МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ по выполнению дипломной работы специальности 38.02.01 « Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)
методическая разработка

Слюсарь Людмила Филипповна

При подготовке дипломных работ студенты зачастую сталкиваются с трудностями сбора фактического материала. На предприятиях, обычно ссылаясь на сохранение  коммерческой тайны, некоторые отчетные данные незаконно  засекречивают. В таких случаях следует пользоваться нормативными актами, регулирующими порядок предоставления бухгалтерской отчетности для использования  в учебных целях.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Методичка для дипломной работы141.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия)

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Республики Саха (Якутия)

«АЛДАНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

по выполнению дипломной работы

специальности 38.02.01 « Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)

Составитель: Слюсарь Людмила Филипповна

Алдан

ГАПОУ РС(Я) АПТ

2020 год

ВВЕДЕНИЕ

        Важным условием подготовки высококвалифицированных бухгалтеров является организация выполнения выпускных квалификационных работ в форме дипломных. Дипломные работы должны выполняться в тесной связи с производственной практикой, базироваться на конкретном (фактическом) материале, способствовать выявлению финансовых резервов и эффективному использованию финансовых результатов.

Выполнение выпускных работ – это завершающий этап обучения студентов, имеющий своей целью:

  • систематизацию, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по специальности и применение этих знаний при решении конкретных финансово-экономических задач;
  • развитие навыков ведения самостоятельной работы и овладение методикой исследования и экспериментирования при решении разрабатываемых в дипломной работе  вопросов;
  • выяснение подготовленности студентов к самостоятельной работе в условиях рыночной экономики.

На качество выпускной работы особенно влияет выбор и обоснование прогрессивного решения на основе научных исследований и обобщения практики. Наиболее полно эти требования и возможности могут быть реализованы при выполнении дипломной работы и использовании фактического материала, собранного во время  преддипломной производственной практики.

        Выполнение дипломной работы по финансовым и экономическим специальностям включает следующие этапы:

  • ознакомление с основными требованиями, предъявленными к дипломным работам;
  • выбор и закрепление темы дипломной работы;
  • составление плана и согласование его с руководителем дипломной работы;
  • подбор и изучение литературных источников и нормативных актов, в том числе законов РФ по теме дипломной работы;
  • сбор и анализ практического материала, изучение финансово-хозяйственной деятельности организации (предприятия);
  • написание и оформление дипломной работы;
  • подготовка дипломной работы к защите;
  • защита дипломной работы.

При подготовке дипломных работ студенты зачастую сталкиваются с трудностями сбора фактического материала. На предприятиях, обычно ссылаясь на сохранение  коммерческой тайны, некоторые отчетные данные незаконно  засекречивают. В таких случаях следует пользоваться нормативными актами, регулирующими порядок предоставления бухгалтерской отчетности для использования  в учебных целях.

Дипломная работа состоит из : Виньетки – в которой должна быть указана тема дипломной работы, ФИО студента, учебное заведение, текущий год;

Пояснительной записки –к дипломной работе заполненная согласно утвержденных стандартов данного УО;

Задания (бланк) – к дипломной работе заполняется согласно утвержденных стандартов данного ОУ;

СОДЕРЖАНИЕ – дипломной работы в котором содержатся: введение, наименование глав и подглавы, заключение, список литературы с указанием нумерации страниц, Приложения без обозначения нумерации страниц;

Введения – в котором должна быть обоснована актуальность выбранной темы, показана цель работы, обозначены задачи.

ГЛАВА 1. МЕТОДИКА подготовки дипломных работ.

  1. Основные требования к дипломной работе.

Выполнение дипломной работы включает следующие этапы:

Этап 1.

 Выбор и закрепление темы дипломной работы. Темы дипломных работ и вопросы, разрабатываемые в них, должны иметь теоретические и практические значения, быть тесно увязаны с проблемами организации и ведения бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности, экономических условий, анализом эффективности организаций и предприятий в условиях рыночной экономики.

Этап 2.

Составлением плана и согласование его с руководителем дипломной работы. План должен раскрывать суть выбранной темы дипломной работы, включать в себя:

Введение.

  1. Наименование  первой части – теоретической.
  2. Наименование второй части – практической ( бухгалтерский учет, расчет анализа  хозяйственной деятельности, экономических коэффициентов)
  3. Заключение (выводы и предложения)
  4. Список литературы
  5. Приложения

Согласно традиционной структуре дипломных работ в каждой части должно быть, как правило, по 2-3 параграфа (вопроса). В процессе работы план дипломной работы может уточняться, редактироваться.

Этап 3.

        Руководитель выдает задание для дипломной работы , которое соответствует составленному плану, обозначена теоретическая и практическая части дипломной работы, оговорены сроки окончания дипломной работы, задание утверждается кафедрой УЗ.

        Задание определяет весь процесс дальнейшей самостоятельной работы студента по теме дипломной работы.

Этап 4.

        На основе задания по согласованию с руководителем составляет календарный план выполнения дипломной работы (время консультаций).

Этап 5.

Руководитель, исходя из учебного плана, проводит консультации, рекомендует необходимую литературу, справочные материалы, учебники и другие источники по теме. Студент изучает литературные источники и нормативные акты, в том числе законы РФ, формы учета по теме дипломной работы.

Этап 6.

Сбор практического материала бухгалтерского учета по теме, изучение учетной политики организации (предприятия), описание хозяйственных операций посредством бухгалтерских проводок.

Этап 7.

Расчеты необходимых финансово-экономических показателей, экономических коэффициентов характеризующих финансовое состояние предприятия по выбранной теме.

Этап 8.

Написание и оформление  дипломной работы в соответствии с требованиями, предъявляемыми в «АПТ»  для написания  дипломных работ. Объем дипломной работы 45-60 страниц. Список литературы не менее 15 источников в алфавитном порядке.

Этап 9.

Руководитель проверяет выполнение  дипломной работы. Дает письменный отзыв по дипломной работе с пройденным нормоконтролем  и отправляет дипломную работу со студентом на кафедру за рецензией.

Этап 10.

Соответствующей кафедрой, согласно графика, назначается срок защиты дипломной работы.

1.2. Выбор студентом темы дипломной работы.

        Выбор темы дипломной работы имеет исключительно большое значение. Опыт показывает, что  правильно выбрать тему и объект изучения – значит наполовину обеспечить успешное её выполнение.

        Тематика дипломных работ разрабатывается руководителем дипломных работ, рассматривается на кафедре и утверждается администрацией учебной части «АПТ». Перечень тем дипломных работ ежегодно объявляется студентам.

        Студент выбирает  тему, как правило, из объявленного перечня, но также имеет право предложить свою тему с обоснованием целесообразности её разработки.

        Преодоление кризисных явлений в бухгалтерском учете возможно только при активном введении в действие всех факторов влияющих на процесс бухгалтерского учета для стабилизации деятельности предприятий. Особое внимание придается укреплению финансового положения предприятий на основе грамотного владения ведением бухгалтерского учета, знания его принципов и методов бухгалтерского учета, владение Законодательством, стандартами, ПБУ, нормативными актами, инструкциями по ведению бухгалтерского учета.

        Основным критерием при выборе темы дипломной работы служит научный и практический интерес студента. Это относится к студентам, которые целеустремленно, с интересом собирали и обрабатывали материал по той или иной теме, работали в научно – исследовательских кружках, принимали участие в других рефератных и информационно – исследовательских работах при отделении. При выборе темы следует исходить из того, по какой из них  студент может наиболее полно собрать материал, широко использовать практику работы предприятия.

        В целях усиления связи обучения с практикой, рекомендуют студентам выполнять заказные темы дипломных работ, т.е. темы, которые разрабатываются по заказам организаций и предприятий.

        Тема дипломной работы закрепляется за студентом по его личному письменному заявлению. Закрепление тем по представлению кафедры оформляется приказом  ОО «АПТ» перед направлением студента на преддипломную практику.

1.2.1. Основные требования к дипломной работе:

1.1. Объем дипломной работы : 45 – 60 страниц. Текст должен быть разбит на отдельные части с подразделением на параграфы, озаглавленные соответственно плану работы.

Тема дипломной работы закрепляется за студентом. Закрепление тем закрепляется приказом по «АПТ».

        План дипломной работы представляет собой составленный в определенном порядке перечень глав и развернутый перечень вопросов, которые должны быть освещены в каждой главе. Правильно построенный план работы служит организующим началом в работе студентов, помогает систематизировать материал, обеспечивает последовательность его изложения.

        План дипломной работы студент составляет самостоятельно, с учетом замысла и индивидуального подхода.

Традиционным является следующий план дипломной работы:

Введение

Глава 1 (полное наименование главы)

1.1 наименование подглавы (1.1,  1.2,  1.3 по желанию)

Глава 2 (полное наименование главы)

2.1 наименование подглавы (2.1,  2.2,  2.3 по желанию)

Глава 3 (полное наименование главы)

3.1 наименование подглавы (3.1,  3.2,  3.3 по желанию)

Заключение (выводы и предложения)

Список литературы.

Приложения.

1.3. Подбор литературных источников и нормативных актов.

        Дипломная работа выполняется на основе глубокого изучения литературных источников. Подбор и изучение литературы для выполнения дипломной работы является одним из важных этапов работы студента. Литература по теме дипломной работы может быть подобрана студентом при помощи предметных и алфавитных каталогов библиотек.

        Для выполнения дипломной работы студенту рекомендуется использовать следующие документы:

* законы РФ по финансово-экономическим вопросам;

* указы Президента РФ по указанным вопросам;

* постановления исполнительных органов власти РФ по указанным вопросам;

* инструктивные и методические материалы Министерства финансов и других ведомств по тем же вопросам.

        При выполнении дипломной работы целесообразно использовать монографии, учебники, учебные пособия, справочники, а также статьи, публикуемые в журналах и газетах. Работу над литературными источниками следует начинать с изучения правовых актов РФ, учебников, учебных пособий, а также монографий. Затем изучать статьи и журналы.

        Проработка источников сопровождается выписками, конспектированием. Выписки из текста делают обычно  дословно, в виде цитаты. После каждой цитаты , заимствованного высказывания должна  приводиться ссылка на автора и источник. Поэтому при выписке цитат и конспектировании следует сразу же делать  ссылки: автор, название издания, место издания, издательство, год издания, номер страницы.

1. 4. Консультации по дипломным работам.

        Руководитель дипломных работ проводит предусмотренные расписанием консультации, назначаемые по учебному плану в соответствии с  учебной программой.

        Как известно, консультации по дипломным работам имеют двоякое значение. С одной стороны, они оказывают студенту научную, педагогическую помощь, а с другой – носят контрольно-проверочный характер.

        Руководитель дипломной работы:

  • выдает студенту задание на дипломную работу;
  • оказывает ему помощь в составлении календарного графика на весь период выполнения работы;
  • рекомендует необходимую основную литературу – законы, справочные материалы, учебники, учебные пособия и другие источники по теме;
  • проводит предусмотренные расписанием беседы со студентом и дает ему консультации, назначаемые по мере надобности;
  • проверяет выполнение работы (по частям или в целом).

Студентом начинается самостоятельная работа по выполнению дипломной работы. Успех ее в значительной мере будет зависеть от подготовки теоретической главы, сбора и анализа фактического  материала. На подготовку теоретической главы в значительной  степени влияют условия, созданные библиотекой и кафедрой ОО «АПТ».

1.5. Работа над дипломной работой.

        Дипломная работа пишется в соответствии с составленным ранее планом.

        Во введении должна быть обоснована актуальность темы и показана цель дипломной работы, а также должно быть указано, с использованием каких материалов и какой  организации (предприятия) она выполнена.

        Содержанием первой главы являются, как правило, теоретические вопросы по теме дипломной работы, написанные с использованием литературных источников. Большое значение имеет правильная трактовка понятий, их точность и научность. Употребляемые термины должны быть общепринятыми либо проводиться со ссылкой  на автора. Точно так же общепринятыми должны быть и  формулы, исключение составляют впервые вводимые те или иные научные понятия, расчеты. Первая глава обычно выполняется студентом до начала преддипломной производственной практики.

        Вторая глава, как правило, посвящается ведению бухгалтерского учета на предприятии и анализу финансово-хозяйственной деятельности фирмы по данным статистической и бухгалтерской  отчетности за 2-3 года, а так же изучению опыта работы  предприятия.

        Содержание второй главы дипломной работы необходимо иллюстрировать таблицами, схемами, диаграммами, формулами, бухгалтерскими проводками, которые размещают по тексту работы или виде приложений.

        При обработке отчетных данных следует использовать современные методы экономико-математического анализа, с тем чтобы выявить закономерности, определить влияние факторов на динамику показателей.

        Третья глава посвящается разработке выводов и предложений, вытекающих из анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия. В ней предлагаются способы решения проблемы, определяются пути укрепления финансового положения предприятия, снижения затрат, повышения уровня рентабельности. Как правило, третья глава является результатом выполненного исследования.

        Если третья глава посвящена разработке выводов и предложений, то в конце дипломной работы лучше написать краткое заключение.

        Если же третья глава посвящена продолжению анализа финансово-хозяйственной деятельности организации и исследованию практики работы предприятия, то в заключительной части следует дать выводы и предложения.

        При любой подаче материала в дипломной работе должно быть экономическое обоснование принимаемых решений.

        Каждое предложение должно быть обосновано с позиции финансово-экономической целесообразности и перспектив использования новшества. Сущность экономической  эффективности мероприятий заключается в определении соотношения полезного эффекта (результата) и затрат на их достижение. В процессе обоснования ожидаемых затрат выявляются экономия затрат, получаемая при реализации каждой из этих составляющих.

        Одно из требований, предъявляемых к дипломной работе – четкое и логичное изложение.

        Список литературы составляется в соответствии с требованиями ОО «АПТ».  В списке литературы на первом месте указывают законы РФ, затем – подзаконные акты (указы Президента, постановления Правительства РФ, нормативные акты министерства и ведомств).После законов и подзаконных актов перечисляются учебники, учебные пособия, справочные пособия и другие источники, которые были использованы при написании дипломной работы.

        В приложении приводятся копии учредительных документов организации, бухгалтерских балансов и статистических отчетов организации, по материалам которой  выполнена дипломная работа, и другие документы.

        Дипломная работа должна быть надлежащим образом оформлена. Все листы работы пронумерованы и приложения следует аккуратно подшить в папку для дипломных работ или переплести.

Глава 2.

Глава 2. « ПРАКТИЧЕСКАЯ  ЧАСТЬ».

2.1. Советы студенту заочной формы обучения.

              Укрепление связи преподавания финансово – экономических дисциплин  (АФХД, Бухучёт) с жизнью, подготовка дипломных работ по «Бухгалтерскому учёту» с использованием практического материала – одна из важнейших задач подготовки специалистов техникума.

          Успешный сбор практического материала для дипломной работы в значительной степени зависит от того, насколько чётко студент представляет себе направление работы и какой материал необходимо собрать для раскрытия темы по дипломной работе.

           К числу основных данных, которые необходимы для выполнения дипломной работы, относятся:

* учредительные документы и устав организации;

  * учётная политика предприятия;

  *бухгалтерские бланки (заполненные студентами) бухгалтерского учёта по теме;

   * Положения по бухгалтерскому учёту, инструкции, нормативные акты;

   * бухгалтерский баланс, план счетов и другие данные связанные с темой дипломной работы.

*отчёт предприятия – бухгалтерский баланс (с приложениями);

*статистические, финансовые отчётные данные и данные первичных бухгалтерских документов об издержках производства и обращения (себестоимость), капитале предприятия (собственный, заёмный), материально-технической базе ( запасы и затраты), основных фондах, движении денежных средств, трудовых ресурсах, конечном результате деятельности предприятия  и др.;

* планы работы предприятия;

* другие данные, связанные с темой дипломной работы.

                     В настоящее время одной из актуальных проблем российской системы управления является реформация системы учёта с целью удовлетворения запросов как внешних, так и внутренних пользователей. Складывающиеся рыночные отношения требуют от каждого из нас определённых экономических знаний и умения разобраться в потоке поступающей бухгалтерской информации в различных экономических ситуациях. Знание бухгалтерского учёта представит истинную картину финансовых последствий принимаемых решений.

                    Изложение материала начинается с правил и принципов бухгалтерского учёта, а завершается особенностями формирования информации в хозяйственных процессах, согласно выбранной темы.

В работе следует показать, что происходит с информацией при её сборе и обработке, кроме того, представить корреспонденции счетов по различным хозяйственным ситуациям и коммерческим операциям на примерах  применения бухгалтерских проводок по учёту хозяйственных операций.

                    В добрый путь, дорогие друзья и будущие коллеги. Дерзайте. От ваших усилий, настойчивости, целеустремлённости и воли будут зависеть и успехи нашего общества, и ваше личное благополучие. Помните, что профессия бухгалтера требует большого мастерства, чистоты помыслов, твёрдости духа и большого терпения.

2.1 Бухгалтерский баланс – основной источник информации о финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

            Для получения необходимых данных о финансовом состоянии предприятия и анализа его финансово – хозяйственной деятельности необходимо использовать прежде всего бухгалтерский баланс – основной источник информации.

             При анализе финансово хозяйственной деятельности предприятия  использование данных баланса является обязательным. Студенту следует использовать бухгалтерский баланс (форма №1) и приложения к нему (формы №2, 3, 4, 5, 6, а также справку к разделу 2 баланса). Студент должен чётко знать форму баланса, его содержание (что показывается по каждой статье баланса), уметь читать и анализировать показатели баланса.

            Новая форма баланса, утверждена приказом Министерства финансов РФ от 13 января 2000г. №4н.

            Бухгалтерская отчётность даёт достоверное и полное представление об имущественном и финансовом  положении организации, о его изменениях, а также о финансовых результатах деятельности предприятия. Поэтому бухгалтерская отчётность является основным источником информации для проведения анализа финансового состояния предприятия.

            Бухгалтерский баланс предприятия отражает её финансовое положение на начало и конец отчётного года. Он состоит из двух частей. В первой части отражаются активы, во второй – пассивы предприятия. Обе части баланса всегда сбалансированы, т.е. итоговая сумма строк по активу равна итоговой сумме строк по пассиву и называется валютой баланса.

          Актив баланса состоит из двух разделов: I. Внеоборотные активы; II.Оборотные активы.

          В первом разделе баланса «Внеоборотные активы» приводятся нематериальные активы, основные средства (основные фонды), доходные вложения в материальные ценности; долгосрочные финансовые вложения; прочие внеоборотные активы.

           К нематериальным активам предприятия относятся права пользования земельными участками и другими природными ресурсами, патенты, лицензии, ноу-хау, программные продукты, торговые марки, товарные знаки и т.п., которые используются в хозяйственной деятельности предприятия и приносят доход в течение  длительного времени. Нематериальные активы могут быть внесены учредителями предприятия в счёт их вкладов в уставный капитал предприятия (например, право пользования земельными участками), получены безвозмездно, приобретены в процессе его деятельности. В балансе нематериальные активы приводятся по остаточной стоимости.

          К основным средствам (основным фондам) относится совокупность материально-вещественных ценностей, созданных трудом, действующих в неизменной форме в течение длительного времени (более одного года) и утрачивающих свою стоимость по частям. Основными средствами считаются предметы стоимостью свыше 100-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда. Основные средства показываются в балансе по остаточной стоимости (за исключением объектов основных средств, по  которым в соответствии с установленным порядком погашение стоимости не проводится). В этом разделе также  отражаются капитальные вложения на улучшение земель (мелиоративные, осушительные и др. работы) и в арендованные здания, сооружения, оборудование, относящиеся к основным средствам.

        К незавершенному строительству относится стоимость незавершенного строительства, осуществляемого как подрядным, так и хозяйственным способом, затраты на формирование основного фонда, на геологоразведочные работы и суммы авансов, выданных организацией на капитальное строительство и приобретение оборудования.

       К доходным вложениям на материальные ценности относятся ценности, предоставляемые по договору аренды (имущественного найма), включая по договору проката, за плату во временное пользование или во временное пользование с целью получения дохода.

      В долгосрочные  финансовые вложения включают долгосрочные (на срок более одного года)  инвестиции в доходные активы (ценные бумаги) других организаций, в уставные (складочные) капиталы других организаций, государственные ценные бумаги (облигации и другие долговые обязательства), а также предоставленные организацией другим организациям займы.

        К прочим внеоборотным активам относятся вложения, не нашедшие отражения в предыдущих статьях первого раздела

        Во втором разделе баланса «Оборотные активы» приводятся следующие оборотные активы по подразделам: запасы; налог на добавленную стоимость по приобретаемым ценностям; дебиторская задолженность; краткосрочные финансовые вложения; денежные средства; прочие оборотные активы.

        В подразделе «Запасы» отражается основная часть оборотных активов организации. В составе запасов показывают остатки запасов товаров, сырья, основных и вспомогательных материалов, топлива, покупных полуфабрикатов, запасных частей, тары и др.

        По статье «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» отражается сумма налога на добавленную стоимость по приобретенным материальным  ресурсам, малоценным предметам, основным средствам, нематериальным активам и другим ценностям, работам и услугам, подлежащая отнесению в следующих отчетных периодах в уменьшение сумм налога для перечисления в бюджет или  уменьшение соответствующих источников их покрытия (финансирования).

        По статье «Дебиторская задолженность» показываются платежи «Дебиторской задолженности», которые  ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты, а  также отдельно по задолженности, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты.

        По статье «Краткосрочные финансовые вложения» показываются краткосрочные (на срок не более одного года) финансовые вложения организации в ценные бумаги других организаций , а также предоставленные организацией другим организациям займы. Краткосрочные финансовые вложения представляют собой легкореализуемые ценные бумаги, приносящие доход организации в виде процента или дивиденда.

        По статье «Денежные средства»  показывается остаток денежных средств в кассе организации на расчетном счете, валютном счете и прочие денежные средства. К счету «Валютный счет» открываются следующие субсчета «Транзитные валютные счета», «Текущие валютные счета» и «Валютные счета за рубежом». При отражении операций на транзитных текущих валютных счетах руководствуются инструкцией Центрального банка РФ .

        По статье «Прочие оборотные активы» показываются суммы, не нашедшие отражения по другим статьям  второго раздела бухгалтерского баланса.

Пассив баланса  состоит из следующих трех разделов : III Капитал и резервы; IV Долгосрочные обязательства; V Краткосрочные обязательства.

        В третьем разделе баланса «Капитал и резервы» приводятся: уставный капитал; добавочный капитал; резервный капитал; фонд социальной сферы; целевые финансирования  и поступления; нераспределенная прибыль прошлых лет; нераспределенная прибыль отчетного года; непокрытый убыток прошлых лет и отчетного года.

        В разделе, таким образом, отражаются показатели собственных средств (капитала) организации. В соответствии с инструкцией «О порядке заполнения форм годовой бухгалтерской отчетности», утвержденной приказом  Министерства финансов РФ, в разделе «Капитал и резервы» показывается  уставный капитал организации, а по государственным и муниципальным унитарным предприятиям- величина уставного фонда.

        Увеличение и уменьшение уставного капитала производятся по результатам рассмотрения итогов деятельности организации за предыдущий год после внесения соответствующих изменений в учредительные документы организации.

        По статье «Добавочный капитал» отражаются результаты переоценки основных фондов (средств) в виде прироста стоимости имущества организации в результате его дооценки, а также безвозмездного получения имущества.

        По статье «Резервный капитал» отражается сумма  остатков резервного и других аналогичных фондов, создаваемых в соответствии с законодательст-вом РФ или  учредительными документами.

        По статье «Фонд социальной сферы» показывается сумма остатка по фонду социальной сферы. Расшифровка движения фонда в течение отчетного года приводится в форме №3 « Отчет  об изменении капитала».

        По статье «Целевые финансирование и поступления» показываются остатки средств, полученных из бюджета и фондов специального назначения, от других организаций и физических лиц для осуществления мероприятий целевого назначения.

        По статье «Нераспределенная прибыль прошлых лет» показывается остаток нераспределенной прибыли прошлых лет, по статье «Нераспределенная прибыль отчетного года» показывается сумма прибыли, т.е. конечный финансовый результат отчетного года. Прибыль или убыток, выявленные в отчетном году, но относящиеся к операциям прошлых лет, включаются в финансовые результаты организации отчетного года.

        В четвертом разделе баланса «Долгосрочные обязательства» приводятся долгосрочные обязательства: заемные средства и прочие долгосрочные обязательства.

        К заемным средствам относятся полученные долгосрочные банковские кредиты, используемые для капитальных вложений на длительный срок. К прочим долгосрочным пассивам отнесены долгосрочные займы и другие привлеченные средства на срок более одного года.

        В пятом разделе баланса приводятся «Краткосрочные обязательства», к которым относятся: заемные средства; кредиторская задолженность; расчеты по дивидендам;  доходы будущих периодов и платежей; прочие краткосрочные пассивы.

        К краткосрочным обязательствам относятся такие обязательства, которые покрываются оборотными средствами или погашаются в результате образования новых краткосрочных обязательств. Обязательства погашаются в течение сравнительно короткого периода времени (обычно в течение года). Краткосрочные обязательства показываются в балансе либо по их текущей цене, отражающей будущие затраты наличных средств для погашения этих обязательств, либо по цене на дату погашения долга. Как правило, эти две оценки существенно не отличаются, поскольку срок погашения текущих обязательств непродолжителен (в пределах одного года).

        Суммы кредиторской задолженности в разделе баланса отражаются те, которые подлежат погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты. В случае, если суммы кредиторской задолженности подлежат погашению более чем через 12 месяцев после отчетной даты, то они отражаются по статье «Прочие долгосрочные обязательства».

        В группе статей «Кредиторская задолженность» показываются общая сумма кредиторской задолженности и раздельно:

а)суммы задолженности поставщикам и подрядчикам за поступившие материальные ценности, выполненные работы и оказанные  услуги;

б) сумма задолженности поставщикам и подрядчикам, которым организация выдала в обеспечение их поставок, работ и услуг векселя;

в) суммы начисленные, но ещё не выплаченные работникам за их труд;

г) сумма задолженности по социальному страхованию (по отчислениям на государственное социальное страхование, пенсионное обеспечение, медицинское страхование и Фонд занятости);

д) сумма задолженности организации перед  бюджетом (всех платежей, включая подоходный налог с работников организации);

е) сумма полученных авансов по заключенным договорам;

ж) в статье «Прочие кредиторы» показывается задолженность организации по платежам  по страхованию имущества и работников организации, задолженность во внебюджетные фонды, сумма арендных обязательств).

        По статье «Задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов» отражается сумма задолженности организации по причитающимся к выплате дивидендам, процентам по акциям, облигациям, кооперативным выплатам в потребительских обществах.

        По статье «Доходы будущих периодов» показываются средства, полученные в отчетном году, но относящиеся к  будущим отчетным периодам (арендная плата и т.п.).

        По статье «Резервы предстоящих расходов»  показываются остатки средств, зарезервированных организацией в соответствии с порядком, установленным Министерством финансов РФ.

        По статье «Прочие краткосрочные обязательства»  показываются суммы краткосрочных пассивов, не нашедших отражения по другим статьям раздела в балансе.

        Отчеты «О финансовых результатах», «Об изменениях  капитала», «О движении денежных средств», приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5) дают дополнительную информацию о финансовом состоянии организации, которая используется в аналитической работе при подготовке дипломной работы.

        По хозяйственным операциям описывать бухгалтерские проводки по «Дт» и «Кт», в соответствии с  планом счетов. Например: Поступила выручка  на расчетный счет от покупателей: Дт 51   Кт 60.

Поставить основные средства на баланс:  Дт 01  Кт 08.

2.2 Горизонтальный и вертикальный анализ баланса предприятия.

             Анализ баланса производится дедуктивным методом – от общего к частному.

        Общую оценку финансового состояния предприятия (организации) можно дать на основе анализа баланса по укрупнённым показателям.

        Ныне действующая форма бухгалтерского баланса, утверждённая приказом Министерства финансов РФ 13 января 2000 года № 4н, имеет пять разделов.

       В том числе:

в активе:

1.Внеоборотные активы (нематериальные активы, основные средства, долгосрочные финансовые вложения и т.д.);

2.Оборотные активы (запасы и затраты, дебиторская задолженность, краткосрочные финансовые вложения, денежные средства и т.п.);

В пассиве:

3.Капитал и резервы (уставный капитал, добавочный капитал, фонды и т.п.);

4.Долгосрочные обязательства (займы и т.п.);

5.Краткосрочные обязательства (кредиты, кредиторская задолженность и т.п.).

             На основе этой структуры баланса проводятся горизонтальный и вертикальный анализ баланса организации.

       Цель горизонтального анализа состоит в том, чтобы выявить изменения балансовых показателей за период по разделам баланса путём сопоставления данных на конец периода с началом периода и определить динамику – рассчитать процент отклонений.

       Горизонтальный анализ заключается в построении аналитической таблицы:

               Горизонтальный анализ баланса организации.

       Таблица 2.1

Показатели

На начало года, тыс.руб.

На конец года, тыс.руб.

Отклонения,

тыс.руб.

Итог,

тыс.руб.

Актив

1.Внеобортные активы

2.Оборотные активы

Итого - баланс

1030

2890

3920

    980

  3380

  4360

         -50

        490

        440

       95,1

       117,0

       111,2

Пассив

3.Капитал и резервы (собственный капитал)

4.Долгосрочные обязательства

5.Краткосрочные обязательства

Итого - баланс

2340

 630

 950

3920

  2820

   640

   900

 4360

        480

           10

          -50

         440

        120,5

       101,6

         94,7

        111,2

      На основе примера горизонтального анализа баланса условной организации, приведённого в табл. 2.1, можно сделать следующие выводы: валюта баланса за год увеличилась на 11,2% и составила на конец года 4360 тыс. руб. При этом внеоборотные активы уменьшились на 50 тыс.руб. или на 4.9%. Эти показатели являются положительными.

       Для общей оценки баланса организации затем производится вертикальный анализ баланса. Цель вертикального анализа баланса заключается в расчёте удельного веса отдельных статей в итоге баланса и оценке происходящих изменений в структуре баланса за период.

       Вертикальный анализ структуры баланса той же организации показан в табл.2.2

                     

Табл.2.2: Вертикальный анализ баланса организации.

Показатели

На начало года

На конец года

Отклонения в удельном весе, %

Тыс.руб.

Тыс.руб.

Тыс.руб.

Тыс.руб.

Актив

1.Внеоборотные активы

2.Оборотные активы

Итого - баланс

1030

2890

3920

   26,3

   73,7

                   

   100

 980

3380

4360

 22,5

 77,5

100

          -3,8

          +3,8

              -

Пассив

3.Капитал и резервы (собственный капитал)

4.Долгосрочные

обязательства

5.Краткосрочные

Обязательства

Итого - баланс

2340

 630

 950

3920

   59,7

   16,1

   24,2

  100

2820

  640

  900

4360

   64,7

    14,7

    20,6

   100

          +5,0

           -1,4

           -3,6

            -

 

           Вертикальный анализ баланса даёт представление о динамике средств в виде относительных показателей. Как видно из примера анализа, приведённого в табл. 2.2, в организации увеличилась доля оборотных активов. Из этого можно сделать вывод о том, что в организации формируется более мобильная структура активов, способствующая улучшению её финансового положения.

           Анализируя вертикальную структуру пассива баланса организации, можно отметить как положительный момент – относительно высокую долю капитала и резервов (собственного капитала) в валюте баланса. Их удельный вес в валюте баланса увеличился за год с 59,7 до 64,7%, т.е. по уровню на 5,0%. В целом тенденцию роста капитала и резервов (собственного капитала) можно признать  вполне положительной.

2.3. Анализ прибыли и рентабельности.

      Эффективность деятельности предприятия, рациональное использование ресурсов определяют его способность к финансовому выживанию.

      Результаты использования финансовых ресурсов могут быть охарактеризованы показателями эффективности капитала, т.е. активов предприятия по данным баланса и отчётности о прибылях и убытках. При этом для расчётов используются обобщающие и частные показатели.

       Наиболее распространённым и обобщающим показателем, нашедшим применение в отечественной и мировой практике при определении меры эффективности использования капитала, является коэффициент прибыльности (доходности).

        В специальной литературе по финансам и экономике наряду с понятием  «прибыльность» широко используется понятие «рентабельность».

        Рентабельность (прибыльность, доходность) представляет собой отношение прибыли к капиталу (активам), инвестированному для получения этой прибыли.

         Прибыль как экономическая категория характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности.

          Прибыль в общем виде представляет собой превышение доходов от реализации продукции (товаров, услуг) над расходами на производство и реализацию этой продукции (товаров, услуг). Это один из наиболее важных показателей финансовых результатов хозяйственной  деятельности коммерческой организации. Получение прибыли является результатами деятельности по производству продукции (выполнению работ, оказанию услуг) на основе привлечения капитала, труда и основных фондов.

       Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) исчисляется в коммерческой организации как разница между доходами (выручкой) от реализации продукции (работ, услуг) в действующих ценах (без налога на добавленную стоимость, акциза) и суммой расходов на производство и реализацию продукции в денежном выражении.

       ПРИМЕР. Выручка от реализации продукции в свободных ценах составила 180 тыс. руб. Расходы на производство и реализацию продукции – 120 тыс. руб. Ставка НДС – 20%. Данная продукция акцизом не облагается. Выручка без налогов составит: 180 – (180 х 0,2) = 144 тыс. руб. Прибыль составит 24 тыс. руб. (144 – 120).

       На предприятиях торговли прибыль от реализации товаров определяется как сумма выручки-нетто (выручка за вычетом НДС и других налогов) за вычетом  покупной стоимости реализованных товаров и суммы издержек обращения за проданные товары (с учётом общехозяйственных расходов).

        Балансовая прибыль складывается из финансового результата от реализации продукции (работ, услуг), реализации основных фондов и иного имущества организации и сальдо сумм внереализационных операций. Таким образом, балансовая прибыль отражает все результаты хозяйственной деятельности предприятия, т.е.:  

                               П6 = ПРП + ПРИ + ДВ,

Где П6 – прибыль балансовая, руб.;

       Прп – прибыль от реализации продукции, руб.;

       При – прибыль от реализации имущества, руб.;

       Дв – внереализационные доходы (сальдо), руб.

Прибыль от реализации имущества  (основных фондов и иного имущества) определяется как разница  между выручкой от реализации этого имущества (за вычетом НДС) и остаточной стоимостью (по балансу), скорректированной на коэффициент инфляции.

           К внереализационным доходам относят доходы, полученные от внереализационных операций, за минусом внереализационных расходов, т.е. сумма сальдо по этим операциям.

           Балансовая прибыль используется для оценки эффективности производства, выявления динамики её роста (снижения) за период и определения общей рентабельности.

           Чистая прибыль – это прибыль, остающаяся на предприятии после уплаты всех налогов и сборов. Эта прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия (организации) и используемая на развитие производства, образование денежных фондов, социальные нужды и др.

           Прибыль характеризует достигнутый предприятием результат (эффект) в сумме. Однако сумма прибыли как абсолютная величина ещё  не характеризует финансовую эффективность хозяйствования. Для оценки уровня эффективности финансово-хозяйственной деятельности применяется показатель рентабельности, характеризующий прибыльность по уровню.

          Для определения рентабельности производства используется балансовая прибыль. Различают рентабельность предприятия и рентабельность продукции.

          Рентабельность предприятия рассчитывается  как отношение балансовой прибыли к объёму реализации продукции (выручки) или к общим затратам  на производство, или к среднегодовой стоимости основных средств, т.е.:

                Ро = Пб  х 100/В,   или  Ро = Пб х 100/З,  или Ро = Пб х 100/(Соф + Со),

Где Ро – рентабельность общая, %;

Пб – прибыль балансовая, руб.;

В – выручка от реализации продукции, руб.;

З – затраты на производство, руб.;

Соф – среднегодовая стоимость основных средств, руб.;

Со – среднегодовая стоимость оборотных средств, руб.

        Рентабельность продукции рассчитывается как отношение прибыли, полученной от реализации конкретной продукции, к выпуску (реализации)  продукции или к полной себестоимости продукции, т.е.:

Рп = Прп х 100/Вп          или         Рп = Прп х 100/Сп

Где Рп – рентабельность продукции, %;

Прп – прибыль от реализации конкретной продукции (вида), руб.;

Вп – выпуск (реализация) конкретной продукции, руб.;

Сп – себестоимость продукции, руб.

        Анализируя прибыль, следует иметь в виду, что она распределяется в следующем порядке. Прежде всего уплачивается налог на прибыль в бюджет (федеральный, субъектов РФ и местные). Облагаемая налогом балансовая прибыль отчетного года уменьшается на сумму:

  • доходов в виде дивидендов, процентов, полученных по акциям, облигациям и другим ценным бумагам, принадлежащим предприятию;
  • доходов, полученных от долевого участия в других предприятиях (кроме доходов, полученных за  пределами РФ);
  • доходов игорного бизнеса и видеосалонов;
  • прибыли от посреднических операций, страховой деятельности, отдельных банковских операций (в тех случаях, если ставка налога, зачисляемого в бюджет субъекта РФ, отличается от ставки по основному виду деятельности);
  • прибыль от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства;
  •  льгот, предоставленных в соответствии с действующим законодательством.

Часть прибыли предприятия используется на образование резервного капитала, фондов накопления, на благотворительные и иные цели, а в акционерных обществах на выплату дивидендов.  Информация о распределении прибыли содержится в отчетах.

        Основными факторами роста прибыли и рентабельности на коммерческих предприятиях являются:

  • Увеличение объема доходов (выручки) от реализации продукции (работ, услуг);
  • Снижении расходов и, следовательно, себестоимости продукции (работ, услуг).

На увеличение суммы доходов (выручки) оказывает влияние объем реализованной продукции (в натуральном выражении) и уровень цены.

        Объем реализованной продукции зависит только от предприятия и его факторов производства (предметов труда, средств труда и трудовых ресурсов).  Одним из существенных факторов роста объема продукции является повышение производительности труда за счет повышения квалификации работников, повышения фондовооруженности труда, улучшения организации труда, повышения качества продукции. Существенное влияние на объем реализации продукции (выручки) оказывает уровень цен.

3. Подготовка дипломной работы к защите.

        Закончив написание и оформление дипломной работы, ее основные положения надо обсудить с руководством и специалистами организации (предприятия), на материалах которой она выполнена, и обязательно получить соответствующий отзыв.

        Законченная дипломная работа подписывается студентом-дипломником, т.е. ее исполнителем, и представляется руководителю.

        После просмотра и одобрения дипломной работы руководитель ее подписывает и вместе со своим письменным отзывом представляет на проверку заведующему кафедрой. В отзыве руководитель должен охарактеризовать проделанную работу по всем разделам.

        Заведующий кафедрой на основании этих материалов решает вопрос о допуске студента к защите, делая об этом  соответствующую запись  в дипломной работе подтверждая своей подписью.

        Если же заведующий кафедрой не считает возможным допустить студента к защите дипломной работы, то составляется протокол  заседания кафедры.

        Дипломная работа, допущенная выпускающей кафедрой  к защите, может быть направлена на рецензию. Состав рецензентов определяется из числа специалистов производства, научных  учреждений.

        Дипломная работа с отзывом (допуском)  выпускающей кафедры, отзывом руководителя и рецензией специалиста направляется в Государственную аттестационную комиссию (ГАК) для защиты.

        Подготовив дипломную работу к защите, студент –дипломник готовит выступления (доклад), наглядную информацию (презентацию) для использования во время защиты в ГАК.

Литература:

  1. Р.А. Алборов, «Основы бухгалтерского учета»:  учебное пособие, М.: 2002
  2. В.Р. Захарьин, «Теория бухгалтерского учёта»: учебное пособие, М.: 2003
  3. В.М. Богаченко, «Основы бухгалтерского учёта, налогообложения и аудита»: учебник, М.: 2012
  4. О.А. Букина, «Азбука бухгалтера. От аванса до баланса»: Ростов н/Д: 2012
  5. Л.Н. Чечевицына. «Анализ финансово - хозяйственной деятельности» 2013.
  6. Скрипниенко В.Н. «Налоги и налогообложение»: учебник. – СПб: ИД «Питер», 2014г.
  7. Н.А. Сафронов, «Экономика организации, М.: Экономистъ ,2005
  8. Н.Ф. Ревенко «Экономика предприятия» , М.:, 2007
  9. Н.Н. Хохонова «Бухгалтерский учет» , Ростов на Дону , 2014
  10. .П. Кондраков «Бухгалтерский учет», М.:, 2016
  11. Чалдаева Л.А. «Финансы, денежное обращение и кредит» - учебник 2016
  12. Г.В. Савицкая, «Анализ хозяйственной деятельности предприятия»: учебник,М.: 2006
  13. А.А.Канке, И.П.Кошевая, «Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия»:  учебное пособие, М.: 2005
  14. Ю.Г. Чернышова: «Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия»:  учебное пособие, Ростов-на-Дону, 2006

УДАЧИ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебное пособие по дисциплине Статистика для студентов специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)

Пособие содержит теоретический материал, вопросы для самоконтроля по темам курса.  Приведён перечень ключевых терминов (глоссарий)и список литературы.Учебное пособие будет полезно при изучении ди...

Рабочая тетрадь для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы студента по МДК. 04.02 Основы анализа бухгалтерской отчётности для специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)

Внеаудиторная самостоятельная работа студента является неотъемлемой частью изучения МДК Основы анализа бухгалтерской отчѐтности и регулируется рабочей программой профессионального модуля Составление и...

Методические указания по выполнению и защите выпускной квалификационной (дипломной работы) работы для студентов всех форм обучения специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)

В методических указаниях даются рекомендации по подготовке, оформлению и защите выпускной квалификационной (дипломной) работы; сформулированы требования к структуре и содержанию; разработаны примерная...

Методические указания и программа к выполнению контрольного задания по МДК. 04.02 Основы анализа бухгалтерской отчётности для студентов заочной формы обучения специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)

Цель данных методических указаний - оказать помощь студентам заочной формы обучения в изучении ПМ Составление и использование бухгалтерской отчѐтности МДК Основы анализабухгалтерской отчѐтности. Пособ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ Для специальности: "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)", СПО, 2015 год

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВДля специальностей социально-экономического профиля среднего профессионального образованиябазовой подготовки на базе основного о...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для обучающихся по выполнению внеаудиторных самостоятельной работы по учебной дисциплине ОП 01. «Экономика организации» для ОПОП подготовки специалистов среднего звена 080114 «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)»

Методические указания подготовлены в соответствии с Федеральными Государственными  образовательными  стандартами  среднего   профессионального образования, в  соответстви...

Методическая рекомендация о проведении экономического квеста-игры, по специальности «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)»

Экономическая квест-игра по специальности ««Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)» обучающихся Бюджетного учреждения  профессионального образования Ханты-Мансийского авто...