Элективный курс по географии "Стародуб - капелька России"
учебно-методический материал на тему

Элективный курс по географии "Стародуб - капелька России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл starodub_-_kapelka_rossii_elektivnyy_kurs.docx24.67 КБ

Предварительный просмотр:

Элективный курс

«Стародуб – капелька России»

                                        для учащихся 10 класса

                                                                      в рамках предпрофильной  подготовки

           

Пояснительная записка.

           Программа элективного курса «Стародуб – капелька России» предназначена для учащихся 10 класса

     Комплексный подход в изучении родного края позволит сформировать глубокие знания и умения учащихся краеведческого содержания, так как программа включает характеристику основных объектов природы, населения, культуры, проблемы экологии и экономики.

     Программа географии родного края личностно-ориентированная. Личностное познание родного края идет от непосредственного восприятия, ощущения к осмыслению. Ученики не только самостоятельно изучают особенности географии своей местности с помощью специально организованных наблюдений, зарисовок, сравнений, проведения практических работ, высказывания собственных гипотез, но и как бы проживают явления природы и культуры, пропуская их через собственное творчество.

    Курс региональной географии призван удовлетворять социальные потребности, то есть происходит социализация личности учащихся, он также  имеет подлинно страноведческий характер.

    Элективный курс «Стародуб – капелька России » - это курс с ориентацией на гуманитарный профиль для учащихся 10 класса. Программа элективного курса рассчитана на тех учащихся, которые интересуются историей, географией, культурой, краеведением. Программа нацеливает учащихся на активное познание родного края. Данная программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

Задачи курса

I. Общеобразовательные задачи:

1.        Обеспечить личностно-ориентированный характер образования, создать условия для самоопределения и саморазвития личности;

2.        Способствовать самоопределению личности в системе социальных, межличностных отношений;

3.        Через научность и практическую направленность содержания курса способствовать развитию творческих, исследовательских способностей обучаемых, целенаправленно удовлетворять и развивать их образовательные потребности в исследовании;

4.        Развивать гибкость мышления и поведения.

II. Предметные задачи:

1.        Сформировать системное представление о городе Стародубе как целостном географическом регионе;

2.        Показать практическое значение взаимосвязей природных, экономических, социальных, демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений на изучаемой территории;

3.        Сформировать географическую культуру учащихся через приобщение к конкретным знаниям по географии своего населенного пункта;

4.        Развивать умения работать с географо-краеведческими источниками информации, тематическими картами.

Учебно- тематический план

Название тем

курса

Всего

часов

Лекции

Практи-

ческие

Семи-

нары

Формы

контроля

1

Введение

1

1

2

Общий обзор

города

5

4

1

Участие в семинаре. Отчет по творческой работе.

3

Природа родного края

12

5

5

2

Выполнение  практической работы. Участие в семинаре. Отчет по творческой работе. Оформление краеведческого уголка.

4

Общая характеристика населения и предприятий города.

8

4

3

1

Выполнение практической работы. Участие в семинаре. Отчет по творческой работе. Оформление стенда « Наша гордость»

5

Экологические проблемы города Стародуба.

8

2

4

2

Участие в семинаре. Создание и защита проектов. Конкурс сочинений.

6

Итоговое занятие

1

1

Итоговое тестирование.

                                  Содержание программы

«Стародуб – капелька России. » (34 часа)

1. Введение (1 час)

2.Общий обзор города Стародуба  (5ч.)

 Географическое положение.

 История возникновения моего города. Первые упоминания о нашем городе. Происхождение названия города , фамилий жителей.  История заселения и хозяйственного освоения территории.

Стародуб в 13 – 17 веках. Годы гражданской войны. Великая Отечественная война в жизни города.(4часа)

Семинар (1 час)

Творческая работа: «Мой город на карте области»

(использование историко-литературных источников, музейных экспонатов, воспоминаний местных жителей и т.д.)

3. Природа родного края (12 ч.)

 Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые; Климат и агроклиматические ресурсы; Внутренние воды; Почвы, земельные ресурсы; Растительный мир и животный мир (5 часов)

Практическая работы (5 часов)

Характеристика по карте, личным наблюдениям и типовым планам климата, составление климатических диаграмм. Изучение воздействия хозяйственной деятельности человека на водные объекты. Характеристика почв и земельных угодий. Описание экосистемы леса. Выявление степени влияния человека на данный биоценоз

Семинар (2 часа)

Творческая работа. Составление гербария местных растений. Описание их лечебных свойств. Оформление краеведческого уголка.

4. Общая характеристика  населения и хозяйства  (8ч.).

 Население, демографическая ситуация города, социальный состав, обычаи и традиции; предприятия на территории города и их влияние на занятость населения города (4 часа)

Практическая работы (3часа)  

Характеристика демографической ситуации населения города Стародуба. Характеристика предприятий обрабатывающей промышленности города Стародуба.

Семинар (1час)

Творческая работа. Составление сообщения об интересных людях города, о традициях и обычаях. Оформление стенда «Наша гордость»

5. Экологические проблемы города Стародуба (8ч. )

Виды загрязнений. Экологические проблемы города и реки  Бабинец. Радиационное загрязнение территории. Экология человека, воспитание экологической культуры. (2 часа)

Практическая работы (5часа)  

Работа над проектами

Творческая работа.  Написание сочинений на тему « Экологические проблемы города Стародуба », «Мой город  в будущем». Защита проектов.(1 часа)

6. Итоговое занятие (1ч )

Требования к знаниям и умениям.

 Учащиеся должны знать:  

- площадь территории города Стародуба, герб, гимн;

- особенности физико- и экономико-географического положения населенного пункта;

- основные сведения из истории заселения и хозяйственного освоения территории края;

- зависимость рельефа территории города Стародуба  от тектонического строения и действия внешних процессов;

- основные формы рельефа;

- факторы, формирующие климат;

- влияние климатических условий на жизнь и хозяйственную деятельность человека;

- особенности поверхностных вод территории;

- воздействие хозяйственной деятельности человека на водные ресурсы, их рациональное использование;

- основные типы почв, меры по их охране;

- представители растительного  и животного мира нашей зоны; Красная книга Брянщины;

- численность населения;

- особенности демографической ситуации;

- развитие промышленности , ведущие отрасли хозяйства;

- народные промыслы, их особенности;

- взаимосвязь сельскохозяйственной деятельности человека с природными условиями, примеры положительного и отрицательного влияния человека на природу;

- основные экологические проблемы, пути их решения.

 Учащиеся должны уметь:

- определять по картам физико- и экономико-географическое положение территории населенного пункта;

- определять размеры, протяженность территории;

- работать с различными географическими источниками

- устанавливать зависимость между рельефом, тектоническим строением и размещением полезных ископаемых по физико - географической, геологической, тектонической картам;

- определять по климатической карте, графикам и диаграммам основные черты климата территории;

- оценивать агроклиматические, водные, почвенные, земельные, растительные, животные ресурсы для прогнозирования рационального природопользования;

- выполнять правила природоохранного поведения в повседневной деятельности.

- оценивать демографическую ситуацию населения;

- составлять характеристику промышленности города

- устанавливать взаимосвязь между компонентами природы, природой и деятельностью человека;

- описывать ПТК по предложенному плану;

- владеть приемами оценки, анализа, прогноза изменений природы под влиянием хозяйственной деятельности человека;

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА

"Стародуб – капелька России"

   В процессе работы по изучению данного курса возможна организация следующих видов работы:

   1. Изучение и анализ письменных исторических источников, историко-краеведческой литературы, проведение опросов местных жителей.

   2. Сбор, изучение и обработка устного народного творчества.

   3. Проведение картографического анализа.

   4. Выполнение фотографий.

   5. Составление тезисного плана беседы.

   6. Подготовка к выступлению, защита реферата, проекта, презентации.

   7. Осуществление систематизации исследовательских материалов.

   8. Проведение экскурсий по музею и городу.

     

   Критериями, позволяющими проводить самостоятельный анализ, по изучению курса, являются:

   1. Преподаватель, интересующийся историей края и принимающий непосредственное участие в его изучении.

   2. Исследовательская работа преподавателя  выступает как условие повышения его педагогического мастерства.

   3. Создание для учащихся реальных  условий  для проведения самостоятельных исследований.

   4. Соблюдаются принципы добровольности и учета индивидуальных интересов и способностей учащихся при определении (выборе) тем исследовательских заданий.

   5. Преподаватель  непосредственно участвует в исследовательской работе вместе с учащимися.

   6. Учащиеся знают и видят, что  их исследования приносят реальный результат:  появление интереса  учителей, родителей, общественности к их делам, пополнение архива  музея новыми экспонатами и выставками, собранный краеведческий материал  используются в учебно-воспитательном процессе.

                                 Список литературы

1. Козлова Ю.В. Краеведение. Внеклассная работа по географии.

     Москва.,Творческий центр ,2007

2. География Брянской области. Учебное пособие для учителей и учащихся  4-х классов // под ред. Афромеева Л.М., из-е тов-во «Дебрянск», Брянск, 2009

3. Афромеев Л.М. Природа Брянщины. Изд-во «Дебрянск», Брянск, 1995

4. Ефремов Ю.К. Природа моей страны. Москва,Мысль,2008

5. Крашенинников В.В. Взгляд через столетия. Тула, Приокское изд-во,1978

6. Цапенко М.П. Земля Брянская. Москва, Искусство,1972

7. Лонина М.Д. Внеклассная работа по географии, Брянск, 2001

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс по русскому языку

Представлена презентация элективного курса по русскому языку на тему: "Работа с текстом..Языковые особенности"...

Элективный курс " Дом и дизайн"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДОПОЛНИТЕЛЬНОГООБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙЦЕНТР ДЕТСКОГО  (ЮНОШЕСКОГО) НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА  Согласовано...

Рукоделие: вышивка шелковыми лентами (ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ДЛЯ ДЕТЕЙ 9-11 лет)

В программу  курса вошла технология работы с шелковыми лентами, использование которой может варьировать в зависимости от конкретных запросов учащихся. В дальнейшем решение этой задачи поможет формиров...

Программа элективного курса для учащихся 10-11 классов по настольному теннису

Программа предназначена для углубленного освоения игры в настольный теннис, может применяться в школах со спортивным уклоном, а также в общеобразовательных школах. Курс рассчитан на 360 часов....

Элективный курс по английскому языку в 10 классе

В наше время учащимся очень пригодится знание английского языка в сфере делового общения ,,,,...

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА Терминология в профессии «Автомеханик» ( учебный курс для учащихся 1-2 курсов ОУ СПО, 16 часов)

Данный элективный курс «Терминология в профессии “Автомеханик”» составлен для учащихся образовательных учреждений начального профессионального образования , которые выбрали профессию автомеханика и хо...

Методические рекомендации по изучению учебного предмета «Элективный курс: основы выбора профессии». Курс лекций

Методические рекомендации по изучению учебного предмета «Элективный курс: основы выбора профессии». Курс лекций...