разработка урока
методическая разработка на тему

Сиразов Ильгизар Нурлисламович

Методическая разработка урока по основам бухгалтерского учета

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_uroka.docx528.19 КБ
Файл metodicheskaya_razrabotka_uroka.docx528.19 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение  

«АПАСТОВСКИЙ АГРАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

«Корреспонденция счетов»

Учебная дисциплина «Основы бухгалтерского учета

Курс обучения: 1 год 10 месяцев

Специальность: 38.02.01. Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

                                              Автор: преподаватель общепрофессиональных

дисциплин 1 категории Сиразов Ильгизар

Нурлисламович

2016 г.


Аннотация на методическую разработку открытого урока

Данная методическая разработка урока выполнена по методике В.Д. Шадрикова, что в настоящий момент является актуальным, так как задача педагога в ходе написания конспекта урока – продемонстрировать владение материалом по преподаваемому предмету и достаточный уровень сформированности педагогических компетенций, позволяющих ему эффективно решать педагогические задачи при реализации учебной программы.

Методическая разработка содержит правила двойной записи, которое заключается в следующем: любая хозяйственная операция отражается одновременно на двух счетах – в дебете одного счета и кредите другого счета.

          Главная цель проведения: изучить характеристику бухгалтерских проводок, освоить методику их составления на основании хозяйственных операций.

Цель разработки: достижение продуктивного уровня усвоения новых знаний, умений и навыков в процессе изучения темы «Корреспонденция счетов», развитие своей практической деятельности посредством составления бухгалтерских проводок; различие в ходе занятия активные, активно-пассивные и пассивные счета.

Методическая разработка может быть использована преподавателями средних специальных учебных заведений при проведении уроков по учебной дисциплине «Основы бухгалтерского учета».

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная методическая разработка предназначена для проведения уроков теоретического обучения по учебной дисциплине «Основы бухгалтерского учета», тема «Корреспонденция счетов»  для студентов 1 курса, обучающихся по  специальности 38.02.01. Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).  Основной  целью была подготовка студентов  к сдаче  экзамена по учебной дисциплине.  

Данный урок – это  урок изучения нового материала; методы: обучения – диалогический; преподавания – объяснительно – побуждающий; учения – репродуктивный;

Форма обучения: групповая

Вид урока: рассказ, демонстрация.

Урок разработан с элементами современных педагогических технологий, что позволяет обеспечить  личностное развитие студента и  повысить качество образования.  В разработке представлены:   план урока, конспект урока раздаточный материал для работы студентов по группам и задания для закрепления зданий. 

В ходе урока у обучающихся формируются  профессиональные и общие компетенции:

 ПК 1.2 Разрабатывать и согласовать с руководством организации рабочий план счетов бухгалтерского учета организации.

 ПК 1.4 Формировать бухгалтерские проводки по учету имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета.

 ОК.1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

 ОК.2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

 ОК.6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

 ОК.7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий

Актуальность методической разработки открытого урока обусловлена потребностями работодателей, которым важны такие качества как  толерантность, самостоятельность, ответственность, компетентность, аккуратность. Обучающийся теперь должен не просто овладеть знаниями, но уметь думать, анализировать, выбирать правильные пути решения, работать в группе и адекватно оценивать свою работу. 

Цель разработки: достижение продуктивного уровня усвоения новых знаний, умений и навыков в процессе изучения темы «Корреспонденция счетов», развитие своей практической деятельности посредством составления бухгалтерских проводок; различие в ходе занятия активные, активно-пассивные и пассивные счета.

План урока

          Наименование учебной дисциплины и темы:

- Основы бухгалтерского учета

Специальность:  38.02.01. Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Курс: 1

Группа: 216

Тема: «Корреспонденция счетов»

Продолжительность урока: 1 час  30 минут

Формируемые компетенции:

ПК 1.2 Разрабатывать и согласовать с руководством организации рабочий план счетов бухгалтерского учета организации.

 ПК 1.4 Формировать бухгалтерские проводки по учету имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета.

 ОК.1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

 ОК.2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

 ОК.6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

 ОК.7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий

Тип урока: изучение нового материала

Форма проведения: Лекция с просмотром презентации, наглядности, репродуктивности, проблемного обучения, самостоятельной работы.

Методы:

  • диалогический
  • объяснительно – побуждающий;
  • репродуктивный.

Цели урока:

Дидактическая (обучающая): изучить характеристику бухгалтерских проводок, освоить методику их составления на основании хозяйственных операций.

II. Развивающая: организовывать свою практическую деятельность посредством составления бухгалтерских проводок; различать в ходе занятия активные, активно-пассивные и пассивные счета

III. Воспитательная: проводить оценку своей учебной деятельности по выполнению теоретических заданий; испытывать чувство ответственности при выполнении самостоятельной работы, умение работать в коллективе, аккуратность при составлении бухгалтерских проводок.

Мотивация работы студентов: профессиональная направленность изучаемого материала, рейтинговая оценка контроля знаний.

В результате изучения темы студент должен:

уметь:

- контролировать соблюдение законности при использовании денежных, материальных и финансовых ресурсов;

- разрабатывать инструктивные указания и другие нормативные документы по вопросам учета, контроля и анализа финансово-хозяйственной организации;

- самостоятельно принимать решения по вопросам, связанным с учетно-экономической деятельностью, излагать свое мнение письменно и устно, выступать с отчетами и докладами;

- применять нормативное регулирование бухгалтерского учета;

- ориентироваться на международные стандарты финансовой отчетности;

- соблюдать требования к бухгалтерскому учету;

- следовать методам и принципам бухгалтерского учета;

- использовать формы и счета бухгалтерского учета;

знать:

- первичную документацию и регистры бухгалтерского учета;

- нормативное регулирование бухгалтерского учета и отчетности;

- международные стандарты финансовой отчетности;

- понятие бухгалтерского учета;

- сущность и значение бухгалтерского учета;

- историю бухгалтерского учета;  

- основные требования к ведению бухгалтерского учета;

- предмет, метод и принципы бухгалтерского учета;

- план счетов бухгалтерского учета;

- формы бухгалтерского учета;                                                                                            

Междисциплинарная связь: экономика, математика, анализ финансово-хозяйственной деятельности, культура делового общения, русский язык и культура речи.

Внутри дисциплинарная связь: документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации.

Методическое обеспечение урока:

  1. Рабочая программа учебной дисциплины «Основы бухгалтерского учета», календарно – тематический план, план – конспект урока;
  2. Раздаточный материал по теме группового задания;
  3. Презентация - слайды для закрепления, объяснения содержания урока;

Техническое обеспечение урока:

  1. Ноутбук;
  2. Проектор;
  3. Использование учебной доски;
  4. Калькуляторы.
  5. Презентация (PowerPoint)

Источники информации:

Основные источники:

1. А.И. Гомола, В.Е.Кириллов, «Теория бухгалтерского учета», 2011 год.

2. Е.М. Лебедева, «Бухгалтерский учет» практикум, 2011 год.

3. А.И. Гомола, В.Е.Кириллов, «Бухгалтерский учет», 6-е изд., 2011 год.

Дополнительные источники:

 1. Р.Н.Расторгуев «Бухгалтерский учет в с/х организациях», 2012 год.

2. Н.В.Брыкова, «Основы бухгалтерского учета», 2012 год.

3. Портфель бухгалтера: нормативные документы, основные средства.

4. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению.

5. Интернет – ресурсы.

Электронный формат: Н.В.Брыкова «Основы бухгалтерского учета» рабочая тетрадь.

Этапы урока:

  1. Организационный момент, постановка цели и задач урока, мотивация учебной деятельности обучающихся – 5 минут
  2. Актуализация знаний – 15 минут
  3. Изучение нового учебного материала  – 40  минут
  4. Закрепление изученного материала – 15 минут
  5. Проверка выполненных работ и обсуждение допущенных     ошибок – 5 минут
  6. Информация о домашнем задании  – 3 минуты
  7. Подведение итогов – 2 минуты
  8. Рефлексия (подведение итогов занятия) – 5 минуты


Ход урока  

Этапы урока

Содержание этапов урока

1. Организационная часть

Цели для преподавателя:

  • создать условия для возникновения у студентов внутренней потребности включения в учебную деятельность;
  • вызвать интерес к предстоящей теме урока;
  • способствовать повышению мотивации учения.

Цели для студентов:

  • включиться в учебную деятельность;
  • подготовиться к восприятию нового учебного материала (способов практической деятельности)

1.1. Приветствие студентов и присутствующих педагогов.

1.2. Создание доброжелательной обстановки.

1.3. Проверка наличия обучающихся.

1.4. Проверка готовности к уроку.

1.5. Объяснение структуры урока.

1.6. Целевая установка на урок.

Здравствуйте ребята. (проверка присутствующих). Добрый день Уважаемые гости и преподаватели! Я рад видеть Вас на нашем   уроке.  И наше занятие я бы хотел начать с таких слов: «Учитель – человек, который может делать трудные вещи, легкими» Вот и я сегодня постараюсь сделать урок интересным, легким и продуктивным. 

Для того, чтобы урок прошел плодотворно и эффективно, обозначим его этапы:

1 этап - выполнение домашнего задания. Для этого я приготовил задание в виде разноцветной таблицы, которая находится на экране, и вы должны угадать: каким цветом выделены активные, пассивные и активно-пассивные счета. Кроме того, Вам необходимо дать характеристику этих счетов, дать как можно больше ответов на поставленные вопросы преподавателя. (слайд 2)

2 этап - Изучим новый материал по теме «Корреспонденция счетов» и каждая из Вас составит бухгалтерские проводки, с которым самостоятельно укажет перед группой, параллельно заполните схему – конспект, которая будет проверена через показ слайдов – презентаций ( слайды 3-14)

3 этап - Закрепим изученный материал, для этого выполним задание «правильно ли составлены бухгалтерские проводки» (слайд 15-16)

  1. этап - На последнем этапе урока мы решим задачу на доске (самостоятельно) и обсудим допущенные ошибки. (Сборник задач по бухгалтерскому учету)

Наш с Вами урок я бы хотел начать с самого простого: бухгалтерский учет нельзя знать наизусть, а можно только понять. Мы вспомним о том, как мы привыкли распоряжаться деньгами и их делить, где «моё», а где «чужое». Постараемся узнать, зачем придумали учет, как он возник, какая от него польза, во что превратили и почему он стал таким непонятным. Сформируем понятие прибыли и убытка, почему прибыль в пассиве, а убытки в активе. Тема сегодняшнего занятия: «Корреспонденция счетов» (слайд 3)

Студенты записывают тему урока.     

Для того, чтобы стать компетентными специалистами, Вам необходимо хорошо усвоить теоретический материал и научиться применять полученные знания и умения при выполнении практических работ, а в дальнейшем и для выполнения дипломного проекта.

2. Актуализация знаний.

Цели для преподавателя:

  • установить межпредметные связи по спецпредметам.
  • установить уровень усвоения знаний, умений.
  • определить ошибки и пробелы в знаниях.
  • стимулировать активность и инициативу студентов.

Цели для студентов:

  • активизировать знания, необходимые для действия в новой ситуации.
  • проявлять самостоятельность и логическое мышление.
  • Выполнить расчет в соответствии с предъявляемыми требованиями.

2.1. Актуализация опорных знаний и способов действий (проводится опрос студентов по заданному на дом материалу с использованием дифференцированного подхода к оценке результатов усвоения )

Прежде чем приступить к изучению нового материала, вспомним, что мы изучали на прошлом занятии, это поможет эффективнее освоить  новую тему.

Давайте будем логически размышлять.

Не зная план счетов, не зная активов, пассивов и активо-пассивов, в то же время не зная характеристику этих счетов, сможем ли мы изучить принципы двойной записи и бухгалтерские проводки.

Вспомним пройденный материал. Наша цель – определить готовность к освоению нового учебного материала путем повторения. (слайд 2)

Проводится опрос студентов по пройденному материалу, баллы за устные ответы озвучиваются сразу. Отвечающий перечисляет нумерацию счетов, дает характеристику счетам и указывая формулу находит сальдо конечное, т.е. остаток на конец отчетного периода (выполняет расчет).

Задания в приложении 1

3. Изучение нового учебного материала.

Цели для преподавателя:

  • обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний, связей и отношений в изучении основных понятий и темы в целом.
  • способствовать развитию познавательных способностей обучающихся посредством составления проводок на заданную тему
  • формирования умений рационального составления конспекта лекций после изучения темы урока.

Цели для студентов:

  • понять объясняемый материал, запомнить определения, осмыслить изучаемый материал;
  • Составить бухгалтерские проводки по заданной теме;
  • Составить краткий конспект по изучаемому материалу.

3.1. Проводится объяснение нового учебного материала, основные положения новой темы тезисно выводятся на экране. Обучающиеся слушают, осмысливают и конспектируют.

Возникают актуальные вопросы бизнеса? При изучении экономику организации, мы уже сталкивались с этими вопросами.

  1. Почему учредители не могут без скандала разделить имущество?
  2. Почему прибыль есть, а денег нет?
  3. Почему бухгалтерия работает на государство, а предприятие на бухгалтерию?
  4. Почему мы засыпаем уже на пятой странице, читая учебник по бухгалтерскому учету?

Бухгалтерский учет – самая уязвимая точка руководителей!

Запомните навсегда!

Если есть учредители, бухгалтерия, предприятие – то должен быть какой-то документ, а документ в бухгалтерии обязательно сопровождается бухгалтерскими проводками.

Вот перед Вами лежат первичные бухгалтерские документы. Они все сопровождаются бухгалтерскими проводками, т.е. любая хозяйственная операция отражается одновременно на двух счетах :дебета одного счета и в кредите другого счета. Чтобы Вам было понятно скажем, какой счет дебетуется и какой счет кредитуется.

И сегодняшняя наша тема «Корреспонденция счетов» (слайд4)

На этом уроке я расскажу, что такое проводки и как правильно их отражать в бухучете. Здесь вы узнаете, что такое двойная запись в бухгалтерском учете. Каждый день на предприятии совершается множество хозяйственных операций: покупка материалов, продажа товаров, покупка основных средств, расчет и выдача заработной платы и прочее. Как же происходит учет всех этих операций с помощью бухгалтерских счетов?

Важнейшим правилом ведения бухгалтерского учета при помощи счетов является правило двойной записи, которое заключается в следующем: любая хозяйственная операция отражается одновременно на двух счетах дебете одного счета и в кредите другого счета.

Например, списаны материалы в производство на сумму 6000 руб.(слайд4)

Д             10            К                                                 Д           20         К

____________________                                           ________________    

                  !          6000                    ___________          6000         !

                  !                                                                                        !

  В данной   операции участвуют два активных счета. Так как

материалы выбыли со склада, то сумма 6000 отражается на кредите счета 10, материалы поступили в производство, поэтому эта же сумма будет проходить на дебете счета 20.

Бухгалтерская проводка для данной операции будет – Д20 К10.

(слайд 5)

Взаимосвязь между счетами называется корреспонденцией счетов, а сами счета – корреспондирующими.

Указание корреспонденции счетов называется бухгалтерской проводкой.  

Составить бухгалтерскую проводку – значит указать, какой счет

дебетуется, а какой кредитуется и на какую сумму. (слайд 6)

Каждая хозяйственная операция должна быть подтверждена соответствующими первичными документами, на основании которых составляется бухгалтерская проводка

А пока уясним для себя, что проводку мы можем делать только при наличии документа.

Важнейшее правило для каждого бухгалтера:

Нет документа — нет проводки! (слайд 7)

Рассмотрим на примерах, как составляются бухгалтерские проводки.

Задание 1.

Составить бухгалтерские проводки для следующих хозяйственных операций. (слайд 9 )

1.        Погашен краткосрочный кредит банка с расчетного счета:

А) определим, какие счета участвуют в операции, в нашем случае это активный счет 51 и пассивный счет 66;

Б) сначала определимся с одним счетом. Для этого следует выбрать чисто активный или чисто пассивный счет, потому что именно на активных и пассивных счетах действуют строгие правила

Д    активный счет   К                           Д    пассивный счет   К

_____________________                        ______________________

     +            !             -                                   -                !              +

Увеличение  !  Уменьшение               Уменьшение   !     Увеличение

Лучше всего, если это будет активный денежный счет (в нашем примере это счет 51). Так как деньги выбыли с расчетного счета (уменьшение в кредите активного счета), то активный счет 51 кредитуется, при этом уменьшается задолженность за кредит, значит, пассивный счет 66 дебетуется.

Проводка для этой хозяйственной операции будет -? (слайд 10)

( студенты сами подсказывают правильную бухгалтерскую проводку)

2.Получены нематериальные активы от учредителей:

(Слайд 11)

А) в данной операции участвуют активный счет 04 и активно-пассивный счет 75;

Б) определимся с активным счетом 04. Нематериальные активы получены (Увеличение в дебете активного счета), поэтому счет 04 дебетуется, в результате этой операции появляется кредиторская задолженность перед учредителями, что отражается на кредите активно-пассивного счета 75.

 Проводка для данной операций будет –?  ( студенты сами подсказывают правильную бухгалтерскую проводку)

3.        Перечислены налоги в бюджет: (слайд 12 )

А) в данной операции участвуют активный счет 51, так как налоги – это денежные средства предприятия, и пассивный счет 68;

Б) определимся с активным счетом 51. Деньги перечислены с расчетного счета (уменьшение в кредите активного счета), поэтому счет 51 кредитуется, при этом будет погашена задолженность бюджету по налогам, следовательно, пассивный счет 68 будет отражаться в дебете.

Проводка для данной операций будет –? ( студенты сами подсказывают правильную бухгалтерскую проводку)

4.Покрыт убыток за счет средств резервного капитала: (слайд 13)

А) в данной операции участвуют пассивный счет 82 и активно – пассивный счет 99;

Б) определимся с пассивным счетом 82. Резервный капитал уменьшается (уменьшение в дебете пассивного счета), поэтому счет 82 дебетуется, уменьшение убытка будет показано на кредите активно-пассивного счета 99.

Проводка для данной операции будет –? (студенты сами подсказывают правильную бухгалтерскую проводку)

5.Увеличен уставный капитал за счет средств добавочного капитала: (слайд 14)

А) в данной операции участвуют два пассивных счета – 80 и 83;

Б) определимся сначала с одним счетом, например со счетом 80. Уставный капитал увеличивается (увеличение в кредите пассивного счета), поэтому пассивный счет 80 кредитуется, а уменьшение в пассивном счете 83 будет показано в дебете.

Проводка для данной операций будет –?      (студенты сами подсказывают правильную бухгалтерскую проводку)

 

4.        Закрепление изученного материала.

Цели для преподавателя:

  • Получить достоверную информацию о достижении всеми студентами запланированных результатов обучения.
  • Организовать активные самостоятельные действия обучающихся с содержанием нового материала.

Цели для студентов:

  • Самостоятельно выполнять задания
  • Осуществлять самоконтроль (взаимоконтроль) результатов учебной деятельности.
  1. 4.1.Закрепление изученного материала проводится в виде задания «Верно ли составлены проводки к указанным операциям» и выполнения самостоятельной работы в виде решения задачи на доске.

Для того, чтобы понять, усвоили ли Вы новую тему, выполните задание «Верно ли составлены проводки к указанным операциям» представленное на слайде №16. А вот здесь нужен русский язык. Потому, что очень важную роль играют окончании и предлоги слов. Если окончание «ам», то это приход –дебет, предлог «от» расход-кредит.

Задания в приложении 2

Теперь проведем самостоятельную работу. Каждая из вас решает задачу, связанную с активными счетами и обязательно надо указать правильные бухгалтерские проводки.

При решении задачи, мы еще раз вспомним пройденный материал – активные счета, их характеристику и за одно составим бухгалтерские проводки к хозяйственным операциям, т.е. еще раз закрепляем сегодняшнюю изученную тему. Вот здесь и нужна нам математика. (студенты самостоятельно решают задачу, желающий студент работает на доске)

Задача в приложении 3 (самостоятельная работа)

5.Проверка выполненных работ и обсуждение допущенных ошибок. 

Цели для преподавателя:

  • провести анализ успешности достижения цели урока, перспектив последующей работы

Цели для студентов:

  • проанализировать ответы на поставленные вопросы и поставить собственную оценку по результатам урока в целом и своей учебной деятельности в частности.

5.1. Анализа выполнения заданий.

Сейчас мы проведем анализ выполненных заданий, внимание на экран.

Студенты проверяют работы совместно с преподавателем, который объявляет варианты правильных ответов.

(Слайд 16)

6.Задание на дом.

Цели для преподавателя:

  • Поставить цели самостоятельной работы студентов (что должны сделать в ходе выполнения домашнего задания)

Цели для студентов:

  • уяснить цели и содержание домашнего задания

6.1. Задание на дом.

Переходим к заключительному этапу нашего занятия. Дома Вам необходимо продолжить изучение данной темы самостоятельно.

Используемая литература:

  1. Н.В.Брыкова. Основы бухгалтерского учета. стр. 26-29.
  2. Н.В.Брыкова, Бухгалтерский учет, сборник задач, стр. 22-26.

Задание 2. К данным проводкам сформулируйте хозяйственные операции.

  1. Д51 К66;    2) Д04 К75;    3) Д60 К51;   4) Д76 К50;

7.Подведение итогов. Рефлексия

Цели для преподавателя:

  • Подвести итоги  занятия и определить совместно со студентами, что на уроке они узнали нового, а что вызвало наибольшее затруднение.

Цели для студентов:

  • Ответить на вопросы преподавателя и сделать вывод по усвоению материала.

7.1. Подводим итог занятия.

Подводя итог сегодняшнего урока, хочу сказать, что целей, поставленных в начале урока мы достигли. Мы рассмотрели основные вопросы двойной записи, бухгалтерских проводок. Сами составили бухгалтерские проводки. Самостоятельно решили задачу. Нашли свои ошибки, проанализировали выполненные задания.

Надеюсь, что полученные знания Вам помогут при прохождении производственной практики на предприятиях нашего района, а также для разработки курсового и дипломного проекта.  

Хотелось бы узнать, что вызвало у Вас наибольшее затруднение в процессе урока? Что помешало Вам ответить на все вопросы? Хотели бы Вы провести и последующие занятия, работая в группе? ( слайд 17)

Далее объявляются оценки, полученные в ходе урока. 

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Задача. На начало месяца предприятие имеет задолженность поставщикам 10000 руб. В течение месяца отражены следующие хозяйственные операции:

  1. Погашен задолженность поставщикам 4000 руб.
  2. Получены основные средства от поставщиков 27000 руб.
  3. Оплачен счет за основные средства 27000 руб.
  4. Погашено полностью задолженность поставщикам 6000 руб.
  5. Получены материалы от поставщика 2000 руб.

Задание. Оформить пассивный счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», рассчитать обороты и сальдо.

Решение:

ДЕБЕТ                                           60                                    КРЕДИТ

                                                          !                     Сн =10000

Обороты по дебету -                       !     Обороты по кредиту-

уменьшение задолженности          !      увеличение задолженности

  1. 4000                                           !           2) 27000

3)27000                                           !           5) 2000

4) 6000                                            !

  Од = 37000                                   !        Ок = 29000

                                                        !  Ск= 10000+29000 -37000 = 2000

                                                 



Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение  

«АПАСТОВСКИЙ АГРАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

«Корреспонденция счетов»

Учебная дисциплина «Основы бухгалтерского учета

Курс обучения: 1 год 10 месяцев

Специальность: 38.02.01. Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

                                              Автор: преподаватель общепрофессиональных

дисциплин 1 категории Сиразов Ильгизар

Нурлисламович

2016 г.


Аннотация на методическую разработку открытого урока

Данная методическая разработка урока выполнена по методике В.Д. Шадрикова, что в настоящий момент является актуальным, так как задача педагога в ходе написания конспекта урока – продемонстрировать владение материалом по преподаваемому предмету и достаточный уровень сформированности педагогических компетенций, позволяющих ему эффективно решать педагогические задачи при реализации учебной программы.

Методическая разработка содержит правила двойной записи, которое заключается в следующем: любая хозяйственная операция отражается одновременно на двух счетах – в дебете одного счета и кредите другого счета.

          Главная цель проведения: изучить характеристику бухгалтерских проводок, освоить методику их составления на основании хозяйственных операций.

Цель разработки: достижение продуктивного уровня усвоения новых знаний, умений и навыков в процессе изучения темы «Корреспонденция счетов», развитие своей практической деятельности посредством составления бухгалтерских проводок; различие в ходе занятия активные, активно-пассивные и пассивные счета.

Методическая разработка может быть использована преподавателями средних специальных учебных заведений при проведении уроков по учебной дисциплине «Основы бухгалтерского учета».

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная методическая разработка предназначена для проведения уроков теоретического обучения по учебной дисциплине «Основы бухгалтерского учета», тема «Корреспонденция счетов»  для студентов 1 курса, обучающихся по  специальности 38.02.01. Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).  Основной  целью была подготовка студентов  к сдаче  экзамена по учебной дисциплине.  

Данный урок – это  урок изучения нового материала; методы: обучения – диалогический; преподавания – объяснительно – побуждающий; учения – репродуктивный;

Форма обучения: групповая

Вид урока: рассказ, демонстрация.

Урок разработан с элементами современных педагогических технологий, что позволяет обеспечить  личностное развитие студента и  повысить качество образования.  В разработке представлены:   план урока, конспект урока раздаточный материал для работы студентов по группам и задания для закрепления зданий. 

В ходе урока у обучающихся формируются  профессиональные и общие компетенции:

 ПК 1.2 Разрабатывать и согласовать с руководством организации рабочий план счетов бухгалтерского учета организации.

 ПК 1.4 Формировать бухгалтерские проводки по учету имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета.

 ОК.1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

 ОК.2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

 ОК.6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

 ОК.7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий

Актуальность методической разработки открытого урока обусловлена потребностями работодателей, которым важны такие качества как  толерантность, самостоятельность, ответственность, компетентность, аккуратность. Обучающийся теперь должен не просто овладеть знаниями, но уметь думать, анализировать, выбирать правильные пути решения, работать в группе и адекватно оценивать свою работу. 

Цель разработки: достижение продуктивного уровня усвоения новых знаний, умений и навыков в процессе изучения темы «Корреспонденция счетов», развитие своей практической деятельности посредством составления бухгалтерских проводок; различие в ходе занятия активные, активно-пассивные и пассивные счета.

План урока

          Наименование учебной дисциплины и темы:

- Основы бухгалтерского учета

Специальность:  38.02.01. Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Курс: 1

Группа: 216

Тема: «Корреспонденция счетов»

Продолжительность урока: 1 час  30 минут

Формируемые компетенции:

ПК 1.2 Разрабатывать и согласовать с руководством организации рабочий план счетов бухгалтерского учета организации.

 ПК 1.4 Формировать бухгалтерские проводки по учету имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета.

 ОК.1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

 ОК.2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

 ОК.6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

 ОК.7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий

Тип урока: изучение нового материала

Форма проведения: Лекция с просмотром презентации, наглядности, репродуктивности, проблемного обучения, самостоятельной работы.

Методы:

  • диалогический
  • объяснительно – побуждающий;
  • репродуктивный.

Цели урока:

Дидактическая (обучающая): изучить характеристику бухгалтерских проводок, освоить методику их составления на основании хозяйственных операций.

II. Развивающая: организовывать свою практическую деятельность посредством составления бухгалтерских проводок; различать в ходе занятия активные, активно-пассивные и пассивные счета

III. Воспитательная: проводить оценку своей учебной деятельности по выполнению теоретических заданий; испытывать чувство ответственности при выполнении самостоятельной работы, умение работать в коллективе, аккуратность при составлении бухгалтерских проводок.

Мотивация работы студентов: профессиональная направленность изучаемого материала, рейтинговая оценка контроля знаний.

В результате изучения темы студент должен:

уметь:

- контролировать соблюдение законности при использовании денежных, материальных и финансовых ресурсов;

- разрабатывать инструктивные указания и другие нормативные документы по вопросам учета, контроля и анализа финансово-хозяйственной организации;

- самостоятельно принимать решения по вопросам, связанным с учетно-экономической деятельностью, излагать свое мнение письменно и устно, выступать с отчетами и докладами;

- применять нормативное регулирование бухгалтерского учета;

- ориентироваться на международные стандарты финансовой отчетности;

- соблюдать требования к бухгалтерскому учету;

- следовать методам и принципам бухгалтерского учета;

- использовать формы и счета бухгалтерского учета;

знать:

- первичную документацию и регистры бухгалтерского учета;

- нормативное регулирование бухгалтерского учета и отчетности;

- международные стандарты финансовой отчетности;

- понятие бухгалтерского учета;

- сущность и значение бухгалтерского учета;

- историю бухгалтерского учета;  

- основные требования к ведению бухгалтерского учета;

- предмет, метод и принципы бухгалтерского учета;

- план счетов бухгалтерского учета;

- формы бухгалтерского учета;                                                                                            

Междисциплинарная связь: экономика, математика, анализ финансово-хозяйственной деятельности, культура делового общения, русский язык и культура речи.

Внутри дисциплинарная связь: документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации.

Методическое обеспечение урока:

  1. Рабочая программа учебной дисциплины «Основы бухгалтерского учета», календарно – тематический план, план – конспект урока;
  2. Раздаточный материал по теме группового задания;
  3. Презентация - слайды для закрепления, объяснения содержания урока;

Техническое обеспечение урока:

  1. Ноутбук;
  2. Проектор;
  3. Использование учебной доски;
  4. Калькуляторы.
  5. Презентация (PowerPoint)

Источники информации:

Основные источники:

1. А.И. Гомола, В.Е.Кириллов, «Теория бухгалтерского учета», 2011 год.

2. Е.М. Лебедева, «Бухгалтерский учет» практикум, 2011 год.

3. А.И. Гомола, В.Е.Кириллов, «Бухгалтерский учет», 6-е изд., 2011 год.

Дополнительные источники:

 1. Р.Н.Расторгуев «Бухгалтерский учет в с/х организациях», 2012 год.

2. Н.В.Брыкова, «Основы бухгалтерского учета», 2012 год.

3. Портфель бухгалтера: нормативные документы, основные средства.

4. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению.

5. Интернет – ресурсы.

Электронный формат: Н.В.Брыкова «Основы бухгалтерского учета» рабочая тетрадь.

Этапы урока:

  1. Организационный момент, постановка цели и задач урока, мотивация учебной деятельности обучающихся – 5 минут
  2. Актуализация знаний – 15 минут
  3. Изучение нового учебного материала  – 40  минут
  4. Закрепление изученного материала – 15 минут
  5. Проверка выполненных работ и обсуждение допущенных     ошибок – 5 минут
  6. Информация о домашнем задании  – 3 минуты
  7. Подведение итогов – 2 минуты
  8. Рефлексия (подведение итогов занятия) – 5 минуты


Ход урока  

Этапы урока

Содержание этапов урока

1. Организационная часть

Цели для преподавателя:

  • создать условия для возникновения у студентов внутренней потребности включения в учебную деятельность;
  • вызвать интерес к предстоящей теме урока;
  • способствовать повышению мотивации учения.

Цели для студентов:

  • включиться в учебную деятельность;
  • подготовиться к восприятию нового учебного материала (способов практической деятельности)

1.1. Приветствие студентов и присутствующих педагогов.

1.2. Создание доброжелательной обстановки.

1.3. Проверка наличия обучающихся.

1.4. Проверка готовности к уроку.

1.5. Объяснение структуры урока.

1.6. Целевая установка на урок.

Здравствуйте ребята. (проверка присутствующих). Добрый день Уважаемые гости и преподаватели! Я рад видеть Вас на нашем   уроке.  И наше занятие я бы хотел начать с таких слов: «Учитель – человек, который может делать трудные вещи, легкими» Вот и я сегодня постараюсь сделать урок интересным, легким и продуктивным. 

Для того, чтобы урок прошел плодотворно и эффективно, обозначим его этапы:

1 этап - выполнение домашнего задания. Для этого я приготовил задание в виде разноцветной таблицы, которая находится на экране, и вы должны угадать: каким цветом выделены активные, пассивные и активно-пассивные счета. Кроме того, Вам необходимо дать характеристику этих счетов, дать как можно больше ответов на поставленные вопросы преподавателя. (слайд 2)

2 этап - Изучим новый материал по теме «Корреспонденция счетов» и каждая из Вас составит бухгалтерские проводки, с которым самостоятельно укажет перед группой, параллельно заполните схему – конспект, которая будет проверена через показ слайдов – презентаций ( слайды 3-14)

3 этап - Закрепим изученный материал, для этого выполним задание «правильно ли составлены бухгалтерские проводки» (слайд 15-16)

  1. этап - На последнем этапе урока мы решим задачу на доске (самостоятельно) и обсудим допущенные ошибки. (Сборник задач по бухгалтерскому учету)

Наш с Вами урок я бы хотел начать с самого простого: бухгалтерский учет нельзя знать наизусть, а можно только понять. Мы вспомним о том, как мы привыкли распоряжаться деньгами и их делить, где «моё», а где «чужое». Постараемся узнать, зачем придумали учет, как он возник, какая от него польза, во что превратили и почему он стал таким непонятным. Сформируем понятие прибыли и убытка, почему прибыль в пассиве, а убытки в активе. Тема сегодняшнего занятия: «Корреспонденция счетов» (слайд 3)

Студенты записывают тему урока.     

Для того, чтобы стать компетентными специалистами, Вам необходимо хорошо усвоить теоретический материал и научиться применять полученные знания и умения при выполнении практических работ, а в дальнейшем и для выполнения дипломного проекта.

2. Актуализация знаний.

Цели для преподавателя:

  • установить межпредметные связи по спецпредметам.
  • установить уровень усвоения знаний, умений.
  • определить ошибки и пробелы в знаниях.
  • стимулировать активность и инициативу студентов.

Цели для студентов:

  • активизировать знания, необходимые для действия в новой ситуации.
  • проявлять самостоятельность и логическое мышление.
  • Выполнить расчет в соответствии с предъявляемыми требованиями.

2.1. Актуализация опорных знаний и способов действий (проводится опрос студентов по заданному на дом материалу с использованием дифференцированного подхода к оценке результатов усвоения )

Прежде чем приступить к изучению нового материала, вспомним, что мы изучали на прошлом занятии, это поможет эффективнее освоить  новую тему.

Давайте будем логически размышлять.

Не зная план счетов, не зная активов, пассивов и активо-пассивов, в то же время не зная характеристику этих счетов, сможем ли мы изучить принципы двойной записи и бухгалтерские проводки.

Вспомним пройденный материал. Наша цель – определить готовность к освоению нового учебного материала путем повторения. (слайд 2)

Проводится опрос студентов по пройденному материалу, баллы за устные ответы озвучиваются сразу. Отвечающий перечисляет нумерацию счетов, дает характеристику счетам и указывая формулу находит сальдо конечное, т.е. остаток на конец отчетного периода (выполняет расчет).

Задания в приложении 1

3. Изучение нового учебного материала.

Цели для преподавателя:

  • обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний, связей и отношений в изучении основных понятий и темы в целом.
  • способствовать развитию познавательных способностей обучающихся посредством составления проводок на заданную тему
  • формирования умений рационального составления конспекта лекций после изучения темы урока.

Цели для студентов:

  • понять объясняемый материал, запомнить определения, осмыслить изучаемый материал;
  • Составить бухгалтерские проводки по заданной теме;
  • Составить краткий конспект по изучаемому материалу.

3.1. Проводится объяснение нового учебного материала, основные положения новой темы тезисно выводятся на экране. Обучающиеся слушают, осмысливают и конспектируют.

Возникают актуальные вопросы бизнеса? При изучении экономику организации, мы уже сталкивались с этими вопросами.

  1. Почему учредители не могут без скандала разделить имущество?
  2. Почему прибыль есть, а денег нет?
  3. Почему бухгалтерия работает на государство, а предприятие на бухгалтерию?
  4. Почему мы засыпаем уже на пятой странице, читая учебник по бухгалтерскому учету?

Бухгалтерский учет – самая уязвимая точка руководителей!

Запомните навсегда!

Если есть учредители, бухгалтерия, предприятие – то должен быть какой-то документ, а документ в бухгалтерии обязательно сопровождается бухгалтерскими проводками.

Вот перед Вами лежат первичные бухгалтерские документы. Они все сопровождаются бухгалтерскими проводками, т.е. любая хозяйственная операция отражается одновременно на двух счетах :дебета одного счета и в кредите другого счета. Чтобы Вам было понятно скажем, какой счет дебетуется и какой счет кредитуется.

И сегодняшняя наша тема «Корреспонденция счетов» (слайд4)

На этом уроке я расскажу, что такое проводки и как правильно их отражать в бухучете. Здесь вы узнаете, что такое двойная запись в бухгалтерском учете. Каждый день на предприятии совершается множество хозяйственных операций: покупка материалов, продажа товаров, покупка основных средств, расчет и выдача заработной платы и прочее. Как же происходит учет всех этих операций с помощью бухгалтерских счетов?

Важнейшим правилом ведения бухгалтерского учета при помощи счетов является правило двойной записи, которое заключается в следующем: любая хозяйственная операция отражается одновременно на двух счетах дебете одного счета и в кредите другого счета.

Например, списаны материалы в производство на сумму 6000 руб.(слайд4)

Д             10            К                                                 Д           20         К

____________________                                           ________________    

                  !          6000                    ___________          6000         !

                  !                                                                                        !

  В данной   операции участвуют два активных счета. Так как

материалы выбыли со склада, то сумма 6000 отражается на кредите счета 10, материалы поступили в производство, поэтому эта же сумма будет проходить на дебете счета 20.

Бухгалтерская проводка для данной операции будет – Д20 К10.

(слайд 5)

Взаимосвязь между счетами называется корреспонденцией счетов, а сами счета – корреспондирующими.

Указание корреспонденции счетов называется бухгалтерской проводкой.  

Составить бухгалтерскую проводку – значит указать, какой счет

дебетуется, а какой кредитуется и на какую сумму. (слайд 6)

Каждая хозяйственная операция должна быть подтверждена соответствующими первичными документами, на основании которых составляется бухгалтерская проводка

А пока уясним для себя, что проводку мы можем делать только при наличии документа.

Важнейшее правило для каждого бухгалтера:

Нет документа — нет проводки! (слайд 7)

Рассмотрим на примерах, как составляются бухгалтерские проводки.

Задание 1.

Составить бухгалтерские проводки для следующих хозяйственных операций. (слайд 9 )

1.        Погашен краткосрочный кредит банка с расчетного счета:

А) определим, какие счета участвуют в операции, в нашем случае это активный счет 51 и пассивный счет 66;

Б) сначала определимся с одним счетом. Для этого следует выбрать чисто активный или чисто пассивный счет, потому что именно на активных и пассивных счетах действуют строгие правила

Д    активный счет   К                           Д    пассивный счет   К

_____________________                        ______________________

     +            !             -                                   -                !              +

Увеличение  !  Уменьшение               Уменьшение   !     Увеличение

Лучше всего, если это будет активный денежный счет (в нашем примере это счет 51). Так как деньги выбыли с расчетного счета (уменьшение в кредите активного счета), то активный счет 51 кредитуется, при этом уменьшается задолженность за кредит, значит, пассивный счет 66 дебетуется.

Проводка для этой хозяйственной операции будет -? (слайд 10)

( студенты сами подсказывают правильную бухгалтерскую проводку)

2.Получены нематериальные активы от учредителей:

(Слайд 11)

А) в данной операции участвуют активный счет 04 и активно-пассивный счет 75;

Б) определимся с активным счетом 04. Нематериальные активы получены (Увеличение в дебете активного счета), поэтому счет 04 дебетуется, в результате этой операции появляется кредиторская задолженность перед учредителями, что отражается на кредите активно-пассивного счета 75.

 Проводка для данной операций будет –?  ( студенты сами подсказывают правильную бухгалтерскую проводку)

3.        Перечислены налоги в бюджет: (слайд 12 )

А) в данной операции участвуют активный счет 51, так как налоги – это денежные средства предприятия, и пассивный счет 68;

Б) определимся с активным счетом 51. Деньги перечислены с расчетного счета (уменьшение в кредите активного счета), поэтому счет 51 кредитуется, при этом будет погашена задолженность бюджету по налогам, следовательно, пассивный счет 68 будет отражаться в дебете.

Проводка для данной операций будет –? ( студенты сами подсказывают правильную бухгалтерскую проводку)

4.Покрыт убыток за счет средств резервного капитала: (слайд 13)

А) в данной операции участвуют пассивный счет 82 и активно – пассивный счет 99;

Б) определимся с пассивным счетом 82. Резервный капитал уменьшается (уменьшение в дебете пассивного счета), поэтому счет 82 дебетуется, уменьшение убытка будет показано на кредите активно-пассивного счета 99.

Проводка для данной операции будет –? (студенты сами подсказывают правильную бухгалтерскую проводку)

5.Увеличен уставный капитал за счет средств добавочного капитала: (слайд 14)

А) в данной операции участвуют два пассивных счета – 80 и 83;

Б) определимся сначала с одним счетом, например со счетом 80. Уставный капитал увеличивается (увеличение в кредите пассивного счета), поэтому пассивный счет 80 кредитуется, а уменьшение в пассивном счете 83 будет показано в дебете.

Проводка для данной операций будет –?      (студенты сами подсказывают правильную бухгалтерскую проводку)

 

4.        Закрепление изученного материала.

Цели для преподавателя:

  • Получить достоверную информацию о достижении всеми студентами запланированных результатов обучения.
  • Организовать активные самостоятельные действия обучающихся с содержанием нового материала.

Цели для студентов:

  • Самостоятельно выполнять задания
  • Осуществлять самоконтроль (взаимоконтроль) результатов учебной деятельности.
  1. 4.1.Закрепление изученного материала проводится в виде задания «Верно ли составлены проводки к указанным операциям» и выполнения самостоятельной работы в виде решения задачи на доске.

Для того, чтобы понять, усвоили ли Вы новую тему, выполните задание «Верно ли составлены проводки к указанным операциям» представленное на слайде №16. А вот здесь нужен русский язык. Потому, что очень важную роль играют окончании и предлоги слов. Если окончание «ам», то это приход –дебет, предлог «от» расход-кредит.

Задания в приложении 2

Теперь проведем самостоятельную работу. Каждая из вас решает задачу, связанную с активными счетами и обязательно надо указать правильные бухгалтерские проводки.

При решении задачи, мы еще раз вспомним пройденный материал – активные счета, их характеристику и за одно составим бухгалтерские проводки к хозяйственным операциям, т.е. еще раз закрепляем сегодняшнюю изученную тему. Вот здесь и нужна нам математика. (студенты самостоятельно решают задачу, желающий студент работает на доске)

Задача в приложении 3 (самостоятельная работа)

5.Проверка выполненных работ и обсуждение допущенных ошибок. 

Цели для преподавателя:

  • провести анализ успешности достижения цели урока, перспектив последующей работы

Цели для студентов:

  • проанализировать ответы на поставленные вопросы и поставить собственную оценку по результатам урока в целом и своей учебной деятельности в частности.

5.1. Анализа выполнения заданий.

Сейчас мы проведем анализ выполненных заданий, внимание на экран.

Студенты проверяют работы совместно с преподавателем, который объявляет варианты правильных ответов.

(Слайд 16)

6.Задание на дом.

Цели для преподавателя:

  • Поставить цели самостоятельной работы студентов (что должны сделать в ходе выполнения домашнего задания)

Цели для студентов:

  • уяснить цели и содержание домашнего задания

6.1. Задание на дом.

Переходим к заключительному этапу нашего занятия. Дома Вам необходимо продолжить изучение данной темы самостоятельно.

Используемая литература:

  1. Н.В.Брыкова. Основы бухгалтерского учета. стр. 26-29.
  2. Н.В.Брыкова, Бухгалтерский учет, сборник задач, стр. 22-26.

Задание 2. К данным проводкам сформулируйте хозяйственные операции.

  1. Д51 К66;    2) Д04 К75;    3) Д60 К51;   4) Д76 К50;

7.Подведение итогов. Рефлексия

Цели для преподавателя:

  • Подвести итоги  занятия и определить совместно со студентами, что на уроке они узнали нового, а что вызвало наибольшее затруднение.

Цели для студентов:

  • Ответить на вопросы преподавателя и сделать вывод по усвоению материала.

7.1. Подводим итог занятия.

Подводя итог сегодняшнего урока, хочу сказать, что целей, поставленных в начале урока мы достигли. Мы рассмотрели основные вопросы двойной записи, бухгалтерских проводок. Сами составили бухгалтерские проводки. Самостоятельно решили задачу. Нашли свои ошибки, проанализировали выполненные задания.

Надеюсь, что полученные знания Вам помогут при прохождении производственной практики на предприятиях нашего района, а также для разработки курсового и дипломного проекта.  

Хотелось бы узнать, что вызвало у Вас наибольшее затруднение в процессе урока? Что помешало Вам ответить на все вопросы? Хотели бы Вы провести и последующие занятия, работая в группе? ( слайд 17)

Далее объявляются оценки, полученные в ходе урока. 

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Задача. На начало месяца предприятие имеет задолженность поставщикам 10000 руб. В течение месяца отражены следующие хозяйственные операции:

  1. Погашен задолженность поставщикам 4000 руб.
  2. Получены основные средства от поставщиков 27000 руб.
  3. Оплачен счет за основные средства 27000 руб.
  4. Погашено полностью задолженность поставщикам 6000 руб.
  5. Получены материалы от поставщика 2000 руб.

Задание. Оформить пассивный счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», рассчитать обороты и сальдо.

Решение:

ДЕБЕТ                                           60                                    КРЕДИТ

                                                          !                     Сн =10000

Обороты по дебету -                       !     Обороты по кредиту-

уменьшение задолженности          !      увеличение задолженности

  1. 4000                                           !           2) 27000

3)27000                                           !           5) 2000

4) 6000                                            !

  Од = 37000                                   !        Ок = 29000

                                                        !  Ск= 10000+29000 -37000 = 2000

                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока "Применение активных методов обучения на уроках профессионального цикла"

Урок разработан по профессиональному модулю "Продажа продовольственных товаров" МДК 02.01. Розничная торговля продовольственными товарами...

Методическая разработка урока истории "Уроки гражданской войны"

Материал представляет собой методическую разработку урока истории "Уроки гражданской войны"с использованием инновационных образовательных технологий для образовательных учреждений системы СПО....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока производственного обучения по профессии продавец, контролёр-кассир Тема урока «Размещение и хранение товаров и тары в подсобном помеще-нии»

Данная методическая разработка – это пособие, показывающее элементы современной педагогической технологии «урок-семинар» применительно к конкретной теме урока производственного обучения по профессии п...

Методическая разработка урока по теме «Урок письма» предмет: МДК 01.01. Технология приём, сортировка, вручение и контроль почтовых отправлений.

Методическая разработка  по теме «Урок письма» предназначена  для проведения урока в группе обучающихся по профессии «Оператор связи».  Знакомит с историей письма. Данная разработка мож...

Методическое пособие разработка урока производственного обучения Комплексная разработка урока-конкурса по производственному обучению Гордиенко Елена Григорьевна - мастер производственного обучения СПБ ГБПОУ «Техникум «Автосервис» (МЦПК)»

Данный урок производственного обучения является заключительным в профессии «повар» и поскольку учащиеся уже получили определённый профессиональный опыт, на уроке организуется осмысление, формулировани...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Урок – игра «Счастливый случай» по профессиональному модулю ПМ. 01 Участие в проектировании зданий и сооружений Раздел 2. ПМ. 01. Разработка проекта производства работ. МДК. 01.02 Проект производства работ. по теме Инженерн

В настоящее время наиболее  актуальными являются активные формы и методы обучения.   В процессе  таких занятий каждый студент непрерывно  побуждается к активной деятельности,...