Профессиональные пробы. Подключение светильников.
методическая разработка

Кашина Оксана Витальевна

Профессиональные пробы по теме: «Подключение нескольких светильников к одному источнику»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Филиал  государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Иркутской области

 «Иркутский  техникум архитектуры и строительства» в г.Шелехове

        

                                                                                     Утверждаю

Заведующий центром МЦПК

___________ Н.В. Мальцев

«_____»____________2022г.

Программа профессиональной пробы

для учащихся 7-9-х классов

тема: «Подключение нескольких светильников

к одному источнику»

2022г.

Программа профессиональных проб разработана для проведения профессиональной пробы на основе Положения об организации и проведении профессиональных проб обучающихся образовательных организаций в Иркутской области (от 24 апреля 2017г.).

Организация-разработчик: Филиал государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Иркутский техникум архитектуры и строительства» в г. Шелехове

Разработчик:                            

Кашина Оксана Витальевна, мастер производственного обучения

Программа одобрена на заседании предметно-цикловой

комиссии техники, технологии и материалов

Протокол № __ от «__» _____ 20_ г.

Председатель ПЦК ______________ /Л.Ф.Утешева

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. Паспорт программы профессиональной  пробы

4

      2.   Характеристика профессиональной деятельности

4

  1. Пояснительная записка

6

      3. Структура и содержание пробы

7

      4. Учебно-методическое и информационное обеспечение

8

Итого:

9

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОБЫ

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Проблема подготовки школьников к жизненному и профессиональному самоопределению в современных социально-экономических условиях становится все более актуальной. В наше время в связи с быстрым ростом глобальной электрификации и

зависимости от электроэнергии, электромонтёры являются самыми востребованными специалистами в любой стране.

Профессиональная проба направлена на выявление склонностей и способностей учащихся к выполнению работ, связанных с профессией электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования.

Целью программы профессиональной пробы является формирование учащихся 7-9-х классов интереса к профессиональной деятельности и содействие профессиональному самоопределению обучающихся посредством погружения в профессию.    Формирование представлений, необходимых для выбора материалов при осмотре

кабелей открытой электропроводки в помещениях, наличия обрыва, правильности соединения светильников. Для обеспечения сознательного выбора обучающихся, направления профессиональной деятельности. 

Задачи программы:

- познакомить учащихся со спецификой профессии;

- содействие формированию до профессиональных знаний, умений, навыков и опыта практической работы в профессиональной деятельности;

- дать попробовать себя в типичных для данной профессии видах деятельности (освоить на практике  приемы и операции при подключении  нескольких светильников к одному источнику питания).

- помочь учащимся утвердиться или отказаться от выбора данной профессии.

      В рамках профессиональной пробы пройдут практические занятия на базе электромонтажной мастерской, где обучающиеся не только наглядно увидят, как работают студенты техникума, но сами попробуют себя в избранной профессии. В ходе выполнения практических заданий обучающиеся приобретут начальные навыки профессиональной деятельности электромонтёра по ремонту и обслуживания электрооборудования, правильно выберут электромонтажный инструмент, научатся снимать изоляцию с проводов современными инструментами, правильно выполнять подключение нескольких светильников к одному источнику.

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

     

 В подготовительном этапе выделяют: обучающая и диагностическая части. Практический этап ведется по трем направлениям: технологический, ситуативный и функциональный. Обучающая часть подготовительного этапа направлена на приобретение учащимися основных сведений о профессии, диагностическая направленность - на выявление профессионально важных качеств личности. Теоретические сведения, сообщаемые учащимся в ходе подготовительного этапа, в сочетании с наглядной демонстрацией инструментов, материалов, оборудования, рабочих приемов излагаются в форме инструктажа. Учащиеся получают информацию о профессии электромонтер, психофизических и интеллектуальных качествах, необходимых для овладения этой профессией, знакомятся с технологией определенных работ, правилами безопасности труда, а также в процессе практической работы развивают творческий потенциал

личности и индивидуальные деловые качества человека. В ходе  реализации профессиональной пробы обучающимся предоставляется возможность принять участие во всех технологических этапах по технике снятия изоляции и подключения двух светильников к одному источнику питания.

          Результатом профессиональной пробы является самостоятельно выполненная 

практическая работа «Подключение нескольких светильников к одному источнику».     Учащиеся, освоившие программу профессиональных проб, должны  овладеть следующими компетенциями:

      уметь соотносить свои личностные характеристики и способности с требованиями профессии;

     владеть простейшими операциями по снятию изоляции и подключению светильников;

     уметь определить уровень своей готовности к выбору профессии.

При подведении итогов по практической работе проходит обсуждение того, какими начальными профессиональными навыками овладели обучающиеся и какие сложности они испытывали при выполнении профессиональной пробы.

Продолжительность программы: Программа рассчитана на 1 час в группе по 5-10человек.                      

Тематический план

п/п

Темы

Всего времени

Прогнозируемый результат:

1

Подготовительный этап

15 мин.

Формирование интереса к профессиональной деятельности

Введение. Охрана труда

2

Практический этап

10мин.

Формирование понятия об электромонтажном инструменте. Получение навыков при снятии изоляции с проводов.

Общие сведения о материалах, инструментах, приспособлениях.

3

Подготовка электрооборудования и материалов

(снятие изоляции с проводов)

10мин.

Формирование навыков при осмотре и подготовке электрооборудования к работе.

4

Соединение светильников с источником питания (вилкой) через соединительные

клеммы

15мин.

Формирование навыков при выполнении соединений проводов для подключения светильника (подключение светильника под надзором наставника)

5

Анализ выполненных

работ

5мин.

Обсуждение итогов прохождения профессиональной пробы обучающимися, возможные трудности и сомнения при выполнении пробы. Рефлексия и рекомендации.

Содержание профессиональной пробы

Занятие  №1.Введение, Охрана труда 

Общая характеристика работы электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования. Общий инструктаж по технике безопасности.

Занятие №2. Общие сведения о материалах, инструментах, приспособлениях, применяемых при электромонтажных работах.

Подготовка и осмотр инструментов и электрооборудования. Инструктаж по технике безопасности при работе с электромонтажным инструментом, показ снятия изоляции.

Занятие №3. Подготовка электрооборудования к работе.

 Осмотр ламп накаливания (светильник),  проводов, вилки подключения, внимательно просмотреть схему включения.  После осмотра электрооборудования, с двухжильного  провода стриппером или ножом, снять изоляцию, сделать зачистку провода, осмотреть провода и определить где фазный провод и где нулевой.

Занятие №4. Соединение ламп накаливания и источника питания.

    На лампах накаливания индикатором напряжения определить фазный и нулевой провод. Через соединительные клеммы соединить провода, ведущие от лампочек и вилки. Проверить правильность подключения и подать напряжение.

Практическая работа – подключение нескольких светильников к одному источнику питания

1 — проверить материалы и оборудование;

2 — снять изоляцию с провода и зачистить его;

3— соединить провода;

4- выполнить проверку подключения ламп и вилки.

Задние №5.   Анализ выполненных работ

 Рекомендации по выбору сферы деятельности. Информация о возможности получения профессии «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования» на базе филиала ГБПОУ ИО «ИТАС».

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ:

Оценка качества программы профессиональной пробы по профессии «Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования» является, итог профессиональных проб и окончательный выбор школьником профессии.

Критерии оценивания:

№ п/п

Вид задания

Правильно выбран инструмент (+/-)

Правильно работает инструментом (+/-)

Правильное выполнение операций

 (+/-)

Соблюдение требований ТБ и охраны

труда(+/-)

Работа соответствует качеству

(+/-)

1

Осмотр светильника, проводов, источника питания

2

Определить фазный и нулевой провод на лампах и на вилке

3

Проверить правильность соединения

4

Соединение светильника через соединительную клемму в соответствии с цветовой гаммой

5

 Проверить подключением в розетку и убрать рабочее место

Методические рекомендации

   Реализация программы предполагает постепенное усложнение выполнения практических заданий профессиональной пробы в соответствии с уровнем подготовленности учащихся, внесение в содержание пробы элементов творчества и самостоятельности. При этом учитываются интересы, склонности, способности, личности учащихся, а также возрастные психолого-педагогические особенности развития подростков.

   Каждый этап практического занятия предполагает выполнение учащимися заданий, требующих овладения начальными профессиональными умениями и навыками, результатом чего является получение самостоятельно изготовленного изделия.

 Показатели качества выполнения практических заданий пробы:

  самостоятельность,

  соответствие конечного результата целям задания,

  обоснованность принятого решения,

  аккуратность,

  активность и целеустремленность в достижении качественного результата,

  стремление выполнять условия и требования практического задания,

  проявление общих и специальных профессионально важных качеств (ПВК),

  рефлексия результатов собственной деятельности.

    В процессе реализации программы профессиональной пробы должное внимание уделяется обеспечению безопасности здоровья и жизни учащихся. Профессиональная проба завершается демонстрацией самостоятельно изготовленных изделий. Подведение итогов проводится с обсуждением того, какими начальными навыками овладели обучающиеся и какие сложности они испытывали при выполнении профессиональной пробы.

Учебно-методическое и информационное обеспечение

Основная литература:

1. Батаршев А.В., Алексеева И.Ю., Майорова Е.В. Диагностика профессионально важных качеств. – СПб.: Питер, 2007.

2. Иванов Б.К. Электромонтер по обслуживанию и ремонту электрооборудования: учеб пособие для учреждений нач. проф. образования. – Издательство «Феникс», 2011.

3. Москаленко В.В. Справочник электромонтера: учеб пособие для учреждений нач. проф. Образования. – 7-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012.

 INTERNET-РЕСУРСЫ. - http://elib.ispu.ru/library/electro1/index.htm (Сайт содержит электронный учебник по курсу «Общая Электротехника») - http://ftemk.mpei.ac.ru/elpro/ (Сайт содержит электронный справочник по направлению "Электротехника, электромеханика и электротехнологии"). - http://www.toe.stf.mrsu.ru/demoversia/book/index.htm (Сайт содержит электронный учебник по курсу «Электроника и схемотехника»). - http://www.eltray.com. (Мультимедийный курс «В мир электричества как в первый раз»). - http://www.edu.ru. - http://www.experiment.edu.ru.

Критерии оценивания:

№ п/п

Вид задания

Правильно выбран инструмент (+/-)

Правильно работает инструментом (+/-)

Правильное выполнение операций

 (+/-)

Соблюдение требований ТБ и охраны

труда(+/-)

Работа соответствует качеству

(+/-)

1

Осмотр светильника, проводов, источника питания

2

Определить фазный и нулевой провод на лампах и на вилке

3

Проверить правильность соединения

4

Соединение светильника через соединительную клемму в соответствии с цветовой гаммой

5

Проверить подключением в розетку и убрать рабочее место

Критерии оценивания:

№ п/п

Вид задания

Правильно выбран инструмент (+/-)

Правильно работает инструментом (+/-)

Правильное выполнение операций

 (+/-)

Соблюдение требований ТБ и охраны

труда(+/-)

Работа соответствует качеству

(+/-)

1

Осмотр светильника, проводов, источника питания

2

Определить фазный и нулевой провод на лампах и на вилке

3

Проверить правильность соединения

4

Соединение светильника через соединительную клемму в соответствии с цветовой гаммой

5

Проверить подключением в розетку и убрать рабочее место


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА проведения профессиональных проб «Профессиональные пробы – как способ профессионального становления». по профессии «Машинист крана (крановщик)» для учащихся общеобразовательных школ 8-9классов на базе ГБПОУ ИО ТПТТ

ПРОГРАММАпроведения профессиональных проб«Профессиональные пробы – как способ профессионального становления».по профессии «Машинист крана (крановщик)»для учащихся общеобр...

Анализ мастер - класса по теме «Профессиональные пробы – как способ профессионального становления». по профессии «Машинист крана (крановщик)» для учащихся общеобразовательных школ 8-9кл

Анализ  мастер - класса по теме «Профессиональные пробы – как способ профессионального становления».по профессии «Машинист крана (крановщик)»для учащихся общеоб...

Организация и проведение профессиональных проб как одно из направлений профессионального самоопределения обучающихся

Организация и проведение профессиональных проб как одно из направлений профессионального самоопределения обучающихся Федерального Государственного бюджетного профессионального образовательного учрежде...

Программа профессиональной пробы в рамках федерального проекта по ранней профессиональной ориентации учащихся 6-9 классов общеобразовательных организаций «Билет в будущее»

Профессиональная проба – это испытание, моделирующее элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющее завершенный вид, способствующая сознательному, обоснованному выбору професси...

Презентация Профессиональные пробы в рамках проекта по ранней профессиональной ориентации учащихся 6-9 классов общеобразовательных организаций «Билет в будущее» по направлению "Поварское дело".

Профессиональная проба – это испытание, моделирующее элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющее завершенный вид, способствующая сознательному, обоснованному выбору професси...

Программа профессиональной пробы для учащихся 8-9 /10-11 классов по профессиональному направлению «Бухгалтер»

Профессия бухгалтера - одна из самых распространенных и востребованных, одна из важнейших профессий в экономике и бизнесе как во всем мире, так и в России. Ни одно предприятие невозможно представить б...

Программа профессиональной пробы проекта по ранней профессиональной ориентации обучающихся 6-11 классов «Билет в будущее» по профессиональному направлению (профессии) «Электромонтажник/Электромонтер»

Проект по профессиональной ориентации " Билет в будущее" решает задачу повышения готовности учащихся школ к профессиональному самоопределению.Данная программа позволяет учащимся познакомится...