)(1+0,5)=90(коп.)-цена в конце года 90-40 = 50(коп.)-увеличение тарифа 50/40*100% = 125%

Слайд 19

Задание №2 (100 руб.) На весенней распродаже шарф стоимостью 350 руб. уценили на 40 %, а через неделю еще на 5 %. В другом магазине шарф такой же стоимости уценили сразу на 45 %. В каком магазине выгоднее купить шарф и сколько он стал стоить?

Слайд 20

Ответ на задание №2 (100 руб.) Во втором за 192,5 р. 350*(1-0,4)(1-0,05) =199,5(руб.)-в1-ом магаз . 350*(1-0,45) = 192,5(руб.)-во 2-ом магазине

Слайд 21

Задание №3 (100 руб.) Занятия ребенка в музыкальной школе родители оплачивают в сбербанке, внося ежемесячно 250 руб. Оплата должна производиться до 15 числа каждого месяца, после чего за каждый просроченный день начисляется пеня в размере 4 % от суммы оплаты занятий за один месяц. Сколько придется заплатить родителям, если они просрочат оплату на неделю?

Слайд 22

Ответ на задание №3 (100 руб.) 320 рублей 250*(1+0,04) = 10(руб.) 250 + 7*10 =320(руб.)

Слайд 23

Задание №4 (100 руб.) Стоимость проезда в городском транспорте составляла 5 руб. В связи с инфляцией она возросла на 200 %. Во сколько раз повысилась стоимость проезда в транспорте? Можно ли ответить на поставленный вопрос, не зная стоимости проезда?

Слайд 24

Ответ на задание №4 (100 руб.) В 3раза 5*(1+2) =15(руб.)- новая цена 15/5 = 3 (раза)

Слайд 25

Задание №1 (150 руб.) 1 литр дизельного топлива стоит 20 рублей. Какое наибольшее целое число литров топлива можно купить на 20000 рублей после повышения цены на топливо на 5%?

Слайд 26

Ответ на задание №1 (150 руб.) 952 литра 20*(1+0,05) = 21(руб.) 20000:21=952,4(л)

Слайд 27

Задание №2 (150 руб.) Бухгалтер рассчитал, что по действующей в феврале цене на бензин для покупки 1000 литров бензина, который потребуется для машин во время сева, нужно выделить 25000 рублей, но в апреле бензин подорожал и за 1000 литров бензина заплатили 25750 рублей. На сколько процентов подорожал бензин?

Слайд 28

Ответ на задание №2 (150 руб.) На 3% (25750-25000)/25000*100% = 3%

Слайд 29

Задание №3 (150 руб.) Хозяйство собрало урожай ячменя 120 тонн. Из них 20% нужно оставить в хозяйстве, а остальное продать по 5 рублей за 1 кг. Какую выручку получит хозяйство, если продаст всё , запланированное на продажу, зерно?

Слайд 30

Ответ на задание №3 (150 руб.) 480000 рублей 120000*(1 – 0,2) = 96000(кг) 96000*5 = 480000(руб.)

Слайд 31

Задание №4 (150 руб.) Чтобы получить доход 9000 рублей, на осенней ярмарке фермер планирует продать не менее одной тонны лука. Ему известно, что при хранении урожай теряет до 15 % массы, а при транспортировке – до 10 %. Сколько лука должен собрать фермер, чтобы осуществить свой план?

Слайд 32

Ответ на задание №4 (150 руб.) Не менее 1,3 тонны Пусть x кг – необходимая масса лука, тогда X(1-0 ,15)(1-0,1) = 0,85*0,9* x = 0,765 x = 1 X =1/0,765 = 1,307(т)

Слайд 33

Задание №1(200 руб.) На сберкнижку в конце июля было положено 1600 рублей на Сберегательный вклад под 26% годовых. Процентная ставка меняется каждый месяц. За август она составила 2,3%, а за сентябрь 2,28%. В каком месяце была получена большая прибыль и на сколько?

Слайд 34

Ответ на задание №1 (200 руб.) На 0,5 руб. больше в сентябре 1600 + 1600 ∙ 0,023 = 1636,8 (руб.) - в конце августа. 1636,8∙0,0228 = 37,3 (руб.) - за сентябрь. 37,3 - 36,8 = 0,5 (руб.) - в сентябре больше

Слайд 35

Задание №2(200 руб.) Вклад, положенный в сбербанк два года назад, достиг суммы, равной 1312,5 рублей. Каков был первоначальный вклад при 25 % годовых?

Слайд 36

Ответ на задание №2 (200 руб.) 840 рублей Пусть х – первоначальный вклад. Тогда за 1 год размер суммы увеличился х+0,25х=1,25х За 2 год – 1,25х+1,25·0,25х=1312,5 х=840

Слайд 37

Задание №3(200 руб.) В начале года на сберкнижку в Сбербанк было положено 1600 рублей, а в конце года до начисления процентов взято 750 рублей. В конце второго года на книжке оказалось 867 рублей. Сколько процентов начисляет Сбербанк?

Слайд 38

Ответ на задание №3 (200 руб.) 2% 1600 - 750 = 850 (руб.) - осталось в конце первого года. (867 - 850) : 850 ∙ 100 = 2(%) - в год.

Слайд 39

Задание №4(200 руб.) За хранение денег сбербанк начисляет вкладчику 8 % годовых. Вкладчик положил на счет в банке 5000 руб. и решил в течение пяти лет не снимать деньги со счета и не брать процентные начисления. Сколько денег будет на счете вкладчика через пять лет?

Слайд 40

Ответ на задание №4 (200 руб.) 7346,6 рублей 5000* (1+0,08) ^5 =73346 ,6

Слайд 41

Электронная физминутка для глаз

Слайд 43

банк УРОВЕНЬ империал стабильный 1 (50 руб.) 2 (100 руб.) 3 (150 руб.) 4 (200 руб.) Итого: КОНТРОЛЬ



Предварительный просмотр:

Приложение 7.

Задачи акционерам банков.

Акционеры банка _______________________

1.Круглая площадка для представления

Превратился в договор о возмездном владении

Имуществом, взятым на срок и внаем,

Если в слове ещё букву «д» мы найдём.

Ответ: _________________________

2.Первый слог – всего лишь нота,

Второй – для шахматиста работа.

Слово из них означает итог,

Успешного предпринимательства залог.

Ответ: _______________________________

3.Он главное лицо в команде по призванью,

А может означать и офицера званье.

Когда букву «н» на «л» вы заменяете,

Другое слово получаете.

Оно не просто деньги, как снежинки тающие,

А стоимость, всё время возрастающая.

Ответ: _____________________

4.Один слог – обильное угощение,

Двум буквам последним нужно перемещение.

Второй слог расскажет о происшедшем

В жизни реальной, но только прошедшей.

Из двух слогов слово – это доход,

Его получают, когда повезёт.

Ответ:_________________________

5.Один слог пользу означает,

Второй – американскую монету называет.

В первом слоге букву «к» уберите,

Слоги в слово сложите,

Получите вознагражденье

За вложенные денежные сбереженья.

Ответ:  _____________________

6.Её в косы заплетают,

С него лица расцветают.

Если букву «л» на «р» вы заменяете,

То сразу получаете

Избыточный прибавочный доход,

В достатке овощи, хлеб, фрукты круглый год.

Ответ: _____________________________.

7.Это слово звучит по-английски как «мани».

Хорошо, когда есть они в вашем кармане.

Ответ:______________________________

8.Слово это из трёх слов состоит:

Одно – о базаре нам говорит,

Другое – о длинном в земле углубленье,

Третье – о ноте даёт представленье.

Три слова в одно соедини,

Во втором лишь букву «р» убери,

Получишь вид деятельности важный

По купле товаров и их продаже.      Ответ:___________________

Ответ: торговля.



Предварительный просмотр:

Приложение 8.

Вопросы рефлексии.

  1. Что вам дала работа над кейсом?
  2. Достаточно ли было времени на принятие решения по кейсу?
  3. С какими трудностями вы встретились?
  4. Чему научились при работе над кейсом?
  5. Довольны ли вы своей разработкой алгоритмов и их применением на практике?



Предварительный просмотр:

Приложение 9.

КОНТРОЛЬ

Название этапа

Баллы

Стабильные

Империал

1.

Презентация

20-0

2.

Игра

Первоначальный капитал

1000

1000

2.1

«Зарплата»

50-0

2.2

«Жизненные ситуации»

100-0

2.3

«Сельское хозяйство»

150-0

2.4

«Сберкнижка»

200-0

3.

Помощь акционеров

1 ответ= 50

4.

Работа в группе

100-0

5.

ИТОГО

Примечание: «Работа в группе» оценивается во время игры:

  1. Внешний вид (форма одежды, эмблемы…)
  2. Работоспособность, активность (работают 1-2 человека или все)
  3. Умение отвечать полно,убедительно,кратко.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О вреде курения математическим языком. Проценты. Решение адач на нахождение одного или нескольких процентов от числа

Конспект урока по математике по теме "О вреде курения математическим языком. Проценты. Решение адач на нахождение одного или нескольких процентов от числа" в 9 классе....

Практическая работа по теме "Дроби обыкновенные и десятичные. Проценты и пропорции"

Цель работы проверить уровень владения знаниями по темам:  «Дроби обыкновенные  и  десятичные», «Проценты и пропорции».  Контроль над умениями выполнять арифметические действия над...

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов "Задачи на проценты"

Достижения учащимися таких качеств усвоения содержания математического образования, как осознанность, прочность, глубина, обобщенность, возможно лишь при реализации деятельностного подхода в обучении....

мастер-класс по теме "Проценты"

Мастер -класс по математике проводился для преподавателей педагогического колледжа с целью обмена опытом. Первая технологическая карта предназначена для ведущего мастер-класса, а вторая для преподават...

Расчёт среднего значения времени в наряде, процентов вечернего и ночного времени

Программа расчёта среднего значения времени в наряде, процентов вечернего и ночного времени для дипломного проекта по автобусным перевозкам...

Методические пособия по математике для изучения тем "Комбинаторика", "Проценты", "Решение уравнений"

Пособия предназначены для изучения тем "Комбинаторика", "Проценты", "Решение уравнений"...

Проект "Проценты в нашей жизни"

Проект "Проценты в нашей жизни"...