Рабочая программа по дисциплине "Финансы, денежное обращение и кредит" для специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
рабочая программа на тему

Евсюкова Татьяна Александровна

Является частью учебно-методического комплекса. Рабочая пргорамма дисциплины "Финансы, денежное обращение и кредит" разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.07.2014 № 832,  учебного плана, утвержденного приказом от 07.07.2015 № 141. Рабочая программа содержит  структурные элементы: паспорт; структуру и содержание учебной дисциплины (объем и виды учебной работы, тематический план и содержание); условия реализации программы (требования по обеспечению, перечень литературы, Интернет-ресурсов); контроль и оценку результатов освоения учебной дисциплины.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ГБПОУ ВО «ОСТРОГОЖСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по учебной работе

________________ О.В. Редина

«______» ______________ 20____ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины

ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ

для специальности

38.01.02 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ПО ОТРАСЛЯМ)

ОСТРОГОЖСК 2016


Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 июля 2014 года № 832, учебного плана, утвержденного приказом № 120 от 19.06.2014.

Организация-разработчик:    ГБПОУ ВО «Острогожский многопрофильный техникум»

                                               

Разработчик:

Евсюкова Т.А., заведующий экономико-правовым отделением, преподаватель  общепрофессиональных дисциплин и междисциплинарных циклов ГБПОУ ВО «Острогожский многопрофильный техникум»                               

Рецензенты:

Чалая Е.В., председатель  цикловой комиссии экономических, бухгалтерских и юридических дисциплин, преподаватель общепрофессиональных дисциплин и междисциплинарных циклов ГБПОУ ВО «Острогожский многопрофильный техникум»;

Орехова Е.С., председатель предметной (цикловой) комиссии экономики, менеджмента и права ГБПОУ ВО «Павловский техникум».

Рабочая программа рекомендована цикловой комиссией экономических, бухгалтерских и юридических дисциплин  

Протокол №____от «___»_______20___ г.

Председатель цикловой комиссии________ Е.В.Чалая

СОГЛАСОВАНО

Заведующий отделением       ________ Т.А. Евсюкова                                     

СОГЛАСОВАНО

Методист                 ________ Н.В. Козлова

                                 


СОДЕРЖАНИЕ

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. Область применения программы

4

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы

4

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины

4

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины

5

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

6

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

7

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

16

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

16

3.2. Информационное обеспечение обучения. Перечень  учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

16

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

17


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ»

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы

Дисциплина «Финансы, денежное обращение и кредит» входит в профессиональный цикл как общепрофессиональная дисциплина.

1.3.  Цели   и   задачи  учебной  дисциплины  -  требования   к  результатам   освоения дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины студент должен уметь:

  • оперировать кредитно-финансовыми понятиями и категориями, ориентироваться в схемах построения и взаимодействия различных сегментов финансового рынка;
  • проводить анализ показателей, связанных с денежным обращением;
  • проводить анализ структуры государственного бюджета, источников финансирования дефицита бюджета;
  • составлять  сравнительную  характеристику различных  ценных  бумаг по  степени доходности и риска.

В результате освоения учебной дисциплины студент должен знать: 

  • сущность финансов, их функции и роль в экономике;
  • принципы финансовой политики и финансового контроля;
  • законы денежного обращения;
  • сущность, виды и функции денег;
  • основные типы и элементы денежных систем;
  • виды денежных реформ;
  • структуру кредитной и  банковской системы;
  • функции банков  и  классификацию банковских операций;
  • цели, типы и инструменты денежно-кредитной политики;
  • структуру финансовой системы;
  • принципы функционирования бюджетной системы и основы бюджетного устройства;
  • виды и классификации ценных бумаг;
  • особенности функционирования первичного и вторичного рынков ценных бумаг;
  • характер деятельности и  функции профессиональных  участников рынка ценных бумаг;
  • характеристики кредитов и кредитной системы в условиях рыночной экономики;
  • особенности   и   отличительные   черты   развития   кредитного   дела   и   денежного обращения в России на основных этапах формирования ее экономической системы.

В процессе освоения дисциплины у студентов должны формироваться общие компетенции (ОК):

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

В процессе освоения дисциплины у студентов должны формироваться профессиональные компетенции (ПК):

ПК 1.3. Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы.

ПК 2.4. Проводить процедуры инвентаризации финансовых обязательств организации.

ПК 4.4. Проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности.

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося -  81 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 54 часа;

самостоятельной работы обучающегося -  27 часов.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ»

   2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего) 

81

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 

54

в том числе:

лабораторные работы

-

практические занятия

14

Самостоятельная работа обучающегося (всего) 

27

в том числе:

внеаудиторная самостоятельная работа:

повторение и закрепление изученного материала с использование конспекта лекции, учебника;

выполнение заданий для закрепления изученного материала;

подготовка сообщений, докладов;

выполнение индивидуальных заданий

11

10

4

2

Форма промежуточной аттестации:

 5 семестр – экзамен

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Финансы, денежное обращение и кредит»

                        

Наименование

разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы, практические занятия,

самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Деньги

12

Тема 1.1. 

Сущность, виды и функции денег

Содержание учебного материала

2

1

Деньги как экономическая категория. Происхождение денег. Роль денег в современных условиях. Деньги как всеобщий эквивалент.

1

2

Виды денег и их эволюция. Действительные и символические деньги. Бумажные и кредитные деньги. Наличные и безналичные (депозитные) деньги.

1

3

Деньги как мера стоимости. Цена как денежное выражение стоимости. Масштаб цен. Деньги как средство обращения. Деньги как средство платежа. Понятие денежного оборота. Деньги как средство накопления

1

4

Мировые деньги. Понятие иностранной валюты. Валютный курс как внешняя стоимость денег.

1

Самостоятельная работа обучающихся

1

1

Повторение и закрепление изученного материала с использование конспекта лекции, учебника по теме «Сущность, виды и функции денег»

0,5

2

Выполнение заданий для закрепления изученного материала

0,5

Тема 1.2.

Основные типы и элементы денежных систем, виды денежных реформ

Содержание учебного материала

2

1

Понятие денежной системы. Типы денежных систем. Принципы организации современных денежных систем. Особенности функционирования денежных систем, построенных на обращении бумажных и кредитных денег. Элементы денежной системы: денежная единица; масштаб цен; виды денежных знаков; эмиссионная система; денежное регулирование.

1

2

Характеристика денежной системы Российской Федерации.

1

3

Виды и содержание денежных реформ.

1

Самостоятельная работа обучающихся

1

1

Повторение и закрепление изученного материала с использование конспекта лекции, учебника по теме «Основные типы и элементы денежных систем, виды денежных реформ»

0,5

2

Выполнение заданий для закрепления изученного материала

0,5


1

2

3

4

Тема 1.3.

Денежное обращение и характеристика совокупного денежного оборота. Законы денежного обращения

Содержание учебного материала

2

1

Понятие денежного обращения. Отличие и взаимосвязь понятий денежного обращения и денежного оборота. Единство налично-денежного и безналичного компонентов денежного оборота.

2

2

Понятие денежной эмиссии и ее виды, организации и инструменты безналичного оборота. Понятие о платежной системе.

2

3

Количество денег в обращении. Факторы, определяющие массу денег в обращении. Закон денежного обращения. Денежная масса как важнейший количественный показатель денежного обращения.

2

4

Уравнение обмена. Спрос и предложение денег, находящихся в обращении. Понятие денежного мультипликатора.

2

5

Инфляция. Виды инфляции.

2

Практические занятия

2

1

Сопоставление механизма действия специфических законов денежного обращения. Определение типов инфляции на основе ситуационных заданий.

Самостоятельная работа обучающихся

2

1

Повторение и закрепление изученного материала с использование конспекта лекции, учебника по теме «Денежное обращение и характеристика совокупного денежного оборота. Законы денежного обращения»

1

2

Выполнение заданий для закрепления изученного материала

1

Раздел 2. Финансы

20

Тема   2.1.

Сущность финансов, их функции и роль в экономике. Структура финансовой системы

Содержание учебного материала

2

1

1

Финансы как экономическая категория. Специфическая роль финансов в экономической системе.

1

2

Понятия децентрализованных и централизованных фондов денежных средств. Признаки финансов.

1

3

Функции финансов: распределительная, стимулирующая, контрольная функция.

1

4

Понятие финансовых ресурсов. Финансовая система. Звенья финансовой системы Российской Федерации: государственная бюджетная система; внебюджетные фонды; финансы предприятий различных форм собственности; фонды имущественного и личного страхования.

1

5

Структура финансовой системы по основным формам организации: общегосударственные финансы и финансы хозяйствующих субъектов.

1

1

2

3

4

Самостоятельная работа обучающихся

1

1

Повторение и закрепление изученного материала с использование конспекта лекции, учебника по теме «Денежное обращение и характеристика совокупного денежного оборота. Законы денежного обращения»

0,5

2

Выполнение заданий для закрепления изученного материала

0,5

Тема   2.2.

Принципы финансовой политики и финансового контроля

Содержание учебного материала

2

1

Финансовая политика

1

2

Управление финансами в Российской Федерации. Органы управления финансами

1

3

Финансовый контроль и его виды

1

4

Методы проведения финансового контроля

5

Органы финансового контроля: Счетная палата, Федеральное казначейство

1

Самостоятельная работа обучающихся

1

1

Повторение и закрепление изученного материала с использование конспекта лекции, учебника по теме «Принципы финансовой политики и финансового контроля»

0,5

2

Выполнение заданий для закрепления изученного материала

0,5

Тема 2.3.

Принципы функционирования бюджетной системы и основы бюджетного устройства

Содержание учебного материала

4

1

Понятие бюджета как экономической категории. Понятие и функции государственного бюджета.

2

2

Понятие бюджетного устройства. Бюджетная система Российской Федерации, ее сущность и составляющие. Принципы бюджетного устройства.

2

3

Специальные бюджетные фонды Российской Федерации: Стабилизационный фонд, Фонд национального благосостояния, Резервный фонд.

4

Организация бюджетного процесса в Российской Федерации: составление, рассмотрение, утверждение и исполнение федерального бюджета.

2

5

Структура доходов бюджета. Сущность налогов и их роль в формировании доходов бюджета.

2

6

Структура расходов бюджета. Методы бюджетного регулирования.

2

7

Бюджеты субъектов Российской Федерации

2

Практические занятия

4

1.

Составление схемы бюджетного процесса в Российской Федерации.

2

2.

Расчет дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.

2


1

2

3

4

Самостоятельная работа обучающихся

4

1

Повторение и закрепление изученного материала с использование конспекта лекции, учебника по теме «Принципы функционирования бюджетной системы и основы бюджетного устройства»

1

2

Выполнение заданий для закрепления изученного материала

1

3

Выполнение индивидуального задания (составить схему бюджетного устройства            в Острогожском муниципальном районе)

2

Тема 2.4.

Внебюджетные фонды

Содержание учебного материала

2

1

Сущность и целесообразность создания внебюджетных фондов. Понятие внебюджетных фондов. Виды внебюджетных фондов.

1

2

Социальные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный и Территориальные фонды обязательного медицинского страхования.  Источники формирования и направления использования внебюджетных фондов.

1

Самостоятельная работа обучающихся

1

1

Повторение и закрепление изученного материала с использование конспекта лекции, учебника по теме «Внебюджетные фонды»

0,5

2

Выполнение заданий для закрепления изученного материала

0,5

Раздел 3. Кредит и банки

25

Тема 3.1.

Кредит и кредитная система в условиях рыночной экономики

Содержание учебного материала

4

1

Кредит как экономическая категория. Кредит как форма движения ссудного капитала. Особенности и источники образования ссудного капитала.

2

2

Структура рынка ссудных капиталов: участники и сегменты.

2

3

Процент за кредит как цена ссудного капитала. Понятие депозитного и ссудного процента. Факторы, определяющие норму процента.

2

4

Функции кредита: аккумуляция и мобилизация денежного капитала, перераспределение денежного капитала, экономия издержек обращения, создание кредитных средств обращения, ускорение концентрации капитала, контрольная функция и др.

2

5

Принципы кредитования: срочность, платность, возвратность.

2

6

Формы кредита: коммерческий, банковский, потребительский, государственный, межбанковский, международный, частный.

2

1

2

3

4

7

Кредитная система Российской Федерации

2

Практические занятия

2

1

Определение процента за кредит.

Самостоятельная работа обучающихся

3

1

Повторение и закрепление изученного материала с использование конспекта лекции, учебника по теме «Кредит и кредитная система в условиях рыночной экономики»

1

2

Выполнение заданий для закрепления изученного материала

1

3

Подготовить сообщение на тему «Новые виды кредита: лизинг, кредитные карточки, ипотека»

1

Тема 3.2.

Структура банковской системы Российской Федерации

Содержание учебного материала

2

1

Банковская система. Структура банковской системы.

2

2

Развитие банковского дела в России с 1917 г.

2

3

Роль Центрального Банка в банковской системе Российской Федерации.  Функции центрального банка в области денежно-кредитного регулирования национальной экономики, банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций.

2

Самостоятельная работа обучающихся

1

1

Повторение и закрепление изученного материала с использование конспекта лекции, учебника по теме «Структура банковской системы Российской Федерации»

0,5

2

Выполнение заданий для закрепления изученного материала

0,5

Тема 3.3.

Банки. Функции банков. Классификация банковских операций

Содержание учебного материала

4

1

Правовой статус коммерческих банков. Функции банков. Правовое положение банков как участников имущественного оборота и самостоятельных коммерческих предприятий. Специфика коммерческой деятельности банка.

2

2

Банки как источник ликвидности экономики. Принципы функционирования банка.

2

3

Типы банков. Организационная структура банка: понятие и виды.

2

4

Краткая характеристика активных и пассивных операций банков. Классификация активных операций банков с точки зрения доходности, ликвидности и степени риска.

2

Практические занятия

2

1

Определение активных и пассивных операций банка.


1

2

3

4

Самостоятельная работа обучающихся

3

1

Повторение и закрепление изученного материала с использование конспекта лекции, учебника по теме «Банки. Функции банков. Классификация банковских операций»

1

2

Выполнение заданий для закрепления изученного материала

1

3

Подготовка сообщения «Обзор филиалов коммерческих банков, осуществляющих свою деятельность на территории Острогожского муниципального района Воронежской области».

1

Тема 3.4.

Денежно-кредитная политика. Инструменты денежно-кредитной политики.

Содержание учебного материала

2

1

Денежно-кредитная политика.

2

2

Осуществление денежно-кредитной политики. Основные инструменты денежно-кредитной политики.

2

Самостоятельная работа обучающихся

1

1

Повторение и закрепление изученного материала с использование конспекта лекции, учебника по теме «Денежно-кредитная политика. Инструменты денежно-кредитной политики»

0,5

2

Выполнение заданий для закрепления изученного материала

0,5

Раздел 4. Эволюция денежного обращения и банковской системы России

3

Тема 4.1.

Развитие банковского дела в России с 1917 г.

Содержание учебного материала

2

1

Чеканка монет на Руси. Предпосылки создания единой общерусской денежной системы в XV в.

2

2

Возникновение и развитие банковской и кредитной системы в России. Учреждение первых сословных банков. Развитие отдельных звеньев кредитной системы России, ее характерные черты: казенный  характер кредитных учреждений, зависимость от Министерства финансов, централизация кредитных операций, одноуровневость построения кредитной системы. Его задачи и функции.

2

3

Механизм государственного контроля со стороны Министерства финансов. Развитие сети коммерческих и специализированных банков, специализированных кредитно-финансовых институтов в России.

2

Самостоятельная работа обучающихся

1

1

Повторение и закрепление изученного материала с использование конспекта лекции, учебника по теме «Развитие банковского дела в России с 1917 г.»

0,5


1

2

3

4

2

Подготовка сообщения «Денежные реформы в России 1922-1924 годов и 1947 года и их последствия»

0,5

Раздел 5. Ценные бумаги и фондовый рынок

15

Тема 5.1.

Рынок ценных бумаг, его значение, основные понятия. Ценные бумаги

Содержание учебного материала

2

1

Рынок ценных бумаг, его отличительные особенности, функции и место в системе рынков.

2

2

Субъекты рынка ценных бумаг: эмитенты, инвесторы, финансовые посредники. Классификация эмитентов и инвесторов.

2

3

Сегменты рынка: рынок государственных ценных бумаг, рынок корпоративных ценных бумаг, рынок производных ценных бумаг. Выпуск и обращение ценных бумаг, первичный и вторичный рынки.

2

4

Биржевой и внебиржевой рынки. Организованный и неорганизованный рынки. Компьютеризация рынка ценных бумаг.

2

5

Ценные бумаги, их свойства и виды. Характеристика видов ценных бумаг.

2

6

Сущность и цели применения производных финансовых инструментов. Виды производных финансовых инструментов их характеристика.

2

Практические занятия

2

1

Определение видов ценных бумаг по ситуационным заданиям.

Самостоятельная работа обучающихся

2

1

Повторение и закрепление изученного материала с использование конспекта лекции, учебника по теме «Рынок ценных бумаг, его значение, основные понятия. Ценные бумаги»

0,5

2

Выполнение заданий для закрепления изученного материала

1

3

Подготовка сообщения «Возникновение и функционирование фондовых бирж в Российской Федерации»

0,5

Тема  5.2.

Участники рынка ценных бумаг

Содержание учебного материала

2

1

Профессиональные участники рынка ценных бумаг в качестве финансовых посредников рынка. Виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

1

2

Порядок лицензирования профессиональной деятельности. Совмещение и ограничения профессиональных видов деятельности на рынке ценных бумаг. Брокерская и  дилерская деятельность, статус брокеров и дилеров, обязанности, виды оказываемых услуг, отличительные особенности.

1

3

Финансовые и предпринимательские риски, возникающие при купле-продаже ценных бумаг.

1

1

2

3

4

Самостоятельная работа обучающихся

1

1

Повторение и закрепление изученного материала с использование конспекта лекции, учебника по теме «Участники рынка ценных бумаг»

0,5

2

Выполнение заданий для закрепления изученного материала

0,5

Тема 5.3.

Фондовая биржа,     организация биржевой деятельности

Содержание учебного материала

2

1

Процесс обращения ценных бумаг на фондовой бирже. Механизм организации торговли ценными бумагами, способы торговли.

2

2

Формирование доходов и расходов биржи.

2

3

Организация внебиржевого рынка ценных бумаг.

2

Практические занятия

2

1

Построение схемы взаимодействия участников рынка ценных бумаг при заключении сделок на вторичном рынке (на примере региональной биржи).

Самостоятельная работа обучающихся

2

1

Повторение и закрепление изученного материала с использование конспекта лекции, учебника по теме «Фондовая биржа,  организация биржевой деятельности»

1

2

Выполнение заданий для закрепления изученного материала

1

Раздел 6. Специализированные кредитно-финансовые институты

6

Тема 6.1.

Страховые компании, инвестиционные

фонды, сберегательные учреждения, компании и банки

Содержание учебного материала

2

1

Лицензирование страховой деятельности. Государственный страховой надзор. Формы организации страховых компаний: государственные, акционерные, взаимные, кооперативные.

2

2

Особенности формирования капитала. Эмиссионно-учредительская деятельность инвестиционных институтов. Деятельность на вторичном рынке ценных бумаг.

2

3

Роль сберегательных институтов в вопросах социальной защиты населения. Специфика деятельности и многообразие форм сберегательных учреждений.

2

4

Особенности развития сберегательных институтов в Российской Федерации.

2

Самостоятельная работа обучающихся

1,5

1

Повторение и закрепление изученного материала с использование конспекта лекции, учебника по теме «Страховые компании, инвестиционные фонды, сберегательные учреждения, компании и банки»

0,5

2

Подготовка доклада «Специализированные кредитно-финансовые институты, действующие в Воронежской области».

1

1

2

3

4

Тема 6.2.

Финансовые компании, финансово-промышленные группы, кредитные товарищества, кредитные союзы

Содержание учебного материала

2

1

Финансовые компании как особый вид кредитного института. Виды финансовых компаний в зависимости от специализации: потребительские компании, компании по кредитованию продаж, компании по кредитованию бизнеса. Специфика деятельности финансовых компаний в Российской Федерации.

2

2

Цели создания кредитных союзов, товариществ и обществ взаимного кредита. Состав участников.

2

3

Кредитные потребительские кооперативы граждан в Российской Федерации: цели создания, участники, источники ресурсов, направления деятельности, управление и контроль за деятельностью.

2

4

Назначение ломбардов как специфических кредитных учреждений. Развитие ломбардного бизнеса в Российской Федерации.

2

Самостоятельная работа обучающихся

0,5

1

Повторение и закрепление изученного материала с использование конспекта лекции, учебника по теме «Финансовые компании, финансово-промышленные группы, кредитные товарищества, кредитные союзы»

Всего:

81

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:        

1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ                      ДИСЦИПЛИНЫ «ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ»

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины «Финансы, денежное обращение и кредит» требует наличия учебного кабинета «Финансы, денежное обращение и кредит».

Оборудование учебного кабинета: столы, стулья, доска, тематические стенды.

Наглядные пособия: плакаты, раздаточный материал, инструкционно-технологические карты для проведения практических занятий.

3.2. Информационное обеспечение обучения. Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Перекрестова Л.В. Финансы и кредит: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / Л.В. Перекрестова, Н.М. Романенко, С.П. Сазонов. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 336 с.
  2. Янин О.Е. Финансы, денежное обращение и кредит: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования / О.Е. Янин. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 256 с.

Дополнительные источники:

  1. Акперов И.Г. Казначейская система исполнения бюджета Российской Федерации: учебное пособие / И.Г. Акперов, И.А. Коноплева, С.П. Головач; под ред. проф. И.Г. Акперова. – М.: КНОРУС, 2009. – 640 с.
  2. Кузнецова В.В. Банковское дело. Практикум: учебное пособие / В.В. Кузнецова, О.И. Ларина. – М.: КНОРУС, 2010. – 264 с.
  3. Перекрестова Л.В. Финансы и кредит: практикум : учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / Л.В. Перекрестова, Н.М. Романенко, Е.С. Старостина. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 224 с.
  4. Семибратова О.И. Банковское дело: учебник для нач. проф. образования / О.И. Семибратова. М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 224 с.
  5. Тавасиев А.М. Банковское дело: учеб. пособие / А.М. Тавасиев, В.А. Москвин, Н.Д. Эриашвили. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 287 с.
  6. Ходачник Г.Э. Основы банковского дела: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / Г.Э. Ходачник. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 256 с.

Интернет-ресурсы:

www.consultant.ru (Справочная правовая система «КонсультантПлюс»).


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ                     ДИСЦИПЛИНЫ «ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ»

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения студентами внеаудиторной самостоятельной работы.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки  

результатов обучения

Уметь:

 

оперировать кредитно-финансовыми понятиями и категориями, ориентироваться в схемах построения и взаимодействия различных сегментов финансового рынка; 

проверка заданий, выполненных на практических занятиях;   устный опрос; проверка заданий, выполненных студентами самостоятельно с целью закрепления изученного материала  

проводить анализ показателей, связанных с денежным обращением; 

проверка заданий, выполненных на практических занятиях; устный опрос; проверка заданий, выполненных студентами самостоятельно с целью закрепления изученного материала

проводить анализ структуры государственного бюджета, источников финансирования дефицита бюджета; 

проверка заданий, выполненных на практических занятиях; устный опрос; проверка индивидуального задания, выполненного самостоятельно

составлять сравнительную характеристику различных ценных бумаг по степени доходности и риска. 

проверка заданий, выполненных на практических занятиях; устный опрос; проверка заданий, выполненных студентами самостоятельно с целью закрепления изученного материала

Знать:

 

сущность финансов, их функции и роль в экономике; 

устный опрос;   тестирование;   проверка сообщений, докладов; проверка заданий, выполненных студентами самостоятельно с целью закрепления изученного материала

принципы финансовой политики и финансового контроля; 

устный опрос; тестирование;      проверка заданий, выполненных студентами самостоятельно с целью закрепления изученного материала

законы денежного обращения, сущность, виды и функции денег; 

устный опрос;   тестирование;   проверка письменных самостоятельных работ; проверка заданий, выполненных студентами самостоятельно с целью закрепления изученного материала

основные типы и элементы денежных систем, виды денежных реформ; 

устный опрос; проверка заданий, выполненных студентами самостоятельно с целью закрепления изученного материала

структуру кредитной и банковской системы, функции банков и классификацию банковских операций; 

устный опрос; тестирование; проверка заданий, выполненных студентами самостоятельно с целью закрепления изученного материала; проверка сообщений

цели, типы и инструменты денежно-кредитной политики; 

устный опрос; проверка заданий, выполненных студентами самостоятельно с целью закрепления изученного материала

структуру финансовой системы, принципы функционирования бюджетной системы и основы бюджетного устройства; особенности функционирования первичного и вторичного рынков ценных бумаг; 

контрольная работа; устный опрос; тестирование; проверка индивидуального задания, выполненного самостоятельно 

характер деятельности и функции профессиональных участников рынка ценных бумаг;

устный опрос; проверка сообщений; проверка заданий, выполненных студентами самостоятельно с целью закрепления изученного материала

характеристики кредитов и кредитной системы в условиях рыночной экономики; 

устный опрос; проверка заданий, выполненных студентами самостоятельно с целью закрепления изученного материала

особенности и отличительные черты развития кредитного дела и денежного обращения в России на основных этапах формирования ее экономической системы.

устный опрос; проверка докладов 

        

Результаты обучения (освоенные общие и профессиональные компетенции)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

Наблюдение и оценка деятельности студента в процессе обучения, на практических занятиях.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

Наблюдение и оценка работы на моделирование и решение нестандартных ситуаций, участие в деловых и ролевых играх.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

Наблюдение и оценка деятельности студентов при подготовке сообщений, докладов; оценивание заданий внеаудиторной самостоятельной работы студента.

ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Наблюдение за формированием навыков работы в информационных сетях; компьютерное тестирование; оценивание заданий внеаудиторной самостоятельной работы студента.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Наблюдение за ролью и взаимодействием обучающихся в (микро)группе, парах.

ПК 1.3. Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы.

Устный опрос, проверка заданий внеаудиторной работы студентов

ПК 2.4. Проводить процедуры инвентаризации финансовых обязательств организации.

Устный опрос, проверка заданий внеаудиторной работы студентов

ПК 4.4. Проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности.

Устный опрос, проверка заданий внеаудиторной работы студентов

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины "Документационное обеспечение упраления" для специальности 38.02.01 -Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Рабочая программа учебной дисциплины предназначена для реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования  социально-экономического профиля в пределах основных образовател...

Рабочая программа учебной дисциплины «Предпринимательство в торговле» по специальности "38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)" (ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ)

Программа разработана на дисциплину вариативной части  ОПОП по специальности 38.02.01 "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)"...

Рабочая программа по дисциплине "Налоги и налогообложение" для специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Рабочая программа по дисциплине "Налоги и налогообложение" для специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям). СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ...

Рабочая программа по дисциплине "Документационное обеспечение управления" для специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Является частью учебно-методического комплекса. Рабочая пргорамма дисциплины "Документационное обеспечение управления" разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта по...

Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.17 Экология для специальностей: 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям) 38.02.04 Коммерция (по отраслям) 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров .

Рабочая программа разработана на основе примерной программы, рекомендованной ФГАУ «ФИРО» для реализации программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) на базе основного общего образования с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины Финансы, денежное обращение и кредит специальность 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  учебной  дисциплины Финансы, денежное обращение и кредит  специальность 38.02.01  Экономика  и бухгалтерский учет (по отраслям)...

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы Учебная дисциплина ОП.06. Финансы, денежное обращение и кредит Специальность 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет

Методические рекомендации  по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы Учебная дисциплина ОП.06. Финансы, денежное обращение и кредит Специальность 38.02.01 Экономика  и бухгалтерский...