Программа учебной дисциплины "Статистика"
учебно-методический материал на тему

Яковлева Александра Кузьминична

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) и для реализации вариативной части по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) углубленной подготовки 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon op.02_statistika.doc258.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ,

ПОДГОТОВКИ И РАССТАНОВКИ КАДРОВ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

УСПО «ЯКУТСКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ»

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

_______________Статистика____________

название  учебной дисциплины

по специальности среднего профессионального образования

080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

(углубленная подготовка)

                                                                       Якутск 2012

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) и для реализации вариативной части по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) углубленной подготовки 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)».

Разработчики:

_Московских Н.Н., к.э.н., преподаватель экономических дисциплин____

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность

_ Яковлева А.К., преподаватель экономических дисциплин ___________

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность

_ Дохунаева И.П., преподаватель экономических дисциплин __________

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность

Рецензенты:

_ Карбушев М.Г.,к.э.н. генеральный директор ГБУ «Центр поддержки предпринимательства РС(Я)»_

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, место работы

Рассмотрена и рекомендована кафедрой экономики и бухгалтерского учета

Протокол №                  от «     »                   2012   г.

        Зав. кафедрой: _______________________Александрова Н.Т.

подпись

        М.П.


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12


1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

______Статистика______

название дисциплины

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС и для реализации вариативной части по специальности СПО 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» (углубленная подготовка)

Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (при повышении квалификации и переподготовке) и профессиональной подготовке работников в области экономики и управления.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

дисциплина входит в профессиональный цикл как общепрофессиональная дисциплина.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • собирать и регистрировать статистическую информацию;
  • проводить первичную обработку и контроль материалов наблюдения;
  • выполнять расчеты статистических показателей и формулировать основные выводы;
  • осуществлять комплексный анализ изучаемых социально-экономических явлений и процессов с использованием средств вычислительной техники.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • предмет, метод и задачи статистики;
  • общие основы статистической науки;
  • принципы организации государственной статистики;
  • современные тенденции развития статистического учета;
  • основные способы сбора, обработки, анализа и наглядного представления информации;
  • основные формы и виды действующей статистической отчетности;
  • технику расчета статистических показателей, характеризующих социально-экономические явления.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося_64__часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося __42_ часов;

самостоятельной работы обучающегося _22__ часов.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

106

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

68

в том числе:

     практические занятия

22

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

38

в том числе:

   реферат

   решение ситуационных задач

   расчетно-графическая работа

2

5

15

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ___Статистика__________________________

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные  работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Введение в статистику

Тема 1.1. Предмет, метод, задачи статистики и принципы организации государственной статистики в Российской Федерации

Содержание учебного материала

2

1

Предмет и задачи статистики. История статистики

1

2

Особенности статистической методологии

1

3

Основные категории статистики

1

4

Система государственной статистики РФ

1

Самостоятельная работа обучающихся. Написание рефератов по истории статистики, по функциям органов государственной статистики, на основе средств массовой информации приготовить сообщение, характеризующее развитие промышленности, сельского хозяйства, науки, образования в регионе.

Раздел 2. Статистическое наблюдение

Тема 2.1. Этапы проведения и программно- методологические вопросы статистического наблюдения.

Содержание учебного материала

4

1

Статистическое наблюдение и этапы его проведения.

1

2

Цели и задачи статистического наблюдения.

1

3

Программа статистического наблюдения. Объекты и единицы статистического наблюдения.

1

4

Статистический формуляр. Статистический момент и срок (период) статистического наблюдения.

1

5

Точность статистического наблюдения. Ошибки наблюдения и контроль качества информации

2

Самостоятельная работа обучающихся. Разработка программно-методологических вопросов статистического наблюдения

Тема 2.2. Формы, виды и способы организации статистического наблюдения.

Содержание учебного материала

4

1

Виды статистического наблюдения

2

2

Способы статистического наблюдения

2

3

Формы статистического наблюдения

2

4

Специально организованное статистическое наблюдение

2

Самостоятельная работа обучающихся. Придумать примеры на виды и способы статистического наблюдения, подготовка сообщений по данным сельскохозяйственной переписи и переписи населения.

Раздел 3. Сводка  и группировка статистических данных.

Тема 3.1. Задачи и  виды статистической сводки

Содержание учебного материала

4

1

Статистическая сводка. Виды сводки по глубине и форме обработки материала, технике выполнения.

1

2

Программа статистической сводки. Результаты сводки.

1

Тема 3.2. Метод группировки в статистике

Содержание учебного материала

3

1

Группировка статистических данных.

1

2

Группировочные признаки. Принцип оптимизации числа групп. Формула Стерджесса.

2

3

Простые и сложные группировки. Факторные и результативные признаки.

2

4

Перегруппировка статистических данных.

3

Практические занятия. Группировка статистических данных в соответствии с поставленными задачами. Определение вида группировок.

Самостоятельная работа обучающихся. Определение величины равного интервала, решение задач на группировку статистических данных

Тема 3.3. Ряды распределения в статистике

Содержание учебного материала

4

1

Ряд распределения. Атрибутивные и вариационные ряды распределения.

1

2

Элементы вариационного ряда. Дискретные и интервальные вариационные ряды распределения.

2

3

Графическое изображение рядов распределения: полигон, гистограмма, кумулята и огива.

2

Самостоятельная работа обучающихся. Выполнение заданий на построение рядов распределения и их графическое изображение.

Раздел 4. Наглядное представление статистических данных.

4

Тема 4.1. Способы наглядного представления статистических данных.

Содержание учебного материала

3

1

Статистические таблицы: сущность, элементы и виды

2

2

Правила построения таблиц в статистике.

2

3

Статистические графики: элементы и виды

2

4

Правила построения графиков в статистике

2

Практические занятия. Построение различных видов статистических таблиц и изображение статистических данных на графиках.

Самостоятельная работа обучающихся. Составление кроссвордов по данной теме. Решение задач на построение таблиц и графиков.

Раздел 5. Статистические показатели.

Тема 5.1. Абсолютные и относительные величины в статистике

Содержание учебного материала

4

1

Понятие и виды статистических показателей

2

2

Индивидуальные и сводные абсолютные показатели. Единицы измерения абсолютных показателей.

2

3

Относительные показатели динамики, планового задания, выполнения плана, структуры, координации, интенсивности и сравнения.

3

Практические занятия. Расчет различных видов относительных величин.

Самостоятельная работа обучающихся. Составление кроссвордов по данной теме. Решение задач на анализ статистических данных с помощью относительных величин

Тема 5.2. Средние величины в статистике

Содержание учебного материала

4

1

Степенные средние величины в статистике: средняя арифметическая, средняя квадратическая, средняя гармоническая.

3

2

Правило мажорантности степенных средних в статистике.

2

3

Расчет среднего показателя способом моментов.

3

4

Взвешенные и невзвешенные (простые) средние степенные величины в статистике.

3

Практические занятия. Расчет  средних уровней с использованием различных видов средних величин.

Самостоятельная работа обучающихся. Решение задач среднего уровня изучаемого явления, на свойства средней арифметической.

Тема 5.3. Показатели вариации в статистике.

Содержание учебного материала

4

1

Абсолютные показатели вариации: размах вариации, среднее линейное отклонение, дисперсия, среднее квадратическое отклонение.

3

2

Способы расчета дисперсии.

3

3

Относительные показатели вариации: коэффициенты осцилляции, вариации.

3

Практические занятия. Расчет абсолютных и относительных показателей вариации.

Самостоятельная работа обучающихся. Решение задач по показателям вариации

Тема 5.4. Структурные характеристики вариационного ряда распределения

Содержание учебного материала

4

1

Анализ структуры вариационных рядов распределения.

3

Раздел 6. Ряды динамики в статистике

Тема 6.1. Виды и методы анализа рядов динамики.

Содержание учебного материала

4

1

Ряды динамики. Виды рядов динамики: моментные и интервальные; абсолютных, относительных и средних величин; с равноотстоящими уровнями и неравноотстоящими уровнями во времени; стационарные и нестационарные.

2

2

Показатели изменения уровней рядов динамики: базисные, цепные и средние абсолютные приросты, коэффициенты и темпы роста (прироста).

3

Практические занятия. Расчет показателей ряда динамики.

Самостоятельная работа обучающихся. Решение задач по показателям уровней рядов динамики

Тема 6.2. Методы анализа основной тенденции (тренда) в рядах динамики, сезонных колебаний

Содержание учебного материала

4

1

Основные компоненты динамического ряда; основная тенденция (тренд); динамические (конъюнктурные), сезонные и случайные колебания.

2

2

Тренд. Методы анализа основной тенденции в рядах динамики

3

3

Сезонные колебания. Индексы сезонных колебаний и сезонная волна.

3

Практические занятия. Анализ основной тенденции ряда динамики, построение сезонной волны.

Самостоятельная работа обучающихся. Расчет индексов сезонности, на выявление основной тенденции ряда динамики различными способами.

Раздел 7. Индексы в статистике.

Тема 7.1. Индексы в статистике.

Содержание учебного материала

4

1

Сущность и классификация индексов

2

2

Индивидуальные и общие индексы.

3

3

Агрегатный индекс. Средние индексы.

3

4

Индексы структурных сдвигов.

3

5

Факторный анализ.

3

Практические занятия. Расчет показателей ряда динамики. Расчет общих индексов агрегатной формы. Расчет средних индексов, индексов структурных сдвигов

Самостоятельная работа обучающихся. Решение задач по определению индексов, факторный анализ.

Раздел 8. Выборочное наблюдение в статистике.

Тема 8.1. Способы формирования выборочной совокупности

Содержание учебного материала

4

1

Выборочное наблюдение. Индивидуальный, групповой и комбинированный отбор. Бесповторный и повторный отбор.

2

2

Виды выборки: собственно-случайная, механическая, типическая, серийная, комбинированная.

2

3

Малая выборка в статистике.

2

Тема 8.2. Методы оценки результатов выборочного наблюдения

Содержание учебного материала

4

1

Генеральная и выборочные совокупности. Полнота выборки.

2

2

Ошибки выборочного наблюдения. Средняя и предельная ошибки выборки.

3

3

Корректировка выборки. Распространение результатов выборочного наблюдения на генеральную совокупность.

3

Практические занятия. Расчет ошибки выборки, генеральной совокупности.

Самостоятельная работа обучающихся. Разработать программу и организационный план проведения выборочного наблюдения в соответствии с поставленными целями и задачами, провести выборочное обследование, обработать и проанализировать результаты выборочного наблюдения.

Раздел 9. Статистическое изучение связи между явлениями

Тема 9.1. Методы изучения связи между явлениями

Содержание учебного материала

2

1

Причинно-следственные связи между явлениями. Качественный анализ изучаемого явления.

2

2

Построение модели связи. Интерпретация результатов.

2

3

Функциональная связь и стохастическая зависимость. Прямая и обратная связь. Линейные и нелинейные связи.

2

Тема 9.2. Корреляционно- регрессионный анализ

Содержание учебного материала

2

1

Сущность и виды корреляции. Корреляционный анализ.

2

2

Корреляционно-регрессионный анализ.

2

3

Адекватность моделей, построенных на основе уравнения регрессии. Интерпретация моделей регрессии.

2

Самостоятельная работа обучающихся. Решение задач по расчету коэффициентов корреляции, регрессии, уравнение регрессии.

Всего:

68


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

     Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета статистики.

     Оборудование учебного кабинета:

         комплект учебно-методической документации;

         инструктивный материал, бланковый материал;

         учебная мебель.

     Технические средства обучения: компьютер, принтер, сканер, модем (спутниковая система), прикладные программы.

Формы проведения консультаций: групповые, индивидуальные.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Закон Российской Федерации «Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности» от 13 мая 1992 г. № 2761-1 (ред. От 30.12.2001г.)
  2. Положение о порядке ведения Государственного реестра предприятий. Утверждено Государственной налоговой службой Российской Федерации 12 апреля 1993 г., № ЮУ –4-12/65 Н.
  3. Елисеева И.И. Общая теория статистики:  Учебник/Елисеева И.И.-5-е изд.-М.:ФиС.,2006.-656 с.
  4. Любушин Н.П. Экономика организации: Учебник  для  вузов .-М.:КНОРУС,2010.-304 с.
  5. Макарова Н.В. Статистика в Exel: Учеб.пос.-М.:ФиС.,2006.-368 с.  
  6. Малое предпринимательство в Республике Саха(Якутия) за  2002-2008 года: Официальное издание: Инф.-аналит. записка №12-иаз/Фед. служба гос.статистики по  РС(Я) .-Якутск:октябрь,2009.    
  7. Мусина Е.М. Статистика. Краткий курс лекций и тестовые задания: Учеб.пос.-М.:ФОРУМ,2011.-72  с .-(Профессиональное образование).
  8. Мхитарян В.С. Статистика: Учебник для СПО/Мхитарян В. С.-М.:Академия,2008.-272с.-(СПО).
  9. Салин В.Н.  Социально-экономическая  статистика:Пpактикум: Учеб.пос.-М.:ФиС.,2006.-192 с.  
  10. Салин В.Н. Статистика: Учеб.пос.-М.:Кноpус,2007.-304  с.-(СПО).
  11. Статистика: Учебник/Харченко Л.П.-Под ред. В.Г.  Ионина .-М.:ИНФРА-М,2008.-445 С.-(Высшее образование).
  12. Статистика: Учебник/Елисеева И.И.-М. :Высшее  образование,2006.-565 с.
  13. Эверитт Б.С. Большой словарь по статистике: Под ред. И. И. Елисеева.-М.:Проспект,2010.-736 с.

Дополнительные источники:

  1. Журнал «Вопросы статистики»
  2. Статистические ежегодники

Интернет-ресурсы:

  1. www.gks.ru/ Федеральная служба государственной статистики
  2. http://sakha.gks.ru Территориальный орган Федеральной службы государственной статистика по Республике Саха (Якутия)
  3.  statistiks.ru/ Статистика
  4. http://bugabooks.com/book/135-obshhaya-teoriya-statistiki.html Общая теория статистики
  5. http://statistiks.ru/ Статистика
  6. http://stat.hse.ru/hse/indexn.html Статистическая база данных по Российской экономике
  7. http://www.icss.ac.ru/macro/ Основные соционально- экономические показатели развития России

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

освоенные умения

собирать и регистрировать статистическую информацию;

Защита практических работ

проводить первичную обработку и контроль материалов наблюдения;

Защита практических работ

выполнять расчеты статистических показателей и формулировать основные выводы;

Защита практических работ

осуществлять комплексный анализ изучаемых социально-экономических явлений и процессов с использованием средств вычислительной техники.

Защита практических работ

усвоенные знания

предмет, метод и задачи статистики;

Текущий контроль: устный и письменный опрос

общие основы статистической науки;

Текущий контроль: устный и письменный опрос

принципы организации государственной статистики;

Текущий контроль: устный и письменный опрос

современные тенденции развития статистического учета;

Текущий контроль: устный и письменный опрос

основные способы сбора, обработки, анализа и наглядного представления информации;

Текущий контроль в форме защиты практических занятий

основные формы и виды действующей статистической отчетности;

Текущий контроль в форме защиты практических занятий

технику расчета статистических показателей, характеризующих социально-экономические явления.

Текущий контроль в форме защиты практических занятий

Итоговый контроль

Дифференцированный зачет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫ Рабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ является частью основной профессиональной образовательной програ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫРабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ являетс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОПД 02 Психология «Профессионального учебного цикла» программы подготовки специалистов среднего звена по специальностям 31.02.01. Лечебное дело углубленная подготовка

Разработчик:  Перфилова О.В.Эксперты:Внутренняя экспертизаТехническая экспертиза: Походяева Т.Н., методист ГБОУ СПО НО «НМБК» Ветлужский филиалСодержательная экспертиза:  Слюзина...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВЧ.ОПД.08 Психология «профессионального учебного цикла» программы подготовки специалистов среднего звена по специальностям 31.02.02 Акушерское дело базовой подготовки

Разработчик: Перфилова О.В.Эксперты:Внутренняя экспертизаТехническая экспертиза: Мулюкина О.С., методист, ГБОУ СПО НО «НМК"Содержательная экспертиза: Вяжевич Л.П., председатель ЦМК ОПД и пс...

Рабочая программа учебной программы ОП 08. Основы экономики основной профессиональной образовательной программы – программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 13.02.02 Теплоснабжение и теплотехническое оборудование

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП 08. Основы экономики основной профессиональной образовательной программы – программы подготовки специалистов среднего звена по специальност...

Рабочая программа учебного предмета «Музыка» начального общего образования срок реализации программы 4 года Рабочая программа учебного предмета составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального

Данная рабочая программа разработана в соответствии с- требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного   приказом Министерс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.03 МАТЕМАТИКА программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих для профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилейПрограмма общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.03 Математика является

Программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.03 Математика является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в  соответствии с требованиями ФГОС среднего общего обр...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Русский язык. Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 35.02.05 Агрономия.

Рабочая программа  учебной дисциплины «Русский язык» разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования от 17.05.2012 ( с изм. от 29.06.2017), примерной программы, одоб...