Урок "Математика и проблема курения".
план-конспект урока на тему

"Трудно себе представить то благотворное изменение,которое произошло бы во всей жизни людской,если бы люди перестали одурманивать и отравлятьсебя водкой,вином,табаком и опиумом."


                                                                                                                Л.Н.Толстой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_i_problemy_kureniya.docx33.94 КБ

Предварительный просмотр:

Трудно себе представить то благотворное изменение, которое произошло бы во всей жизни людской, если бы люди перестали одурманивать и отравлять себя водкой, вином, табаком и опиумом.

                                                                                                                  Л.Н.Толстой.

В настоящее время возросла потребность связи математики и различных жизненных ситуаций. И необходимо использовать в своей педагогической практике разнообразные формы проведения уроков, позволяющих донести различные знания до студентов как можно интереснее, доступнее, разнообразнее и главное с пользой. Одним из таких уроков является урок – проблема с дальнейшим обсуждением вопроса и беседой со студентами. Такую форму урока можно использовать как средство обучения, воспитания, развития студентов и формирования активной жизненной позиции

Цель:

Формирование знаний, умений и навыков при решении задач.

Пропаганда здорового образа жизни.

Задачи:

  1. Отработка умений и навыков выполнение операций.
  2. Способность формированию умений применять приемы: сравнения, выделение главного переноса знаний в новую ситуацию развитию внимания и памяти.
  3. Содействовать сознанию пониманию актуальности вопроса в современной жизни «Курение или здоровье?»

Эпиграф урока: «Табак приносит вред телу, разрушает разум, отупляет целые нации»

                                                                                        Оноре де Бальзак

Тип урока: урок применения навыков.

Методы обучения: проблемный, частично – поисковый, репродуктивный, самостоятельная работа.

Форма обучения: фронтальная, практическая, информационная, групповая, эвристическая, самостоятельная.

Оборудование: мультимедийный проектор,  презентация «О вреде курения», плакаты.

Ход урока:

Учитель: Сегодня у нас необычный урок. Проведем мы его, обсуждая проблему для человечества – наше будущее, здоровое человеческое будущее без вредных привычек, одной из которых является привычка – курение. Мы знаем, что в табачном дыме содержится много ядовитых веществ, разрушающих организм.

 Попытаемся серьезно отнестись к этой проблеме, найдем ответ на данный вопрос, решая задачи. На уроке присутствуют гости: Красная Шапочка, Колумб, Волк, Сердце, Легкие, Мозг, Медсестра.

  Слово Колумбу.

Высадившись на берег, мы отправились вглубь острова. Нас встретило множество почти голых людей, очень стройных и сильных, которые шли из своих деревень с горящими головешками в руках и травой, дым которой они пили. Иные несли одну большую сигару и при каждой остановке зажигали ее. Затем каждый делал из нее 3 – 4 тяжки, выпуская дым через ноздри.

Туземцы угощали путешественников, причем сначала курили сами, потом передавали трубку гостям. Отказ от «трубки мира» хозяева рассматривали как недружелюбные действия. Испанцы же не хотели портить отношения с туземцами. Вероятно, эти испанцы и были первыми европейцами, пристрастившимися к курению.

На вернувшихся в Испанию моряков смотрели с подозрением: человек выпускает изо рта дым, значит, спутался с нечистой силой.

Курильщики завезли семена этого растения и стали его культивировать. Распространение его встречало в странах сильное противодействие. В Турции рассматривалось как нарушение законов Корана, и виновных сажали на кол. Персидский шах Аббас приказал сжечь торговца, который завез это растение в военный лагерь. Римский папа Урбан VII отлучал от церкви тех, кто курил или нюхал это, а однажды за курение монахов живыми замуровал в стену.

В Россию это растение, по-видимому, попало в конце XVI века и тоже было встречено не очень приветливо. За курение полагалось весьма серьезное наказание – от палочных ударов и порки до отрезания носа и ушей и ссылки в Сибирь. Торговцев ждала смертная казнь. Вы должны будете определить название этого растения. Решаем  устно.

;       ;                 (ТАБАК)        

 Учитель:

Ученые выяснили, что в табаке содержится масса ядовитых веществ. Среди них наиболее известный: по своей ядовитости равен синильной кислоте. Решите уравнение и вы узнаете от чего зависит крепость табака.

А)                                                     Н

Б)                                                        И

В)                                                       К

Г)                                                          О

Д)                                                  Т

Е)                                               И

Ж)                                            Н

Более 200 лет назад было уже известно ядовитое свойство никотина. Известно, что капля никотина убивает лошадь. А вот о том, что для человека смертельной дозой является количество никотина, содержащееся в 10 сигаретах, знают немногие. Но так, как это ядовитое вещество поступает в организм постепенно, то смертельного отправления не наступает.

О вреде курения сказано немало. Однако беспокойство ученых и врачей, вызванное распространением этой пагубной привычки, растет, так как пока еще значительное число людей не считает курение вредным для здоровья.

Курение – не безобидное занятие, которое можно бросить без усилий. Это настоящая наркомания, и тем более опасная, что многие не принимают всерьез.

Никотин – один из самых опасных ядов растительного происхождения. Птицы (воробьи, голуби) погибают, если к их клюву всего лишь поднести стеклянную палочку, смоченную никотином. Кролик погибает от ¼ капли никотина, собака – от ½ капли. Для человека смертельная доза никотина составляет от 50 до 100 мг., или 2 – 3 капли.

Именно такая доза поступает ежедневно в кровь после выкуривания 20 – 25 сигарет (в одной сигарете содержится примерно 6 – 8 мг. никотина, из которых 3 – 4 мг попадает в кровь).

Курильщик не погибает по тому, что доза вводится постепенно, не в один прием. К тому же, часть никотина нейтрализует формальдегид – другой яд, содержащийся в табаке. В течении 30 лет такой курильщик выкуривает примерно 20000 сигарет, или 160 кг табака, поглощая в среднем 800 г никотина.

Систематическое поглощение небольших, не смертельных доз никотина вызывает привычку, пристрастие к курению. Никотин включает в процессы обмена, происходящие в организме человека, и становится необходимым.

Однако если некурящий человек в один прием получит значительную дозу никотина, может наступить смерть. Такие случаи наблюдались в разных странах. Нашим крупным ученым – фармакологом Н.П. Крафковым описана смерть молодого человека после того, как он впервые в жизни выкурил большую сигару.

Во Франции, в Ницце, в итоге конкурса: «Кто больше выкурит» двое «победителей», выкурив по 60 сигарет, умерли, а остальные участники с тяжелым отравлением попали в больницу.

Первопричиной рака легких у курящих является табачный деготь.

Табачный деготь – скопище канцерогенных веществ. Если регулярно смазывать им кожу животных, то у 95% из них вскоре образуются раковые опухоли. В табачном дегте обнаружено наличие одного из наиболее активных радиоэлементов – полония. О степени этой опасности можно судить по следующим данным: человек, выкуривающий в день пачку сигарет, получает дозу облучения в 3,5 раза больше дозы, принятой международным соглашением по защите от радиации. Итак, самой грозной расплатой за курение оказывается рак легких. 95% всех установленных случаев рака легких приходится на долю курящих.

Найдите число и вы узнаете, сколько минут жизни уносит каждая выкуренная сигарета.

               Мы выясним, что 1 сигарета укорачивает жизнь курильщика на 4 минуты.

На сколько минут укорачивается жизнь курильщика за неделю, если он выкуривает 1 пачку в день, а в пачке 20 сигарет?

 минут.

               Установлено, что продолжительность жизни курильщика на 8-9 лет меньше, чем некурящих. В дыме сигареты находится более 4 тысяч химических соединений, более 40 из которых является канцерогенными- вызывающими рак. Это ацетон, аммиак, свинец, окись углерода.

Решив примеры узнаете какими болезнями страдают курильщики.

                                                        3,2 – преждевременно старение

                                             6 – язвенная болезнь

                                                       7,5 - грипп

                                                               0,2 – болезни сердца

                                                     – бронхит

                                                                                    - рак легких

                                                                                  10 - болезни желудка

Медсестра:

Мифы о курении.

Миф первый: Курево успокаивает нервы и спасает от стрессов.

На самом деле компоненты табака (смолы, никотин, дым и т.д.) не расслабляют, а просто «тормозят» важнейшие участки центральной нервной системы. Зато, привыкнув к сигарете, человек без нее уже расслабиться не может. Получается замкнутый круг: и возникновение и прекращение стресса зависят от курения.

Миф второй: Курящие люди дольше сохраняют стройную фигуру.

Во-первых, кругом полно дымящих толстяков. Во-вторых, притупляя сигаретой чувство голода, вы провоцируете развитие гастрита и язвенной болезни желудка. В-третьих, худеть с помощью курения – это все равно, что привить себе инфекционную болезнь и «таять на глазах от нее».

Миф третий: На морозе сигарета согревает.

Табачный дым действительно создает кратковременный согревающий эффект, поскольку содержащиеся в нем яды сужают сосуды, увеличивают частоту пульса и повышают кровяное давление. Стоит ли так « греться», чтобы получить взамен как минимум гипертонию?

Миф четвертый: Сигареты с пометкой «легкие» не так вредны, как обычные.

Увы, это не так. Постоянно используя легкие сигареты, курильщики затягиваются чаще и глубже, что в последствии может привести к заболеванию раком не самих легких, а так называемой легочной периферии – альвеол и малых бронхов.

Миф пятый: Столько людей в мире курят, и ничего – живут.

ЖИВУТ, но как? Молодые до болячек, связанных с курением, просто еще не дожили, а пожилые скорее лечатся, чем живут полноценной жизнью. Сегодня доказана прямая зависимость между курением и раком легких. Табачный дым разрушает ген p 53, подавляющий развитие рака. К тому же курильщики чаще страдают от язвы желудка и сердечно – сосудистых заболеваний. Курение также нередко приводит к хроническому бронхиту.

      Волк:

«Похвальная ода курению»

А вы не курите? Курите!

Да и не вздумайте бросать.

Слегка жизнишку сократите,

Годков так, может быть, на – дцать.

Ведь как затянешся, бывало,

И мысль работает легко.

Что барахлить сердечко стало-

Так это даже ничего.

А женщина и сигарета –

Картина, ждущая Дали.

Сюрреализмом не воспето,

Что в ее легких и груди.

Нет, не бросайте, а курите!

Сто слушать разных дураков.

Поглубже дымом затянитесь –

До спазма, боли у висков.

И если вы еще в раздумье,

Курить начать или бросать,

То это признак тугодумья.

Курить! Курить! Курить опять!

Курите, милые! Курите!

И Сам Господь благословит

Там, на том свете. Но учтите:

Решишь стрельнуть – не угостит!

          Учитель: Дадим слово Легким, Мозгу и Сердцу.

               Мозг.

Иссушил меня проклятый злодей,

Нет больше светлых дней,

Он мои нейроны украл,

И на пачку сигарет поменял,

И теперь я за долгий срок,

Не могу выучить данный урок,

И внимания, и памяти нет,

Все от этих проклятых сигарет!

                        Сердце.

Мне так плохо, я так устало,

И нету больше сил стучать,

Наверно, жить осталось мало,

Могли бы только вы понять,

Мне не хватает кислорода,

Меня так душит никотин,

А этот яд непобедим,

Мои сосуды кровяные,

В дыму сгорают день за днем.

И если вы нас не спасете,

Мы от куренья пропадем!

                         Легкие.

Ой, мы бедные, сожженные совсем

Мы хотим спросить Вас, люди,

А Вы, курите зачем?

Нас полоний отравляет,

Никотин нам, страшный яд

Наши бронхи он сжигает!

Учитель:     Так как же бросить курить?

          Медсестра: Как бросить курить?

  1. При средней стоимости пачки сигарет 50 руб. куря, ты тратишь около 20 000 руб. в год. Нужны ли тебе такие затраты? Может их потратить на путешествия, покупки или другие дела, которые тебе интересны.
  2. Ты думаешь о своем здоровье? Это уже доказано, что у тебя могут появиться инсульты, сердечные приступы, легочные заболевания и др.
  3. Ты зависим от сигареты, а следовательно не самостоятелен. Если сигарета подчинила тебя, значит тобой легко управлять.
  4. Ты хочешь казаться взрослым? Не думаю, что девушка с сигаретой вызывает уважение.
  5. Ты считаешь, что курение успокаивает? Нет, конечно, так как возникновение и прекращение стресса зависит от курения.

Учитель постройте диаграмму по данным статистики:        Зa пocлeдниe 10 лeт дoля кypящиx гopoжaн cтapшe 18 лeт в Poccии cнизилacь c 39% дo 30%. Дpyгими cлoвaми, чиcлo кypильщикoв coкpaтилocь нa 2,4 млн. чeлoвeк, пoдcчитaли aнaлитики. Oднaкo cмepтнocть y нac пpeвышaeт poждaeмocть в эти гoды. И кypящиx cтaлo мeньшe нe пoтoмy, чтo cтpaнa cтaлa мeньшe кypить, a пoтoмy, чтo в cтpaнe дeмoгpaфичecкий кpизиc. В пocлeдниe гoды тoлькo в Poccии eжeгoднo пpoизвoдят пopядкa 410 млpд. штyк cигapeт, пpичeм эти чиcлo нe cнижaeтcя. В итoгe: ecли кoличecтвo кypильщикoв cтapшe 18 лeт cнизилocь, кoличecтвo выпycкaeмыx cигapeт нe измeнилocь, тo пoлyчaeтcя, чтo yвeличилocь кoличecтвo кypящиx дo 18 лeт? 

Этo дeйcтвитeльнo тaк. 59% poccийcкиx пoдpocткoв в вoзpacтe oт 12 дo 17 лeт xoтя бы paз в жизни пpoбoвaли cигapeтy. Пpичeм, ecли cpeди 12-лeтниx тaкиx пoдpocткoв 30%, тo cpeди 16-лeтниx этa цифpa вoзpacтaeт пoчти вдвoe. Cpeдний вoзpacт пoдpocткa вo вpeмя пepвoгo oпытa c cигapeтoй - 11,5 лeт! 23% пoпpoбoвaли пepвyю cигapeтy дo дocтижeния 10-лeтнeгo вoзpacтa, 33% - мeждy 10 и 12 гoдaми, и 43% - пocлe 12 лeт. Из тex пoдpocткoв, кoтopыe xoтя бы paз в жизни пpoбoвaли кypить, бoльшинcтвo (60%) кypят и пoнынe. Taким oбpaзoм, бoлee 35 % пoдpocткoв oт 12 дo 17 лeт являютcя кypильщикaми! 

Учитель: Закончим урок мы сказкой, ведь «сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»

    Сказка о Красной шапочке.

                  Колумб:                           Пошла Красная Шапочка

При платьице, при тапочках,

К своей старушке – бабушке, лекарство отнести.

Идет она лесочками – березками, дубочками,

Вдруг Серый Волк встает ей на пути.

Мурашечки по спиночке: такое на тропиночке,

Что глаз не отвести!

А Волк – бандюга старая,

С окурком и гитарою, к Шапочке пристал!

                 Волк:

Скажи мне Шапка Красная,

Не заливай напрасно мне,

Где бабушка живет?

            Колумб:                                 Волк выбрал жизнь опасную,

Сорвал Шапчонку Красную,

И мучаясь одышкою, покавылял вперед.

А в это время Шапочка, схватив под мышки тапочки,

Как побежала к бабушке, чтоб ту предупредить!

Бежала она быстро: тропинками тенистыми,

И даже скорый поезд за ней бы не поспел.

Девчонка она резвая, красивая, чудесная

И никотином легкие не хочет отравлять,

Поэтому и Волка, может обогнать!

А Волк, курить стал смолоду,

Свою дурную голову на «ЯВУ» променял!

И легкие скукожило, и печень пропил тоже он, и зренье потерял.

У Волка пульс зашкаливал,

И очень тяжко кашлял он,

И бил эндатерит.

Вот Волк приперся к бабушке,

Не зная, что уж Шапочка давненько его ждет.

И схватка была быстрая, и не звучало выстрелов, как в фильмах разных

Там: пиф – паф.

Владейте джиу – джицио, и не зови милицию.

ВСЕ ВМЕСТЕ:                                       Не пейте, не курите!

Здоровье берегите!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа на тему: «Курение: иллюзия и реальность»

Методическая разработка классного часа на тему: «Курение: иллюзия и реальность» предназначена для студентов НПО и СПО. Разработка пропагандирует здоровый образа жизни, показывает вред и пагубное...

КУРЕНИЕ: ДАНЬ МОДЕ, ПРИВЫЧКА, БОЛЕЗНЬ

Ток - шоу направлено на формирование у учащихся позитивной ценностной ориентации, отказ от никотиновой зависимости, повышение уровня социальной адаптации учащихся,  склонных к табакокурению,инфор...

Доклад "Морально-правовые проблемы, связанные с эвтаназией" на конференции "Проблемы современного общества" в Институте гуманитарного образования и информационных технологий 22.10.2015 года учащихся Сергова Егора и Слесаревского Егора

Доклад "Морально-правовые проблемы, связанные с эвтаназией" на конференции "Проблемы современного общества" в Институте гуманитарного образования и информационных технологий 22.10.2015 года учащихся С...

Статья Обучающегося на тему: Проблема курения и ее влияние на здоровье подростка

В данной статье приведен краткий исторический обзор возникновения табакокурения и методы борьбы с ним в историческом прошлом. Также я рассмотрела биохимическое влияние никотина на человеческий организ...

План - конспект учебного занятия по теме «Глобальные проблемы человечества, пути их решения. Проблема отсталости развивающихся стран.»

План - конспект учебного занятия по теме «Глобальные проблемы человечества, пути их решения. Проблема отсталости развивающихся стран.»...

Сборник: Актуальные проблемы подготовки кадров, статья "Проблемы повышения качества профессионального образования"

Сборник статей по результатам работы конференции содержит оригинальные материалы ведущих и молодых ученых, посвященные актуальным вопросам подготовки кадров в системе среднего и высшего профессиональн...

Проект программы психологического сопровождения "Проблемы курения в медицинском колледже".

Проект программы психологического сопровождения позволяет обеспечить профессиональной профилактической помощью студентов, направленной на предупреждение курения.Формировать здоровый образ жизни и высо...