ОП.03 Метрология, стандартизация и сертификация. Рабочая программа
рабочая программа на тему

Для специальности 230113 (СПО).

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ УПРАВЛЕНИЯ И НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  

МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ

для специальности:

230113 Компьютерные системы и комплексы

(базовая подготовка среднего профессионального образования)

 

Москва

2012

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

Паспорт рабочей программы учебной дисциплины

4

Структура и содержание учебной дисциплины

6

Условия реализации рабочей программы учебной дисциплины

10

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

12

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ»

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования и примерной программы учебной дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация»  для специальности среднего профессионального образования «Компьютерные системы и комплексы», одобренной и рекомендованной для использования на практике в учреждениях СПО Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России.

Рабочая программа учебной дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация» составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 230113 «Компьютерные системы и комплексы» (по программе базовой  подготовки).

Рабочая программа учебной дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация» предназначена для изучения в группах, реализующих образовательные программы среднего (полного) общего образования.

Рабочая программа учебной дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация» может быть использована при составлении календарно-тематического планирования курса, а также в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки).

Рабочая программа учебной дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация» содействует сохранению единого образовательного пространства; предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы

Дисциплина общепрофессионального цикла.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины, требования к результатам освоения учебной дисциплины

В результате освоения учебной дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация» студент

должен знать:

  • основные и производные единицы физических величин, соответствующие требованиям государственных стандартов и Международной системы единиц (СИ);
  • особенности современных мер и средств измерений;
  • современные методы и средства измерений, предназначенные для контроля и наладки различных изделий компьютерной техники;
  • основные технические характеристики средств измерений и нормальные условия их работы;
  • основные технические требования, предъявляемые к средствам измерений;
  • методику определения погрешности измерений, влияние методов и средств измерений на точность измерений;
  • метрологические службы, обеспечивающие единство измерений, государственный метрологический контроль и надзор;
  • основные понятия и определения стандартизации и сертификации;
  • основные положения государственной системы стандартизации РФ и систем общетехнических и организационно-методических стандартов;
  • принципы построения международных и отечественных стандартов, правила пользования стандартами, комплексами стандартов и другой нормативной      документацией;
  • правовые основы, основные понятия и определения в области стандартизации и сертификации, порядок и правила сертификации.

должен уметь:

  • пользоваться универсальными средствами измерений при проведении входного контроля и испытаний изделий вычислительной техники;
  • подбирать по справочным материалам измерительные средства в соответствии с заданной точностью измерений;
  • пользоваться  дополнительной литературой, учебными пособиями и другими источниками информации, выбирая при этом необходимые сведения для корректного проведения измерений;
  • пользоваться системой стандартов в целях сертификации различных видов деятельности в области компьютерных технологий.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • входного и выходного контроля элементов компьютерных систем с целью определения их работоспособности;
  • совершенствования технических навыков в работе с измерительными приборами промышленного типа, применяемыми при наладке компьютерных систем и комплексов;
  • решения других профессиональных задач.

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальная учебная нагрузка студента 96 часов, в том числе:

  • обязательной аудиторной учебной нагрузки – 64 часов,

из них обязательной аудиторной практической работы – 22 часов;

  • самостоятельной работы – 32 часов.

2. СТРУКТУРА  И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ»

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

96

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

64  

в том числе:

практические занятия

22

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

32

Итоговая аттестация:

          I семестр – дифференцированный зачёт.

2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала,

лабораторные работы и практические занятия,

самостоятельная работа курсантов

Объем

часов

Уровень

освоения

Введение

Содержание и основные задачи дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация», связь ее с другими общепрофессиональными и специальными дисциплинами. Влияние средств измерений на новейшие достижения в компьютерной индустрии.

2

1

Тема 1. Основы метрологии

30

Содержание учебного материала:

12

1

Основные сведения об измерениях и средствах измерений. История развития метрологии.  

Основные и производные единицы физических величин. Единство измерений. Система физических единиц и их величин.

Понятия погрешности и точности измерений, их определение по результатам измерений.

Классификация средств измерений. Образцовые средства измерений. Поверка средств измерений. Государственный метрологический контроль.

Особенности современных мер и средств измерений. Основные требования, предъявляемые к средствам измерений и нормальные условия их работы.

Основные погрешности, связанные с измерительным оборудованием, методами и схемами измерений. Понятие допуска формы и расположения поверхности детали.

Практические занятия:

10

2-3

№ 1. Измерение размеров деталей с помощью стандартного измерительного инструмента. Оценка погрешности измерений и допусков формы.

№ 2. Контроль качества унифицированных изделий. Отбраковка некондиционного изделия по установленным образцам и техническим требованиям.

Самостоятельная работа:

Работа с учебной литературой, составление конспекта по теме, выполнение индивидуальных заданий, связанных с поиском наглядной  информации об истории метрологии, системах физических единиц, мерах, современных средствах измерений, применении учения метрологии в совершенствовании производства и эксплуатации средств компьютерной техники. Ответы на контрольные вопросы.

8

2-3

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала,

лабораторные работы и практические занятия,

самостоятельная работа курсантов

Объем

часов

Уровень

освоения

Тема 2. Основы стандартизации

22

Содержание учебного материала:

12

              1

Стандартизация, ее цели и задачи. Нормативные документы по стандартизации. Виды и категории стандартов. Ответственность за нарушение требований стандартов.

Правовые основы стандартизации. Государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований стандартов. Маркировка продукции знаком соответствия государственным стандартам.

Международная и региональная стандартизация.

Стандартизация изделий промышленных консорциумов и профессиональных организаций в области компьютерных технологий.

Особенности стандартизации в области информационных технологий.

Стандартизация программного обеспечения. Понятие жизненного цикла программных средств и его организация.

Самостоятельная работа:

Изучение по справочным материалам маркировки компьютерной продукции знаками соответствия государственным стандартам. Стандартизация в зарубежных странах и перспективы развития стран-участников ВТО. Ответы на контрольные вопросы.

10

2-3

Тема 3. Вопросы качества и надёжности изделий

26

Содержание учебного материала:

8

1

Основные термины и определения в области      надёжности.

Качество изделий компьютерной техники и программного обеспечения. Технологические особенности качества программных средств.

Тестирование продукции. Сравнительная характеристика методов тестирования и испытаний.

Способы и системы сбора информации о работе компьютерных систем и комплексов.

Практические занятия:

12

2-3

№ 3. Ознакомление с работой стандартных измерительных средств, предназначенных для контроля качества работы компьютерной техники.

№ 4. Изучение автоматизированных методов сбора информации о сбоях в работе компьютерных систем.

Самостоятельная работа:

Работа с учебной и справочной литературой, выполнение индивидуальных заданий и рефератов.

6

2-3

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала,

лабораторные работы и практические занятия,

самостоятельная работа курсантов

Объем

часов

Уровень

освоения

Тема 4. Основы сертификации

16

Содержание учебного материала:

8

1

Основные термины и понятия сертификации.

Исторически сложившиеся формы и виды сертификации.

Особенности системы сертификации продукции в Российской Федерации. Сущность обязательной и добровольной сертификации. Принципы, правила и порядок проведения сертификации продукции. Знаки соответствия.

Сертификация услуг. Система аккредитации.

Самостоятельная работа:

Реферат на темы сертификации («Технические барьеры в торговле компьютерной продукцией», «Политика ЕС по оценке соответствия компьютерной продукции»)… Ответы на контрольные вопросы.

8

2-3

Зачет по материалу I семестра.

ВСЕГО:

96

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 – ознакомительный (изученных объектов, свойств);

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности,

 решение проблемных задач).

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 «МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ»

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Наличие учебного кабинета (лаборатории) метрологии.

3.1.1. Оборудование кабинета (лаборатории):

  • рабочее место преподавателя;
  • посадочные места студентов;
  • наглядные пособия (учебники, справочные материалы по средствам измерений и измерениям параметров изделий компьютерной техники, плакаты, стенды, образцы средств измерений и раздаточный материал, комплекты практических работ).

3.1.2. Технические средства обучения: 

  • микрометр;
  • макетная плата;
  • осциллограф;
  • генератор импульсов, последовательности импульсов;
  • анализатор шины передачи данных;
  • установка (лаборатория) технического зрения;
  • ПК с наличием лицензионного ПО; 
  • образцы деталей и унифицированных изделий;
  • методика выполнения практических работ;
  • мультимедийный проектор;
  • проекционный экран;
  • принтер;
  • сканер;
  • колонки.

3.1.3. Действующая нормативно-техническая и технологическая документация:

  • правила техники безопасности и производственной санитарии;
  • памятки студентам поведения при работе в кабинете (лаборатории) метрологии.
  1. Программное обеспечение:
  • сертифицированная ОС Windows 7;
  • программное обеспечение, позволяющее проводить различные измерения, проверку качества изделий и составлять отчёты;
  • антивирусная программа Kaspersky;
  • учебно-методический комплекс по дисциплине.

3.2. Информационное обеспечение обучения

3.2.1. Основная литература

  1. В.Ю.Шишмарев «Метрология, стандартизация и техническое регулирование» для СПО: Издательство «Академия», 2012.
  2. Сергеев А.Г., Крохин В.В. «Метрология», М.: Издательский дом «Логос», 2012.
  3. А.И.Ильянков и др. «Метрология, стандартизация и сертификация в машиностроении. Практикум», М.: Издательство «Академия», 2013.
  4. А.Г.Сергеев, В.В.Терегеря «Метрология, стандартизация и сертификация»: Издательство «Юрайт», 2011.
  5. В.И.Колчков «Метрология, стандартизация и сертификация» (практикум для СПО): Издательство «Владос», 2010.
  6. С.С.Анцыферов, М.С.Афанасьев «Основы теоретической метрологии»: Издательство «ИКАР», 2012.
  7. Е.П.Мышелов «Введение в метрологию, стандартизацию и сертификацию   качества»: Издательство «Красанд», 2010.

3.2.2. Дополнительная

  1. Учебный курс «NI ELVIS-II» (перевод), М.: National Instruments, 2012.
  2. Инструкция «NI 17xx Smart Camera Demo Kit Tutorial», USA: National Instruments, 2010.

3.2.3. Интернет-ресурсы:

Название сайта

Форма доступа

Федеральный портал «Российское образование»

edu.ru

Российский общеобразовательный портал

school.edu 

Федеральный институт педагогических измерений

fipi

Федеральное агентство по образованию РФ

ed.gov

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

obrnadzor.gov

Официальный сайт Министерства образования и науки РФ

mon.gov

Национальный проект «Образование» 

rost.ru/projects

Единое окно доступа к образовательным ресурсам

window.edu.ru

Учебное оборудование «National Instruments» (США)

ni.com/russia

Учебное оборудование «National Instruments» (США)

ni.com/vision


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ»

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения аудиторных занятий, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных и групповых заданий, практических, самостоятельных и проверочных работ.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля

и оценки результатов обучения

Знания:

Основные и производные единицы физических величин. Понятия погрешности измерений. Особенности современных мер и измерительных приборов.

Домашние индивидуальные практические задания, ответы на контрольные вопросы. Поиск информации в сети  Интернет, тестирование.

Основные характеристики средств измерений, основные технические требования, предъявляемые к ним и условия нормальной эксплуатации.

Выполнение индивидуальных заданий,  ответы на контрольные вопросы. Поиск информации в сети Интернет, тестирование.

Виды и категории стандартов. Ответственность за нарушение требований  стандартов.

Выполнение самостоятельных заданий проблемного характера, ответы на     контрольные вопросы, тестирование.

Стандарты, применяемые в современных компьютерных и информационных технологиях.

Защита индивидуальных и заданий, ответы на контрольные вопросы.

Приборы, предназначенные для тестирования компьютерных систем и комплексов. Единицы измерения информации. Особенности измерений.

Выполнение практических и    индивидуальных заданий, ответы на контрольные вопросы. Поиск информации в сети Интернет, тестирование.

Назначение сертификации продукции в Российской Федерации. Принципы, правила и порядок проведения сертификации продукции. Общепринятые знаки соответствия.

Выполнение самостоятельной работы по заданиям проблемного характера, ответы на контрольные вопросы, тестирование. Поиск информации в сети Интернет.

Назначение аккредитации. Правила и порядок проведения.

Поиск информации справочного характера в сети Интернет.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля

и оценки результатов обучения

Умения:

Применять на практике стандартные средства измерений необходимое средство, обеспечивать заданную точность измерений при нормальных условиях.

Индивидуальные и групповые практические занятия по вариантам, исследовательская работа.  

Обеспечивать необходимую точность измерений и принимать меры, исключающие влияние помех общего и      нормального вида.  

Индивидуальные и групповые практические занятия по вариантам, исследовательская работа.

Пользоваться современными приборами, определяющими основные параметры компьютерных систем и комплексов. Проверять целостность и достоверность информации.

Индивидуальные и групповые практические занятия по вариантам, исследовательская работа.

Пользоваться  дополнительной литературой, справочными пособиями и      другими источниками информации, выбирая при этом необходимые сведения для корректного проведения измерений.  

Индивидуальные и групповые практические занятия по вариантам, исследовательская работа.

Пользоваться системой стандартов в  целях определения соответствия продукции установленному качеству.

Индивидуальные и групповые практические занятия по вариантам, исследовательская работа.  

Обеспечивать входной контроль работоспособности наиболее распространённых элементов компьютерных систем.

Индивидуальные и групповые практические занятия по вариантам, исследовательская работа.  

Обеспечивать безопасность при работе с измерительной аппаратурой.

Индивидуальный инструктаж по ТБ,

тестирование.

Методы оценки результатов обучения: традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу, на основе которых выставляется итоговая оценка.

Составитель рабочей программы Штыков Владимир Петрович