разработка интегрированного урока "построение изображения"
план-конспект урока по теме

Практическая работа "Построение изображения в" собирающих линзах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_linzy.docx139.3 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:

Построение изображения предмета в собирающих линзах

Цели урока:

Образовательная:

  • Содействовать в ходе урока формированию понятия типов изображения в линзе.

Развивающая:

  • Научить строить изображения предмета в собирающей линзе;
  • Продолжить работу по развитию познавательной деятельности учащихся, учить их выделять существенное, сравнивать изучаемые факты, логически мыслить.

Воспитательная:

  • Раскрыть практическую значимость данной темы в применении через оптические приборы.

Тип урока: интегрированный урок изучение нового материала.

Методы:

По источникам знаний - словесный, практический, наглядный;

По характеру познавательной деятельности - проблемный, дифференцированный;

По степени самостоятельности- учебная работа под руководством преподавателя, самостоятельная работа.

Форма урока: Урок - исследовательский, проблемный, поисковый.

Вид деятельности: индивидуальный, в парах.

После изучения темы учащиеся должны:

  • Уметь пользоваться программой Power Point.
  • Уметь строить изображения предмета в линзах.
  • Знать понятие мнимого и действительного изображения.
  • Уметь сопоставлять свои рисунки со схемами оптических приборов.

К.М.О.: Компьютерный кабинет. Мультимедиа. Инструкционные карточки - задания. Набор линз. Оптический прибор.

Ход урока

Элементы урока

Методы обучения

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

Средства обучения

Организация начала занятия

Словесный

Проверка готовности к уроку

Подготовка рабочего места

Актуализация знаний учащихся – 6 минут

Дифференцированный

Постановка задач перед учащимися

Воспроизведение имеющихся знаний

Линза и простое стекло (набор)

Формулирование темы и целей урока

Проблемный

Словесный

Постановка проблемы, целей и темы урока

Все учащиеся принимают участие в выявления темы и целей урока

Линза, фонарик

Усвоение новых знаний – 12 минут

Словесный

Наглядный

Объяснение нового материала. Составление алгоритма построения изображения в линзах

Запись основных понятий в тетрадь

Доска, проектор (мультимедийный)

Самостоятельная работа – 10 минут

Наглядный

Поисковый

Практический

Контроль за выполнением работы учащихся

Работа в программе Power Point

Персональный компьютер, инструкционные карточки

Закрепление знаний 5 минут

Наглядный

Самостоятельная работа

Контроль за выполнением работы учащихся

Решение

тестовых заданий

Персональный компьютер, программы

Рефлексия – 2 минуты

Наглядный

Проблемный

Словесный

Выяснить достигнута ли цель урока

Решают проблемные вопросы

Оборудование к опыту

Домашнее задание –

1 минута        

Наглядный

Нацеливает на домашнее задание

Выбирают

карточки-

задания

Набор карточек- заданий

Подведение итогов по уроку -  2 минуты

Словесный        

Делает выводы по уроку, оценивает

Делают выводы

        

Раздаточный материал

Вариант№ 1

Добавить недостающие слова в предложение:

  • Линзой называется ... тело, ограниченное двумя ... поверхностями.
  • Фокусом линзы называется... в которой пересекаются после ... лучи, падающие параллельно главной оптической оси.
  • Фокусным расстоянием называется ... от линзы до....
  • Двойное фокусное расстояние - это ... фокусных ....
  • Линейное увеличение линзы- эго отношение линейного изображения к линейному размеру

Вариант№ 2

Написать название линз:

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Вариант№ 3

Написать в таблице названия линз в соответствии с рисунком

         1          2  3  4  5 6

1

Выпукло-вогнутая

2

Плоско-вогнутая

3

Двояковогнутая

4

Вогнуто-выпуклая

5

Плоско-выпуклая

6

Двояковыпуклая

Вариант№ 4

Перечислить только собирающие линзы

        

Вариант № 5

Написать основные характеристик линз

        Самоанализ урока физики

Поповой Людмилы Ивановны

по теме «Построение изображения предмета в собирающей линзе»

Урок был проведен в группе № 22. Учащиеся этой группы получают специальность тракторист - машинист с/х производства. Урок проводился в кабинете информатики, поэтому на уроке присутствовала только подгруппа. Большинство ребят со средними умственными способностями, следовательно материал был подобран несложный. Для мотивации на уроке, было решено использовать компьютерную программу.

Преподавание курса физики в группе № 22, где проводился анализируемый урок, ведется по программе, соответствующей ГОСТ стандарту по физике.

План проведения урока был составлен в соответствии с требованиями методики преподавания физики и выбран тип урока - интегрированный урок изучения нового материала. Тем самым учащиеся самостоятельно при помощи компьютера закрепили вновь полученные знания на уроке, а также сравнили полученную схему со схемой оптического прибора, в конечном результате практическое значение изучаемой темы.

На момент проведения урока учащиеся были ознакомлены с разделом физики «Оптика». Оптика имеет подразделы: геометрическая оптика, световые волны. Проведенный урок относится к разделу геометрическая оптика (5 урок). Данный материал дается после изучения законов преломления света, виды линз, характеристики линз. Полученные знания на уроке будут использованы на последующем уроке «Глаз - оптический орган зрения».

Структура урока соответствовала целям и типу урока. Она помогла составить логическую цепочку в решении целей и задач урока.

Начало занятия сопутствовало быстрому включению учащихся в деловой ритм, готовность учащихся к работе на уроке.

Актуализация знаний, необходимых на уроке, была начата с проблемной ситуации. Для упрощения решения проблемной ситуации были использованы приборы (обычное стекло и линза). Тем самым учащиеся мотивировались на быстрое повторение домашнего задания. Они смогли выполнить первое задание только частично, так как плохо подготовили домашнее задание. Пробелы знаний учащихся были предусмотрены заранее, поэтому была подготовлена презентация домашнего задания. Так как без основных понятий - фокус, двойной фокус, собирающая линза, линейное увеличение линзы, учащиеся не справились бы с самостоятельной работой и не усвоили новый материал.

Изложение нового материала было начато с проблемной ситуации (продемонстрировала опыт с линзой и фонариком). Она создавалась для того, чтобы учащиеся сами сформулировали тему урока. Их ответы были не совсем уверенными, но правильными.

         После определения темы урока, огласились цели и задачи урока:

Цели:

  • Учить учащихся построению изображения предмета в собирающих линзах.
  • Учить учащихся применять знания, полученные на уроках информатики при решении физических задач.

Задачи:

  • Изучать правила построения изображений в тонкой линзе
  • Учиться пользоваться программой Power Point

Для достижения целей урока выбирались соответствующие задачи. Основная стержневая задача - научиться строить изображения в собирающей линзе при помощи компьютера.

Задачи урока были поставлены в соответствии с умственными способностями учащихся. Поэтому большинство учащихся справились с поставленными на уроке задачами.

При проведении урока использовались логические переходы от одного этапа к другому.

Каждый этап урока имел большое значение для достижения целей урока. Для хорошего усвоения темы урока, после изложения нового материала, ребятам были розданы «Алгоритм построения изображения предмета в линзах», инструкционные карточки-задания для выполнения самостоятельной работы. При подведении итогов по самостоятельной работе не удалось точно определить коэффициент усвоения материала, так как при выполнении самостоятельной работы учащиеся должны были заполнить таблицу (слайд №5), при помощи которой можно было увидеть степень усвоения знаний. На втором этапе урока было потеряно много времени и учащиеся не успели систематизировать свои знания.

Для контроля вновь полученных знаний использовался тест по оптике. Большинство учащихся справились с заданием, что явилось доказательством процента усвоения материала большинством учащихся.

При проведении урока были использованы понятия (линза, лучи, фокус линзы, оптический центр линзы, линейное увеличение линзы), они были изучены на прошлых занятиях, а так же введены новые понятия: два «Замечательных луча», действительное, мнимое изображение, прямое, перевернутое изображение. В течении всего занятия делался акцент на познавательную активность учащихся (использовались мультимедиа, приборы, показала опыт, презентации 3 варианта: тема урока, домашнее задание, практическая), ставилась перед учащимися учебная проблема. В течение урока у учащихся развивались умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы. Для закрепления новых знаний провелась дифференцированная самостоятельная работа.

Выбранные методы обучения и способы управления учебной деятельностью были подчинены целям и задачам урока и соответствуют уровню облученности учащихся.

В течении урока использовались методы:

  1. По источникам знаний – словесный, практический, наглядный.
  2. По характеру познавательной деятельности - проблемный, дифференцированный.
  3. По степени самостоятельности - учебная работа под руководством преподавателя, самостоятельная работа.

Виды деятельности: коллективный, индивидуальный.

Правильный подбор методов и видов деятельности позволили побудить учащихся к самопроверке, самоанализу, активизировать и повысить работоспособность учащихся на уроке.

Чтобы сократить отрезок времени подачи материала для домашнего задания, учащиеся получили отдельные карточки, которые были взяты домой. Четкие инструкции по выполнению домашнего задания даны не были так как не хватило времени в конце урока.

Результаты рефлексии показали, что большинству учащихся урок понравился, непонятных вопросов нет.

Вывод

В ходе урока был изменен частично этап закрепления вновь полученных знаний. Должны были выступить учащиеся, показывая свою работу в проекции через компьютерную сеть на интерактивной доске.

Удалось:

  • Решить на оптимальном уровне поставленные задачи урока
  • Избежать перегрузки и переутомления учащихся.
  • Сохранить и развить продуктивную мотивацию учения, настроения.
  • Самооценка урока: урок прошел согласно плану с небольшими отклонениями; в течение всего отведенного времени отрабатывались обще учебные навыки.

Продуктивным оказалось выполнение самостоятельной работы на компьютерах. Считаю, что урок получился, и поставленные задачи были решены.

Урок удался по причине использования технологий: проблемного, компьютерного, дифференцированного обучения.

Недостатки урока:

  • Объемный материал
  • Слабые знания учащихся по физике.
  • Урок физики проводится в кабинете информатики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

  Интегрированные учебные занятия можно проводить в различных формах: проблемные лекции, комбинированные с элементами комментария и с элементами доказательства, семинары, исследования, пут...

Методическая разработка интегрированного урока по учебным дисциплинам «Элементы математической логики» и «Элементы высшей математики» преподавателей МКЭиИТ Невзоровой И.Б. и Сипачевой О.И.

Данная работа содержит методику проведения интегрированного урока по учебным дисциплинам «Элементы математической логики» и «Элементы высшей математики» для студентов 2 курса специальности 23011...

Методическая разработка интегрированного занятия (90 минут) «Общие сведения. Устройство стартера." по дисциплине «Автомобили», на базе компьютерного кабинета.

Данная методическая разработка позволяет индивидуально организовать деятельность студентов на занятии, актуализировать их знания с помощью выполнения тестовых заданий на ПК, показывает эффективн...

Методическая разработка интегрированного урока по теме: «Сахароза»

Интегрированный урок по химии посвящён теме "Сахароза"...

Методическая разработка интегрированного урока, проводимого в форме проблемного семинара по теме: "Правовое государство: история и современность"

Данная разработка интегрированного урока проводится по дисциплинам "История" и "Обществознание"....

Методическая разработка интегрированного открытого урока повторения и обобщения по истории и обществознанию

В нижеследующей методической разработке представлена методика проведения открытого урока, реализованного в форме интеллектуальной игры с применением технических ср...

2018 год Методическая разработка интегрированного урока Тема: Приготовление пирогов: «Американский яблочный пирог» Данная разработка предназначена обучающимся 11классов

Методическая разработка интегрированного урока по теме: Приготовление пирогов: «Американский яблочный пирог» Данная разработка предназначена обучающимся 11классов.Актуальность интегрированного заняти...