рабочая программа по экономике и менеджменту образовательного учреждения
рабочая программа на тему
Рабочая программа по дисциплине "Экономика и менеджмент образовательного учреждения" для специальности "Дошкольное образование"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 57.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Российской Федерации
Департамент образования
Ямало-Ненецкого автономного округа
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
Ямало-Ненецкого автономного округа
«Новоуренгойский многопрофильный колледж»
РАССМОТРЕНА И ОДОБРЕНА | УТВЕРЖДЕНА | |
на заседании предметной (цикловой) комиссии | на заседании научно-методического совета | |
Социально-экономических дисциплин | Протокол №___ от «___» _____________201__ г. | |
Председатель П(Ц)К | Председатель НМС | |
_______________ Т.И.Смирнова | _______________ О.А. Шагеева | |
Зам. директора по УР | ||
_______________ О.В.Стрелецкая |
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине Экономика и менеджмент образовательного учреждения
(наименование дисциплины)
для специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах
(код и название специальности)
форма обучения очная
Всего учебных занятий | 132 | |
(в академических часах) | ||
в том числе: | ||
аудиторных, из них: | 88 | |
лекций | 72 | |
практических | 16 | |
самостоятельных | 44 | |
Отчетность | ||
экзамен | 8 семестр |
г. Новый Уренгой 2015 г.
Рабочая учебная программа составлена на основании учебного плана по специальности Преподавание в начальных классах
Составитель рабочей программы:
Преподаватель _ Трофимова О.И
(должность) (подпись)
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
| 7 |
| 13 |
| 15 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности
44.02.02 Преподавание в начальных классах
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Рабочая программа учебной дисциплины «Экономика и менеджмент образовательного учреждения» входит в блок общепрофессиональных дисциплин.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Главной целью дисциплины является вооружить студентов знаниями и умениями, связанными с осуществлением практической деятельности по управлению общеобразовательным учреждением.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
ЗНАТЬ:
- основы организации хозяйственной деятельности фирмы;
- характер микро - и макроэкономических проблем рынка;
- основы организации экономической деятельности образовательных учреждений;
- хозяйственный механизм, формы и структуры организации экономической деятельности в образовательном учреждении;
- состав и особенности сметного финансирования и бюджетного нормирования расходов на содержание образовательного учреждения;
- виды внебюджетных средств, источники поступления, формы организации предпринимательской деятельности;
- методику бизнес - планирования;
- организацию труда и заработной платы в образовательном учреждении
- сущность основные задачи менеджмента образовательного учреждения;
- основные виды управленческой деятельности в образовательном учреждении;
УМЕТЬ:
- применять навыки педагогического анализа, управленческо-педагогического проектирования;
- исследовать, проектировать, организовывать и оценивать реализацию управленческого процесса с использованием инновационных технологий менеджмента, соответствующих общим и специфическим закономерностям развития управляемой системы
- организовывать командную работу для решения задач развития образовательного учреждения, реализации опытно-экспериментальной работы ;
- использовать индивидуальные и групповые технологии принятия решений в управлении образовательным учреждением, опираясь на отечественный и зарубежный опыт .
1.4. РЕКОМЕНДУЕМОЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ НА ОСВОЕНИЕ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося - 132часов, в том числе:
Обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 88 часов;
Самостоятельной работы обучающегося - 44 часов.
1.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
- Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 132 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 88 |
В том числе: | |
Практические занятия | 16 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 44 |
В том числе: | |
доклады | 18 |
рефераты | 18 |
Домашняя работа | 8 |
Итоговый контроль в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины: Экономика и менеджмент образовательного учреждения
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы | Объем часов | Уровень освоения | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||||||
Раздел 1. Экономика и ее основные проблемы. Микроэкономика | 16 | ||||||||
Тема 1.1. Сущность и организация бизнеса. | Содержание учебного материала | ||||||||
1 | Введение. Экономика как система жизнеобеспечения общества и как наука, исследующая проблемы производства, распределения и потребления. Понятия о типах экономических систем. | 2 | 1 | ||||||
2 | Понятие о фирме и экономических основах ее деятельности. Экономическое значение предпринимательства и ее движущие мотивы | 2 | |||||||
3 | Различия между коммерческими и неприбыльными организациями. Правовые основы деятельности фирмы в Российской Федерации. | 2 | |||||||
Самостоятельная работа: Подготовка к практической работе | 2 | ||||||||
Тема 1.2. Рыночная экономика и аспекты экономической дела | Содержание учебного материала | ||||||||
5 | Законодательные основы функционирования системы образования РФ. | 2 | |||||||
6 | Понятие системы образования. | 2 | |||||||
7 | Автономия образовательных учреждений: понятия, экономический аспект. Образовательные услуги | 2 | |||||||
Практические занятия | 2 | 2 | |||||||
8 | Платные образовательные услуги | 1 | |||||||
Формы автономии образовательных учреждений | 1 | ||||||||
Раздел 2. Экономическая деятельность в образовательном учреждении. | 24 | ||||||||
Тема 2.1. Рыночная экономика и аспекты экономической деятельности. | Содержание учебного материала | ||||||||
9 | Законодательные основы функционирования системы образования ЯНАО. | 2 | |||||||
Самостоятельная работа | 6 | ||||||||
Подготовка сообщений на тему Спрос на образовательные услуги,Тенденции и перспективы развития образования | 6 | ||||||||
Тема 2.2. Хозяйственный механизм, формы и структуры организации экономической деятельности в образовании | Содержание учебного материала | 3 | |||||||
10 | Понятие финансирования, финансово-хозяйственного механизма. Основные функции участников финансирования образования | 1 | |||||||
11 | Бюджетная смета как основной финансовый документ образовательного учреждения | 1 | |||||||
12 | Основные направления совершенствования бюджетного финансирования образования в РФ | 1 | |||||||
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | ||||||||
Подготовка рефератов по видам спонсорства в образовании | 4 | ||||||||
Содержание учебного материала | 7 | ||||||||
Тема 2.3. Внебюджетное финансирование системы образования | 14 | Понятие внебюджетной деятельности. | 2 | ||||||
15 | Классификация внебюджетных доходов | 1 | |||||||
16 | Основные факторы, определяющие эффективность внебюджетной деятельности | 2 | |||||||
17 | Платная деятельность образовательного учреждения | 1 | |||||||
Спонсорство и меценатство в образовании | 1 | ||||||||
Практические занятия | 2 | 2 | |||||||
18 | Объекты налогообложения в сфере образования. Налоговые льготы для образовательных учреждений | 2 | |||||||
Самостоятельная работа обучающихся | 8 | 3 | |||||||
Составить презентацию «Бизнес-планирование в образовании» | 6 | ||||||||
Решение задач | 2 | ||||||||
Тема 2.4 Бизнес-планирование | Содержание учебного материала | 4 | |||||||
19 | Сущность и место бизнес-планирования в системе управления образовательной организацией | 2 | 1,2 | ||||||
20 | Виды и формы планирования | 1 | |||||||
Основные типы и виды бизнес-планов | 1 | ||||||||
Практическая работа | 2 | 2 | |||||||
21 | Составление бизнес-плана | 2 | |||||||
Самостоятельная работа обучающихся | 5 | 3 | |||||||
Выполнение домашнего задания | 5 | ||||||||
Тема 2.5 Организация и оплата труда в образовательных учреждениях | Содержание учебного материала | 6 | |||||||
21 | Рабочее время как единица измерения педагогического труда | 1 | |||||||
22 | Сущность и условия оплаты труда педагогическим работникам в современных условиях. Материальное стимулирование работников | 2 | |||||||
23 | Льготы, предоставляемые работникам образования в условиях Крайнего севера | 1 | |||||||
Особенности педагогического труда | 2
| 1 | |||||||
Практическая работа | 2 | ||||||||
24 | Расчет педагогической нагрузки | 1 | |||||||
.Контрольная работа | 1 | ||||||||
Раздел 3. Основы педагогического менеджмента | 14 | ||||||||
Тема 3.1. Педагогический менеджмент | Содержание учебного материала | 8 | |||||||
25 | Сущность и характеристики основных системообразующих элементов педагогического менеджмента | 2 | 1 | ||||||
26 | Цели и задачи педагогического менеджмента | 2 | |||||||
27 | Принципы педагогического менеджмента | 2 | |||||||
28 | Результаты деятельности субъектов педагогического менеджмента | 2 | |||||||
Тема 3.2. Философия педагогического менеджмента | Содержание учебного материала | 4 | |||||||
29 | Человекоцентристский подход в управлении образовательным учреждением | 3 | |||||||
30 | История развития концепции менеджмента в образовании | 1 | |||||||
Практическая работа | 2 | 2 | |||||||
31 | Методы удовлетворения потребностей высших уровней | 1 | |||||||
Информационная основа управления | 1 | ||||||||
Самостоятельная работа обучающихся | 5 | 3 | |||||||
Подготовка сообщений на тему Информация и ее виды, Каналы передачи информации | 5 | ||||||||
Раздел 4 Психология управления кадрами | 18 | ||||||||
Тема 4.1 Психологические основы кадровой политики | Содержание учебного материала | 6 | |||||||
32 | Предмет психологии управления | 2 | |||||||
33 | Принципы и правила кадровой политики | 2 | |||||||
34 | Методы управления кадрами | 2 | |||||||
Практическая работа | 2 | ||||||||
35 | Проблемы нововведений. | 1 | |||||||
Правила составления резюме | 1 | ||||||||
Самостоятельная работа | 5 | ||||||||
Подготовка сообщений на тему Особенности педагогического коллектива, Авторитарный стиль руководства | 5 | ||||||||
Тема 4.2.Личность как объект и субъект управления | Содержание учебного материала | 4 | |||||||
36 | Индивидуальные особенности личности | 2 | |||||||
37 | Личность руководителя в организационных структурах | 2 | |||||||
Практическая работа | 2 | ||||||||
38 | Классификация человеческих способностей | 1 | |||||||
Стиль руководства | 1 | ||||||||
Тема 4.3.Коллектив как субъект и объект управления | Содержание учебного материала | 6 | |||||||
39-40 | Группа и ее структурная организация | 4 | |||||||
41 | Педагогический коллектив в системе управления образовательным учреждением | 2 | |||||||
Самостоятельная работа | 5 | ||||||||
Подготовка презентации Управленческие решения их виды | 5 | ||||||||
Раздел. 5 Психология и этика деловых отношений | 14 | ||||||||
Тема 5.1 Психология делового общения | Содержание учебного материала | 4 | |||||||
42 | Сущность общения: функции, виды, формы | 2 | |||||||
43 | Этические нормы и принципы делового общения | 2 | |||||||
Практическая работа | 2 | ||||||||
44 | Психологические особенности подготовки и проведения переговоров | 1 | |||||||
Способы психологической защиты | 1 | ||||||||
Тема 5.2 Конфликтология | Содержание учебного материала | 6 | |||||||
45-46 | Понятие и сущность конфликтов | 4 | |||||||
47 | Основные причины возникновения конфликтов | 2 | |||||||
Практическая работа | 2 | ||||||||
48 | Типы поведения в конфликтной ситуации | 1 | |||||||
Принципы,методы и приемы разрешения конфликтов | 1 | ||||||||
Самостоятельная работа | 4 | ||||||||
Подготовка докладов на тему :Роль руководителя в конфликтной ситуации, Психические и психосоматические заболевания, обусловленные воздействием стрессовой ситуации | 4 | ||||||||
Всего: | 88 ч | ||||||||
Практические занятия | 16ч | ||||||||
Самостоятельные работы | 44 ч | ||||||||
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
Оборудование учебного кабинета:
1.Рабочие места по количеству обучающихся.
2.Рабочее место преподавателя
3.Комплект учебно-методических материалов;
4.Технические средства обучения:
Телевизор, видеомагнитофон + DVD.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основная
- Воробьева, С. В. Основы управления образовательными системами. - М.: Академия, 2010
- Белая Г.В. Теоретические основы менеджмента.-М.,Академия,2011
- Гончаров, М. А. Основы менеджмента в образовании. - М.: КноРус, 2010
- Драчев В.М.Менеджмент.-М.Академия,2009
- Корзникова, Г. Г. Менеджмент в образовании. - М.: Академия, 2010
- Панферова, Н.Н. Управление в системе образования : учеб. пособие. - Ростов н/Д. : Феникс, 2010
- Симонов, В.П. Педагогический менеджмент. Ноу-Хау в образовании : учеб. пособие. - М. : Высш. шк., 2010
Дополнительная
- Закон РФ «Об образовании» (1992 г., редакции 2007 г. )
- Куган, Б. А. Управление образовательной системой: взаимодействие субъектов регионального муниципального уровней. - М.: Владос, 2002
- Менеджмент образования: учеб. пособие / Н.О. Аблязова и др. - М.: Логос, 2009
- Петрова, Л. И. Основы управления педагогическими системами : учеб. пособие. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008
- Сидоров С.В. Инновации в сельской школе: теория и практика управления. – Шадринск, 2006.
- Сидоров С.В. Методы школьного инновационного менеджмента. – Курган, 2009.
- Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. – М., 2002.
- Типовое положение об общеобразовательном учреждении.
- Третьяков П.И., Митин С.Н., Бояринцева Н.Н. Адаптивное управление педагогическими системами. – М., 2003.
- Харламов И.Ф. Педагогика. – М., 2000.
11.Шамова Т.И., Третьяков П.И., Капустин Н.П. Управление образовательными системами. – М., 2001.
Интернет-ресурсы
- Менеджер образования : портал информационной поддержки руководителей образовательных учреждений. – Режим доступа: http://menobr.ru (дата обращения 28.08.2015).
- Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя. – Режим доступа: http://sv-sidorov.ucoz.com/index/shkolnyj_innovacionnyj_menedzhment_metodi/0-31 (дата обращения 28.08.2015).
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: | |
Иметь представление об основных принципах рыночной экономики, аспектах экономической деятельности образовательного учреждения и его структурных подразделениях | Домашняя работа |
анализировать организационные структуры управления; проводить работу по мотивации трудовой деятельности персонала; применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения; применять эффективные решения, используя систему методов управления; | Практикум, контрольная работа, тестирование, Устный и письменный опрос.
|
Знания: | |
сущность и характерные черты современного менеджмента , историю его развития; методы планирования и организации работы подразделения; принципы построения организационной структуры управления; основы формирования мотивационной политики организации; особенности менеджмента в области профессиональной деятельности; | Самостоятельная аудиторная и внеаудиторная работа, |
Основ организации экономической деятельности образовательных учреждений | Индивидуальные задания |
Хозяйственного механизма, формы и структуры организации экономической деятельности в образовательном | тестирование |
учреждении состава и особенностей сметного финансирования и бюджетного нормирования расходов на содержание образовательного учреждения | Индивидуальные задания |
Видов внебюджетных средств, источников поступления, форм организации предпринимательской деятельности | Индивидуальные задания |
Методики бизнес-планирования | Практикум, |
Организации труда и заработной платы в образовательном учреждении | контрольная работа, тестирование, Устный и письменный опрос. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету Основы менеджмента
Рабочая программа по профессии 38.9 Коммерсант в торговле...

Рабочая программа по дисциплине Основы менеджмента
Рабочая программа по специальности 230113 Компьютерные системы и комплексы...

Рабочая программа по дисциплине "Финансовый менеджмент"
Для специальности 080110 "Банковское дело"...
Рабочая программа ПМ.02 Организационное обеспечение деятельности учреждений социальной защиты населения и органов пенсионного фонда Российской Федерации.
Рабочая программа по ПМ.02....

Рабочая программа по Экономике АПК по специальности "Экономика и бухгалтерский учет в АПК"
Рабочая программа по Экономике АПК по специальности "Экономика и бухгалтерский учет в АПК"...
Рабочая программа Основы экономики, менеджмента и маркетинга
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:- рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности организации;- применять в профессиональной деятельности приемы д...
Рабочая программа " Основы экономика, менеджмента и маркетинга"
Рабочая программа разработана дня средне-специального образования, по дисциплине " Основы экономики, менеджмента и маркетинга"...
