Рабочая программа по дисциплине: Физика
рабочая программа на тему

Левицкая Тамара Петровна

Рабочая программа для групп технического и педагогического профиля  общеобразовательных дисциплин.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_fizika_pi_vot2015godnovaya_13noyabrya_vot.doc379 КБ

Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по У и НМР

ГАПОУ   ТСПК

_________________ И.В. Гервальд

___   ________________20_16г.

                                         

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ФИЗИКА

«общеобразовательного цикла»

основной профессиональной образовательной программы

по специальности 09.02.05

«Прикладная информатика» технического профиля

Тольятти, 2015

ОДОБРЕНА

Предметной (цикловой) методической

комиссией  преподавателей естественнонаучных и информационных дисциплин____________

Протокол № от «___» _____ 20     г.

Председатель ПЦК  

___________ / Ряполов А.Н. /

        (подпись)             (Ф.И.О.)        

 

Автор

___________ /Левицкая Т.П./

        (подпись)                    (Ф.И.О.)

«___» ______ 20     г.

Эксперт

_________ /Гервальд И.В./

    (подпись)                    (Ф.И.О.)

Заместитель директора

по У и НМР  ГАПОУ ТСПК 

Дата актуализации

Результаты актуализации

Подпись

разработчика

15.06.2016г.

 Планирование учебных занятий с  использованием  активных и интерактивных форм и методов обучения.

15.06.2016г.

Изменен паспорт программы


                   Рабочая программа учебной дисциплины  Физика разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего общего образования, федерального государственного стандарта среднего профессионального образования (далее – СПО) по специальности  09.02.05  «Прикладная информатика» технического профиля, рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой специальности или профессии среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259), примерной программы учебной дисциплины Физика для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (далее – ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования, протокол № __ от «__» _____2015г., регистрационный номер рецензии №___ от «__» _____2015г. ФГАУ «ФИРО»,

                                                                               

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ …………

5

1.1. Область применения программы учебной дисциплины ………...

5

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы …………………….

5

1.3. Планируемые результаты освоения учебной дисциплины ……...

6

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины .

6

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ …………………………………………………….

8

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы ………….

8

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ………

9

2.3. Содержание профильной составляющей ………………………….

10

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ …………

10

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ …………………………………………………………

10

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ………………………………………………………..

12

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ………………………………………………………..

13

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 ………………………………………………………..

15


 

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  ФИЗИКА

  1. Область применения программы учебной дисциплины

   Рабочая     программа учебной дисциплины «Физика» является частью общеобразовательного цикла образовательной программы СПО – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (далее – ППКРС)    по специальности среднего профессионального образования:  09.02.05  Прикладная информатика,  разработанной в соответствии с примерной программой общеобразовательной учебной дисциплины «Физика» для профессиональных образовательных организаций.

   Рабочая программа составлена для специальностей технического  и педагогического профиля, очной и заочной формы обучения.

        1.2. Место учебной дисциплины в структуре ППССЗ:

Учебная дисциплина является дисциплиной общеобразовательного учебного цикла в соответствии с техническим  профилем профессионального образования.

Учебная дисциплина относится к предметной области ФГОС среднего общего образования общественные науки.

Уровень освоения учебной дисциплины в соответствии с ФГОС среднего общего образования -  базовый.

Реализация содержания учебной дисциплины предполагает соблюдение принципа строгой преемственности по отношению к содержанию курса «Физики» на ступени основного общего образования.

В то же время учебная дисциплина «Физика»  для профессиональных образовательных организаций обладает самостоятельностью и цельностью.

Рабочая программа учебной дисциплины «Физика» имеет межпредметную связь с общеобразовательными учебными дисциплинами «Математика», «Информатика» и профессиональными дисциплинами «Информационные технологии», «Технические средства обучения».

Изучение учебной дисциплины «Физика» завершается промежуточной аттестацией в форме дифференцированного зачета в рамках освоения ППССЗ на базе основного общего образования.

   

        1.3. Планируемые результаты освоения учебной дисциплины

        Освоение содержания учебной дисциплины «Физика» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных:

−− чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной физической науки; физически грамотное поведение в профессиональной деятельности и быту при обращении с приборами и устройствами;

−− готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли физических компетенций в этом;

−− умение использовать достижения современной физической науки и физических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;

−− умение самостоятельно добывать новые для себя физические знания, используя для этого доступные источники информации;

−− умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач;

−− умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;

метапредметных:

−− использование различных видов познавательной деятельности для решения

физических задач,  применение основных методов познания (наблюдения,

описания, измерения, эксперимента) для изучения различных сторон окружающей действительности;

−− использование основных интеллектуальных операций: постановки задачи,

формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов для изучения различных сторон физических объектов,

явлений и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;

−− умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;

−− умение использовать различные источники для получения физической информации, оценивать ее достоверность;

−− умение анализировать и представлять информацию в различных видах;

−− умение публично представлять результаты собственного исследования, вести

дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации;

предметных:

−− сформированность  представлений о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений, роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;

−− владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями,

законами и теориями; уверенное использование физической терминологии

и символики;

−− владение основными методами научного познания, используемыми в физике:

наблюдением, описанием, измерением, экспериментом;

−− умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость

между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;

−− сформированность умения решать физические задачи;

−− сформированность умения применять полученные знания для объяснения

условий протекания физических явлений в природе, профессиональной сфере и для принятия практических решений в повседневной жизни;

−− сформированность собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников.

Вариативная часть - не предусмотрено

Освоение содержания учебной дисциплины  «Физика» обеспечивает формирование и развитие универсальных учебных действий в контексте преемственности формирования общих компетенций.

Виды универсальных учебных действий

Общие компетенции

(в соответствии с ФГОС СПО по специальности)

Личностные универсальные учебные действия:

Развитие убежденности в возможности познания природы;

Уважение к творцам науки и технике;

Интерес к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

Способность видеть закономерность изучаемого явления;

Целостную картину окружающего мира.

Регулятивные универсальные учебные действия:

Планирование эксперимента, прогнозирование, алгоритмизация;

Рациональное использование времени;

Учет правил техники безопасности;

Подбор материала к лабораторным работам;

Правильная организация рабочего места при выполнении лабораторных работ;

Пользование измерительными приборами и измерение физических величин;

Умение: определять цену деления приборов;

Производить сборку установки, составлять схему эксперимента;

Использовать учебную и техническую литературу.

Познавательные универсальные учебные действия

Формулировка целей и задач;

Выдвижение гипотезы и предсказание результата; Анализ и синтез; описание наблюдаемых явлений; сравнение результатов исследования в планируемыми результатами;

Установление причинно-следственных связей, расчет погрешности вычисления;

Математическая обработка результатов;

Использование математических символов;

Оформление результатов (схемы, таблицы, графики).

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обсуждение задания и распределение обязанностей;

Взаимопомощь и взаимоконтроль (самоконтроль);

Обсуждение результатов и формулировка вывода;

Построение речевых высказываний.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

ОК5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;

ОК6. Работать в коллективе и в команде (в группе, в парах), эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

 

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки студента 181 часов, в том числе:

  • обязательной аудиторной учебной нагрузки студента 121 часов;
  • самостоятельной работы студента 60 часов.

2.  СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной деятельности

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

181

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

121

в том числе:

лабораторные занятия

24

практические занятия

не предусмотрено

контрольные работы

6

курсовая работа (проект)

не предусмотрено

самостоятельная работа студента (всего)

60

в том числе:

Самостоятельная работа на курсовой работой (проектом)

не предусмотрено

Поиск информации научно-технического содержания

Решение разно-уровневых задач

Отчёт о лабораторной работе

Творческие проекты

22

23

24

6

Итоговая аттестация в форме

ДЗ

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины         Физика

                        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные  работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Учебный модуль 1

Введение.   Механика

40

Тема 1.1 Кинематика

Содержание учебного материала

18

2

2

1

Виды механического движения

1

2

Механический принцип относительности

1

Практические работы:

Решение задач по теме: «Виды механического движения»

Самостоятельная работа:

№1 Равномерное и равноускоренное движение

№2 Механическое движение

№3 Криволинейное движение

Творческий проект: «Скорость тела в природе»

6

2

2

2

2

Тема 1.2. Динамика

Содержание учебного материала

9

2

2

1

Основная задача динамики

1

2

Силы в природе

2

Лабораторные работы:

 №1 «Исследование движения тела под действием постоянной силы»

2

Практические работы:

Решение задач по теме: «Законы Ньютона»

Самостоятельные работы:

 №4 «Закон всемирного тяготения»

№5 «Сила тяжести. Вес тела. Невесомость»

1

1

1

Тема 1.3  Законы сохранения в механике

Содержание учебного материала

13

2

2

1

Закон сохранения импульса

2

2

Закон сохранения энергии

2

Лабораторные работы:№2 «Изучение закона сохранения импульса и реактивного движения»:

2

№3«Сохранение механической энергии под действием силы тяжести и упругости»

2

№4 «Изучение зависимости периода колебаний нитяного маятника от длины нити»

2

Самостоятельная работа:

№6 «Механические колебания. Математический маятник. Период математического маятника»

№7 «Импульс тела. Закон сохранения импульса. Решение задач»

1

1

Учебный модуль 2

Молекулярная физика и термодинамика

39

Тема 2.1. Основы молекулярно - кинетической теории

Содержание учебного материала

13

2

2

1

Основные положения молекулярно - кинетической теории

1

2

Идеальный газ. Основное уравнение идеального газа

1

Практическая работа:

Решение задач по теме: «Уравнение  Клайперона- Менделеева»

Самостоятельная работа:

№8 «Строение газообразных, жидких и твердых тел»

Доклад на тему: «Скорости движения молекул и их измерение. Опыт Штерна»

3

3

3

Тема 2.2. Основы термодинамики

Содержание учебного материала

13

2

2

1

Внутренняя энергия. Количество теплоты

1

2

Законы термодинамики

2

Практическая работа:

Решение задач по теме: «Первый закон термодинамики»

Самостоятельная работа:

№9 «Количество теплоты. Решение задач»

Творческий проект: «Автомобилестроение. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды»

4

2

3

Тема 2.3. Агрегатные состояния вещества и фазовые переходы

Содержание учебного материала

13

2

2

1

Понятие фазы вещества. Фазовые переходы

1

2

Механические свойства твердых тел

2

Практическая работа:

Решение задач по теме: «Механическое напряжение. Закон Гука»

Лабораторные работы:

№5 «Измерение влажности воздуха»

№6 «Измерение поверхностного натяжения воды»

2

2

2

Самостоятельная работа:

№10 «Строение кристаллических и аморфных тел»

Доклад на тему: «»Свойства аморфных тел»

2

1

                        

Учебный  модуль 3

Электродинамика

69

Тема 3.1 Электрическое поле

Содержание учебного материала

12

3

3

1

Взаимодействие заряженных частиц. Электрический заряд

1

2

Закон Кулона. Напряженность электрического поля

1

Практическая работа:

Решение задач по теме: «Закон Кулона. Напряженность электрического поля»

Самостоятельная работа:

№11 «Электрическое поле»

№12 «Закон Кулона»

№13 «Напряженность электрического поля»

2

2

1

1

Тема 3.2 Законы постоянного тока

Содержание учебного материала

12

2

2

1

Постоянный электрический ток

1

2

Закон Ома для Участка цепи и замкнутой цепи

2

Лабораторные работы:

 №7 «Закон Ома для участка цепи»

№8 «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока»

Самостоятельная работа:

№14 «Законы постоянного тока. Решение задач»

№15 «Сопротивление. Сила тока. Напряжение. Электродвижущая сила. Решение задач»

2

2

2

2

Тема 3.3 Электрический ток в различных средах

Содержание учебного материала

14

2

2

1

Основные положения электронной проводимости металлов

2

2

Электропроводность различных веществ.

2

Лабораторные работы:

Самостоятельная работа:

№16 «Электрическая проводимость различных веществ. Электрический ток в металлах»

№17 «Электрический ток в электролитах»

№18 «Электрический ток в полупроводниках»

Творческий проект на тему: «Электрический ток в различных средах»

Контрольная работа

4

2

2

2

Тема 3.4 магнитное поле

Содержание учебного материала

15

2

2

1

Взаимодействие токов. Магнитная индукция. Магнитный поток.

1

2

Сила Ампера. Сила Лоренца

2

Лабораторные работы:

№9 «Изучения явления электромагнитной индукции»

№10 «Исследование зависимости силы тока от электроёмкости конденсатора в цепи переменного тока»

№11 «Измерение индуктивности катушки»

2

2

2

Самостоятельная работа:

№19 «Закон Ампера. Сила Лоренца. Решение задач»

№20 «Явление самоиндукции. Индуктивность проводника. Решение задач»

3

2

Тема 3.6 Электромагнитные колебания и волны

Содержание учебного материала

14

2

2

1

Получение и закономерности электромагнитных колебаний

1

2

Электромагнитное излучение в различных диапазонах длин волн

2

Лабораторные работы:

№12 «Изучение интерференции и дифракции света»

Практические работы:

Решение задач по теме: «Период электромагнитных колебаний»

Решение задач по теме: «Длина волны»

2

4

4

Самостоятельные работы:

№21 «Механические колебания и волны»

№22  «Электромагнитные колебания. Переменный ток»

Творческий проект: «Развитие средств связи на современном уровне».  

2

2

2

Учебный модуль 4

Строение атома и квантовая физика

20

Тема 4.1 Квантовая физика

Содержание учебного материала

2

2

2

1

Фотоэлектрический эффект и его законы

1

2

Фотоны. Уравнение фотоэффекта

1

Практические работы:

Решение задач по теме: «Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта»

Самостоятельные работы:

№23 «Свойства фотона. Уравнение Эйнштейна»

2

2

Тема 4.2 Физика атома

Содержание учебного материала

6

2

1

1

Опыт Резерфорда. Ядерная модель атома

1

2

Развитие атомной энергетики и проблемы экологии

2

Практическая работа:

Решение задач по теме: «Строение атома»

Самостоятельная работа:

Доклад по теме: «Спектральный анализ»

1

2

Тема 4.3 Строение атомного ядра

Содержание учебного материала

10

2

2

1

Состав ядра атома

2

2

Ядерные реакции. Механизм деления тяжелых ядер

2

Практическая работа:

Решение задач по теме: «Цепные ядерные реакции»

Самостоятельные работы:

№23 «Энергия связи атомных ядер»

№24 «Ядерные и термоядерные реакции»

2

2

2

Учебный модуль 5

Эволюция Вселенной

13

Тема 5.1 Строение и развитие Вселенной

Содержание учебного материала

6

1

1

1

Наша звёздная система - Галактика

1

2

Возможные сценарии эволюции Вселенной

1

Практическая работа:

Работа с подвижной картой звёздного неба

Самостоятельная работа:

№24 «Строение и развитие Вселенной»

2

2

Тема 5.2 Эволюция и энергия горение звёзд

Содержание учебного материала

4

1

1

1

Взаимные превращения частиц и квантов электромагнитного излучения

1

2

Другие Галактики

2

Самостоятельная работа:

Доклад на тему: Планеты Солнечной системы

2

Тема 5.3 Образование планетных систем. Солнечная система

 

Содержание учебного материала

3

1

2

Образование планетных систем

Солнечная система

1

1

Практическая работа:

Работа с подвижной картой звездного неба

Самостоятельная работа:

Доклад на тему: «Другие Галактики»

Контрольная работа

1

Резерв времени

2

Всего

121

                        

2.3. Содержание профильной составляющей 

Для специальности _________09.02.05 Прикладная информатика технического профиля являются следующие дидактические единицы:

В программе по Физике профильную составляющую представляет раздел «Электродинамика», так как специалист техник работает с электронным оборудованием. В профильную составляющую входит профессионально направленное содержание, необходимое для формирования у обучающихся профессиональных компетенций.

Профильное обучение дисциплины осуществляется:

-  Путем отбора дидактических единиц программы по физике, знание которых будет необходимо при освоении ППССЗ ФГОС и в будущей профессиональной деятельности;

- перераспределением часов лабораторных работ в раздел «Электродинамика» без изменения общего количества часов;

- осуществлением межпредметных связей дисциплины с общетехническими и специальными дисциплинами ППССЗ ФГОС;

- организацией внеаудиторной самостоятельной работы, направленной на расширение и углубление знаний, которые будут необходимы при осуществлении профессиональной деятельности.

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета

общеобразовательных дисциплин;  лаборатории.        

 

Оборудование учебного кабинета:

- доска аудиторная;

- стол ученический специальный для кабинета физики;

- стул ученический;

- стол преподавателя специальный для кабинета физики;

- демонстрационная зона специальная для кабинета физики;

- стул преподавателя

Технические средства обучения:

- Комплект электроснабжения кабинета физики;

- Экранно-звуковые пособия

- Компьютер

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:

     - Библиотечный фонд

     - Цифровые образовательные ресурсы

     - Технические средства обучения (средства ИКТ)

     - Лабораторное оборудование

-Оборудование общего назначения

- Оборудование для практикума

     - Система средств измерения

     - Демонстрационное оборудование по механике

     - Тематические наборы

     - Отдельные приборы и дополнительное оборудование

     - Демонстрационное оборудование по молекулярной физике и термодинамике

     - Демонстрационное оборудование по электродинамике

     - Демонстрационное оборудование по оптике и квантовой физике                       

3.2 Информационное обеспечение обучения. (перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет – ресурсов)

Основные источники

Для преподавателей

  1.  Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных федеральными конституционными  законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // СЗ РФ.2009. № 4.  Ст. 445.
  2. Федеральный закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ (в ред. федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ) «Об образовании в Российской  федерации».
  3. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480).
  4. Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
  5.  Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259      «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».
  6. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 25.06.2012, с изм. от 05.03.2013) // СЗ РФ. — 2002. — № 2. — Ст. 133.
  7. Дмитриева В. Ф., Васильев Л. И. Физика для профессий и специальностей технического профиля: методические рекомендации: метод. пособие. — М., 2010.

Для студентов

  1. Дмитриева В. Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля: учебник для образовательных учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
  2. Дмитриева В. Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Сборник задач: учеб. пособие для образовательных учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
  3. Дмитриева В. Ф., Васильев Л. И. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Контрольные материалы: учеб. пособия для учреждений сред. проф. образования / В. Ф. Дмитриева, Л. И. Васильев. — М., 2014.
  4. Дмитриева В. Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Лабораторный практикум: учеб. пособия для учреждений сред. проф. образования / В. Ф. Дмитриева,А. В. Коржуев, О. В. Муртазина. — М., 2015.
  5. Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля: электронный учеб.-метод. комплекс для образовательных учреждений сред. проф. образования. — М.,2014.
  6. Дмитриева В. Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля: электронное учебное издание (интерактивное электронное приложение) для образовательных учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
  7. Касьянов В. А. Иллюстрированный атлас по физике: 10 класс.— М., 2010.
  8. Касьянов В. А. Иллюстрированный атлас по физике: 11 класс. — М., 2010.
  9. Трофимова Т. И., Фирсов А. В. Физика для профессий и специальностей технического и естественнонаучного профилей: Сборник задач. — М., 2013.
  10. Трофимова Т. И., Фирсов А. В. Физика для профессий и специальностей технического и естественнонаучного профилей: Решения задач. — М., 2015.
  11. Трофимова Т. И., Фирсов А. В. Физика. Справочник. — М., 2010.
  12. Фирсов А. В. Физика для профессий и специальностей технического и естественнонаучного профилей: учебник для образовательных учреждений сред. проф. образования / под ред. Т. И. Трофимовой. — М., 2014.

Интернет- ресурсы

  1. www. fcior. edu. ru (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов).
  2. wwww. dic. academic. ru (Академик. Словари и энциклопедии).
  3. www. booksgid. com (Воокs Gid. Электронная библиотека).
  4. www. globalteka. ru (Глобалтека. Глобальная библиотека научных ресурсов).
  5. www. window. edu. ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам).
  6. www. st-books. ru (Лучшая учебная литература).
  7. www. school. edu. ru (Российский образовательный портал. Доступность, качество, эффективность).
  8. www. ru/book (Электронная библиотечная система).
  9. www. alleng. ru/edu/phys. htm (Образовательные ресурсы Интернета  Физика).
  10. www. school-collection. edu. ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).
  11.  https//fiz.1september. ru (учебно-методическая газета «Физика»).
  12.   www. n-t. ru/nl/fz (Нобелевские лауреаты по физике).
  13.  www. nuclphys. sinp. msu. ru (Ядерная физика в Интернете).
  14.  www. college. ru/fizika (Подготовка к ЕГЭ).
  15.  www. kvant. mccme. ru (научно-популярный физико-математический журнал «Квант»).
  16.  www. yos. ru/natural-sciences/html (естественно-научный журнал для молодежи «Путь в науку»).

     


КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

ДИСЦИПЛИНЫ

    Контроль и оценка результатов учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Уметь:

- Уверенно пользоваться физической терминологией и символикой.

Физический диктант

 - владеть основными методами научного познания, используемого в физике: наблюдение, описание, измерение, эксперимент; обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы.

Устная проверка знаний на учебных занятиях

Защита практических и лабораторных работ

Защита проектов

- сформировать умение решать физические  задачи.

Тестирование

Контрольная работа

Дифференцированный зачет по дисциплине

- применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе и для принятия практических решений в повседневной жизни.

Защита практических и лабораторных работ

Защита презентаций

Защита проектов

Сформировать собственную позицию по отношению к физической информации, получаемой из разных источников.

Отчет по проделанным работам с использованием дистанционных технологий обучения

Защита творческой работы

Знать:

Смысл физических понятий: физическое явление, гипотеза,  закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучение, планета, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная.

Устная проверка знаний на учебных занятиях

Защита практических и лабораторных работ

Защита проектов

- смысл физических величин: перемещение, время, скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд, напряженность электрического поля, разность потенциалов, электроемкость, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, электродвижущая сила, индукция магнитного поля, индуктивность, показатель преломления, оптическая сила линзы.

Тестирование

Контрольная работа

Дифференцированный зачет по дисциплине

- смысл физических законов: классической механики, всемирного тяготения, сохранение энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, отражения и преломления света, фотоэффекта.

Тестирование

Контрольная работа

Дифференцированный зачет по дисциплине

- роль физики в современной научной картине мира.

Итоговый контроль: дифференцированный зачет по дисциплине  


Приложение 1

ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

п/п

Тема учебного занятия

Кол-во часов

Активные и интерактивные формы и методы обучения

формируемые универсальные учебные действия

Кинематика

18

Метод проектов

-Самопознание

- алгоритмизация

-структурирование знаний

-планирование учебного сотрудничества

- построение речевых высказываний

Динамика

16

Метод работы в малых группах

-Самопознание

- контроль (самоконтроль)

-планирование учебного сотрудничества

Законы сохранения в механике

16

Метод работы в малых группах

-Самопознание

-структурирование знаний

- контроль (самоконтроль)

Основы молекулярно-кинетической теории

18

Доклад

-Формирование личности

- умение адекватно и осознано и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной речи

Основы термодинамики

18

Творческий проект

-Самопознание

- алгоритмизация

-структурирование знаний

-планирование учебного сотрудничества

- построение речевых высказываний

Агрегатные состояния вещества и фазовые переходы

18

Доклад

-Формирование личности

- умение адекватно и осознано и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной речи

Электрическое поле

17

демонстрации

- коррекция

- оценка

-планирование учебного сотрудничества

Законы постоянного тока

24

Видео (фрагментарное)

-Ценностно-смысловая ориентация

- коррекция

- оценка

-структурирование знаний

Электрический ток в различных средах

24

Метод проектов

-Самопознание

- алгоритмизация

-структурирование знаний

-планирование учебного сотрудничества

- построение речевых высказываний

Магнитное поле

16

Видео (длительное)

-Ценностно-смысловая ориентация

- коррекция

- оценка

-структурирование знаний

Электромагнитные колебания и волны

18

Метод проектов

-Самопознание

- алгоритмизация

-структурирование знаний

-планирование учебного сотрудничества

- построение речевых высказываний

Квантовая физика

9

Видео (длительное)

-Ценностно-смысловая ориентация

- коррекция

- оценка

-структурирование знаний

Физика атома

8

Доклад

-Формирование личности

- умение адекватно и осознано и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной речи

Строение атомного ядра

12

Проблемная – лекция

-Ценностно-смысловая ориентация

-прогнозирование

-структурирование знаний

-анализ

Строение и развитие Вселенной

6

Презентации на основе современных мультимедийных средств

-Ценностно-смысловая ориентация

-прогнозирование

-структурирование знаний

-анализ

Эволюция и энергия горения звезд

4

Доклад

-Формирование личности

- умение адекватно и осознано и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной речи

Образование планетных систем

8

Доклад

-Формирование личности

- умение адекватно и осознано и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной речи

Темы проектных работ

  1. Электрический ток в различных средах.
  2. Развитие средств  связи.
  3. Силы  в природе.
  4. Автомобиль и экология.
  5. Влияние радиоактивности на окружающую среду. Чернобыль и Фукусима.
  6. К. Э. Циолковский – «отец» космонавтики.
  7. Загадочные природные явления.
  8. Жидкие кристаллы в нашем доме.
  9. Семейные династии ученых – физиков.
  10.  Компьютер – друг или враг?
  11. Русские электротехники.
  12.  Влияние электромагнитного поля на рост растений и здоровье человека.
  13.  Влияние радиации на организм человека.
  14. Влияние громкого звука и шума на организм человека.
  15. Великий ученый древнего мира – Архимед и его законы.
  16. Автомобиль и здоровье человека. Автомобиль будущего.
  17. Никола Тесла и его выдающееся изобретение.
  18. Взгляд на зрение с точки зрения физики.
  19.  Строение твердых, жидких и газообразных тел. Аморфные тела.
  20. Еда из «микроволновки»: польза или вред?
  21. Шумовое загрязнение окружающей среды.
  22. Процессы испарения и конденсации.
  23. Сила трения.
  24. Освоение космоса.
  25. История радио.

Приложение 2

КОНКРЕТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УД

Физика

Кол-во часов

   Компетентностно-ориентированные образовательные результаты             181    

                                                                                                                     

Уметь:

- уверенно пользоваться физической терминологией и символикой; владеть основными методами научного познания, используемого в физике: наблюдение, описание, измерение, эксперимент; обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять  полученные результаты и делать выводы; сформировать умение решать физические задачи; применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе и для принятия практических решений в повседневной жизни; сформировать собственную позицию по отношению физической информации, получаемой из разных источников.

Тематика  работ:

-Работа с физической терминологией и символикой

- Физический  диктант

- Решение физических задач

- Объяснение условий протекания физических явлений в природе и для принятия практических решений в повседневной жизни

 -Деловая игра

Знать:

- смысл понятий и

- смысл физических величин..

- смысл физических законов; роль физики в современной научной картине мира.

- Объяснять смысл физических понятий и физических величин.

-Объяснять смысл физических законов.

- Объяснять роль физики в современной научной картине мира

Самостоятельная работа студента

Тематика самостоятельной работы:

Выполнять и защищать Практические и Лабораторные работы

Подготовить проект: «Развитие средств связи на современном уровне»

Подготовить презентацию: «Электрический ток в различных средах»

Образовательные результаты УД

Уметь:

- описывать движение;

- приводить примеры       практического использования законов механики;

- применять полученные знания для решения физических задач;

- определять характер физического процесса по графику, таблице. Формуле;

- измерять ряд физических величин, представляя результаты измерений с учётом их погрешностей.

Тематика лабораторных/практических работ:

 - Решение задач по теме: «Виды механического движения».

- Подготовить отчет:   Л.р. №1 «Исследование движения тела под действием постоянной силы»

 - Решение задач по теме: «Законы Ньютона»

- Подготовить отчет:   Л.р. №2 «Изучение закона сохранения импульса и реактивного движения»

- Подготовить отчет:   Л.р. №3 «Сохранение механической энергии под действием силы тяжести и силы упругости»

- Подготовить отчет:   Л.р.№4 «Изучение зависимости периода нитяного маятника от длины нити»

Знать:

- смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон. Теория, вещество, взаимодействие;

- смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия.

- смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения,  сохранения энергии, импульса.

Перечень тем: Кинематика. Динамика. Законы сохранения в механике.

Самостоятельная работа студента

Тематика самостоятельной работы:

-Написать сообщение на тему: «Механическое движение»

-Подготовить творческий проект  на тему: «Скорость тела в природе»

-Заполнить таблицу: «Виды механического движения»

-Подготовить реферат на тему: «Сила тяжести. Невесомость.  Вес тела».

одготовить  устное выступление на тему: « Механические колебания».

- Анализ  в сравнении: «Равномерного и неравномерного движения. Криволинейного движения».

Уметь: описывать и объяснять свойства газов, жидкостей и твёрдых тел; иметь представление о нано технологиях;

-  приводить примеры практического использования законов термодинамики

Тематика лабораторных/практических работ:

Решение задач по теме: «Уравнение Клапейрона- Менделеева»

Решение задач по теме: «Первый закон термодинамики»

Решение задач по теме: «Механическое напряжение. Закон Гука»

Подготовить отчет:  Л.р.№5 «Измерение влажности воздуха»

Подготовить отчет: Л.р.№7 «Измерение поверхностного натяжения воды»

Знать:

- смысл понятия вещество

- смысл физических величин: внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты;

- смысл законов термодинамики

Перечень тем: Основы молекулярно-кинетической теории. Основы термодинамики. Агрегатные состояния вещества и фазовые переходы.

Самостоятельная работа студента

Тематика самостоятельной  работы:

Подготовить реферат на тему: «Строение газообразных, жидких и твёрдых тел»

Подготовить доклад на тему: «Скорости движения молекул и их измерение. Опыт Штерна»

Решить задачи: «Найти количество теплоты»

Подготовить творческий проект: «Автомобилестроение. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды»

Подготовить устное выступление: «Строение кристаллических и аморфных тел»

Подготовить доклад на тему: «Свойства аморфных тел»

Уметь:

- описывать и объяснять физические явления и свойства тел: электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света;

- приводить примеры практического использования физических знаний: законов электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, применения нано - технологий; законов прямолинейного распространения, отражения и преломления света;

- применять полученные знания для решения физических задач;

- определять характер физического процесса по графику, таблице. Формуле;

- измерять ряд физических величин, представляя результаты измерений с учётом их погрешностей.

Тематика лабораторных/практических работ:

- Решение задач по теме: «Закон Кулона. Напряжённость электрического поля»

- Подготовить отчет: Л.р. №7 «Закон Ома для участка цепи»

- Подготовить отчет: Л.р. №8 «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока»

- Подготовить отчет: Л.р. №9 «Изучение явления электромагнитной индукции»

- Подготовить отчет: Л.р. №10 «Исследование зависимости силы тока от электроёмкости конденсатора в цепи переменного тока»

- Подготовить отчет: Л.р. №11 «Измерение индуктивности катушки»

- Подготовить отчет: Л.р. №12 «Изучение интерференции и дифракции света»

- Решение задач по теме: «Период электромагнитных колебаний»

- Решение задач по теме: «Длина волны»

Знать:

- смысл понятий: электромагнитное поле, электромагнитные колебания и волны. Электромагнитное излучение;

- смысл физической величины: элементарный электрический заряд, скорость электромагнитной волны;

- смысл физических законов отражения и преломления света

Перечень тем:

- Электрическое поле.

-   Законы постоянного тока.

-  Электрический ток в различных средах.

- Магнитное поле.

- Электромагнитные колебания и волны.

Самостоятельная работа студента

Тематика самостоятельных работ:

 - Подготовить сообщение: «Электрическое поле»

- Подготовить сообщение:  «История открытия Закона Кулона»

- Подготовить устное сообщение:  «Напряжённость электрического поля»

- Подготовить устное сообщение:    «Законы постоянного тока»

- Подготовить устное сообщение:     «Сопротивление.  Сила тока. Напряжение. ЭДС»

- Подготовить творческий проект на тему: «Электрический ток в различных средах»

- Подготовить презентацию:  «Электрическая проводимость различных веществ»

--Подготовить доклад:  «Электрический ток в электролитах»

 Подготовить доклад:  «Электрический ток в полупроводниках»

- Подготовить устное сообщение:   «Закон Ампера. Сила Лоренца»

- Подготовить устное сообщение:     «Явление самоиндукции. Индуктивность проводника »

 - Подготовить сообщение: «Механические колебания и волны»

- Устно  дать характеристику:  «Электромагнитные колебания, Переменный ток»

- Подготовить творческий проект: «Развитие средств связи»

Уметь:

- описывать и объяснять излучение и поглощение света атомом; фотоэффект

Тематика лабораторных/практических работ:

- Решение задач: «Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта»

- Решение задач: «Строение атома»

- Решение задач: «Цепные ядерные реакции»

Знать:

- смысл понятий: волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;

- смысл закона фотоэффекта;

 - приводить примеры практического использования физических знаний квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров.

Перечень тем: Квантовая физика. Физика атома. Строение атомного ядра.

Самостоятельная работа студента

Тематика самостоятельных работ:

- Подготовить устное выступление:  «Свойства фотона. Уравнение Эйнштейна»

- Доклад на тему: «Спектральный анализ»

- Подготовить сообщение на тему:  «Энергия связи атомных ядер»

- Подготовить доклад на тему:  «Ядерные и термоядерные реакции»

Уметь:

- Описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли.

Тематика лабораторных/практических работ:

Деловая игра

- работа с подвижной картой звёздного неба

Знать:

- смысл понятий: планета, звезда, Галактика, Вселенная.

Перечень тем: Строение развитие Вселенной, Эволюция и энергия горения звёзд, образование планетных систем. Солнечная система.

Самостоятельная работа студента

Тематика самостоятельных работ:

  - Подготовить сообщение на тему:  «Строение и развитие Вселенной

- Подготовить  доклад на тему: «Планеты Солнечной системы»

- Подготовить  доклад на тему: «Другие Галактики»


                        Приложение 3

 

Технологии формирования ОК

Название ОК

Технологии формирования ОК

(на учебных знаниях)

ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

-Использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

- формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

- овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

- приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

- Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий;

- организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

 - скорость и точность сбора и обработки информации;

- моделирование и визуализация процессов.

ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

- Использование полученной информации при планировании и реализации своей деятельности;

- структурирование имеющейся информации, представление её в различных формах и на различных носителях.

ОК 6 Работать в коллективе и в команде (в группе, в парах), эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

- Владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение.

- Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации

ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ

В  РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ

№ изменения,  дата внесения изменения; № страницы с изменением;

.

БЫЛО

СТАЛО

Добавлено:

- Содержание профильной профильной составляющей;

- применение активных и интерактивных методов форм обучения

Основание: Приказ ГАПОУ ТСПК № 123 от 3июня 2016г.

Подпись лица внесшего изменения


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по дисциплине "Физика"

Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального...

Рабочая программа учебной дисциплины "Физика"

В материале представлена рабочая программа учебной дисциплины "Физика" для специальности 29.02.04 "Коструирование, моделирование и технология швейных изделий"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Физика по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих

Рабочая программа учебной дисциплины «Физика» является частью общеобразовательной подготовки студентов в учреждениях СПО. Составлена на основе примерной программы по физике  для профессий начальн...

рабочая программа по дисциплине Физика

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ФИЗИКА  для специальности среднего профессионального образования 19.02.10 Технология продукции общественного питания (базовый уровень...

Рабочая программа учебной дисциплины "Физика"

Рабочая программа учебной дисциплины "Физика"  разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов для всех специальностей СПО....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИКА» программы подготовки специалистов среднего звена для всех специальностей технического профиля на базе основного общего образования с получением среднего общего образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ«Физика»программы подготовки специалистов среднего звенадля всех специальностей технического профиляна базе основного общего образованияс получени...

Рабочая тетрадь составлена на основе ФГОС по специальности СПО 36.02.01 «Ветеринария», рабочей программы учебной дисциплины «Физика».

Рабочая тетрадь составлена на основе ФГОС по специальности СПО 36.02.01 «Ветеринария», рабочей программы учебной дисциплины «Физика»....