рабочие программы и контрольно-оценочные средства по профессиональным модулям
рабочая программа на тему

Сиразов Ильгизар Нурлисламович

вид профессиональной деятельности освоен

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pm05.docx30.57 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РТ

 Государственное автономное образовательное учреждение

 среднего профессионального образования

«Апастовский аграрный колледж»

ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ПМ. 05 Выполнение работ по профессии «Кассир»

МДК 05. 01. Технология выполнения кассовых операций

2014 г

Программа профессионального модуля разработана на основе Федерального

государственного образовательного стандарта по специальности СПО 38.02.01. Экономика

и бухгалтерский учет ( по отраслям ).

Организация – разработчик: Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального обучения «Апастовский аграрный колледж»

Разработчик: Сиразов Ильгизар Нурлисламович, преподаватель спец. дисциплин второй квалификационной категории.

Рассмотрена на заседании предметно – цикловой методической комиссии

Протокол № ___   от ____________ 2014 г.

2

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ                  4-6      

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ                                          7- 8                                                

3. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ        9 -14

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ               15- 16

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО             17-19

МОДУЛЯ ( ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ )

3

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ПМ. 05 Выполнение работ по профессии «Кассир»

МДК 05.01. Технология выполнения кассовых операций

1. 1. Область применение программы

  Программа междисциплинарного курса профессионального модуля ПМ.05 ( далее программа ) – является частью основной профессиональной образовательной программой в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.02.01. Экономика и бухгалтерский учет ( по отраслям ) в части освоения основного вида профессиональной деятельности  ( ВПД ): «Выполнение работ по профессии «Кассир»»  и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

ПК 5.1. Работать с нормативно – правовыми актами, положениями, инструкциями, другими руководящими материалами и документами по ведению кассовых операций

ПК 5.2. Вести на основе приходных и расходных документов кассовую книгу.

ПК5.3. Передавать денежные средства инкассаторам и составлять кассовую отчётность.

Результатом прохождения практики по профессиональному модулю является: практический опыт осуществления и документирования хозяйственных операций по приходу и расходу денежных средств в кассе организации.

1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт: 

составление расчета на установление предприятию лимита остатка кассы;

- заполнения первичной учетной документации по учету кассовых операций:  приходный кассовый ордер,  расходный кассовый ордер, журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров;

- заполнение  денежного чека, объявления на взнос наличными, платежной ведомости;

- заполнения форм первичной учетной документации по учету денежных расчетов с население при осуществлении торговых операций с применением ККМ;

- использование правил оформления приходного и расходного кассового ордера, ведения кассовой книги при проведении кассовых операций с иностранной валютой.

- заполнение кассовой книги;

- прием, проверка и обработка кассовых документов;                                                                         4

- заполнение  регистров синтетического учета по счету 50.

- составление акта инвентаризации наличных денежных средств, инвентаризационной описи ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности;

- заполнение препроводительной ведомости, накладной, копии препроводительной ведомости  к сумке с денежной наличностью;

- составление описи ветхих купюр, а также соответствующие документы для их передачи в учреждения банка с целью замены на новые.

уметь:

- применять на практике постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие и нормативные документы вышестоящих и других органов, касающиеся ведения кассовых операций;

-  заполнять формы кассовых и банковских документов;

- соблюдать правила приема, выдачи, учета и хранения денежных средств и ценных бумаг;

- соблюдать лимиты остатков кассовой наличности, установленной для организации;

- обеспечивать сохранность денежных средств;

- получать по оформленным в соответствии с установленным порядком документам денежные средства или оформлять их для получения безналичным путем в учреждениях банка для выплаты рабочим и служащим заработной платы, премий, оплаты командировочных и других расходов;

- осуществлять операции с денежными средствами и ценными бумагами, оформлять соответствующие документы;

- вести на основе приходных и расходных документов кассовую книгу, сверять фактическое наличие денежных сумм и ценных бумаг с книжным остатком;

- передавать денежные средства инкассаторам;

- составлять кассовую отчетность;

- составлять описи ветхих купюр, а также соответствующие документы для их передачи в учреждения банка с целью замены на новые;

- осуществлять наличные расчеты в установленном порядке с организациями и физическими лицами при оплате работ и услуг предприятия;

 - принимать и выдавать денежные средства в иностранной валюте и делать соответствующие записи в кассовой книге;

 - соблюдать трудовое законодательство и правила охраны труда

знать:

Нормативно – правовые акты, положения, инструкции по ведению кассовых операций

Формы кассовых и банковских документов

Правила приема, выдачи, учета и хранения денежных средств и ценных бумаг

Лимиты остатков кассовой наличности, установленной для организации

Правила обеспечения сохранности денежных средств

Правила проведения операций с денежными средствами и ценными бумагами, оформлять соответствующие документы

Порядок ведения кассовой книги

Правила передачи денежных средств инкассаторам

Порядок составления кассовой отчетности

Порядок наличных расчетов с организациями и физическими лицами при оплате работ и услуг организации

Правила проведения кассовых операций с наличными денежными средствами в иностранной валюте и порядок проведения соответствующих записей в кассовой книге

Трудовое законодательство и правила охраны труда

                                                                                                                                                                     5

1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:

всего - 186   часа;    

в том числе:

максимальной учебной нагрузки обучающегося - 114  часа, включая:

обязательной аудиторной учебной нагрузки       - 76  часа;

из них практических занятий                                - 46 часов;

самостоятельной работы                                        - 38 часов;

учебной  практики                                                   - 72 часа;

                                                                                                                                                                   6

2. РЕЗУЛЬТАТЫ  ОСВОЕНИЯ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  МОДУЛЯ

Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности ( ВПД ): Выполнение работ по профессии «Кассир», в том числе профессиональными ( ПК ) и общими    (ОК ) компетенциями:

Код

Наименование результата обучения

ПК 5.1.

Осуществлять операции с денежными средствами и ценными бумагами, оформлять соответствующие документы.

ПК 5.2.

Вести на основе приходных и расходных документов кассовую книгу.

ПК 5.3.

Передавать денежные средства инкассаторам и составлять кассовую отчётность.

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 3

Принимать решение в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК 4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 5  

Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно- коммуникационных технологий

ОК 6

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК 7

Брать на себя ответственность за работу членов команды ( подчиненных ), результат выполнения заданий

ОК 8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

ОК 9

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности

ОК 10

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний ( для юношей )

 

Результатом прохождения практики по профессиональному модулю является: практический опыт осуществления и документирования хозяйственных операций по приходу денежных средств в кассе организации.

 

8


                                3. СТРУКТУРА  И  СОДЕРЖАНИЕ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  МОДУЛЯ

3.1. Тематический план профессионального модуля ПМ.05

Междисциплинарный курс

                  Курс

Всего часов (макс. учебная нагрузка и практики)

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

Практика

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

Самостоятель ная работа обучающегося, часов

Учебная, часов

Производственная, часов (если предусмотрено рассредото- ченная практика )

Всего, часов

в т.ч. лабораторные работы и практические занятия, часов

курсовая работа (проект), часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

МДК 05.01.

1

186

76

46

-

38

72

-

Всего

186

76

46

-

38

72

-

3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю ( ПМ )

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел  ПМ 05.МДК 05.01. Технология выполнения кассовых операций

76

Тема 1. Изучение организации кассы на предприятии

Содержание

Изучить и описать кассовое помещение. Изучить приказы о назначение кассира на должность.

2

2

Тема 2. Степень защиты кассового помещения

Содержание

Изучить и описать кассовое помещение. Изучить приказы о назначение кассира на должность.

2

2

Тема 3. Нормативно – правовые документы по организации кассы на предприятии

Содержание

Изучение организации кассы на предприятии

4

2

Тема 4. Изучение порядка расчета лимита кассы

Содержание

Изучение нормативных актов, устанавливающих порядок расчета лимита кассы

4

2

Тема 5. Анализ причин изменения лимита кассы и его величины

Содержание

Изучение порядка расчета лимита кассы

4

2

Тема 6. Практическая деятельность по расчету лимита кассы

Содержание

Изучение нормативных актов, устанавливающих порядок расчета лимита кассы

4

2

Тема 7. Заполнение кассовых и банковских документов, бланков строгой отчетности

Содержание

Оформление первичных документов по банку

4

2

Тема 8. Оформление первичных документов в кассе

Содержание

Заполнение кассовых документов

6

2

Тема 9. Оформление первичных документов по банку

Практическое занятие

Заполнение первичных документов по банку

4

Тема 10. Оформление бланков строгой отчетности

Практическое занятие

Заполнение первичных документов по банку

4

Тема 11. Практический опыт в работе бухгалтером - кассиром

Практическое занятие

Получение практического опыта в работе бухгалтером - кассиром

2

Тема 12. Работа по пластиковым картам

Практическое занятие

Ознакомление с работой по пластиковым картам

2

Тема 13. Технические средства для безналичных расчетов

Практическое занятие

Изучение технических средств для безналичных расчетов

2

Тема 14. Практический опыт в работе с пластиковыми картами

Практическое занятие

Получение практического опыта в работе с пластиковыми картами

2

Тема 15. Порядок оформления наличных и безналичных операций

Практическое занятие

Изучение порядка оформления наличных и безналичных операций

2

Тема 16. Учетные регистры по операциям с наличными средствами

Практическое занятие

Изучение и заполнение учетных регистров с наличными средствами

2

Тема 17. Учетные регистры по безналичным ( банковским ) операциям

Практическое занятие

Изучение и заполнение учетных регистров по безналичным ( банковским ) операциям

2

Тема 18. Корреспонденция счетов по наличным и безналичным операциям

Практическое занятие

Получение практического опыта в проставлении корреспонденции счетов по наличным и безналичным операциям

2

Тема 19. Работа на контрольно – кассовых машинах

Практическое занятие

Изучение и получение навыков работы на контрольно-кассовых машинах

2

Тема 20. Виды и марки контрольно-кассовых машин организации

Практическое занятие

Изучение и описание видов, марок контрольно-кассовых машин организации

2

Тема 21. Контрольно –кассовые машины организации

Практическое занятие

Получение практического опыта в работе с контрольно-кассовыми машинами организации

2

Тема 22. Документы кассира-операциониста

Практическое занятие

Оформление документов кассира- операциониста

2

Тема 23. Порядок проведения и оформления ревизии кассы на предприятии

Практическое занятие

Изучение порядка проведения и оформления ревизии кассы на предприятии

2

Тема 24. Ревизия

 ( инвентаризация ) кассы организации

Практическое занятие

Изучение причин и процесса проведения ревизии я( инвентаризации ) кассы организации

2

Тема 25. Документация по оформлению процесса ревизии кассы

Практическое занятие

Изучение документации по оформлению процесса ревизии кассы

2

Тема 26. Итог ревизии кассы

Практическое занятие

 Изучение и оформление итогов ревизии кассы

2

Тема 27. Организация кассы на предприятии

Практическое занятие

Изучение организации кассы на предприятии

2

Тема 28. Порядок расчета лимита кассы

Практическое занятие

Изучение порядка расчета лимита кассы

2

Тема 29. Кассовые и банковские документы, бланки строгой отчетности

Практическое занятие

Заполнение кассовых и банковских документов , бланков строгой отчетности

2

Всего:

76

                         Самостоятельная работа при изучении разделов профессионального модуля ПМ 05.

38 часов

  1. Организация кассы на предприятии.
  2. Защита кассового помещения.
  3. Нормативно-правовые документы по организации кассы.
  4. Порядок расчета лимита кассы.
  5. Причины изменения лимита кассы и его величины.
  6. Расчет лимита кассы.
  7. Кассовые и банковские документы, бланки строгой отчетности.
  8. Первичные документы в кассе.
  9. Корреспонденция счетов по наличным и безналичным операциям.


4. УСЛОВИЯ  РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОГРАММЫ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы модуля предполагает наличие учебного кабинета: бухгалтерского учета, налогообложения и аудита.

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета: комплект бланков документов; комплект учебно-методической документации; наглядные пособия. Бланки первичных документов по учету кассовых и банковских операций; компьютеры.

Реализация программы модуля предполагает обязательную учебную практику.

4.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21. 11. 96 г. № 129-ФЗ

2. Методические указания по инвентаризации имущества и обязательств, приказ МФ РФ от 22. 09.93 г. № 40.

3. План счетов бухгалтерского учета и инструкции по его применению.

Приказ МФ РФ №94 от 31.10. 2000 г.

4. Положение о документах и документообороте, утверждено МФ РФ 29.07.93 г .№ 105.

5. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98 №60 от 09.12.98 г.)

6. Брыкова Н.В. Учет денежных средств и финансовых вложений. – М.: Академия, 2007 г.

7. Скворцов О. В. Налоги и налогообложение.- М.: Академия, 2010 г.

8. Гомола А.И. Кириллов В.Е. Теория бухгалтерского учета. – М.: Академия, 2010 г.

9. Лебедева Е.М. Аудит. – М.: Академия, 2009 г.

10. Гомола А.И., Кириллов В.Е., Кириллов С.В. Бухгалтерский учет. – М.: Академия, 2010

11. Федеральный закон РФ «О деятельности по приёму платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» от 03.06.2009 г. № 1-3-ФЗ

12. Федеральный закон РФ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и расчетов с использованием платежных карт» от 22.05.2003 г. № 54-ФЗ

4.3. Общие требования к организации образовательного процесса

Занятия проводятся в учебных аудиториях, оснащенных необходимым учебным, методическим, информационным, программным обеспечением.

В преподавании используются лекционно- семинарские формы проведения занятий, практикумы, рейтинговая технология оценки знаний студентов, информационно-коммуникационные технологии, игровые технологии.

Консультационная помощь студентам осуществляется в индивидуальной и групповой формах.

16

4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам): высшее профессиональное образование.

Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой – дипломированные специалисты.

17

5. КОНТРОЛЬ  И  ОЦЕНКА  РЕЗУЛЬТАТОВ  ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  МОДУЛЯ  ( ВИДА  ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ )

Результаты (освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ПК 5.1 Осуществлять операции с денежными средствами и ценными бумагами, оформлять соответствующие документы.

- соблюдение порядка ведения кассовых операций;

- точность и скорость составления кассовых документов;

- качество заполнения первичных документы  и  обработки  их данных для дальнейшей  систематизации;  

- качество проверки наличия в первичных  кассовых документах обязательных  реквизитов;  

- способность принимать первичные унифицированные  бухгалтерские документы на любых видах  носителей;

- качество проведения  формальной проверки  документов, проверки по существу,  арифметической проверки;

- соблюдение порядка наличных расчетов с организациями и физическими лицами при оплате работ и услуг организации

Текущий контроль в форме опроса.

Защита контрольных работ по темам МДК.

ПК 5.2. Вести на основе приходных и расходных документов кассовую книгу.

соблюдение порядка обработки кассовых отчетов;

- соблюдение порядка ведения кассовой книги;

- качество заполнения кассовой книги;

- точность и скорость отражения кассовых операций в регистрах бухгалтерского учета;

- соблюдение порядка проведения инвентаризации кассовой наличности

Текущий контроль в форме опроса.

Экзамен по профессиональному модулю.

ПК 5.3 Передавать денежные средства инкассаторам и составлять кассовую отчётность.

- соблюдение правил передачи денежных средств инкассаторам;

- точность и скорость заполнения комплекта документов при инкассации денежных средств;

- соблюдение правил работы с сомнительными, неплатежеспособными и имеющими признаки подделки денежными знаками Банка России

Текущий контроль в форме опроса.

19

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

ОК 1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

- демонстрация интереса к будущей профессии

Интерпретация

результатов

 наблюдения за

деятельностью

обучающегося в

процессе освоения

образовательной

программы.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

- выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач в области бухгалтерского учета;

- оценка эффективности и качество отчетности;

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

- самоанализ и коррекция результатов собственной работы

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

- эффективный поиск необходимой информации;

- использование различных источников, включая электронные ресурсы

ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий

- демонстрация навыков использования информационно-коммуникационные технологии и профессиональной деятельности

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

- взаимодействие с обучающимися, преподавателями в ходе обучения;

- самоанализ и коррекция результатов собственной работы

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий

- самоанализ и коррекция результатов собственной работы

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

-определение задач профессионального и личностного развития;

- планирование повышения квалификации;

ОК 9. Ориентироваться в условиях частной смены технологий в профессиональной деятельности

- самоанализ и коррекция результатов собственной работы

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)

- демонстрация готовности к исполнению воинской обязанности

21


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и контрольно - оценочные средства по ПМ 3 Транспортировка грузов профессии "Тракторист - машинист сельскохозяйственного производства"

Данная программа разработана для групп профессии НПО по профессии "Тракторист - машинист сельскохозяйственного производства" в соответствии с ФГОС по профессии. Срок обучения групп 2 года 5 месяцев, п...

рабочие программы и контрольно-оценочные средства по профессиональным модулям

Вид профессиональной деятельности освоен или неосвоен...