РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОП.03. «МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ»
рабочая программа на тему

Хлебникова Галина Николаевна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММа

 

 

ОП.03. «Метрология, стандартизация и сертификация»

для специальности:13.02.03 «Электрические станции, сети и системы»

 

программы подготовки специалистов среднего звена

для всех специальностей технического профиля

на базе основного общего образования

с получением среднего профессионального образования

базовая подготовка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл op.03_metrologiya_dlya_elektrikov_54.docx44.24 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Саратовской области

«Марксовский электротехнический колледж»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ОП.03. «МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ»

для специальности:13.02.03 «Электрические станции, сети и системы»

программы подготовки специалистов среднего звена

для всех специальностей технического профиля

на базе основного общего образования

с получением среднего профессионального образования

базовая подготовка

г. Маркс

2016 г.

ОДОБРЕНО 

на заседании ЦМК специальных дисциплин

Протокол № ___,  «_____» ____________201__ г.

Председатель

___________________        /Краснова Л.А../

Рабочая программа ПМ.06 разработана в соответствии с требованиями  ФГОС СПО по специальности 13.02.03 «Электрические станции, сети и системы», утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от  22 апреля 2014года № 384. Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований ФГОС СПО и получаемой специальности СПО, направленных письмом Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и науки РФ от 17 марта 2015года № 06-259

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по УР

______________      /_Федотова Н.В.__________/

«___» _________ 20__ г.

Составитель(и) (автор):

Хлебникова Г.Н.- преподаватель спецдисциплин ГАПОУ СО «МЭК» высшей квалификационной категории

Рецензенты:

Внутренний

Внешний

Светлов А.А., преподаватель спецдисциплин ГАПОУ СО «МЭК

   

Данин В.Н.-главный инженер «Горэлектросетей»

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

14


1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Метрология, стандартизация и сертификация»

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 13.02.03 «Электрические станции, сети и системы», укрупненной группы 13.00.00 «Электро и теплоэнергетика»

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в    дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке в области строительного производства при наличии среднего (полного) общего образования.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате изучения обязательной части цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:

уметь:

  • выполнять метрологическую поверку средств измерений;
  • проводить испытания и контроль продукции;
  • применять системы обеспечения качества работ ;
  • определять износ соединений;

знать:

  • основные понятия, термины и определения;
  • средства метрологии, стандартизации и сертификации;
  • профессиональные элементы международной и региональной стандартизации;
  • показатели качества и методы их оценки;
  • системы и схемы сертификации.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 81 час,

 в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 54 часов;

самостоятельной работы обучающегося 27 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

81

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

54

в том числе:

        лабораторные работы

20

        практические занятия

7

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

27

в том числе:

графическая работа ( не предполагаются)

Итоговая аттестация в форме зачета на основетестовых заданий, выполненных в  компьютерном варианте


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины « Метрология, стандартизация и сертификация»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1 Стандартизация

Тема 1.1 Система стандартизации

Содержание учебного материала

14

1.

Организация работ по стандартизации в РФ. Сущность стандартизации. Нормативные документы. Стандартизация система управления качеством. Метрологическая экспертиза и метрологический контроль конструкторской и технологической документации.. Международная стандартизация. Международные организации, действующие в работе ИСО.

Организация работ  по стандартизации в РФ: правовые основы  стандартизации и её задачи;  органы и службы  по стандартизации; порядок разработки стандартов. Государственный  контроль и надзор  за соблюдением  требований стандартов; нормоконтроль технической документации.

2

2

2

2

2

2

Объекты стандартизации в отрасли.  Стандартизация промышленной продукции: классификация промышленной продукции;  изделия отросли.  Стандартизация и качество продукции: квалиметрическая оценка качества продукции на жизненном цикле; взаимозаменяемость. Точность и надежность.

Стандартизация моделирования функциональных структур объектов отрасли:

2

2

3

Система  стандартизации в отрасли: государственная система стандартизации и научно-технический прогресс. Задача стандартизации в управлении качеством. Методы стандартизации как процесс управления: системный анализ в решении проблем стандартизации; ряды предпочтительных чисел и параметрические; комплексные системы общетехнических стандартов.

2

2

4

Стандартизация основных норм взаимозаменяемости. Общие понятия основных норм взаимозаменяемости: основные положения, термины и определения; графическая модель  формализации точности соединений. Модель  стандартизации основных норм  взаимозаменяемости. Стандартизация точности гладких цилиндрических соединений: система допусков и посадок ГЦС; предельные отклонения.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленными преподавателем).

Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторно-практических работ.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

-Изучение понятий –государственная система стандартизации РФ ( ГСС РФ) регламент, фонд стандартов, стандарты РФ разных уровней.

-Осуществлять поиск необходимых нормативных документов.

- Анализ «семейства»  международных  стандартов по системам менеджмента качества ИСО 9000 версии 2000 г.

-Подбор информации о создании международных организаций по стандартизации и сфере деятельности каждой из них.

6

Раздел 2  Основы  метрологии

26

Тема 2.1 Метрологические основы

Содержание учебного материала

1

Общие сведения о метрологии. Задачи метрологии; нормативно—правовая  основа  метрологического обеспечения точности; международная система единиц; единство измерений и единообразие средств измерений; международные организации по метрологии. Стандартизация в системе технического контроля и измерения. Средства,  методы и погрешность измерения: методы и погрешность  измерения; автоматизация  процессов измерения и контроля.

2

2

2

2

Управление качеством продукции и стандартизация. Методологические  основы управления качеством.  Сущность управления качеством продукции: планирование  потребностей; эксплуатация и утилизация; ответственность руководства; сопровождение и поддержка электронным обеспечением. Системы менеджмента качества: предпосылки развития менеджмента качества; системы менеджмента качества.

2

2

Лабораторные работы

3

1

Изучение концевых мер длин

4

2

Измерение линейных размеров

4

3

Измерение угловых размеров

4

4

Оценка погрешности показаний микрометров

4

5

Измерение размеров цилиндрических поверхностей с применением  нутромеров

4

Самостоятельная работа обучающихся

    6

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем).

Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторно-практических работ.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

-Подбор материала по теме « Триада приоритетных составляющих метрологии.»

-Изучение современной метрологии  и приоритетных её направлениях

-Сравнение  фонда нормативных документов отечественной и международной стандартизации объектов систем технического контроля и измерения.

-Изучение кибернетического  подхода к управлению качеством на предприятии  в основных  направлениях жизненного цикла.

-Сравнение общего менеджмента и менеджмента качества.

Раздел  3  Основы сертификации

14

Тема 3.1Сертификация и экономическое обоснование качества.

Содержание учебного материала

       

1

Сущность и проведение сертификации: правовые основы сертификации. Международная сертификация. Сертификация в различных сферах

2

2

2

Экономическое обоснование качества продукции:  Экономическое обоснование стандартизации: методы определения экономического эффекта в сфере опытно-конструкторских работ; стандартизация и экономия  материальных ресурсов.  Экономика качества продукции:  экономическая эффективность новой продукции.

2

3

2

Практические занятия

     

1

Моделирование функциональных структур изделий

2

3

2

Моделирование процессов технологических объектов

2

3

3

Система менеджмента качества в « семействе» стандартов серии 9000 версии2000 г

3

3

Самостоятельная работа обучающихся

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем).

Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторно-практических работ.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

- Анализ деятельности МЭК  и МГС в области сертификации

-Изучить правовые основы сертификации

-Изучить организационно—методические принципы сертификации в .РФ .Изучить методы расчетов экономической эффективности на этапе ТПП.

6

Итоговая аттестация в форме зачета  на основе тестовых заданий, выполненных в  компьютерном варианте

Всего:

54

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета « Метрологии и стандартизации»

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;
  • рабочее место преподавателя;
  • комплект учебно-методической документации;
  • комплект учебно-наглядных пособий );
  • комплект измерительных инструментов: нутромеры, транспортиры, микрометры.

Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест:

  • компьютеры, принтер, сканер, проектор, плоттер, программное обеспечение общего и профессионального назначения, комплект учебно-методической документации;
  • автоматизированное рабочее место преподавателя;
  • автоматизированные рабочие места учащихся;
  • методические пособия; интерактивная доска.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Хрусталёва З.А.. Метрология, стандартизация и сертификация—М: ООО «КноРус», 2012
  2. Никифоров А.Д Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения-М : Высшая школа,2010

Дополнительные источники:

  1. Ганевский Г М, Гольдин И, И Допуски, посадки и технические измерения в машиностроении. –М : Издательский центр « Академия», 1999
  2. Исаев Л К, Маклинский В Д Метрология и стандартизация в сертификации—М : ИПК Издательство стандартов, 1996

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Умения:

выполнять метрологическую поверку средств

измерений;

проводить испытания и контроль продукции;

применять системы обеспечения качества работ

при техническом обслуживании и ремонте

автомобильного транспорта;

определять износ соединений;

лабораторные работы,

контрольная работа

устные ответ

тестирование

анализ выполнения опережающих заданий

практические работы.

Знания:

основные понятия, термины и определения;

средства метрологии, стандартизации и

сертификации;

профессиональные элементы международной и региональной стандартизации;

показатели качества и методы их оценки;

системы и схемы сертификации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ" для специальности СПО

Одобрена цикловой  комиссиейтехнических дисциплинПротокол №__ от  «___»____________2012г.Председатель комиссии:__________________ Г.М. Мосунов...

Рабочая программа учебной дисциплины "Метрология, стандартизация и сертификация"; Комплект оценочных средств для проведения аттестации по учебной дисциплине; Экзаменационные вопросы и практические задания по дисциплине

Рабочая программа учебной дисциплины "Метрология, стандартизация и сертификация";Комплект оценочных средств для проведения аттестации по учебной дисциплине;Экзаменационные вопросы и практические задан...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Метрология, стандартизация и сертификация» (2 курс СПО)

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности  среднего профессионального образования (далее ...

Рабочая программа дисциплины "Метрология, стандартизация и сертификация"

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) по специальностям среднего профессионального образования (далее СПО), в...

Методическая разработка урока по теме «Сертификация» дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация».

Методическая разработка выполнена для проведения урока по теме «Сертификация» дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация».Согласно тематическому плану, на изучение темы «Сертификация» отвед...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ по ОП 04. Метрология, стандартизация и сертификация на тему: «Изучение особенностей сертификации мебели»

Методическая разработка по проведению практической работы предназначена для помощи обучающимся в выполнении практической работы по дисциплине "Метрология, стандартизация и сертификация"...