Урок: «Вышивка шелковыми лентами»
методическая разработка по теме

Инсапова Римма Вагизовна

 

     Атласные ленты и тесьма, применяемые для отделки, широко используются в нашей жизни. Они помогают украсить любое торжество или праздник. Красивая лента придаёт хорошо упакованному подарку изысканность, подчёркивая торжественность момента. Перевязанный ленточкой букет выглядит не только привлекательней, но и богаче. Ленты «оживляют» причёску, а отделанные ими шляпки, сумочки и платья приобретают так называемую изюминку. На Западе принято, готовясь к торжествам, украшать праздничный стол всевозможными бантами в тон скатерти. Красные ленты и банты стали символом рождественских праздников. Их прикрепляют к входным дверям домов и украшают ёлки в преддверии Рождества и встречи Нового года. У нас же сложился обычай перевязывать конверты с новорождёнными голубыми или розовыми лентами, в зависимости от пола ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vyshivka_shelkovymi_lentami.docx44.65 КБ
Microsoft Office document icon instrukcionnaya_karta.doc734.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  «Вышивка шелковыми лентами» – 2 часа.

                                              Разработала: Инсапова Римма Вагизовна

                                                          преподаватель спецтехнологии по профессии «портонй»

                                                  ГАОУ НПО ПУ № 91 г. Нефтекамск

                                                          Республики Башкортостан

Цель урока:

- образовательная:  ознакомить с историей вышивки, расширить знания об                              

                                    инструментах и материалах для вышивки, ознакомить с  

                                 классификацией  лент, с техникой выполнения швов,    

                                    показать связи с  ранее  изученными     материалами   в      

                                 курсе   общеобразовательной  школы;

   - воспитательная:    формирование    дисциплинированности,  аккуратности 

                                              и    собранности    при    выполнении    приёмов    труда,                          

                                  трудолюбие, добросовестности, воспитывать нравствен-

                                ные,  трудовые и эстетические качества личности;

   - развивающая:        развивать   координацию   движений  рук,  воображение,    

                                        мышление, творческие возможности каждого учащегося,

                                   развивать   интерес   к   предмету;   научить   выполнять                  

                                требования по технике безопасности. 

Оборудование:       ноутбук,  проектор,  экран,  готовые  работы  учащихся,            

                                пяльцы,  ткань,  иглы  для  вышивания,  ленты  шелко -

                                вые,   нитки    мулине,   наперсток,     раздаточный  ма -  

                                териал,  инструкционные    карты,    иллюстрации,  ри -  

                                сунки  и фотографии,  книги,  журналы.

Тип урока:                комбинированный.

Форма проведения: презентация,   беседа  с объяснением  нового материала,

                                   показ  наглядностей,   практическая    работа     обучаю -          

                                   щихся.

Межпредметные связи:   история, ИЗО, материаловедение.

Место проведения:   учебно — производственная мастерская.

Ход урока

I. Организационная часть.

  1. рапорт дежурного о присутствии обучающихся;
  2. проверка готовности обучающихся к уроку;
  3. осмотр внешнего вида;
  4. сообщение темы и цели урока.

II. Вступительное слово учителя.

    Сегодня мы познакомимся с одним из видов декоративно – прикладного искусства – это вышивка шелковыми лентами.

     Атласные ленты и тесьма, применяемые для отделки, широко используются в нашей жизни. Они помогают украсить любое торжество или праздник. Красивая лента придаёт хорошо упакованному подарку изысканность, подчёркивая торжественность момента. Перевязанный ленточкой букет выглядит не только привлекательней, но и богаче. Ленты «оживляют» причёску, а отделанные ими шляпки, сумочки и платья приобретают так называемую изюминку. На Западе принято, готовясь к торжествам, украшать праздничный стол всевозможными бантами в тон скатерти. Красные ленты и банты стали символом рождественских праздников. Их прикрепляют к входным дверям домов и украшают ёлки в преддверии Рождества и встречи Нового года. У нас же сложился обычай перевязывать конверты с новорождёнными голубыми или розовыми лентами, в зависимости от пола ребёнка.

       Но есть и совершенно новое применение шёлковой ленты – вышивка ею. Для такого вида вышивки берётся очень узкая лента, которая подходит практически к любым типам тканей. Она свободно проходит через самый плотный уток, не теряя своей формы. Особенность этой техники вышивки в том, что она придаёт рисунку объёмность. Здесь применяются простые и всем хорошо известные приёмы вышивки. Изучив описание различных видов швов, можно создать своими руками необыкновенно красивые вещи.

    (Познакомить учащихся с образцами вышитых изделий).

III. Основная часть.

Изложение нового материала. 

        1. История вышивки лентами (слайд 2,3)    

         

     С давних времен узкие полоски ткани применялись в повседневной жизни и хозяйственной деятельности людей. Уже в Древней Греции женщины вплетали в волосы полоски тканей, чтобы "оживить" свой образ. Повязки, украшенные золотом и драгоценными камнями, вплетались в волосы в Древнем Риме. Кроме того, цветными лентами отделывалась одежда, причем каждому социальному классу соответствовал свой цвет и материал. В Средние века в Италии лентами уже декорировали спинки стульев и балдахины, а также подвязывали тяжелые занавеси, которыми закрывались окна для защиты от холода в зимнее время.
       Но только в XIV веке начало расширяться бытовое применение шелковых лент. Традиции ткачества в Лионе и благоприятные климатические условия юга Европы способствовали быстрому развитию производства ценной шелковой нити. После переезда папской курии в Авиньон, под опеку французского короля, знатные господа стали щеголять в роскошных одеждах, отделанных лентами с золотой каймой или парчовыми лентами, соответственно рангу и происхождению носившего их.
      В 1446 году будущий король Людовик XI пригласил итальянских ткачей, чтобы они обучили своему искусству жителей Лиона. Из этой затеи ничего не вышло, но в город были завезены разнообразные станки, как для выделки шелка, так и для изготовления шелковых лент. Спрос на ленты продолжал расти, и Лион постепенно превращался в крупный текстильный центр. В 1560 году в нем уже пятьдесят тысяч ткачей, которые изготавливали разные, в том числе дорогие и экстравагантные, шелковые ленты, а южнее в Везли и Сент - Этьене, почти сорок пять тысяч человек трудились на производстве тесьмы. К 1660 году в Сент-Этьене и окрестностях насчитывалось уже около восьмидесяти тысяч ткацких станков для выработки лент и триста семьдесят - для производства позументных изделий (позумент, галун, басон). В начале XVIII века спрос на эти товары резко возрос, и начался период бурного распространения роскошных и красивых лент. Король Франции Людовик XIV украшал лентами, унизанными драгоценными камнями, даже свою обувь и призывал двор одеваться оригинально и с выдумкой.

      Наступила эпоха рококо, и стилем французского двора стало легкомыслие. Король Людовик XV любил вышивать и часто дарил придворным дамам милые безделушки, изготовленные им самим. Платья стали объемными и просторными, богато украшенными лентами.
    Именно в эти времена во Франции и появилась вышивка шелковыми лентами. Сначала знатные дамы стали украшать свои платья, оформляя корсажи мелкими розочками "а ля рококо", листьями и множеством разбросанных цветов с жемчужинами и хрусталиками. Затем настал черед белья. Оно становилось все более роскошным и утонченным. В ателье, носивших высокое звание "Поставщики королевского двора" с помощью простой иглы и лент создавались настоящие шедевры. Теперь они красуются в музейных витринах по всему миру - от Лондона до Претории. Из Франции этот вид вышивки перекочевал на острова в Англию. А оттуда разошелся по всем странам бывшей Британской империи. Вместе с переселенцами из Старого Света он попал в Америку, где быстро завоевал популярность. Расцвет искусства пришелся на 70-е годы XIX столетия. К тому времени вышивку можно было увидеть не только на платьях, но и на зонтиках, абажурах, стеганых одеялах, безделушках для дома ( абажуры, подушки, одеяла, покрывала)  и шляпах.
        После Второй мировой войны интерес публики ко всем видам рукоделия стал снижаться. Но в течение двух последних десятилетий началось возрождение вышивки. Вернулся интерес, и это искусство вновь заблистало всеми своими гранями. Ведь шить шелковыми лентами необычайно занимательно, это не требует сложных приспособлений и крупных предварительных расходов. К тому же здесь применяются простые и всем хорошо известные приемы вышивки. А объемный рисунок настолько привлекателен, что можно, без всякого сомнения, утверждать: в ближайшие годы этот вид вышивки ждет широкое распространение и успех!

        (Сделать краткую запись в тетради).

2.  Приспособления и материалы:

  1. Иглы (слайд 4)  

                   

     В давние времена куски кожи или ткани сшивались не иглами, а продырявленными колючками или рыбьими косточками.

    С тех пор иглы сильно изменились и сегодня они производятся различных видов и размеров.

     Для вышивания применяются разные иглы: тонкие – для легких тканей и толстые – для плотных. При шитье шелковой лентой используются острые иглы, ведь они должны свободно входить в ткань, не образуя при этом неэстетичных затяжек.

    Ушко иглы должно быть удлиненным, чтобы можно было легко вдеть ленту и она, не скручиваясь, скользила по нему.

   Для лент шириной 7, 9, 12 мм подбирают иглы № 18-22, для ленты в 3 мм рекомендуется № 24. Позолоченная игла имеет специальное гальваническое покрытие, защищающее её от кислотных выделений, ведущих сначала к окислению, в потом и ржавчине, которая затрудняет нормальное скольжение иглы в ткани.

  1. Ленты (слайд 5)

     В невероятном разнообразии имеющихся в настоящее время в продаже лент и тесьмы выделяют две основные группы: ленты, которые можно стирать и декоративные ленты.                                                                          

    Ленты и тесьму, подлежащие стирке, делают из тканей высшего качества и кромкой. На бобинах присутствуют подробные рекомендации (как их стирать, гладить и др. необходимую информацию). Декоративные ленты используются только для отделки. У большинства из них нет кромок, то есть их края особым способом уплотнены, чтобы при использовании ленты не распускались.

      Декоративные ленты нельзя стирать, поэтому прежде чем взяться за вышивку, внимательно следует ознакомиться со всеми рекомендациями.

      Вышитые изделия стирают вручную с мылом (жидким или мыльной стружкой) и гладят с изнанки, чтобы вышивка не стала плоской. Ленты некоторых цветов, например ярко-красные и бордовые, нужно перед работой помочить, чтобы избежать при высыхании появления неэстетичного налета и разводов, которые могут испортить вышивку.                                                                                                                    Вышивальные нитки требуются для создания основы (контура) для некоторых швов или для закрепления ленты на изнанке в конце работы.                                                                                                       Бусины и бисер выпускаются разных форм и размеров. Обычно они применяются для украшения и придают вышивке особое изящество.

  1. Ткани (слайд 6).

                                   

   Для    основы   при   вышивке    шелковой    лентой    можно    использовать    самые

разнообразные ткани.

Хлопковые:  рогожка, батист, сатин (хлопчатобумажный атлас), плис. (хлопчатобумажный бархат), муслин (кисея).

Льняные ткани:  суровое полотно,  тонкое полотно,   грубая холстина,  льняная ткань с однородной основой.

Шелковые ткани:  шифон,  шелковый тюль.

Шерстяные ткани:  креп,  твид,  джерси.

      Вышивать можно по любой поверхности, лишь бы ткань была настолько прочной, чтобы на ней удерживались стежки, и настолько эластичной, чтобы сквозь нее легко проходила нитка.                                                                                                                                                              

      Красота вышивки в большей части зависит от гармоничного  сочетания ткани и ленты.                                                                            

      Так же при вышивке используют пяльцы, они предназначены для того, чтобы во время работы ткань была хорошо натянута. Это гарантирует равномерность стежков.                                                                                              

      Существуют также в продаже комплекты всех необходимых для вышивки материалов с уже напечатанными рисунками и подробными рекомендациями. Но можно создать и свою композицию. С помощью, например, переводного карандаша. На рисунок накладывают лист кальки и обводят его переводным карандашом. Затем соединяют кальку с тканью, проглаживают утюгом, и рисунок переноситься на вышиваемый предмет.

  1. С чего начинать работу?  (слайд 8, инструкционная карта № 1).

       В отличие от традиционного вышивания, где обычно в начале работы на нитке не завязывают узелок, чтобы при глажении не появлялся неприятный блеск, при шитье шёлковой лентой используется плоский узелок, закрепляющий ленту в работе.
      Чтобы начать работу, возьмите ленту длиной 50 см, вставьте её в иголку, подогните кончик на несколько миллиметров и вколите иголку по центру.
Придерживая ленту одной рукой и подтягивая другой, завяжите узелок.
     Завязанный таким образом узел называется плоским узелком и, в отличие от традиционного, не увеличивает толщину вышивки.

Приемы работы.

  1. Запяливание ткани в пяльцы (слайд 9,10).

        Обручи, из которых состоят пяльцы, предназначены для того, чтобы во время работы ткань была хорошо натянута. Это гарантирует равномерность стежков. Таким образом, даже тот, у кого есть склонность затягивать стежок, не сможет слишком сильно натягивать ленту, поэтому вышивка получится объёмной.
     В продаже имеются пяльцы разных размеров. В этих пяльцах одни обруч надевается на другой и затягивается боковым винтом. Круглые пяльцы обычно используются для вышивок небольших размеров. Они очень удобно и легко собираются.
    Положите ткань на меньший обруч и наложите сверху второй обруч. Завинтите винт до тех пор, пока ткань не натянется. Не подтягивайте ткань после того, как затяните большой обруч.
     
Как обмотать пяльцы.   

     Для того, чтобы состоящие из двух обручей пяльцы, возьмите мягкую тесьму и обмотайте один из обручей по окружности. Натягивайте тесьму так, чтобы не образовались складки
     Когда обруч будет полностью обмотан, закрепите концы тесьмы небольшими стежками. Обмотайте второй обруч.
     Если под рукой не найдётся тесьмы, можно использовать тонкие и узкие бинтики.
Обмотка круглых пялец – это операция, помогающая избежать появления на таких лёгких тканях, как шёлк, органза или бархат, заломов при сплющивании, от которых потом трудно будет избавиться

  1. Как закреплять шов (слайд11, инструкционная карта № 2).

       Чтобы закрепить ленту, после того как вы завершили работу. Выведите её на изнанку и очень осторожно, сделав небольшую петельку, проведите иголку под стежками вышивки.
     Крепко придерживая пальцами стежки, чтобы они не вышли на изнанку, легонько подтяните ленту.
     Закончив работу, отрежьте ленту в нескольких миллиметрах от последнего стежка.
В некоторых случаях предпочтительнее закрепить ленту непосредственно на ткани мелкими стежками, выполненными нитками мулине.

  1. Основные швы.

Шов «цепочка» (слайд 12, инструкционная карта № 3).  

      Протяните иголку с лентой с изнанки на лицевую сторону ткани и введите ее приблизительно в то же место, откуда она вышла налицо. Сделайте с изнанки прокол на длину стежка около верхней точки образовавшейся петельки. Потяните ленту и вместе с нею петельку.  Ваша иголка находится на лицевой стороне в только что образовавшейся петельке. Теперь сделайте вторую, точно так же, как вы сделали первую.

      Продолжайте вышивать? таким образом, пока не получиться цепочка. Этим швом обычно обшивают салфетки, а также часто закрывают швы на стеганых одеялах.

 Шов «Полупетельки с прикрепкой»  (слайд 13,  инструкционная карта № 4).

       Протяните иголку с лентой налицо налево вверх, сделайте петельку, придерживая ее большим пальцем левой руки. Вколите иголку правее, рядом с проколом.                      

       Протяните иголку с изнанки в центре готовой полупетельки. Закрепите полупетельку небольшой прикрепкой, перекинув ленту через образовавшуюся петельку, и одновременно выведите иголку с изнанки вверх направо, начиная следующий стежок.                    

      Этим изящным швом обычно обшивают края. Шов можно вышивать как вертикально, так и горизонтально. Выполненный лентой, он напоминает по силуэту бабочку или муху.

 Шов  «Узелки»  (слайд 14,15,  инструкционная карта № 5).

      Протяните иголку с лентой, натягивая ее другой рукой, на лицевую сторону работы. Два раза перевейте иголку лентой.  

      Продолжая удерживать ленту, распределите витки так, чтобы они не перекрывали друг друга. Затем воткните иголку в ткань, желательно в то же место, откуда она вышла. Все время придерживайте ленту пальцами, чтобы при протаскивании на ней не образовались узелки.

     Протяните иголку и ленту через заранее сделанные завитки. Вышивая, закрепляйте каждый узелок по отдельности. При этом не нужно протаскивать иголку наизнанку, что уменьшает расход тесьмы.

Шов «Петельки с прикрепкой сверху»  (слайд 16,  инструкционная карта № 6)

     Для выполнения этого вида шва, протяните иголку налицо и воткните ее чуть дальше, образуя около кончика иглы петельку.

     Чуточку натяните ленту, вновь введите иголку в петельку и легким стежком прикрепите ее к ткани.

    Еще раз вытащите иголку у основания стежка и опять сделайте лепесток.

    Так продолжайте выполнять остальные лепестки (обычно не менее пяти). Наконец, закрепите ленту на изнанке.

Шов «Вытянутый стежок с завитком» (слайд 17, инструкционная карта № 7)

     Протяните иголку налицо. Помогая себе указательным пальцем, прижмите ленту у ткани и потяните на себя.

    Подобрав нужный для определенного лепестка размер, введите иголку в центре ленты.

    Проколов ленту и ткань, вытащите иголку на изнанку. Натягивайте ленту очень осторожно и медленно, до тех пор пока не образуется углубление. Таким образом формируется лепесток.

    Если вы поспешите, то получите некачественный стежок. Чтобы стежок получился воздушным, затягивайте ленту постепенно, пока на ее конце не образуется маленький завиток. Сделайте остальные лепестки.

Шов «Вытянутый стежок» (слайд 18, инструкционная карта № 8)

     Протяните иголку на лицевую сторону работы. Помогая себе другой рукой, пропустите ленту, придерживая ее у ткани, чтобы она не запуталась, на изнаночную сторону.

    Заполните вышивкой весь рисунок.

    Это один из наиболее древних швов, применяемых как при шитье, так и при вышивании.

Шов «Полупетельки с прикрепкой зигзагом» (слайд 19,20, инструкционная карта № 9)

    Протяните ленту налицо в верхней части работы и сделайте длинный стежок полупетельку.  

    Протащите сквозь ткань иголку с лентой в центре полупетельки, сделайте прикрепку и подтяните ленту. 

   Продолжайте вышивать таким образом, поочередно располагая полупетельки то слева, то справа. 

   Если захочется, можно уменьшить длину отдельных полупетелек.

   В результате вы получите ту форму, которая требуется.

   Этим легким и изящным швом заполняют свободное пространство.

Шов «Петельки по кругу»  (слайд 21, инструкционная карта № 10)

   Протяните иголку на лицо, воткните рядом с точкой, откуда она вышла, и вытащите наизнанку. Получилась петелька. Чтобы придать петельке округлость, вставьте в нее карандаш.  Вновь вытащите иголку на лицо и продолжайте вышивать. Когда первая петелька будет готова, закрепите ее булавкой.  Продолжайте двигаясь по кругу и закрепляя все петельки булавками. Сделав пять лепестков, закрепите ленту. Затем заполните центр цветка, использовав шов "узелки" или бусинки.

    Теперь можете убрать булавки, и ваш цветок готов. Если вам захочется, добавьте несколько листочков.

    Для получения прелестных объемных цветков лучше воспользоваться лентой шириной от 7 до 9 мм.

Шов «Перекрученный стежок с узелком» (слайд 22, инструкционная карта № 11)

     Протяните иголку на лицевую сторону работы, отмерьте нужную длину и перекрутите ленту.

     Протащите иголку с лентой на изнанку.

     Продолжайте таким образом, не натягивая ленту туго.

     Этим швом обычно вышивают стебельки цветов или абстрактные, созданные фантазией узоры.

     Вышивку лентами, можно использовать для создания любых композиций и орнаментов, которыми можно украсить различные изделия - от обычной открытки, до прекрасных вышитых лентами подушек, которые подойдут к любому - даже самому изысканному интерьеру.

Шов «Роза»  (слайд 23,24, инструкционная карта № 12)

     Вышейте основу цветка нитками мулине в тон ленты. Сделав традиционный узелок, протащите иголку налицо и выполните плоский стежок.

     Вышейте нитками мулине в два сложения в тон ленты звезду с пятью лучами.

     Поверните работу и хорошо закрепите нитку на изнанке. От этой подготовительной работы зависит прочность розочки.

     Теперь возьмите ленту, сделайте плоский узел и протяните ее на лицевую сторону в центре звезды.

     Протащите иголку под первым стежком и пропустите второй.

     Продолжайте, поочередно пропуская иглу под или над лучами звезды.

     Следите, чтобы лента не натягивалась слишком сильно, тогда розочка получится объемной.

     Выполняйте стежки до тех пор, пока лента не покроет все лучи. Протащите ленту на изнанку и закрепите ее.

     Эту розочку можно сделать из двух контрастных по цвету лент. Розочка, выполненная на паутинке из ниток мулине, необычайно красива и декоративна. Ее можно вышить на любой ткани, потому что она крепко к ней прикреплена своей нитяной основой.

     Такими розочками можно отделывать туфли, брюки, сумки, шляпы и т.д.

3. Значение цвета в вышивке лентами  (слайд 25)

     

    В любой вышивке большое значение имеет цветовое решение. Поэтому при подборе ниток необходимо учитывать сочетания цветов, а также влияние их друг на друга.
   За основу гармоничного подбора цветов берётся цветовой круг, называемый иначе – спектром. Спектр представляет собой непрерывный ряд изменяющихся цветов: красного, оранжевого, жёлтого, зелёного, голубого, синего, фиолетового. Эти цвета отделены друг от друга гаммой промежуточных тонов. Визуально цветовой круг разделяется по диаметру пополам, где в одну половину входят тёплые цвета, а в другую – холодные.    

 Цветовой тон – это цветность, по нему отличают один цвет от другого.
 Яркость – степень близости к белому цвету. Из всех окружающих нас предметов наибольший процент света отражают белые поверхности. Поэтому самые светлые будут цвета, близкие к белому.

Насыщенность цвета определяется степенью его густоты, его предельной окраской. Все цвета классифицируются на хроматические и ахроматические.
  Любые рядом стоящие цвета влияют друг на друга и могут производить различное впечатление.  Всякий   цвет   в   окружении   более   тёмных  цветов   кажется    светлее,  а в окружении более светлых – темнее.  Немаловажным   при выборе цвета является его свойство  зрительно  видоизменять форму и величину предмета. Так, если смотреть на поверхность, покрытую красными и синими пятнами, возникает иллюзия, будто красные пятна расположены ближе к зрителю, чем синие. Светлые и тёплые цвета кажутся нам ближе, чем тёмные и холодные. Поэтому тёплые цвета как бы увеличивают предмет, а холодные уменьшают его.

Сочетание цветов (слайд 26)

Основной цвет

                                       Цвета для сочетаний

Красный

Чёрный, жёлтый, серый, коричневый, бежевый, оранжевый, небольшое количество синего.

Синий

Серый, голубой, бежевый, коричневый, жёлтый, золотистый, небольшое количество красного.

Жёлтый

Коричневый, бежевый, чёрный, красный, оранжевый, серый, синий, голубой, лимонный, фиолетовый.

Зелёный

Тёмно-жёлтый, лимонный, салатный, серый, бежевый, коричневый, жёлтый, оранжевый, золотистый, чёрный.

Фиолетовый

Сиреневый, бежевый, небольшое количество красного, жёлтый, золотистый, чёрный.

Коричневый

Бежевый, чёрный, жёлтый, розовый, лимонный, красный, голубой, синий, оранжевый, сиреневый, золотистый, серый.

IV. Практическая часть.

1. Вводный инструктаж.

  1. сообщение названия практической работы;
  2. цель практической работы: научиться выполнять простейшие швы «цепочка», «полупетельки с прикрепкой»,  «узелки», «петельки с прикрепкой сверху», «вытянутый стежок с завитком», «вытянутый стежок», «полупетельки с прикрепкой зигзагом»,  «петельки по кругу»,  «перекрученный стежок с узелком», « роза»  используя атласные ленты;
  3. ознакомить обучающихся с объектом труда: образцы вышивки вышеперечисленными швами;
  4. ознакомить обучающихся с материалами, инструментами и приспособлениями, с помощью которых будет выполняться задание;
  5. ознакомить обучающихся с инструкционными картами;
  6.  провести инструктаж по технике безопасности.

ТБ при работе с иголками и булавками:

  1. храните иголки и булавки в определённом месте (подушечке, специальной коробке и т.д.), не оставляйте их на рабочем месте, ни в коем случае не берите иголки и булавки в рот.
  2. Шейте с напёрстком.
  3. Не пользуйтесь для шитья ржавой иголкой.

ТБ при работе с ножницами:

  1. Храните ножницы в определённом месте.
  2. Кладите их сомкнутыми острыми концами от себя.
  3. Передавайте ножницы друг другу ручками вперёд.

ТБ при работе с утюгом:

  1. Не оставляйте включенный утюг в сети без присмотра.
  2. Включайте и выключайте утюг сухими руками, только за вилку.
  3. Ставьте утюг на термоизоляционную подставку.
  4. Следите за нормальной работой утюга, обо всех неисправностях сообщайте учителю.
  5. Следите за тем, чтобы подошва утюга не касалась шнура.
  6. Перед включением утюга в сеть встать на диэлектрический коврик.

2. Самостоятельная работа учащихся.

3. Текущий инструктаж:

  1. проверка организации рабочих мест  обучающихся;
  2. проверка соблюдения правил техники безопасности при выполнении задания;
  3. инструктирование по выполнению задания в соответствии с инструкционной картой;
  4. оказание помощи слабо подготовленным обучающимся.

V.  Заключительная часть.

  1. анализ выполнения самостоятельной работы обучающимися;
  2. разбор типичных ошибок обучающихся;
  3. выяснение причин допущенных обучающимися ошибок;
  4. оценка результатов работы обучающихся.

VI.  Уборка рабочих мест.

VII.Рефлексия.                                                                                                                                                         

      На данном уроке обучающиеся познакомились с историей возникновения вышивки шёлковыми лентами. Посмотрели творческие работы выполненные ранее (слайд 27 – 33). Овладели приёмами и способами работы по технологии вышивки атласными лентами. Самостоятельно, используя основу полученных знаний на уроке и знакомства с различными видами швов вышивки шёлковыми лентами, приступили к выполнению творческой работы.

  1. С какой новой вышивкой вы познакомились?
  2. Как давно зародилась вышивка шёлковыми лентами?
  3. Какие виды швов вы сегодня рассмотрели?
  4. Как закрепить шов?
  5. Какие ткани можно использовать для основы при вышивке шёлковыми лентами?
  6. Где можно применить этот вид творчества?

VIII. Оценка работы.

  1. сообщить обучающимся о достижении целей урока;
  2. оценить результаты индивидуального труда обучающихся на уроке, выставить оценки в классный журнал.

IX. Домашнее задание:

  1. ткань 40 * 50 см.;
  2. атласные ленты;
  3. игла, пяльцы, нитки или мулине в цвет лент;
  4. рисунок для вышивки.

                   

Рекомендуемая  литература для учителя

1    Вышивка шелковыми лентами: Техника. Приемы. Изделия  / Пер. с ит. – М.:  АСТ – ПРЕСС, 2010 г.

2    Вышивка лентами. Самые популярные и красивые образцы. Издательство: Харвест, 2010 г.

3    Данкевич Е.В. Вышивка лентами. Издательство: АСТ, 2009 г.

4    Дафтер. Х. Фантазии из шелковых ленточек. /Пер. с англ. – Ч.: Контэнт, 2007.

5    Чиотти. Д.  Украшения из шелковых лент. /Пер. с итал. –  М.:  Мир книги, 2007.

6    Вышивка шелковыми лентами. Кокс. Э./ Пер. с англ. – М.: Кристина – Новый век, 2006.

Рекомендуемая  литература для учащегося

 1. Искусство  вышивки лентами. Чернова А. Г.  – Изд. 7 – е. - Ростов Н/Д:  Феникс, 2006.

 2. Терешкович. Т. А. Уроки вышивания. -  Мн.: Хэлтон, 2000.

                                                                 



Предварительный просмотр:

Инструкционная карта № 1

С чего начать

                                                     

 Чтобы начать работу, возьмите ленту   длиной 50 см, вставьте ее в иголку, подогните кончик на несколько мм и вколите иголку по центру.

                                                                                                                           Придерживая ленту одной рукой и подтягивая  другой, завяжите узелок

Завязанный таким образом  узел называется плоским узелком и, в отличие от традиционного, не увеличивает толщину вышивки.

Инструкционная карта № 2

Как закреплять шов

Чтобы закрепить ленту, после того как вы завершили работу, выведите ее наизнанку и очень осторожно, сделав небольшую петельку, проведите иголку под стежками вышивки.

Крепко придерживая пальцами стежки, чтобы они не вышли наизнанку, легонько подтяните ленту.

Закончив работу, отрежьте ленту в нескольких мм от последнего стежка или закрепите ленту на ткани мелкими стежками.

        

Инструкционная карта № 3

«Шов цепочкой»

Протяните иголку с лентой с изнанки на лицевую сторону ткани и введите ее приблизительно в то же место, откуда она вышла на лицо. Сделайте с изнанки прокол на длину стежка около верхней точки образовавшейся петельки.          

   

Потяните ленту и вместе с нею петельку.

Ваша иголка находится на лицевой стороне в только что образовавшейся петельке. Теперь сделайте вторую так же, как вы сделали первую.

Продолжайте вышивать таким образом, пока не получится цепочка. 

        

Инструкционная карта № 4

Шов  «полупетельки с прикрепкой»

Протяните иголку с лентой налицо налево вверх, сделайте петельку, придерживая  ее большим пальцем левой руки. Вколите иголку правее, рядом с проколом.

Протяните иголку с изнанки в центре готовой «полупетельки».

 

Закрепите «полупетельку» небольшой «прикрепкой», перекинув ленту через образовавшуюся петельку, и одновременно выведите иголку с изнанки вверх направо, начиная следующий стежок.

Инструкционная карта № 5

Шов «узелки»

Протяните иголку с лентой, натягивая ее другой рукой, на лицевую сторону работы. Два раза перевейте иголку лентой. Продолжая удерживать ленту, распределите витки так,    

                                            чтобы они не перекрывали друг друга. Затем                              

                                            воткните иголку ткань в то же место, откуда                                              

                                            она вышла.

Все время придерживайте ленту пальцами, чтобы при протаскивании на ней  не образовались узелки.

 Протяните иголку и ленту через ранее  

 сделанные завитки.

                                             

  Вышивая, закрепляйте каждый узелок по                  отдельности. При этом не нужно протаскивать иголку на изнанку, что уменьшает расход тесьмы.

Инструкционная карта № 6

Шов «петельки с прикрепкой сверху»

Протяните иголку на лицо и воткните ее чуть дальше, образуя около кончика иглы петельку.

Чуточку натяните ленту, вновь введите иглу в петельку и легким стежком прикрепите ее к ткани.

Еще раз вытащите иголку  у основания стежка и опять сделайте лепесток.

           

 

Так продолжайте выполнять остальные лепестки.

 Наконец,  закрепите    ленту  на                           изнанке.

        

Инструкционная карта № 7

Шов «вытянутый стежок с завитком»

Протяните иголку налицо. Помогая себе большим пальцем, прижмите ленту к ткани и потяните ее на себя. Подобрав нужный для определенного лепестка размер, введите иголку в центр ленты. Проколов ленту и   ткань , вытащите  иголку  на                          

           изнанку.

Натягивайте очень осторожно и медленно, до тех пор пока не образуется углубление. Таким образом,  формируется лепесток.

Если вы поспешите, то получите некачественный  стежок. Чтобы стежок получился воздушным, затягивайте ленту постепенно, пока на ее конце не

                         образуется маленький  завиток.

Сделайте остальные лепестки.

Инструкционная карта № 8

Шов «вытянутые стежки»

                                                       

Протяните иголку на лицевую сторону работы, сделав вытянутый (вертикальный) стежок, и вернитесь на изнанку.

Затем протащите иголку вверх налево и воткните ее в ткань внизу справа. Это начало листочка.      

Вытащите иголку из ткани справа и вновь воткните ее ниже в центре, точно под вытянутым стежком.

Продолжайте вышивать, спускаясь вниз и укладывая стежки налево и направо.

Инструкционная карта № 9

Шов «полупетельки с прикрепкой зигзагом»

Протяните ленту на лицо в верхней части работы и сделайте длинный стежок   «полупетельку».

Протащите сквозь ткань иголку с лентой в центре «полупетельки», сделайте «прикрепку» и подтяните ленту.

Продолжайте вышивать таким образом, поочередно располагая «полупетельки» то слева, то справа.

Если захочется, можно уменьшить длину отдельных «полупетелек». В результате вы получите ту форму, которая требуется.

Инструкционная карта № 10

Шов «петельки по кругу»

Протяните иголку на лицо, воткните рядом с точкой, откуда она вышла, и вытащите на изнанку. Получилась петелька. Чтобы придать петельке округлость, вставь в нее карандаш.

Вновь вытащите иголку на лицо и продолжайте вышивать. Когда петелька будет готова, закрепите ее булавкой.

Продолжайте,  двигаясь по кругу и закрепляя все петельки булавками. Сделав пять лепестков, закрепите ленту. А затем заполните центр цветка,  использовав шов «узелки».

Теперь можете убрать булавки, и ваш цветок готов.

 

Инструкционная карта № 11

Шов «перекрученный стежок с узелком»

Протяните на лицевую сторону работы. Помогая себе другой рукой, натяните и перекрутите ленту.

Намотайте ленту вокруг кончика иголки.

Воткните иголку в ткань, регулируя левой рукой натяжение ленты, чтобы во время протаскивания иголки через ткань не образовались другие узелки, которые будет трудно распутать.

Потом вновь воткните иголку в ткань с изнанки.

Инструкционная карта № 12

Узор «Роза»

Вышивайте основу цветка нитками мулине в тон ленты сделав традиционный узелок, протащите иголку налицо и выполните плоский стежок.

Вышейте нитками мулине в два сложения звезду с пятью лучами.

Теперь возьмите ленту, сделайте плоский узел и протяните ее на лицевую сторону в центре звезды.

Протащите иголку под первым стежком и пропустите второй.  Продолжайте, поочередно пропуская иглу под или над лучами звезды.

Следите, чтобы лента не натягивалась слишком сильно, тогда розочка получится объемной. Выполните стежки по кругу до тех пор, пока лента не покроет все лучи. Протащите ленту на изнанку и закрепите ее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок: «Вышивка бисером»

Вышивка — широко распространенный вид декоративно-прикладного искусства. Традиция расшивать одежду и предметы быта бусинами, ракушками, жемчугом, перламутром, пуговицами существует у многих наро...

Рукоделие: вышивка шелковыми лентами (ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ДЛЯ ДЕТЕЙ 9-11 лет)

В программу  курса вошла технология работы с шелковыми лентами, использование которой может варьировать в зависимости от конкретных запросов учащихся. В дальнейшем решение этой задачи поможет формиров...

План – конспект "Дополнительные швы в вышивке лентами"

План – конспект занятия  творческого объединения «Калейдоскоп»...

Вышивка лентами

Презентация к уроку технологии....

Электронные дидактические материалы по теме: "Вышивка лентами "

Для учащихся 9_10 классов коррекцыонной школы, изучающие технологиюх(художественный труд).Формирование достаточно прочные приёмы работы с материалами,приспособлениями,инструментами.Воспитание чуства п...

Презентация " Вышивка шелковыми лентами "

Вышивка лентами, даёт большое поле для фантазии. Используя самые простые стежки можно получать красивые вышивки,быстрые и легкие....

Творческий проект "Вышивка лентами по батику "Женские портреты"

Вышивка лентами  один из самых интересных видов творчества. Картины, выполненные в этой технике чрезвычайно реалистичны, глядя на них можно почувствовать тепло и умиротворение. Вышивка шелковыми ...