Главные вкладки

    Рабочая программа учебной дисциплины "Литература" (ППКРС)
    рабочая программа на тему

    Терехина Светлана Геннадьевна

    2017 год

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon literatura_12_mastera_sh.doc447.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ   САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

    «МАРКСОВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

    ОУД.01 ЛИТЕРАТУРА

    программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

    для профессии 35.01.11 Мастер  сельскохозяйственного производства

    на базе основного общего образования

    2017


    УТВЕРЖДАЮ

    зам. директора по УПР

    ГАПОУ СО «МПК»

     _______________/Гребнева Е. В./

    «____» _________________ 2017 г.

    Зам. директора по УПР

    ГАПОУ СО «МПК»

     _______________/_______________./

    «____» _________________ 20__ г.

            Рабочая программа учебной дисциплины ОУД. 01 Литература разработана в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования,        утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ № 413 от «17»  мая 2012г., с изменениями и дополнениями от 29 июня 2017 г.

               Рабочая программа учебной дисциплины ОУД. 01 Литература разработана на основании примерной  программы общеобразовательной дисциплины «Русский язык и литература.  Литература» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованных ФГАУ «ФИРО» для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования (протокол № 03 от 21 июля 2015 года). Регистрационный номер рецензии № 382 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО».

    ОДОБРЕНО на заседании цикловой методической комиссии общеобразовательных дисциплин

    Протокол № __,  «___» _______________ 20__ г.

    Председатель комиссии /_______/Курилова Н. А./

    Протокол № __,  «___» _______________ 20__ г.

    Председатель комиссии /_______/______________/

    ОДОБРЕНО методическим советом колледжа ГАПОУ СО «МПК»

    Протокол № __,  «___» _____________ 2017 г.

    Председатель ___________/ _______________ /

    Протокол № __,  «___» _____________ 20___ г.

    Председатель ___________/ _______________ /

    Составитель (автор):

    Рецензент (внутренний):

                     

                       (внешний):

    Терёхина С. Г., преподаватель русского языка и литературы ГАПОУ СО «МПК» высшей квалификационной категории.  

    Малютина Н. Е, преподаватель русского языка и литературы ГАПОУ СО «МПК» высшей квалификационной категории

    Резепова Г. М., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 1 г.Маркса


    СОДЕРЖАНИЕ

    1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                                4        

    1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                   7

    1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                        36

    1. КОНТРОЛЬ  И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ  ДИСЦИПЛИНЫ                                                                                 37

                    


    1 ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

    ОУД.01 ЛИТЕРАТУРА

    1.1 Область применения программы

    Программа учебной дисциплины общеобразовательного цикла ОУД. 01 Литература является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ № 413 от «17»  мая 2012г., с изменениями и дополнениями от 29 июня 2017г., для профессий среднего профессионального образования технического профиля, реализующих образовательную программу на базе основного общего образования.

    Составлена в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом  и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Министерства образования и науки РФ от 29.05.2007  03-1180). Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.08.08 г. № 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования; Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (17.03.15 г. ФГУ «ФИРО»). (Письмо Департамента государственно политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от  17.03.2015 №06-259).

    1. Место дисциплины в структуре программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих:

    Учебная дисциплина ОУД. 01 Литература является обязательной  дисциплиной предметной области «Филология» ФГОС среднего общего образования для  профессии технического профиля 35.01.11 Мастер сельскохозяйственного производства среднего профессионального образования при реализации программ подготовки  квалифицированных рабочих, служащих.

    1. 1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

    Освоение содержания учебной дисциплины ОУД. 01 Литература обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

    личностных:

    −− сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

    −− сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с

    общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

    −− толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

    −− готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на

    протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

    −− эстетическое отношение к миру;

    −− совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание

    чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения

    к русской литературе, культурам других народов;

    −− использование для решения познавательных и коммуникативных задач раз-

    личных источников информации (словарей, энциклопедий, Интернет-ресурсов

    и др.);

    метапредметных:

    −− умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал,

    подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

    −− умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

    −− умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;

    −− владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной

    деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению

    различных методов познания;

    предметных:

    −− сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания

    других культур, уважительного отношения к ним;

    −− сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений;

    −− владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

    −− владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной

    и скрытой, основной и второстепенной информации;

    −− владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;

    −− знание содержания произведений русской, родной и мировой классической

    литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры;

    −− сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный

    контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;

    −− способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных

    и письменных высказываниях;

    −− владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;

    −− сформированность представлений о системе стилей языка художественной

    литературы.

    1. 1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

          Учебным планом для данной дисциплины определено:

    Максимальная учебная нагрузка – 256 ч., в том числе самостоятельной учебной работы – 85 ч.; обязательная аудиторная нагрузка - 171 час,  из них 30 ч. – практических занятий.

    Итоговый контроль знаний проводится по завершению курса дисциплины в форме дифференцированного зачета.


    1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

    2.1 Объём учебной дисциплины и виды учебной работы

    Вид учебной работы

    Объём часов

    Максимальная учебная нагрузка (всего)

    256

    Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

    171

    в том числе:

    практические занятия

    30

    Самостоятельная работа студента:

    - заучивание стихотворений наизусть;

    - работа со справочной литературой;

    - подготовка сопоставительного анализа героев, эпизодов;

    - работа с текстом художественных произведений;

    - подготовка устных сообщений о жизни писателей и поэтов, их творчестве;

    - работа с критической литературой, статьями: знакомство, конспектирование;

    - подготовка к практическим занятиям (сочинениям);

    - работа с электронными каталогами;

    - подбор цитат для характеристики героев;

    - подбор вопросов по творчеству писателей;

    - составление кроссвордов по творчеству поэтов и писателей;

    - выразительное чтение стихотворений;

    - подготовка презентаций;

    - анализ рассказов;

    - самостоятельное чтение произведений в рамках программы;

    - анализ стихотворений.

    85

    4

    4

    4

    1

    15

    6

    1

    2

    1

    4

    2

    5

    2

    2

    25

    7

    Промежуточная аттестация предусмотрена в форме дифференцированного зачета  


    2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины ОУД.01 Литература

    Наименование разделов и тем

    Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа студентов, курсовая работа (проект)

    Объем часов

    Уровень освоения

    1

    2

    3

    4

    Введение

    Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы. Специфика литературы как вида искусства. Взаимодействие русской и западноевропейской литературы. Самобытность русской литературы (с обобщением ранее изученного материала).

    1

    2

    Раздел 1 . РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА

    Тема 1.1. Развитие русской литературы и культуры первой половины XIX века

    Содержание учебного материала

    1

    2

    Историко-культурный процесс рубежа XVIII — XIX веков. Романтизм. Особенности русского романтизма. Литературные общества и кружки. Зарождение русской литературной критики. Становление реализма в русской литературе. Русское искусство. Для чтения и обсуждения (по выбору преподавателя). К. Н. Батюшков «Видение на берегах Леты», «Мои пенаты», «Тень друга», «Разлука», «Таврида». Е. А. Баратынский «Бал». В. А. Жуковский «Певец во стане русских воинов», «Песня», «Море», «Невыразимое», «Эолова арфа». Зарубежная литература (обзор с чтением фрагментов по выбору преподавателя). Дж. Г. Байрон «Хочу я быть ребенком вольным…», «К времени», «К NN», «Тьма», «Прометей», «Стансы к Августе», «В день, когда мне исполнилось тридцать шесть лет». Э. Т. А. Гофман «Крошка Цахес по прозванию Циннобер», «Песочный человек», «Щелкунчик и Мышиный король». И. В. Гёте «Фауст». О. Бальзак «Гобсек». В. Шекспир «Гамлет».

    Тема 1.2. Александр Сергеевич  Пушкин (1799—1837)

     

    Содержание учебного материала

    6

    2

    Личность писателя. Жизненный и творческий путь (с обобщением ранее изученного). Детство и юность. Петербург и вольнолюбивая лирика. Южная ссылка и романтический период творчества. Михайловское: темы, мотивы и художественное своеобразие творчества. Становление реализма в творчестве.

    2

    Роль Пушкина в становлении русского литературного языка. Болдинская осень в творчестве Пушкина. Пушкин-мыслитель. Творчество А. С. Пушкина в критике и литературоведении. Жизнь произведений Пушкина в других видах искусства.

    2

    2

    «Чувства добрые» в лирике А. С. Пушкина: мечты о «вольности святой». Душевное благородство и гармоничность в выражении любовного чувства. Поиски смысла бытия, внутренней свободы. Отношения человека с Богом. Осмысление высокого на значения художника, его миссии пророка. Идея преемственности поколений. Осмысление исторических процессов с гуманистических позиций. Нравственное решение проблем человека и его времени. 

    Практическое занятие № 1. Выразительное чтение и анализ стихотворений: «Погасло дневное светило», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» («И путник усталый на Бога роптал…»), «Элегия» «Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...», «К морю», «Редеет облаков летучая гряда», «Вольность», «Деревня», «Пророк», «Из Пиндемонти», «Поэту», «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит…», «Сожженное письмо», «Я Вас любил», «На холмах Грузии лежит ночная мгла», «Безумных лет угасшее веселье», «Зима. Что делать мне в деревне?», «Все в жертву памяти твоей...», «Желание славы», «Друзья мои, прекрасен наш союз!», «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы», «Осень», «Бесы», «Когда по улицам задумчив я брожу…».

    2

    2-3

    Самостоятельная работа студента:

    - заучивание наизусть стихотворений «Сожженное письмо» или «Я вас любил».

    2

    Тема 1.3. Михаил Юрьевич Лермонтов (1814 — 1841)

    Содержание учебного материала

    3

    2

    Личность и жизненный путь М. Ю. Лермонтова (с обобщением ранее изученного). Темы, мотивы и образы ранней лирики Лермонтова. Жанровое и художественное своеобразие творчества М. Ю. Лермонтова петербургского и кавказского периодов. Тема одиночества в лирике Лермонтова. Поэт и общество. Трагизм любовной лирики Лермонтова.

    2

    Практическое занятие № 2. «Выразительное чтение и анализ стихотворений: «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»), «Дума», «Как часто пестрою толпою…», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу…», «Сон» («В полдневный час, в долине Дагестана…»), «Родина», «Пророк»,«Она не гордой красотой»,«К портрету»,«Силуэт»,«Мой Демон»,«Я не унижусь пред тобой..», «Нет, я не Байрон, я другой…», «Памяти А. И. Одоевского»,«Желание». Поэма «Демон».

    1

    3

    Самостоятельная работа студента: 

    - работа со справочной литературой по теме «Развитие понятия о романтизме».

    2

    Тема 1.4. Николай Васильевич  Гоголь (1809—1852)

    Содержание учебного материала

    5

    2

    Личность писателя, жизненный и творческий путь (с обобщением ранее изученного).

    1

    «Петербургские повести»: проблематика и художественное своеобразие. Особенности сатиры Гоголя. Значение творчества Н. В. Гоголя в русской литературе.

    2

    2

    Практическое занятие № 3.

    Творческая работа – сочинение.

    2

    3

    Самостоятельная работа студента: 

    - работа с дополнительной литературой (подготовка доклада) по теме  «Романтизм и реализм» или с критической литературой  (подготовка доклада) по теме «В. Г.Белинский о Гоголе».

    2

    Раздел 2. Особенности развития русской литературы второй половины XIX века

    Тема 2.1. Культурно-историческое развитие России середины XIX века.  

    Содержание учебного материала

    1

    2

     Культурно-историческое развитие России середины XIX века. Конфликт либерального дворянства и разночинной демократии. Отмена крепостного права. Крымская война. Народничество. Укрепление реалистического направления в русской живописи второй половины XIX века. (И. К. Айвазовский, В. В. Верещагин, В. М. Васнецов, Н. Н. Ге, И. Н. Крамской, В. Г. Перов, И. Е. Репин, В. И. Суриков). Мастера русского реалистического пейзажа (И. И. Левитан, В. Д. Поленов, А. К. Саврасов, И. И. Шишкин, Ф. А. Васильев, А. И. Куинджи) (на примере 3—4 художников по выбору преподавателя). Содружество русских композиторов «Могучая кучка» (М. А. Балакирев, М. П. Мусоргский, А. И. Бородин, Н. А. Римский-Корсаков). Малый театр — «второй Московский университет в России». М. С.Щепкин — основоположник русского сценического реализма. Первый публичный музей национального русского искусства — Третьяковская галерея в Москве.

    Литературная критика и журнальная полемика 1860-х годов о «лишних людях» и «новом человеке» в журналах «Современник», «Отечественные записки», «Русское слово». Газета «Колокол», общественно-политическая и литературная деятельность А. И. Герцена, В. Г. Белинского. Развитие реалистических традиций в прозе (И. С. Тургенев, И. А. Гончаров, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, Н. С. Лесков и др.). Новые типы героев в русской литературе. Нигилистический и антинигилистический роман (Н. Г. Чернышевский, И. С. Тургенев). Драматургия А. Н. Островского и А. П. Чехова и ее сценическое воплощение. Поэзия «чистого искусства», и реалистическая поэзия.

    1

    Тема 2.2. Александр Николаевич Островский (1823—1886)

    Содержание учебного материала

    5

    Жизненный и творческий путь А. Н. Островского (с обобщением ранее изученного). Социально-культурная новизна драматургии А. Н. Островского. Темы «горячего сердца» и «темного царства» в творчестве А. Н. Островского. Драма «Гроза». Творческая история драмы. Жанровое своеобразие. Художественные особенности драмы. Калинов и его обитатели (система персонажей). Самобытность замысла, оригинальность основного характера, сила трагической развязки в судьбе героев драмы. Символика грозы. Образ Катерины — воплощение лучших качеств женской натуры. Конфликт романтической личности с укладом жизни, лишенной народных нравственных основ. Мотивы искушений, мотив своеволия и свободы в драме. Катерина в оценке Н. А. Добролюбова и Д. И. Писарева.

    1

    2

    Позиция автора и его идеал. Роль персонажей второго ряда в пьесе. Драма «Бесприданница». Социальные и нравственные проблемы в драме. Лариса и ее окружение. Художественные особенности драмы «Бесприданница». Основные сюжетные линии драмы. Тема «маленького человека» в драме «Бесприданница». Малый театр и драматургия А. Н. Островского.

    Подготовка к сочинению по пьесе А.Н.Островского «Гроза».

    2

    2

    Практическое занятие № 4.

    Творческая работа - сочинение

    2

    3

    Самостоятельная работа студента:

    - Подготовить сопоставительный анализ героев, эпизодов из пьесы Н.А.Островского «Гроза»;

    - Выписать из текста пьесы Н.А.Островского «Гроза» пословицы и поговорки, объяснить их роль в тексте.

    2

    1

    Тема 2.3. Иван Александрович Гончаров (1812—1891)

    Содержание учебного материала

    4

    2

    Жизненный путь и творческая биография И. А. Гончарова. Роль В. Г. Белинского в жизни И. А. Гончарова. «Обломов». Творческая история романа. Своеобразие сюжета и жанра произведения. Проблема русского национального характера в романе. Сон Ильи Ильича как художественно-философский центр романа. Образ Обломова. Противоречивость характера Обломова. Обломов как представитель своего времени и вневременной образ. Типичность образа Обломова. Эволюция образа Обломова. Штольц и Обломов. Прошлое и будущее России. Проблемы любви в романе. Любовь как лад человеческих отношений (Ольга Ильинская — Агафья Пшеницына).

    2

    Оценка романа «Обломов» в критике (Н. Добролюбова, Д. И. Писарева, И. Анненского и др.). Роман «Обрыв». Отражение смены эпох в обществе и нравах. Многообразие типов и характеров в романе. Трагическая судьба незаурядного человека в романе. Гончаров — мастер пейзажа. Тема России в романах Гончарова

    Практическое занятие № 5.

    Сопоставительный анализ образов Обломова и Штольца.  

    2

    2-3

    Тема 2.4. Иван Сергеевич Тургенев (1818—1883)

    Содержание учебного материала

    6

    2

    Жизненный и творческий путь И. С. Тургенева (с обобщением ранее изученного). Психологизм творчества Тургенева. Тема любви в творчестве И. С. Тургенева (повести «Ася», «Первая любовь», «Стихотворения в прозе»). Базаров в системе образов романа. Нигилизм Базарова и пародия на нигилизм в романе (Ситников и Кукшина). Взгляды Базарова на искусство, природу, общество. Базаров и Кирсановы. Их художественное своеобразие. Тургенев-романист (обзор одного-двух романов с чтением эпизодов). Типизация общественных явлений в романах И. С. Тургенева. Своеобразие художественной манеры Тургенева-романиста.

    2

    Роман «Отцы и дети». Смысл названия романа. Отображение в романе общественно политической обстановки 1860-х годов. Проблематика романа. Особенности композиции романа. Базаров и Одинцова. Любовная интрига в романе и ее роль в раскрытии идейно-эстетического содержания романа. Базаров и родители. Сущность споров, конфликт «отцов» и «детей» Значение заключительных сцен романа в раскрытии его идейно-эстетического содержания. Авторская позиция в романе. Полемика вокруг романа «Отцы и дети» (Д. И. Писарев, Н. Страхов, М. Антонович). Анализ образа Базарова. Работа по выявлению особенностей поэтики Тургенева, оценке роли пейзажа в раскрытии идейно-художественного замысла писателя.

    2

    2

    Практическое занятие № 6.

    Творческая работа - сочинение

    2

    3

    Самостоятельная работа студента:

    подготовка устных сообщений

    2

    Тема 2.5. Николай Гаврилович Чернышевский (1828—1889)

    Содержание учебного материала

    4

    2

    Краткий очерк жизни и творчества Н. Г. Чернышевского. Эстетические взгляды Чернышевского и их отражение в романе. Особенности жанра и композиции романа. Утопические идеи в романе Н. Г. Чернышевского. Нравственные и идеологические проблемы в романе. «Женский вопрос» в романе. Образы «новых людей». Теория «разумного эгоизма».

    2

    Образ «особенного человека» Рахметова. Противопоставление «новых людей» старому миру. Теория «разумного эгоизма» как философская основа романа. Роль снов Веры Павловны в романе. Четвертый сон как социальная утопия. Смысл финала романа.

    2

    2

    Тема 2.6

    Николай Семенович Лесков (1831—1895)

    Содержание учебного материала

    2

    Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного). Художественный мир писателя. Праведники Н. С. Лескова. Творчество Н. С. Лескова в 1870-е годы (обзор романа «Соборяне»). Повесть «Очарованный странник». Особенности композиции и жанра. Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека. Смысл названия повести. Особенности повествовательной манеры Н. С. Лескова. Традиции житийной литературы в повести «Очарованный странник».

    2

    2

    Тема 2.7

    Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1826—1889)

    Содержание учебного материала

    2

    Жизненный и творческий путь М. Е. Салтыкова-Щедрина (с обобщением ранее изученного). Мировоззрение писателя. Жанровое своеобразие, тематика и проблематика сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина. Своеобразие фантастики в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина. Иносказательная образность сказок. Гротеск, аллегория, символика, язык сказок. Обобщающий смысл сказок. Замысел, история создания «Истории одного города». Своеобразие жанра, композиции. Образы градоначальников. Элементы антиутопии в «Истории одного города». Приемы сатирической фантастики, гротеска, художественного иносказания. Эзопов язык. Роль Салтыкова-Щедрина в истории русской литературы.

    2

    2

    Самостоятельная работа студента:

    Подготовка устных сообщений

    2

    Тема 2.8. Федор Михайлович Достоевский (1821—1881)

    Содержание учебного материала

    8

    Сведения из жизни писателя (с обобщением ранее изученного). Роман «Преступление и наказание» Своеобразие жанра. Особенности сюжета. Отображение русской действительности в романе. Социальная и нравственно-философская проблематика романа. Социальные и философские основы бунта Раскольникова. Смысл теории Раскольникова. Проблема «сильной личности» и «толпы», «твари дрожащей» и «имеющих право» и ее опровержение в романе.

    2

    2

    Тайны внутреннего мира человека: готовность к греху, попранию высоких истин и нравственных ценностей. Драматичность характера и судьбы Родиона Раскольникова. Сны Раскольникова в раскрытии его характера и общей композиции романа. Эволюция идеи «двойничества». Страдание и очищение в романе. Символические образы в романе. Символическое значение образа «вечной Сонечки». Своеобразие воплощения авторской позиции в романе. «Правда» Раскольникова и «правда» Сони. Петербург Достоевского. Библейские мотивы в произведении. Споры вокругромана и его главного героя.

    2

    2

    Роман «Униженные и оскорбленные». Жанровое своеобразие романа. Особенности сюжета. Боль за униженных, угнетенных в произведении. Сложный, богатый внутренний мир «маленького человека». Развитие гуманистических традиций Пушкина и Гоголя. Роман «Идиот». Жанровое своеобразие романа. Особенности сюжета. Философская глубина, нравственная проблематика романа. Трагичность взаимоотношений героев с внешним миром. Князь Мышкин как «идеальный герой». Настасья Филипповна — один из лучших женских образов Достоевского. Подготовка к сочинению.

    2

    2

    Практическое занятие  № 7. Творческая работа - сочинение

    2

    2-3

    Самостоятельная работа студента:

    - работа с критической литературой (составление конспекта статьи  Н.Страхова о романах Ф.М.Достоевского).

    2

    Тема 2.9. Лев Николаевич Толстой (1828—1910)

    Содержание учебного материала

    14

    Жизненный путь и творческая биография (с обобщением ранее изученного). Духовные искания писателя. Роман-эпопея «Война и мир». Жанровое своеобразие романа. Особенности композиционной структуры романа.

    2

    2

    Художественные принципы Толстого в изображении русской действительности: следование правде, психологизм, «диалектика души». Соединение в романе идеи личного и всеобщего. Символическое значение понятий «война» и «мир»

    2

    2

    Духовные искания Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой. Светское общество в изображении Толстого, осуждение его бездуховности и лжепатриотизма. Авторский идеал семьи в романе. Правдивое изображение войны и русских солдат — художественное открытие Л. Н. Толстого

    2

    2

    ... Бородинская битва — величайшее проявление русского патриотизма, кульминационный момент романа. «Дубина народной войны», партизанская война в романе. Образы Тихона Щербатого и Платона Каратаева, их отношение к войне. Народный полководец Кутузов. Кутузов и Наполеон в авторской оценке. Проблема русского национального характера. Осуждение жестокости войны в романе. Развенчание идеи «наполеонизма». Патриотизм в понимании писателя

    2

    2

    «Севастопольские рассказы». Отражение перелома во взглядах писателя на жизнь в севастопольский период. Война как явление, противоречащее человеческой природе. Сила духа русского народа в представлении Толстого. Настоящие защитники Севастополя и «маленькие Наполеоны». Контраст между природой и деяниями человека на земле. Утверждение духовного начала в человеке. Особенности поэтики Толстого. Значение «Севастопольских рассказов» в творчестве Л. Н. Толстого.

    2

    2

    Роман «Анна Каренина». Светское общество конца XIX века в представлении Толстого. История Анны Карениной: долг и чувство. «Мысль семейная» в романе «Анна Каренина». Краткий обзор творчества позднего периода: «Крейцерова соната», «Хаджи Мурат». Мировое значение творчества Л. Н. Толстого. Л. Н. Толстой и культура XX века. Подготовка к сочинению.

    2

    2

    Практическое занятие № 8. Творческая работа - сочинение

    2

    2-3

    Самостоятельная работа студента:

    Подготовка к практическим занятиям (домашняя подготовка, занятия в библиотеке).

    Работа с электронными каталогами, интернет-информация);

    1

    2

    Тема 2.10

    Антон Павлович

    Чехов (1860—1904)

    Содержание учебного материала 

    6

    Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного). Своеобразие и всепроникающая сила чеховского творчества. Художественное совершенство рассказов А. П. Чехова. Новаторство Чехова. Периодизация творчества Чехова. Работа писателя в журналах. Чехов-репортер. Юмористические рассказы. Пародийность ранних рассказов. Новаторство Чехова в поисках жанровых форм. Новый тип рассказа. Герои рассказов Чехова. Особенности изображения «маленького человека» в прозе А. П. Чехова.

    2

    2

    Драматургия Чехова. Комедия «Вишневый сад». История создания, жанр, система персонажей. Сложность и многозначность отношений между персонажами. Разрушение дворянских гнезд в пьесе. Сочетание комического и драматического в пьесе «Вишневый сад». Лиризм и юмор в пьесе «Вишневый сад». Смысл названия пьесы. Особенности символов. Драматургия А. П. Чехова и Московский Художественный театр. Театр Чехова —воплощение кризиса современного общества. Роль А. П. Чехова в мировой драматургии театра. Критика о Чехове (И. Анненский, В. Пьецух). Для чтения и изучения. Рассказы «Попрыгунья», «Душечка», «Дом с мезонином», «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви». Пьеса«Вишневый сад».

    2

    2

    Практическое занятие № 9.

    Творческая работа - сочинение

    2

    2-3

    Самостоятельная работа студента:

    сопоставительный  анализ героев, эпизодов, произведений;

    - подбор цитат для характеристики героев;

    2

    1

    Раздел 3. Поэзия второй половины XIX века

    Тема 3.1. Обзор русской поэзии второй половины XIX века.  

    Содержание учебного материала

    1

    2

    Обзор русской поэзии второй половины XIX века. Идейная борьба направлений «чистого искусства» и гражданской литературы. Стилевое, жанровое и тематическое разнообразие русской лирики второй половины XIX века.

    1

    2

    Тема 3.2.

    Ф.И. Тютчев

    Содержание учебного материала

    3

    Изучение сведений из биографии Ф.И. Тютчева. Жизненный и творческий путь Ф. И. Тютчева (с обобщением ранее изученного).

    1

    2

    Философская, общественно-политическая и любовная лирика Ф. И. Тютчева. Художественные особенности лирики Ф. И. Тютчева.

    2

    2

    Тема 3.3.

    А.А.Фет

    Изучение сведений из биографии А.А.Фета. Жизненный и творческий путь А. А. Фета (с обобщением ранее изученного). Эстетические взгляды поэта и художественные особенности лирики А. А. Фета. Темы,мотивы и художественное своеобразие лирики А. А. Фета.

    2

    2

    Тема 3.4.

    А.К.Толстого

    Содержание учебного материала

    4

    Изучение сведений из биографии А.К.Толстого. Жизненный и творческий путь А. К. Толстого. Идейно-тематические и художественные особенности лирики А. К. Толстого.

    2

    2

    Многожанровость наследия А. К. Толстого Сатирическое мастерство Толстого.

    2

    2

    Самостоятельная работа студента:

    Подготовить  вопросы  к дискуссии по  творчеству  «поэтов чистого искусства» Заучивание наизусть и  анализ  одного из стихотворений (по выбору студента): Ф.И. Тютчев «О, как убийственно мы любим…», «Я встретил вас — и все былое...», А.А.Фет «Еще майская ночь», «Я пришел к тебе с приветом...». А.К. Толстой  «Ты не спрашивай, не распытывай»

    2

    1

    Тема 3.5

    Н.А.Некрасов.

    Содержание учебного материала

    6

    2

    Жизненный и творческий путь Н. А. Некрасова (с обобщением ранее изученного). Гражданская позиция поэта. Журнал «Современник». Своеобразие тем, мотивов и образов поэзии Н. А. Некрасова 1840—1850-х и 1860—1870-х годов.

    2

    Жанровое своеобразие лирики Некрасова. Любовная лирика Н. А. Некрасова. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Замысел поэмы, жанр, композиция. Сюжет. Нравственная проблематика. Авторская позиция. Многообразие крестьянских типов. Проблема счастья. Сатирические портреты в поэме. Языковое и стилистическое своеобразие произведений Н. А. Некрасова. Подготовка к сочинению

    2

    2

    Практическое занятие № 10.

    Творческая работа - сочинение

    2

    3

    Самостоятельная работа студента:

    составление кроссворда по творчеству Н.А.Некрасова.

    выразительное чтение стихов

    2

    1

    Раздел 4. Особенности развития литературы и других видов искусств в начале XX века

    Тема 4.1

    Серебряный век как культурно-историческая эпоха.

    Содержание учебного материала: 

    1

    2

    Серебряный век как культурно-историческая эпоха. Идеологический и эстетический плюрализм эпохи. Расцвет русской религиозно-философской мысли. Кризис гуманизма и религиозные искания в русской философии. Основные тенденции развития прозы. Реализм и модернизм в литературном процессе рубежа веков. Стилевая дифференциация реализма (Л. Н. Толстой, В. Г. Короленко, А. П. Чехов, И. С. Шмелев). Дискуссия о кризисе реализма. Обращение к малым эпическим формам. Модернизм как реакция на кризис реализма. Журналы сатирического направления («Сатирикон», «Новый Сатирикон»)

    1

    Раздел 5. Русская литература на рубеже веков

    Тема 5.1

     И.А. Бунин.

    Содержание учебного материала

    3

    2

    2

    Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного). Лирика И. А. Бунина. Своеобразие поэтического мира И. А. Бунина. Философичность лирики Бунина. Поэтизация родной природы; мотивы деревенской и усадебной жизни. Тонкость передачи чувств и настроений лирического героя в поэзии И. А. Бунина. Особенности поэтики И. А. Бунина.

    1

    Проза И. А. Бунина. «Живопись словом» — характерная особенность стиля И. А. Бунина. Судьбы мира и цивилизации в творчестве И. А. Бунина. Русский национальный характер в изображении Бунина. Общая характеристика цикла рассказов «Темные аллеи». Тема любви в творчестве И. А. Бунина, новизна ее в сравнении с классической традицией. Слово, подробность, деталь в поэзии и прозе. Тема «дворянского гнезда» на рубеже XIX—XX веков, ее решение в рассказе И. А. Бунина «Антоновские яблоки» и пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад». Реалистическое и символическое в прозе и поэзии. Критики о Бунине (В. Брюсов, Ю. Айхенвальд, З. Шаховская, О. Михайлов) (по выбору преподавателя).

    2

    Самостоятельная работа студента:

    -  подготовить презентацию на тему «Жизнь и творчество И.А.Бунина»

    - выполнить анализ любого рассказа И.А.Бунина о любви (согласно предложенному плану)

    - самостоятельное прочтение рассказов И.А.Бунина «Легкое дыхание», «Чистый понедельник», «Господин из Сан – Франциско».

    2

    1

    1

    Тема 5.2

    А.И. Куприн

    Содержание учебного материала

    2

    2

    Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного). Повести «Гранатовый браслет», «Олеся». Воспевание здоровых человеческих чувств в произведениях А. И. Куприна. Традиции романтизма и их влияние на творчество А. И. Куприна. Трагизм любви в творчестве А. И. Куприна. Тема «естественного человека» в творчестве Куприна (повесть «Олеся»). Поэтическое изображение природы, богатство духовного мира героев. Нравственные и социальные проблемы в рассказах Куприна. Осуждение пороков современного общества. Повесть «Гранатовый браслет». Смысл названия повести, спор о сильной, бескорыстной любви, тема неравенства в повести. Трагический смысл произведения. Любовь как великая и вечная духовная ценность. Трагическая история любви «маленького человека». Столкновение высоты чувства и низости жизни как лейтмотив произведений А. И. Куприна о любви. Решение темы любви и истолкование библейского сюжета в повести «Суламифь». Обличительные мотивы в творчестве А. И. Куприна. Образ русского офицера в литературной традиции («Поединок»). Армия как модель русского общества рубежа XIX—XX веков. Изображение офицерской среды, строевой и казарменной жизни солдат, личных отношений между людьми. Освещение проблемы личности как «нравственного воскресения» героя. Ситуация дуэли: преломление традиции как отражение времени. Социальные и нравственные проблемы в повести. Традиции психологизма Л. Н. Толстого в творчестве Куприна. Критики о Куприне (Ю. Айхенвальд, М. Горький, О. Михайлов) (по выбору преподавателя).

    2

    Раздел 6  Серебряный век русской поэзии

    Тема 6.1 Обзор русской поэзии и поэзии народов России конца XIX — начала XX века. Символизм

    Обзор русской поэзии и поэзии народов России конца XIX — начала XX века. Константин Бальмонт, Валерий Брюсов, Андрей Белый, Николай Гумилев, Осип Мандельштам, Марина Цветаева, Георгий Иванов, Владислав Ходасевич, Игорь Северянин, Михаил Кузмин, Габдулла Тукай и др.  Истоки русского символизма. Философские основы и эстетические принципы символизма, его связь с романтизмом. Музыкальность стиха. «Старшие символисты» (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб ) и «младосимволисты» (А. Белый, А. А. Блок). Философские основы и эстетические принципы символизма, его связь с романтизмом.

    2

    2

    Тема 6.2. В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт,  А. Белый

    Сведения из биографии. Основные темы и мотивы поэзии Брюсова. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Культ формы в лирике Брюсова. Основные темы и мотивы поэзии Бальмонта. Музыкальность стиха, изящество образов. Стремление к утонченным способам выражения чувств и мыслей. Сведения из биографии. Интуитивное постижение действительности. Тема родины, боль и тревога за судьбы России. Восприятие революционных событий как пришествия нового Мессии.

    2

    2

    Самостоятельная работа студента:

    Выразительное чтение стихов

    Подготовить сообщение по поэзии Серебряного века.

    1

    2

    Тема 6.3. Акмеизм. Н. С. Гумилев

    Истоки акмеизма. Программа акмеизма в статье Н. С. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм». Утверждение акмеистами красоты земной жизни, возвращение к «прекрасной ясности», создание зримых образов конкретного мира. Идея поэта-ремесленника.

    Сведения из биографии. Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике. Своеобразие лирических сюжетов. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева.

    2

    2

    Тема 6.4.

    Футуризм. Игорь Северянин

    Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как миссионер “нового искусства”. Декларация о разрыве с традицией, абсолютизация “самовитого” слова, приоритет формы над содержанием, вторжение грубой лексики в поэтический язык, неологизмы, эпатаж. Звуковые и графические эксперименты футуристов. Группы футуристов: эгофутуристы (И. Северянин), кубофутуристы (В. В. Маяковский, В. Хлебников), «Центрифуга» (Б. Л. Пастернак). Сведения из биографии. Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии Северянина, оригинальность его словотворчества.

    2

    2

    Тема 6.5.

    Хлебников В. В., Новокрестьянская лирика

    Сведения из биографии. Слово в художественном мире поэзии Хлебникова. Поэтические эксперименты. Хлебников как поэт-философ. Особое место в литературе начала века крестьянской поэзии. Продолжение традиций русской реалистической крестьянской поэзии XIX века в творчестве Н. А. Клюева, С. А. Есенина.

    Николай Алексеевич Клюев

    Сведения из биографии. Крестьянская тематика, изображение труда и быта деревни, тема родины, неприятие городской цивилизации. Выражение национального русского самосознания. Религиозные мотивы.

    2

    2

    Самостоятельная работа студента:

    Выразительное чтение стихов

    Анализ одного из стихотворение по выбору обучающихся

    1

    2

    Тема 6.6.

     М.Горький.

    Содержание учебного материала

    4

    2

    Сведения из биографии М. Горького как ранний образец социалистического реализма. Правда жизни в рассказах Горького. Типы персонажей в романтических рассказах писателя. Тематика и проблематика романтического творчества Горького. Поэтизация гордых и сильных людей. Авторская позиция и способ ее воплощения. Пьеса «На дне». Спор о назначении человека. Авторская позиция и способы ее выражения. Новаторство Горького. Публицистика М. Горького: «Несвоевременные мысли». Поэтика заглавия. Выражение неприятия М. Горьким революционной действительности 1917—1918 годов как источник разногласий между М. Горьким и большевиками. Цикл публицистических статей М. Горького в связи с художественными произведениями писателя. Проблемы книги «Несвоевременные мысли». Критики о Горьком. (А. Луначарский, В. Ходасевич, Ю. Анненский).

    2

    Практическое занятие № 11.

    Творческая работа - сочинение

    2

    2-3

    Самостоятельная работа студента:

     - работа с критической литературой (составление конспекта статьи М.Горького

    Неопубликованные письма»).

    3

    Тема 6.7

    А.А.Блок

    Содержание учебного материала

    4

    2

    Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного). Природа социальных противоречий в изображении поэта.  Тема родины, тревога за судьбу России в лирике Блока. Поэма «Двенадцать». Сюжет поэмы и ее герои. Сложность восприятия Блоком социального характера революции.

    2

    Борьба миров. Изображение «мирового пожара», неоднозначность финала, образ Христа в поэме. Композиция, лексика, ритмика, интонационное разнообразие поэмы.

    2

    2

    Самостоятельная работа студента:

    - самостоятельное прочтение драматургических произведений  и поэмы А.А.Блока «Соловьиный сад».

    3

    Раздел 7.  Особенности развития литературы 20-х годов

    Тема 7.1.  Противоречивость развития культуры в 1920-е годы.

    Содержание учебного материала

    2

    2

    Противоречивость развития культуры в 1920-е годы. Литературный процесс 1920-х годов. Литературные группировки и журналы (РАПП, «Перевал», конструктивизм; «На посту», «Красная новь», «Новый мир» и др.). Политика партии в области литературы в 1920-е годы. Тема России и революции в творчестве поэтов разных поколений и мировоззрений (А. Блок, А. Белый, М. Волошин, А. Ахматова, М. Цветаева, О. Мандельштам, В. Ходасевич, В. Луговской, Н. Тихонов, Э. Багрицкий, М. Светлов и др.).

    Эксперименты со словом в поисках поэтического языка новой эпохи (В. Хлебников, А. Крученых, поэты-обериуты). Единство и многообразие русской литературы («Серапионовы братья», «Кузница» и др.). Разнообразие идейно-художественных позиций советских писателей в освещении темы революции и Гражданской войны.

    2

    Самостоятельная работа студента

    Подготовка сообщения о творчестве писателей

    2

    Тема 7.2 В. В. Маяковский. Стихотворения

    Содержание учебного материала

    4

    2

    Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного). Поэтическая новизна ранней лирики: необычное содержание, гиперболичность и пластика образов, яркость метафор, контрасты и противоречия.

    2

    Тема несоответствия мечты и действительности, несовершенства мира в лирике поэта. Проблемы духовной жизни. Характер и личность автора в стихах о любви.  Сатира Маяковского. Обличение мещанства и «новообращенных». Поэма «Во весь голос». Тема поэта и поэзии. Новаторство поэзии Маяковского. Образ поэта-гражданина. Поэзия Маяковского. Анализ стихотворений: «Нате!», «Послушайте!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», поэма «Облако в штанах», «Флейта-позвоночник», «Лиличка!», «Люблю», «Письмо Татьяне Яковлевой».

    2

    2

    Самостоятельная работа студента

    - выполните анализ стихотворения В.В.Маяковского «Послушайте!». Тема поэта и поэзии.

    3

    Тема 7.3. С. А. Есенин.

    Содержание учебного материала

    4

    2

    Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного). Поэтизация русской природы, русской деревни. Развитие темы родины как выражение любви к России. Художественное своеобразие творчества Есенина: глубокий лиризм, необычайная образность, зрительность впечатлений, цветопись, принцип пейзажной живописи, народно-песенная основа стихов. Поэма «Анна Снегина» — поэма о судьбе человека и Родины. Лирическое и эпическое в поэме. Подготовка к сочинению.

    2

    Практическое занятие № 12.  Творческая работа - сочинение

    2

    2-3

    Самостоятельная работа студента

    - заучивание наизусть одного из стихотворений автора (по выбору уч-ся).

    - самостоятельное прочтение поэмы С.А.Есенина «Анна Снегина».

    1

    2

    Тема 7.4

    Александр Александрович Фадеев

    Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного). Роман «Разгром». Гуманистическая направленность романа. Долг и преданность идее. Проблема человека и революции. Новаторский характер романа. Психологическая глубина изображения характеров. Революционная романтика. Полемика вокруг романа.

    1

    2

    Самостоятельная работа студента

    Подготовка сообщения о творчестве писателя

    2

    Раздел 8. Особенности развития литературы 30-х – начала 40-х годов (обзор)

    Тема 8.1  Становление новой культуры в 1930-е годы.

    Содержание учебного материала

    1

    Становление новой культуры в 1930-е годы. Поворот к патриотизму в середине 1930-х годов (в культуре, искусстве и литературе). Первый съезд советских писателей и его значение. Социалистический реализм как новый художественный метод. Противоречия в его развитии и воплощении. Отражение индустриализации и коллективизации; поэтизация социалистического идеала в творчестве Н. Островского, Л. Леонова, В. Катаева, М. Шолохова, Ф. Гладкова, М. Шагинян, Вс. Вишневского, Н. Погодина, Э. Багрицкого, М. Светлова, В. Луговского, Н. Тихонова, П. Васильева и др. Историческая тема в творчестве А. Толстого, Ю. Тынянова, А. Чапыгина. Сатирическое обличение нового быта (М. Зощенко, И. Ильф и Е. Петров, М. Булгаков). Развитие драматургии в 1930-е годы

    1

    2

    Самостоятельная работа студента

    Подготовка сообщения о творчестве периода

    1

    Тема 8.2

    М.И.Цветаева.

    Содержание учебного материала

    2

    2-3

    Сведения из биографии. Идейно-тематические особенности поэзии М. И. Цветаевой, конфликт быта и бытия, времени и вечности. Художественные особенности поэзии М. И. Цветаевой. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие поэтического стиля. 

    Практическое занятие № 13. Выразительное чтение и анализ стихотворений: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…» и др.

    2

    Самостоятельная работа студента

    Подготовка сообщения о творчестве периода

    1

    Тема 8.3

     О.Э. Мандельштам.

    Содержание учебного материала

    2

    2

    Сведения из биографии О. Э. Мандельштама. Идейно-тематические и художественные особенности поэзии О. Э. Мандельштама. Противостояние поэта «веку-волкодаву». Поиски духовных опор в искусстве и природе. Теория поэтического слова О. Мандельштама.

    2

    Самостоятельная работа студента

    Подготовка вопросов по творчеству писателя

    2

    Тема 8.4

     А.П. Платонов.

    Содержание учебного материала

    3

    2

    Сведения из биографии. Поиски положительного героя писателем. Единство нравственного и эстетического. Труд как основа нравственности человека. Принципы создания характеров.

    2

    Социально-философское содержание творчества А. Платонова, своеобразие художественных средств (переплетение реального и фантастического в характерах героев-правдоискателей, метафоричность образов, язык произведений Платонова). Традиции русской сатиры в творчестве писателя.

    1

    2

    Самостоятельная работа студента

    Чтение повести «Котлован»

    2

    Тема 8.5

    И.Э.Бабель.

    Содержание учебного материала

    1

    2

    Сведения из биографии писателя. Проблематика и особенности поэтики прозы Бабеля. Изображение событий Гражданской войны в книге рассказов «Конармия». Сочетание трагического и комического, прекрасного и безобразного в рассказах Бабеля.

    1

    Самостоятельная работа студента

    Подготовка сообщения о творчестве

    1

    Тема 8.6

    М.А.Булгаков

    Содержание учебного материала 

    4

    2

    Краткий обзор жизни и творчества (с обобщением ранее изученного материала). Роман «Белая гвардия». Судьба людей в годы Гражданской войны. Изображение войны и офицеров белой гвардии как обычных людей. Отношение автора к героям романа. Честь — лейтмотив произведения. Тема Дома как основы миропорядка. Женские образы на страницах романа. Сценическая жизнь пьесы «Дни Турбиных». Роман «Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра. Многоплановость романа. Система образов. Ершалаимские главы. Москва 1930-х годов. Тайны психологии человека: страх сильных мира перед правдой жизни. Воланд и его окружение. Фантастическое и реалистическое в романе. Любовь и судьба Мастера. Традиции русской литературы (творчество Н. В. Гоголя) в творчестве М. Булгакова. Своеобразие писательской манеры.

    2

    Практическое занятие № 14. Традиции русской литературы (творчество Н. Гоголя) в творчестве М. Булгакова. Своеобразие писательской манеры. Теория литературы: разнообразие типов романа в советской литературе.

    2

    3

    Самостоятельная работа

    Для самостоятельного чтения: фельетоны 20-х годов, «Записки юного врача», «Морфий», «Записки на манжетах», «Театральный роман». Теория литературы: развитие понятия о стиле писателя.

    2

    Тема 8.7. Алексей Николаевич

    Толстой

    Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного).

    Тема русской истории в творчестве писателя. Роман «Петр Первый» — художественная история России XVIII века. Единство исторического материала и художественного вымысла в романе. Образ Петра. Проблема личности и ее роль в судьбе страны. Народ в романе. Пафос борьбы за могущество и величие России. Художественное своеобразие романа. Экранизация произведения.

    2

    2

    Самостоятельная работа студента

    Подготовка сообщения о творчестве

    2

    Тема 8.8

    М.А. Шолохов

    Содержание учебного материала

    4

    2

    Жизненный и творческий путь писателя (с обобщением ранее изученного).

    Мир и человек в рассказах М. Шолохова. Глубина реалистических обобщений. Трагический пафос «Донских рассказов». Поэтика раннего творчества М. Шолохова. Роман-эпопея «Тихий Дон». Роман-эпопея о судьбах русского народа и казачества в годы Гражданской войны. Своеобразие жанра. Особенности композиции. Столкновение старого и нового мира в романе. Мастерство психологического анализа. Патриотизм и гуманизм романа. Образ Григория Мелехова. Трагедия человека из народа в поворотный момент истории, ее смысл и значение. Женские судьбы. Любовь на страницах романа. Многоплановость повествования. Традиции Л. Н. Толстого в романе М. Шолохова. Своеобразие художественной манеры писателя. Подготовка к сочинению.

    2

    Практическое занятие № 15. Творческая работа - сочинение

    2

    3

    Самостоятельная работа студента:

    Самостоятельное прочтение романа «Поднятая целина» и сборника «Донские рассказы».

    3

    Раздел 9. Особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны

    Тема 9.1

     Деятели литературы и искусства на защите Отечества.

    Содержание учебного материала

    2

    2

    Деятели литературы и искусства на защите Отечества. Живопись А. Дейнеки и А. Пластова. Музыка Д. Шостаковича и песни военных лет (С. Соловьев-Седой, В. Лебедев-Кумач, И. Дунаевский и др.). Кинематограф героической эпохи. Лирический герой в стихах поэтов-фронтовиков (О. Берггольц, К. Симонов, А. Твардовский, А. Сурков, М. Исаковский, М. Алигер, Ю. Друнина, М. Джалиль и др.).

    Публицистика военных лет (М. Шолохов, И. Эренбург, А. Толстой). Реалистическое и романтическое изображение войны в прозе: рассказы Л. Соболева, В. Кожевникова, К. Паустовского, М. Шолохова и др. Повести и романы Б. Горбатова, А. Бека, А. Фадеева. Пьесы: «Русские люди» К. Симонова, «Фронт» А. Корнейчука и др. Произведения первых послевоенных лет. Проблемы человеческого бытия, добра и зла, эгоизма и жизненного подвига, противоборства созидающих и разрушающих сил в произведениях Э. Казакевича, В. Некрасова, А. Бека, В. Ажаева и др.

    2

    Самостоятельная работа студента:

    Работа с дополнительной литературой (подготовка докладов и рефератов) по теме: «Песни Великой Отечественной войны» (по выбору студентов). «Патриотическая поэзия Великой Отечественной войны» (по выбору студентов). «Проза и драматургия периода Великой Отечественной войны» (по выбору студентов).

    2

    Тема 9.2

    А.А.Ахматова. Лирика. «Реквием»

    Содержание учебного материала

    2

    2-3

    Жизненный и творческий путь (с обобщением ранее изученного). Ранняя лирика Ахматовой: глубина, яркость переживаний поэта. Тематика и тональность лирики периода Первой мировой войны: судьба страны и народа. Личная и общественная темы в стихах революционных и первых послереволюционных лет. Темы любви к родной земле, Родине, России. Пушкинские темы в творчестве Ахматовой. Тема любви к Родине и гражданского мужества в лирике военных лет. Тема поэтического мастерства в творчестве поэтессы. Поэма «Реквием». Исторический масштаб и трагизм поэмы. Трагизм жизни и судьбы лирической героини и поэтессы. Своеобразие лирики Ахматовой.

    Практическое занятие № 16. Выразительное чтение и анализ стихотворений А.А. Ахматовой: «Песня последней встречи», «Мне ни к чему одические рати», «Сжала руки под темной вуалью…», «Не с теми я, кто бросил земли…», «Родная земля», «Мне голос был», «Реквием» и др.

    2

    Самостоятельная работа студента:

    Самостоятельное прочтение поэмы «Реквием»

    2

    Тема 9.3

     Б.Л.Пастернак

    Содержание учебного материала

    2

    2

    Сведения из биографии. Основные мотивы лирики Б. Л. Пастернака. Связь человека и природы в лирике поэта. Эволюция поэтического стиля. Формально-содержательные доминанты поэтического стиля Б. Л. Пастернака. Любовь и поэзия, жизнь и смерть в философской концепции поэта. Роман «Доктор Живаго». История создания и публикации романа. Жанровое своеобразие и художественные особенности романа. Тема интеллигенции и революции и ее решение в романе Б. Л. Пастернака. Особенности композиции романа «Доктор Живаго». Система образов романа. Образ Юрия Живаго. Тема творческой личности, ее судьбы. Тема любви как организующего начала в жизни человека. Образ Лары как носительницы основных жизненных начал. Символика романа, сквозные мотивы и образы. Роль поэтического цикла в структуре романа.

    2

    Самостоятельная работа студента:

     самостоятельное прочтение романа Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго».

    2

    Раздел 10. Особенности развития литературы 1950—1980-х годов

    Тема  10.1. Общественно-культурная обстановка в стране во второй половине XX века.

    Содержание учебного материала

    2

    2

    Общественно-культурная обстановка в стране во второй половине XX века. Развитие литературы 1950—1980-х годов. в контексте культуры. Кризис нормативной эстетики соцреализма. Литература периода «оттепели». Журналы «Иностранная литература», «Новый мир», «Наш современник». Реалистическая литература. Возрождение модернистской и авангардной тенденций в литературе. Многонациональность советской литературы.

    2

    Раздел 11. Творчество писателей-прозаиков в 1950—1980-е годы

    Тема 11.1. Основные направления и течения художественной прозы 1950—1980-х годов.

    Основные направления и течения художественной прозы 1950—1980-х годов. Тематика и проблематика, традиции и новаторство в произведениях прозаиков. Художественное своеобразие прозы В. Шаламова, В. Шукшина, В. Быкова, В. Распутина. Новое осмысление проблемы человека на войне. Исследование природы подвига и предательства, философский анализ поведения человека в экстремальной ситуации. Роль произведений о Великой Отечественной войне в воспитании патриотических чувств молодого поколения. Изображение жизни советской деревни. Глубина, цельность духовного мира человека, связанного своей жизнью с землей. Динамика нравственных ценностей во времени, предвидение опасности утраты исторической памяти. Попытка оценить современную жизнь с позиций предшествующих поколений. Историческая тема в советской литературе. Разрешение вопроса о роли личности в истории, взаимоотношениях человека и власти. Автобиографическая литература. Публицистическая направленность художественных произведений 1980-х годов. Обращение к трагическим страницам истории, размышления об общечеловеческих ценностях. Журналы этого времени, их позиция («Новый мир», «Октябрь», «Знамя» и др.). Развитие жанра фантастики. Многонациональность советской литературы.

    2

    2

    Самостоятельная работа студента:

     самостоятельное прочтение романа Быков В.В. «Сотников», В. Распутен «Прощание с матерой»

    2

    Раздел 12. Творчество поэтов в 1950—1980-е годы

    Тема 12.1 Развитие традиций русской классики и поиски нового поэтического языка, формы, жанра в поэзии 1950—1980-х годов

    Содержание учебного материала

    2

    Лирика поэтов-фронтовиков. Творчество авторов, развивавших жанр авторской песни. Литературные объединения и направления в поэзии 1950—1980-х годов. Поэзия Н. Рубцова: художественные средства, своеобразие лирического героя. Тема родины в лирике поэта. Гармония человека и природы. Есенинские традиции в лирике Н. Рубцова. Поэзия Р. Гамзатова: функции приема параллелизма, своеобразие лирического героя. Тема родины в поэзии Р. Гамзатова. Соотношение национального и общечеловеческого в поэзии Р. Гамзатова. Поэзия Б. Окуджавы: художественные средства создания образа, своеобразие лирического героя. Тема войны, образы Москвы и Арбата в поэзии Б. Окуджавы. Поэзия А. Вознесенского: художественные средства создания образа, своеобразие лирического героя. Тематика стихотворений А. Вознесенского.

    2

    2

    Самостоятельная работа. Чтение стихов Н. Рубцова, А. Вознесенского, Р. Гамзатов.

    2

    Раздел 13. Драматургия 1950—1980-х годов

    Тема 13.1. Особенности драматургии 1950—1960-х годов

    Содержание учебного материала

    2

    Особенности драматургии 1950—1960-х годов. Жанры и жанровые разновидности драматургии 1950—1960-х годов. Интерес к молодому современнику, актуальным проблемам настоящего. Социально-психологические пьесы В. Розова. Внимание драматургов к повседневным проблемам обычных людей. Тема войны в драматургии. Проблемы долга и совести, героизма и предательства, чести и бесчестия. Пьеса А. Салынского «Барабанщица» (1958). Тема любви в драмах А. Володина,Э. Радзинского. Взаимодействие театрального искусства периода «оттепели» с поэзией. Поэтические представления в Театре драмы и комедии на Таганке. Влияние Б. Брехта на режиссуру Ю. Любимова. Тематика и проблематика драматургии 1970—1980-х годов. Обращение театров к произведениям отечественных прозаиков. Развитие жанра производственной (социологической) драмы. Драматургия В. Розова, А. Арбузова, А. Володина в 1970—1980-х годах. Тип «средненравственного» героя в драматургии А. Вампилова. «Поствампиловская драма».

    2

    2

    Самостоятельная работа. Чтение пьес В.Розова,  А. Арбузова.

    2

    Тема 13.2.

    Александр Трифонович Твардовский (1910—1971)

    Содержание учебного материала

    4

    Сведения из биографии А. Т. Твардовского (с обобщением ранее изученного). Обзор творчества А. Т. Твардовского. Особенности поэтического мира. Автобиографизм поэзии Твардовского. Образ лирического героя, конкретно-исторический и общечеловеческий аспекты тематики. «Поэзия как служение и дар». Поэма «По праву памяти». Произведение лиро-эпического жанра. Драматизм и исповедальность поэмы. Образ отца как композиционный центр поэмы. Поэма «По праву памяти» как «завещание» поэта. Темы раскаяния и личной вины, памяти и забвения, исторического возмездия и «сыновней ответственности». А. Т. Твардовский — главный редактор журнала «Новый мир». Подготовка к сочинению

    2

    2

    Практическое занятие № 17.

    Творческая работа - сочинение

    2

    3

    Самостоятельная работа студента:

    -прочитайте  стихотворение А.Т.Твардовского «Я убит подо Ржевом», выполните анализ данного  стихотворения.

    2

    Тема 13.3.

    Александр Исаевич Солженицын (1918—2008)

    Содержание учебного материала

    5

     Обзор жизни и творчества А. И. Солженицына (с обобщением ранее изученного). Сюжетно-композиционные особенности повести «Один день Ивана Денисовича» и рассказа «Матренин двор». Отражение конфликтов истории в судьбах героев. Характеры героев как способ выражения авторской позиции. Новый подход к изображению прошлого.

    2

    2

    Проблема ответственности поколений. Мастерство А. Солженицына психолога: глубина характеров, историко-философское обобщение в творчестве писателя.  Литературные традиции в изображении человека из народа в образах Ивана Денисовича и Матрены. «Лагерная проза» А. Солженицына: «Архипелаг ГУЛАГ», романы «В круге первом», «Раковый корпус». Публицистика А. И. Солженицына.

    2

    2

    Практическое занятие № 18.

    Анализ  повести «Матренин двор»

    1

    3

    Самостоятельная работа студента. Чтение романа «Архипелаг ГУЛАГ»

    2

    Тема 13.4.

    Александр Валентинович Вампилов (1937—1972)

    Обзор жизни и творчества А. Вампилова. Проза А. Вампилова. Нравственная проблематика пьес А. Вампилова «Прошлым летом в Чулимске», «Старший сын».Своеобразие драмы «Утиная охота». Композиция драмы. Характер главного героя. Система персонажей, особенности художественного конфликта. Пьеса «Провинциальные анекдоты». Гоголевские традиции в пьесе А. Вампилова «Провинциальные анекдоты». Утверждение добра, любви и милосердия — главный пафос драматургии А. Вампилова

    1

    2

    Самостоятельная работа студента:

    Самостоятельное чтение драмы « Утиная охота»

    2

    Раздел 14. Русское литературное зарубежье 1920—1990-х годов (три волны эмиграции)

    Тема 14.1. Первая волна эмиграции русских писателей.

    Первая волна эмиграции русских писателей. Характерные черты литературы русского зарубежья 1920—1930-х годов. Творчество И.Шмелева, Б. Зайцева, В. Набокова, Г. Газданова, Б. Поплавского. Вторая волна эмиграции русских писателей. Осмысление опыта сталинских репрессий и Великой Отечественной войны в литературе. Творчество Б. Ширяева, Д. Кленовского, И. Елагина. Третья волна эмиграции. Возникновение диссидентского движения в СССР. Творчество И. Бродского, А. Синявского,Г. Владимова.

    2

    2

    Раздел 15. Особенности развития литературы конца 1980—2000-х годов

     Тема 15.1. Общественно-культурная ситуация в России конца ХХ — начала ХХI века

    Содержание учебного материала

    7

    Общественно-культурная ситуация в России конца ХХ — начала ХХI века. Смешение разных идеологических и эстетических ориентиров. Всплеск антитоталитарных настроений на рубеже 1980—1990-х годов.  Задержанная» и «возвращенная» литература. Произведения А. Солженицына, А. Бека, А. Рыбакова, В. Дудинцева, В. Войновича. Отражение постмодернистского мироощущения в современной литературе. Основные направления развития современной литературы.

    2

    2

    Проза А. Солженицына, В. Распутина, Ф. Искандера, Ю. Коваля, В. Маканина, С. Алексиевич, О. Ермакова, В. Астафьева, Г. Владимова, Л. Петрушевской, В. Пьецуха, Т. Толстой и др.

    2

    2

    Развитие разных традиций в поэзии Б. Ахмадулиной, Т. Бек, Н. Горбаневской, А. Жигулина, В. Соколова, О. Чухонцева, А. Вознесенского, Н. Искренко, Т. Кибирова, М. Сухотина и др. Духовная поэзия С. Аверинцева, И. Ратушинской, Н. Горбаневской и др. Развитие рок-поэзии. Драматургия постперестроечного времени.

    1

    2

    Дифференцированный зачет

    2

    3


    3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

    3.1. Требования к материально-техническому обеспечению

       Реализация программы учебной дисциплины проходит в кабинете русского языка и литературы, культуры речи, основ философии и психологии общения.

       Оборудование кабинета: парты, стулья, доска, табличный и дидактический материал, учебники.

       Технические средства обучения: компьютер, мультимедийная установка, диски с фильмами художественных произведений писателей Л. Н. Толстого, М. А. Булгакова, М. Шолохова.

    3.2. Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

    Основные источники

    Для преподавателя:

    1. «Русский язык и литература. Литература. (в 2-х частях) под ред. Обернихиной Г. А. – «Академия», 2015 г.

    Для студентов:

    1. «Русский язык и литература. Литература. (в 2-х частях) под ред. Обернихиной Г. А. – «Академия», 2015 г.

    Дополнительные источники:

    1. Русский язык и литература. Литература (практикум). Под ред. Обернихиной Г. А. – «Академия», 2015.


    4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

    Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения текущего контроля знаний, осуществляемого в виде тестирования,  в форме устного и письменного опросов по контрольным вопросам соответствующих разделов, в ходе выполнения студентами индивидуальных заданий (доклады, сообщения).

    Формы и методы контроля и оценки результатов обучения позволяют проверить у студентов сформированность  и развитие общих компетенций, обеспечивающих их умения и знания.

    Результаты обучения

    (освоенные умения, усвоенные знания)

    Формы и методы контроля и оценки

    результатов  обучения

    1

    2

    В результате освоения дисциплины студент должен продемонстрировать предметные результаты освоения учебной дисциплины «Русский язык и литература»:

    • сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике

    Оперативный контроль:

    - тестирование, аудиторные практические работы;

    • владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью

    Оперативный контроль:

    - в форме защиты докладов

    • владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации

    Оперативный контроль:

    - в форме защиты практических работ;

    - тестирование

    • владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров

    Входной контроль: тестирование

    Рубежный контроль:

    - тестирование

    • знание содержания произведений русской и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой

    Оперативный контроль:

    - в форме защиты практических работ (анализ текста)

    • сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка

    Оперативный контроль:

    - творческая работа.

    • сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения

    Оперативный контроль:

    - практическая работа (анализ текста)

    • способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях

    Оперативный контроль:

    - практическая работа.

    • владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания

    Оперативный контроль:

    - в форме защиты докладов и сообщений

    • сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы

    Оперативный контроль:

    - в форме защиты практических работ;

    - тестирование

    Итоговый контроль:

    -  дифференцированный зачет



    Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность предметных результатов, но и развитие личностных и метапредметных результатов обучения.

    Результаты

    (личностные и метапредметные)

    Основные показатели оценки результата

    Формы и методы контроля и оценки

    Личностные результаты

    -  воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов;

    - проявление гражданственности, патриотизма;

    - знание истории своей страны;

    - демонстрация поведения, достойного гражданина РФ

    Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

    - понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности;

    - проявление активной жизненной позиции;

    - проявление уважения к национальным и культурным традициям народов РФ;

    Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы.

    осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры

    - проявление гражданственности, патриотизма;

    - знание истории своей страны;

    - демонстрация поведения, достойного гражданина РФ

    Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

    - сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

    - демонстрация сформированности мировоззрения, отвечающего современным реалиям;

    - проявление общественного сознания;

    - воспитанность и тактичность;

    - демонстрация готовности к самостоятельной, творческой деятельности

    Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

    - способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

    способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность речевого самосовершенствования

    - взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения;

    - сотрудничество со сверстниками и преподавателями при выполнении различного рода деятельности

    Участие в коллективных мероприятиях, проводимых на различных уровнях, дистанционные олимпиады и конкурсы

    - готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

    - демонстрация желания учиться;

    - сознательное отношение к продолжению образования в ВУЗе

    Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы.

    готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

    - готовность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности

    - способность и умение ценить прекрасное;

    Творческие проекты

     -владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом;

    −владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне

    взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения;

    - сотрудничество со сверстниками и преподавателями при выполнении различного рода деятельности

    Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

    применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

    демонстрация коммуникативных способностей;

    - умение вести диалог, учитывая позицию других участников деятельности;

    - умение разрешить конфликтную ситуацию

    Наблюдение за ролью обучающегося в группе

    - умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

    - демонстрация коммуникативных способностей;

    - умение вести диалог, учитывая позицию других участников деятельности;

    - умение разрешить конфликтную ситуацию

    Наблюдение за ролью обучающегося в группе

    - владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

    - демонстрация способностей к учебно-исследовательской и проектной деятельности;

    - использование различных методов решения практических задач

    Конкурсы

    Олимпиады

    - готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

    - умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

    - эффективный поиск необходимой информации;

    - использование различных источников информации, включая электронные;

    - демонстрация способности самостоятельно использовать необходимую информацию для выполнения поставленных учебных задач;

    - соблюдение техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности.

    Подготовка сообщений,  использование электронных источников.

    - умение определять назначение и функции различных социальных институтов;

    - сформированность представлений о различных социальных институтах и их функциях в обществе (институте семьи, институте образования, институте здравоохранения, институте государственной власти, институте парламентаризма, институте частной собственности, институте религии и т. д.)

    Деловые игры-моделирование ситуаций

    - умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

    - демонстрация способности самостоятельно давать оценку ситуации и находить выход из неё;

    - самоанализ и коррекция результатов собственной работы

    Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной

    программы

    - владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

    - умение оценивать свою собственную деятельность, анализировать и делать правильные выводы

    Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Физика по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих

    Рабочая программа учебной дисциплины «Физика» является частью общеобразовательной подготовки студентов в учреждениях СПО. Составлена на основе примерной программы по физике  для профессий начальн...

    1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫ Рабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ является частью основной профессиональной образовательной програ

    1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫРабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ являетс...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ 38.01.02 Продавец, контролер – кассир, РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ 38.01.02 Продавец, контролер – кассир

    Рабочая программа производственной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии  38.01.02 Продавец,  контролер – кассир....

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ УД.1 «ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих 46.01.03 Делопроизводитель

    Рабочая программа учебной дисциплины УД.1 «Введение в профессиональную деятельность» вве-дена за счет вариативной части основной профессиональной образовательной программы специальностям СПО профессио...

    Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 03 Технология трудоустройства образовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 29.01.08. Оператор швейного оборудования

    Рабочая программа учебной дисциплиныОП. 03 Технология трудоустройстваобразовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих п...

    Рабочая программа учебного предмета «Музыка» начального общего образования срок реализации программы 4 года Рабочая программа учебного предмета составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального

    Данная рабочая программа разработана в соответствии с- требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного   приказом Министерс...