Технологическая карта урока ОП.06 Экономика организации
учебно-методический материал

Шашнина Инна Олеговна

Технологическая карта урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka.doc128 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Ф.И.О. преподавателя: Шашнина Инна Олеговна

Группа: 44С- Дата: 11.03.2019 .  Предмет: ОП.06Экономика организации 

Тема урока: Взаимодействие организаций с финансовыми институтами

Цель – ознакомить студентов с сущностью, классификацией рисков и организацией процесса управления банковскими рисками:

  • дать представление о видах классификаций банковских рисков;
  • продемонстрировать особенности управления рисками банков;
  • раскрыть основные элементы системы риск-менеджмента;
  • представить структуру организации процесса риск-менеджмента в банке.

Задачи:

Образовательные: Обеспечить освоение обучающимися методического обеспечения по оценке банковских рисков.

Развивающие: Развитие     логического мышления у обучающихся, умения делать выводы.

Воспитательные: Воспитание информационной культуры у обучающихся,  стимулирование познавательной деятельности постановкой проблемных вопросов и заданий, воспитание умения работать в группах.

Планируемые результаты:

  1. Предметные: 

-Владение основными понятиями и инструментами взаимодействия с участниками кредитно-финансовых отношений;

- Понимание основных этапов управления кредитными рисками;

- Освоение приёмов работы с информацией по видам рисков, её осмысление;

- Знание направлений способов управления  разных видов рисков;

-Развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций;

-Определение проблем в области кредитных рисков и нахождение путей их решения;

-Развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению междисциплинарного курса.

2) Метапредметные:

Регулятивные:

  • Понимание цели своих действий;
  • Проявление познавательной и творческой инициативы;
  • Оценивание правильности выполнения действий.

Познавательные:

  • Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью преподавателя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные:

  • Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
  • Постановка и формулировка проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  • Планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии заданиями и условиями коммуникации.

3) Личностные:

  • Сформирование компетенции по принятию обоснованных решений в отношении финансовых продуктов и осознанному несению ответственности за такие решения;
  • Воспитание ответственного, бережного отношения к денежным средствам, повышение финансовой грамотности;
  • Осознание себя как члена семьи, общества и государства.

Тип урока: Комбинированный

Комплексное применение знаний и способов деятельности-лекция-семинар с применением технологии проблемного обучения и критического мышления

ЗОТ: материал урока соответствует возрастной группе, воссоздание эмоционально-положительной атмосферы на уроке, проветривание помещения

Межпредметные связи: Экономика организации, Бухгалтерский учет в банках, Организация безналичных расчетов в банке, жизненный опыт.

Форма работы: Проблемный диалог, коллективная (фронтальная) работа,  индивидуальная работа.

Ресурсы: Каджаева М.Р. Осуществление кредитных операций: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования, 2-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2015.-272с, рабочая тетрадь.

- мультимедиапроектор, ноутбук или компьютер, экран.

- электронная презентация PowerPoint «Сущность, функции и формы кредита».

Дидактический и наглядный материал: 

- раздаточный материал: анкеты;

- картинки-логотипы банков;

- картинки для оформления доски;

План урока

Организационный момент

  1. Мотивационный этап
  2. Актуализация  опорных знаний
  3. Включение обучающихся в систему новых знаний
  4. Повторение, закрепление, обобщение и систематизация изученного материала
  5. Развитие учебных умений
  6. Итог урока. Рефлексия.
  7. Домашнее задание

Ход урока

Организационный момент.

  • Приветствие.
  • Проверка готовности группы к занятию. Отметка отсутствующих в журнале.
  • Проверка наличие письменных принадлежностей, тетрадей.

  1. Мотивация учебно-познавательной деятельности

  • Цель урока - Освоение обучающимися нового материала Объявление темы обучающимся  и запись ее на доске.

Прием «Эпиграф к уроку»

Тема нашего урока определяется тем, что основным принципом банковского кредитования является то, что займовые средства должны быть возвращены в четко оговоренные в кредитном договоре сроки. Соблюдение данного принципа – это залог успешного и прибыльного функционирования банковской организации. В случае займа денежных средств перед банком всегда стоит вопрос, будут ли они возвращены в оговоренный срок, да и вообще будут ли возвращены. Из этого можно сделать вывод, что основной задачей банковской организации в случае предоставлении займа является трансформация неопределенности в риск и проведение его анализа. Напомните мне, какова же главная цель создания каких-либо союзов коммерческих компаний.

Правильно: Максимизация объемов прибыли и контроль рисков.

Управление кредитным риском – задача, которую решают кредиторы, прежде всего банки, чтобы снизить вероятность невыполнения контрагентами своих обязательств по полному возврату основной суммы долга и процентов по нему в установленные договорами сроки. Поэтому, как вы  думаете, как будет звучать тема нашего сегодняшнего урока?

Да, сегодня тема нашего урока – Способы управления кредитным риском

Пожалуйста, запишите в тетради. Дети записывают, преподаватель открывает презентацию. Далее, все по слайдам .

  1. Актуализация опорных знаний

Давайте сначала вспомним, что же из себя представляет Кредитный риск и каково его определение по профессору Лаврушину О.И..

Слайд №4- Кредитные риски банков могут касаться каких-то определенных ссуд, а могут охватывать весь кредитный портфель банка. Чтобы предотвратить финансовые потери, банку необходимо создать собственную политику по кредитам. Это официально утвержденная система контроля всей внутренней деятельности по кредитованию.

В формировании кредитного портфеля важно соблюсти определенный баланс. То есть это возможность компенсации денежных потерь стабильной прибылью по другим ссудам.

Кредитный портфель образуется с учетом этих пунктов:

•        прибыльность и возможные риски всех ссуд;

•        высчитывание спроса клиентов на каждый вид кредита;

•        нормативы кредитного риска банка, утвержденные в ЦБ;

•        система кредитных ресурсов в разрезе сроков погашения кредитов.

Таким образом, Кредитный риск подразделяется на на индивидуальный и портфельный.

Индивидуальный кредитный риск – это вероятность негативного изменения стоимости банковских активов в результате неспособности заемщика выполнять свои кредитные обязательства по выплате процентов и тела кредита вследствие воздействия различных внешних и внутренних факторов.

Портфельный кредитный риск – это вся сумма рисков по конкретным соглашениям.

Слайд №5 - Кредиты, предназначенные предприятиям, более разнообразны, по сравнению с кредитами, предоставляемыми физическим лицам, и их объемы гораздо больше. Изучение же риска предприятий - функция которая позволяет банку доказать свое чутье и виртуозность. Именно поэтому, далее будут рассматриваться вопросы, связанные с кредитованием предприятий.

Теперь попробуем проанализировать источники происхождения и виды рисков при совершении кредитных соглашений.

Характеристика источника кредитного риска – давайте посмотрим на слайд №5 и обсудим источники кредитных рисков.

Наименование риска

Характеристика источника

  1. Риск, связанный с заемщиком, гарантом, страховщиком

1.1. Объективный (финансовых возможностей)

1.2. Субъективный (репутации)

1.3. Юридический

1.1. Неспособность заемщика (гаранта, страховщика) исполнить свои обязательства за счет текущих денежных поступлений или за счет продажи активов

1.2. Репутация заемщика (гаранта, страховщика) в деловом свете, его ответственность и готовность выполнить взятые обязательства

1.3. Недостатки в составлении и оформлении кредитного договора, гарантии, договора страхования

2. Риск, связанный с предметом залога

2.1. Ликвидности

2.2. Конъюнктурный

2.3. Гибели

2.4. Юридический

2.1 Невозможность реализации предмета залога

2.2 Возможное обесценение предмета залога за время действия кредитного договора

2.3 Уничтожение предмета залога

2.4 Недостатки в составлении и оформлении договора залога

3. Системный риск

Изменения в экономической системе, которые могут повлиять на финансовое состояние заемщика (например, изменение налогового законодательства)

4. Форс-мажорный риск

Землетрясение, катастрофы, смерчи, забастовки, военные действия

Ребята, как вы понимаете, Предложенная классификация не является единственной и исчерпывающей, она лишь одна из возможных и носит вспомогательный характер. Однако классификация источников кредитного риска достаточно четко демонстрирует, что предоставление банками кредитов - это сложный финансовый механизм, который далеко выходит за рамки оценки только финансовых возможностей заемщика.

Слайд №6 -

Так как риск – это финансовая категория, то на степень и величину риска можно воздействовать через финансовый механизм. Такое воздействие сводится к своеобразному механизму управления риском, т.е. к риск - менеджменту.

Риск-менеджмент представляет собой часть финансового менеджмента, а также систему управления риском и финансовыми отношениями, возникающими в процессе этого управления.

Коммерческие банки, не имеющие полной информации о контрагентах, вынуждены принимать риск в повседневной деятельности. Соответственно они имеют возможность минимизировать значительную часть рисков появившихся вследствие возникновения ряда неблагоприятных факторов, однако не всегда делают это, поскольку риск прямо пропорционален доходу и вполне приемлем при наличии необходимых компенсаций.

Риск – менеджмент представляет собой совокупность операций внутри компании, нацеленных на ограничение степени принимаемых ею рисков в соответствии с заинтересованностью собственников компании. При этом управление рисками не сводится лишь к минимизации потерь от них, а представляет собой грамотное принятие рисков с целью увеличения прибыли. В широком смысле риск-менеджмент можно охарактеризовать как общую политику и набор операций, которые обеспечивают прогнозирование, оценку и контроль за рисками, а также позволяющих реализовать дальнейший контроль за рисковой позицией с целью оценки данного метода управления и перехода по мере необходимости к другому.

        Давайте запишем определение, что же такое Риск-менеджмент – см слайд №6

Задача риск-менеджмента – способствовать увеличению стоимости денежных средств банка и обеспечивать достижение целей многих заинтересованных сторон, к которым относятся: акционеры; сотрудники; клиенты; руководители; инвесторы и кредиторы.

Слайд №7 Основные элементы риск-менеджмента

Процессы, которые относятся к кредитному риску, рассматриваются в системе риск-менеджмента, что подразделяется на несколько элементов:

  1. Управление кредитным риском. Содержание управления состоит из анализа, планирования, регулирования и контроля. В процессе управления кредитным риском субъектом выступает коммерческое банковское учреждение, а объектом – кредитный портфель банка.
  2. Регулирование кредитного риска. В данном случае объектом регулирования уже выступает само банковское учреждение, субъектом же является контролирующий орган в лице Центрального Банка Российской Федерации.
  3. Финансирование кредитного риска. Иными словами, к данному элементу относятся действия, что направлены на списание или покрытие кредитного риска после его проявления. В данном случае кредитный риск выражается в конкретных цифрах, что отображают реальные банковские потери.

Слайд №8 – Давайте попробуем обобщить, что же понимают под управлением кредитным риском.

Ваши варианты ответов

Студенты высказываются.

Управление кредитным риском – это основной блок концепции риск-менеджмента. Управление риском определяется как направленная деятельность по преодолению противоречий в кредитной сделке, а также как деятельность, которая направлена на обеспечение полноценного функционирования кредита и реализацию его свойств. Управление кредитным риском – это деятельность по созданию системы, что обеспечит реализацию интересов заемщиков и кредиторов, а не борьба с убытками, возникающие в процессе кредитных операций.

Основное содержание работы банковского учреждения в процессе кредитования хозяйственных организаций – это регулирование риска. Данное регулирование осуществляется на всех этапах кредитования, начиная от первичного рассмотрения заявки и заканчивая полным погашением кредитной задолженности.

Слайд №9 - Основные методы управления кредитным риском

Основные методы управления кредитным риском это:

  • дифференциация заемщика;
  • диверсификация кредитных вложений;
  • лимитирование рисков;
  • хеджирование рисков;
  • деление рисков.

Давайте Рассмотрим и обсудим  каждый метод более подробно.

Дифференциация – это основной принцип кредитования, который вместе со срочностью возврата, платностью и обеспеченностью творит основу кредитной системы. Данное понятие означает, что банком удовлетворяются не все заявки, которые поступили от контрагентов. Банковское учреждение может иметь узкий круг проверенных и постоянных клиентов, с которыми он и работает. Или же банк может работать с определенными контрагентами, деятельность которых относится к той или иной отрасли. Наиболее верным способом управления будет анализ и оценка кредитоспособности заемщиков.

Метод диверсификации кредитных вложений применяется по отношению к кредитному портфелю в целом на основе тех данных, которые получены в завершении анализа каждой кредитной сделки. Данный метод позволяет сократить риски, которые связаны с неплатежеспособностью некоторых контрагентов в отдельности, определенными группами или же особым экономическим положением в определенных регионах страны. Кредитный риск в данном методе может быть снижен за счет компенсации одних рисков другими.

Возможности диверсификации зависят от размеров банковского учреждения. Крупный банк имеет множество клиентов и его портфель уже диверсифицирован, ему остается только грамотно распределить ресурсы, достигая при этом получения максимального дохода и минимальных потерь. Мелкие банковские учреждения ограничены в своих способностях и ресурсах. Такая ограниченность проявляется в кредитовании контрагента определенной отрасли или региона. Поэтому для мелких банковских учреждений метод диверсификации может не подойти, и проблемы кредитных рисков необходимо решать с применением других способов.

Метод лимитирования рисков применяется только в том случае, когда банк не может взять на себя те или иные риски.

Замечание 1

Основной показатель эффективности управления рисками – это отношение доходности к уровню риска, но при этом должен быть установлен максимальный уровень риска, выше которого работать опасно.

Банк в таком случае анализирует целесообразность каждой сделки и отказывается лишь от тех, в которых риск выше установленного лимита. Также в данном методе устанавливаются лимиты по размерам кредитования определенного контрагента, региона или отрасли. В отличие от диверсификации, в которой вложения распределяются между разными источниками, в данном случае речь идет об отказе кредитования.

В международной практике в последнее время используется новый метод управления рисками – хеджирование, который осуществляется путем осуществления забалансовых операций с применением финансовых инструментов (к примеру, кредитный своп).

Метод деления рисков подразумевает совместное участие нескольких кредитных учреждений в одном проекте. В таком случае речь идет только о крупных вложениях, поэтому один банк не в состоянии взять на себя все обязательства по сумме кредитного договора. Этот метод используется только в случае доверительных отношений между банковскими контрагентами. Договорные отношения, которые подразумевают участие трех и более контрагентов, несут в себе дополнительные кредитные риски. Поэтому метод деления рисков встречается довольно редко и то осуществляется только под государственные гарантии.

 Слайд №10– Кто же проводит управление кредитными рисками? Как вы думаете?

Управление кредитными рисками проводят:

  • регулирующие и законодательные органы, которые устанавливают нормативы ликвидности и так далее;
  • центральные банки (органы надзора), которые производят мониторинг выполнения нормативов и законодательства и оценивают управление рисками;
  • акционеры, которые назначают совет директоров, аудиторов, высший менеджмент организации;
  • совет директоров, несущий текущую ответственность за бизнес, выявляет кредитную политику, процедуры и меры по управлению рисками;
  • внешние и внутренние аудиторы, оценивающие выполнение свойств кредитной политики и дают заключения в отношении ее эффективности;
  • рейтинговые агентства, которые информируют общественность в отношении скрытых рисков.

Слайды №11-12 

Таким образом, Система управления банковскими рисками представляет собой совокупность приемов (способов и методов) работы персонала банка, которые позволяют обеспечить положительный финансовый результат при наличии неопределенности в условиях деятельности, прогнозировать наступление рискового события, а также принимать меры к снижению или исключению его отрицательных последствий.

Исходя из видов банковских рисков, в этой системе можно выделить блоки управления кредитным риском, риском несбалансированной ликвидности, процентным, операционным, потери доходности, а также комплексные блоки, связанные с рисками, возникающими в процессе отдельных направлений деятельности кредитной организации.

При другой системе классификации рисков в качестве самостоятельных блоков выделяются подсистемы управления индивидуальными (частными) рисками и блок управления совокупными рисками. К первому блоку относятся управление риском кредитной сделки и других видов операций банка, ко второму — управление рисками различных портфелей банка — кредитного, торгового, инвестиционного, привлеченных ресурсов и т. д.

Слайд №13 Содержание системы управления кредитным риском составляют входящие в нее элементы (объекты), а сама система должна быть хорошо структурирована, подчиняться определенным целям и функциям, стоящим перед кредитной организацией, а также удовлетворять таким требованиям как: целостность, устойчивость, целенаправленность, гибкость, экономичность, единообразие, оперативность, надежность, оптимальность

Слайд №14- Цели управления банковским кредитным риском. Давайте их запишем.

· снижение финансовых потерь по кредитам;

· повышение финансовой и организационно-структурной устойчивости кредитной организации и обеспечение ее развития;

· ограничение числа и масштабов необоснованно высокорискованных кредитных операций;

· оптимизация использования кредитных ресурсов банка;

· получение запланированного дохода от проведения кредитных операций;

· преодоление ситуаций риска и неопределенности в деятельности банка с наименьшими затратами.

Основная цель управления кредитным риском банка - обеспечение возврата размещенных ссуд и получение дохода от кредитных операций.

К функциям системы управления кредитным риском относят:

1. организацию кредитных отношений в соответствии с соблюдением принципов кредитования: возвратности, срочности, платности, обеспеченности, целевого использования кредитных средств;

2. организацию кредитных отношений в соответствии с требованиями, предъявляемыми надзорными органами.

Слайд №15 Контроль кредитного риска 

Контроль кредитного риска возможно производить: во-первых, на макроуровне (с позиции Банка России в целом по стране, как органа наблюдения за банковской деятельностью) и микроуровне, т.е. действия коммерческого банка в отношении контроля риска. Контроль на макроуровне риска кредитования заключается в установлении наибольших размеров риска соответственно с нормативными актами Банка России, образовании резервов на вероятные потери по ссудам и так далее. К способам контроля на микроуровне риска кредитования относят: привлечение достаточного обеспечения, страхование кредита; предварительный анализ клиента; разнообразие (диверсификацию) кредитного портфеля банка.

Слайд №16

Председатель комитета — это руководитель банка. Члены комитета — это руководители разных подразделений банка: научно-исследовательского, аналитического отдела, кредитного отдела и если необходимо руководители прочих отделов.

Функции комитета кредитного риска:

  • создание политики рейтинга кредитов;
  • мониторинг (оценка) и разработка рабочей кредитной политики банка;
  • установление ограничений на ссуды зависимо от типа и отрасли бизнеса; разработка критериев для того, чтобы выдать новые кредиты;
  • определение способов возвращения ненадежных ссуд;
  • регулярное оценивание риска кредитного портфеля;
  • создание стандартов кредитных залогов;
  • создание стандартов на кредитную документацию;
  • пересмотр политики для определения стоимости кредита (процента за кредит).

 Этот список функций комитета кредитного риска можно пересмотреть, дополнить. Каждый коммерческий банк, учитывая особенности собственной деятельности определяет некоторые функции комитета кредитного риска.

Слайд №17 – Давайте подытожим, что является Основными задачами управления кредитным риском:

  • * прогнозирование вероятности возникновения риска;
  • * оценка масштабов возможных убытков;
  • * определение способов снижения риска и источников возмещения потерь.

 Слайд №18 Итак, из каких же этапов состоит управление кредитными рисками:

Этапы управления кредитными рисками

На сегодняшний день существует несколько этапов управления кредитными рисками:

  1. Идентификация кредитного риска. Данный этап является основополагающей стадией анализа и управления рисками. Он заключается в выявлении перечня рисковых ситуаций, а также возможных причин их возникновения. Сюда также можно отнести определение классификации и критериев риска.
  2. Оценка кредитоспособности заемщиков (качественный анализ кредитного риска). На данном этапе можно выявить и идентифицировать возможные виды рисков, описать их причины и факторы, которые влияют на уровень данного риска.
  3. Определение вероятности дефолта (вероятностная оценка кредитного риска). Данный этап позволяет определить вероятность, с которой дебитор может оказаться неплатежеспособным.
  4. VaR-анализ кредитного портфеля или количественный анализ кредитного риска. Данный этап позволяет определить численное определение риска объекта. Он базируется на математической статистике, теории вероятностей, а также на теории исследования операций.
  5. Мониторинг рисков. Данный этап – это сложное функционирование независимой системы и контроля над кредитным риском. Данный этап осуществляется за счет ведения информационных отчетов должностных лиц и структурных подразделений, внешнему и внутреннему аудиту, а также за счет аналитического наблюдения отдельных банковских служб.

Слайд №19 Проводя анализ эффективности различных методов управления кредитным риском, необходимо отметить возможность их комплексного применения. Все вышеперечисленные методы могут привести к желаемому результату при соблюдении двух условий – высококвалифицированные специалисты и грамотная организация управленческого процесса.

Слайд №20

Заключение

Банковская деятельность всегда связана с рисками. Риски многообразны по составу, уровню влияния и причинам происхождения. Процесс управления рисками всегда начинается с построения многоуровневой классификации и выявления наиболее значимых рисков.

В процессе управления банковскими рисками сталкиваются интересы двух субъектов: центрального банка, задачей которого является стабильность банковской системы, и коммерческих банков, которые стремятся максимизировать получаемую ими прибыль. Центральный банк устанавливает определенные границы, в рамках которых коммерческие банки могут в полной мере проявлять свою экономическую самостоятельность.

В организационной структуре банка можно выделить элементы, которые непосредственно связаны с риск-менеджментом. Во-первых, это служба внутреннего контроля, задачей которой является контроль рисков на всех этапах осуществления банковских операций. Во-вторых, казначейство, в сферу внимания которого входят процентный риск и риск ликвидности. Также во всех банках существуют Комитет по управлению активами и пассивами и Кредитный комитет, которые собираются с определенной периодичностью и принимают решения, затрагивающие процентный и кредитный риски соответственно.

Правильно выстроенная система риск-менеджмента коммерческого банка означает, что каждый сотрудник кредитной организации понимает свой вклад в общую программу управления и совершенствования системы управления рисками организации, необходимость своевременного информирования руководства банка обо всех изменениях или отклонениях в принятой программе управления рисками.

Таким образом, управление риском – это сложный многоступенчатый процесс оценки, управления, мониторинга и контроля над рисками, охватывающий все этапы принятия решений и контроля над их исполнением.

Итог урока. Рефлексия.

Цель этапа: Организация самооценки обучающимися результатов своей учебной деятельности.

Деятельность учителя: Организует рефлексию и самооценку обучающимися собственной учебной деятельности на уроке.

Приемы:

«Свободный микрофон»

Таблица «+» «-» («За» или «Против»)

Вопросы по уроку:

- Какое у вас сложилось мнение по отношению к методам управления кредитного риска?

- нужно ли заниматься идентифицированием кредитного риска?

- какие виды кредитных рисков не связаны с Заемщиком, Кредитором, страхованием и обеспечением?

- какую позицию вы считаете более разумной для кредитных учреждений: выдавать  кредит или отказывать в кредитовании?

- является ли кредит средством удовлетворения потребностей?

 Домашнее задание

Сделайте презентацию об особенностях способов управления кредитным риском в практике Российских и зарубежных банков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по предмету " организация работы железнодорожной станции" урок 6

Технологическая карта урока по предмету " организация работы железнодорожной станции" урок 6...

Технологическая карта урока по предмету "организация работы железнодорожной станции" урок 1

Технологическая карта урока по предмету "организация работы железнодорожной станции" урок 1...

Технологическая карта урока по предмету "организация работы железнодорожной станции" урок 2

Технологическая карта урока по предмету "организация работы железнодорожной станции" урок 2...

Технологическая карта урока по предмету "организация работы железнодорожной станции" урок 3

Технологическая карта урока по предмету "организация работы железнодорожной станции" урок 3...

Технологическая карта урока английского языка (1 курс) для специальности 38.02.01 экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Тема урока "Путешествие  в Великобританию". Тип урока: Урок комплексного применения умений и знаний. Цели урока: Формирование лексики по теме «Географическое положение, ...

Технологическая карта урока по дисциплине "Основы экономики" с применением технологии - обучение в сотрудничестве. Тема "Конкуренция, ее виды, типы рыночных структур".

Технологическая карта урока по дисциплине "Основы экономики"  с применением технологии - обучение в сотрудничестве.  Тема "Конкуренция, ее виды, типы рыночных структ...

Технологическая карта урока по дисциплине "Основы экономики, менеджмента и маркетинга" с применением технологии обучение в сотрудничестве и кейс-технологии. Тема "Фирма в экономике".

Технологическая карта урока по дисциплине  "Основы экономики, менеджмента и маркетинга"  с применением технологии обучение в сотрудничестве и кейс-технологии....