Управление качеством в процессе производства и обслуживания.
план-конспект занятия

Билык Анна Николаевна

Лекция

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 13._lektsiya.docx24.01 КБ

Предварительный просмотр:

Функции управления качеством, реализуемые в процессе производства и обслуживания. 

Важнейшими процессами жизненного цикла в СМК организацииявляются производство и обслуживание. В процессе производства реализуются все функции управления качеством. К основным из нихотносятся: планирование производственных операций и обслуживания; организация производственного процесса; мотивация непосредственных изготовителей (исполнителей), а также других категорий персонала к качественному выполнению работы; осуществление контроляна всех этапах производственного процесса с целью выявления и устранения возникших отклонений от требований стандартов и ТУ, а также для предупреждения данных отклонений в будущем.

ГОСТ Р ИСО 9001: 2001 включает требования к реализации следующих четырех функций управления качеством в процессе производтва и обслуживания в СМК организации. 1. Планирование и обеспечение. Организация должна планировать и обеспечивать производство и обслуживание в управляемых условиях, которые должны включать, если это целесообразно: а) наличие информации, описывающей характеристики продукции;б) наличие рабочих инструкций в случае необходимости; в) применение подходящего оборудования; г) наличие и применение контрольных и измерительных приборов; д) проведение мониторинга и измерений; е) осуществление выпуска, поставки и действий после поставки продукции. 2. Валидация. Организация должна подтверждать все процессы производства и обслуживания, результаты которых нельзя проверить путем последовательного мониторинга или измерения. К ним относятся все процессы, недостатки которых становятся очевидными только после начала использования продукции или после предоставления услуги. В ходе валидации демонстрируется способность этих процессов достигать запланированных результатов. 3. Идентификация. Если это целесообразно, организация должна идентифицировать продукцию при помощи соответствующих средств. 4. Сохранение соответствия продукции.Организация должна сохранять соответствие продукции в ходе внутренней обработки и в процессе поставки к месту назначения. Это предполагает идентификацию, погрузочно - разгрузочные работы, упаковку, хранение и защиту. Сохранение должно применяться и к составным частям продукции. Важную роль в процессе производства и обслуживания играет реализация функции обеспечения, что предполагает создание условий для осуществления производства и обслуживания в управляемых условиях. Это могут быть: условия управления движением материалов в производстве; условия управления производственным оборудованием, технологическими процессами и процедурами; условия управления техническим оснащением и производственной средой, а также персоналом, непосредственно участвующим в процессе производства и обслуживания. Следующей функцией управления качеством в процессе производства и обслуживания является валидация, в ходе которой подтверждается соответствие всех специальных процессов, результаты которых нельзя проверить путем обычного контроля качества. По таким процессам организация должна: - разрабатывать конкретные критерии для анализа и утверждения процессов; - определять соответствующее оборудование и квалификацию персонала; - применять конкретные методы и процедуры; - разрабатывать требования к записям. Контрольная функцияявляется одной из значимых. Проверка на каждом этапе должна быть связана с соответствующей документацией на готовую продукцию. Проведение технического контроля в процессе производства должно быть четко спланировано и регламентировано. Процедуры испытаний и технического контроля оформляются документально, включая описание конкретного оборудования, требуемого для проведения этих испытаний. Еще одной функцией управления качеством, реализуемой в процессе производства и обслуживания, является сохранение соответствия продукции.Реализация этой функции предполагает доведение продукции либо услуги до потребителя с тем составом свойств, который был заложен во время осуществления всех предшествующих процессов жизненного цикла (проектирование и разработка, закупки, производство).

Факторы, формирующие качество в процессе производства и обслуживания. Успешная реализация функций управления качеством в процессе производства и обслуживания зависит от влияния множества факторов, среди которых выделяют две группы: 1) производственно - технологические факторы, включающие:технический уровень и уровень освоения основных производственных фондов; научно - технический уровень и уровень освоения технологических процессов; строгое соблюдение технологической дисциплины;- организацию системы технического контроля; качество сырья, материалов, комплектующих изделий, поступающих со стороны и т.д.2) социально - психологические факторы, в состав которых входят: - культура производства; - уровень квалификации сотрудников, занятых в процессе производства и обслуживания; - заинтересованность персонала в улучшении результатов своей деятельности и т.д. Факторы:Технический уровень и уровень освоения основных фондови прежде всего производственного оборудования непосредственно отражаются на качестве продукции или оказываемой услуги. Чем выше точность, надежность и прогрессивность применяемого оборудования, тем выше качество конечного продукта деятельности организации. Уровень используемых технологических процессов и соблюдение технологической дисциплины.Производственный процесс невозможен без реализации системы технологических процессов, каждый из которых представляет собой часть производственного процесса, содержащую действия по изменению состояния предмета труда. Их отлаженность служит необходимым условием создания качественной продукции.Итак, научно - технический уровень и уровень освоения технологических процессов оказывают прямое воздействие на качество продукции или услуги. Наибольший эффект может быть достигнут при высоком уровне отлаженности технологического процесса. Чем меньше сбоев в работе, тем выше качество конечного продукта. Строгое соблюдение технологической дисциплины предполагает осуществление контроля качества выполнения технологических операций. К важнейшим показателям, характеризующим качество технологического процесса, относятся: - коэффициент точности технологической операции; - коэффициент стабильности технологической операции, отражающий ее способность сохранять без дополнительных регулировок заданную точность за время обработки партии деталей с одной настройки оборудования; - коэффициент надежности технологических операций. В результате определения всех названных показателей выводят комплексный показатель качества технологической операции. Кроме производственно - технологических факторов важную роль в формировании качества конечного продукта деятельности организации играют социально - психологические аспекты. Культура производства слагается из многих элементов: - надлежащего состояния применяемого оборудования; - соблюдения установленного порядка на рабочем месте; - чистоты; - удобной производственной мебели; - достаточной освещенности помещений; - соблюдения условий безопасности труда и т.д.

Классификация и содержание видов контроля качества. 

Контроль является одной из составляющих процесса управления качеством в организации. 

Контроль качества — это проверка соответствия продукции или процесса, от которого зависит ее качество, установленным требованиям. На стадии разработки продукции контроль заключается в проверке соответствия опытного образца техническому заданию, технической документации; на стадии изготовления он охватывает качество, комплектность, упаковку, маркировку, состояние производственных процессов; на стадии эксплуатации — это проверка соблюдения требований эксплуатационной и ремонтной документации.

 Контроль качества включает три основных этапа:

  1. получение первичной информации о фактическом состоянии объекта контроля, контролируемых признаках и показателях его свойств;

 2) получение вторичной информации — сведений об отклонениях от заданных параметров путем сопоставления первичной информации с запланированными критериями, нормами и требованиями; 

3)подготовку информации для выработки соответствующих управленческих воздействий на объект, подвергавшийся контролю, с целью устранения или предотвращения в будущем подобных ситуаций. 

Объектами контроля могут быть изделия или процессы, влияющие на их качество. Контролируемый признак — это количественная или качественная характеристика объекта, подверженная контролю. 

Методом контроляназывается совокупность правил применения определенных принципов для осуществления контроля. 

Средства контроля— это изделия (приборы, приспособления, инструменты, испытательные стенды) и материалы (например, реактивы), используемые при контроле. 

Эффективность контроля складывается из его результатов на различных этапах производственного процесса, в зависимости от которых меры по контролю качества можно разбить на четыре группы: 1. Контроль за разработкой новой конструкции, включающий меры по контролю качества, осуществляемые в подготовительный период. 2. Входной контроль, состоящий из мер, предпринимаемых при закупке, получении и проверке деталей или материалов, которые поступили от поставщика или из других источников.3. Контроль готовой продукции — меры по контролю качества, проводимые в период серийного производства продукции и ее обслуживания в ходе эксплуатации. 4. Анализ специальных процессов, включающий меры по выявлению конкретных трудностей, возникающих при контроле качества.

Статистические методы контроля качества. Особое место в группе методов контроля качества занимают статистические методы. Их применение основано на результатах измерений, анализа, испытаний, данных эксплуатации, экспертных оценок. Главное в статистических методах — методология работы с фактическими данными. Задачами, решаемыми при этом, являются планирование, получение, обработка и унификация информации, ее использование при анализе и управлении, принятие решения по результатам анализа, прогнозирование и др.Совокупность современных статистических методов контроля качества подразделяется по степени сложности на три категории.

  1. Элементарные статистические методы, включающие диаграмму Парето, диаграмму причин и результатов, контрольный листок, гистограмму, диаграмму разброса, метод стратификации, контрольную карту. Эта категория методов используется на японских предприятиях всеми, начиная от выпускников школ и заканчивая управляющими высшего звена.

 2. Промежуточные статистические методы, в состав которых входят: теория выборочных исследований; статистический выборочный контроль; различные методы проведения статистических оценок и определения критериев; метод расчета экспериментов. Эта группа методов используется инженерами и специалистами в области управления качеством.

3. Передовые статистические методы, включающие методы расчета экспериментов, многофакторный анализ, различные методы исследования операций. Их применению обучается ограниченное число инженеров и специалистов.

Система показателей качества продукции и методы их определения

Уровень качества продукцииопределяется на основе системы показателейее качества.Для определения этого уровня необходимо знать численное значение каждого из этих показателейи сравнить с аналогичными показателями продукции,принятой в качествеба-зовой для сравнения.
Под определением показателя качества продукцииподразумевается нахождение его численного значения. Для этого на практике в зависимости от специфики продукцииприменяются следующие методы:
измерительный метод (при помощи инструментов, приборов);
регистрационный метод, который основан на регистрации и подсчете числа определенных событий (например, отказов при ис- питаниях) или предметов (например, при стандартизированных, унифицированных, оригинальных, защищенных патентами). Регистрационным методом могут определяться такие показатели,как безотказность, патентно-правовые, стандартизация, унификация;
вычислительный метод основывается на применении специальных математических моделей для определения показателя качества продукции;
органолептический метод предусматривает анализ восприятия человеческих органов чувств — зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания. Точность и достоверность найденных значений зависят от квалификации, навыков и способности лиц, их определяющих;
социологический метод осуществляется на основе сбора и анализа мнений о продукцииее фактических и возможных потребителей;
экспертный метод реализуется группой специалистов, например дизайнеров, дегустаторов.
На практике для оценки уровня качества продукциииспользуется система показателей,которая включает в себя обобщающие и единичные показатели качества продукции.
Обобщающие показатели качествахарактеризуют уровень качества продукциив целом по отрасли или предприятию. К этим показателямотносятся: сортность, марка, класс, содержание полезного вещества, доля продукции,соответствующая мировым стандартам, и др.
О качестветой или иной ткани можно судить по таким показателям,как прочность, расцветка, гигроскопичность, несминаемость и др.
Индивидуальные показателисредств труда, несмотря на их многообразие, можно объединить в следующие труппы: технологические, эксплуатационные, эргономические и эстетические, патентно-правовые, экономические, каждая из которых характеризует качествосредств труда с определенной стороны
Показатели технологичности имеют большое значение при организации и ремонте изделия. Технологичность конструкций продукциимашиностроения оценивается многими единичными и комплексными показателями.К их числу относятся показателисборности (блочности) изделия, трудоемкость и материалоемкость
Эксплуатационные показателихарактеризуют средства труда в процессе их эксплуатации. Основными из них являются: производительность, мощность, показателинадежности, скорость, расход ТЭР и др.
Надежность продукцииявляется одним из важнейших показателей качества продукциии означает способность сохранения в заданном отрезке времени всех ее потребительских свойств.
К наиболее важным единичным показателямнадежности относится средняя наработка на отказ (Т), которая определяется (по ГОСТ 27002—89) как отношение суммарной наработки восстанав-ливаемого объекта к математическому ожиданию числа его отказов в течение этой наработки.
Другим не менее важным единичным показателемнадежности является среднее время восстановления ), под которым понимается математическое ожидание времени восстановления работоспособного состояния объекта после его остановки.
Эргономические показателиделятся на четыре основные группы: гигиенические (освещенность, температура, влажность, давление и т. п.); антропометрические (соответствие конструкции изделия размерам тела человека и его отдельных частей, соответствие конструкции изделия распределению массы тела человека и т. п.); физиологические и психофизические (соответствие конструкции изделия силовым, скоростным, слуховым, зрительным, психофизическим особенностям человека); психологические (соответствие изделия возможностям восприятия и переработки информации, соответствие закрепленным и вновь формируемым навыкам человека при пользовании изделием).
Эстетические показателивключают выразительность, оригинальность внешнего вида, гармоничность, целостность, соответствие среде, стилю и др.
Патентно-правовые показатели качествахарактеризуют патентную чистоту продукции,ее конкурентную способность на мировом рынке.
Экономические показателихарактеризуют продукциюсо стороны ее экономичности (себестоимость изготовления, продажная цена, прибыль, рентабельность, цена потребления).
Показатели качества продукциинеобходимы для анализа и планирования уровня качества продукциина предприятии и определения ее конкурентоспособности.