Методическая разработка модельного занятия по теме «Рациональный потребитель. Построение семейного бюджета»
учебно-методический материал

Митракова Светлана Владимировна

Модельное занятие по теме «Рациональный потребитель.  Построение семейного бюджета»

Методическая разработка является итоговым проектом в рамках повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе «Формирование финансовой грамотности обучающихся с использованием интерактивных технологий и цифровых образовательных ресурсов (продвинутый уровень)» (на базе Курского регионального МЦ по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovyy_proekt_mitrakova_sazonova.docx70.24 КБ

Предварительный просмотр:

ОГБУ ДПО «Курский институт развития образования»

Курский региональный   методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования

Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации

«Формирование финансовой грамотности обучающихся с использованием интерактивных технологий и цифровых образовательных ресурсов (продвинутый уровень)»

НАЗВАНИЕ ПРОЕКТА

Модельное занятие по теме

«Рациональный потребитель.

Построение семейного бюджета»

Курск, 2022

Группа №

Состав проектной группы

Ф.И.О.

Митракова Светлана Владимировна, преподаватель общепрофессиональных дисциплин ОБПОУ «КТС»

Сазонова Наталья Алексеевна, преподаватель общепрофессиональных дисциплин ОБПОУ «КТС»


Технологическая карта занятия

1.

Место занятия в образовательной программе ОО

Урок по основам финансовой грамотности в рамках учебной дисциплины ОП.04 «Экономика организации»

2

Целевая аудитория

 Обучающиеся  2 курса  специальности 42.02.01 «Реклама»

3

ТЕМА занятия

 «Построение семейного бюджета»

4

ЦЕЛИ:

  •  деятельностная: формирование у студентов общих и профессиональных компетенций, способностей к рефлексии полученных знаний и умений по методике построения семейного бюджета;
  • содержательная: систематизация, закрепление и коррекция знаний, умений и навыков построения семейного бюджета;
  • воспитательная: воспитание потребности в постоянном совершенствовании своих знаний и умений в экономической области с целью применения их в жизненных ситуациях и будущей трудовой деятельности;
  • методическая: использование активных методов обучения с целью активизации мыслительной и практической деятельности студентов в процессе систематизации, закрепления и обобщения ими знаний, умений и приобретения практических навыков по теме урока.

Планируемые результаты

Сформированность понятий:

  • в области рационального поведения потребителя и планирования семейного бюджета;
  • основных видов потребительских расходов и доходов;
  • основных этапов рационального поведения потребителя;
  • основ экономического поведения потребителя;
  • потребительских законов Энгеля и Т.Веблена;
  • методик построения семейного бюджета и определения дефицита (профицита) бюджета

  Сформированность предметных умений:

  • рассчитывать статьи доходов и расходов семейного бюджета;
  • определять дефицит (профицит) семейного бюджета;
  • подсчитывать остаток на конец отчётного периода семейного бюджета.

Сформированность установок:

в финансовой сфере и личностных социально-педагогических характеристик, сформированность которых определяет способность и готовность человека продуктивно вести расчет семейного бюджета

 

Понимание / освоение / овладение компетенцией:

ОК .02

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

ОК. 03

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;

ОК. 04

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

ОК. 05

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;

ОК. 06

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;

ОК. 07

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий

6

Интерактивная (ые) технология(и)

  •  игровые технологии – технология имитационно-игрового моделирования (деловая игра);
  • технология группового и коллективного взаимодействия (технология интерактивного обучения);
  • работа в малых группах;
  • информационно-коммуникационные технологии

  7

Средства обучения

А) Технические:

- 1 ПК, оснащённый MSExcel, MSPowerPoint и др. программами;

- интерактивная доска (с видеопроектором);

- калькулятор – 12 шт.;

- оценочная доска (с фиксацией баллов и итоговой отметки каждого студента группы);

Б) Дидактический материал:

- раздаточный материал для практического задания «Построение семейного бюджета»;

- раздаточный материал «Оценочные листы» и «Домашнее задание»

8

Этапы занятия

  Название/пед. задачи

Этап 1.

Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

(2 мин.)

Формирование положительного микроклимата на уроке, настрой на мотивацию. Развитие познавательной и коммуникативной деятельности студентов.

Этап 2. Этап актуализации опорных знаний. Целеполагание.

  1. мин.)
  • Развитие речи, продуктивного мышления студентов, умений анализировать и систематизировать информацию;
  • развитие познавательной и коммуникативной  деятельности студентов; формирование экономической  компетенции студентов.
  • актуализация прежних знаний, умений и навыков, непосредственно связанных с темой урока; подготовка студентов непосредственно к работе на уроке;
  • развитие памяти, продуктивного мышления студентов, умений анализировать и систематизировать полученные знания;
  • развитие познавательной и коммуникативной  деятельности студентов.

Этап 3. Обобщение и систематизация знаний и умений.

Воспроизведение знаний и умений на новом уровне. Теоретическое задание

(мини – викторина и блиц - опрос) – этап проверки овладения теоретическими знаниями

  1. мин.)
  • Развитие речи, памяти, продуктивного мышления студентов, умений анализировать и систематизировать полученные знания;
  • развитие познавательной и коммуникативной деятельности студентов;
  • развитие умений и навыков работы в коллективе.

Этап 4.

Применение знаний и умений в новой (производственной) ситуации.

Практическое задание

(коллективная практическая работа по построению семейного бюджета).

  1. мин.)
  • Закрепление и обобщение системы знаний в области рационального поведения потребителя;
  • формирование практических умений и приобретение навыков по построению семейного бюджета;
  • развитие умений и навыков работы в коллективе

Этап 5. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

  1. мин.)
  • Формирование практических умений и приобретение навыков по построению семейного бюджета

Этап 6. Рефлексия. Подведение итогов учебного занятия

  1. мин.)
  • Формирование экономической компетенции студентов;
  • развитие речи, памяти, продуктивного мышления студентов, умений анализировать и систематизировать полученные знания

Этап 7.

Инструктирование о выполнении домашнего задания

  1. мин.)
  • Закрепление и обобщение системы знаний в области рационального поведения потребителя;
  • формирование практических умений и приобретение навыков по построению семейного бюджета

Итого: 45 минут

ВАРИАНТЫ ВНЕДРЕНИЯ УРОКА/ЗАНЯТИЯ

№ п/п

Названия вариантов внедрения

Организационно-методические,  информационно-технические условия

Риски и ограничения

1.

Имитационная игра: «Построение семейного бюджета»

Интерактивное обучение, образовательные ресурсы, учебное пособие, технологическая карта

По итогам выполнения практического задания возможны варианты: профицит, дефицит, баланс семейного бюджета.

Ограничения - по времени выполнения задания


ПРИЛОЖЕНИЕ

№ п/п

Дополнительные образовательные ресурсы

Прямая ссылка на ресурс

1.

Сайт ФМЦ по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования.  

https://fmc.hse.ru/.

2.

Электронная библиотека экономической и деловой литературы.

http://www.aup.ru/library

3.

Информационно-просветительский ресурс, созданный Банком России

https://fincult.info/

4.

Электронные учебно-методические комплекты по финансовой
грамотности, разработанные в рамках проекта Минфина России.

https://vashifinancy.ru/books/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка учебного занятия Тема: Анализ результатов лабораторных занятий. Прогнозирование затруднений учащихся-подростков в школьной жизни, путей их преодоления.

Пояснительная  записка Учебная дисциплина «Психолого-педагогический практикум»  предполагает  минимум  теоретических   занятий, а  основное  количество...

Методические рекомендации по проведению открытого классного часа по теме: "Семейный бюджет"

Методические рекомендации содержат материал о необходимости планировать бюджет семьи, правилах и методах планирования....

Методическая разработка практического занятия по дисциплине «Маркетинговые исследования» на тему «Разработка анкеты для проведения маркетингового исследования при решении конкретной проблемы»

Методическая разработка практического занятия по дисциплине «Маркетинговые исследования»на тему «Разработка анкеты для проведения маркетингового исследования при решении конкретной п...

Методическая разработка учебного занятия на тему "Разработка технического задания. Оформление документации по ТЗ"

Методическая разработка учебного занятия на тему "Разработка технического задания. Оформление документации по ТЗ"...

Методическая разработка практического занятия для преподавателя по дисциплине: «Гигиена и экология человека» Тема занятия:«Определение и оценка физических параметров воздушной среды в помещении»

Физические параметры воздушной среды (температура воздуха, влажность воздуха, скорость движения воздуха) в помещении, а также естественная освещенность оказывают влияние на состояние здоровья населени...

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя по дисциплине: «Генетика человека с основами медицинской генетики» Тема занятия: «Наследственное предрасположение к болезням»

Болезни с наследственной предрасположенностью обусловлены как наследственными факторами, так и факторами внешней среды. В настоящее время эта группа болезней составляет 92% от общего числа наследствен...