Рабочая программа по дисциплине Основы менеджмента
рабочая программа на тему

Эванс Наталья Александровна

Рабочая программа по специальности 230113 Компьютерные системы и комплексы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_sko-31_osn._menedzh.doc164 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования города Москвы

Колледж малого бизнеса № 4

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины ОП.13 ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА

код специальности 230113 Компьютерные системы и комплексы

(базовая подготовка)

Москва

2014 г.

ОДОБРЕНА        

Методическим объединением

профессиональных дисциплин

Протокол № ______

от «___»  _________  2014 г.

Методист ГБОУ СПО КМБ № 4

__________ /________________/

РАЗРАБОТАНА

на основе Федерального государственного образовательного стандарта

по специальности среднего профессионального образования 

230113 Компьютерные системы и

комплексы

Заместитель директора по учебной работе

________________ / Антипенко Л.В./

«____» __________  2014 г.

Составитель: Шпаковская Наталья Александровна, преподаватель специальных дисциплин  ГБОУ СПО КМБ № 4

 

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИЛИНЫ

6

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

10

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 230113 Компьютерные системы и комплексы, входящей в состав укрупнённой группы специальностей 230000 Информатика и вычислительная техника.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Дисциплина входит в профессиональный цикл, ориентирована на формирование общих (ОК 1 – ОК 9) и профессиональных (ПК 6.1., 6.2.) компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий;

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности;

ПК 6.1. Участвовать в планировании основных показателей производства;

ПК 6.2. Планировать выполнение работ исполнителями;

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен

     уметь:

  • использовать на практике методы планирования и организации работы подразделения;
  • анализировать организационные структуры управления;
  • проводить работу по мотивации трудовой деятельности персонала;
  • применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;
  • принимать эффективные решения, используя систему методов управления;
  • учитывать особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;

знать:

  • сущность и характерные черты современного менеджмента, историю его развития;
  • методы планирования и организации работы подразделения;
  • принципы построения организационной структуры управления;
  • основы формирования мотивационной политики организации;
  • особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;
  • внешнюю и внутреннюю среду организации; цикл менеджмента;
  • процесс принятия и реализации управленческих решений;
  • функции менеджмента в рыночной экономике: организацию, планирование, мотивацию и контроль деятельности экономического субъекта;
  • систему методов управления;
  • методику принятия решений;
  • стили управления, коммуникации,
  • принципы делового общения.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:

        максимальной учебной нагрузки обучающегося 72 часа, в том числе:

        обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов;

        самостоятельной работы обучающегося 24 часа.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

72

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

48

в том числе:

практические занятия

28

зачет

2

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

24

в том числе:

на подготовку к учебным занятиям

10

доклад

4

реферат

4

презентация

6

Итоговая аттестация в форме зачета


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Основы менеджмента

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Понятие менеджмента, его задачи и роль в развитии современного производства

8

Тема 1.1. Сущность и характерные черты современного менеджмента

Содержание дисциплины

Понятие менеджмента. Менеджмент как наука и искусство. Цели и задачи менеджмента. Развитие менеджмента в Японии, США и России. Сравнительная характеристика американской и японской моделей менеджмента

2

1,2

Тема 1.2. Внешняя и внутренняя среда организации

Содержание дисциплины

Понятие «окружающая среда организации». Факторы внешней среды, их состав и  влияние на деятельность организации. Методы анализа внешней и внутренней среды. SWOT-анализ, методика его проведения

2

2

Практические занятия:

№ 1. «Анализ внешней и внутренней среды организации»

4

2

Самостоятельная работа:

Подготовка докладов на тему: «Портреты величайших менеджеров (Ф.У. Тейлор, А. Файоль,             Г. Форд)»

4

3

Раздел 2. Цикл менеджмента

38

Тема 2.1. Функции менеджмента

Содержание дисциплины

2

2

Понятие цикла и функции менеджмента. Краткая характеристика функций менеджмента: планирование, организовывание, мотивация, контроль

Практические занятия:

№ 2. «Стратегическое планирование на предприятии»

№ 3. «Построение и анализ организационных структур управления предприятием»

№ 4. «Анализ системы мотивации конкретной организации»

№ 5. «Анализ системы контроля конкретной организации»

8

Тема 2.2. Система методов управления

Содержание дисциплины

Понятие метод управления. Система методов управления: административные, экономические, социально-психологические, их характеристика. Особенности применения тех или иных методов управления

2

2

Практические занятия:

 № 6. «Анализ предпочтительности методов управления»

2

Тема 2.3. Коммуникации в менеджменте

Содержание дисциплины

Понятие и назначение информации и коммуникаций в менеджменте. Виды коммуникаций. Коммуникационный процесс. Элементы коммуникационного процесса. Барьеры в коммуникационном процессе

2

2

Практические занятия:

№ 7. «Анализ системы коммуникаций в конкретной организации»

2

2

Тема 2.4. Деловое общение

Содержание дисциплины

Деловое общение: понятие, назначение. Деловая беседа: понятие, виды, структура, правила проведения. Совещание: понятие, структура, правила проведения. Телефонные переговоры: понятие, правила проведения

2

2

Практические занятия:

№ 8. «Проведение деловых переговоров (деловая игра)»

2

2

Самостоятельная работа:

Подготовка презентации на тему: «Организация телефонных переговоров»

6

3

Тема 2.5. Процесс принятия решений

Содержание дисциплины

Управленческое решение: понятие, классификация. Этапы принятия управленческого решения. Методы принятия управленческих решений

2

2

Практические занятия:

№ 9. «Разработка и принятие управленческого решения (деловая игра)»

2

2

Тема 2.6. Управление  конфликтами и стрессами

Содержание дисциплины

Конфликт: понятие. Причины конфликтов. Виды конфликтов. Последствия конфликтов. Способы разрешения конфликтных ситуаций. Стрессы

2

2

Практические занятия:

№ 10. «Анализ конфликтных ситуаций»

2

2

Самостоятельная работа:

Подготовка рефератов на тему: «Последствия стрессов», «Методы борьбы со стрессами»

4

3

Тема 2.7.  Руководство: власть и партнерство

Содержание дисциплины

Власть: понятие. Формы власти. Лидерство. Типы лидеров. Качества лидера

Стиль руководства: понятие, классификация. Одномерные стили руководства, их характеристика. Многомерные стили руководства, их характеристика Решетка менеджмента

2

2

Практические занятия:

№ 11. «Определение стиля руководства»

№ 12. «Подбор персонала (деловая игра)»

4

2

Зачет

2

3

ИТОГО:

48

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Основы менеджмента»

Оборудование учебного кабинета:

- Ученические столы и стулья по количеству обучающихся;

- Рабочее место преподавателя;

- Комплект учебно-методической документации;

- Комплект учебно-наглядных пособий «Основы менеджмента»;

- Ученическая доска.

  1. 3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Драчева Е.Л., Юликов Л.И. Менеджмент: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2009 г.;
  2. Переверзев М.П., Шайденко Н.А. Менеджмент: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2009 г.

Дополнительные источники:

  1. Управление персоналом организации. Практикум: учеб. пособие/ под ред. А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 2009 г.;
  2. «Российский журнал менеджмента». Научно-исследовательский журнал. Издан по инициативе Высшей школы менеджмента СПбГУ;
  3. «Новый  менеджмент». Научно-практический  журнал.  Издательство:

«Новый издатель».

Интернет-ресурсы:

  1. Менеджмент организации: [Электронный ресурс]: [электронный учебник] / А.В. Тебекин, Б.С. Косарев. – электрон. дан. – М.: КНОРУС, 2010 г.
  2. Основы менеджмента: [Электронный ресурс]: [электронный учебник] / Л.В. Плахова, Т.М. Анурина, С.А. Легостаева. – электрон. дан. – М.: КНОРУС, 2010 г.
  3. Электронный ресурс «Менеджмент  в  России  и  за  рубежом».  Форма доступа:  http://www.mevriz.ru/
  4. Электронный ресурс «Экономический портал» Форма доступа: www.economicus.ru
  5. Электронный ресурс «Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент». Форма доступа:  www.ecsocman.edu.ru 
  6. http://www.protekt.gost.ru  
  7. http://www.managment.aaanet.ru/
  8. http://www.cfin.ru/finanalysis/risk/main_meths.shtml
  9. http://teormenedgment.ru/
  10. http://www.aup.ru/books/m77/pril.htm
  11. http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=462296
  12. http://sbiblio.com/biblio/archive/zub_strategical_menegement/11.aspx
  13. http://www.center-yf.ru/data/economy/Innovacionnaya-deyatelnost.php
  14. http://www.plam.ru/bislit/upravlenie_personalom_uchebnoe_posobie/p1.php
  15. http://uchebnik-besplatno.com/uchebnik-menedjment/ponyatie-menedjmenta-ego-suschnost14825.html 


  1. 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
  1. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Коды формируемых компетенций

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

  • использовать на практике методы планирования и организации работы подразделения;

ОК 1 – ОК 9

ПК 6.1., 6.2.

практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа, тестирование

  • анализировать организационные структуры управления;

практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа, тестирование

  • проводить работу по мотивации трудовой деятельности персонала;

практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа

  • применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;

практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа, тестирование

  • принимать эффективные решения, используя систему методов управления.

практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа, тестирование

Знания:

  • учитывать особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;

ОК 1 – ОК 9

ПК 6.1., 6.2.

практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа, тестирование

  • сущность и характерные черты современного менеджмента, историю его развития;

внеаудиторная самостоятельная работа, тестирование

  • методы планирования и организации работы подразделения;

внеаудиторная самостоятельная работа, тестирование

  • принципы построения организационной структуры управления;

практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа, тестирование

  • основы формирования мотивационной политики организации;

практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа, тестирование

  • особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;

 внеаудиторная самостоятельная работа, тестирование

  • внешнюю и внутреннюю среду организации; цикл менеджмента;

практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа, тестирование

  • процесс принятия и реализации управленческих решений;

практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа

  • функции менеджмента в рыночной экономике: организацию, планирование, мотивацию и контроль деятельности экономического субъекта;

практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа, тестирование

  • систему методов управления;

практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа, тестирование

  • методику принятия решений;

практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа, тестирование

  • стили управления, коммуникации;

практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа, тестирование

  • принципы делового общения.

практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа, тестирование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины Основы экономики, менеджмента и маркетинга для специальности 260807 Технология продукции общественного питания

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 260807 Технология продукции общественного питания базовой по...

Рабочая программа по дисциплине "Основы экономики, менеджмента и маркетинга"

Рабочая программа по дисцилине "Основы экономики, менеджмента и маркетинга" по специальности "Технология продукции общественного питания"...

Рабочая программа учебной дисциплины " Основы экономики,менеджмента и маркетинга"

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта   по специальности среднего профессионального образования  по специальности ...

Рабочая программ учебной дисциплины основы экономики, менеджмента и маркетинга

Рабочая  программа учебной дисциплины разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта (утвержденного приказом Министерство образования и науки Российской Федерации ...

Рабочая программа по дисциплине "Основы менеджмента" для специальности 35.02.12 "Садово-парковое и ландшафтное строительство"

Рабочая программа по дисциплине "Основы менеджмента" для специальности 35.02.12 "Садово-парковое и ландшафтное строительство"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ, МЕНЕДЖМЕНТА И МАРКЕТИНГА

Рабочая программа дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) Приказ Министерства образования и науки РФ от 7 мая 2014 г. № 456 &ldqu...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ, МЕНЕДЖМЕНТА И МАРКЕТИНГА

Рабочая программа дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 апреля 2014 г. N...