Главные вкладки

    Рабочая программа по дисциплине "Финансы, денежное обращение и кредит" для специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
    рабочая программа на тему

    Евсюкова Татьяна Александровна

    Является частью учебно-методического комплекса. Рабочая пргорамма дисциплины "Финансы, денежное обращение и кредит" разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.07.2014 № 832,  учебного плана, утвержденного приказом от 07.07.2015 № 141. Рабочая программа содержит  структурные элементы: паспорт; структуру и содержание учебной дисциплины (объем и виды учебной работы, тематический план и содержание); условия реализации программы (требования по обеспечению, перечень литературы, Интернет-ресурсов); контроль и оценку результатов освоения учебной дисциплины.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

    ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

    ГБПОУ ВО «ОСТРОГОЖСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»

    УТВЕРЖДАЮ

    Заместитель директора по учебной работе

    ________________ О.В. Редина

    «______» ______________ 20____ г.

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    учебной дисциплины

    ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ

    для специальности

    38.01.02 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ПО ОТРАСЛЯМ)

    ОСТРОГОЖСК 2016


    Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 июля 2014 года № 832, учебного плана, утвержденного приказом № 120 от 19.06.2014.

    Организация-разработчик:    ГБПОУ ВО «Острогожский многопрофильный техникум»

                                                   

    Разработчик:

    Евсюкова Т.А., заведующий экономико-правовым отделением, преподаватель  общепрофессиональных дисциплин и междисциплинарных циклов ГБПОУ ВО «Острогожский многопрофильный техникум»                               

    Рецензенты:

    Чалая Е.В., председатель  цикловой комиссии экономических, бухгалтерских и юридических дисциплин, преподаватель общепрофессиональных дисциплин и междисциплинарных циклов ГБПОУ ВО «Острогожский многопрофильный техникум»;

    Орехова Е.С., председатель предметной (цикловой) комиссии экономики, менеджмента и права ГБПОУ ВО «Павловский техникум».

    Рабочая программа рекомендована цикловой комиссией экономических, бухгалтерских и юридических дисциплин  

    Протокол №____от «___»_______20___ г.

    Председатель цикловой комиссии________ Е.В.Чалая

    СОГЛАСОВАНО

    Заведующий отделением       ________ Т.А. Евсюкова                                     

    СОГЛАСОВАНО

    Методист                 ________ Н.В. Козлова

                                     


    СОДЕРЖАНИЕ

    1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

    4

    1. Область применения программы

    4

    1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы

    4

    1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины

    4

    1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины

    5

    1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

    6

    2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

    6

    2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

    7

    1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

    16

    3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

    16

    3.2. Информационное обеспечение обучения. Перечень  учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

    16

    1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

    17


    1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

    «ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ»

    1.1. Область применения программы

    Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).

    1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы

    Дисциплина «Финансы, денежное обращение и кредит» входит в профессиональный цикл как общепрофессиональная дисциплина.

    1.3.  Цели   и   задачи  учебной  дисциплины  -  требования   к  результатам   освоения дисциплины:

    В результате освоения учебной дисциплины студент должен уметь:

    • оперировать кредитно-финансовыми понятиями и категориями, ориентироваться в схемах построения и взаимодействия различных сегментов финансового рынка;
    • проводить анализ показателей, связанных с денежным обращением;
    • проводить анализ структуры государственного бюджета, источников финансирования дефицита бюджета;
    • составлять  сравнительную  характеристику различных  ценных  бумаг по  степени доходности и риска.

    В результате освоения учебной дисциплины студент должен знать: 

    • сущность финансов, их функции и роль в экономике;
    • принципы финансовой политики и финансового контроля;
    • законы денежного обращения;
    • сущность, виды и функции денег;
    • основные типы и элементы денежных систем;
    • виды денежных реформ;
    • структуру кредитной и  банковской системы;
    • функции банков  и  классификацию банковских операций;
    • цели, типы и инструменты денежно-кредитной политики;
    • структуру финансовой системы;
    • принципы функционирования бюджетной системы и основы бюджетного устройства;
    • виды и классификации ценных бумаг;
    • особенности функционирования первичного и вторичного рынков ценных бумаг;
    • характер деятельности и  функции профессиональных  участников рынка ценных бумаг;
    • характеристики кредитов и кредитной системы в условиях рыночной экономики;
    • особенности   и   отличительные   черты   развития   кредитного   дела   и   денежного обращения в России на основных этапах формирования ее экономической системы.

    В процессе освоения дисциплины у студентов должны формироваться общие компетенции (ОК):

    ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

    ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

    ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

    ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.

    ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

    В процессе освоения дисциплины у студентов должны формироваться профессиональные компетенции (ПК):

    ПК 1.3. Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы.

    ПК 2.4. Проводить процедуры инвентаризации финансовых обязательств организации.

    ПК 4.4. Проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности.

    1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

    максимальной учебной нагрузки обучающегося -  81 часа, в том числе:

    обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 54 часа;

    самостоятельной работы обучающегося -  27 часов.


    2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

    «ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ»

       2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

    Вид учебной работы

    Количество часов

    Максимальная учебная нагрузка (всего) 

    81

    Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 

    54

    в том числе:

    лабораторные работы

    -

    практические занятия

    14

    Самостоятельная работа обучающегося (всего) 

    27

    в том числе:

    внеаудиторная самостоятельная работа:

    повторение и закрепление изученного материала с использование конспекта лекции, учебника;

    выполнение заданий для закрепления изученного материала;

    подготовка сообщений, докладов;

    выполнение индивидуальных заданий

    11

    10

    4

    2

    Форма промежуточной аттестации:

     5 семестр – экзамен

    2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Финансы, денежное обращение и кредит»

                            

    Наименование

    разделов и тем

    Содержание учебного материала, лабораторные работы, практические занятия,

    самостоятельная работа обучающихся

    Объем часов

    Уровень освоения

    1

    2

    3

    4

    Раздел 1. Деньги

    12

    Тема 1.1. 

    Сущность, виды и функции денег

    Содержание учебного материала

    2

    1

    Деньги как экономическая категория. Происхождение денег. Роль денег в современных условиях. Деньги как всеобщий эквивалент.

    1

    2

    Виды денег и их эволюция. Действительные и символические деньги. Бумажные и кредитные деньги. Наличные и безналичные (депозитные) деньги.

    1

    3

    Деньги как мера стоимости. Цена как денежное выражение стоимости. Масштаб цен. Деньги как средство обращения. Деньги как средство платежа. Понятие денежного оборота. Деньги как средство накопления

    1

    4

    Мировые деньги. Понятие иностранной валюты. Валютный курс как внешняя стоимость денег.

    1

    Самостоятельная работа обучающихся

    1

    1

    Повторение и закрепление изученного материала с использование конспекта лекции, учебника по теме «Сущность, виды и функции денег»

    0,5

    2

    Выполнение заданий для закрепления изученного материала

    0,5

    Тема 1.2.

    Основные типы и элементы денежных систем, виды денежных реформ

    Содержание учебного материала

    2

    1

    Понятие денежной системы. Типы денежных систем. Принципы организации современных денежных систем. Особенности функционирования денежных систем, построенных на обращении бумажных и кредитных денег. Элементы денежной системы: денежная единица; масштаб цен; виды денежных знаков; эмиссионная система; денежное регулирование.

    1

    2

    Характеристика денежной системы Российской Федерации.

    1

    3

    Виды и содержание денежных реформ.

    1

    Самостоятельная работа обучающихся

    1

    1

    Повторение и закрепление изученного материала с использование конспекта лекции, учебника по теме «Основные типы и элементы денежных систем, виды денежных реформ»

    0,5

    2

    Выполнение заданий для закрепления изученного материала

    0,5


    1

    2

    3

    4

    Тема 1.3.

    Денежное обращение и характеристика совокупного денежного оборота. Законы денежного обращения

    Содержание учебного материала

    2

    1

    Понятие денежного обращения. Отличие и взаимосвязь понятий денежного обращения и денежного оборота. Единство налично-денежного и безналичного компонентов денежного оборота.

    2

    2

    Понятие денежной эмиссии и ее виды, организации и инструменты безналичного оборота. Понятие о платежной системе.

    2

    3

    Количество денег в обращении. Факторы, определяющие массу денег в обращении. Закон денежного обращения. Денежная масса как важнейший количественный показатель денежного обращения.

    2

    4

    Уравнение обмена. Спрос и предложение денег, находящихся в обращении. Понятие денежного мультипликатора.

    2

    5

    Инфляция. Виды инфляции.

    2

    Практические занятия

    2

    1

    Сопоставление механизма действия специфических законов денежного обращения. Определение типов инфляции на основе ситуационных заданий.

    Самостоятельная работа обучающихся

    2

    1

    Повторение и закрепление изученного материала с использование конспекта лекции, учебника по теме «Денежное обращение и характеристика совокупного денежного оборота. Законы денежного обращения»

    1

    2

    Выполнение заданий для закрепления изученного материала

    1

    Раздел 2. Финансы

    20

    Тема   2.1.

    Сущность финансов, их функции и роль в экономике. Структура финансовой системы

    Содержание учебного материала

    2

    1

    1

    Финансы как экономическая категория. Специфическая роль финансов в экономической системе.

    1

    2

    Понятия децентрализованных и централизованных фондов денежных средств. Признаки финансов.

    1

    3

    Функции финансов: распределительная, стимулирующая, контрольная функция.

    1

    4

    Понятие финансовых ресурсов. Финансовая система. Звенья финансовой системы Российской Федерации: государственная бюджетная система; внебюджетные фонды; финансы предприятий различных форм собственности; фонды имущественного и личного страхования.

    1

    5

    Структура финансовой системы по основным формам организации: общегосударственные финансы и финансы хозяйствующих субъектов.

    1

    1

    2

    3

    4

    Самостоятельная работа обучающихся

    1

    1

    Повторение и закрепление изученного материала с использование конспекта лекции, учебника по теме «Денежное обращение и характеристика совокупного денежного оборота. Законы денежного обращения»

    0,5

    2

    Выполнение заданий для закрепления изученного материала

    0,5

    Тема   2.2.

    Принципы финансовой политики и финансового контроля

    Содержание учебного материала

    2

    1

    Финансовая политика

    1

    2

    Управление финансами в Российской Федерации. Органы управления финансами

    1

    3

    Финансовый контроль и его виды

    1

    4

    Методы проведения финансового контроля

    5

    Органы финансового контроля: Счетная палата, Федеральное казначейство

    1

    Самостоятельная работа обучающихся

    1

    1

    Повторение и закрепление изученного материала с использование конспекта лекции, учебника по теме «Принципы финансовой политики и финансового контроля»

    0,5

    2

    Выполнение заданий для закрепления изученного материала

    0,5

    Тема 2.3.

    Принципы функционирования бюджетной системы и основы бюджетного устройства

    Содержание учебного материала

    4

    1

    Понятие бюджета как экономической категории. Понятие и функции государственного бюджета.

    2

    2

    Понятие бюджетного устройства. Бюджетная система Российской Федерации, ее сущность и составляющие. Принципы бюджетного устройства.

    2

    3

    Специальные бюджетные фонды Российской Федерации: Стабилизационный фонд, Фонд национального благосостояния, Резервный фонд.

    4

    Организация бюджетного процесса в Российской Федерации: составление, рассмотрение, утверждение и исполнение федерального бюджета.

    2

    5

    Структура доходов бюджета. Сущность налогов и их роль в формировании доходов бюджета.

    2

    6

    Структура расходов бюджета. Методы бюджетного регулирования.

    2

    7

    Бюджеты субъектов Российской Федерации

    2

    Практические занятия

    4

    1.

    Составление схемы бюджетного процесса в Российской Федерации.

    2

    2.

    Расчет дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.

    2


    1

    2

    3

    4

    Самостоятельная работа обучающихся

    4

    1

    Повторение и закрепление изученного материала с использование конспекта лекции, учебника по теме «Принципы функционирования бюджетной системы и основы бюджетного устройства»

    1

    2

    Выполнение заданий для закрепления изученного материала

    1

    3

    Выполнение индивидуального задания (составить схему бюджетного устройства            в Острогожском муниципальном районе)

    2

    Тема 2.4.

    Внебюджетные фонды

    Содержание учебного материала

    2

    1

    Сущность и целесообразность создания внебюджетных фондов. Понятие внебюджетных фондов. Виды внебюджетных фондов.

    1

    2

    Социальные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный и Территориальные фонды обязательного медицинского страхования.  Источники формирования и направления использования внебюджетных фондов.

    1

    Самостоятельная работа обучающихся

    1

    1

    Повторение и закрепление изученного материала с использование конспекта лекции, учебника по теме «Внебюджетные фонды»

    0,5

    2

    Выполнение заданий для закрепления изученного материала

    0,5

    Раздел 3. Кредит и банки

    25

    Тема 3.1.

    Кредит и кредитная система в условиях рыночной экономики

    Содержание учебного материала

    4

    1

    Кредит как экономическая категория. Кредит как форма движения ссудного капитала. Особенности и источники образования ссудного капитала.

    2

    2

    Структура рынка ссудных капиталов: участники и сегменты.

    2

    3

    Процент за кредит как цена ссудного капитала. Понятие депозитного и ссудного процента. Факторы, определяющие норму процента.

    2

    4

    Функции кредита: аккумуляция и мобилизация денежного капитала, перераспределение денежного капитала, экономия издержек обращения, создание кредитных средств обращения, ускорение концентрации капитала, контрольная функция и др.

    2

    5

    Принципы кредитования: срочность, платность, возвратность.

    2

    6

    Формы кредита: коммерческий, банковский, потребительский, государственный, межбанковский, международный, частный.

    2

    1

    2

    3

    4

    7

    Кредитная система Российской Федерации

    2

    Практические занятия

    2

    1

    Определение процента за кредит.

    Самостоятельная работа обучающихся

    3

    1

    Повторение и закрепление изученного материала с использование конспекта лекции, учебника по теме «Кредит и кредитная система в условиях рыночной экономики»

    1

    2

    Выполнение заданий для закрепления изученного материала

    1

    3

    Подготовить сообщение на тему «Новые виды кредита: лизинг, кредитные карточки, ипотека»

    1

    Тема 3.2.

    Структура банковской системы Российской Федерации

    Содержание учебного материала

    2

    1

    Банковская система. Структура банковской системы.

    2

    2

    Развитие банковского дела в России с 1917 г.

    2

    3

    Роль Центрального Банка в банковской системе Российской Федерации.  Функции центрального банка в области денежно-кредитного регулирования национальной экономики, банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций.

    2

    Самостоятельная работа обучающихся

    1

    1

    Повторение и закрепление изученного материала с использование конспекта лекции, учебника по теме «Структура банковской системы Российской Федерации»

    0,5

    2

    Выполнение заданий для закрепления изученного материала

    0,5

    Тема 3.3.

    Банки. Функции банков. Классификация банковских операций

    Содержание учебного материала

    4

    1

    Правовой статус коммерческих банков. Функции банков. Правовое положение банков как участников имущественного оборота и самостоятельных коммерческих предприятий. Специфика коммерческой деятельности банка.

    2

    2

    Банки как источник ликвидности экономики. Принципы функционирования банка.

    2

    3

    Типы банков. Организационная структура банка: понятие и виды.

    2

    4

    Краткая характеристика активных и пассивных операций банков. Классификация активных операций банков с точки зрения доходности, ликвидности и степени риска.

    2

    Практические занятия

    2

    1

    Определение активных и пассивных операций банка.


    1

    2

    3

    4

    Самостоятельная работа обучающихся

    3

    1

    Повторение и закрепление изученного материала с использование конспекта лекции, учебника по теме «Банки. Функции банков. Классификация банковских операций»

    1

    2

    Выполнение заданий для закрепления изученного материала

    1

    3

    Подготовка сообщения «Обзор филиалов коммерческих банков, осуществляющих свою деятельность на территории Острогожского муниципального района Воронежской области».

    1

    Тема 3.4.

    Денежно-кредитная политика. Инструменты денежно-кредитной политики.

    Содержание учебного материала

    2

    1

    Денежно-кредитная политика.

    2

    2

    Осуществление денежно-кредитной политики. Основные инструменты денежно-кредитной политики.

    2

    Самостоятельная работа обучающихся

    1

    1

    Повторение и закрепление изученного материала с использование конспекта лекции, учебника по теме «Денежно-кредитная политика. Инструменты денежно-кредитной политики»

    0,5

    2

    Выполнение заданий для закрепления изученного материала

    0,5

    Раздел 4. Эволюция денежного обращения и банковской системы России

    3

    Тема 4.1.

    Развитие банковского дела в России с 1917 г.

    Содержание учебного материала

    2

    1

    Чеканка монет на Руси. Предпосылки создания единой общерусской денежной системы в XV в.

    2

    2

    Возникновение и развитие банковской и кредитной системы в России. Учреждение первых сословных банков. Развитие отдельных звеньев кредитной системы России, ее характерные черты: казенный  характер кредитных учреждений, зависимость от Министерства финансов, централизация кредитных операций, одноуровневость построения кредитной системы. Его задачи и функции.

    2

    3

    Механизм государственного контроля со стороны Министерства финансов. Развитие сети коммерческих и специализированных банков, специализированных кредитно-финансовых институтов в России.

    2

    Самостоятельная работа обучающихся

    1

    1

    Повторение и закрепление изученного материала с использование конспекта лекции, учебника по теме «Развитие банковского дела в России с 1917 г.»

    0,5


    1

    2

    3

    4

    2

    Подготовка сообщения «Денежные реформы в России 1922-1924 годов и 1947 года и их последствия»

    0,5

    Раздел 5. Ценные бумаги и фондовый рынок

    15

    Тема 5.1.

    Рынок ценных бумаг, его значение, основные понятия. Ценные бумаги

    Содержание учебного материала

    2

    1

    Рынок ценных бумаг, его отличительные особенности, функции и место в системе рынков.

    2

    2

    Субъекты рынка ценных бумаг: эмитенты, инвесторы, финансовые посредники. Классификация эмитентов и инвесторов.

    2

    3

    Сегменты рынка: рынок государственных ценных бумаг, рынок корпоративных ценных бумаг, рынок производных ценных бумаг. Выпуск и обращение ценных бумаг, первичный и вторичный рынки.

    2

    4

    Биржевой и внебиржевой рынки. Организованный и неорганизованный рынки. Компьютеризация рынка ценных бумаг.

    2

    5

    Ценные бумаги, их свойства и виды. Характеристика видов ценных бумаг.

    2

    6

    Сущность и цели применения производных финансовых инструментов. Виды производных финансовых инструментов их характеристика.

    2

    Практические занятия

    2

    1

    Определение видов ценных бумаг по ситуационным заданиям.

    Самостоятельная работа обучающихся

    2

    1

    Повторение и закрепление изученного материала с использование конспекта лекции, учебника по теме «Рынок ценных бумаг, его значение, основные понятия. Ценные бумаги»

    0,5

    2

    Выполнение заданий для закрепления изученного материала

    1

    3

    Подготовка сообщения «Возникновение и функционирование фондовых бирж в Российской Федерации»

    0,5

    Тема  5.2.

    Участники рынка ценных бумаг

    Содержание учебного материала

    2

    1

    Профессиональные участники рынка ценных бумаг в качестве финансовых посредников рынка. Виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

    1

    2

    Порядок лицензирования профессиональной деятельности. Совмещение и ограничения профессиональных видов деятельности на рынке ценных бумаг. Брокерская и  дилерская деятельность, статус брокеров и дилеров, обязанности, виды оказываемых услуг, отличительные особенности.

    1

    3

    Финансовые и предпринимательские риски, возникающие при купле-продаже ценных бумаг.

    1

    1

    2

    3

    4

    Самостоятельная работа обучающихся

    1

    1

    Повторение и закрепление изученного материала с использование конспекта лекции, учебника по теме «Участники рынка ценных бумаг»

    0,5

    2

    Выполнение заданий для закрепления изученного материала

    0,5

    Тема 5.3.

    Фондовая биржа,     организация биржевой деятельности

    Содержание учебного материала

    2

    1

    Процесс обращения ценных бумаг на фондовой бирже. Механизм организации торговли ценными бумагами, способы торговли.

    2

    2

    Формирование доходов и расходов биржи.

    2

    3

    Организация внебиржевого рынка ценных бумаг.

    2

    Практические занятия

    2

    1

    Построение схемы взаимодействия участников рынка ценных бумаг при заключении сделок на вторичном рынке (на примере региональной биржи).

    Самостоятельная работа обучающихся

    2

    1

    Повторение и закрепление изученного материала с использование конспекта лекции, учебника по теме «Фондовая биржа,  организация биржевой деятельности»

    1

    2

    Выполнение заданий для закрепления изученного материала

    1

    Раздел 6. Специализированные кредитно-финансовые институты

    6

    Тема 6.1.

    Страховые компании, инвестиционные

    фонды, сберегательные учреждения, компании и банки

    Содержание учебного материала

    2

    1

    Лицензирование страховой деятельности. Государственный страховой надзор. Формы организации страховых компаний: государственные, акционерные, взаимные, кооперативные.

    2

    2

    Особенности формирования капитала. Эмиссионно-учредительская деятельность инвестиционных институтов. Деятельность на вторичном рынке ценных бумаг.

    2

    3

    Роль сберегательных институтов в вопросах социальной защиты населения. Специфика деятельности и многообразие форм сберегательных учреждений.

    2

    4

    Особенности развития сберегательных институтов в Российской Федерации.

    2

    Самостоятельная работа обучающихся

    1,5

    1

    Повторение и закрепление изученного материала с использование конспекта лекции, учебника по теме «Страховые компании, инвестиционные фонды, сберегательные учреждения, компании и банки»

    0,5

    2

    Подготовка доклада «Специализированные кредитно-финансовые институты, действующие в Воронежской области».

    1

    1

    2

    3

    4

    Тема 6.2.

    Финансовые компании, финансово-промышленные группы, кредитные товарищества, кредитные союзы

    Содержание учебного материала

    2

    1

    Финансовые компании как особый вид кредитного института. Виды финансовых компаний в зависимости от специализации: потребительские компании, компании по кредитованию продаж, компании по кредитованию бизнеса. Специфика деятельности финансовых компаний в Российской Федерации.

    2

    2

    Цели создания кредитных союзов, товариществ и обществ взаимного кредита. Состав участников.

    2

    3

    Кредитные потребительские кооперативы граждан в Российской Федерации: цели создания, участники, источники ресурсов, направления деятельности, управление и контроль за деятельностью.

    2

    4

    Назначение ломбардов как специфических кредитных учреждений. Развитие ломбардного бизнеса в Российской Федерации.

    2

    Самостоятельная работа обучающихся

    0,5

    1

    Повторение и закрепление изученного материала с использование конспекта лекции, учебника по теме «Финансовые компании, финансово-промышленные группы, кредитные товарищества, кредитные союзы»

    Всего:

    81

    Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:        

    1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

    2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

    3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

    3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ                      ДИСЦИПЛИНЫ «ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ»

    3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

    Реализация программы дисциплины «Финансы, денежное обращение и кредит» требует наличия учебного кабинета «Финансы, денежное обращение и кредит».

    Оборудование учебного кабинета: столы, стулья, доска, тематические стенды.

    Наглядные пособия: плакаты, раздаточный материал, инструкционно-технологические карты для проведения практических занятий.

    3.2. Информационное обеспечение обучения. Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

    Основные источники:

    1. Перекрестова Л.В. Финансы и кредит: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / Л.В. Перекрестова, Н.М. Романенко, С.П. Сазонов. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 336 с.
    2. Янин О.Е. Финансы, денежное обращение и кредит: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования / О.Е. Янин. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 256 с.

    Дополнительные источники:

    1. Акперов И.Г. Казначейская система исполнения бюджета Российской Федерации: учебное пособие / И.Г. Акперов, И.А. Коноплева, С.П. Головач; под ред. проф. И.Г. Акперова. – М.: КНОРУС, 2009. – 640 с.
    2. Кузнецова В.В. Банковское дело. Практикум: учебное пособие / В.В. Кузнецова, О.И. Ларина. – М.: КНОРУС, 2010. – 264 с.
    3. Перекрестова Л.В. Финансы и кредит: практикум : учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / Л.В. Перекрестова, Н.М. Романенко, Е.С. Старостина. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 224 с.
    4. Семибратова О.И. Банковское дело: учебник для нач. проф. образования / О.И. Семибратова. М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 224 с.
    5. Тавасиев А.М. Банковское дело: учеб. пособие / А.М. Тавасиев, В.А. Москвин, Н.Д. Эриашвили. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 287 с.
    6. Ходачник Г.Э. Основы банковского дела: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / Г.Э. Ходачник. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 256 с.

    Интернет-ресурсы:

    www.consultant.ru (Справочная правовая система «КонсультантПлюс»).


    4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ                     ДИСЦИПЛИНЫ «ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ»

    Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения студентами внеаудиторной самостоятельной работы.

    Результаты обучения

    (освоенные умения, усвоенные знания)

    Формы и методы контроля и оценки  

    результатов обучения

    Уметь:

     

    оперировать кредитно-финансовыми понятиями и категориями, ориентироваться в схемах построения и взаимодействия различных сегментов финансового рынка; 

    проверка заданий, выполненных на практических занятиях;   устный опрос; проверка заданий, выполненных студентами самостоятельно с целью закрепления изученного материала  

    проводить анализ показателей, связанных с денежным обращением; 

    проверка заданий, выполненных на практических занятиях; устный опрос; проверка заданий, выполненных студентами самостоятельно с целью закрепления изученного материала

    проводить анализ структуры государственного бюджета, источников финансирования дефицита бюджета; 

    проверка заданий, выполненных на практических занятиях; устный опрос; проверка индивидуального задания, выполненного самостоятельно

    составлять сравнительную характеристику различных ценных бумаг по степени доходности и риска. 

    проверка заданий, выполненных на практических занятиях; устный опрос; проверка заданий, выполненных студентами самостоятельно с целью закрепления изученного материала

    Знать:

     

    сущность финансов, их функции и роль в экономике; 

    устный опрос;   тестирование;   проверка сообщений, докладов; проверка заданий, выполненных студентами самостоятельно с целью закрепления изученного материала

    принципы финансовой политики и финансового контроля; 

    устный опрос; тестирование;      проверка заданий, выполненных студентами самостоятельно с целью закрепления изученного материала

    законы денежного обращения, сущность, виды и функции денег; 

    устный опрос;   тестирование;   проверка письменных самостоятельных работ; проверка заданий, выполненных студентами самостоятельно с целью закрепления изученного материала

    основные типы и элементы денежных систем, виды денежных реформ; 

    устный опрос; проверка заданий, выполненных студентами самостоятельно с целью закрепления изученного материала

    структуру кредитной и банковской системы, функции банков и классификацию банковских операций; 

    устный опрос; тестирование; проверка заданий, выполненных студентами самостоятельно с целью закрепления изученного материала; проверка сообщений

    цели, типы и инструменты денежно-кредитной политики; 

    устный опрос; проверка заданий, выполненных студентами самостоятельно с целью закрепления изученного материала

    структуру финансовой системы, принципы функционирования бюджетной системы и основы бюджетного устройства; особенности функционирования первичного и вторичного рынков ценных бумаг; 

    контрольная работа; устный опрос; тестирование; проверка индивидуального задания, выполненного самостоятельно 

    характер деятельности и функции профессиональных участников рынка ценных бумаг;

    устный опрос; проверка сообщений; проверка заданий, выполненных студентами самостоятельно с целью закрепления изученного материала

    характеристики кредитов и кредитной системы в условиях рыночной экономики; 

    устный опрос; проверка заданий, выполненных студентами самостоятельно с целью закрепления изученного материала

    особенности и отличительные черты развития кредитного дела и денежного обращения в России на основных этапах формирования ее экономической системы.

    устный опрос; проверка докладов 

            

    Результаты обучения (освоенные общие и профессиональные компетенции)

    Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

    ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

    Наблюдение и оценка деятельности студента в процессе обучения, на практических занятиях.

    ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

    Наблюдение и оценка работы на моделирование и решение нестандартных ситуаций, участие в деловых и ролевых играх.

    ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

    Наблюдение и оценка деятельности студентов при подготовке сообщений, докладов; оценивание заданий внеаудиторной самостоятельной работы студента.

    ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.

    Наблюдение за формированием навыков работы в информационных сетях; компьютерное тестирование; оценивание заданий внеаудиторной самостоятельной работы студента.

    ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

    Наблюдение за ролью и взаимодействием обучающихся в (микро)группе, парах.

    ПК 1.3. Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы.

    Устный опрос, проверка заданий внеаудиторной работы студентов

    ПК 2.4. Проводить процедуры инвентаризации финансовых обязательств организации.

    Устный опрос, проверка заданий внеаудиторной работы студентов

    ПК 4.4. Проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности.

    Устный опрос, проверка заданий внеаудиторной работы студентов

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа учебной дисциплины "Документационное обеспечение упраления" для специальности 38.02.01 -Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

    Рабочая программа учебной дисциплины предназначена для реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования  социально-экономического профиля в пределах основных образовател...

    Рабочая программа учебной дисциплины «Предпринимательство в торговле» по специальности "38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)" (ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ)

    Программа разработана на дисциплину вариативной части  ОПОП по специальности 38.02.01 "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)"...

    Рабочая программа по дисциплине "Налоги и налогообложение" для специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

    Рабочая программа по дисциплине "Налоги и налогообложение" для специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям). СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ...

    Рабочая программа по дисциплине "Документационное обеспечение управления" для специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

    Является частью учебно-методического комплекса. Рабочая пргорамма дисциплины "Документационное обеспечение управления" разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта по...

    Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.17 Экология для специальностей: 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям) 38.02.04 Коммерция (по отраслям) 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров .

    Рабочая программа разработана на основе примерной программы, рекомендованной ФГАУ «ФИРО» для реализации программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) на базе основного общего образования с ...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины Финансы, денежное обращение и кредит специальность 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  учебной  дисциплины Финансы, денежное обращение и кредит  специальность 38.02.01  Экономика  и бухгалтерский учет (по отраслям)...

    Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы Учебная дисциплина ОП.06. Финансы, денежное обращение и кредит Специальность 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет

    Методические рекомендации  по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы Учебная дисциплина ОП.06. Финансы, денежное обращение и кредит Специальность 38.02.01 Экономика  и бухгалтерский...