Рабочая программа по специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) ОП 03 Менеджмент
рабочая программа на тему

Петроченко Марина Валерьевна


Рабочая программа составлена в соотвествии с требованиями ФГОС. Является частью ОПОП по специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям). Содержит все, предусмотренные структурой разделы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pr._11._op._03_menedzhment.doc190 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 11

К ОПОП по специальности СПО    080114 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям)

(базовый уровень) дисциплины профессионального цикла ОП

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Ялуторовский аграрный колледж»

(ФГОУ СПО «Ялуторовский агарный колледж»)

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.03. Менеджмент

2011 г.

Рабочая  программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности  среднего профессионального образования 080114 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям), утвержденного Приказом  Министерства  образования и науки Российской Федерации», от «6» апреля 2010г  № 282

Организация-разработчик: ФГОУ СПО «Ялуторовский аграрный колледж»

Разработчики:

Петроченко М.В.,  преподаватель общепрофессиональных и специальных дисциплин высшей категории.

Рекомендована _____________________________________________________________

Заключение  № _________    от «_______» ____________________20__г

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12


1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Менеджмент

1.1.        Область применения  программы

Программа по дисциплине «Менеджмент» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 080114 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям), (базовой подготовки).

1.2.        Место     учебной     дисциплины     в     структуре     основной     профессиональной образовательной    программы:   дисциплина принадлежит к   профессиональному  циклу. 

Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной
дисциплины:

Цели  дисциплины: получение обучающимися специальных знаний и представлений, необходимых для работы в профессиональной деятельности.  

Задачи  дисциплины:

-обеспечить обучающихся необходимыми знаниями об организации и ее системе построения, процессах управления, средствах и методах воздействия управляющей системы на управляемую;

-способствовать приобретению обучающимися знаний, опыта в области менеджмента как отечественных, так и зарубежных ученых;

-способствовать развитию у обучающихся, а в будущем - практиков аналитического восприятия организации как хозяйствующего элемента в многогранной внешней среде.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен   уметь:

- использовать на практике методы планирования и организации работы подразделения;

-анализировать организационные структуры управления;

-проводить работу по мотивации трудовой деятельности политику организации;

-применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;

-применять эффективные решения, используя систему методов управления;

-учитывать особенности менеджмента в области профессиональной деятельности.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен   знать:

- сущность и характерные черты современного менеджмента, историю его развития;

- методы планирования и организации работы подразделения;

-принципы построения организационной структуры управления;

- основы формирования мотивационной политики организации;

-особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;

-внешнюю и внутреннюю среду организации;

- цикл менеджмента;

-процесс принятия и реализации управленческих решений;

-функции менеджмента в и  контроль деятельности рыночной экономике: организацию, планирование,  мотивацию экономического субъекта;

-систему методов управления;

-методику принятия решений;

-стили управления, коммуникации, принципы делового общения.

1.4.  Рекомендуемое  количество  часов  на  освоение  программы дисциплины:

максимальная учебная нагрузка 54 часа, в том числе:

        обязательная аудиторная учебная нагрузка 36 часов;

        самостоятельная работа 18 часов

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

54

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

36

в том числе:

практические занятия

11

контрольные работы

1

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

18

Итоговая аттестация в форме зачета


2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины  Менеджмент

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические работы,

самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Количество часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Эволюция концепций менеджмента.

8

Введение.

Предмет и задачи курса.

1

1

Тема 1.1.

История развития менеджмента

Содержание учебного материала

1

1

Школа научного управления. Административная  (классическая) школа. Школа человеческих отношений и поведенческих наук. Наука управления или количественный подход.

1

Тема 1.2. Сущность, характерные черты современного менеджмента.

Содержание учебного материала

1

1

Современные   подходы   в  менеджменте. Учет особенностей российского  менеджмента при использовании зарубежного опыта. Американский и японский менеджмент: преимущества и недостатки.

1

Тема 1.3. Особенности менеджмента в области профессиональной  деятельности (по отраслям)

Содержание учебного материала

1

1

Особенности организации управления (по отраслям). Основные направления менеджмента (по отраслям).

1

Практическая  работа: решение ситуационных задач и проблемных вопросов по темам раздела     1      Эволюция концепций менеджмента.

2

Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашних заданий по разделу 1.

Сущность менеджмента и эволюция его теории. Российский опыт управления, его особенности. Портрет современного руководителя.

2

Раздел 2. Организация как система управления

9

Тема 2.1.

Типы структур организаций

Содержание учебного материала

1

1

Понятие «Организация». Законы организации. Организационные структуры по принципу бюрократии: функциональные, дивизионные, действующие на международных рынках.

1

Тема 2.2

Внутренняя и        внешняя    среда организации

Содержание учебного материала

1

1

Инфраструктура менеджмента. Внутренняя и внешняя среда.

1

Практическая  работа: решение ситуационных задач и проблемных вопросов по темам   раздела   2   Организация как система управления.

2

Контрольная работа по разделам 1 и 2.

1

Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашних заданий по разделу

Преимущества и недостатки каждого типа структур. Организационные структуры, отличающиеся степенью централизации.

4

Раздел 3.

Функции менеджмента в рыночной экономике.

10

Тема 3.1 Организация и планирование

Содержание учебного материала

1

1

Локальные принципы организации.  Делегирование полномочий и ответственности. Виды

планирования, его методы. Разновидности планов.

1

Тема 3.2. Контроль и мотивация

Содержание учебного материала

1

1

Понятие контроля и его основные типы. Поведенческие аспекты контроля. Характеристики

эффективного контроля. Содержательные теории мотивации. Процессуальные теории мотивации.

1

Тема 3.3.

Цикл менеджмента

Содержание учебного материала

2

1

Характеристика составляющих цикла менеджмента. Взаимосвязь и взаимообусловленность функций управленческого цикла.

1

Практическая  работа: решение ситуационных задач и проблемных вопросов по темам   раздела 3    Функции менеджмента в рыночной экономике.

2

Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашних заданий по разделу 3.

Тактическое   планирование   и   стратегическое планирование. Необходимость управленческого контроля. Контроль  организационного руководства, финансовых ресурсов. Мотивационный процесс,       классификация мотивационных  теорий.  Современные направления и практический опыт работы по совершенствованию мотивации труда на предприятиях.

4

Раздел 4.

Методы и стили менеджмента

10

Тема    4.1. Система методов управления

Содержание учебного материала

2

1

Понятие методов управления.  Группы методов управления.  Управление и типы характеров.

1

Тема 4.2. Стили управления

Содержание учебного материала

2

1

Стили управления и факторы его формирования. Классификация стилей управления.

Виды и совместимость стилей.

1

Практическая   работа: решение ситуационных задач и проблемных вопросов по темам раздела 4 Методы и стили менеджмента.

2

Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашних заданий по разделу 4. Система  методов: моделирование, экспериментирование, экономико-математические,  социологические измерения.

4

Раздел 5. Процесс принятия и реализации управленческих. решений

10

Тема 5.1. Факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решений.

Содержание учебного материала

1

Сущность процесса принятия решений.  Типы решений.  Классификация решений.

 Требования, предъявляемые к решениям.

2

1

Тема 5.2.

Этапы рационального решения проблем

Содержание учебного материала

2

1

Диагностика проблемы.  Определение альтернатив.  Методы оптимизации решений.

1

Тема 5.3.

Методы принятия решений

Содержание учебного материала

2

1

Платежная матрица.  Дерево решений.

1

Практическая    работа: решение ситуационных  задач  и проблемных вопросов  по  темам  раздела  5     процесс принятия  и реализации  управленческих решений.

2

Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашних заданий по разделу 5.  Ограничения и критерии      принятия решения. Оценка эффективности решений.

2

Раздел   6. Коммуникации и деловое общение

7

Тема   6.1. Коммуникативность и общение в сфере управления

Содержание учебного материала

2

1

Коммуникации между уровнями и подразделениями. Коммуникационный процесс

Межличностные коммуникации.

1

Тема 6.2.

Деловое общение

Содержание учебного материала

2

1

Деловое общение, его характеристика. Виды и формы делового общения.  Этапы и фазы делового

общения.

1

Практическая работа: решение ситуационных  задач и проблемных вопросов  по темам раздела 6.  Коммуникации и деловое общение.

1

Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашних заданий по разделу 6.  Преграды в коммуникациях. Правила ведения бесед и совещаний. Факторы повышения  эффективности делового общения.

2

Максимальная учебная нагрузка (всего)

54

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

36

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

18


3.        УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.

Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству обучающихся, рабочее место преподавателя, комплект учебно-наглядных пособий «Менеджмент».

Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.

3 2. Информационное обеспечение обучения.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,  дополнительной литературы

Основные источники

Учебники для студентов:

1.Виханский, О. С. Менеджмент : учеб. для  сред. спец. учеб. заведений. - 2- е изд., перераб. и доп. / О. С. Виханский, А. И. Наумов. - М.: Магистр : ИНФРА-М, 2011. - 288 с.

2.Драчева,  Е. Л. Менеджмент: учеб. для сред. проф. учеб. заведений / Е. Л. Драчева, Л. И. Юликов. - 7-е изд., стер. - М.: Академия, 2007. - 288 с.

3.Кнышова, Е. Н. Менеджмент: учеб. пособие  для студ. учреждений сред. проф. образования / Е. Н. Кнышова. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2010. - 304 с. - (Профессиональное образование).

4.Степанова, Е.Е. Информационное обеспечение управленческой деятельности: учеб. пособие для студентов. Учреждений сред. проф. образования / Е.Е. Степанова, Н.В. Хмелевская.- 2-е изд., испр. И доп. – М.: ФОРУМ, 2010.-192 с.- (Профессиональное образование).

Дополнительные источники

Дополнительные пособия:

1.Энциклопедические статьи. [Электронный ресурс]. Менеджмент. Управление предприятием. Методы планирования. Виды, формы и методы мотивации персоналом. – М.: Кирилл Мефодий, 2007. – 1 электрон. опт. диск (СD-ROM): ЦВ.: 12 см + рук. пользователя (1л.); в контейнере 4 ×12 см. – (Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия)

2.Экономика сельского хозяйства и менеджмент: практикум: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / Г. А. Петранева, М. П. Тушканов, А. В. Мефёд; под ред. Г. А. Петраневой. - М.: Академия, 2006. - 192 с.

3.Добрина, Н. А. Менеджмент : основы теории и деловой практикум 6 учеб. пособие / Н. А. Добрина, Ю. В. Щербакова. - М. : Альфа-М : ИНФРА-М, 2009. - 288 с. : ил. - (ПРОФИль)

4. Пихало, В. Т. Управление персоналом организации : учеб. пособие / В. Т. Пихало, Ю. Н. Царегородцев, С. А. Петрова, Ю. Е. Ефремова; под общ. ред. В. Т. Пихало, Ю. Н. Царегородцева. - М. : ФОРУМ, 2010. - 400 с. : ил. - (Профессиональное образование)

5.Зайцева, Т. В. Управление персоналом : учеб. / Т. В. Зайцева, А. Т. Зуб. - М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2009. - 336 с. - (Профессиональное образование). 

Журналы:

1.Экономика сельского хозяйства России [Журнал]. 2005; 2006; 2007; 2008; 2009; 2010.- №1-12.

2.Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий [Журнал]. – 2008; 2009.- №1-12.

Интернет-ресурсы:

1.Менеджмент и организация управления [Электронный ресурс]: Финансовые менеджмент./ решение задач.- Волгоградский универ.- учебно-методическое пособие.- Лазутина М.М. Волгоград: ВолГУ 2003.- Режим доступа: www.uhformuka/ru - Загл. с экрана.

2.Административно-управленческий портал [Электронный ресурс]: электронная библиотека деловой литературы и документации./ электронные книги по экономике предприятия.- Экономика и управление предприятием: конспект лекций/ непомнящий Е.Г. Таганрог: издательство ТРТУ,1977.- Режим доступа к пособию: к пособию: htt//aup/ru/ - Загл. с экрана.

3.Региональный общественный фонд «Исследования аграрного развития» [Электронный ресурс]: некоммерческая общественная организация./ Виртуальная библиотека по сельскому хозяйству.- Режим доступа: htt//fadr/msu/ru – Загл. с экрана.

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе освоения материала: опросы в устной и письменной форме, промежуточное тестирование,   самостоятельная работа студентов.

Результаты обучения (освоенные умения,

усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

-использование на практике методов  планирования  и  организации работы подразделения;

Экспертная оценка выполнения практического задания, Тестирование

-определение типа и анализ организационных структур управления;

Экспертная оценка выполнения практического задания, Тестирование

-определение форм, способов и средств  мотивации трудовой деятельности персонала;

Экспертная оценка выполнения практического задания

-использование в профессиональной деятельности приемов делового и управленческого общения;

Экспертная оценка выполнения практического занятия

-обоснование способов принятия эффективных  решений, используя систему методов управления;

Контрольная работа

-определение особенностей менеджмента в области профессиональной деятельности;

Экспертная оценка выполнения практического задания

- изложение сущности и характерных черт современного менеджмента, историю его развития;

Экспертная оценка выполнения практического задания

- использование методов планирования и организации работ подразделения;

Экспертная оценка выполнения практического задания

-обоснование принципов построения организационной структуры управления;

Экспертная оценка выполнения практического задания

- определение внешней и внутренней среды организации;

Экспертная оценка выполнения практического задания

-определение функций менеджмента в рыночной экономике организации, последовательности реализации (цикл менеджмента);

Экспертная оценка выполнения практического задания Тестирование

-демонстрирование процесса принятия и реализации управленческих решений;

Экспертная оценка выполнения практического задания

-анализирование системы методов управления;

Экспертная оценка выполнения практического задания

-определение стиля  управления, видов коммуникации;

Экспертная оценка выполнения практического задания

-изложение принципов делового общения.

Экспертная оценка выполнения практического задания

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся  не только сформированность профессиональных компетенций, но и  развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

Результаты

(освоенные общие

компетенции)

Основные показатели результатов

подготовки

Формы и методы контроля и оценки

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

- объяснение сущности и социальной значимости избранной специальности;

 - объяснение сущности и социальной значимости избранной специальности

- устный опрос, оценка выступлений с сообщениями (презентация)  на занятиях по результатам самостоятельной работы

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения  профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

- обоснованность постановки цели, выбора и применения методов и способов решения профессиональных задач;

- демонстрация эффективности и качества выполнения профессиональных задач.

- устный экзамен

- экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

- демонстрация способности принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

- экспертное наблюдение и оценка на практических   занятиях

ОК  4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения  профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

- нахождение и использование информации для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

- экспертное наблюдение и оценка на практических   занятиях

ОК  5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.

- демонстрация умений использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

- экспертное наблюдение и оценка на практических   занятиях

ОК  6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

- взаимодействие с обучающимися, преподавателями   в ходе обучения.

- экспертное наблюдение и оценка работы в малых группах на теоретических занятиях, на практических   занятиях

ОК  7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных),  результат выполнения заданий.

- проявление ответственности за работу подчиненных, результат выполнения заданий.

- экспертное наблюдение и оценка работы в малых группах на теоретических занятиях, экспертное наблюдение и оценка на практических     занятиях

ОК  8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

- проявление интереса к дополнительной информации по специальности, расширению кругозора;

- планирование обучающимся повышения личностного и квалификационного уровня.

- оценка выступлений с сообщениями/презентациями на занятиях по результатам самостоятельной работы;

- экспертное наблюдение и оценка на практических     занятиях

ОК  9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий  в профессиональной деятельности.

- проявление интереса к инновациям в области профессиональной деятельности.

- экспертное наблюдение и оценка на практических    занятиях

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

- демонстрация готовности к исполнению воинской обязанности.

- экспертное наблюдение и оценка на практических     занятиях