Контрольно-измерительные материалы по УД «Экономическая теория»
учебно-методический материал на тему

Мирошниченко Татьяна Витальевна

Комплект контрольно-измерительных материалов предназначен для проверки результатов освоения учебной дисциплины "Экономическая теория" основной профессиональной образовательной программы по специальности: 46.02.01 «Документационное обеспечение управления и архивоведение».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kim_po_ekonomicheskoy_teorii.doc291 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Сахалинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Сахалинский промышленно-экономический техникум»

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

______ Е.А. Дубровина

«___» __________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор

__________ А.В. Лемдяев

«___» __________20__г.

Комплект

контрольно-измерительных материалов

по дисциплине

«Экономическая теория»

основной профессиональной образовательной программы (ОПОП)

по специальности СПО

46.02.01 «Документационное обеспечение управления и архивоведение»

Южно-Сахалинск, 2018


Организация-разработчик: ГБПОУ «Сахалинский промышленно-экономический техникум»

Разработчик: Т. В. Мирошниченко, преподаватель ГБПОУ СПЭТ

Рассмотрено и рекомендовано
на заседании ПЦК ЭД

протокол №____ от «__» __________ 20__ г.

ППЦК _________________ А.В. Валиулина


Содержание

I. Паспорт комплекта контрольно-измерительных материалов        4

1.1. Область применения        4

1.2. Система контроля и оценки освоения программы УД Экономическая теория        5

1.2.1. Организация контроля и оценки освоения программы УД Экономическая теория        5

2. Задания для оценки освоения умений и усвоения знаний        5


I. Паспорт комплекта контрольно-измерительных материалов

1.1. Область применения

Комплект контрольно-измерительных материалов предназначен для проверки результатов освоения учебной дисциплины "Экономическая теория" основной профессиональной образовательной программы (далее ОПОП) по специальности (специальностям): 46.02.01 «Документационное обеспечение управления и архивоведение»

Комплект контрольно-измерительных материалов позволяет оценивать:

1.1.1. Освоение умений и усвоение знаний:

Освоенные умения, усвоенные знания

№№ заданий

для проверки

1

2

Знания:

закономерности функционирования рыночных механизмов на микро- и макроуровнях и методы государственного регулирования

Практическая работа №1, ОКР №1. Вопросы к экзамену

общие положения экономической теории

Вопросы к экзамену, ОКР №1.

Умения:

.

ориентироваться в вопросах экономической теории в современных условиях

ОКР №1. Вопросы к экзамену, Проверочная работа

1.2. Система контроля и оценки освоения программы УД Экономическая теория

В соответствии с рабочим учебным планом по специальности 46.02.01 «Документационное обеспечение управления и архивоведение» формой промежуточной аттестации по дисциплине "Экономическая теория" является экзамен.

1.2.1. Организация контроля и оценки освоения программы УД Экономическая теория

Предметом оценки освоения и усвоения "Экономической теории" являются умения и знания.

Контроль освоения программы дисциплины осуществляется в виде текущего контроля (устный и письменный опросы, тестирование, контрольные работы, практические работы, решение задач) и итогового контроля (промежуточная аттестация).

2. Задания для оценки освоения умений и усвоения знаний

2.1. Проверочная работа по теме 1.1. Предмет, структура, методология и функции экономической теории

1 вариант

Задание №1: Дать определение

- экономической теории;

- микроэкономики;

- мезоэкономики;

Задание №2: Ответить на вопросы

  1. Какие функции выполняет экономика?
  2. Какова главная цель экономики?

2 вариант

Задание №1: Дать определение

- макроэкономики;

-мегаэкономики;

- методологии.

Задание №2: Ответить на вопросы

  1. В чём заключается основная проблема экономики?
  2. На какие три главных вопроса призвана отвечать экономика?

  1. Проверочная работа по теме 2.1. Производство и экономика

1 вариант

Задание №1: Дать определение

- производство;

- простое воспроизводство;

- расширенное воспроизводство

Задание №2: Ответить на вопросы

  1. Какова роль экономических потребностей в активизации производственной деятельности?
  2. Какие экономические ресурсы Вы знаете?

2 вариант

Задание №1: Дать определение

- воспроизводство;

- предметы труда;

- средства труда.

Задание №2: Ответить на вопросы

  1. Что такое потребность, по каким признакам и как можно классифицировать потребности?
  2. Какие факторы производства Вы знаете?

2.3. Практическая работа по теме 2.3 «Проблема производственных возможностей и эффективности экономики»

1 вариант

Постройте кривую производственных возможностей для изготовления кроссовок и мороженого, используя данные таблицы. Охарактеризуйте эффективность использования ресурсов в точках N и М. Координаты точки N (1;0), а точки М (4;8).

Товары

Точки

А

В

С

Д

Е

F

Кроссовки (пар)

0

1

2

3

4

5

Мороженое (тыс. шт.)

9

8

7

5

3

0

2 вариант

Постройте кривую производственных возможностей для изготовления жвачки и хлеба, используя данные таблицы. Охарактеризуйте эффективность использования ресурсов в точках С, G и F. Координаты точки С (70;20), точки G (30;30), точки F (60;40).

Товары

Точки

А

В

С

Д

Е

F

Жвачка (тыс. шт.)

0

10

20

30

40

50

Хлеб (тыс. шт.)

100

90

70

50

30

0

  1. Проверочная работа по теме 2.4. «Собственность как основа производственных отношений»

1 вариант

Задание №1: Дать определение

- собственность;

- федеральная собственность;

-муниципальная собственность;

- нетрудовая собственность;

- национализация;

- денационализация.

Задание №2: Ответить на вопросы

  1. Какие существуют исторические типы собственности?
  2. В чём разница между приватизацией и разгосударствлением?

2 вариант

Задание №1: Дать определение

- коллективная собственность;

- коммунальная собственность;

- частная собственность;

- приватизация;

- реприватизация.

Задание №2: Ответить на вопросы

  1. В чём отличие понятий собственности с экономической точки зрения и с юридической точки зрения?
  2. Какие существуют методы присвоения собственности?

2.5. Практическая работа по теме 3.1. «Сущность рынка. Основные элементы рынка. Теория спроса и предложения. Рыночное равновесие»

Задание 1.

В таблице представлены объёмы спроса и предложения

Цена,

у.е.

Объём спроса,

 тыс. шт.

Объём предложения,

тыс. шт.

15

280

120

20

210

160

25

180

200

30

160

220

35

140

240

А). постройте кривые спроса и предложения;

Б). укажите равновесную цену и равновесный объём продаж;

В). если цена товара составит 15 у. е., рассчитайте, какова будет величина дефицита этого товара на рынке;

Г). если цена товара поднимется до 30 у. е., рассчитайте, какова будет величина избытка товара на рынке.

Задание 2.

В таблице представлены объёмы спроса и предложения

Цена,

у.е.

Объём спроса,

 тыс. шт.

Объём предложения,

тыс. шт.

10

600

150

15

400

300

20

325

400

25

250

475

30

200

550

А). постройте кривые спроса и предложения;

Б). укажите равновесную цену и равновесный объём продаж;

В). если цена товара составит 10 у. е., рассчитайте, какова будет величина дефицита этого товара на рынке;

Г). если цена товара поднимется до 30 у. е., рассчитайте, какова будет величина избытка товара на рынке.

Задание 3.

В таблице представлены объёмы спроса и предложения

Цена,

у.е.

Объём спроса,

 тыс. шт.

Объём предложения,

тыс. шт.

8

500

100

10

450

200

14

375

300

18

300

350

26

150

400

32

100

425

А). постройте кривые спроса и предложения;

Б). укажите равновесную цену и равновесный объём продаж;

В). если цена товара составит 10 у. е., рассчитайте, какова будет величина дефицита этого товара на рынке;

Г). если цена товара поднимется до 26 у. е., рассчитайте, какова будет величина избытка товара на рынке.

Практическая работа по теме 3.1. «Сущность рынка. Основные элементы рынка. Теория спроса и предложения. Рыночное равновесие»

1 вариант

В таблице представлены данные о спросе на товар в течение года.

Коэффициент эластичности и вид эластичности

Объём спроса,

 шт.

Цена за 1 ед. товара,

 у.е.

Выручка,

 у.е.

40

32

60

28

80

24

100

20

120

16

140

12

160

8

А). рассчитать коэффициенты ценовой эластичности спроса и занести их в таблицу;

Б). определить в каком случае спрос будет эластичным, неэластичным или с единичной эластичностью;

В). Определить сумму выручки за товар при каждом значении цены и занести в таблицу;

Г). при каком значении ценовой эластичности величина выручки окажется максимальной.

2 вариант

В таблице представлены данные о спросе на товар в течение года.

Коэффициент эластичности и вид эластичности

Объём спроса,

шт.

Цена за 1 ед. товара,

у.е.

Выручка,

у.е.

9

42

12

36

15

30

18

24

21

18

24

12

А). рассчитать коэффициенты ценовой эластичности спроса и занести их в таблицу;

Б). определить в каком случае спрос будет эластичным, неэластичным или с единичной эластичностью;

В). Определить сумму выручки за товар при каждом значении цены и занести в таблицу;

Г). при каком значении ценовой эластичности величина выручки окажется максимальной.

  1. Проверочная работа по теме «Теория поведения потребителя»

1 вариант

Задание №1

1.Ответить на вопросы

  1. Что такое предельная полезность?
  2. Что означает ситуация потребительского равновесия?

Задание №2

2.Ответить истины ли следующие предположения (да или нет):

  1. Для сравнения полезности различных товаров нельзя использовать количественные измерители.
  2. Кривые безразличия всегда вогнуты по отношению к началу координат.
  3. Теория полезности утверждает, что рыночные корзины на более высокой кривой безразличия имеют больший уровень полезности.
  4. Изменение дохода ведет к смещению бюджетной линии параллельно ее первоначальному положению.

2 вариант

Задание №1

1.Ответить на вопросы

  1. Что такое общая полезность?
  2. Каково условие равновесия?

Задание №2

2.Ответить истины ли следующие предположения (да или нет):

  1. Теория полезности утверждает, что рыночные корзины на более высокой кривой безразличия имеют больший уровень полезности.

В. Изменение дохода ведет к смещению бюджетной линии параллельно ее первоначальному положению.

2.Ответить истины ли следующие предположения (да или нет):

  1. Практическая работа по теме 4.1. «Общие понятия о макроэкономике. Основные макроэкономические показатели»

1 вариант

Задача 1

Определить ВНП по методу расходов, используя данные таблицы.

Статьи расходов

Объём, млрд. руб.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Чистые частные внутренние инвестиции

Импорт товаров и услуг

Величина государственных закупок товаров и услуг

Амортизационные отчисления

Потребительские расходы населения

Экспорт товаров и услуг

96

48

90

36

360

30

Задача 2

Определить ВНП по методу доходов, используя данные таблицы.

Статьи доходов

Объём, млрд. руб.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

Зарплата и жалование

Рента

Проценты за капитал

Доходы индивидуальных собственников

Налоги на прибыль

Дивиденды

Нераспределённые прибыли корпораций

Амортизация

Косвенные налоги

2583

50

301

198

132

90

83

461

382

Задача 3

Определить располагаемый доход по следующим показателям, входящим в систему национальных счетов

Статьи доходов

Объём, млрд. руб.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Валовой национальный продукт

Амортизационные отчисления

Косвенные налоги на бизнес

Взносы на социальное страхование

Налоги на прибыль

Нераспределённые прибыли корпораций

Трансфертные платежи

Индивидуальные налоги

2600

195

312

133

499

657

365

226

Задача 4

Рассчитать ВНП двумя методами (по доходам и расходам) и определить располагаемый доход по следующим показателям, входящим в систему национальных счетов

Статьи доходов

Объём, млрд. руб.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

Амортизационные отчисления

Величина государственных закупок товаров и услуг

Взносы на социальное страхование

Дивиденды

Доходы индивидуальных собственников

Зарплата и жалование

Импорт товаров и услуг

Индивидуальные налоги

Косвенные налоги на бизнес

Налоги на прибыль

Нераспределённые прибыли корпораций

Потребительские расходы населения

Проценты за капитал

Рента

Трансфертные платежи

Чистые частные внутренние инвестиции

Экспорт товаров и услуг

553

993

420

73

147

891

264

450

465

540

1040

1593

279

30

600

902

241

                                                                                               

Задача 5

Рассчитать величину реального ВНП, если известны объёмы номинального ВНП и соответствующие индексы цен за ряд лет. Указать, в каком случае вы использовали инфлятор, а в каком – дефлятор.

Годы

Номинальный ВНП, млрд. долл.

Индекс цен

Реальный ВНП, млрд. долл.

Инфлятор (или дефлятор)

2005

235,2

22,1

2006

428,2

28,1

2007

816,4

35,9

2008

1359,3

49,5

2009

2249,7

72,2

2010

3405,7

103,9

2 вариант

Задача 1

Определить ВНП по методу расходов, используя данные таблицы.

Статьи расходов

Объём, млрд. руб.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Величина государственных закупок товаров и услуг

Амортизационные отчисления

Экспорт товаров и услуг

Чистые частные внутренние инвестиции

Импорт товаров и услуг

Потребительские расходы населения

429

69

81

133

32

720

Задача 2

Определить ВНП по методу доходов, используя данные таблицы.

Статьи доходов

Объём, млрд. руб.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Зарплата и жалование

Рента

Проценты за капитал

Доходы индивидуальных собственников

Налоги на прибыль

Дивиденды

Нераспределённые прибыли корпораций

Амортизация

18

327

72

32

75

15

23

33

Задача 3

Определить располагаемый доход по следующим показателям, входящим в систему национальных счетов

Статьи доходов

Объём, млрд. руб.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Валовой национальный продукт

Амортизационные отчисления

Косвенные налоги на бизнес

Взносы на социальное страхование

Налоги на прибыль

Нераспределённые прибыли корпораций

Трансфертные платежи

Индивидуальные налоги

2166

163

260

111

416

548

304

189

Задача 4

Рассчитать ВНП двумя методами (по доходам и расходам) и определить располагаемый доход по следующим показателям, входящим в систему национальных счетов

Статьи доходов

Объём, млрд. руб.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

Амортизационные отчисления

Величина государственных закупок товаров и услуг

Взносы на социальное страхование

Дивиденды

Доходы индивидуальных собственников

Зарплата и жалование

Импорт товаров и услуг

Индивидуальные налоги

Косвенные налоги на бизнес

Налоги на прибыль

Нераспределённые прибыли корпораций

Потребительские расходы населения

Проценты за капитал

Рента

Трансфертные платежи

Чистые частные внутренние инвестиции

Экспорт товаров и услу

663,6

1191,6

504

87,6

176,4

1069,2

316,8

540

558

648

1248

1911,6

334,8

36

720

1082,4

289,2

Задача 5

Рассчитать величину реального ВНП, если известны объёмы номинального ВНП и соответствующие индексы цен за ряд лет. Указать, в каком случае вы использовали инфлятор, а в каком – дефлятор.

Годы

Номинальный ВНП, млрд. долл.

Индекс цен

Реальный ВНП, млрд. долл.

Инфлятор (или дефлятор)

2013

196

18,4

2014

356,8

23,4

2015

680,3

29,9

2016

1132,8

42,3

2017

1874,7

60,2

2018

2838,1

86,6

2.8.        Практическая работа по теме 5.3. «Денежно-кредитная и бюджетно-налоговая политика государства»

1 вариант

Задание 1: Решить задачи

Задача №1

Коммерческим банком выдан кредит в сумме 2000 долларов под 6% годовых на срок 4 года 2 месяца. Определить сумму платежа для погашения этого кредита.

Задача №2

Коммерческим банком выдан кредит в сумме 5000 долларов под 8% годовых на срок 2 года 8 месяцев. Определить сумму платежа для погашения этого кредита.

Задание 2

Построить кривую Лаффера и определить наиболее эффективную ставку процента по следующим данным:

Ставка налога на прибыль, %

10

20

30

40

50

60

70

Сумма поступлений в бюджет, млн. усл. ед.

35

70

95

105

110

100

80

2 вариант

Задание 1: Решить задачи

Задача №1

Коммерческим банком выдан кредит в сумме 4000 долларов под 5% годовых на срок 5 лет 10 месяцев. Определить сумму платежа для погашения этого кредита.

Задача №2

Коммерческим банком выдан кредит в сумме 3000 долларов под 7% годовых на срок 3 года 5 месяцев. Определить сумму платежа для погашения этого кредита.

Задание 2.

Построить кривую Лаффера и определить наиболее эффективную ставку процента по следующим данным:

Ставка налога на прибыль, %

10

20

30

40

50

60

70

Сумма поступлений в бюджет, млн. усл. ед.

2450

5800

7950

7800

7500

6600

5500

2.9.        Практическая работа по теме 5.4. «Инфляция и антиинфляционная политика»

1 вариант

Задание 1.

Индекс цен текущего года 125%, а базового 110 %. Рассчитайте темп инфляции и укажите её вид.

Задание 2.

Определить покупательную способность 30 тыс. долларов через 2 года, если темп инфляции = 4% в год.

Задание 3.

Определить размер обесценения денег за год и за два года при темпе инфляции 120% в год и ставке банковского процента по вкладам 40% годовых.

2 вариант

Задание 1.

Индекс цен текущего года 215%, а базового 105 %. Рассчитайте темп инфляции и укажите её вид.

Задание 2.

Определить покупательную способность 40 тыс. долларов через 1 год, если темп инфляции = 105% в год.

Задание 3.

Рассчитайте обесценение денег за год и за два года при темпе инфляции 110% в год и ставке банковского процента по вкладам 40% годовых.

  1. Практическая работа по теме 5.5. Доходы, проблемы социальной политики государства в рыночной экономике

1 вариант

Задание №1

Составить кривую Лоренца на основе следующих данных о распределении доходов в обществе:

Группа населения

1

2

3

4

5

Доля в населении, %

20

20

20

20

20

Доля в доходах, %

8

12

20

25

35

Задание №2

Составить кривую Лоренца на основе следующих данных о распределении доходов в обществе:

Группа населения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Доля в населении, %

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

Доля в доходах,  %

7

7,5

7,5

8,6

9

9,4

10

10,7

11,2

19,1

2 вариант

Задание №1

Составить кривую Лоренца на основе следующих данных о распределении доходов жителей Сахалинской области за 2009 год:

Группа населения

1

2

3

4

5

Доля в населении, %

20

20

20

20

20

Доля в доходах, %

5,2

9,9

15

22,6

43,7

Задание №2

Составить кривую Лоренца на основе следующих данных о распределении доходов в обществе:

Группа населения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Доля в населении, %

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

Доля в доходах, %

6

8

8

9

9

10

10

10

11

19

  1. Практическая работа по теме 5.6. Безработица. Государственная политика занятости и регулирования безработицы

1 вариант

Задание №1: Решить задачи

Задача №1

Рассчитать уровень безработицы в первом и втором году рассматриваемого периода, если известны следующие данные:

Показатели

Первый год

Второй год

1.

Рабочая сила, тыс. чел.

5 834,6

6 001,3

2.

Численность занятых, тыс. чел.

4 958,2

5 478,4

Задача №2

Определить динамику уровня безработицы г. Москвы по состоянию на 1 января и 1 июля 1996 года, 1 января и 1 июля 1997 года, если известны следующие данные:

Показатели

1.01.96 г.

1.07.96 г.

1.01.97 г.

1.07.97 г.

Численность рабочей силы, тыс. чел.

685,4

649,1

695,1

761,8

Численность занятых,

тыс. чел.

657,6

610,8

652,7

713,8

Задание №2: Ответить на вопросы теста

1. Какой из критериев признания человека безработным указан неверно?

а) трудоспособный возраст;

б) отсутствие у человека постоянного источника заработка;

в) неоплачиваемая работа на семейном предприятии;

г) стремление человека найти работу.

2. Закон народонаселения, согласно которому производство продуктов питания увеличивается в арифметической прогрессии, а прирост населения – в геометрической, был сформулирован:

а) К. Марксом;

б) Т. Мальтусом;

в) К. Менгером;

г) А. Монтескье.

3. Необходимость вмешательства государства в рыночную экономику с целью регулирования рынка была обоснована работами:

а) Т. Мальтуса;

б) А. Смита и Д. Риккардо;

в) К. Маркса;

г) Дж. Кейнса.

4. Люди, не имеющие работу по причине перехода с одного места службы на другое или в связи с переездом в другую местность, образуют

а) фрикционную безработицу;

б) структурную безработицу;

в) циклическую безработицу;

г) «естественный уровень безработицы».

5. Согласно закону А. Оукена превышение текущего уровня безработицы на 1% над уровнем «естественной безработицы» вызывает падение валового национального продукта на:

а) 1%;

б) 1,5%;

в) 2%;

г) 2,5%.

6. Какое из утверждений сформулировано неверно?

а) полная занятость не означает абсолютного уровня безработицы;

б) занятость считается полной при отсутствии структурной безработицы;

в) уровень безработицы при полной занятости называется «естественным уровнем безработицы»;

г) уровень безработицы рассчитывается как отношение числа безработных к численности рабочей силы в процентах.

7. Что из перечисленного относят к экономическим последствиям безработицы?

а) снижение трудовой активности;

б) обострение криминальной обстановки;

в) снижение жизненного уровня;

г) усиление социальной напряжённости.

8. Что из перечисленного относят к социальным последствиям безработицы?

а) обесценивание последствий обучения;

б) снижение жизненного уровня;

в) снижение трудовой активности;

г) понижение уровня квалификации незанятого населения.

9. К основным направлениям государственной политики занятости населения не относят:

а) обучение, переобучение и повышение квалификации кадров;

б) регулирование международных потоков рабочей силы;

в) регулирование демографических процессов;

г) регулирование уровня доходов (заработной платы) рабочей силы.

2 вариант

Задача №1

Рассчитать уровень безработицы в первом и втором году рассматриваемого периода, если известны следующие данные:

Показатели

Первый год

Второй год

1.

Рабочая сила, тыс. чел.

7 843,4

8 510,9

2.

Численность занятых, тыс. чел.

6 758,1

7 567,3

Задача №2

Определить динамику уровня безработицы г. Санкт-Петербурга по состоянию на 1 января и 1 июля 1996 года, 1 января и 1 июля 1997 года, если известны следующие данные:

Показатели

1.01.96 г.

1.07.96 г.

1.01.97 г.

1.07.97 г.

Численность рабочей силы, тыс. чел.

483,1

439,9

493,3

531,2

Численность занятых,

тыс. чел.

432,6

398,3

427,8

483,1

Задание №2: Ответить на вопросы теста

1. Под статус занятого населения не попадают:

а) неоплачиваемые работники семейных предприятий;

б) люди, работающие на индивидуальной основе;

в) работодатели;

г) пенсионеры.

2. Закон народонаселения, согласно которому производство продуктов питания увеличивается в арифметической прогрессии, а прирост населения – в геометрической, был сформулирован:

а) К. Марксом;

б) А. Монтескье;

в) К. Менгером;

г) Т. Мальтусом.

3. Необходимость вмешательства государства в рыночную экономику с целью регулирования рынка была обоснована работами:

а) Т. Мальтуса;

б) А. Смита и Д. Риккардо;

в) Дж. Кейнса;

г) К. Маркса.

4. Люди, потерявшие работу по причине замены ручного труда механизированным и машинизированным, образуют:

а) фрикционную безработицу;

б) структурную безработицу;

в) циклическую безработицу;

г) «естественный уровень безработицы».

5. Представители какой экономической школы считали, что на рынке существует «естественный уровень безработицы» и избавиться от безработицы полностью невозможно?

а) школа классической английской политэкономии;

б) неоклассическая школа;

в) кейнсианская школа;

г) марксистская школа.

6. Какое из утверждений сформулировано неверно?

а) занятость считается полной при отсутствии фрикционной безработицы;

б) полная занятость не означает абсолютного уровня безработицы;

 в) уровень безработицы при полной занятости называется «естественным уровнем безработицы»;

г) уровень безработицы рассчитывается как отношение числа безработных к численности рабочей силы в процентах.

7. Что из перечисленного не относят к экономическим последствиям безработицы?

а) недопроизводство национального дохода

б) обесценение последствий обучения;

в) снижение жизненного уровня;

г) рост количества физических и душевных заболеваний.

8. Что из перечисленного относят к социальным последствиям безработицы?

а) обесценивание последствий обучения;

б) понижение уровня квалификации незанятого населения;

в) снижение трудовой активности;

г) снижение жизненного уровня

9. Уровень безработицы определяют как отношение:

а) численности рабочей силы к количеству безработных;

б) числа безработных к численности рабочей силы;

в) числа занятых к численности безработных;

г) числа безработных к численности занятых.

Ключ к контрольному тесту

Вариант 1

Вариант 2

1.

В

1.

Г

2.

Б

2.

Г

3.

Г

3.

В

4.

А

4.

Б

5.

Г

5.

Б

6.

Б

6.

А

7.

В

7.

Г

8.

В

8.

В

9.

Г

9.

Б

«5» - 8-9 ответов; (1 ошибка)

«4» - 6-7 ответов; (2-3 ошибки)

«3» - 5 ответов;    (4 ошибки)

«2» - 0-4 ответа.   (5-9 ошибок)

«5» - 8-9 ответов; (1 ошибка)

«4» - 6-7 ответов; (2-3 ошибки)

«3» - 5 ответов;    (4 ошибки)

«2» - 0-4 ответа.   (5-9 ошибок)

Критерии выставления оценок

При выполнении проверочной работы общая оценка суммируется, исходя из количества правильно выполненных заданий:

Оценка «отлично» выставляется тогда, когда студент выявил уверенные знания программного материала, успешно выполнил задания, умеет систематизировать ранее изученный материал.

Оценка «Хорошо» выставляется тогда, когда студент знает основные положения тем, усвоил учебный материал, владеет терминологией, но допускает незначительные ошибки.

Оценка «Удовлетворительно» выставляется тогда, когда студент понимает основы, но допускает определенные неточности и пробелы.

Оценка «Неудовлетворительно» выставляется в том случае, когда выявлены серьезные проблемы в знаниях, были допущены принципиальные ошибки, непонимание основ вопроса.

2.6. Задания к обязательной контрольной работе №1

Вариант 1.

Задание №1: Ответить на вопросы теста

  1. Равновесная цена на рынке – это:

А). цена, по которой производители могут продать наибольшее количество своей продукции

Б). цена, при которой объём спроса равен объёму предложения

В). цена, которая покрывает затраты производителя на производство товара

Г). цена, которая наиболее выгодна потребителям.

  1. Что из перечисленного является признаком, характерным для совершенной конкуренции?

А). фирма не обладает рыночной властью

Б). фирма максимизирует прибыль

В). фирма получает прибыль в долгосрочном периоде

Г). Фирма может повлиять на сдвиг ценового рыночного равновесия.

  1. Спрос на товар – это:

А). желание и возможность потребителей приобрести товар или услугу

Б). потребность покупателей в каком-либо товаре

В). желание человека приобрести товар

Г). количество проданных товаров

  1. Что из перечисленного является признаком монополистической конкуренции?

А). один продавец

Б). дифференциация продукции

В). один покупатель

Г). выпуск разнородной продукции.

  1. Закон предложения утверждает, что:

А). спрос и предложение товара взаимосвязаны

Б). увеличение цены товара вызывает снижение предложения на товар

В). рост доходов населения вызовет увеличение предложения товара

Г). рост цены на товар вызовет увеличение объёма предложения.

  1. Свобода входа и выхода с рынка характерна только для:

А).олигополии

Б). монополистической конкуренции

В). совершенной конкуренции

Г). верны ответы Б). и В).

  1. Если 1%-ное уменьшение цены на товар приводит к 2%-ному увеличению объёма спроса на него, то этот спрос является:

А). эластичным

Б). неэластичным

В). единичной эластичностью

Г). абсолютно эластичным.

  1. Межотраслевая конкуренция осуществляется по показателю:

А). качество товара

Б). цена товара

В). величина прибыли

Г). норма прибыли

  1. Верны ли утверждения?

А). модель совершенной конкуренции так подробно изучается экономистами, т.к. большинство реальных рынков функционирует в соответствии с принципами данной модели;

(да, нет)

Б). монопсония характеризует такую ситуацию, когда на рынке действует один покупатель;

(да, нет)

В). естественная монополия – это фирма, выжившая в условиях жёсткой конкурентной борьбы;

(да, нет)

Г). Конгломерат – это объединение предприятий разных отраслей с единой технологией.

(да, нет)

Задание №2: Решить задачу

На основе данных спроса и предложения, представленных в таблице:

А). постройте кривые спроса и предложения;

Б). укажите равновесную цену и равновесный объём продаж;

В). если цена товара составит 20 у. е., рассчитайте, какова будет величина дефицита этого товара на рынке;

Г). если цена товара поднимется до 60 у. е., рассчитайте, какова будет величина избытка товара на рынке.

Объём спроса,

 тыс. шт.

Цена,

ден.ед.

Объём предложения,

тыс. шт.

32

10

8

28

20

12

24

30

16

20

40

20

16

50

24

12

60

28

8

70

32

Вариант 2

Задание №1: Ответить на вопросы теста

1. Если производство в отрасли распределено между несколькими фирмами, контролирующими рынок, то такая рыночная ситуация называется:

А). монополией

Б). олигополией

В). монополистической конкуренцией

Г). совершенной конкуренцией.

2. Закон спроса на товар предполагает, что:

А). превышение предложения товара над спросом на него вызовет снижение цены

Б). если доходы у потребителей растут, они обычно покупают больше товаров

В). кривая спроса на товар обычно имеет положительный наклон

Г). когда цена на товар падает, объём совершаемых покупок растёт

3. Что из перечисленного не является условием совершенной конкуренции?

А). свобода входа на рынок

Б). свободный доступ к информации

В). диверсификация товаров

Г). большое число продавцов и покупателей.

4. Если 2%-ное увеличение цены на товар приведёт к 1%-ному увеличению объёма предложения на него, то это предложение является:

А). эластичным

Б). неэластичным

В). единичной эластичности

Г). абсолютно неэластичным

5. Монополия характеризуется тем, что:

А). на рынке существует один покупатель

Б). на рынке существует один продавец

В). продукция фирмы дифференцирована

Г). на рынке существует ограниченное число фирм.

6. Совершенствование технологии производства сдвигает:

А). линию спроса вверх и вправо

Б). линию спроса вниз и влево

В). линию предложения вниз вправо

Г). линию предложения вверх влево

7. Объединение предприятий с целью совместного производства и сбыта продукции – это:

А). картель

Б). синдикат

В). трест

Г). концерн

8. Если цена на товар на рынке устанавливается ниже уровня равновесной цены, то:

А). на рынке возникает дефицит товаров

Б). на рынке возникает затоваривание (избыток товаров)

В). предложение товара увеличится

Г). сократится спрос на товар.

9. Верны ли утверждения?

А). олигополистическая зависимость фирмы на рынке всегда приводит к тому, что одна фирма становится господствующей, подавляя интересы других;

(да, нет)

Б). монопсония препятствует входу на рынок и выходу с рынка новых фирм

(да, нет)

В). ценовая война характерна для олигополистического рынка;

(да, нет)

Г). для монополистической конкуренции не характерен стандартный выпуск продукции.

(да, нет)

Задание №2: Решить задачу

На основе представленных в таблице данных о спросе на товар в течение года

А). рассчитать коэффициенты ценовой эластичности спроса и занести их в таблицу;

Б). определить в каком случае спрос будет эластичным, неэластичным или с единичной эластичностью;

В). Определить сумму выручки за товар при каждом значении цены и занести в таблицу;

Г). при каком значении ценовой эластичности величина выручки окажется максимальной;

Д). начертить кривую спроса на товар.

Коэффициент эластичности и вид эластичности

Объём спроса, шт.

Цена за 1 ед. товара, у.е.

Выручка, у.е.

10

18

20

16

30

14

40

12

50

10

60

8

70

6

80

4

90

2

Ключ к контрольному тесту контрольной работы

1 вариант

2 вариант

1

Б

1

Б

2

А

2

Г

3

А

3

В

4

Б

4

Б

5

Г

5

Б

6

Г

6

В

7

А

7

В

8

Г

8

А

9

а). нет

б). да

в).  нет

г). нет

9

а). нет

б). нет

в). да

г). да

 «5» - 11-12 ответов (1 ошибка)

«4» - 9-10 ответов (2-3 ошибки)

«3» - 6-8 ответов  (4-6 ошибок)

«2» - 5-0 ответов (7-12 ошибок)

Критерии выставления оценок

При выполнении обязательной контрольной работы общая оценка суммируется, исходя из количества правильно выполненных заданий.

Оценка «отлично» выставляется тогда, когда студент выявил уверенные знания программного материала, успешно выполнил задания, умеет систематизировать ранее изученный материал.

Оценка «Хорошо» выставляется тогда, когда студент знает основные положения тем, усвоил учебный материал, владеет терминологией, но допускает незначительные ошибки.

Оценка «Удовлетворительно» выставляется тогда, когда студент понимает основы, но допускает определенные неточности и пробелы.

Оценка «Неудовлетворительно» выставляется в том случае, когда выявлены серьезные проблемы в знаниях, были допущены принципиальные ошибки, непонимание основ вопроса.

2.7. ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ по УД "Экономическая теория"

1.        Предмет и методы экономической теории.

2.        Экономические законы и основные вопросы экономики.

3.        Структура экономической теории.

4.        Исторические этапы развития экономической теории: экономикс, схоластика, меркантилизм.

5.        Характеристика экономических школ: школа английской классической политэкономии, марксизм, маржинализм.

6.        Характеристика экономических направлений: кейнсианство, неоклассицизм, монетаризм и социально-институциональное направление.

7.        Понятие, элементы и стадии общественного производства.

8.        Факторы производства.

9.        Понятие и типы собственности.

10.        Виды собственности, законодательно установленные в Российской Федерации.

11.        Методы присвоения собственности.

12.        Натуральное хозяйство.

13.        Товарное производство.

14.        Понятие, основные элементы и функции рынка.

15.        Достоинства и недостатки рынка.

16.        Структура рынка.

17.        Инфраструктура рынка.

18.        Понятие и виды конкуренции.

19.        Характеристика совершенной конкуренции.

20.        Виды несовершенной конкуренции и их характеристика.

21.        Понятие и виды монополии.

22.        Формы образования монополии.

23.        Роль монополии в экономике. Антимонопольное законодательство.

24.        Понятие спроса, закон спроса и факторы, влияющие на спрос.

25.        Эластичность спроса, виды эластичности, коэффициент эластичности.

26.        Понятие предложения, закон предложения и факторы, влияющие на предложение.

27.        Равновесие спроса и предложения. Ситуации выхода рынка из состояния равновесия.

28.        Понятие полезности, виды полезности, правило максимизации полезности. Закон убывающей предельной полезности.

29.        Эффект замены и эффект дохода.

30.        Бюджетные линии и кривые безразличия.

31.        Равновесие в сфере потребления.

32.        Понятие и виды прибыли.

33.        Рынок труда. Зарплата, её сущность и виды.

34.        Понятие и виды ренты.

35.        Макроэкономика: сущность, принципы, история возникновения.

36.        Основные макроэкономические показатели: ВВП, ВНП, ЧНП.

37.        Характеристика макроэкономических показателей: НД, ЛД, РД, ЧЭБ.

38.        Система национального счетоводства.

39.        Понятие и типы экономического роста.

40.        Темпы экономического роста.

41.        Факторы, влияющие на экономический рост.

42.        Понятие цикличности экономики. Виды отклонения экономики от состояния равновесия.

43.        Основные стадии экономического цикла и их содержание.

44.        Мероприятия антикризисной политики в период депрессии и расцвета экономики.

45.        Проблемы безработицы с позиций различных экономических школ.

46.        Понятия занятости и безработицы. Виды безработицы.

47.        Последствия безработицы. Государственное регулирование рынка труда.

48.        Понятие и функции денег.

49.        Экономические теории денег.

50.        Денежная система страны. Элементы денежной системы.

51.        Этапы развития денежной системы страны.

52.        Понятие и виды инфляции.

53.        Последствия инфляции. Методы борьбы с инфляцией.

54.        Понятие налогов и принципы налогообложения.

55.        Сущность налогообложения и элементы налоговой системы.

56.        Классификация налогов

57.        Доходы населения и их перераспределение.

58.        Оценка уровня доходов и качества жизни населения.

59.        Мероприятия государства в области социальной политики.

60.        Понятие, функции и структура финансов.

Критерий оценивания экзамена

На дифференцированном зачёте общая оценка суммируется, исходя из количества правильно выполненных заданий и ответов:

Оценка «отлично» выставляется тогда, когда студент выявил уверенные знания программного материала, успешно выполнил задания, умеет систематизировать ранее изученный материал.

Оценка «Хорошо» выставляется тогда, когда студент знает основные положения тем, усвоил учебный материал, владеет терминологией, но допускает незначительные ошибки.

Оценка «Удовлетворительно» выставляется тогда, когда студент понимает основы, но допускает определенные неточности и пробелы.

Оценка «Неудовлетворительно» выставляется в том случае, когда выявлены серьезные проблемы в знаниях, были допущены принципиальные ошибки, непонимание основ вопроса.