рабочая программа по дисциплине "Менеджмент"
методическая разработка
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 38.02.03Операционная деятельность в логистике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 214.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ТЕХНИКУМ СЕРВИСА И ТУРИЗМА № 29»
(ГБПОУ ТСиТ № 29)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
ОП.03 МЕНЕДЖМЕНТ
38.02.03 Операционная деятельность в логистике
Москва
2018
ОДОБРЕНА Цикловой комиссией По укрупненной группе специальности 38.00.00 Экономика и управление
Протокол № ____ от «__» _________ 2018 г. | Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 38.02.03Операционная деятельность в логистике |
Председатель цикловой комиссии ________________Л.А. Бараханова | Заместитель директора по учебно-производственной работе _______________И.Б. Селиванова
|
Составитель (автор): Гриценко В.Ш., преподаватель ГБПОУ ТСиТ №29
Рецензент: __________________________________________________
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 6 |
| 10 |
| 11 |
- ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
МЕНЕДЖМЕНТ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности 38.02.03 Операционная деятельность в логистике, укрупненная группа 38.00.00 Экономика и управление.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании для программ повышения квалификации и переподготовки.
1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена: Дисциплина входит в общепрофессиональный учебный цикл, она направлена на формирование следующих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ПК 1.1. Принимать участие в разработке стратегических и оперативных логистических планов на уровне подразделения (участка) логистической системы с учетом целей и задач организации в целом. Организовывать работу элементов логистической системы.
ПК 1.2. Планировать и организовывать документооборот в рамках участка логистической системы. Принимать, сортировать и самостоятельно составлять требуемую документацию.
ПК 1.3. Осуществлять выбор поставщиков, перевозчиков, определять тип посредников и каналы распределения.
ПК 2.1. Участвовать в разработке инфраструктуры процесса организации снабжения и организационной структуры управления снабжением на уровне подразделения (участка) логистической системы с учетом целей и задач организации в целом.
ПК 2.2. Применять методологию проектирования внутрипроизводственных логистических систем при решении практических задач.
ПК 2.4 Осуществлять управление заказами, запасами, транспортировкой, складированием, грузопереработкой, упаковкой, сервисом.
ПК 3.2. Составлять программу и осуществлять мониторинг показателей работы на уровне подразделения (участка) логистической системы (поставщиков, посредников, перевозчиков и эффективность работы складского хозяйства и каналов распределения).
ПК 4.1. Проводить контроль выполнения и экспедирования заказов.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
уметь:
- планировать и организовывать работу подразделения;
- формировать организационные структуры управления;
- разрабатывать мотивационную политику организации;
- применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;
- принимать эффективные решения, используя систему методов управления;
- учитывать особенности менеджмента (по отраслям);
знать:
- сущность и характерные черты современного менеджмента, историю его развития;
- особенности менеджмента в области профессиональной деятельности (по отраслям);
- внешнюю и внутреннюю среду организации;
- цикл менеджмента;
- процесс принятия и реализации управленческих решений;
- функции менеджмента в рыночной экономике:
- организацию, планирование, мотивацию и контроль деятельности экономического субъекта;
- систему методов управления;
- методику принятия решений;
- стили управления, коммуникации, деловое общение;
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 129 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 86 часов;
самостоятельной работы обучающегося 43часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 129 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 86 |
в том числе: | |
практические занятия | 40 |
Контрольная работа | 1 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 43 |
Составление кроссвордов | 10 |
Подготовка рефератов | 8 |
Подготовка сообщений | 13 |
Подготовка докладов | 8 |
Деловая игра «Деловое совещание» | 4 |
Промежуточная аттестация в форме – экзамена |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Менеджмент»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | ||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
Введение. | Содержание учебного материала | 2 | 1 | ||
Менеджмент: понятие, цели, задачи. Менеджмент как особый вид профессиональной деятельности. История развития менеджмента: предпосылки возникновения менеджмента, школа научного управления, классическая школа, школа человеческих отношений и школа поведенческих наук. Значение каждого этапа в развитии менеджмента. | |||||
Раздел 1.Общая характеристика менеджмента | 18 | ||||
Тема 1.1. Сущность и характерные черты современного менеджмента | Содержание учебного материала | 2 | 2 | ||
Современные подходы в менеджменте: количественный, процессный, системный и ситуационный. Их сущность и основные отличия. Основные этапы развития менеджмента, современные научные подходы к менеджменту, развитие управления в России. Особенности современного менеджмента. | |||||
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка к реферату | 2 | ||||
Тема 1.2. Организация как объект менеджмента | Содержание учебного материала | 4 | 2 | ||
Организация как объект менеджмента. Внешняя среда организации. Факторы среды прямого воздействия: поставщики (трудовых ресурсов, материалов, капитала), потребители, конкуренты; профсоюзы, законы и государственные органы. Факторы среды косвенного воздействия: состояние экономики, политические факторы, социально-культурные факторы, международные события, научно-технический прогресс. Характеристики внешней среды: взаимосвязь факторов внешней среды, сложность внешней среды, подвижность среды, неопределенность внешней среды. Внутренняя среда организации: структура, кадры, внутриорганизационные процессы, технология, организационная культура. | |||||
Самостоятельная работа обучающихся: Реферат «Типы организаций менеджмента. | 2 | ||||
Тема 1.3. Система методов управления | Содержание учебного материала | 2 | 2 | ||
Системный подход в управлении, методы управления.Организационно-административные,экономические,социально-психологические. | |||||
Самостоятельная работа обучающихся: Кроссворд «Методы управления» | 2 | ||||
Тема 1.4. Процесс принятия решений | Содержание учебного материала | 2 | 2 | ||
Процесс принятия решений, контроль и оценка результатов. Методы принятия решений. Классификация управленческих решений. Требования, предъявляемые к управленческим решениям. | |||||
Самостоятельная работа обучающихся: Кроссворд «Управленческие решения» | 2 | ||||
РАЗДЕЛ 2. ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА | 26 | ||||
Тема 2.1. Миссия и цели, предприятия. Планирование в системе управления | Содержание учебного материала | 2 | |||
Определение миссии предприятия. Формирование общих и специальных целей. Виды целей. Требования, предъявляемые к целям. Приоритеты целей. Количество основных базовых целей. Планирование - как вид управленческой деятельности. Принципы планирования, виды планов. Стратегическое, долгосрочное, оперативное планирование | 2 | ||||
Практические занятия: | 2 | ||||
1 | Составление миссий организаций» | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: Доклад «Планирование деятельности предприятия» | 2 | ||||
Тема 2.2 Функция организации | Содержание учебного материала | 2 | 2 | ||
Организация как функция. Формирование структуры предприятия. Делегирование полномочий. Организационная культура. | |||||
Практическое занятие:. | 2 | ||||
2 | Составление организационной структуры | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: Кроссворд «Структура предприятия» | 2 | ||||
Тема 2.3 Мотивация и потребности | Содержание учебного материала | 2 | 2 | ||
Стимулирование труда, иерархия потребностей. Способы удовлетворения потребностей. Схема мотивационного процесса. | |||||
Практическое занятие: | 2 | ||||
3 | Составление пирамид потребностей. | ||||
Тема 2.4 Коммуникации и деловое общение | Содержание учебного материала | 2 | 2 | ||
Процесс коммуникации и эффективность менеджмента. Элементы и этапы процесса коммуникации. Межличностные коммуникации. Деловое общение. | |||||
Практическое занятие: | 2 | ||||
4 | Составление пирамид потребностей. | ||||
Самостоятельная работа: подготовка к проведению делового совещания. | 4 | ||||
Тема 2.5 .Контроль и его виды. | Содержание учебного материала | 2 | 2 | ||
Контроль, его виды, формы и средства реализации. Технология и правила контроля. Оценка эффективности контроля. | |||||
Раздел 3. Руководство: власть и партнерство | 18 | ||||
Тема 3.1 Влияние, власть, стили. | Содержание учебного материала | 4 | 2 | ||
Понятие руководства и власти. Управление человеком и управление группой. Искусство строить отношения с сотрудниками. Имидж (образ) менеджера | |||||
Самостоятельная работа обучающихся: Реферат: Виды власти | 2 | ||||
Тема 3.2 Лидерство и власть | Содержание учебного материала | 4 | |||
Теории лидерства. Личные качества лидера. Харизматические лидеры. Виды лидерского поведения. | |||||
Самостоятельная работа обучающихся: Реферат: Концепция харизматического лидерства | 2 | ||||
Тема 3.3 Управление конфликтами и стрессами | Содержание учебного материала | 2 | 2 | ||
Природа организационного конфликта. Типы конфликтов, причины конфликтов. Управление конфликтами. Управление изменениями. | |||||
Практическое занятие: | 2 | ||||
5 | Предупреждение забастовки | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: Сообщение «Управление конфликтами – примеры» | 2 | ||||
Раздел 4. Основные области управления. | 63 | ||||
Тема 4.1. Управление персоналом. | Содержание учебного материала | 2 | 2 | ||
Основы управления организацией. Подходы к управлению- экономический, гуманистический. Планирование персонала. Источники привлечения. Методы отбора. | |||||
Практическое занятие:. | 6 | ||||
6 | Кадровая политика фирмы | ||||
7 | Квалификационные характеристики операционных логистов | ||||
8 | Оценка эффективности труда. | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: Кроссворд «Кадровые политики предприятий» | 2 | ||||
Тема 4.2 Управление производством ( услугами) | Содержание учебного материала | 2 | 2 | ||
Особенности управления производством. Виды производственных процессов. Понятие производственного цикла. Особенности управления услугами. Планирование процесса услуг. Модели менеджмента услуг. Контрольная работа | |||||
Практические занятия: | 8 | ||||
9 | Виды производственных процессов. | ||||
10 | Выбор производственного процесса | ||||
11 | Составление плана услуг | ||||
12 | Разработка рекламного слогана | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: Кроссворд «Кадровые политики предприятий», Сообщение « Особенности управления», «Производственные процессы» | 6 | ||||
Тема 4.3. Отделы (службы) как управляемые системы. Самоменеджмент. | Содержание учебного материала | 10 | |||
Личные характеристики менеджера, окружающая среда, формирование личных качеств, контроль за деятельностью и т.д. | 2 | ||||
Практические занятия: | 16 | ||||
13 | Выбор методов управления в организации | ||||
14 | Самооценка функции менеджера | ||||
15 | Анализ типа личности менеджера | ||||
16 | Оценка и анализ качеств менеджера | ||||
17 | Построение блок схемы принятия управленческого решения | ||||
18 | Анализ конфликтных ситуаций | ||||
19 | Анализ факторов микро и макро среды | ||||
20 | Формирование характеристик имиджа организации | ||||
Самостоятельная работа: Сообщение «Мотивация персонала: виды и значение для деятельности фирмы», «Опыт менеджмента в США, ФРГ, Японии и России.», «Виды конфликтов в организации и пути выхода из них.», «Характеристика организационных структур управления.», Доклад «Особенности ведения деловых переговоров.», «Виды конфликтов в организации и пути выхода из них.», «Методы принятия управленческих решений.» | 13 | ||||
ИТОГО | 129 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1.– ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2.– репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета менеджмента.
Оборудование учебного кабинета:
- Шкафы
- Парты для обучающихся
- Стулья для обучающихся
- Рабочий модуль преподавателя
- Информационные стенды
Технические средства обучения:
- Видеопроектор и универсальная интерактивная доска.
- Компьютер
- Принтер
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основная учебная литература
- Косьмин А.Д., Свитецкий Н.З., Косьмина Е.А. Менеджмент, М., Академия, 2014
- Косьмин А.Д., Свитецкий Н.З., Косьмина Е.А. Менеджмент: Практикум., М., Академия, 2014
Дополнительная литература.
1.Драчева Е.Л., Юликов Л.И. Менеджмент. Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования – 5-е изд. ИЦ «Академия», 2013
Интернет-ресурсы
1.http://www.academia-moscow.ru/reader/?id=106719
2.www.protekt.gost.ru
3.поисковые системы
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения(освоенные умения, усвоенные знания) | Коды формируемых профессиональных и общих компетенций | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Освоенные умения: - планировать и организовывать работу подразделения; - формировать организационные структуры управления; - разрабатывать мотивационную политику организации; - применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения; - принимать эффективные решения, используя систему методов управления; - учитывать особенности менеджмента (по отраслям); Освоенные знания: - сущность и характерные черты современного менеджмента, историю его развития; - особенности менеджмента в области профессиональной деятельности (по отраслям); - внешнюю и внутреннюю среду организации; - цикл менеджмента; - процесс принятия и реализации управленческих решений; - функции менеджмента в рыночной экономике: - организацию, планирование, мотивацию и контроль деятельности экономического субъекта; - систему методов управления; - методику принятия решений; - стили управления, коммуникации, деловое общение | ОК 1 - ОК 9, ПК 1.1, ПК 4.1, ПК 1.3, ПК 2.1, ПК 2.2, ПК 2,4, ПК 3.2, ПК 1.2. | Экспертная оценка на практических занятиях. Экспертная оценка по выполнению самостоятельных работ. Тестирование (устный опрос) Дискуссии по темам рефератов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/26/picture-674134-1443241931.png)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Физика по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих
Рабочая программа учебной дисциплины «Физика» является частью общеобразовательной подготовки студентов в учреждениях СПО. Составлена на основе примерной программы по физике для профессий начальн...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/01/picture-599311-1480607101.png)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Программное управление металлорежущими станками программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих для профессии: 15.01.25. станочник (металлообработка)
Программа профессионального модуля является частью основной профессиональной образовательной программы ГАПОУ СО «Саратовский политехнический колледж» в соответствии с ФГОС по профессии СПО...
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/03/picture-418434-1399128434.jpg)
рабочая программа по УП ПП 02.01 рабочая программа по УП ПП 03.01
рабочая программа по УП ПП 02.01рабочая программа по УП ПП 03.01...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/26/picture-202230-1422301878.jpg)
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫ Рабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ является частью основной профессиональной образовательной програ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫРабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ являетс...
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/07/picture-788712-1462603062.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ 38.01.02 Продавец, контролер – кассир, РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ 38.01.02 Продавец, контролер – кассир
Рабочая программа производственной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии 38.01.02 Продавец, контролер – кассир....
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/08/picture-1135163-1554712669.jpg)
Рабочая программа по ОБЖ для 7-8 классов. Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"
Рабочие программы по ОБЖ для 7-8, 9 классов. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/21/picture-942847-1571609199.jpg)
Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 03 Технология трудоустройства образовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 29.01.08. Оператор швейного оборудования
Рабочая программа учебной дисциплиныОП. 03 Технология трудоустройстваобразовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих п...