«Формирование ответственности и дисциплинированности у обучающихся»
классный час

Федореева Любовь Леонидовна

Пояснительная записка.

 Одним из основных условий организации любой деятельности является обязательное достижение успеха в ее осуществлении обучающимися. Нужно следить за тем, чтобы обучающийся выполнял задание в срок и до конца, приучать к тому, чтобы он сам учился планировать и контролировать свою деятельность. При этом следует обращать внимание на воспитание самостоятельности, инициативности, ответственности, настойчивости в выполнении поручений, в подготовке домашнего задания. Необходимо стремиться к тому, чтобы обучающиеся переживали чувство ответственности за результаты своей работы перед взрослыми и друг другом.

Проблема дисциплины и ответственности в течение долгих столетий являлась предметом особой заботы отечественных педагогов. В современный период данная проблема не потеряла свою актуальность, а лишь обострилась. Демократизация школьной среды существенно повлияла на поведение обучающихся. Ученики стали более активны, самостоятельны и инициативны, свободны в выражении своего мнения, в поступках и отнюдь не склонны к безусловному следованию дисциплинарным правилам. Данные обстоятельства вызвали серьезную озабоченность преподавателей, которые понимали, что данные позитивные изменения, тем не менее, могут вызвать существенные трудности в учебном процессе, снизить его результативность и негативно повлиять на уровень образованности обучающихся. В этих условиях большую значимость приобретает изучение и переосмысление проблемы дисциплины и ответственности в отечественной педагогической науке и практике, что может стать эффективным средством решения актуальных проблем современного образования.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otvestvennost_distsiplinirovannost.docx189.2 КБ

Предварительный просмотр:

Областное  Государственное  Профессиональное

Образовательное Бюджетное Учреждение

« Многопрофильный лицей»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Классный час.

«Формирование ответственности и дисциплинированности  у обучающихся»

G:\конференция\_DSC3241.JPG

                     

                                                                 

Автор  разработки:

                                                                Федореева Любовь Леонидовна

                                                                 Классный руководитель.

Амурзет 2019

Пояснительная записка.

 Одним из основных условий организации любой деятельности является обязательное достижение успеха в ее осуществлении обучающимися. Нужно следить за тем, чтобы обучающийся выполнял задание в срок и до конца, приучать к тому, чтобы он сам учился планировать и контролировать свою деятельность. При этом следует обращать внимание на воспитание самостоятельности, инициативности, ответственности, настойчивости в выполнении поручений, в подготовке домашнего задания. Необходимо стремиться к тому, чтобы обучающиеся переживали чувство ответственности за результаты своей работы перед взрослыми и друг другом.

Проблема дисциплины и ответственности в течение долгих столетий являлась предметом особой заботы отечественных педагогов. В современный период данная проблема не потеряла свою актуальность, а лишь обострилась. Демократизация школьной среды существенно повлияла на поведение обучающихся. Ученики стали более активны, самостоятельны и инициативны, свободны в выражении своего мнения, в поступках и отнюдь не склонны к безусловному следованию дисциплинарным правилам. Данные обстоятельства вызвали серьезную озабоченность преподавателей, которые понимали, что данные позитивные изменения, тем не менее, могут вызвать существенные трудности в учебном процессе, снизить его результативность и негативно повлиять на уровень образованности обучающихся. В этих условиях большую значимость приобретает изучение и переосмысление проблемы дисциплины и ответственности в отечественной педагогической науке и практике, что может стать эффективным средством решения актуальных проблем современного образования.

Цель: 

  • Способствовать развитию у студентов чувства ответственности и дисциплинированности.

Задачи:

  • Содействовать формированию умения анализировать свои поступки и черты характера
  • Прогнозировать последствия своих действий
  • Помочь   обучающимся осмыслить и значительно расширить понятие об ответственности и соблюдения учебной дисциплины
  • Формировать способность к коллективному рассуждению, культуру общения и речи;
  •  Развивать умение вести диалог, умение отстаивать свою точку зрения.

Место проведения мероприятия: кабинет.

Участники мероприятия: студенты ПКК - 331.

Оборудование: 

Ход мероприятия

Добрый день! Начиная наше занятие, давайте обратимся к латинской поговорке. «Через тернии к звёздам». Как вы понимаете это высказывание? Как вы понимаете слова «звезды», «тернии» Через  усилие к победе.(Звезды – это цель, к которой стремится человек: семья, карьера, уважение в обществе, хорошие условия жизни и т. д.).

— Наша жизнь – это лестница, которую необходимо пройти, чтобы добиться чего-либо, дойти до своей звезды. Пройти каждую ступеньку. А к какой звезде мы с вами идем сейчас? (знания, образование, диплом)

 Слайд 1

Все мы хотим добиться в жизни успеха. Но для этого вам необходимо быть успешным человеком. Давайте вместе составим портрет успешного человека. Перечислите, пожалуйста, качества, которыми должен обладать успешный человек:

 Слайд 2

— организованность,

— исполнительность,

— ответственность,

— коммуникабельность,

— честность,

— искренность,

— трудолюбие и пр.

— целеустремлённость,

— самостоятельность,

— пунктуальность,

— толерантность,

— аккуратность,

— инициативность

А может ли человек быть ответственным, не соблюдая при этом дисциплину? Почему?

Да, действительно понятия «ответственность» и «дисциплина» неразрывны между собой. Сформулируйте тему нашего классного часа.

Слайд 3

Слайд 4

 Тема «Ответственность и дисциплинированность»

В условиях рынка не только каждый отдельный человек, но и предприятие в целом, не сможет достичь успехов в конкуренции, если в трудовом коллективе не будет установлена дисциплина, которая основывается на коллективной и личной заинтересованности работников в высоких конечных результатах деятельности.

— Что такое дисциплина? (Обсуждения).

Слайд 5

Дисциплина – это определенный порядок поведения людей, который отвечает нормам и правилам морали.

— Вы нарушаете дисциплину?

— Дисциплина должна стать необходимым условием нормальной жизни коллектива, внутренней потребностью каждого, создаваться и поддерживаться всеми учениками.

Вы понимаете, что необходимо соблюдать дисциплину, но нарушаете правила поведения на уроках, переменах, на общественных мероприятиях.

Ребята еще есть такое понятие как самодисциплина.

 Это не только соблюдать правила поведения, но и большая, трудная работа над собой.

Самодисциплина подобна мышцам. Чем больше вы тренируетесь, тем сильнее становитесь. Чем меньше вы развиваете её, тем слабее становитесь. Основной метод развития самодисциплины состоит в решении задач, которые вы можете успешно выполнить.

I. Групповая работа: Каждая группа получает задание. Поставьте перед собой и запишите задачу и план ваших действий, чтобы успешно решить эту задачу.

1. Представьте, чего бы вы смогли достичь, если бы могли просто заставить себя выполнить любое благое намерение. Вообразите, что вам на подготовку домашнего задания по всем предметам нужно затрачивать 3 часа.

Задача.

Действия

2. Представьте, чего бы вы смогли достичь, если бы могли просто заставить себя выполнить любое благое намерение. Вообразите, что вам нужно самим без помощи других вставать утром в нужное время.

Задача.

Действия

3. Представьте, чего бы вы смогли достичь, если бы могли просто заставить себя выполнить любое благое намерение. Вообразите, что вам нужно по математике за полугодие получить пять.

Задача.

Действия

4. Представьте, чего бы вы смогли достичь, если бы могли просто заставить себя выполнить любое благое намерение. Вообразите, что вам на каждом уроке соблюдать дисциплину.

Задача.

Действия

Обсуждение результатов работы в группах.

Слайд 6

Известный педагог В.А. Сухомлинский советовал обучающимся, как научиться властвовать собой, воспитывать самодисциплину: «Тебе не хочется подниматься в семь часов, разгневайся на себя, заведи будильник на шесть, поднимись с постели мгновенно, как только услышишь звонок. Сделай зарядку, умойся, оботри тело влажным полотенцем, пойди в сад, полей цветы, посмотри, как поднимается солнце, присмотрись, как пробуждается природа, потом сядь за книгу, почитай, потом рисуй… Ты убедишься, как это радостно – заставлять себя, повелевать собой, быть хозяином своих влечений. Пусть не хочется, отступит – ты почувствуешь себя хозяином своей воли…».

Наша основная задача сегодня, понять, как дисциплинированность помогает в работе, какие меры ответственности предусмотрены за её нарушение или виды поощрения, за её неукоснительное выполнение.

Трудовая дисциплина – это обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным администрацией предприятия в соответствии с ТК РФ.

Как вы думаете, почему в современных условиях значение трудовой дисциплины возрастает?

Вывод: чем глубже разделение труда на производстве и сложнее оборудование, тем важнее слаженность в работе и соблюдение трудовой дисциплины.

Значение трудовой дисциплины в том, что она:

— способствует работе без брака,

— позволяет работнику проявлять инициативу,

— повышает производительность труда,

— обеспечивает охрану здоровья работников,

— способствует рациональному использованию рабочего времени каждого работника и всего трудового коллектива.

За образцовое выполнение трудовых обязанностей, и безупречную работу применяются поощрения.

Виды мер поощрения:

— объявление благодарности,

— выдача премии,

— награждение ценным подарком,

— награждение почетной грамотой,

— представление к званию лучшего по профессии и др.

— награждение орденами и медалями, почетными грамотами различных вышестоящих органов, нагрудными значками,

— присвоение почетных званий и званий лучшего работника по данной профессии.

За нарушение трудовой дисциплины администрация предприятия, применяет дисциплинарные взыскания.

Виды дисциплинарных взысканий:

— замечание,

— осуждение,

— выговор или строгий выговор,

— снятие с должности,

— увольнение.

Вывод: Дисциплинированные люди – ценные работники, недисциплинированные люди долго не задерживаются на одном месте работы, так как  безответственно относятся к выполнению своих обязанностей.

Слайд 7

Ответственность — что это такое? (ответы обучающихся)

Перед кем, чем и за что можно быть ответственным, почему, и куда эту ответственность надо нести?  (ответы обучающихся)

Ответственность – понятие с одной стороны, эфемерное, призрачное и нематериальное. С другой стороны, ответственность – очень даже материальная, тяжёлая штука, всем хорошо знакомая.

Ответственность – важнейшее свойство личности, это проявление отношения к выполнению взятых на себя обязательств, принятых ею норм и правил.

Ответственность – это обязанность что-либо сделать и принятие последствий нарушения этого обязательства.

В словаре русского языка: «ответственность – обязанность, необходимость давать отчёт в своих действиях, поступках и т.п. и отвечать за их возможные последствия, за результат чего либо». Ответственность: это определённость, надёжность, честность; это осознание и готовность признать себя причиной своих поступков; это готовность действовать рационально для блага людей. Ответственность — это не вина, это уверенность.

Слайд 8

Подберите однокоренные слова к слову ответственность (ответственность – ответ – отвечать).

Слайд 9

Слово отвечать употребляется с предлогами: ЗА и ПЕРЕД

Теперь хотелось бы узнать, за что и перед кем (чем) вы сами отвечаете в своей жизни. Возьмите листочки бумаги и, пока играет музыка, напишите, за что и перед кем в своей жизни вы несёте личную ответственность. (Я лично отвечаю за…, я отвечаю перед …)

Все мнения фиксируются на доске в виде кластера. Идёт обсуждение. Хором прочитываются все ответы.

Вывод: человек отвечает в первую очередь сам за себя: за своё здоровье. За свои поступки. За свою судьбу.

Перед кем нам приходится отвечать в своей жизни? (Перед родителями, перед педагогами, перед законом, перед Родиной, перед своей совестью)

А теперь новое задание. Подберите всевозможные прилагательные-определения к слову «ответственность» (Ответственность налоговая, административная, уголовная, юридическая, нравственная ,гражданско-правовая, дисциплинарная)

Какой вид ответственности стоит для человека на первом месте? Нравственная ответственность — самая важная. Если человек живёт в ладу со своей совестью, ему не придётся нести ни административную, ни уголовную ответственность.

Работа в группах:

А как безответственность может повлиять на вашу работу?

1. Вы работаете продавцом-консультантом. Вам приходится каждое утро рано вставать и идти на работу. Иногда так хочется поспать, но вы прекрасно понимаете, что если вы не выйдете на работу или опоздаете, то … Как вы думаете, что тогда будет?

Безответственность, как раковая опухоль, разъедает общество, несет гибель людям. Причем на всем пространстве нашего бытия: от полетов космических кораблей, воздушных лайнеров и работы гигантских производств до …. увеселительных заведений и падающих с крыш домов на головы прохожим сосулек, что так же приводит к гибели людей и увечьям. Таково, к сожалению, наше нынешнее общество с его тотальной безответственностью. И мрачный ряд катастроф, виной которых «человеческий фактор», не заканчивается. На лицо бесстыдное игнорирование государственной, технологической и личной дисциплины, полное отсутствие ответственности за сотворение греха.

Создание благосостояния невозможно до тех пор, пока мы не осознаем, что только мы сами за все в ответе. Мы сами, а не государство, не обстоятельства, не партнер, не наше воспитание, не наше здоровье, не наша финансовая ситуация — ответственность всегда лежит на нас самих.

 

Слайд 10,11,12,13.

Тест

СПОСОБНЫ ЛИ ВЫ САМОСТОЯТЕЛЬНО ВЕСТИ ДЕЛА?

Выберите в каждом из семи пунктов по одному определению ваших качеств более всего вам подходит.

Поставьте очки

а) — 4

б) — 3

в) — 2

г) — 1

1.ИНИЦИАТИВА

а) ищете дополнительные задания

б) находчивы, смекалисты при выполнении задания

в) выполняете необходимый объём без указания руководства

г) безынициативны, ждёте указаний

2.ОТНОШЕНИЕ К ДЕЛУ

а) позитивное начало, дружелюбное отношение к людям

б) приятны в обхождении, вежливы

в) иногда с вами трудно работать

г) сварливы и некоммуникабельны

3.ЛИДЕРСТВО

а)сильны, внушаете уверенность и доверие

б) умело отдаёте эффективные приказы

в) ведущий

г) ведомый

4.ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

а) проявляете ответственность при выполнении поручений

б) соглашаетесь с поручениями (хотя и не без протеста)

в) неохотно соглашаетесь с поручениями

г) уклоняетесь от любых поручений

5.ОРГАНИЗАТОРСКИЕ СПОСОБНОСТИ

а) обладаете даром убеждения, умением выстраивать факты в логическом порядке

б) способный организатор

в) средние организаторские способности

г) плохой организатор

6.РЕШИТЕЛЬНОСТЬ

а) быстры и точны

б) основательны и осторожны, осмотрительны

г) быстры, но часто делаете ошибки

г) сомневаетесь и боязливы

7.УПОРСТВО

а) целеустремлены, не пасуете перед трудностями

б) предпринимаете постоянные усилия

в) средний уровень упорства и решимости

г) почти никакого упорства

После суммирования баллов определите оценку потенциальных возможностей.

Отличные – 25-28

Очень хорошие – 21-24

Хорошие – 17-20

Средние – 13-16

Плохие – 12 и меньше

А в заключении, я предлагаю

 Слайд 14

Рефлексия.

— В основе каждого поступка лежит ответственное или безответственное отношение к сложившейся ситуации. От наших поступков зависит наше

самочувствие, отношения с окружающими, а иногда даже человеческая жизнь.

Слайд 15

— Перед вами лежат разноцветные звездочки. Выберите ту звездочку, которая соответствует вашему мнению.

1. Я считаю, что тема важна для меня. Есть о чем подумать.

2. Я подумаю об этом, но не сегодня…когда-нибудь…может быть…

3. Все, о чем мы говорили, всего лишь пустые слова. Они не имеют никакого значения. Я просто зря потратил время.

 Слайд 16

— Подумайте дома, как бы вы назвали остальные ступеньки и сколько ступенек отделяет вас от заветной цели, от вашей звезды. Спасибо за работу!


Список использованной литературы

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.: Академический проект, 2001.
  2. Андреева Г.М. Психология социального познания: Учеб. Пособие для высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 1997.
  3. Безруких М., Ефимова С., Круглов Б. Почему учиться трудно? М.1996.
  4. Воликова Т. В. Учитель и семья. - Москва, 1997
  5. Гейко В.А. «Роль семьи в развитии школьных успехов». Начальная школа, №3, 1999.
  6. Гребенщиков И. В. Школа и семья. - Москва, 1995.
  7. Кулик Л.А., Берестов Н.И. Семейное воспитание. – М.: Просвещение, 1990.
  8. Лернер П. «О жизненном самоопределении школьника». Домашнее воспитание, №5,2002.
  9. Немов Р.С. Психология. Центр ВЛАДОС, 2000.
  10. Подласый И. П. Педагогика т. 2 - Москва, 1999.
  11. Сухомлинский В. Мудрость родительской любви. - Москва, 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование «Я-концепции» у обучающихся ГБОУ НПО ПЛ № 20 г. Нелидово Тверской области

Для того чтобы успешно управлять любой деятельностью, необходимо владеть принципами организации данного процесса. Под принципами я  понимаю основные, исходные положения какой-либо теории, о...

"Особенности формирования профессионально значимых качеств обучающихся в условиях модульного обучения".

Модульная система обладает определёнными преимуществами:  1) гибкостью с учётом индивидуальных способностей обучаемых и их особенностей;  2) ориентированностью на четкую конечную ц...

ВЫПОЛНЕНИЕ СИСТЕМЫ ТРЕБОВАНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕСИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ГАОУ НПО СО «УЧИЛИЩЕ-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ»

В докладе раскрыты основные направления по выполнению системы требований в профессиональной подготовке лиц с ограниченными возможностями здоровья в Саратовском профессиональном училище-интернате для и...

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ

Путь к толерантности - это серьезный, эмоциональный, интеллектуальный путь, только на основе изменения себя, своего сознания, своих стереотипов. В деятельности педагога должен быть живой смысл, живое ...

«Психолого-педагогическое сопровождение и формирование профессиональной направленности личности обучающихся»

Открытие новой профессии требует разработки и применения такой комплексной модели сопровождения, которая могла бы не просто поддержать учащегося в его профессиональном выборе, а обеспечить формировани...

Занятие, направленное на профилактику правонарушений и формирование ответственности, «Мы в ответе за свои поступки»

Занятие, направленное на профилактику правонарушений и формирование ответственности, «Мы в ответе за свои поступки» « МЫ  В  ОТВЕТЕ  ЗА  СВОИ  ПОСТУПКИ...

"Профилактика правонарушений и формирование ответственности среди обучающихся «Мы в ответе за свои поступки»

Методическая разработка «Профилактика правонарушений и формирование ответственности среди обучающихся «Мы в ответе за свои поступки» Цель: Профилактика правонарушений ...