МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для обучающихся по выполнению внеаудиторных самостоятельной работы по учебной дисциплине ОП 01. «Экономика организации» для ОПОП подготовки специалистов среднего звена 080114 «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)»
методическая разработка на тему

Климарева Татьяна Анатольевна

Методические указания подготовлены в соответствии с Федеральными Государственными  образовательными  стандартами  среднего   профессионального образования, в  соответствии с учебным  планом  по специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»  и рабочей программой учебной дисциплины «Экономика организации», где   предусмотрено выполнение самостоятельной работы в количестве – 25 часов.

        Цель  программы  самостоятельной работы обучающихся:

обеспечить организационно-содержательные, технологические условия самостоятельной работы обучающихся.

       Задачи самостоятельной работы:

-            закрепление, углубление, расширение и систематизация знаний, самостоятельное овладение новым учебным материалом;

−            обучение навыкам работы с научно-теоретической, периодической и научно-экономической литературой и нормативной документацией, необходимыми для углубленного изучения дисциплины «Экономика организации», а также развитие у них устойчивых способностей к самостоятельному изучению и изложению полученной информации;

−            наработка профессиональных навыков в решении практических задач;

−            приобретение опыта творческой и исследовательской деятельности;

−            формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;

−            развитие познавательной способности и активности студентов; их творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

−            формирование самостоятельности мышления, способности к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.

Самостоятельная работа   студентов по дисциплине «Экономика организации», направлена:

 -на глубокое изучение дисциплины по дополнительной литературе, по применению навыков и умений в области решения практических задач,  результатом изучения данной дисциплины является  экзамен по овладению методикой решения комплексной задачи,      

- на изучение отдельных вопросов дисциплины, рассматриваемых на лекциях кратко.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство общего и профессионального образования    Свердловской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Свердловской области

«Уральский горнозаводской колледж имени Демидовых»

Рассмотрена:                                                     

на заседании методического совета                         

Протокол № 6                                                

 от «26»2016г        

.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

для обучающихся по выполнению внеаудиторных

самостоятельной  работы

по учебной дисциплине

ОП 01. «Экономика организации»

для ОПОП подготовки специалистов среднего звена
080114 «Экономика и бухгалтерский

учёт (по отраслям)»

Невьянск

2015

                                

                                                                

Составитель:                       Климарева Т.А.

                                           преподаватель высшей  квалификационной  категории

                                           ГБОУ СПО СО «УрГЗК»

Методические  рекомендации  по учебной дисциплине ОП 01. «Экономика организации» составлены в соответствии с  Федеральным Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования, рабочей учебной программы дисциплине «Экономика организации».

Методические рекомендации по учебной дисциплине ОП 01.  «Экономика организации» для   ОПОП  подготовки специалистов среднего звена 080114 «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)».

                                ©Климарева Т.А. 2015 г.

                © ГБОУ СПО СО «УрГЗК»

СОДЕРЖАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА………………………………………………….........................

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………...…

4

6

РАЗДЕЛ 1. СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ………

  1. Перечень внеаудиторных самостоятельных работ………………………………
  2. Содержание заданий для самостоятельных работ…………………………….…
  3. Критерии оценки внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся……………………………………………………………… ……………………...

7

8

10

31

РАЗДЕЛ 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ……………………………………….

        2.1. Общие рекомендации………………………………………………………………...

        2.2. Рекомендации по работе  с литературой………………………………………….…

        2.3.Рекомендации по составлению конспекта………………………………………...…

2.4. Рекомендации по подготовке доклада…………………………………………….....

2.5.Памятка обучающемуся  «Алгоритмы выполнения различных видов самостоятельной работы»……………………………………………………….………………...

36

36

36

37

37

38

38

ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕМЫХ УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЙ, ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ, ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………..

41

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………………………

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методические рекомендации  для обучающихся  по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ по учебной дисциплине ОП.01 «Экономика организации»  для ОПОП подготовки специалистов среднего звена 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)».

Методические указания подготовлены в соответствии с Федеральными Государственными  образовательными  стандартами  среднего   профессионального образования, в  соответствии с учебным  планом  по специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»  и рабочей программой учебной дисциплины «Экономика организации», где   предусмотрено выполнение самостоятельной работы в количестве – 25 часов.

        Цель  программы  самостоятельной работы обучающихся:

обеспечить организационно-содержательные, технологические условия самостоятельной работы обучающихся.

       Задачи самостоятельной работы:

-            закрепление, углубление, расширение и систематизация знаний, самостоятельное овладение новым учебным материалом;

−        обучение навыкам работы с научно-теоретической, периодической и научно-экономической литературой и нормативной документацией, необходимыми для углубленного изучения дисциплины «Экономика организации», а также развитие у них устойчивых способностей к самостоятельному изучению и изложению полученной информации;

−        наработка профессиональных навыков в решении практических задач;

−        приобретение опыта творческой и исследовательской деятельности;

−        формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;

−        развитие познавательной способности и активности студентов; их творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

−        формирование самостоятельности мышления, способности к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.

Самостоятельная работа   студентов по дисциплине «Экономика организации», направлена:

 -на глубокое изучение дисциплины по дополнительной литературе, по применению навыков и умений в области решения практических задач,  результатом изучения данной дисциплины является  экзамен по овладению методикой решения комплексной задачи,      

- на изучение отдельных вопросов дисциплины, рассматриваемых на лекциях кратко.

Самостоятельная работа является обязательной для каждого студента.

Методические  указания содержат работы, которые позволят студентам самостоятельно овладеть фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками в практической  деятельности.

В условиях становления современных рыночных отношений меняется характер экономической деятельности организации (предприятия), поэтому в результате освоения дисциплины обучающийся

должен уметь:

1.        определять организационно-правовые формы организаций;

2.        находить и использовать необходимую экономическую информацию;

3.        определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации;

4.        заполнять первичные документы по экономической деятельности организации;

5.        рассчитывать по принятой методике основные технико-экономические показатели деятельности организации;

          должен знать:

1.        сущность организации как основного звена экономики отраслей;

2.        основные принципы построения экономической системы организации;

3.        принципы и методы управления основными и оборотными средствами;

4.        методы оценки эффективности их использования;

5.        организацию производственного и технологического процессов;

6.        состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования;

7.        способы экономии ресурсов, в том числе основные энергосберегающие технологии;

8.        механизмы ценообразования;

9.        формы оплаты труда;

10.        основные технико-экономические показатели деятельности организации и методику их расчёта

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы  обучающихся состоят из 2 разделов.

В разделе 1 приведен перечень видов и форм самостоятельной работы обучающихся,  содержание заданий и критерии их  оценки.

Раздел 2 содержит методические рекомендации по работе с литературой, по составлению конспекта, по подготовке доклада (реферата), по решению практических задач.

ВВЕДЕНИЕ

УВАЖАЕМЫЙ ОБУЧАЮЩИЙСЯ!

Методические рекомендации  по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ по учебной дисциплине ОП.01  «Экономика организации»  созданы Вам для работы во внеурочное время.

В методических рекомендациях содержится:

- перечень самостоятельных внеаудиторных работ по каждой теме учебной дисциплины,

- требования к выполнению самостоятельных работ,

- критерии оценивания работ.

Самостоятельные работы Вы должны выполнить после изучения каждой темы учебной дисциплины.

Внимательно прочитайте задание самостоятельной работы, подготовьте рекомендуемую вам литературу, ознакомьтесь с рекомендациями по выполнению работы, с критериями оценивания работы.

Прежде чем сдать выполненную работу педагогу на проверку, выполните самооценку по заданным критериям.

РАЗДЕЛ 1. СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ

1.1. Перечень внеаудиторных самостоятельных работ

В рабочей программе по учебной дисциплине ОП 01. Экономика организации распределены   количество часов аудиторных и самостоятельных работ (см. таблицу)

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

77

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

52

в том числе:

     практические занятия

24

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

25

в том числе:

 домашняя работа

25

Итоговая аттестация в форме                                                                       экзамена

При изучении  учебной дисциплины ОП.01. «Экономика организации»  для ОПОП подготовки специалистов среднего звена 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» предусматриваются  следующие виды и формы самостоятельной работы     (см. таблицу)

Самостоятельная работа студентов по дисциплине   «Экономика организации»

Тема

Количество часов

Вид работы обучающегося

Форма контроля

Литература

1

2

3

Тема 1.1

Организационно- правовые  формы предприятия.

4

Подберите  из материалов периодической печати примеры конкретных организационно - правовых форм предпринимательства в России

Доклад – выступление на занятии  

Л.Н. Чечевицына «Микроэкономика» стр. 8-12; Н.А. Сафронов «Экономика организации (предприятия)» стр. 36-39

Тема 2.1  

Основные фонды, классификация, характеристика. Методы оценки ОПФ. Показатели эффективности использования ОПФ.

2

Составьте опорный конспект по теме.

Работа с учебником

Л.Н. Чечевицына «Микроэкономика», стр. 68-88

Тема 2.2

Производственная программа организации.Производственная мощность.

2

Составьте опорный конспект по теме. Работа с учебником

Л.Н. Чечевицына стр. 254-264

Тема 2.6

Оплата труда на предприятии.

4

-Подготовьте сообщение: «Зарубежный опыт материального стимулирования труда работника».

-Решение задач.

Работа с учебником Л.Н. Чечевицына стр. 180-184

Тема 2.7

Издержки организации. Классификация затрат по статьям и элементам структуры себестоимости».

4

Привести примеры различных стратегий ценообразования по материалам периодической печати и с использованием  интернетресурсов. Работа с учебником

Л.Н. Чечевицына        стр. 200-214

Тема 2.7

Калькуляция, её статьи. Смета затрат на производство.

3

-Работа с лекционным материалом и учебником

-Расчёт задач по теме.

Л.Н. Чечевицына «Микроэкономика» стр. 207-211, 223-233, 223-229.

Тема 2.9

Финансовые результаты деятельности организации.

2

-Составление опорного конспекта. Работа с учебником

- Решение комплексной задачи. Работа с учебником

Л.Н. Чечевицына «Микроэкономика» стр. 268-282,  стр. 287-289, с лекционным материалом

В.Н. Карташова «Экономика организации (предприятия)» стр. 129-151

Тема 2.10

Внешнеэкономическая деятельность организации.

4

Подбор конкретных примеров определенных видов внешнеэкономической деятельности по материалам периодической печати.

Л.Н. Чечевицына «Микроэкономика» стр. 191, 300, 293, 298 и лекционным материалом, интернет ресурсами

В работе приведены критерии оценивания выполненной работы обучающимися, с помощью которых определяется уровень усвоения учебного материала.

Многообразие представленных форм самостоятельной работы позволяют закрепить изученный учебный материал,  выработать у обучающихся умение самостоятельно изучить дополнительную информацию по дисциплине, правильно ее обработать и проанализировать, сделать выводы.

Описание каждой самостоятельной работы содержит: тему, цели работы, задания,  критерии оценивания и рекомендуемую литературу. Для получения дополнительной, более подробной информации по изучаемым вопросам

1.2         Содержание заданий для самостоятельных работ

Самостоятельная работа № 1.

по теме 1.1.Организационно- правовые  формы предприятия.

План изучения

1. Предпринимательство, его значение и виды.

2. Организационно-правовые формы предприятия.

Изучив эту тему, вы узнаете, что:

- предпринимательство – это инициативная самостоятельная деятельность граждан и их объединений, осуществляемая на свой страх и риск и под свою имущественную ответственность, направленная на получение прибыли;

- предприниматель может заниматься любыми видами хозяйственной деятельности, если они не запрещены законом;

- различают следующие виды предпринимательства: производственное, коммерческое, финансовое, посредническое, страховое;

- организационно-правовые формы, в которых выступают коммерческие организации, юридические лица, это: хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные предприятия;

- виды некоммерческих организаций- потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации.

Основные термины и понятия

Предпринимательство, производственное, коммерческое, финансовое, посредническое виды предпринимательства, хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные предприятия, акционерные общества, солидарная ответственность, субсидиарная, акция, дивиденд, закрытое акционерное общество, открытое акционерное общество.

Контрольные вопросы

1. Что такое предпринимательство?

2. Виды предпринимательства? Их понятие.

3. Организационно-правовые формы предприятий? Их характеристика.

4. Что такое акция?

5. Что значит «унитарное» предприятие?

ЗАДАНИЕ № 1.

Темы конспектов, докладов

1. Предпринимательство.

2. Организационно-правовые формы предприятий в России.

Самостоятельная работа № 2

по теме 2.1.  Основные фонды, классификация, характеристика. Методы оценки ОПФ. Показатели эффективности использования ОПФ.

План изучения

1. Основные фонды, их состав и классификация.

Изучив данную тему, вы узнаете, что:

-основные фонды – длительное время используются в процессе производства, не изменяя свою натуральную форму, изнашиваются и частями переносят свою стоимость на себестоимость готовой продукции в виде амортизационных отчислений;

-понятия: амортизация, износ и их формы;

-методы оценки ОПФ и показатели их использования и т.д.

Контрольные вопросы

1. Дать определение основных фондов?

2. Назовите группы классификации ОПФ?

3. Какие методы используются для начисления амортизации основных фондов?

4. Назовите показатели эффективного использования ОПФ?

5. Формы износа и их определения?

ЗАДАНИЕ № 1.

Тема опорного конспекта.

1. Мероприятия по улучшению использования основных фондов на предприятиях.

Самостоятельная работа № 3

по теме 2.2  Производственная программа организации.Производственная мощность.

ЗАДАНИЕ № 1.

План  опорного конспекта.

1. Понятие о производственной мощности предприятия. Факторы, определяющие ее. Расчет производственной мощности.

2.Показатели использования производственной мощности

Работа с учебником Л.Н. Чечевицына стр. 254-264

3. Использование формулы для расчёта производственной мощности. Решить  задачи

ЗАДАНИЕ № 2.

Использовать  формулы для расчёта производственной мощности. Решить  задачи

Методические указания:

1.        В  задачах указать поэтапное решение с выводами

Условные обозначения для решения задач

Ф - среднегодовая стоимость основных фондов

ФН, ФК - стоимость основных фондов на начало и конец периода

Фвв, Фвыб(л) - стоимость вводимых и выбывающих (ликвидируемых) основных фондов

Фотд, Фе - фондоотдача и фондоемкость

Кэкст, Кинт, Кинтегр - коэффициенты экстенсивного, интенсивного и интегрального использования оборудования

Ксм - коэффициент сменности работы оборудования

V Т.П. - объем товарной продукции

М, М - мощность, среднегодовая мощность

Тмакс, Тпол, Треж, Т, ТФ - максимально возможный, полезный, режимный, плановый, фактический фонды времени работы оборудования

Ки.м. - коэффициент использования мощности 

Пм - производительность одной машины, станка

Nt - норма обработки изделия в данной группе оборудования

А - сумма амортизационных отчислений

На - норма амортизационных отчислений

Ки.п.о - коэффициент использования парка оборудования

Квыб, Кобн - коэффициент выбытия и обновления основных фондов

Сп - полная первоначальная стоимость объекта

Сл - ликвидационная стоимость объекта

Тн - нормативный срок службы объекта

Дк, Др, Ди - количество календарных, рабочих и нерабочих дней в году

С - число смен работы оборудования

tCM - продолжительность смены

%пр - процент простое в оборудования

п - количество станков, оборудования, машин

Вф, Ем, В - выпуск продукции фактический, нормативный, плановый

пм - число месяцев работы введенных основных фондов до конца текущего года

тм - число месяцев бездействия выбывших основных фондов до конца текущего года

1. Первоначальная (балансовая) стоимость ОПФ слагается из затрат по их возведению (сооружению) или приобретению, включая расходы (затраты) по их доставке и установке, а также иные расходы (затраты), необходимые для доведения данного объекта до состояния готовности к эксплуатации по назначению.

где          - первоначальная стоимость ОПФ, руб.;

  - затраты на приобретение и постройку ОПФ данного вида, руб.;

  - затраты на доставку (перевозку), руб.;

  - затраты на их установку и монтаж, руб.;

  - прочие затраты, руб.

2. Восстановительная стоимость ОПФ – это стоимость их воспроизводства в современных условиях; как правило, она устанавливается во время переоценки фондов.

3. Остаточная стоимость ОПФ рассчитывается путем вычета из первоначальной (восстановительной) стоимости суммы начисленной амортизации, т.е. стоимости износа:

                 

где          - остаточная стоимость ОПФ, руб.;

  - годовая норма амортизации, %;

             - срок эксплуатации ОПФ, лет;

             - стоимость износа ОПФ, руб.

4. Ликвидационная стоимость ОПФ – это стоимость ликвидации (списания) ОПФ. Списание ОПФ в основном идет по цене утилизации.

5. Среднегодовая стоимость ОПФ рассчитывается следующим образом:

                                 

где          - среднегодовая стоимость ОПФ, руб.;

  - первоначальная стоимость ОПФ на начало года, руб.;

  - стоимость введенных ОПФ в течение года, руб.;

  - стоимость выведенных ОПФ в течение года, руб.;

  - количество месяцев эксплуатации введенных ОПФ с момента введения до конца года;

  - количество месяцев неэксплуатации выведенных ОПФ с момента выведения до конца года;

  - количество вводов ОПФ в течение года;

  - количество выводов ОПФ в течение года.

Согласно инструкции Госкомстата среднегодовая стоимость ОПФ определяется по формуле

                                                         

где   и   – стоимость ОПФ на начало года и на конец года соответственно;

Фi – стоимость ОПФ на первое число всех остальных месяцев.

ОПФ характеризуются двумя видами износа: физический износ (т.е. утрата фондами своей потребительной стоимости вследствие их эксплуатации и естественного снашивания) и моральный износ (т.е. обесценивание, утрата стоимости ОПФ до их физического износа в связи с появлением более дешевых и более производительных фондов).

Физический износ отличается неравномерностью и имеет две формы:

-механический износ и снижение технико-эксплуатационных показателей;

-разрушение бездействующих ОПФ как результат влияния природных условий.

Для характеристики степени физического износа ОПФ используются показатели:

- коэффициент физического износа ОПФ:

                                                 

где          - стоимость износа ОПФ (т.е. начисленная амортизация) за весь период их эксплуатации, руб.;

- коэффициент годности ОПФ:

        или                        

Все эти формулы предполагают равномерное физическое изнашивание ОПФ, что далеко не всегда совпадает с реальной действительностью, и в этом заключается их основной недостаток.

Наряду с физическим износом ОПФ претерпевают моральный износ. Моральный износ проявляется в двух формах:

- первая форма морального износа заключается в том, что происходит обесценивание машин такой же конструкции, что выпускались и раньше, вследствие удешевления их воспроизводства в современных условиях;

- вторая форма морального износа состоит в том, что происходит обесценивание старых машин, физически еще годных, вследствие появления новых, более технически совершенных и производительных, которые вытесняют старые.

Для оценки состояния ОПФ применяются следующие показатели:

Коэффициент обновления основных фондов:

                                                 

где          - стоимость ОПФ на конец года, руб.

                                          

Коэффициент выбытия основных фондов:

                                                 

Фондовооруженность труда, руб./чел:

                                                         

где   - среднесписочная численность промышленно-производственного персонала, чел.

Техническая вооруженность труда ( ), руб./чел.:

 где   - среднегодовая стоимость активной части основных фондов, руб.

Динамика этих показателей свидетельствует о той воспроизводственной политике, которая проводится на предприятии.

Обобщающим показателем использования ОПФ на предприятии, является показатель фондоотдачи, который рассчитывается по формуле                

где          - показатель фондоотдачи, руб./руб.;

П- стоимость произведенной за год продукции (товарной или валовой), руб.

Обратным показателем фондоотдачи является фондоемкость продукции:

 К системе взаимосвязанных показателей, непосредственно характеризующих уровень использования активной части ОПФ и производственных мощностей, а также раскрывающих резервы возможного улучшения их использования, относятся:

- коэффициент экстенсивного использования, который характеризует уровень использования активной части ОПФ во времени:

 где          - фактическое время работы машин и оборудования, час.;

  - режимный фонд времени работы машин и оборудования, час.

- коэффициент интенсивного использования, который характеризует уровень использования машин и оборудования по мощности:

где          - фактическая производительность машин и оборудования;

  - возможная (паспортная) производительность машин и оборудования.

- интегральный коэффициент использования ОПФ

К числу важнейших показателей, характеризующих уровень использования ОПФ во времени, относится коэффициент сменности:

где   - количество машино-смен работы оборудования в первой смене;

  - количество машино-смен работы оборудования во второй смене;

  - количество машино-смен работы оборудования в третьей смене;

  - количество установленного оборудования.

Амортизация – это процесс постепенного переноса части стоимости ОПФ на выпускаемую продукцию (работ, услуг). В целях начисления амортизации все ОПФ распределяются по десяти амортизационным группам в соответствии со сроком его полезного использования. Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных фондов или объект нематериальных активов служит для выполнения целей деятельности предприятия.

В целях начисления амортизации все ОПФ распределяются по десяти амортизационным группам:

При исчислении амортизации следует различать три показателя: норма амортизации, амортизационные отчисления, амортизационный фонд.

Норма амортизации – годовой (месячный) процент переноса стоимости ОПФ, исчисленный исходя из срока полезного использования данного объекта.

1)        Для новых ОПФ и нематериальных активов:

где          - годовая норма амортизации, %;

         - срок полезного использования объекта ОПФ, лет;

(для нематериальных активов срок полезного использования определяется исходя из: срока, оговоренного договором (лицензии, права пользования, патенты); срока деятельности организации – пользователя; при невозможности установления  =10 лет).

2)        Для ОПФ, бывших в эксплуатации:

где          - фактический срок эксплуатации объекта ОПФ, который должен быть указан при покупке, лет.

Амортизационные отчисления – это денежные выражение перенесенной стоимости ОПФ в состав себестоимости продукции (работы, услуги):

Амортизационные отчисления производятся предприятиями ежемесячно одним из следующих методов:

1) линейным методом;

2) нелинейным методом.

Предприятие применяет линейный метод начисления амортизации к зданиям, сооружениям, передаточным устройствам, входящим в восьмую – десятую амортизационные группы, независимо от сроков ввода в эксплуатацию этих объектов. К остальным основным фондам предприятие вправе применять один из двух методов. Начисление амортизации в отношении объекта амортизируемого имущества осуществляется в соответствии с нормой амортизации, определенной для данного объекта исходя из его срока полезного использования.

При применении линейного метода сумма начисленной за один месяц амортизации в отношении объекта амортизированного имущества определяется как произведение его первоначальной (восстановительной) стоимости и нормы амортизации, определенной для данного объекта.

При применении линейного метода норма амортизации по каждому объекту амортизированного имущества определяется по формуле:

где          - месячная норма амортизации, %;

  - срок полезного использования данного объекта ОПФ, выраженный в месяцах.

При применении нелинейного метода сумма начисленной за один месяц амортизации в отношении объекта амортизированного имущества определяется как произведение остаточной стоимости объекта амортизированного имущества и нормы амортизации, определенной для данного объекта. При применении нелинейного метода норма амортизации объекта амортизированного имущества определяется по формуле:

где   - месячная норма амортизации, %.

При этом с месяца, следующего за месяцем, в котором остаточная стоимость объекта амортизируемого имущества достигнет 20% от первоначальной (восстановительной) стоимости этого объекта, амортизация по нему исчисляется в следующем порядке:

1)        остаточная стоимость объекта ОПФ в целях начисления амортизации фиксируется как его базовая стоимость для дальнейших расчетов;

2)        сумма начисляемой за один месяц амортизации в отношении данного объекта ОПФ определяется путем деления базовой стоимости данного объекта на количество месяцев, оставшихся до истечения срока полезного использования данного объекта.

Задачи

Задача 1.  Стоимость оборудования цеха 15000 млн. руб. С 1 марта введено в эксплуатацию оборудование стоимостью 45,6 млн. руб.; с 1 июля выбыло оборудование стоимостью 20,4 млн. руб.

Размер выпуска продукции 800,0 тыс. т, цена за 1 т 30 тыс. руб. Производственная мощность - 1000,0 тыс. т.

Задача 2.  В цехе машиностроительного завода установлено 100 станков. Режим работы цеха двухсменный. Продолжительность смены 8 ч. Годовой объем выпуска продукции 280 тыс. изделий, производственная мощность цеха - 310 тыс. изделий.

Определите коэффициент сменности работы станков, коэффициенты экстенсивный, интенсивной и интегральной загрузки. Известно, что в первую смену работают все станки, во вторую - 50% станочного парка, количество рабочих дней в году - 260, время фактической работы одного станка за год - 4000 ч.

Задача 3.  Состав основных производственных фондов предприятия по группам, их стоимость на начало года и изменения в течение года следующие (в млн. руб.):

Группы основных фондов

На начало года

Изменения в году:

+ увеличение

- уменьшение

  1. Здания
  2. сооружения
  3. передаточные устройства
  4. рабочие машины и оборудование
  5. силовые машины и оборудование
  6. измерительные приборы и лабораторное оборудование
  7. вычислительная техника
  8. транспортные средства
  9. прочие основные фонды

всего

341510

64610

36920

378430

18460

23998

21229

22152

15691

923000

-

-

+440

+23500

-530

-810

+750

-910

-230

Объем товарной продукции за год составил 1236820 млн. руб.

Определите структуру основных производственных фондов на начало и конец года и фондоотдачу.

Задача 4.  Полная первоначальная стоимость станка 10,2 млн. руб., срок службы восемь лет. Затраты на модернизацию составят 2,3 млн. руб., расходы по демонтажу - 0,2 млн. руб., остаточная стоимость станка - 0,5 млн. руб.

Определите годовую сумму амортизационных отчислений и норму амортизации.

Задача 5.  Ткацкая фабрика работает в две смены, количество ткацких станков на начало года 500. С 1 апреля установлено 60 станков, а 1 августа выбыли 50 станков. Число рабочих дней в году - 260, плановый процент простоев на ремонт станка - 5%, производительность одного станка - 4 м ткани в час, план выпуска продукции –

7500 тыс. м.

Рассчитайте производственную мощность фабрики по выпуску ткани и коэффициент ее использования.

Задача 6.  В цехе машиностроительного завода три группы станков: шлифовальные - 5 ед., строгальные - 11 ед., револьверные - 12 ед. Норма времени на обработку единицы изделия в каждой группе станков соответственно: 0,5 ч; 1,1 ч; 1,5 ч.

Определите производственную мощность цеха, если известно, что режим работы двухсменный, продолжительность смены - 8 ч; регламентированные просто и оборудования составляют 7% от режимного фонда времени, число рабочих дней в году - 255.

Критерий оценивания:

Выполнены все   задания, правильно решены задачи   – оценка «отлично»

Выполнены  задания,  допущены не значительные  ошибки  в первом задании и решены 4 задачи   - оценка «хорошо»

Задания выполнены и решены 3 задачи, не в полном объеме выполнено 1 задание   - оценка «удовлетворительно»

Работа не выполнена или выполнена частично – оценка «неудовлетворительно»

Самостоятельная работа №4.

по теме 2.6  Оплата труда на предприятии.

План изучения

1. Цель тарифной системы.

2. Элементы тарифной системы. Их содержание, назначение.

Изучив эту тему, вы узнаете:

- из каких элементов состоит тарифная система;

- содержание и назначение тарифно-квалификационного справочника;

- для чего используется минимальная ставка оплаты труда;

- из чего состоит тарифная сетка, назначение тарифной сетки и ее элементов.

- виды оплаты труда

- бестарифная система оплаты труда

Основные понятия и термины

Тарифно-квалификационный справочник, минимальная ставка оплаты труда, признаки дифференциации оплаты труда, тарифный разряд, тарифный коэффициент, квалификационная характеристика, бестарифная система оплаты труда, повременная, сдельная оплата труда.

Контрольные вопросы и задания

1. Элементы тарифной системы.

2. Что такое тарифно-квалификационный справочник?

3. Для чего используется тарифно-квалификационный справочник?

4. Из чего состоит тарифная сетка?

5. Что показывает тарифный разряд и тарифный коэффициент?

6. Формы оплаты труда: сдельная, повременная, сдельно-премиальная, сдельно-прогрессивная, повременно-премиальная.

Задание 1

Темы сообщений.

1. «Зарубежный опыт материального стимулирования труда работника».

Задание 2

Решение задач с применением формул

Формулы для расчёта задач:

Формы и системы заработной платы представляют собой способы установления зависимости между величиной оплаты труда и трудовым вкладом работников.

Измерителями затрат труда являются рабочее время и количество изготовленной продукции. На основе этих измерителей строятся основные формы оплаты труда рабочих – повременная и сдельная.

При повременной оплате труда мерой оплаты труда выступает отработанное время, а заработок начисляется в соответствии с тарифной ставкой работника или в форме оклада за фактически отработанное время.

При сдельной оплате мерой труда является выработанная продукция, а оценка труда производится в соответствии со сдельной расценкой.

Расценка может быть рассчитана двумя способами:

                                        

где         - часовая тарифная ставка, руб.

         - часовая норма выработки.

                                        

где         - нормативная трудоемкость, час.

В современных условиях на предприятиях применяются различные формы и системы сдельной и повременной оплат труда.

1. Простая (прямая) сдельная заработная плата – оплата труда, начисленная за количество фактически изготовленной продукции по неизменной сдельной расценке за единицу продукции:

                                        

где        m – количество наименований изделий, изготовленных рабочим за рассматриваемый период времени;

Рi – прямая сдельная расценка по i- тому изделию, руб.

Вфакт.i – фактическая выработка по i- тому изделию, шт.

2. Сдельно-премиальная – система оплаты труда, когда рабочий получает не только сдельный заработок, но и премию. При этом четко оговариваются показатели, за которые осуществляется премирование, а также размер премии за выполнение или перевыполнение этих показателей. К таким показателям относятся: выполнение или перевыполнение норм выработки, повышение качества продукции, отсутствие брака, снижение трудоемкости и др.

                                        

где        П – размер премии за выполнение или перевыполнение показателей премирования, руб.

3. При сдельно-прогрессивной системе оплаты труда выработка в пределах установленной исходной нормы (базы) оплачивается по действующим на данном предприятии прямым сдельным расценкам, а вся дополнительная выработка, полученная сверх исходной нормы, оплачивается по повышенным расценкам (прогрессивной шкале).

4. Косвенно-сдельная система оплаты труда применяется для оплаты труда вспомогательных рабочих. Размер их заработка ставится в зависимость от результатов труда обслуживаемых ими основных рабочих.

5. Аккордная система оплаты труда применяется, как правило, при выполнении срочных или аварийных работ. В этом случае расценка устанавливается на весь объем работ, при этом оговаривается и срок выполнения работ. Если не выполняются сроки или объемы работы, то сумма оплаты снижается (чаще всего используется в строительстве).

6. Бригадная сдельная оплата труда применяется, когда работники бригады связаны совместной работой по сборке, ремонту, монтажу и т.д.

Бригадная сдельная оплата труда начисляется всей бригаде в целом, а затем распределяется с учетом разрядов каждого члена бригады и фактически отработанного им времени.

Распределение заработка бригады осуществляется двумя методами:

-        метод коэффициенто-часов;

-        метод коэффициента трудового участия.

Последовательность расчета заработной платы при использовании метода коэффициенто-часов:

1.        рассчитывается общее количество коэффициенто-часов (суммарное количество часов, отработанных каждым работником бригады, увеличенное на соответствующий разряду работника тарифный коэффициент);

2.        определяется расценка одного коэффициенто-часа (общая сумма заработка делится на общее количество коэффициенто-часов) ,                                        

где        РКЧ  – расценка одного коэффициенто-часа, руб./час;

        ЗПСдЬриг– сдельный заработок бригады, руб.;

        Fфактi – фактически отработанное количество часов i-м рабочим, час;

        kТi – тарифный коэффициент i-го рабочего.

3.        определение заработной платы каждого работника бригады в соответствии с отработанными коэффициенто-часами.                                        

Метод с использованием коэффициента трудового участия (КТУ) учитывает не только фактически отработанное работником время, но и его личный вклад в процесс производства. Бригада или подразделения предприятия сами определяют набор показателей, влияющих на КТУ работника.

Повременная оплата труда – это оплата труда за фактически отработанное время по установленной тарифной ставке или окладу.

1. Простая повременная оплата труда рассчитывается:                                        

где        ТС – часовая (дневная) тарифная ставка работника соответствующего разряда, руб.

Fфакт – фактически отработанное количество часов (дней).

2. Повременно-премиальная – оплата труда, когда рабочий получает не только заработок за количество отработанного времени, но и определенный процент премии.

Оплата труда служащих осуществляется в соответствии с установленным им по штатному расписанию окладом и в соответствии с действующей системой премирования. По своему характеру окладная система оплаты труда является разновидностью повременно-премиальной, с той лишь разницей, что вместо тарифной ставки (дневной или часовой) фигурирует месячный или годовой оклад. Показатели и условия премирования в этом случае учитывают специфику труда служащих умственного труда, а также специфику того подразделения, в котором данный служащий работает.

Согласно Трудовому кодексу оплата сверхурочных работ осуществляется следующим образом: первые два час сверхурочных работ оплачиваются в полутоном размере, а последующие часы в двойном размере; работы в выходные дни оплачивается в двойном размере.

Задачи

Задача 1.Норма времени на изготовление одного изделия составляет 12 минут, часовая тарифная ставка при данной сложности труда 15 руб., в месяце 24 рабочих дня; продолжительность смены 8 часов. За месяц изготовлено 1008 изделий. Оплата труда сдельно-премиальная.

Определите:

1)        норму выработки в месяц (шт.);

2)        сдельную расценку на изделие (руб.);

3)        сумму сдельной заработной платы за месяц, если за каждый процент перевыполнения выплачивается 1,5% заработка по сдельным расценкам (руб.).

Задача 2.Норма времени на изготовление одного изделия составляет 12 минут, часовая тарифная ставка при данной сложности труда 15 руб., в месяце 24 рабочих дня; продолжительность смены 8 часов. За месяц изготовлено 1008 изделий. Оплата труда сдельно-прогрессивная.

Определите сумму сдельной заработной платы за месяц, если при выработке продукции свыше исходной базы сдельная расценка увеличивается в 1,5 раза. Исходная база для начисления сдельных доплат 102,5%.

Задача 3.Форма оплаты труда токарей сдельно-прогрессивная. При перевыполнении плановой нормы выработки премия начисляется по следующей шкале:

Перевыполнение плана, %                                1-10                11-20                21-50

Увеличение сдельной расценки, %                        25                50                100

Задача 4. Рассчитайте зарплату токарей, если токарь Ш разряда (плановая расценка за 1 деталь 10 рублей) обрабатывает за смену 9 деталей, токарь IV разряда (плановая расценка за 1 деталь 12 рублей) – 12 деталей (месячный план 176 шт. деталей для каждого рабочего, в месяце 22 рабочих смены).

Задача 5.

Заработная плата токаря-расточника по сдельным расценкам 9780 рублей в месяц. Определите процент выполнения норм, если часовая тарифная ставка рабочего 57,9 рублей, а число фактически отработанных часов в месяц – 171.

Норма времени на изготовление одного изделия составляет 20 минут, часовая тарифная ставка при данной сложности труда – 18 рублей, в месяц 22 рабочих дня; продолжительность смены – 8 часов. За месяц изготовлено 580 изделий. Определите:

1.        норму выработки в месяц;

2.        сдельную расценку на изделие;

3.        сдельный заработок за месяц.

На обувной фабрике работают 30 бригадиров, из них 5 – руководят бригадами с числом рабочих более 10 человек. Фонд заработной платы бригадира за год по окладу 40 тыс. рублей. За руководство бригадой до 10 человек полагается доплата в размере 10% и свыше 10 человек – 15% от оклада. Определите годовой размер доплат бригадирам обувной фабрики.

Критерий оценивания:

Выполнены все   задания, правильно решены задачи   – оценка «отлично»

Выполнены  задания,  допущены не значительные  ошибки  в первом задании и решены 3 задачи   - оценка «хорошо»

Задания выполнены и решены 2 задачи, не в полном объеме выполнено 1 задание   - оценка «удовлетворительно»

Работа не выполнена или выполнена частично – оценка «неудовлетворительно»

Самостоятельная работа №5.

по теме 2.7Издержки организации. Классификация затрат по статьям и элементам структуры себестоимости».

План изучения

1. Понятие издержек производства.

2. Классификация затрат предприятия.

3. Состав элементов сметы и статей калькуляции.

Изучив эту тему, вы узнаете, что:

- издержки на производство включают полный объем затрат живого и овеществленного труда;

- экономические издержки состоит из внешних и внутренних;

- затраты на производство классифицируются по пяти признакам:

а) по роли в процессе производства;

б) в зависимости затрат от изменения объема производства продукции;

в) по способам учета и группировки затрат;

г) по срокам использования;

д) включают в себя материальные затраты (как элемент затрат на производство);

е) затраты на оплату труда (как элемент сметы затрат на производство);

ж) прочие затраты (как элемент сметы затрат на производство);

з) включают в себя статьи калькуляции «общественные расходы» и «общественные расходы».

Основные термины и понятия

Материальные затраты «Затраты на оплату труда». «Прочие затраты», «общехозяйственные расходы», «общепроизводственные расходы». Издержки производства. Экономические издержки. Внешние издержки. Внутренние издержки. Прямые затраты. Косвенные затраты. Временные и постоянные затраты. Простые и комплексные затраты.

Контрольные вопросы и задания

1. Какие затраты относятся к материальным затратам?

2. Какие затраты относятся к затратам на оплату труда?

3. Какие затраты относят к прочим затратам?

4. По каким признакам классифицируются затраты предприятия?

5. Какие затраты относятся к прямым?

6. Какие затраты относятся к косвенным?

7. Какими затратами являются переменные затраты?

8. Что такое постоянные затраты?

9. Какие затраты относятся к простым, а какие – к комплексным?

Самостоятельная работа №6

по теме 2.7 Калькуляция, её статьи. Смета затрат на производство.

Задание 1

Работа с лекционным материалом и учебником Л.Н. Чечевицына «Микроэкономика» стр. 207-211, 223-233, 223-229.Расчёт задач по теме.

Задание 2

Решение задач с применением методики расчёта, выданной на занятии

Задачи

Задача 1.
1. На изделие расходуется:

— сырьё и материалы – 16 т. р.;

— отходы – 2 т. р.;

— покупные полуфабрикаты – 4 т. р.;

— зарплата основная – 16 т. р.;

— зарплата дополнительная – 20 %;

— смета ОПР расходов по предприятию – 600т. р.;

— смета ОХР расходов по предприятию – 400 т. р.;

— сумма зарплаты основных производственных рабочих по предприятию – 200 т. р.;

— коммерческие расходы – 3 %.


Задача 2. Определить полную себестоимость изделия.

На производство изделия имеются следующие данные: норма расхода металла на 1 деталь  -  4 кг, стоимость 1 кг 2000 руб., комплектующие 6000 руб., износ специального инструмента и оснастки 7000 руб., норма времени на изготовление 1 детали для работника 4 разряда 2,5 ч, для 5 разряда 4,3 ч, дополнительная заработная плата 16 %,  производственные расходы _280 %, общехозяйственные расходы 200 %, коммерческие расходы 3 %. Определить цеховую, производственную, полную себестоимость детали.

3.  Определите цеховую себестоимость; производственную себестоимость; полную себестоимость изделия. Исходные данные для выполнения расчетов в таблице


Показатели


Ед. изм.


Значения показателя


1. Затраты на сырье и основные материалы за вычетом возвратных отходов


тыс. руб. 


80


2. Топливо и энергия на технологические цели 


тыс. руб.


20


3. Основная зарплата производственных рабочих 


тыс. руб.


24


4. Дополнительная зарплата производственных рабочих 



16


5. Отчисления в бюджет и внебюджетные фонды 


%


35,8


6. Износ инструмента и приспособлений целевого назначения 



85


7. Общепроизводственные расходы 



400


8. Общехозяйственные расходы 



200


9. Коммерческие расходы 



4


Предложить мероприятия по снижению себестоимости продукции.

Задача 3. Cocтaвить cмeтy зaтpaт на производство пo cлeдyющим данным: (млн.pyб.)


Показатели


Значения показателя


Мaтepиaльныe зaтpaты 


1200


Boзвpaтныe oтxoды


240


Зaтpaты нa oплaтy тpyдa


600


Oтчиcлeния нa coциaльныe нyжды


определить %


Aмopтизaция ocнoвныx cpeдcтв


180


Пpoчиe pacxoды


200


Bceгo зaтpaт


определить


Измeнeниe ocтaткoв нeзaвepшeннoгo пpoизвoдcтвa нa кoнeц гoдa


26


Пpoизвoдcтвeннaя ceбecтoимocть

тoвapнoй пpoдyкции


определить


Koммepчecкиe pacxoды


определить % 4


Пoлнaя ceбecтoимocть тoвapнoй пpoдyкции


Определить


Cтoимость товарoв. Пpoдукция  в oтпycксных цeнax (бeз нaлoгoв и oтчиcлeний вo внeбюджетные фoнды)


4240


Пpибыль от реализации продукции


определить


Зaтpaты нa 1 pyб. тoвapнoй пpoдyкции


определить


Критерий оценивания:

Выполнены все   задания, правильно решены задачи   – оценка «отлично»

Выполнены  задания,  допущены не значительные  ошибки  в первом задании и решены 3 задачи   - оценка «хорошо»

Задания выполнены и решены 2 задачи, не в полном объеме выполнено 1 задание   - оценка «удовлетворительно»

Работа не выполнена или выполнена частично – оценка «неудовлетворительно»


Самостоятельная работа № 7

по теме 2.9  Финансовые результаты деятельности организации.

Вопрос 1. Прибыль и рентабельность

План изучения

1. Понятие о доходах и расходах предприятия, выручке.

2. Факторы, влияющие на величину прибыли.

Изучив эту тему, вы узнаете:

- что такое доходы;

- о видах доходов, их источниках;

- о факторах, влияющих на прибыль;

- рентабельности организации.

Основные термины и понятия

Доходы. Доходы от обычных видов деятельности. Операционные доходы. Внереализационные доходы. Расходы по обычным видам деятельности. Операционные расходы. Внереализационные расходы. Внешние и внутренние факторы, влияющие на прибыль. Рентабельность и ее виды.

Контрольные вопросы

1. Какие доходы относятся к доходам от обычных видов деятельности?

2. Какие доходы относятся к операционным?

3. Какие доходы относятся к внереализационным?

4. Какие факторы, влияющие на величину прибыли, относятся к внутренним?

5. Какие факторы, влияющие на величину прибыли, относятся к внешним?

6. Что такое производственные факторы?

7. Что такое внепроизводственные факторы?

8. Понятие рентабельности?

9. Виды рентабельности.

Студенты сдают зачет по теме по вопросам

1. Понятие о доходах и расходах предприятия, выручке.

2. Факторы, влияющие на величину прибыли.

Задание 1

Составление опорного конспекта.Подготовка к контрольной работе. Работа с учебником Л.Н. Чечевицына «Микроэкономика» стр. 268-282,  стр. 287-289, с лекционным материалом

Задание 2

Решение задач. Работа с учебником В.Н. Карташова «Экономика организации (предприятия)» стр. 129-151

Комплексная задача  

Промышленное предприятие выпускает изделий «А»  на сумму                 4500 тыс. руб.,  Изделий «Б» на сумму 2400 тыс. руб. и услуги другим организациям на сумму – 1700 тыс.руб. при  численности  работников промышленно-производственного персонала — 23 человек. Всего отработано 330000 чел.час. Себестоимость всей продукции  составила -6860 тыс.руб. Среднегодовая стоимость основных фондов предприятия составляет 2700 тыс. руб., а стоимость оборотных средств составляет 1600 тыс.руб.

Оплата среднемесячная составляет на одного работника – 14200 руб.

Определить:

1. товарную продукцию

2. фондоотдачу по среднегодовой стоимости

3.фондоёмкость по среднегодовой стоимости

4. фондовооружённость

5. коэффициент оборачиваемости оборотных средств

6.выработку среднегодовую на одного работника

7.трудоёмкость продукции

8.годовой фонд оплаты труда работников

9.прибыль от реализации продукции

10.рентабельность продукции

11. рентабельность продаж

12. рентабельность производства

13. Проанализировать  технико-экономические показатели деятельности предприятия по  полученным результатам.

Формулы для расчёта задач по основным технико-экономическим

показателям деятельности предприятия

-Фондоотдача (руб./руб.)  = (выручка ÷ среднегодовая стоимость основных средств) = (руб.)

-Фондоемкость (руб./руб.) =  (среднегодовая стоимость основных средств ÷ выручка) = (руб.)

-Фондовооруженность (тыс. руб./чел.) = (среднегодовая стоимость основных средств ÷ среднесписочная численность) =  (руб.)

-Амортизационные отчисления  (Ао) = (Сп* На)/100% =  (руб.)

-длительность одного оборота (Н) = Т/Коб = (дни), где Т – плановый период в году 360 дней

-Коэффициент оборачиваемости Коб. = ТП или Рп /СО=  (об), где СО средний остаток оборотных средств или стоимость нормируемых оборотных  средств.

-Производительность труда (тыс. руб./чел.) = (выручка ÷ среднесписочная численность)

-Трудоёмкость  = человеко- часы/выручку товарной продукции (ТП)

или  Трудоёмкость  = Кол.чел.*часы/ ТП  =   (час.)

-Выработка (В) годовая = Выручка по товарной продукции /Чппп = руб./1 чел. В год

-Выработка (В) дневная = Выручка по товарной продукции /Чппп * Дни раб.= руб./1 чел. в день

-Выработка (В) часовая = Выручка по товарной продукции /Чппп * Кол.часов.= руб./1 чел. в час

-Выручка от реализации продукции = Программа (шт.) *Цена руб./шт  =   (руб)

- Среднемесячная  заработная плата  ЗП ср.мес. = Фонд ЗП годовой / Чппп* 12 месяцев  =   (руб.), где Чпп –численность промышленно-производственного персонала

-фонд заработной платы (ФЗП) = Чппп* ЗП ср.мес.*12 мес. = (руб)

-Прибыль до налогообложения = Выручка от реализации услуг (тыс. руб.) - Себестоимость услуг (руб.)

-Чистая прибыль = Прибыль до налогообложения – налоги –  платежи =  (руб.)

-Рентабельность продаж (%)  = (прибыль до налогообложения ÷ выручку)* 100%=   %

или Рентабельность продаж (%)  = (прибыль от реализации продукции÷ выручку) *100%=%

- Рентабельность производства(%)  = (прибыль от реализации продукции/ (ОПФ+ НОС)* 100%)=  %

-Чистая рентабельность продаж (%)  = (чистая прибыль ÷ выручка)  * 100%=  %

РАЗДЕЛ 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ

2.1. Общие рекомендации

  1. Внимательно выслушайте или прочитайте тему, цели и задачи самостоятельной работы.
  2. Обсудите текст задания с преподавателем и группой, задавайте вопросы – нельзя оставлять невыясненными или непонятыми ни одного слова или вопроса.
  3. Внимательно прослушайте рекомендации преподавателя по выполнению самостоятельной работы.
  4. Ознакомьтесь с графиком самостоятельных работ обучающихся по предмету, если требуется, уточните время, отводимое на выполнение задания, сроки сдачи и форму отчета у преподавателя.
  5. Внимательно изучите письменные методические указания по выполнению самостоятельной работы («методичку»).
  6. Ознакомьтесь со списком литературы и источников по заданной теме самостоятельной работы.
  7. Повторите весь теоретический материал по конспектам и другим источникам, предшествовавший самостоятельной работе, ответьте на вопросы самоконтроля по изученному материалу.
  8. Подготовьте все необходимое для выполнения задания, рационально (удобно и правильно) расположите на рабочем месте. Не следует браться за работу, пока не подготовлено рабочее место.
  9. Продумайте ход выполнения работы, составьте план, если это необходимо.
  10. Если вы делаете сообщение или доклад, то обязательно прочтите текст медленно вслух, обращая особое внимание на произношение новых терминов и стараясь запомнить информацию.
  11. Если ваша работа связана с использованием ИКТ, проверьте наличие и работоспособность программного обеспечения, необходимого для выполнения задания.
  12. Если при выполнении самостоятельной работы применяется групповое или коллективное выполнение задания, старайтесь поддерживать в коллективе нормальный психологический климат, грамотно распределить роли и обязанности. Вместе проводите анализ и самоконтроль организации самостоятельной работы микрогруппы.
  13. В процессе выполнения самостоятельной работы обращайтесь за консультациями к преподавателю, чтобы вовремя скорректировать свою деятельность, проверить правильность выполнения задания.
  14. По окончании выполнения самостоятельной работы составьте письменный или устный отчет в соответствии с теми методическими указаниями по оформлению отчета, которые  вы получили от преподавателя или в методических указаниях.
  15. Сдайте готовую работу преподавателю для проверки точно в срок.
  16. Участвуйте в обсуждении и оценке полученных результатов самостоятельной работы (общегрупповом или в микрогруппах).
  17.  Участвуйте в обсуждении полученных результатов работы.

2.2. Рекомендации по работе  с литературой

 Важной составляющей самостоятельной внеаудиторной подготовки является работа с литературой.

Изучение научной учебной и иной литературы требует ведения рабочих записей.

Форма записей может быть весьма разнообразной: простой или развернутый план, тезисы, цитаты, конспект.

План  - первооснова, каркас какой- либо письменной работы, определяющие последовательность изложения материала.

План является наиболее краткой и потому самой доступной и распространенной формой записей содержания исходного источника информации. По существу, это перечень основных вопросов, рассматриваемых в источнике. План может быть простым и развернутым. Их отличие состоит в степени детализации содержания и, соответственно, в объеме.

Преимущество плана состоит в следующем.

Во-первых,  план позволяет наилучшим образом уяснить логику мысли автора, упрощает понимание главных моментов произведения.

Во-вторых, план позволяет быстро и глубоко проникнуть в сущность построения произведения и, следовательно, гораздо легче ориентироваться в его содержании.

В-третьих, план позволяет – при последующем возвращении к нему – быстрее обычного вспомнить прочитанное.

В-четвертых, С помощью плана гораздо удобнее отыскивать в источнике  нужные места, факты, цитаты и т.д.

Выписки - небольшие фрагменты текста (неполные и полные предложения, отделы абзацы, а также дословные и близкие к дословным записи об излагаемых в нем фактах), содержащие в себе квинтэссенцию содержания прочитанного.

Выписки представляют собой более сложную форму записи содержания исходного источника информации. По сути, выписки – не что иное, как цитаты, заимствованные из текста. Выписки позволяют в концентрированные форме и с максимальной точностью воспроизвести в произвольном (чаще последовательном) порядке наиболее важные мысли автора, статистические и даталогические сведения. В отдельных случаях – когда это оправдано с точки зрения продолжения работы над текстом – вполне допустимо заменять цитирование изложением, близким дословному.

Тезисы – сжатое изложение содержания изученного материала в утвердительной (реже опровергающей) форме.

Отличие тезисов от обычных выписок состоит в следующем. Во-первых, тезисам присуща значительно более высокая степень концентрации материала.  Во-вторых, в тезисах отмечается преобладание выводов над общими рассуждениями. В-третьих, чаще всего тезисы записываются близко к оригинальному тексту, т.е. без использования прямого цитирования.

Аннотация – краткое изложение основного содержания исходного источника информации, дающее о нем обобщенное представление. К  написанию аннотаций прибегают в тех случаях, когда подлинная ценность и пригодность исходного источника информации исполнителю письменной работы окончательно неясна, но в то же время о нем необходимо оставить краткую запись с обобщающей характеристикой. Для указанной цели и используется аннотация.

Конспект – сложная запись содержания исходного текста, включающая в себя заимствования (цитаты) наиболее примечательных мест в сочетании с планом источника, а также сжатый анализ записанного материала и выводы по нему.

2.3. Рекомендации  по составлению конспекта

  1. Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта;
  2. Выделите главное, составьте план;
  3. Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора;
  4. Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.
  5. Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли.

В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.

2.4. Рекомендации по подготовке доклада (сообщение)

Доклад – публичное сообщение, представляющее собой развёрнутое изложение определённой темы.

Этапы подготовки доклада:

1. Определение цели доклада.

2. Подбор необходимого материала, определяющего содержание доклада.

3. Составление плана доклада, распределение собранного материала в необходимой логической последовательности.

4. Общее знакомство с литературой и выделение среди источников главного.

5. Уточнение плана, отбор материала к каждому пункту плана.

6. Композиционное оформление доклада.

7. Заучивание, запоминание текста доклада, подготовки тезисов выступления.

8. Выступление с докладом.

9. Обсуждение доклада.

10. Оценивание доклада

Оформление доклада – это его реальная речевая внешняя структура, в ней отражается соотношение частей выступления по их цели, стилистическим особенностям, по объёму, сочетанию рациональных и эмоциональных моментов, как правило, элементами композиции доклада являются: вступление, определение предмета выступления, изложение(опровержение), заключение.

Вступление помогает обеспечить успех выступления по любой тематике.

Вступление должно содержать:

  • название доклада;
  • сообщение основной идеи;
  • современную оценку предмета изложения;
  • краткое перечисление рассматриваемых вопросов;
  • интересную для слушателей форму изложения;
  • акцентирование оригинальности подхода.

Выступление состоит из следующих частей:

Основная часть, в которой выступающий должен раскрыть суть темы, обычно строится по принципу отчёта. Задача основной части: представить достаточно данных для того, чтобы слушатели заинтересовались темой и захотели ознакомиться с материалами.

Заключение - это чёткое обобщение и краткие выводы по излагаемой теме.

2.5. Памятка обучающемуся  «Алгоритмы выполнения различных видов самостоятельной работы»

№ п/п

Вид самостоятельной работы

Методические указания

1

Проработка конспектов занятий

  • Ознакомьтесь со списком рекомендуемой литературы и источников.
  • Прочитайте лекционный материал по своему конспекту, стараясь выделить основные понятия, важные определения чернилами другого цвета, формулы обведите рамкой, связи укажите стрелками.
  • Найдите ответы на контрольные вопросы в своем конспекте и в рекомендованной литературе.
  • Найдите в словаре значение незнакомых слов и терминов.
  • Оформите ответы на вопросы по материалу конспекта.
  • Проводите самоконтроль.

2

Подготовка сообщений, докладов

  • Ознакомьтесь со списком рекомендуемой литературы и источников.
  • Изучите материал, касающийся темы сообщения не менее чем по двум рекомендованным источникам.
  • Составьте план сообщения, запишите его.
  • Проработайте найденный материал, выбирая только то, что раскрывает пункты плана.
  • Составьте список ключевых слов из текста так, чтобы он отражал суть содержания.
  • Составьте окончательный текст сообщения.
  • Оформите материал сообщения.
  • Прочтите текст сообщения вслух, обращая особое внимание на произношение новых терминов и стараясь запомнить информацию.
  • Ответьте после чтения на вопросы и задания к текстам источников.

  • Перескажите сообщение еще раз.

  • Проводите анализ и самоконтроль работы над сообщением.

3

Подготовка к практическим работам

  • Ознакомьтесь с темой практического занятия, его целями и задачами.
  • Изучите перечень знаний и умений, которыми должен овладеть обучающийся в ходе практического занятия.
  • Ознакомьтесь со списком литературы и источников.
  • Изучите рекомендации к практической работе, где указаны формулы и методика расчёта показателей.
  • Прочитайте лекционный материал по теме занятия в  конспекте.
  • Прочитайте материал по теме практической работы в рекомендованных источниках.
  • Ответьте на контрольные вопросы.
  • Выпишите формулы, необходимую информацию в справочной литературе.
  • Сделайте заготовку отчета.
  • Повторите правила организации и охраны труда при выполнении данной практической работы.

4

Поиск информации в Интернете

  • Внимательно изучите тему и формулировку задания;
  • Выпишите ключевые слова, чтобы определить объект поиска, сформулировать, какую информацию необходимо найти. Правильно будет дать в запрос одно или два ключевых слова, связанных с искомой темой;
  • Откройте браузер и воспользуйтесь наиболее распространенными поисковыми машинами (Яндекс, Google, Rambler, Mail или  Nigma);
  • Введите запрос и проверьте орфографию запроса;
  • Выберите в результатах поиска тот документ, содержание которого ближе к искомой теме, чем остальные, и нажмите на ссылку «найти похожие документы»;
  • Изучите несколько (до 10-ти) документов, соответствующих запросу, критически осмысливая, сравнивая и анализируя найденную информацию;
  • Заполните форму отчета (можно копировать фрагменты информации с сайтов);
  • Обязательно скопируйте адреса сайтов, информацией которых воспользовались, чтобы дать ссылку на авторство в своем отчете.

ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕМЫХ УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЙ, ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ, ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основная  литература

1. Грузинов В.П Грибов В.Д. Экономика предприятия Учебник. — М.:

Финансы и статистика, 2012 г.

2. Жиделеева В.В., Каптейн Н.Ю. Экономика предприятия. Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, 2010.

3. Зайцев Н.Л. Экономика промышленного предприятия -.М.- ИНФРА М, 2011.

4. Зайцев Н.Л. Экономика организации. — М.: Экзамен, 2012.

5. Кнышова Е.Н., Панфилова Е.Е. Экономика организации: Учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФРА – М, 2013. (Профессиональное образование).

6. Михайлушкин А.И. Экономика. Практикум. — М.: Высшая школа,2011.

7. Новицкий Н.И. Организация производства на предприятиях. — М.: Финансы и статистика. 2011.

8.  Райзберг Б.А., Фахутдинов Р.А. Управление экономикой. — М.: ЗАО Бизнес-школа «Интел-Сивтез», 2010.

9. Пелих А.С.  Экономика предприятия .-Ростов н./Д Феникс 2010.

10. Чечевицына Л.Н. Микроэкономика. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2011.

11. Швандара В.А. Экономика Предприятия. Тесты, задачи, ситуации. — М.: ЮНИТИ, 2011.

12. Экономика фирмы:  Учеб.пособие / Т.В. Муравьёва,   Н.В. Зиньковская,  

Н.А. Волкова, Г.Н. Лиференко; Под ред. Т.В. Муравьёвой. – М.: Мастерство, 2012.

13. Экономика предприятия (фирмы):Практикум/Под ред. проф. О.И.Волкова, проф. В.Я. Позднякова. – М.: ИНФРА – М, 2012.

14. Экономика предприятия (фирмы): Практикум /Под ред. проф. О.И. Волкова, проф. В.Я. Позднякова. – М.: ИНФРА – М, 2013.

15. Экономика предприятия: Учебник 3-е изд.прер.доп. под ред. Семёнова В.М. –М. Центр экономики и маркетинга, 2010 г.

Дополнительная литература:

1.Справочная литература по элементам тарифной и бестарифной системы и т.д.

2. Журнал «Финансы и кредит»

3. Журнал "Главбух"

4.Областная газета

Интернет-ресурсы:

  1. www.fin-izdat.ru
  2. http://www.action-press.ru
  3. www.economicus.ru
  4. www.ecsocman.edu.ru
  5. www.gks.ru
  6. www.glossary.ru
  7. www.vuzlib.net

ПРИЛОЖЕНИЕ

Вопросы к экзамену

по дисциплине «Экономика организации (предприятия)»

1.        Роль и значение отрасли в системе рыночной экономики. Признаки отрасли и показатели развития, современное состояние.

2.        Организация – понятие и основные признаки. Классификация организаций по отраслевому признаку, экономическому назначению, уровню специализации, размерам.

3.        Предпринимательство – составная часть рыночной экономики. Виды предпринимательства: производственное, коммерческое, финансовое.

4.        Организация (предприятие) как хозяйствующий субъект в рыночной экономике. Организационно-правовые формы хозяйствования.

5.        Производственная структура организации (предприятия), ее элементы.

6.        Типы производства: по организационному типу, общественной организации производства.

7.        Производственный процесс: понятие, содержание и структура.

8.        Производственный цикл, его структура, длительность и пути его сокращения.

9.        Автоматизированное производство. Типы поточных линий. Основы организации поточного производства.

10.    Понятие основного капитала, его сущность и значение. Классификация элементов основного капитала и его структура.

11.    Оценка основного капитала.

12.    Амортизация и износ основного капитала.

13.    Показатели эффективности использования основных средств. Фондоотдача, фондоемкость продукции. Способы повышения эффективности использования основного капитала.

14.    Производственная мощность, ее сущность и виды. Расчет производственной мощности. Показатели использования производственной мощности.

15.    Понятие оборотного капитала, его состав и структура. Классификация оборотного капитала.

16.    Определение потребности в оборотном капитале. Оценка эффективности применения оборотных средств.

17.    Материально-техническая база организации в современных условиях.

18.    Ресурсы и ресурсосберегающие технологии.

19.    Незавершенное производство организации.

20.    Материалоемкость, понятие, виды, пути получения чистой прибыли.

21.    Экономическая сущность и принципы аренды. Экономическое регулирование взаимоотношений арендатора и арендодателя.

22.    Лизинг, зарубежный опыт.

23.    Состав и структура кадров организации.

24.    Планирование кадров и их подбор. Показатели изменения списочной численности персонала и методика их расчета.

25.    Рабочее время и его использование. Бюджет рабочего времени.

26.    Нормирование труда, методы нормирования труда.

27.    Производительность труда – понятие и значение. Методы измерения производительности труда. Факторы роста производительности труда.

28.    Мотивация труда и ее роль в условиях рыночной экономики. Основные элементы и принципы премирования в организации.

29.    Тарифная система оплаты труда, ее сущность, состав и содержание.

30.    Единый тарифно-квалификационный справочник и его значение. Бестарифная система оплаты труда.

31.    Формы и системы оплаты труда: сдельная и повременная, их разновидности, преимущества и недостатки.

32.    Понятие и состав издержек производства и реализации продукции. Классификация затрат по статьям и элементам.

33.    Отраслевые особенности структуры себестоимости. Значение себестоимости и пути ее оптимизации.

34.    Смета затрат и методика ее составления.

35.    Калькуляция себестоимости и ее значение. Методы калькулирования.

36.    Ценовая политика организации. Цели и этапы ценообразования. Ценообразующие факторы. Методы образования цены. Этапы процесса ценообразования.

37.    Экономическое содержание цены. Виды цен. Механизм рыночного ценообразования. Ценовая конкуренция. Антимонопольное законодательство.

38.    Прибыль организации, сущность, источники и виды. Распределение и использование прибыли.

39.    Рентабельность, показатели рентабельности производства. Методика расчета уровня рентабельности продукции.

40.    Финансы организации, состав, источники финансирования организации. Инвестиционный портфель организации.

41.    Сущность внутрипроизводственного планирования организации. Этапы планирования, цели, контроль, показатели плана.

42.    Структура бизнес-плана.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 04 ДОКУМЕНТАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) по специальности СПО 38.02.01. Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Рабочая программа учебной дисциплины «Документационное обеспечение управления» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта  (далее – ФГОС) по специальностям сре...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.02 ЭЛЕКТРОТЕХНИКА И ЭЛЕКТРОНИКА ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА специальности 23.02.03 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)

Рабочая программа дисциплины «Электротехника и электроника» являетсячастью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС специальности СПО 23.02.03 Организация перевозки уп...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОГСЭ.03 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК (АНГЛИЙСКИЙ) программы подготовки специалистов среднего звена для специальности технического профиля

Методические рекомендации и задания разработаны на основе федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальности23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯИ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОГСЭ.03 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК (АНГЛИЙСКИЙ) программы подготовки специалистов среднего звена для специальностей технического профиля

Методические рекомендации и задания разработаны на основе федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальности09.02.05. Прикладная информатика (по отраслям);Приказ Министер...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.01 «Экономика организации» по программе подготовки специалистов среднего звена по специальности 38.02.06 «Финансы»

Аннотация Рабочая программа учебной дисциплины ОП.01 «Экономика организации» по программе специалистов среднего звена 38.02.06 «Финансы»/Ф.З.Омарова; бюджетное учреждение ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ обучающимся по выполнению практических работ учебной дисциплины ОП.09 Экономика организации специальность 08.02.06 Строительство и эксплуатация городских путей сообщения.

В методических указаниях дается теоретический материал, и приводятся примеры расчета  задач.В результате выполнения расчетов студенты должны уметь вычислять стоимость основных фондов, амортизацио...