Главные вкладки

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ХИМИЯ для профессий ППКРС технического профиля
    рабочая программа на тему

    Рабочая программа разработана в соответствии с "Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисными учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) и примерной программы учебной дисциплины «Химия» предназначенной для изучения химии в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена и одобренной ФГУ «Федеральный институт развития образования» 10.04.2008 г. и утвержденной Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России 16.04.2008 г. 

    Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

    Программа ориентирована на достижение следующих целей:

    ·       освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;

    ·       овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;

    ·       развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;

    ·       воспитание убежденности позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к собственному здоровью и окружающей среде;

    ·       применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, на производстве и в сельском хозяйстве, для решения практических задач в повседневной жизни, для предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

     

    В результате изучения учебной дисциплины «Химия» обучающийся должен

            знать/понимать:

    ·         важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем газообразных веществ, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;

    ·         основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава веществ, Периодический закон Д.И. Менделеева;

    ·         основные теории химии; химической связи, электролитической диссоциации, строения органических и неорганических соединений;

    ·         важнейшие вещества и материалы: важнейшие металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; благородные газы, водород, кислород, галогены, щелочные металлы; основные, кислотные и амфотерные оксиды и гидроксиды, щелочи, углекислый и угарный газы, сернистый газ, аммиак, вода, природный газ, метан, этан, этилен, ацетилен, хлорид натрия, карбонат и гидрокарбонат натрия, карбонат и фосфат кальция, бензол, метанол и этанол, сложные эфиры, жиры, мыла, моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза), полисахариды (крахмал и целлюлоза), анилин, аминокислоты, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;

    уметь:

    ·         называть: изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре;

    ·         определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических и органических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к разным классам неорганических и органических соединений;

    ·         характеризовать: элементы малых периодов по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных неорганических и органических соединений;

     

     

    ·         объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи (ионной ковалентной, металлической и водородной), зависимость скорости химической реакции и положение химического равновесия от различных факторов;

    ·         выполнять химический эксперимент: по распознаванию важнейших неорганических и органических соединений;

    ·         проводить: самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;

    ·         связывать: изученный материал со своей профессиональной деятельностью;

    ·         решать: расчетные задачи по химическим формулам и уравнениям;

    использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

    ·         для объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

    ·         определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

    ·         экологически грамотного поведения в окружающей среде;

    ·         оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

    ·         безопасного обращения с горючими и токсичными веществами и лабораторным оборудованием;

    ·         приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;

    ·         критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rp_khimiya_2014.doc253 КБ

    Предварительный просмотр:

    Краевое государственное автономное образовательное учреждение

     среднего профессионального образования

     "Краевой колледж предпринимательства"

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

    ХИМИЯ

    для профессий ППКРС технического профиля

    Пермь, 2014г.


    Рабочая программа разработана в соответствии с "Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисными учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) и примерной программы учебной дисциплины «Химия» предназначенной для изучения химии в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена и одобренной ФГУ «Федеральный институт развития образования» 10.04.2008 г. и утвержденной Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России 16.04.2008 г.

    Организация-разработчик: Краевое государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Краевой колледж предпринимательства"

    Разработчик:

    Фуфачева Марина Сергеевна, преподаватель;

    Рецензенты:

    __________________________________________________________

    __________________________________________________________

    Рекомендована Цикловой методической комиссией общеобразовательных дисциплин по приказу колледжа, протокол №___от__________.

            Председатель ЦМК                                                            _______________Е.А.Зыкова

    Утверждена заместителем директора по учебной работе

    Г.В. Айзенштат_________________


    СОДЕРЖАНИЕ

    стр.

    1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

    1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

    1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

    1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


    1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

    ХИМИЯ

                                                                         

    1.1. Область применения программы:

    Рабочая программа учебной дисциплины Химия  является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС для профессии ППКРС технического профиля:

    54.01.02 Ювелир

    1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл и относится к базовым дисциплинам.

    1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

    Программа ориентирована на достижение следующих целей:

    • освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
    • овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
    • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
    • воспитание убежденности позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к собственному здоровью и окружающей среде;
    • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, на производстве и в сельском хозяйстве, для решения практических задач в повседневной жизни, для предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

     

    В результате изучения учебной дисциплины «Химия» обучающийся должен

            знать/понимать:

    • важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем газообразных веществ, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
    • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава веществ, Периодический закон Д.И. Менделеева;
    • основные теории химии; химической связи, электролитической диссоциации, строения органических и неорганических соединений;
    • важнейшие вещества и материалы: важнейшие металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; благородные газы, водород, кислород, галогены, щелочные металлы; основные, кислотные и амфотерные оксиды и гидроксиды, щелочи, углекислый и угарный газы, сернистый газ, аммиак, вода, природный газ, метан, этан, этилен, ацетилен, хлорид натрия, карбонат и гидрокарбонат натрия, карбонат и фосфат кальция, бензол, метанол и этанол, сложные эфиры, жиры, мыла, моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза), полисахариды (крахмал и целлюлоза), анилин, аминокислоты, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;

    уметь:

    • называть: изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре;
    • определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических и органических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к разным классам неорганических и органических соединений;
    • характеризовать: элементы малых периодов по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных неорганических и органических соединений;

    • объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи (ионной ковалентной, металлической и водородной), зависимость скорости химической реакции и положение химического равновесия от различных факторов;
    • выполнять химический эксперимент: по распознаванию важнейших неорганических и органических соединений;
    • проводить: самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
    • связывать: изученный материал со своей профессиональной деятельностью;
    • решать: расчетные задачи по химическим формулам и уравнениям;

    использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

    • для объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
    • определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
    • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
    • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
    • безопасного обращения с горючими и токсичными веществами и лабораторным оборудованием;
    • приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
    • критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

    1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

    максимальной учебной нагрузки обучающегося -192 часа, в том числе:

    обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося- 128 часов, из них 50 часов на увеличение профессиональной составляющей основной профессиональной образовательной программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих технического профиля с целью повышения качества подготовки по профессии, формирования общих и профессиональных компетенций;

    самостоятельной работы обучающегося- 64 часа.

     

     


    2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

    2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

    Вид учебной работы

    Объем часов

    Максимальная учебная нагрузка (всего)

    192

    Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

    128

    в том числе:

         лабораторные  работы

    22

         практические занятия

    26

         контрольные работы

    6

    Самостоятельная работа обучающегося (всего)

    64

    Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта

     

                 


    2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины   Химия

                            

    Наименование разделов и тем

    Содержание учебного материала, лабораторные  работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

    Объем часов

    Уровень освоения

    1

    2

    3

    4

    Введение

    Предмет химии. Научные методы познания веществ и химических явлений. Роль эксперимента и теории в химии.

    1

    1

    Раздел 1.

                                         Общая и неорганическая химия

    92

    Тема 1.1.

    Основные понятия и законы химии

    11

    Тема 1.1.1

    Основные понятия химии

    Вещество. Атом. Молекула. Химический элемент. Аллотропия. Простые и сложные вещества. Качественный и количественный состав веществ. Химические знаки и формулы. Относительные атомная и молекулярная массы. Количество вещества.

    Понятие «доля» и его использование в химии

    Демонстрация

    Модели атомов химических элементов. Модели молекул простых и сложных веществ Коллекция простых и сложных веществ.

    Самостоятельная работа обучающихся

    Сообщение по теме: "Понятие о химической технологии, биотехнологии и нанотехнологии".

    Научные методы познания мира.

    2

    2

    2

    2

    1

    Тема 1.1.2.

    Основные законы химии

    Стехиометрия. Закон сохранения массы веществ. Закон постоянства состава веществ молекулярной структуры.

    Закон сохранения массы веществ. Газовые законы.

    Закон Авогадро и следствия их него.

    1

    2

    1

    Тема 1.1.3.

    Расчёты по химическим формулам

    Практическое занятие №1

    Расчетные задачи на нахождение относительной молекулярной массы, определение массовой доли химических элементов в сложном веществе.

    Практическое занятие №2

    Решение задач с использованием единицы количества вещества моль.

    2

    2

    2

    Тема 1.2.

     Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома

    8

    Тема 1.2.1.

    Периодический закон Д.И. Менделеева.

    Открытие Д.И. Менделеевым Периодического закона. Периодический закон в формулировке Д.И. Менделеева.

    Периодическая таблица химических элементов – графическое отображение периодического закона. Структура периодической таблицы: периоды (малые и большие), группы (главная и побочная).

    Демонстрация

    Различные формы Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева.

    2

    1

    1

    Тема 1.2.2.

    Строение атома и периодический закон Д.И. Менделеева.

    Атом – сложная частица. Ядро (протоны и нейтроны) и электронная оболочка. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов элементов малых периодов. Особенности строения электронных оболочек атомов элементов больших периодов (переходных элементов). Понятие об орбиталях. s-, р- и d-Орбитали.

    Электронные конфигурации атомов химических элементов малых и больших периодов.

    Современная формулировка периодического закона. Значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира.

    Самостоятельная работа обучающихся

    Подготовка сообщения по теме: "Радиоактивность. Использование радиоактивных изотопов в технических целях. Рентгеновское излучение и его использование в технике и медицине".

    2

    3

    1

    4

    Тема 1.3.

    Химическая связь и строение вещества

    10

    Тема 1.3.1.

    Ионная,

    ковалентная химическая связь.

    Катионы, их образование из атомов в результате процесса окисления. Анионы, их образование из атомов в результате процесса восстановления. Ионная связь, как связь между катионами и анионами за счет электростатического притяжения. Классификация ионов: по составу, знаку заряда, наличию гидратной оболочки. Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с ионным типом кристаллической решетки.

    Механизм образования ковалентной связи (обменный и донорно-акцепторный). Электроотрицательность. Ковалентные полярная и неполярная связи. Кратность ковалентной связи. Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Свойства веществ с молекулярными и атомными кристаллическими решетками.

    Демонстрация

    Модели кристаллических решеток различных веществ.

    Практическое занятие №3

    Составление сравнительной таблицы " Типы кристаллических решёток"

    4

    2

    1

    2,3

    Тема 1.3.2.

    Металлическая и водородная связи и агрегатные состояния веществ

    Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Физические свойства металлов.

    Твердое, жидкое и газообразное состояния веществ. Переход вещества из одного агрегатного состояния в другое. Водородная связь.

    Самостоятельная работа обучающихся

    Составление кроссворда по теме: "Конденсация. Текучесть. Возгонка. Кристаллизация. Сублимация и десублимация. Аномалии физических свойств воды. Жидкие кристаллы".

    2

    1

    2

    Тема 1.3.3.

    Чистые вещества и смеси. Дисперсные системы.

    Понятие о смеси веществ. Гомогенные и гетерогенные смеси. Состав смесей: объемная и массовая доли компонентов смеси, массовая доля примесей.

    Понятие о дисперсной системе. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсных систем. Понятие о коллоидных системах.

    Демонстрация

    Образцы различных дисперсных систем: эмульсий, суспензий, аэрозолей, гелей и золей.

    .

    Самостоятельная работа обучающихся

    Составление терминологического словаря по теме: "Минералы и горные породы как природные смеси. Эмульсии и суспензии. Золи и гели. Коагуляция. Синерезис".

    2

    1

    2

       

    Тема 1.4.

     Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация

    10

     

     Тема 1.4.1.

    Вода. Растворы. Растворение.

    Вода как растворитель. Растворимость веществ. Насыщенные, ненасыщенные, пересыщенные растворы. Зависимость растворимости газов, жидкостей и твердых веществ от различных факторов.

    Практическое занятие №4

    Процентная и молярная концентрация растворов. Решение задач, связанных с концентрацией растворов.

    Демонстрация

    Растворимость веществ в воде. Собирание газов методом вытеснения воды. Растворение в воде серной кислоты и солей аммония. Образцы кристаллогидратов.

    Самостоятельная работа обучающихся

    Подготовка сообщения по теме: "Загрязнение гидросферы и её охрана".

    4

    1,2

    2

    Тема 1.4.2.

    Электролитическая

    диссоциация.

    Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Механизмы электролитической диссоциации для веществ с различными типами химической связи. Гидратированные и негидратированные ионы. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Основные положения теории электролитической диссоциации. Кислоты, основания и соли как электролиты.

    Практическое  занятие №5

    Испытание растворов электролитов и неэлектролитов на предмет диссоциации. Зависимость степени электролитической диссоциации уксусной кислоты от разбавления раствора.

    6

    1,2

    Тема 1.5

    Классификация неорганических соединений и их свойства

    22

    Тема 1.5.1.

    Кислоты и их свойства.

    Кислоты как электролиты, их классификация по различным признакам. Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации. Особенности взаимодействия концентрированной серной и азотной кислот с металлами. Основные способы получения кислот.

    Лабораторная работа №1

    Испытание растворов кислот индикаторами. Взаимодействие металлов с кислотами. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями. Взаимодействие кислот с солями.

    .

    Самостоятельная работа обучающихся

    Подготовка сообщения по теме: "Правила разбавления серной кислоты. Использование серной кислоты в промышленности".

    2

    2

    2

    1,2

    2

    Тема 1.5.2

    Основания и их свойства.

    Основания как электролиты, их классификация по различным признакам. Химические свойства оснований в свете теории электролитической диссоциации. Разложение нерастворимых оснований. Способы получения оснований.

    Лабораторная работа №2

    Испытание растворов щелочей индикаторами. Взаимодействие щелочей с солями. Разложение нерастворимых оснований.

    Самостоятельная работа обучающихся

    Составление терминологического словаря:"Едкие щелочи, их использование в промышленности".

    2

    2

    2

    Тема 1.5.3.

    Соли и их свойства.

    Соли как электролиты. Соли средние, кислые и оснóвные. Химические свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Способы получения солей.

    Лабораторная работа №3

    Взаимодействие солей с металлами. Взаимодействие солей друг с другом. Гидролиз солей различного типа

    .

    2

    2

    1,2

    Тема 1.5.4.

    Оксиды и их свойства.

    Солеобразующие и несолеобразующие оксиды. Основные, амфотерные и кислотные оксиды. Зависимость характера оксида от степени окисления образующего его металла. Химические свойства оксидов. Получение оксидов.

    Лабораторная работа №4

    Осуществление генетической цепи превращений.

    Практическое занятие №6

    Расчеты по уравнениям реакций/ Решение задач разных типов, комбинированных задач, олимпиадных заданий.

    2

    2

    4

    1

         

         Тема 1.6

                                               Химические реакции

    14

    Тема 1.6.1.

    Классификация химических реакций.

    Реакции соединения, разложения, замещения, обмена. Каталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции. Гомогенные и гетерогенные реакции. Экзотермические и эндотермические реакции. Тепловой эффект химических реакций. Термохимические уравнения.

    Демонстрация

    Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса.

    2

    1

    Тема 1.6.2.

    Окислительно-восстановительные реакции.

    Степень окисления. Окислитель и восстановление. Восстановитель и окисление. Метод электронного баланса для составления уравнений окислительно-восстановительных реакций.

    Практическое занятие №7

    Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций.

    Самостоятельная работа обучающихся

    Подготовка сообщений: "Понятие об электролизе. Электролиз расплавов. Электролиз растворов. Электролитическое получение алюминия. Практическое применение электролиза. Гальванопластика. Гальваностегия. Рафинирование цветных металлов".

    2

    2

    1,2

    4

    Тема 1.6.3.

    Скорость химических реакций.

    Понятие о скорости химических реакций. Зависимость скорости химических реакций от различных факторов: природы реагирующих веществ, их концентрации, температуры, поверхности соприкосновения и использования катализаторов.

    Лабораторная работа №5

    Зависимость скорости взаимодействия соляной кислоты с металлами от их природы. Зависимость скорости взаимодействия цинка с соляной кислотой от ее концентрации. Зависимость скорости взаимодействия оксида меди(II) с серной кислотой от температуры.

    Самостоятельная работа обучающихся

    Составление кроссворда по теме: "Катализ. Гомогенные и гетерогенные катализаторы. Промоторы. Каталитические яды. Ингибиторы".

    2

    2

    2

    1

    Тема 1.6.4.

    Обратимость химических реакций.

    Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие и способы его смещения.

    Практическое занятие №8

    Примеры необратимых реакций, идущих с образованием осадка, газа или воды.

    Самостоятельная работа обучающихся

    Составление технологической цепочки "Производство аммиака: сырье, аппаратура, научные принципы".

    4

    1

    2

    Тема 1.7

    Металлы и неметаллы

    16

    Тема 1.7.1.

    Металлы.

    Особенности строения атомов и кристаллов. Физические свойства металлов. Классификация металлов по различным признакам. Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. Металлотермия.

    Общие способы получения металлов. Понятие о металлургии. Пирометаллургия, гидрометаллургия и электрометаллургия. Сплавы черные и цветные.

    Демонстрация

    Коллекция металлов

    Лабораторная работа №6 «Химические свойства металлов»

    Лабораторная работа №7 "Качественное определение катионов металлов в растворах"

    Самостоятельная работа обучающихся

    Подготовка сообщений по теме: "Коррозия металлов: химическая и электрохимическая. Зависимость скорости коррозии от условий окружающей среды. Классификация коррозии металлов по различным признакам. Способы защиты металлов от коррозии".

    4

    2

    2

    2

    4

    1

    Тема 1.7.2.

    Неметаллы.

    Особенности строения атомов. Неметаллы – простые вещества. Зависимость свойств галогенов от их положения в Периодической системе. Окислительные и восстановительные свойства неметаллов в зависимости от их положения в ряду электроотрицательности.

    Демонстрация

    Коллекция неметаллов.

    Коллекция продукции силикатной промышленности.

    Лабораторная работа №8  «Качественное определение анионов металлов в растворах"»

    Самостоятельная работа обучающихся

    Подготовка тестовых заданий по теме: "Получение неметаллов фракционной перегонкой жидкого воздуха и электролизом растворов или расплавов электролитов.

    Силикатная промышленность. Производство серной кислоты".

    2

    2

    1

    4

    Тема 1.8.

    Контроль и обобщение знаний

    Контрольная работа №1 «Неорганические вещества»

    2

    1,2

    Раздел 2

                                           Органическая химия

    36

    Тема 2.1

    Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений

    6

    Тема 2.1.1.

    Предмет органической химии.

    Природные, искусственные и синтетические органические вещества. Сравнение органических веществ с неорганическими.

    Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекулы по валентности.

    Практическая работа №9

    Изготовление моделей молекул органических веществ.

    1

    1

    Тема 2.1.2.

    Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова.

    Основные положения теории химического строения. Изомерия и изомеры. Химические формулы и модели молекул в органической химии.

    1

    1

    Тема 2.1.3.

    Классификация органических веществ.

    Классификация веществ по строению углеродного скелета и наличию функциональных групп. Гомологи и гомология. Начала номенклатуры IUPAC.

    Практическая работа №10

    Составление названий органических веществ по правилам номенклатуры IUPAC. Составление формул веществ по названию.

    4

    1

    Тема 2.2

                Углеводороды и их природные источники

    9

    Тема 2.2.1.

    Алканы.

    Алканы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Химические свойства алканов (метана, этана): горение, замещение, разложение, дегидрирование. Применение алканов на основе свойств.

    Демонстрация

    Горение метана, отношение метана к растворам перманганата калия и бромной воде.

    2

    1

    Тема 2.2.2.

    Алкены.

    Этилен, его получение (дегидрированием этана, деполимеризацией полиэтилена). Гомологический ряд, изомерия, номенклатура алкенов. Химические свойства этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация, полимеризация. Применение этилена на основе свойств.

    Демонстрация

    Горение этилена, отношение этилена к растворам перманганата калия и бромной воде.

    2

    1,2

    Тема 2.2.3

    Диены и каучуки.

    Понятие о диенах как углеводородах с двумя двойными связями. Сопряженные диены. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Натуральный и синтетические каучуки. Резина.

    Практическая работа №11 "Ознакомление с коллекцией каучуков и образцами изделий из резины".

    Самостоятельная работа обучающихся

    Подготовка сообщений по теме: "Классификация и назначение каучуков. Классификация и назначение резин. Вулканизация каучука".

    1

    4

    1

    Тема 2.2.4.

    Алкины.

    Ацетилен. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств. Межклассовая изомерия с алкадиенами.

    Демонстрация

    Горение ацетилена, отношение ацетилена к растворам перманганата калия и бромной воде.

    .

    1

    1

    Тема 2.2.5.

    Арены.

    Бензол. Химические свойства бензола: горение, реакции замещения (галогенирование, нитрование). Применение бензола на основе свойств.

    Самостоятельная работа обучающихся

    Составление терминологического словаря по теме: "Понятие об экстракции. Восстановление нитробензола в анилин. Гомологический ряд аренов. Толуол. Нитрование толуола. Тротил".

    1

    1

    4

    Тема 2.2.6.

    Природные источники углеводородов.

    Природный газ: состав, применение в качестве топлива. Нефть. Состав и переработка нефти. Перегонка нефти. Нефтепродукты.

    Практическое занятие №12

    Ознакомление с коллекцией образцов нефти и продуктов ее переработки.

    Самостоятельная работа обучающихся

    Составление тестовых заданий по теме: Основные направления промышленной переработки природного газа.

    Попутный нефтяной газ, его переработка.

    Процессы промышленной переработки нефти: крекинг, риформинг. Октановое число бензинов/

    Коксохимическое производство и его продукция.

    2

    1

    4

    Тема 2.2.7

    Контроль и обобщение знаний

    Контрольная работа № 2 «Углеводороды»

    1

    1

           Тема 2.3

                            Кислородсодержащие органические соединения

    14

    Тема 2.3.1.

     

    Спирты

    Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Понятие о предельных одноатомных спиртах. Химические свойства этанола: взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение.

    Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина.

    Лабораторная работа №9

    Растворение глицерина в воде и взаимодействие с гидроксидом меди(II).

    Демонстрация

    Окисление спирта в альдегид. Качественные реакции на многоатомные спирты

    Самостоятельная работа обучающихся

    Подготовка сообщений: "Метиловый спирт и его использование в качестве химического сырья. Токсичность метанола и правила техники безопасности при работе с ним. Этиленгликоль и его применение. Токсичность этиленгликоля и правила техники безопасности при работе с ним"

    2

    1

    4

    Тема 2.3.2

    Альдегиды

    Понятие об альдегидах. Альдегидная группа как функциональная. Формальдегид и его свойства: окисление в соответствующую кислоту, восстановление в соответствующий спирт. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Применение формальдегида на основе его свойств.

    Демонстрация

    Реакция серебряного зеркала. Окисление альдегидов и глюкозы в кислоту с помощью гидроксида меди(II).

    2

    1

    Тема 2.3.3

    Карбоновые кислоты

    Понятие о карбоновых кислотах. Карбоксильная группа как функциональная. Гомологический ряд предельных однооснóвных карбоновых кислот. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с минеральными кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой.

    Лабораторная работа №10

    Свойства уксусной кислоты, общие со свойствами минеральных кислот.

    Самостоятельная работа обучающихся

    Подготовка сообщений по теме: "Многообразие карбоновых кислот".

    2

    1

    3

    Тема 2.3.4

    Сложные эфиры и жиры

    Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств.

    Жиры как сложные эфиры. Классификация жиров. Химические свойства жиров: гидролиз и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств. Мыла.

    Самостоятельная работа обучающихся

    Составление коспекта по теме: "Пленкообразующие масла. Замена жиров в технике непищевым сырьем. Синтетические моющие средства".

    2

    1

    4

    Тема 2.3.5

    Углеводы

    Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза, фруктоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза).

    Глюкоза – вещество с двойственной функцией – альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, спиртовое брожение. Применение глюкозы на основе свойств.

    Значение углеводов в живой природе и жизни человека. Понятие о реакциях поликонденсации и гидролиза на примере взаимопревращений: глюкоза ⎯→ полисахарид.

    Лабораторная работа №11

    Взаимодействие глюкозы и сахарозы с гидроксидом меди(II). Качественная реакция на крахмал.

    Практическое занятие № 13

    Реакция серебряного зеркала. Качественная реакция на крахмал.

    4

    1

    Тема 2.4

    Азотсодержащие органические соединения. Полимеры.

    6

    Тема 2.4.1.

    Аминокислоты

    Аминокислоты как амфотерные дифункциональные органические соединения. Химические свойства аминокислот: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств.

    Демонстрация

    Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот.

    2

    1

    Тема 2.4.3.

    Белки

    Первичная, вторичная, третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, цветные реакции. Биологические функции белков.

    Лабораторная работа №12

    Растворение белков в воде. Обнаружение белков в молоке и в мясном бульоне. Денатурация раствора белка куриного яйца спиртом, растворами солей тяжелых металлов и при нагревании. Цветные реакции белков. Горение птичьего пера и шерстяной нити

    Самостоятельная работа обучающихся

    Сообщения о белках, их свойствах и применении.

    2

    1

        2

    Тема 2.4.4.

    Полимеры

    Белки и полисахариды как биополимеры.

    Пластмассы. Получение полимеров реакцией полимеризации и поликонденсации. Термопластичные и термореактивные пластмассы. Представители пластмасс.

    Волокна, их классификация. Получение волокон. Отдельные представители химических волокон.

    Практическое занятие № 14 « Распознавание пластмасс и волокон»

    Самостоятельная работа обучающихся

    Составление технологической цепочки: "Промышленное производство химических волокон"

    2

    1,2

    2

    Тема 2.4.6.

    Контроль и обобщение знаний

    Лабораторная работа №13 "Идентификация органического вещества"

    Контрольная работа № 3 « Производные углеводородов»

    2

    1

    Итоговая аттестация

    Дифференцированный зачёт

    1,2


    3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

    3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

    Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета химии, лаборатории.

    Оборудование учебного кабинета:

    периодическая система химических элементов

    Д.И. Менделеева, ряд напряжений металлов; ряд  электроотрицательности металлов, таблица растворимости солей,    кислот и оснований в воде, плакаты по  химии , химическая посуда, химические реактивы

    Технические средства обучения:  интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.

    3.2. Информационное обеспечение обучения

    Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы:

     Основные источники:

    1. Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия.  Химия в тестах, задачах и упражнениях. Издательский центр «Академия»., 2010.

    2.  Габриелян О.С., Остроумов И.Г.,  Химия. Издательский центр «Академия», 2009.

    3. Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Дорофеева Н.М. Практикум по общей,  неорганической и органической химии. Издательский центр «Академия», 2009.

    Дополнительная литература:

     

    1. Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Профильный уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян, Ф.Н. Маскаев, С.Ю. Пономарев, В.И. Теренин. – М., 2005.
    2. Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М., 2005.
    3. Габриелян О.С. Химия. 11 класс. Профильный уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян, Г.Г.Лысова. – М., 2006.
    4. Габриелян О.С. Химия. 11 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М., 2006.
    5. Габриелян О.С. Химия: орган. химия: учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений с углубл. изучением химии / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, А.А. Карцова – М., 2005.
    6. Габриелян О.С. Общая химия: учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений с углубл. изучением химии / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, С.Н. Соловьев, Ф.Н. Маскаев – М., 2005.
    7. Габриелян О.С., Воловик В.В. Единый государственный экзамен: Химия: Сб. заданий и упражнений. – М., 2004.

    4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

    Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических  и лабораторных занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

    Результаты обучения

    (освоенные умения, усвоенные знания)

    Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

    Умения:

    называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатурам;

    практические занятия №1, 9

    определять валентность и степень окисления химических элементов,

    тип химической связи в соединениях,

    заряд иона,

    тип кристаллической решетки,

    характер среды в водных растворах,

    окислитель и восстановитель,

    направление смещения равновесия под влиянием различных факторов,

    изомеры и гомологи,

    принадлежность веществ к разным классам неорганических и органических соединений;

    типы реакций в неорганической и органической химии;

    тестирование

    практическое занятие №2, 3

    тестирование

    практическое занятие №2

    лабораторные работы №1,2,3,

    практические работы № 5,6

    контрольная работа №1

    контрольная работа №2

    контрольные работы №1,2,3

    тестирование

    Характеризовать элементы по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева;

    общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений;

    строение и свойства органических соединений (углеводородов, спиртов, фенолов, альдегидов, кетонов, карбоновых кислот, аминов, аминокислот и углеводов);

    контрольная работа №1

    лабораторные работы №6,7,8

    практические работы №5,7,9-13

    лабораторные работы №9-13

    практические работы №8-13

    Объяснять зависимость свойств химического элемента и образованных им веществ от положения в Периодической системе Д.И. Менделеева;

    зависимость свойств неорганических веществ от их состава и строения,

    природу химической связи,

    зависимость скорости химической реакции от различных факторов

    контрольная работа №1

    контрольная работа №1,2,

    практическая работа №2

    лабораторная работа №5

    выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ, получению конкретных веществ, относящихся к изученным классам соединений;

    лабораторные работы №1-13

    проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;

    практические занятия №1,5

    осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета);

    использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее самостоятельные работы представления в различных формах;

    самостоятельные работы

    самостоятельные работы

    использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для понимания глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических и сырьевых;

    объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве, экологически грамотного поведения в окружающей среде.

    индивидуальные творческие задания

    самостоятельные работы

    Знания:

    роль химии в естествознании, ее связь с другими естественными науками, значение в жизни современного общества;

    тестирование

    важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, масса атомов и молекул, ион, радикал, аллотропия, нуклиды и изотопы, атомные s-, p-, d-орбитали, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, пространственное строение молекул, моль, молярная масса, молярный объем газообразных веществ, вещества молекулярного и немолекулярного строения, дисперсные системы, истинные растворы, электролитическая диссоциация, кислотно-оснóвные реакции в водных растворах, гидролиз, окисление и восстановление, электролиз, скорость химической реакции, катализ, тепловой эффект реакции, теплота образования, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, гомология, структурная и пространственная изомерия, основные типы реакций в неорганической. и органической химии;

    практические занятия по курсу

    тематическое тестирование

    лабораторные работы по курсу

    контрольные работы №1-3

    основные законы химии: закон сохранения массы веществ, закон постоянства состава веществ, Периодический закон Д.И. Менделеева, закон Авогадро;

    практические занятия по курсу

    контрольные работы №1,2

    основные теории химии; строения атома, химической связи, электролитической диссоциации, кислот и оснований, строения органических и неорганических соединений (включая стереохимию), химическую кинетику и химическую термодинамику;

    тестирование

    практические занятия

    лабораторные работы по курсу

    классификацию и номенклатуру неорганических и органических соединений;

    контрольные работы №1,2,3

    природные источники углеводородов и способы их переработки;

    тестирование

    практические работы №10

    вещества и материалы, широко используемые в практике: основные металлы и сплавы, графит, кварц, минеральные удобрения, минеральные и органические кислоты, щелочи, аммиак, углеводороды, фенол, анилин, метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин, формальдегид, ацетальдегид, ацетон, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, аминокислоты, белки, искусственные волокна, каучуки, пластмассы, жиры, мыла и моющие средства;

    контрольные работы №1,2,3

    лабораторные работы по курсу


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ГРУППЫ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ ОДБ. 05 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

    В  Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ 05 Обществознание разработана на основе примерной программы учебной дисциплины Обществознание (автор: Королькова Е.С., ФГУ «ФИРО» Минобрнауки России, 2...

    Программа учебной дициплины "Английский язык" (технический профиль) СПО. ОБД 03

    Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих) (ППКРС) в соответствии с ФГОС по профессии СПО  23.01.03   ...

    Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03.Техническое оснащение и организация рабочего места подготовки квалифицированных рабочих и служащих профессии 19.01.17 Повар, кондитер

    Рабочая программа разработана с целью реализации требований ФГОС третьего поколения, предъявляемых к подготовке квалифицированных рабочих в области общественного питания и предназначена для подготовки...

    Рабочая программа по английскому языку по техническому профилю для учреждений среднего профессионального образования,отделения по подготовке квалифицированных рабочих и служащих

    Рабочая программа ОУД «Иностранный язык» (английский) разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения ОУД «Иностранный я...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 05 ТЕХНИЧЕСКИЙ АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК общепрофессиональный цикл программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 23.01.17 «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей»

    Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 05 «Технический английский язык» является частью основной профессиональной образовательной программы подготовки квалифицированных рабочих и служащи...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.07 ТЕХНИЧЕСКИЙ АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК общепрофессионального цикла программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))

    Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 07 «Технический английский язык» является частью основной профессиональной образовательной программы подготовки квалифицированных рабочих и служащи...