рабочая программа по экономике и менеджменту образовательного учреждения
рабочая программа на тему

Трофимова Ольга Ивановна

Рабочая программа по дисциплине "Экономика и менеджмент образовательного учреждения" для специальности "Дошкольное образование"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ei_m_do-13.docx57.36 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Департамент образования

Ямало-Ненецкого автономного округа

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

Ямало-Ненецкого автономного округа

«Новоуренгойский  многопрофильный колледж»

РАССМОТРЕНА И ОДОБРЕНА

УТВЕРЖДЕНА

на заседании предметной (цикловой) комиссии

на заседании научно-методического совета

Социально-экономических дисциплин

Протокол №___

от «___» _____________201__ г.

Председатель П(Ц)К

Председатель НМС

_______________ Т.И.Смирнова

_______________ О.А. Шагеева

Зам. директора по УР

_______________ О.В.Стрелецкая

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине          Экономика и менеджмент образовательного учреждения

(наименование дисциплины)

для специальности          44.02.02 Преподавание в начальных классах

(код и название специальности)

       форма обучения          очная        

Всего учебных занятий

132

(в академических часах)

в том числе:

аудиторных, из них:

88

   лекций

72

   практических

16

самостоятельных

44

Отчетность

экзамен

8 семестр

г. Новый Уренгой 2015 г.


Рабочая учебная программа составлена  на основании учебного плана по специальности Преподавание в начальных классах

Составитель рабочей программы:

Преподаватель _                                                        Трофимова О.И        

(должность)                                            (подпись)                                        


СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

13

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

15

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

          1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности      

44.02.02 Преподавание в начальных классах

   

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Рабочая программа учебной дисциплины «Экономика и менеджмент образовательного учреждения» входит в блок общепрофессиональных дисциплин.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

        Главной целью дисциплины является вооружить студентов знаниями и умениями, связанными с осуществлением практической деятельности по управлению общеобразовательным учреждением.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

ЗНАТЬ:

  • основы  организации   хозяйственной  деятельности  фирмы;
  • характер   микро - и  макроэкономических  проблем  рынка;
  • основы организации  экономической  деятельности  образовательных  учреждений;
  • хозяйственный  механизм,  формы  и  структуры  организации  экономической  деятельности  в  образовательном  учреждении;
  • состав  и  особенности    сметного   финансирования и  бюджетного  нормирования   расходов  на  содержание   образовательного  учреждения;
  • виды  внебюджетных   средств,  источники  поступления,  формы организации предпринимательской  деятельности;
  • методику   бизнес - планирования;
  • организацию   труда  и  заработной  платы  в  образовательном  учреждении
  • сущность основные задачи менеджмента образовательного учреждения;
  • основные виды управленческой деятельности в образовательном учреждении;

 УМЕТЬ:

  • применять  навыки педагогического анализа, управленческо-педагогического проектирования;
  • исследовать, проектировать, организовывать и оценивать реализацию управленческого процесса с использованием инновационных технологий менеджмента, соответствующих общим и специфическим закономерностям развития управляемой системы
  • организовывать командную работу для решения задач развития образовательного учреждения, реализации опытно-экспериментальной работы ;
  •  использовать индивидуальные и групповые технологии принятия решений в управлении образовательным учреждением, опираясь на отечественный и зарубежный опыт .

 

1.4. РЕКОМЕНДУЕМОЕ КОЛИЧЕСТВО  ЧАСОВ  НА ОСВОЕНИЕ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ:

Максимальной учебной нагрузки обучающегося - 132часов, в том числе:

Обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 88 часов;

Самостоятельной работы обучающегося  - 44 часов.

1.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

132

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

88

В том числе:

Практические занятия

16

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

44

В том числе:

доклады

18

рефераты

18

Домашняя работа

8

Итоговый контроль в форме дифференцированного зачета


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины: Экономика и менеджмент образовательного учреждения

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы

Объем часов

Уровень

освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Экономика  и  ее  основные  проблемы.  Микроэкономика

16

        Тема  1.1.   Сущность  и организация  бизнеса.

Содержание учебного материала

1

Введение. Экономика  как   система   жизнеобеспечения  общества  и  как  наука,  исследующая   проблемы  производства, распределения  и потребления.  Понятия  о  типах экономических  систем.    

2

1

2

Понятие  о фирме  и экономических основах  ее  деятельности.  Экономическое  значение  предпринимательства и  ее движущие  мотивы

2

3

Различия  между  коммерческими  и   неприбыльными  организациями.  Правовые основы деятельности  фирмы  в  Российской  Федерации.  

2

Самостоятельная работа:

Подготовка к практической работе

2

        Тема 1.2.

Рыночная  экономика  и  аспекты  экономической  дела

Содержание учебного материала

5

Законодательные  основы  функционирования   системы  образования    РФ.  

2

6

Понятие  системы  образования.  

2

7

Автономия   образовательных  учреждений:  понятия,  экономический  аспект.

Образовательные  услуги  

2

Практические занятия

2

  2 

8

Платные образовательные услуги

1

Формы автономии образовательных учреждений

1

Раздел 2. Экономическая  деятельность  в  образовательном  учреждении.  

24

Тема  2.1.  Рыночная  экономика  и  аспекты  экономической  деятельности.

Содержание учебного материала

9

Законодательные  основы  функционирования   системы  образования  ЯНАО.  

2

Самостоятельная работа

6

Подготовка сообщений на тему Спрос на образовательные услуги,Тенденции и перспективы развития образования

6

Тема 2.2.  Хозяйственный   механизм,  формы  и  структуры организации   экономической  деятельности   в образовании

Содержание учебного материала

3

10

Понятие финансирования, финансово-хозяйственного механизма. Основные функции участников финансирования образования

1

11

Бюджетная смета как основной финансовый документ образовательного учреждения

1

12

Основные направления совершенствования бюджетного финансирования образования в РФ

1

Самостоятельная работа обучающихся

4

Подготовка рефератов по видам спонсорства в образовании

4

Содержание учебного материала

7

Тема 2.3.

Внебюджетное финансирование системы образования

14

Понятие внебюджетной деятельности.

2

15

Классификация внебюджетных доходов

1

16

Основные факторы, определяющие эффективность внебюджетной деятельности

2

17

Платная деятельность образовательного учреждения

1

Спонсорство и меценатство в образовании

1

Практические занятия

2

 2 

18

Объекты налогообложения в сфере образования. Налоговые льготы для образовательных учреждений

2

Самостоятельная работа обучающихся

8

3

Составить презентацию «Бизнес-планирование в образовании»

6

Решение задач

2

Тема 2.4 Бизнес-планирование

Содержание учебного материала

4

19

Сущность и место бизнес-планирования в системе управления образовательной организацией

2

1,2

20

Виды и формы  планирования

1

Основные типы и виды бизнес-планов

1

Практическая  работа

2

 2

21

Составление бизнес-плана

2

Самостоятельная работа обучающихся

5

3

Выполнение домашнего задания

5

Тема 2.5 Организация  и оплата труда в образовательных учреждениях

Содержание учебного материала

6

21

Рабочее время как единица измерения педагогического труда

1

22

Сущность и  условия оплаты труда педагогическим работникам в современных условиях. Материальное стимулирование работников

2

23

Льготы, предоставляемые работникам образования в условиях Крайнего севера

1

Особенности педагогического труда

2

 

1

Практическая  работа

2

24

Расчет педагогической нагрузки

1

.Контрольная работа

1

Раздел 3. Основы педагогического менеджмента

14

Тема 3.1.

Педагогический менеджмент

Содержание учебного материала

8

25

Сущность и характеристики основных системообразующих элементов педагогического менеджмента

2

1

26

Цели и задачи педагогического менеджмента

2

27

Принципы педагогического менеджмента

2

28

Результаты деятельности субъектов педагогического менеджмента

2

Тема 3.2.

Философия педагогического менеджмента

Содержание учебного материала

4

29

Человекоцентристский подход в управлении образовательным учреждением

3

30

История развития концепции менеджмента в образовании

1

Практическая  работа

2

 2

31

Методы удовлетворения потребностей высших уровней

1

Информационная основа управления

1

Самостоятельная работа обучающихся

5

3

Подготовка сообщений на тему Информация и ее виды, Каналы передачи информации

5

Раздел 4 Психология  управления кадрами

18

Тема 4.1 Психологические основы кадровой политики

Содержание учебного материала

6

32

Предмет психологии управления

2

33

Принципы и правила кадровой политики

2

34

 Методы управления кадрами

2

Практическая  работа

2

35

Проблемы нововведений.

1

Правила составления резюме

1

Самостоятельная работа

5

Подготовка сообщений на тему Особенности педагогического коллектива, Авторитарный стиль руководства

5

Тема 4.2.Личность как объект и субъект управления

Содержание учебного материала

4

36

Индивидуальные особенности личности

2

37

Личность руководителя в организационных структурах

2

Практическая  работа

2

38

Классификация человеческих способностей

1

Стиль руководства

1

Тема 4.3.Коллектив как субъект  и объект управления

Содержание учебного материала

6

39-40

Группа и ее структурная организация

4

41

Педагогический коллектив в системе управления образовательным учреждением

2

Самостоятельная работа

5

Подготовка презентации Управленческие решения их виды

5

Раздел. 5 Психология и этика деловых отношений

14

Тема 5.1 Психология делового общения

Содержание учебного материала

4

42

Сущность общения: функции, виды, формы

2

43

Этические нормы  и принципы делового общения

2

Практическая работа

 2

44

Психологические особенности подготовки и проведения переговоров

1

Способы  психологической защиты

1

Тема 5.2 Конфликтология

Содержание учебного материала

6

45-46

Понятие  и сущность конфликтов

4

47

Основные причины возникновения  конфликтов

2

Практическая работа

2

48

Типы поведения в конфликтной ситуации

1

Принципы,методы и приемы разрешения конфликтов

1

Самостоятельная работа

4

Подготовка докладов на тему :Роль  руководителя в конфликтной ситуации, Психические и психосоматические заболевания, обусловленные воздействием стрессовой ситуации

4

Всего:

88 ч

Практические занятия

16ч

Самостоятельные работы

44 ч


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета

Оборудование учебного кабинета:

1.Рабочие места по количеству обучающихся.

2.Рабочее место преподавателя

3.Комплект учебно-методических материалов;

4.Технические средства обучения:

 Телевизор, видеомагнитофон + DVD.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основная

  1. Воробьева, С. В. Основы управления образовательными системами. - М.: Академия, 2010
  2. Белая Г.В. Теоретические основы менеджмента.-М.,Академия,2011
  3. Гончаров, М. А. Основы менеджмента в образовании. - М.: КноРус, 2010
  4. Драчев В.М.Менеджмент.-М.Академия,2009
  5. Корзникова, Г. Г. Менеджмент в образовании. - М.: Академия, 2010
  6. Панферова, Н.Н. Управление в системе образования : учеб. пособие. - Ростов н/Д. : Феникс, 2010
  7. Симонов, В.П. Педагогический менеджмент. Ноу-Хау в образовании : учеб. пособие. - М. : Высш. шк., 2010

Дополнительная

  1. Закон РФ «Об образовании» (1992 г., редакции 2007 г. )
  2. Куган, Б. А. Управление образовательной системой: взаимодействие субъектов регионального  муниципального уровней. - М.: Владос, 2002
  3. Менеджмент образования: учеб. пособие / Н.О. Аблязова и др. - М.: Логос, 2009
  4. Петрова, Л. И. Основы управления педагогическими системами : учеб. пособие. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008
  5. Сидоров С.В. Инновации в сельской школе: теория и практика управления. – Шадринск, 2006.
  6. Сидоров С.В. Методы школьного инновационного менеджмента. – Курган, 2009.
  7. Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. – М., 2002.
  8. Типовое положение об общеобразовательном учреждении.
  9. Третьяков П.И., Митин С.Н., Бояринцева Н.Н. Адаптивное управление педагогическими системами. – М., 2003.
  10. Харламов И.Ф. Педагогика. – М., 2000.

11.Шамова Т.И., Третьяков П.И., Капустин Н.П. Управление образовательными системами. – М., 2001.

Интернет-ресурсы

  1. Менеджер образования : портал информационной поддержки руководителей образовательных учреждений. – Режим доступа: http://menobr.ru (дата обращения 28.08.2015).
  2. Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя. – Режим доступа: http://sv-sidorov.ucoz.com/index/shkolnyj_innovacionnyj_menedzhment_metodi/0-31 (дата обращения 28.08.2015).

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

Иметь представление об основных принципах рыночной экономики, аспектах экономической деятельности образовательного учреждения и его структурных подразделениях

Домашняя работа

анализировать организационные структуры управления;

  проводить работу по мотивации трудовой деятельности персонала;

 применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;

 применять эффективные решения, используя систему методов управления;

Практикум,

контрольная работа,

тестирование,

Устный и письменный опрос.

 

Знания:

сущность и характерные черты современного менеджмента , историю его развития;

  методы планирования и организации работы подразделения;

   принципы построения организационной структуры управления;

  основы формирования мотивационной политики организации;

    особенности  менеджмента  в

области профессиональной деятельности;

Самостоятельная аудиторная и внеаудиторная работа,

Основ организации экономической деятельности образовательных учреждений

Индивидуальные задания

Хозяйственного механизма, формы и структуры организации экономической деятельности в образовательном

тестирование

учреждении состава и особенностей сметного финансирования и бюджетного нормирования расходов на содержание образовательного учреждения

Индивидуальные задания

Видов внебюджетных средств, источников поступления, форм организации предпринимательской деятельности

Индивидуальные задания

Методики бизнес-планирования

Практикум,

Организации труда и заработной платы в образовательном учреждении

контрольная работа,

тестирование,

Устный и письменный опрос.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету Основы менеджмента

Рабочая программа по профессии 38.9 Коммерсант в торговле...

Рабочая программа по дисциплине Основы менеджмента

Рабочая программа по специальности 230113 Компьютерные системы и комплексы...

Рабочая программа по дисциплине "Финансовый менеджмент"

Для специальности 080110 "Банковское дело"...

Рабочая программа по Экономике АПК по специальности "Экономика и бухгалтерский учет в АПК"

Рабочая программа по Экономике АПК по специальности "Экономика и бухгалтерский учет в АПК"...

Рабочая программа Основы экономики, менеджмента и маркетинга

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:- рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности организации;- применять в профессиональной деятельности приемы д...

Рабочая программа " Основы экономика, менеджмента и маркетинга"

Рабочая программа разработана дня средне-специального образования, по дисциплине " Основы экономики, менеджмента и маркетинга"...