Рабочая программа учебной дисциплины «Основы бухгалтерского учета»
рабочая программа
- Область применения программы:
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы бухгалтерского учета» является частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).
1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена: относится к общепрофессиональному циклу.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- Правила оформления документов и построения устных сообщений.
- Сущность плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций.
- Теоретические вопросы разработки и применения плана счетов бухгалтерского учета в финансово-хозяйственной деятельности организации.
- Инструкцию по применению плана счетов бухгалтерского учета.
- Классификацию счетов бухгалтерского учета по экономическому содержанию, назначению и структуре.
- Законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете, налогах и сборах, архивном деле, социальном и медицинском страховании, пенсионном обеспечении, хранении и изъятии регистров бухгалтерского учета, гражданское, трудовое, таможенное законодательство Российской Федерации.
- Практика применения законодательства Российской Федерации по бухгалтерскому учету.
- Внутренние организационно-распорядительные документы экономического субъекта, регламентирующие особенности группировки информации, содержащейся в первичных учетных документах, хранения документов и защиты информации в экономическом субъекте.
- Порядок составления сводных учетных документов в целях осуществления контроля и упорядочения обработки данных о фактах хозяйственной жизни.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 42.52 КБ |
Предварительный просмотр:
ФИЛИАЛ БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«ЛАНГЕПАССКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
В ГОРОДЕ ПОКАЧИ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.02 ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
основной профессиональной образовательной программы
подготовки специалистов среднего звена
для специальности
38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ПО ОТРАСЛЯМ)
базовой подготовки
г. Покачи
2025 г.
СОГЛАСОВАНО ОДОБРЕНО
ПЦК преподавателей Педагогическим советом
общепрофессионального Протокол №22 от 05.05.2025 г.
и профессионального циклов
Протокол № 6 от 22.04.2025 г.
Председатель___________Ахметгареева А.Р.
Организация-разработчик:
Филиал БУ «Лангепасский политехнический колледж» в г.Покачи
Разработчик:
Гасанова Г.А., преподаватель высшей квалификационной категории
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы бухгалтерского учета» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (Приказ Минпросвещения России от 24.06.2024 № 437 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
.
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 5 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 10 |
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 11 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.02 Основы бухгалтерского учета
- Область применения программы:
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы бухгалтерского учета» является частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).
1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена: относится к общепрофессиональному циклу.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- Правила оформления документов и построения устных сообщений.
- Сущность плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций.
- Теоретические вопросы разработки и применения плана счетов бухгалтерского учета в финансово-хозяйственной деятельности организации.
- Инструкцию по применению плана счетов бухгалтерского учета.
- Классификацию счетов бухгалтерского учета по экономическому содержанию, назначению и структуре.
- Законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете, налогах и сборах, архивном деле, социальном и медицинском страховании, пенсионном обеспечении, хранении и изъятии регистров бухгалтерского учета, гражданское, трудовое, таможенное законодательство Российской Федерации.
- Практика применения законодательства Российской Федерации по бухгалтерскому учету.
- Внутренние организационно-распорядительные документы экономического субъекта, регламентирующие особенности группировки информации, содержащейся в первичных учетных документах, хранения документов и защиты информации в экономическом субъекте.
- Порядок составления сводных учетных документов в целях осуществления контроля и упорядочения обработки данных о фактах хозяйственной жизни.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- Грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке, проявлять толерантность в рабочем коллективе.
- Обосновывать необходимость разработки рабочего плана счетов на основе типового плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности.
- Применять рабочий план счетов бухгалтерского учета организации.
- Вести регистрацию и накопление данных посредством двойной записи, по простой системе.
- Составлять бухгалтерские записи в соответствии с рабочим планом счетов экономического субъекта.
- Сопоставлять данные аналитического учета с оборотами и остатками по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца.
- Готовить справки, ответы на запросы, содержащие информацию, формируемую в системе бухгалтерского учета.
- Обеспечивать сохранность регистров бухгалтерского учета до передачи их в архив.
- Исправлять ошибки, допущенные при ведении бухгалтерского учета, в соответствии с установленными правилами.
Результатом освоения дисциплины является овладение обучающимися общими (ОК) и профессиональными (ПК) компетенциями:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста.
ПК 1.4. Применять рабочий план счетов бухгалтерского учета организации.
ПК 1.5. Осуществлять текущую группировку и итоговое обобщение фактов хозяйственной жизни.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы бухгалтерского учета
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Объем образовательной нагрузки | 64 |
Всего учебных занятий | 62 |
в том числе: | |
практические занятия | 24 |
контрольные работы | 2 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 2 |
Консультации | 2 |
Промежуточная аттестация в форме экзамена | 6 |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы бухгалтерского учета»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем в часах | Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы | ||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
Введение в дисциплину | Содержание учебного материала | ОК 01, ОК02, ОК 05, ПК 1.4, ПК 1.5. | |||
Предмет и задачи учебной дисциплины «Основы бухгалтерского учета». | 1 | ||||
История развития Бухгалтерского учёта. | 1 | ||||
Тема 1. Сущность и содержание бухгалтерского учета. | Содержание учебного материала | ОК 01, ОК02, ОК 05, ПК 1.4, ПК 1.5. | |||
Сущность и функции бухгалтерского учета | 1 | ||||
Законодательное и нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ. | 1 | ||||
Пользователи учетной информации в рыночной экономике, их интересы и потребности. | 1 | ||||
Принципы (требования и допущения) бухгалтерского учета. | 1 | ||||
Учетная политика организации. | 1 | ||||
Тема 2. Предмет и объекты бухгалтерского учета | Содержание учебного материала | ОК 01, ОК02, ОК 05, ПК 1.4, ПК 1.5. | |||
Объекты бухгалтерского учета экономического субъекта | 1 | ||||
Характеристика активов по составу и размещению и источникам их образования | 1 | ||||
Характеристика хозяйственных процессов и фактов хозяйственной жизни | 1 | ||||
Практические занятия | 2 | ||||
Группировка активов и источников их формирования. | 1 | ||||
Группировка активов и источников их формирования. | 1 | ||||
Тема 3. Бухгалтерский баланс | Содержание учебного материала | ||||
Бухгалтерский баланс и его назначение. Виды бухгалтерских балансов. | 1 | ||||
Балансовый метод отражения информации, строение и структура бухгалтерского баланса | 1 | ||||
Типовые изменения в бухгалтерском балансе под влиянием фактов хозяйственной жизни. | 1 | ||||
Практические занятия | 2 | ||||
Составление бухгалтерского баланса. | 1 | ||||
Составление бухгалтерского баланса. | 1 | ||||
Тема 4. Методологические основы бухгалтерского учета. | Содержание учебного материала | ОК 01, ОК02, ОК 05, ПК 1.4, ПК 1.5. | |||
Документирование. | 1 | ||||
Инвентаризация. | 1 | ||||
Оценка активов и обязательств. | 1 | ||||
Калькуляция. Счета бухгалтерского учета. | 1 | ||||
План счетов бухгалтерского учета. | 1 | ||||
Рабочий план счетов. | 1 | ||||
Сущность двойной записи на бухгалтерских счетах. | 1 | ||||
Счета синтетического и аналитического учета. | 1 | ||||
Практические занятия | 7 | ||||
Открытие счетов синтетического и аналитического учета. | 1 | ||||
Открытие счетов синтетического и аналитического учета. | 1 | ||||
Составление бухгалтерских записей (корреспонденции счетов). | 1 | ||||
Составление бухгалтерских записей (корреспонденции счетов). | 1 | ||||
Отражение фактов хозяйственной жизни на счетах бухгалтерского учета с помощью двойной записи. | 1 | ||||
Подсчет оборотов и остатков на счетах синтетического и аналитического учета. | 1 | ||||
Контрольная работа по теме «методы бухгалтерского учета» | 1 | ||||
Тема 5. Формы бухгалтерского учета. | Содержание учебного материала | ОК 01, ОК02, ОК 05, ПК 1.4, ПК 1.5. | |||
Регистры бухгалтерского учета, требования к их заполнению. | 1 | ||||
Оборотные ведомости по синтетическим и аналитическим счетам, их назначение и порядок составления. | 1 | ||||
Способы исправления ошибок в бухгалтерских документах | 1 | ||||
Характеристика форм бухгалтерского учета. | 1 | ||||
Практические занятия | 8 | ||||
Составление оборотно-сальдовой ведомости | 1 | ||||
Составление оборотно-сальдовой ведомости в программе 1С:Бухгалтерия | 1 | ||||
Составление шахматной оборотно-сальдовой ведомости | 1 | ||||
Составление шахматной оборотно-сальдовой ведомости в программе 1С:Бухгалтерия | 1 | ||||
Составление регистров бухгалтерского учета, журналов ордеров . | 1 | ||||
Составление регистров бухгалтерского учета журналов ордеров. | 1 | ||||
Исправления ошибок в бухгалтерских документах | 1 | ||||
Контрольная работа по теме «Формы бухгалтерского учета» | 1 | ||||
Тема 6. Бухгалтерская (финансовая) отчетность | Содержание учебного материала | ОК 01, ОК02, ОК 05, ПК 1.4, ПК 1.5. | |||
Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности. | 1 | ||||
Основные требования, предъявляемые к бухгалтерской (финансовой отчетности). | 1 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся | |||||
Виды годовой бухгалтерской отчетности. | 1 | ||||
Виды годовой бухгалтерской отчетности. | 1 | ||||
Практические занятия | 8 | ||||
Определение финансового результата деятельности организации за отчетный период. | 1 | ||||
Перенесение учетной информации из оборотно-сальдовой ведомости в формы бухгалтерской отчетности | 1 | ||||
Составление отчета о финансовом результате(Форма №2) | 1 | ||||
Составление отчета о изменении капитала, понятие и виды | 1 | ||||
Составление отчета о движении денежных средств | 1 | ||||
Составление бухгалтерского баланса | 1 | ||||
Составление бухгалтерского баланса | 1 | ||||
Составление пояснительных записок к бухгалтерскому балансу | 1 | ||||
Консультация | 2 | ||||
Экзамен | 6 | ||||
Всего: | 64 | ||||
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины осуществляется в лаборатории "Цифровых технологий в бухгалтерском учете".
Оборудование кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся (столы, стулья)
- рабочее место преподавателя
- шкаф для хранения учебных пособий
- компьютер с программным обеспечением для преподавателя (системный блок, монитор, клавиатура, мышь)
- экран (доска)
- мультимедиапроектор
- комплект учебно-методических материалов
- наглядные пособия
- комплект бланков унифицированных первичных документов
- комплект форм учетных регистров
- комплект плана счетов бухгалтерского учета
- комплект форм бухгалтерской (финансовой) отчетности
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Для обучающихся
1. Воронченко, Т. В. Основы бухгалтерского учета : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Т. В. Воронченко. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 283 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-13858-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/489909 (дата обращения: 04.07.2022).
2. Богаченко, В. М. Основы бухгалтерского учета : учебник / В. М. Богаченко. - Ростов н/Д: Феникс, 2022. - 335 с. - (Среднее профессиональное образование). - ISBN 978-5-222-38512-8.
3.3. Используемые образовательные технологии
С целью достижения запланированных результатов обучения и формирования соответствующих общих и профессиональных компетенций, обеспечивающих реализацию требований ФГОС СПО и работодателей, реализации модульно-компетентностного, системно-деятельностного подхода в учебном процессе по данной дисциплине используются активные методы обучения в сочетании с традиционными видами учебной работы (беседа, лекция, семинар, практическая работа, просмотр видеофильмов, разбор конкретных ситуаций, групповые дискуссии. Обучение строится с применением традиционных здоровье сберегающих технологии, ИКТ, кейс-технологий, проведение занятий с применением деловых и ролевых игр, защиты индивидуальных и групповых проектов.
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения | Критерии оценки | Формы и методы оценки |
Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины:
| «Отлично» - теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, умения сформированы, все предусмотренные программой учебные задания выполнены, качество их выполнения оценено высоко. «Хорошо» - теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые умения сформированы недостаточно, все предусмотренные программой учебные задания выполнены, некоторые виды заданий выполнены с ошибками. «Удовлетворительно» - теоретическое содержание курса освоено частично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые умения работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые из выполненных заданий содержат ошибки. «Неудовлетворительно» - теоретическое содержание курса не освоено, необходимые умения не сформированы, выполненные учебные задания содержат грубые ошибки. | • Компьютерное тестирование на знание терминологии по теме; • Тестирование. • Контрольная работа . • Самостоятельная работа. • Защита реферата. • Наблюдение за выполнением практического задания (деятельностью студента) • Оценка выполнения практического задания (работы) • Подготовка и выступление с докладом, сообщением, презентацией • Решение ситуационной задачи. |
Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины:
и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке, проявлять толерантность в рабочем коллективе
|
ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЁННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Дополнения и изменения в рабочую программу учебной дисциплины (модуля)
____________________________________________________________________________________
(наименование рабочей программы учебной дисциплины или модуля)
по специальности (профессии)_______________________________________________________
(наименование специальности (профессии)
на _______________учебный год
В рабочую программу учебной дисциплины (модуля) внесены следующие изменения:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дополнения и изменения рассмотрения на заседании ПЦК
______________________________________________________________________________
(наименование ПЦК)
Протокол № ________от «________»_________________20____г.
Председатель ПЦК __________/_________________________/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "Основы бухгалтерского учета"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ...

Рабочая программа учебной дисциплины Основы бухгалтерского учета
Данная работа предназначена для преподавателя спецдисциплин экономического цикла...

Рабочая программа учебной дисциплины Основы бухгалтерского учета по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Рабочая программа учебной дисциплины Основы бухгалтерского учета по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)...

Рабочая программа учебной дисциплины "Основы бухгалтерского учета и калькуляции" 43.02.15
Рабочая программа учебной дисциплины "Основы бухгалтерского учета и калькуляции" для студентов, обучающихся по специальности 43.02.15 "Поварское и кондитерское дело"...
Рабочая программа по дисциплине Основы бухгалтерского учета
Основы бухгалтерского учета...

Рабочая программа учебной дисциплины "Основы бухгалтерского учета"
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта по специальности 38.02.01 "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)"...
Рабочая программа по дисциплине "Основы бухгалтерского учета"
Рабочая программа по дисциплине "Основы бухгалтерского учета"...
