ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ БИРЖЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
рабочая программа на тему

Якупова Светлана Загитовна

ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

ОСНОВЫ БИРЖЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon birzha2km.doc164.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОСНОВЫ БИРЖЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2012г.


Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности  среднего профессионального образования (далее СПО) 100701 «Коммерция» (по отраслям)

Организация-разработчик: ГОУ СПО «КТТ»

Разработчики:

Якупова С.З., преподаватель спецдисциплин, председатель ЦК

Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО)

Заключение Экспертного совета №____________  от «____»__________20__ г.

                                                  номер


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

88

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫКонтроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

8


1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

                       ОСНОВЫ БИРЖЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности  СПО 100701 «Коммерция» (по отраслям)

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Профессиональный цикл, опщепрофессиональная дисциплина

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:  определять доходность и котировку ценных бумаг;

рассчитывать основных мировые индексы;

 анализировать биржевую информацию;

читать биржевые бюллетени.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

основные виды ценных бумаг;

участников рынка, о том, как устроены и функционируют товарные, фондовые, фьючерсные и опционные национальные и международные биржи;

об опыте развития биржевой деятельности в России.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 часов, в том числе:                                                                                                  

обязательной аудиторной учебной нагрузки 32часов;

самостоятельной работы обучающегося 16 часов.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

48

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

32

в том числе:

     практические занятия

12

     теоретическое обучение

20

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

16

в том числе:

  (систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы; оформление практических работ,  рефератов, отчетов, презентаций и подготовка к их защите)

16

Итоговая аттестация в форме устного экзамена     

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Основы биржевой деятельности                        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Рынок ценных бумаг

 

14

1.1 Основные черты и общая характеристика рынка ценных бумаг (РЦБ)

 Содержание учебного материала

2

2

1. Экономические народнохозяйственные причины образования РЦБ

2. Функции фондового рынка в рыночной экономике.

3. Показатели функционирования и развития рынка ценных бумаг

1.2 Виды ценных бумаг

Содержание учебного материала

2

1 Акции и особенности их функционирования на РЦБ.

2 Основы вексельного обращения

3. Общая характеристика вторичных ценных бумаг

Самостоятельная работа обучающихся. Реферат на тему: Анализ мирового опыта выпуска муниципальных облигаций как средство решения региональных проблем

2

1.3 Международный рынок ценных бумаг (МРЦБ)

Содержание учебного материала

2

2

1. Основные сегменты МРЦБ

2. Характеристика рынка евровалюты

3. Россия на еврооблигационном рынке

Самостоятельная работа обучающихся.Доклад на тему: История становления и современное состояние рынка еврооблигаций

2

1.4Банки на РЦБ

Содержание учебного материала

2

1. Деятельность банков на РЦБ.

2. Инвестиционная деятельность банков на РЦБ

3. Российские банки на РЦБ

Практическая работа

2

  1. Самостоятельная работа обучающихся. Реферат на тему: Роль банков в развитии РЦБ в России.

2

Раздел 2. Биржевое дело

20

2.1 Основы деятельности и регулирования биржи

Содержание учебного материала

2

2

1. Сущность биржевой деятельности

2. Регулирование биржевой деятельности

3 Система управления биржей

Самостоятельная работа обучающихся . Эссе на тему: Брокеры, брокерские конторы, брокерские дома, брокерские компании  как главные участники биржевых торгов

2

2.2 Фондовая биржа и её экономический механизм

Содержание учебного материала

2

3

1. Основы организации и управления фондовой биржей

2 Технология проведения операций на фондовой бирже

3. Основные фондовые индексы и принципы их расчета

Практические занятия

2

2.3 Фьючерсная и опционная биржи

Содержание учебного материала

1

3

1. Основа деятельности фьючерсной биржи

2. Концепция хеджирования на фьючерсных рынках

3. Спекулятивные операции на фьючерсных рынках

Практические занятия.

1

2.4 Клиринг и расчеты на бирже

Содержание учебного материала

1

2

1. Сущность и функции клиринга.

2 Типы систем клиринга

3 Клиринговые палаты и корпорации

2

3

2

3

2

Практическая работа

1

Раздел 3. Инвестиционная деятельность на рынке ценных бумаг.

22

3.1 Инвестиционная среда

Содержание учебного материала

2

1. Основы инвестирования

2. Участники инвестиционного процесса и их цели

3. Измерение инвестиционного дохода и риска

Практические занятия.

2

3.2 Портфельное инвестирование

Содержание учебного материала

1

1. Сущность портфельного инвестирования

2. Традиционная и современная портфельные теории

Практические занятия

1

  1. Самостоятельная работа обучающихся.Доклады и презентация: 1Фондовый рынок Великобритании.
  2. Особенности фондового рынка Японии.
  3. Рынок ценных бумаг Германии и Франции.
  4. Развитие фондовых рынков стран Восточной Европы.
  5. Развивающиеся рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

8

3.4Акция как инвестиционный инструмент

Содержание учебного материала

1

1. Анализ обыкновенных акций

2. Фундаментальный анализ

3. Оценка обыкновенных акций

Практическая работа

1

3.5 Анализ облигаций, как инструмента инвестирования

Содержание учебного материала

1

1 Основные инвестиционные качества облигаций

2. Методы оценки ценных бумаг с фиксированным доходом

3. Инвестиционные стратегии

Практическая работа

1

Самостоятельная работа обучающихся. Паевые инвестиционные фонды: проблемы и перспективы

2

3.6 Инвестиции в деривативы

Содержание учебного материала

1

1. Инвестиции в акционерные «права».

2Инвестиционные операции с финансовыми фьючерсами.

3. Использование опционов колл и пут при инвестициях

Практические занятия

1

Всего по дисциплине

32

Самостоятельная работа обучающихся

16

Всего

48

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета.

         Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- ПК  преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий;

- ПК-10 штук, программное обеспечение, электронные средства учебного назначения;

- комплект учебно-методической документации.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий

1.Бердникова Т. Б. Рынок ценных бумаг и биржевое дело: Учебное пособие. – М.: ИНФРА – М, 2000.

2.Боди Зви, Кейн Алекс, Маркус Алан. Принципы инвестиций, 4-е издание/ Пер. с англ.-М.: Издательский дом «Вильямс», 2002.

3.Буклемишев О. В. Рынок еврооблигаций – М.: Дело, 1999.

4.Закарян И., Филатов И. Интернет как инструмент для финансовых инвестиций. – СПб.: БХВ – Санкт – Петербург, 1999.

5.Кавкин А. В. Рынок кредитных  деривативов. – М.: Экзамен, 2001.

6.МакЛафлин Дэвид Дж. Ценные бумаги: как добиться высоких доходов/ Пер. с англ. – М.: Дело, 1999.

7.Рынок ценных бумаг: Учебник / Под ред. В. А. Галанова , А. И. Басова. –  2-е изд. – М.: Финансы и статистика, 2001.

8.Рубцов Б.Б. Мировые фондовые рынки: современное состояние и закономерности развития. – М.: Финансовая академия при правительстве РФ, 2000.

9.Черкасов В. Е. Международные инвестиции. Учебно-практическое пособие. – М.: Дело, 1999.

10.Ческидов Б. М. Рынок ценных бумаг. – М.: Экзамен, 2001.

11.Ценные бумаги / Под ред. В. И. Колесникова, В.С. Торкановского.  – М.: Финансы и статистика, 2001.

Дополнительные источники:

1. Владиславлев Д. Н. Конкуренция и монополия на фондовом рынке. – М.: Экзамен 2001.

2. Галанов В.А. Производные инструменты срочного рынка: фьючерсы, опционы, свопы: Учебник.- М.: Финансы и статистика, 2002.

3. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента: Учеб. пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2000.

4. Ендовицкий Д.А., Коробейникова Л.С., Сысоева Е.Ф. Практикум по инвестиционному анализу: Учеб. пособие/Под.ред. Д.А. Ендовицкого.- М.: Финансы и статистика, 2001.

5. Капитоненко В.В. Инвестиции и хеджирование: Учебно-практическое пособие для вузов. – М.: Изд-во ПРИОР, 2001.

6. Кидуэлл Д.С., Петерсон Р.Л., Блэкуэлл Д.У. Финансовые институты, рынки и деньги. - СПб.: Изд-во "Питер", 2000.

Интернет-ресурсы

1.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, освоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

определять доходность и котировку ценных бумаг;

рассчитывать основных мировые индексы;

 

Экспертная оценка защиты практических занятий, выполнения внеаудиторной самостоятельной работы

анализировать биржевую информацию;

читать биржевые бюллетени.

Экспертная оценка защиты практических занятий,  выполнения внеаудиторной самостоятельной работы

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

основные виды ценных бумаг

Экспертная оценка решения ситуативных 7адач, разбор0 ситу0ций, вKпо;н5ниO внеаудиторной самостоятельной работы, защиты практических 7анятий

участников рынка, о том, как устроены и функционируют товарные

Экспертная оценка решения ситуативных задач, разбора ситуаций, выполнения внеауд8т>рной самоAтоOтельной работK, защиты пр0кBиGеAких з0нят8й

фондовые, фьючерсные и опционные национальные и международные биржи

Оценка результатов тестирования, интерпретация результатов собеседования

об опыте развития биржевой деятельности в России

Оценка результатов тестирования, интерпретация результатов собеседования


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ для специальности "Операционная деятельность в логистике"

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее ...

САМОАНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИМЕРНАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЖ"

Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) (приказ Министерства образования и науки от 05.11.2009 №535)1...

Комплект контрольно – измерительных материалов по программе учебной дисциплины ОП 08 Информационные технологии в профессиональной деятельности основной профессиональной образовательной программы

Комплект КИМ предназначен для проверки результатов освоения профессиональной дисциплины  ОП 08   Информационные технологии в профессиональной деятельности основной профессиональной обра...

Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.14 ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 40.02.02. Правоохранительная деятельность

Рабочая программа учебной дисциплины ОУД. 14 ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ  программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 40.02.02. Правоохранительная деятельность включает в себя следующие ...

Рабочая программа учебной дисциплины "Проектная деятельность"

Данная программа разработана для студентов 1 курса СПО...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "СЕРВИСНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ"

рабочая программа учебной дисциплины ОП.01. СЕРВИСНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ специальность 43.02.06 Сервис на транспорте ( по видам транспорта) Рабочая программа учебной дисциплины является частью...