РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДП.12 ЭКОНОМИКА
рабочая программа на тему
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям),входящей в состав укрупненной группы специальностей 38.00.00 Экономика и управление Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 200.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«Профессиональный колледж «Московия»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДП.12 ЭКОНОМИКА
Специальность СПО
38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям),
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям),входящей в состав укрупненной группы специальностей 38.00.00 Экономика и управление
ОДОБРЕНА на заседании предметной (цикловой) комиссии №_, протокол №___, от _________________ 201__г. Председатель _____________ /Блистанова Е.А./ протокол №___, от _________________ 201__г. Председатель ______________ /______________/ протокол №___, от _________________ 201__г. Председатель ______________ /______________/ | УТВЕРЖДЕНА Методическим Советом колледжа протокол №___, от _________________ 201__г. Председатель ______________ /_____________/ протокол №___, от _________________ 201__г. Председатель _____________ /______________/ протокол №___, от _________________ 201__г. Председатель _____________ /______________/ |
Составитель: Ширякова Татьяна Викторовна, преподаватель Государственного автономного образовательного учреждения среднего профессионального образования Московской области «Видновский профессиональный колледж».
Рецензент: ________________________________________, преподаватель Государственного автономного образовательного учреждения среднего профессионального образования Московской области «Видновский профессиональный колледж».
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
- ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ 4
ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ 5
ДИСЦИПЛИНЫ
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 10
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 11
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Экономика
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 43.02.06 Сервис на транспорте (по видам транспорта) входящей в состав укрупненной группы специальностей 43.00.00 Сервис и туризм , 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям),входящей в состав укрупненной группы специальностей 38.00.00 Экономика и управление Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации).
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
– правильно употреблять основные правовые понятия и категории (юридическое лицо, правовой статус, компетенция, полномочия, судопроизводство)
– основные черты правовой системы России, порядок принятия и вступление в силу законов, порядок заключения и расторжения брачного контракта, трудового договора, правовой статус участника предпринимательской деятельности.
– объяснять: взаимосвязь права и других социальных норм, основные условия приобретения гражданства
– различать: виды судопроизводства, полномочия правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата, прокуратуры, органов внутренних дел, организационно правовые формы предпринимательства, порядок рассмотрения споров в сфере отношений, урегулированных правом
– приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
– права и обязанности, ответственность гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, работника, потребителя, супруга),
– механизмы реализации и способы защиты прав человека и гражданина в России
– органы и способы международно-правовой защиты прав человека
– формы и процедуры избирательного процесса в России
В результате освоения дисциплины обучающийся должен использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
– поиска, первичного анализа и использования правовой информации; обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью
– анализа норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации
– выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав
– изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 158 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 108 часов;
самостоятельной работы обучающегося 50 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 158 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 108 |
в том числе: | |
практические занятия | 8 |
контрольные работы | 6 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 50 |
в том числе: | |
- подготовка к аудиторным занятиям (домашнее задание) | 8 |
- подготовка рефератов, устных сообщений | 16 |
- работа с терминологическим словарем/глоссарием | 4 |
- работа со специальной литературой и нормативными актами | 22 |
Итоговая аттестация в форме экзамена |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Экономика»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Тема 1. Экономика и экономическая наука | Содержание дисциплины и ее задачи. Понятие экономики. Экономические потребности общества. | 2 | 1 |
Свободные и экономические блага общества. | 2 | 1 | |
Важнейшие экономические ресурсы. Границы производственных возможностей | 2 | 1 | |
Факторы производства. Заработная плата. | 2 | 1 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: - подготовка к аудиторным занятиям, домашнее задание | 4 | ||
Формы оплаты труда. Поощрительные системы оплаты труда | 2 | 1 | |
Прибыль. Структура прибыли. Планирование прибыли | 2 | 1 | |
Рентабельность. Рента. Земельная рента. | 2 | 1 | |
Научные подходы к категории процент. Основные теории происхождения процента | 2 | 1 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: - подготовка к аудиторным занятиям, домашнее задание, подготовка рефератов, устных сообщений– «Взаимодействие и взаимосвязь внутренней торговли и рынка» «Современные тенденции развития потребительского рынка и их характеристики» | 6 | ||
Механизм свободного образования цен. Принцип рациональности | 2 | 1 | |
Основные государственные функции при рыночной экономике. Смешанная экономика. Модели смешанной экономики | 2 | 1 | |
Понятие собственности. Собственность как основа социально-экономических отношений | 2 | 1 | |
Конкуренция. Совершенная конкуренция. | 2 | 1 | |
Условия совершенной конкуренции | 2 | 1 | |
Понятие экономической свободы. | 2 | 1 | |
Специализация и ее значение для формирование рынка. | 2 | 1 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: - подготовка к аудиторным занятиям, домашнее задание, подготовка рефератов, устных сообщений– «Характеристика структуры отрасли и особенности ее функционирования» «Принципы построения, формы и особенности торговых организаций» | 8 | ||
Контрольная работа | 2 | ||
Тема 2. Семейный бюджет | Правовые отношения. Структура правовых отношений в экономике | 2 | 1 |
Основные статьи расходов. Личный располагаемый доход. | 2 | 1 | |
Практическое занятие № 1 «Рассчитать реальную и номинальную заработную плату и реальные и номинальные доходы» | 2 | ||
Двоение денежного запаса. Практическоая замена денег | 2 | 1 | |
Сбережения населения. Страхования. | 2 | 1 | |
Практическое занятие № 2 «Рассчитать стоимость потребительской корзины» | 2 | ||
Суверенитет потребителя. Рациональность потребителя и свобода выбора | 2 | 1 | |
Теория предельной полезности. Потребительское равновесие. Переход от кардинализма к ординализму | 2 | 1 | |
Эффект дохода. Излишек потребителя. | 2 | 1 | |
Бюджетная линия потребителя. Кривые безразличия | 2 | 1 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: - подготовка к аудиторным занятиям, домашнее задание, подготовка рефератов, устных сообщений, составление глоссария «Организационно-правовые формы предприятий торговли, их характеристики» | 4 | ||
Тема 3. Рыночная экономика | Круговорот производства и обмена продукции в экономической системе. Закон спроса. Факторы, влияющие на спрос | 2 | 1 |
Агрегированная функция спроса. Закон предложения. Концепция равновесия рынка. | 2 | 1 | |
Эластичность спроса по цене. Эластичность спроса по доходу. Рыночная структура | 2 | 1 | |
Виды предпринимательской деятельности. Цели предпринимательской деятельности и цели | 2 | 1 | |
Классификация предприятий. Организационно-правовые формы предприятий | 2 | 1 | |
Практическое занятие №3 «Рассчитать рентабельность» | 2 | ||
Общая производственная структура предприятия. | 2 | 1 | |
Инфраструктура предприятия. Типы производственной структуры хозяйствующих субъектов | 2 | 1 | |
Практическое занятие № 4 «Рассчитать инфляцию спроса и предложения» | 2 | ||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: - подготовка к аудиторным занятиям, домашнее задание, подготовка рефератов, устных сообщений, «Концептуальные основы формирования инфраструктуры розничной торговли.» «Отраслевая структура рынка, логика ее развития.» «Интеграция горизонтальная и вертикальная» | 10 | ||
Контрольная работа | 2 | ||
Тема 4. Труд. Рынок. Заработная плата | Проблемы спроса на экономические ресурсы. Фактор труд и его цена. Рынок труда и его субъекты | 2 | 1 |
Понятие заработной платы. Номинальная и реальная заработная плата. Организация оплаты труда. | 2 | 1 | |
Организация оплаты труда. | 2 | 1 | |
Политика государства в области занятости населения. Правовая основа деятельности профсоюзов | 2 | 1 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: - подготовка к аудиторным занятиям, устных сообщений, «Развитие национальных торговых сетей» «Развитие международных торговых сетей.»«Неценовая конкуренция .Ценовая дискриминация» | 6 | ||
Тема 5. Деньги и банки | Деньги: сущность и функции. Деньги как средство обращения. Деньги как мера стоимости. | 2 | 1 |
Проблема ликвидности. Закон денежного обращения. Уравнение обмена. Денежный запас. Роль денег в экономике | 2 | 1 | |
Денежный запас. Роль денег в экономике | 2 | 1 | |
Понятие банковской системы. Правовое положение Центрального банка РФ. | 2 | 1 | |
Инфляция. Измерение уровня инфляции. Типы инфляции. Причины возникновения инфляции. | 2 | 1 | |
Социально-экономические последствия инфляции. Государственная система антиинфляционных мер | 2 | 1 | |
Государственная система антиинфляционных мер | 2 | 1 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: - подготовка к аудиторным занятиям, устных сообщений, «Процессы диверсификации в сфере торговли.» «Слияния и поглощения. Горизонтальная и вертикальная интеграция.» | 4 | ||
Тема 6. Государство и экономика | Государство как рыночный субъект. | 2 | 1 |
Финансовое регулирование. Социальное регулирование. Общественные блага и спрос на них | 2 | 1 | |
Экономические функции государства .Правовое регулирование экономики | 2 | 1 | |
Понятие государственного бюджета. Основные статьи доходов. Дефицит и профицит | 2 | 1 | |
Понятие валового внутреннего продукта. Цели национального производства и состав ВВП. | 2 | 1 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: - подготовка к аудиторным занятиям, устных сообщений, «Развитие интеграционных процессов в торговле.» «Внутренняя торговля и современные тенденции ее развития» | 8 | ||
Обобщающий урок. | 2 | ||
Итоговое занятие. Контрольная работа | 2 | ||
ВСЕГО по дисциплине | 158 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия:
- учебного кабинета экономических дисциплин;
3.1.1. Оборудование кабинета:
- рабочее место преподавателя;
- посадочные места по количеству обучающихся;
- комплект учебно-наглядных пособий и плакатов;
- первоисточники и основные нормативные правовые акты в необходимом количестве.
3.1.2. Технические средства обучения:
- ПК с наличием лицензионного ПО;
- мультимедийный комплекс,
- экран;
- интерактивная доска;
3.1.3. Программное обеспечение:
- сертифицированная ОС Windows XP Professional;
- офисный пакет приложений Microsoft Office Professional Plus 2007;
- информационно-справочные системы «Консультант Плюс», «Гарант»
- антивирусная программа Kaspersky Open Space Security Media pack.
3.2. Учебно-методический комплекс по дисциплине, систематизированный по компонентам
3.2.1. Нормативный компонент:
- извлечение из ФГОС СПО по специальности;
- рабочая программа учебной дисциплины;
- календарно-тематический план.
3.2.2. Общеметодический компонент:
Методические рекомендации:
- по управлению самостоятельной внеаудиторной работой обучающихся
- по написанию и защите рефератов
3.2.3. Методический компонент по темам учебной дисциплины:
- план-конспект учебного занятия (технологическая карта занятия);
- вопросы для актуализации опорных знаний по ранее изученным темам;
- вопросы для закрепления и проверки знаний по теме;
- задания для самостоятельной работы студентов на занятиях (варианты);
- домашние задания;
- руководство по подготовке и проведению практических занятий;
- методические разработки сценариев проведения различных видов учебных занятий с применением современных технологий обучения;
- перечень тем рефератов, устных сообщений.
3.2.4. Методический компонент системы контроля знаний и умений студентов:
- контрольная работа № 1,2,3.
- перечень контрольных вопросов к экзамену;
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1.Учебники:
Борисов, Е. Ф. Основы экономики: Учебное пособие / Е. Ф. Борисов. – М.: Юрайт – Издат, 2009. – 316 с.
Куликов, Л.М. Экономическая теория: Учебник/Л.М. Куликов. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2010. – 432с.
Современная экономика: Учебное пособие /Под ред. О. Ю. Мамедова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. – 456 с.
Экономика: Учебник / Под ред. Р. П. Колосовой. – М.: Норма, 2011. – 345 с.
Экономика: Учебное пособие /Под ред. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 2009. – 896 с.
Экономическая теория: Учеб. пособие /Под ред. Н.И. Базылева.- М.: ИНФРА – М, 2011. – 662 с.
Экономическая теория: Учебник / Под общей ред. Г. П. Журавлевой, Л. С. Тарсевича. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 714 с.
Экономическая теория: Учебник / Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 512 с.
Экономическая теория: Учебник / Под ред. О.С. Белокрыловой. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. – 448 с.
Экономическая теория: Учебник/ под ред. В.Д. Камаева, Е.И. Лобачевой. – М.: Юрайт-Издат, 2010. – 557с.
Экономическая теория: Учебное пособие /Под ред. В.И. Видяпина. – М.: ИНФРА – М, 2011. – 714 с.
Экономика предприятия (фирмы): Практикум/ Под ред. проф. О.И. Волкова, проф. В.Я. Позднякова. – М., 2007.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения аудиторных занятий, а также выполнения студентами индивидуальных заданий, практических, самостоятельных и контрольных работ.
Оценка качества освоения учебной программы включает текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию по итогам освоения дисциплины.
Методическое обеспечение в виде перечня вопросов для актуализации опорных знаний по ранее изученным темам, вопросов для закрепления и проверки знаний по темам, заданий для самостоятельной работы студентов на занятиях, домашних заданий, перечня тем рефератов, комплекта практических заданий (тематический практикум) для самостоятельной работы, перечня контрольных вопросов к дифференцированному зачету отражено в учебно-методическом комплексе дисциплины.
.
Результат обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Коды формируемых компетенций | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
- умения | ||
приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем | ОК 2, ОК 4, ОК 5,ОК 9. ПК 4.1. | Текущий контроль:
Рубежный контроль:
|
описывать: действие рыночного механизма, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономики | ОК 8, ОК 9 ПК 4.1, ПК 4.3 | |
объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, проблемы международной торговли | ОК 4, ОК 9. ПК 4.1, ПК 4.2 | |
- знания | ||
функции денег, банковскую систему, причины различий в уровне оплаты труда | ОК 1-3 ПК 4.2 | Текущий контроль:
Рубежный контроль:
Итоговый контроль: 3 семестр – экзамен |
основные виды налогов | ОК 1-3 ПК 4.2 | |
организационно-правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста | ОК 1-4 ПК 4.1, 4.2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2021/06/04/picture-144407-1622787396.jpg)
Рабочая программа учебной дисциплины "Экономика"
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по профессии начального профессионального образования (далее НПО)...
![](/sites/default/files/pictures/2021/06/04/picture-144407-1622787396.jpg)
Рабочая программа учебной дисциплины "Экономика отрасли"
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Государственного образовательного стандарта (далее ГОС) среднего профессионального образования (далее СПО) по специальности 220301 «Авт...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/06/picture-247765-1370546733.jpg)
Рабочая программа учебной дисциплины "Экономика организации"
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО 080114 Экономика и бухгалтерский уч...
Рабочая программа учебной дисциплины "Экономика предприятия" для специальности "Конструирование,моделирование и технология швейных изделий"
Рабочая программа учебной дисциплины "Экономика предприятия" для специальности 262019 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/23/picture-855848-1479909436.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины "Экономика организации" специальность 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины Экономика организации специальность38.02.01 ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/20/picture-181873-1379696530.jpg)
Рабочая программа учебной дисциплины «Экономика организации» основной профессиональной образовательной программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих профессия 38.01.02 Продавец, контролер-кассир
Программа дисциплины «Экономика организации» предусматривает изучение комплекса экономических проблем, позволяет подробно ознакомиться с экономическими аспектами деятельности фирмы, органи...