Рукоделие: вышивка шелковыми лентами (ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ДЛЯ ДЕТЕЙ 9-11 лет)
элективный курс по теме

Резенкова Татьяна Владимировна

В программу  курса вошла технология работы с шелковыми лентами, использование которой может варьировать в зависимости от конкретных запросов учащихся. В дальнейшем решение этой задачи поможет формированию разумного досуга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rezenkova_rukodelie_vyshivka_shelkovymi_lentami.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

                                ДОПОЛНИТЕЛЬНОГООБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ЦЕНТР ДЕТСКОГО  (ЮНОШЕСКОГО) НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

 Согласовано                                                                       УТВЕРЖДЕНО  

Директор  ЦРО                                                                   Директор ЦНТТ

_______О.В.Мартынова                                                    _____________ И.В. Щетущенко                                                                                                            «______»___________2012г.                                            «______»___________2012г.

             

Рукоделие: вышивка шелковыми лентами

 (ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

ДЛЯ ДЕТЕЙ 9-11 лет)

РАЗРАБОТАЛА:

Резенкова Татьяна Владимировна

(педагог дополнительного образования)

 Армавир,  2012г.

Пояснительная записка.

Искусство - важнейшее средство приобщения человека к духовным и общечеловеческим ценностям. Художественная деятельность, приобщение детей к миру природы, ее красоте и неповторимости, к изучению и осмыслению народного декоративно-прикладного творчества имеет преобразовательный аспект - творит в каждом человека. В. Сухомлинский утверждал, что без творческой жизни  личность не может быть воспитана. В современных социально-экономических условиях художественно-эстетическое образование детей остается одной из актуальных проблем. Ее призвана решить программа элективного курса «Рукоделие: вышивка шелковыми лентами», исходя из значимости народного искусства, соединяющая в одном курсе такие дисциплины, как изобразительное искусство и  художественный труд.

Вышивка шелковыми лентами является одним из самых древних видов народного рукоделия, его корни уходят в античные времена, когда зародилось искусство производить шелк  в Древнем Китае. Кроме того, она является главным атрибутом в оформлении торжественных церемоний и праздников: лентами и рюшами расшивается свадебное платье невесты, сумочки, носовые платки, салфетки и скатерти на столах. Вышивками из шелковых лент декорируются конверты для новорожденных, коробки для подарков и  букеты цветов.

Данный курс разработан с учетом опыта трудовой и технологической деятельности, полученного учащимися при обучении в начальной школе.

Согласно этой программе, происходит развитие у детей духовно-нравственного отношения к народной культуре, открывается новый мир народно го искусства, который несет в себе многовековые представления о красоте и гармонии. Данная программа направлена на формирование устойчивых знаний, трудовых умений и навыков, а также предусматривает расширение политехнического кругозора детей в декоративно-прикладном искусстве, привитие им гармониче ского, умственного, эстетического и нравственного воспитания и развития.

В программу  курса вошла технология работы с шелковыми лентами, использование которой может варьировать в зависимости от конкретных запросов учащихся. В дальнейшем решение этой задачи поможет формированию разумного досуга.

Элективный курс «Рукоделие: вышивка шелковыми лентами» для учащихся 9-11 лет адресован педагогам дополнительного образования и  учителям технологии и рассчитан на 20 часов.

Актуальность курса заключается в том, что он отражает общую тенденцию к возрождению  одного из видов декоративно-прикладного искусства – вышивки шелковыми лентами.

Искусство вышивания шелковыми лентами имеет многовековую историю. Из по коления в поколение отрабатывались и улучшались узоры и цвето вые решения, создавались образцы вышивок с характерными нацио нальными чертами.  Каждый народ в зависимости от местных условий и окружающей природы, особенностей быта, обычаев создавал свои приемы вышивки, мотивы узоров и композиции.

Новизна курса заключается в том, что он позволяет учащимся  научиться вышивать шелковыми лентами, простейшим ручным способом, который является основой вышивания.

Цель: изучить технологию выполнения вышивки шелковыми лентами и способы отделки изделий, научить  применять полученные знания и умения при выполнении изделий прикладного искусства.

В рамках достижения поставленных целей данным курсом решаются следующие задачи:

1.Обучающие:

- вышивать шелковыми лентами и вы полнять задания по образцу;

- знаниям по ручной вы шивке шелковыми лентами;

- самостоятельно, оценивать результаты работ.

2. Развивающие:

- сенсорные и моторные навы ки учащихся;

- эстетические взгляды, развивать творче ские способности личности.

3. Воспитывающие:

- интерес к культуре и ис кусству;

- чувство гармонии мира красок и линий, художественных образов.

Теоретическое обучение проходит устно, без ведения записи учениками, при помощи наглядных пособий (технологических карт, журналов, старинных и современных образцов),  экскурсии в музей (знакомство с историей старинных украшений: платков, салфеток, рушников) и схематических рисунков педагога на доске.

Умелое сочетание рассказа педагога с элементами заранее продуманной беседы придает занятиям настрой доверительности и задушевности. На занятиях при объяснении нового материала педагогом чаще всего используются методы фронтальной работы - показ рисунков, таблиц, образцов изделий, видеоматериалов, сопровождающихся пояснением и беседой с учениками.  Учебная информация отличается научной достоверностью, простотой и доступностью изложения, носит познавательно-воспитательный характер. Все это вызывает неподдельный интерес учеников к предстоящей работе.

Практическое обучение происходит на образце (лоскуте ткани 20x20 см) при непосредственном участии педагога и самостоятельно. Нередко одновременно используются разные формы деятельности: один ученик работает над композицией, другой знакомится с технологией, третий трудится над выполнением изделия. После демонстрации технического приема педагог ведет индивидуальную работу с учащимися по его отработке, добиваясь точности и чистоты исполнения. Овладение техникой ремесла на практических занятиях происходит, как правило, поэтапно, по принципу «от  простого - к сложному». Обучение строится по схеме: повтор - накопление – воспроизведение - импровизация. Постепенно дети приучаются осмысленно владеть умениями. В ходе выполнения задания педагог может продемонстрировать ученикам удачно выполненную работу.

Занятия  обычно сочетают  в себе не только различные виды практических работ, но и открывают перед детьми чудесный мир народного искусства, который несет в себе мощный пласт многовековой культуры народа.  Применяется дифференцированный подход  - ведь каждый ученик работает по своему индивидуальному эскизу, но по теме, заданной педагогом.  

В процессе обучения ремеслу мастер-педагог использует различные методы: беседу, показ, игровые моменты, выполнение работ в разных техниках. Важное  значение, в проведении занятий имеет организация динамических пауз. Введение этих упражнений в процесс занятия обеспечивает своевременное снятие физической усталости и оживление работоспособности детей. Количество таких динамических пауз в течение занятия определяется педагогом в зависимости от возраста учеников, от сложности изучаемого материала, от состояния работоспособности учащихся.

С целью эстетического развития, создания комфортных условий во время занятий можно включить негромкую музыку.

Формы занятий: групповые и индивидуальные.

Методы обучения: словесные (объяснение, рассказ, беседа); наглядные (демонстрация готовых работ, схем).

Методика оценки результативности:

-количественный анализ;

-посещаемость;

-статистические данные;

-фиксация занятий в рабочем журнале;

-отслеживание результата;

-практические материалы;

Качественный анализ:

-формирование новых навыков и умений;

-анализ успешности деятельности и достижение целей;

-анализ диагностического материала.

Ожидаемый результат:

В результате обучения учащиеся должны знать:

-о работе художника по вышивке и вышивальщицы;

-общие положения вышивки;

 -основные  швы;

-классификации  вышивок;

-правила ухода за вышитыми изделиями.

Должны уметь: 

-владеть безопасными приемами работы с ручными инструментами;

-выполнять основные виды швов, потайные закрепки и переходы;

-переносить  рисунок на основу;

-вывивать шелковыми лентами цветочные композиции.

Контролируемость результата обучения, заявленного в курсе, достигается текущем контролем педагога, усвоение тем обеспечивается оценкой качества выполнения зачетной работы.

Реалистичность данной программы обеспечивается организационно-педагогическими условиями:

-создаются  учебные группы численностью  12 -15 человек;

-элективный курс рассчитан на 20 часов;

-занятия проводятся  1  или 2 раза в неделю по 2 часа;

-выполняются упражнения на релаксацию.

Для реализации данной программы необходимы следующие инструменты и материалы:

-ножницы;

-набор игл для вышивания;

-набор ниток мулине;

-ткань-основа (канва);

-бумага (калька);

-шелковые ленты (по 2 метра 10 цветов);

-пяльцы;

- набор ниток мулине.

№ п/п

Тема

Общее количество

часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие.  Швы.

2

1

1

2

Техника вышивания шелковой лентой.  

16

1

15

3

Заключительное занятие.

2

1

1

Итого:

20

3

17

Тематическое планирование.

 Содержание программы.

1.Вводное занятие Швы. (2ч.).

Теория: Представление программы учащимся. Исторический очерк. Инструменты и материалы. Правила техники безопасности с колющими и режущими инструментами. Изучение стежков: «за иголку», «каскад», «петельный», кружевной стежок. Кружевной стежок «Ленивая  Дейзи».  Французский узел. Контурный стежок. Роза-паутинка.

Практика:  Отработка стежков «за иголку», «каскад», «петельный», кружевной стежок. Кружевной стежок «Ленивая  Дейзи».  Французский узел. Контурный стежок. Роза-паутинка.

2.Техника вышивания шелковой лентой (16ч.).

Теория: Пошаговые уроки: подготовка к работе,  перенос рисунка с помощью копировальной бумаги и наметочными стежками. Цветовая гармония вышивки: спектральные, ломаные, аналогичные и  дополнительные цвета, триада, цвета смежные с дополнительными, монохромные  и нейтральные цвета. Вышивка на изделиях : скатерти и салфетки, косметички, рамки для фотографий и т.д.. Схемы работ.

 Практика: Изготовление работ: «Розы», «Фантазия», «Праздник».

3. Заключительное занятие (2ч).

Теория: Опрос по изученному курсу. Выставка работ.

Практика: Изготовление работы по выбору учащихся.

Литература.

1.Подарки к праздникам. Пер. с нем.-М.: ОЛМА-ПРЕСС 2001г.

2. Шелковая лента. Мелеса Ульямс. Москва. Эксмо 2007.

3. Декоративно-прикладное творчество. Николенко Н.М.  Ростов н/Д:Изд. Феникс 2003г.

4.Вышивка лентами.-Минск: Харвест, В95 2010.-256с.:ил.

5. «Работа с тканью». А.Н.Малышева Ярославль, 2001г.

6. Декоративная композиция. Логвиненко Л.Г. Москва 2006г.

7.Подарки. 100 лучших идей. Как упаковать и украсить. Бумага, ленты, фольга/ А. С. Мурзина. -  Минск: Харвест, 2010. -32 с.: ил.

8.Ribbon Embroidery, Вышивка лентами от А до Я, Ниола 21 век, 2006

9.Цветкова О. В., Вышивка лентами. Школа вышивки, Ниола-Пресс, 2008

10.Элен Эрикссон, Шелковые фантазии. Искусство вышивки лен точками, Альбом, 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок: «Вышивка шелковыми лентами»

   Атласные ленты и тесьма, применяемые для отделки, широко используются в нашей жизни. Они помогают украсить любое торжество или праздник. Красивая лента придаёт хорошо упакова...

Программа элективного курса для учащихся 10-11 классов по настольному теннису

Программа предназначена для углубленного освоения игры в настольный теннис, может применяться в школах со спортивным уклоном, а также в общеобразовательных школах. Курс рассчитан на 360 часов....

Рукоделие: вышивка крестиком

Методические рекомендации при проведении занятий по вышивке...

Программа элективных курсов для 11 класса

Решение нестандартных задач...

Программа элективного курса «Сочинение-рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку»

Рекомендации написания сочинения- рассуждения в 11 классе, пошаговое объяснение....

Презентация " Вышивка шелковыми лентами "

Вышивка лентами, даёт большое поле для фантазии. Используя самые простые стежки можно получать красивые вышивки,быстрые и легкие....

Рабочая программа по ОБЖ для 7-8 классов. Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"

Рабочие программы по ОБЖ для 7-8, 9 классов. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"...