РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.15. ПРАВИЛА УСТРОЙСТВА ЭЛЕКТРОУСТАНОВОК
рабочая программа на тему

Олейник Андрей Андреевич

Составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (далее ФГОС) базовой подготовки, утвержденным Министерством образования и науки РФ приказом от 28 июля 2014 г. № 831 и зарегистрированным в Минюсте России 19 августа 2014 г. № 33635 по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) и на основе примерной программы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл op.v._15_pp_pue_13.02.11_verno.docx75.88 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ГБПОУ «САХАЛИНСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.15. ПРАВИЛА УСТРОЙСТВА ЭЛЕКТРОУСТАНОВОК

специальность 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)»

2016 г.

Составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (далее ФГОС) базовой подготовки, утвержденным Министерством образования и науки РФ приказом от 28 июля 2014 г. № 831 и зарегистрированным в Минюсте России 19 августа 2014 г. № 33635 по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) и на основе примерной программы.

Рассмотрено на заседании

Методического совета ГБПОУ «СПЭТ»

Протокол № 5 от «14» июня 2016 г.

Председатель МС ________ С.А. Блохина

Составитель: Олейник А.А.., преподаватель ГБПОУ «СПЭТ»


СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ        4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ        7

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ        13

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ        14


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы (программы подготовки специалистов среднего звена) в соответствии с ФГОС по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) базовой подготовки.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:

Дисциплина «Правила устройства электроустановок» является дисциплиной вариативной части и относится к профессиональному учебному циклу.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен

уметь:

- подбирать устройства электронной техники, электрические приборы и оборудование с определенными параметрами и характеристиками;

- правильно эксплуатировать электрооборудование и механизмы передачи движения технологических машин и аппаратов;

- выбирать проводники по нагреву , экономической плотности тока и условиям короны;

-выбирать электрические аппараты  и проводники по условиям короткого замыкания;

- выполнять изоляцию электроустановок ;

- снимать показания электроизмерительных приборов и приспособлений и пользоваться ими;

- правильно применять на практике организационные и технические мероприятия настоящих правил;

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен

знать:

- категории электроприемников и обеспечение надежности электроснабжения;

- уровни и регулирование напряжения, компенсации реактивной мощности ;

- правила установки заземления;

- нормы приемо-сдаточных испытаний;

- правила изоляции электроустановок;

- правила передачи электроэнергии различными токопроводами ;

- правила установки аппаратов защиты и автоматики;

- правила обслуживания электросиловых установок;

- правила обслуживания осветительных установок;

- правила обслуживания электрооборудования специальных установок.

Процесс изучения учебной дисциплины направлен на формирование элементов следующих общих и профессиональных компетенций в соответствии с ФГОС СПО:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ПК 1.1. Выполнять наладку, регулировку и проверку электрического и электромеханического оборудования.

ПК 1.2. Организовывать и выполнять техническое обслуживание и ремонт электрического и электромеханического оборудования.

ПК 1.3. Осуществлять диагностику и технический контроль при эксплуатации электрического и электромеханического оборудования.

ПК 1.4. Составлять отчетную документацию по техническому обслуживанию и ремонту электрического и электромеханического оборудования.

ПК 2.1. Организовывать и выполнять работы по эксплуатации, обслуживанию и ремонту бытовой техники.

ПК 2.2. Осуществлять диагностику и контроль технического состояния бытовой техники.

ПК 2.3. Прогнозировать отказы, определять ресурсы, обнаруживать дефекты электробытовой техники.

1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 210 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 120 часов;

                в том числе практические и лабораторные работы – 20 часа

самостоятельной работы обучающегося 70 часа.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

210

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

120

в том числе:

лабораторные занятия

6

практические занятия

14

контрольные работы

2

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

70

в том числе:

расчетные работы

рефераты, доклады        

самостоятельная работа с литературой

Итоговая аттестация: дифференцированный зачет


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование

разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,

самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Общие правила устройства электроустановок

12

Тема 1.1.

Общие указания по устройству электроустановок

Содержание учебного материала

2

6

1.

Область применения .определения

2

2.

Электроснабжение и электрические сети

Выбор проводников по нагреву и экономической плотности тока

Выбор электрических аппаратов и проводников по условиям короткого замыкания

Учет электроэнергии

Правила измерения электрических величин

Правила установки заземления и защитных мер электробезопасности

Нормы приемо-сдаточных испытаний

Правила изоляции электроустановок

Самостоятельная работа обучающихся

1.Подготовка сообщений на тему :

-Пункты установки средств учета ЭЭ

-заземляющие устройства в электроустановках напряжением выше 1кВ в сетях с изолированной нейтралью

-комплектные распределительные устройства внутренней и наружной установки

4

Раздел 2.

Передача электроэнергии

28

Тема 2.1.

Кабельные линии и электропроводки

Содержание учебного материала

2

6

1.

Электропроводки – область определения и применение .Выбор  вида электропроводки ,выбор проводов и кабелей и способы их прокладки .Открытые электропроводки  внутри помещений .Скрытые электропроводки  внутри помещений. Электропроводки в чердачных помещениях.

Наружные электропроводки.

2

2.

3.

Правила установки токопроводов напряжением до 35кВ. Токопроводы напряжением до 1кВ. токопроводы напряжением выше 1кВ.

Кабельные линии напряжением до 220кв. Область применения ,определения . Выбор способов прокладки. Подпитывающие устройства и сигнализация давления масла  маслонаполненных линий .

Заземление кабельных линий. Виды и способы прокладки кабельных линий.

Самостоятельная работа : подготовка сообщений на тему :

- прокладка кабельных линий в различных цехах производственных помещений

- прокладка кабельных линий в чердачных помещениях

6

Тема 2.2.

Воздушные линии электропередач

Содержание учебного материала

4

6

1.

Воздушные ЛЭП напряжением до 1кВ. Область применения ,определения . Общие требования . Провода .линейная арматура . Правила расположения проводов на опорах.  Изоляция ЛЭП. Заземление и защита от перенапряжений. Опоры, габариты сближения и пересечения .

2

2.

Воздушные ЛЭП напряжением выше 1кВ. Требования к проектированию ВЛЭП. Изоляторы и арматура. Защита от перенапряжений. Климатические условия и нагрузки.

Переход , расположение и пересечение.

2

Самостоятельная работа : подготовка сообщений на тему :

-подвеска волоконно-оптической линии связи на ВЛ

-пересечение и сближение ВЛ с сооружениями связи

4

Раздел 3.

Правила установки средств защиты и автоматики

42

Тема 3.1.

Защита электрических сетей напряжением до 1кВ

Содержание учебного материала

6

1.

Область применения .определения. Требования к аппаратам защиты . Выбор защиты . Места установки аппаратов защиты.

2

Практическое занятие 1. Выбор электрических аппаратов по заданным техническим условиям

Практическое занятие 2. Выбор электрических аппаратов по заданным техническим условиям

4

Самостоятельная работа .  Решение ИДЗ. Расчет и выбор ПРА для различных условий производства.

2

Тема 3.2.

Релейная защита

Содержание учебного материала

8

1.

Область применения . Общие требования .

2

2.

Защита турбогенераторов ,работающих на сборные шины генераторного напряжения . Защита трансформаторов. Защита блоков генератор – трансформатор.

3.

Защита воздушных и кабельных линий  в сетях напряжением 6 3-10кв с изолированной нейтралью.; в сетях 20 и 35кв с изолированной нейтралью ; 110-500кВ с эффективно –заземленной нейтралью  

Лабораторная работа 1. Исследование режимов работы релейной защиты ЭО

Лабораторная работа 2. Исследование режимов работы релейной защиты ЭО

4

Практическое занятие 3. Расчет параметров релейной защиты

2

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка рефератов на тему:

- защита синхронных компенсаторов

- защита шин на обходном .шиносоединительном и секционном выключателе

2

Тема 3.3.

Правила установки оборудования автоматики и телемеханики

Содержание учебного материала

8

1.

Область применения, общие требования .

2

2.

Автоматическое повторное включение . автоматическое включение резервного питания .Включение генераторов.

3.

Автоматическое предотвращение нарушений устойчивости. Автоматическое прекращение асинхронного режима

4.

Автоматическое ограничение снижения параметров качества ЭЭ : частота ,напряжение .перегрузка ЭО

Практическое занятие 4. Исследование работы автоматического включения резерва

Практическое занятие 5. Исследование работы автоматического включения резерва

4

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка рефератов на тему:

- практическое применение автоматического повторного включения

-автоматическое прекращение асинхронного режима

- автоматическое предотвращение нарушений устойчивости

2

Раздел 4.

Распределительные устройства и подстанции

28

Тема 4.1

Распределительные устройства напряжением до 1кв переменного тока и до 1.5кв постоянного тока

Содержание учебного материала

4

1.

Область применения .Общие сведения. Установка приборов и аппаратов. Шины, провода, кабели

1

2.

Конструкции распределительных устройств. Установка РУ в помещениях. Установка РУ в производственных помещениях. Установка РУ на открытом воздухе.

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка сообщений по теме:

- компоновка ЭО распределительного устройства (по индивидуальному варианту )

2

Тема 4.2.

Распределительные устройства и подстанции напряжением выше 1кВ

Содержание учебного материала

6

1.

Область применения , определения. Общие требования. Открытые РУ. Биологическая защита от воздействия электрических и магнитных полей.

2

2.

Закрытые РУ и подстанции. Внутрицеховые РУ и трансформаторные  подстанции.Все виды защит. Масляное хозяйство. Установка силовых трансформаторов и реакторов.

Практическое занятие 6. .Изучение оборудования РУ

Практическое занятие 7. .Изучение оборудования РУ

4

Самостоятельная работа обучающихся      

Подготовка сообщений на тему «Защита от грозовых перенапряжений»

2

Тема 4.3

Преобразовательные подстанции и аккумуляторные установки

Содержание учебного материала

8

1.

Защита преобразовательных агрегатов. Размещение оборудования ,защитные мероприятия

2

2.

Охлаждение преобразователей. Отопление, вентиляция  и водоснабжение. Строительная часть.

3.

Аккумуляторные установки. Строительная часть. Санитарно- техническая часть.

Самостоятельная работа обучающихся: проработка специальной литературы по теме:

Обслуживание аккумуляторных установок

2

Раздел 5.

Электросиловые установки

38

Тема 5.1.

Электромашинные помещения

Содержание учебного материала

4

1.

Общие требования.  Размещения и установка электрооборудования.

2

2.

Вентиляция .Отопление .Строительная часть.

Самостоятельная работа обучающихся: подготовка сообщений по теме : резервное электропитание электропомещений

6

Тема 5.2.

Электрические машины и их коммутационные аппараты

Содержание учебного материала

8

1.

Генераторы и синхронные компенсаторы. Область применения ,охлаждение, смазка .Системы возбуждения .

2

2.

Область применения .выбор и установка электродвигателей.

3.

Коммутационные аппараты. Установка. Условия выбора.

4.

Защита асинхронных и синхронных электродвигателей напряжением выше 1кВ. защита электродвигателей напряжением до 1кв.

Лабораторная работа 3. Выбор коммутационных аппаратов в силовой цепи асинхронного электродвигателя.

2

Самостоятельная работа обучающихся: самостоятельное изучение материала по защите электродвигателей специального применения.

2

Тема 5.3.

Электрооборудование грузоподъемных установок

Содержание учебного материала

6

1.

Электрооборудование кранов. Общие требования

2

2.

Троллеи напряжением до 1кв. Выбор проводов и кабелей. Управление ,защита и сигнализация . Освещение. Заземление, зануление.

3.

Электрооборудование лифтов. Токопровод. ЭО машинного отделения. Защита. Освещение. Заземление.  

Самостоятельная работа обучающихся: Самостоятельная проработка теоретического материала по теме : защитное исполнение электрооборудования грузоподъемных установок. Особенности обслуживания..

4

Тема 5.4.

Правила установки конденсаторных установок

Содержание учебного материала

4

1.

Установка конденсаторов. Схема электрических соединений.

2

2.

Электрические измерения. Защита.

Самостоятельная работа обучающихся: сообщение по теме:

20. Короткое замыкание в цепи переменного тока.

2

Раздел 6.

Электрическое освещение

34

Тема 6.1.

Внутренние осветительные установки

Содержание учебного материала

6

1.

Выполнение и защита осветительных сетей. Защитные меры безопасности

2

2.

Питающая осветительная сеть.

3.

Групповая осветительная сеть.

Самостоятельная работа обучающихся: решение задач по теме:

Расчет и выбор аппаратов защиты осветительной установки (ИДЗ)

6

Тема 6.2.

Наружное освещение

Содержание учебного материала

6

1.

Источники света . Установка осветительных приборов и опор.

2

2.

Питание установок защитного освещения .

3.

Световая реклама ,знаки и иллюминация.

Самостоятельная работа обучающихся: решение задач по теме:

Расчет и выбор предохранителей   наружного освещения.

6

Тема 6.3.

Управление освещением

Содержание учебного материала

6

1.

Общие требования . Управление внутренним освещением. Управление наружным освещением.

2

Самостоятельная работа обучающихся: составить конспект по теме:

Организационные и технические мероприятия, обеспечивающие безопасность работ в действующих электроустановках напряжением до 1000 В.

4

Раздел 7.

Электрооборудование специальных установок

28

Тема 7.1.

Правила установки и эксплуатации электротермических установок

 

Содержание учебного материала

8

1.

Электроустановки во взрывоопасных зонах

2

2.

Электроустановки в пожароопасных зонах

3.

Установки дуговых печей .,индукционных .прямого и косвенного нагрева.

4.

Электросварочные установки.

Самостоятельная работа обучающихся: подготовить сообщение по теме:

Правила технической эксплуатации электротермических установок

14

Тема 7.2

Правила установки и эксплуатации электрохимических установок

Содержание учебного материала :

Электролизные установки и установки гальванических покрытий. Область применения ,определения . Состав установок.

6

Всего:

210

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация рабочей программы учебной дисциплины требует наличия кабинета теоретического и практического обучения.

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:

  1. Набор коммутационных пускорегулирующих и защитных аппаратов
  2. Стенд для испытания релейных защит отходящих линий
  3. Действующий макет распределительного устройства

Лабораторно-практические занятия проводятся в лаборатории «Основ технической эксплуатации и обслуживания электрического и электромеханического оборудования», «Электрические машины и аппараты»

Технические средства обучения:

  1. Персональный компьютер.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Основная литература

1. Правила устройства электроустановок. - 6-е изд. - СПб. : Деан, 2013. - 464с.

2. Правила устройства электроустановок: Все действующие разделы ПУЭ-6 и ПУЭ-7. - Новосибирск : Сиб. унив. издательство, 2010. - 464с.

Дополнительная литература

  1. Правила устройство электроустановок: Учебник для студ, сред. проф. образован. 7-е издание. Раздел 2, глава 2.4., 2.5. С-П, 2008.-181с.
  2. Правила устройство электроустановок: Учебник для студ, сред. проф. образован. 7-е издание. Раздел 6,7, глава 7.1., 7.2. С-П, 2008.-78с.

5. Шеховцов В.П.  Справочное пособие по электрооборудованию и электроснабжению / В.П. Шеховцов. - М.: ФОРУМ:ИНФРА-М, 2008. - 136с. - (Профессиональное образование)

6. Шеховцов В.П.  Электрическое и электромеханическое оборудование: Учебник / В.П. Шеховцов. - 2-е изд. - М. : ФОРУМ:ИНФРА-М, 2008. - 407с. - (Профессиональное образование)

Интернет-ресурсы

  1. Программа ELECTRONICS WORKBENCH


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

        Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы

контроля и оценки

результатов обучения

1

2

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

уметь:

- подбирать устройства электронной техники, электрические приборы и оборудование с определенными параметрами и характеристиками;

- правильно эксплуатировать электрооборудование и механизмы передачи движения технологических машин и аппаратов;

- рассчитывать параметры электрических, магнитных цепей;

- снимать показания электроизмерительных приборов и приспособлений и пользоваться ими;

- собирать электрические схемы;

- читать принципиальные, электрические и монтажные схемы.

Лабораторные работы

Практические работы

Самостоятельные работы

знать:

- классификацию электронных приборов, их устройство и область применения;

- методы расчета и измерения основных параметров электрических, магнитных цепей;

- основные законы электротехники;

- основные правила эксплуатации электрооборудования и методы измерения электрических величин;

- основы теории электрических машин, принцип работы типовых электрических устройств;

- основы физических процессов в проводниках, полупроводниках и диэлектриках;

- параметры электрических схем и единицы их измерения;

- принципы выбора электрических и электронных устройств и приборов;

- принципы действия, устройство, основные характеристики электротехнических и электронных устройств и приборов;

- свойства проводников, полупроводников, электроизоляционных, магнитных материалов;

- способы получения, передачи и использования электрической энергии;

- устройство, принцип действия и основные характеристики электротехнических приборов;

- характеристики и параметры электрических и магнитных полей

Тестирование

Контрольная работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы уголовного права и уголовного процесса»

Программа дополнительной учебной нительной учебной дисциплины Основы уголовного права и уголовного процесса является частью основной профессиональной образовательной программы СПО (ППССЗ) в соответств...

Рабочая программа учебной дисциплины ОДП.04 Право 2014 - 2015

Рабочая программа учебной дисциплины ОДП.04 Право 2014 - 2015:ОДП.04 Право по специальности 43.02.06 Сервис на рранспорте (по видам транспорта)...

Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.13 Право 2016 - 2017

Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.13 Право 2016 - 2017:ОУД.13 Право по специальности 43.02.06 Сервис на транспорте (по видам транспорта)...

Рабочие программы учебной дисциплины ОУД.13 Право 2017 - 2018

Рабочие программы учебной дисциплины ОУД.13 Право 2017 - 2018:ОУД.13 Право по специальности 43.02.06 Сервис на транспорте (по видам транспорта)ОУД.13 Право по специальности 19.02.10 Технология продукц...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.08 Правила технической эксплуатации и инструкции «общепрофессиональные дисциплины» программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии технического профиля 23.01.09 Машинист локомотива

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.08 Правила технической эксплуатации и инструкции  «общепрофессиональные дисциплины» программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.10. «ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»

Рабочая программа  учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности  23.02.01 Организ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ УД. 04 ПРАВИЛА ЭТИКЕТА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫУД. 04 ПРАВИЛА ЭТИКЕТА...