Методическая разработка учебного занятия по контролю знаний
методическая разработка на тему

Корноухова Антонина Викторовна

Методическая разработка выполнена с целью обмена опытом с преподавателями, а также для студентов для формирования системы математических знаний и умений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mr_kontrolya_znaniy.docx124.12 КБ

Предварительный просмотр:

моск

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«ТЕХНИКУМ СЕРВИСА И ТУРИЗМА № 29»

(ГБПОУ ТСиТ № 29)

Методическая разработка

Учебного занятия контроля знаний

Дисциплина: Математика

Тема: Зачетная система контроля

Для специальностей: 43.02.02 Парикмахерское искусство

42.02.11 Гостиничный сервис

38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Москва

2015

Методическая разработка выполнена с целью обмена опытом с преподавателями, а также для студентов техникума для формирования системы математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности и продолжения образования.

Рассмотрена

на заседании ПЦК общеобразовательных дисциплин

Протокол № _____

от «___»________________2015г.

Председатель ПЦК_________Ю.А. Малышев

Заместитель директора по научно-методической работе

_______________С.Л. Денисова

Составитель:  А.В.Корноухова, преподаватель высшей категории ГБПОУ ТСиТ № 29

Методика проведения зачетов

Содержание зачетов

На зачете проверяются знания учащихся. При отборе материала для опроса на зачете, следует, прежде всего, исходить, из оценки значимости данного программного вопроса в общей системе учебного предмета. На зачет необходимо выносить следующее:

  • материал, составляющий основную теоретическую часть данного зачетного раздела, на основе которого формируются ведущие понятия курса;
  • фактический материал, составляющий основу предмета;
  • решение типовых задач и примеров, выполнение заданий, позволяющих судить об уровне умения применять знания;
  • задания и вопросы, требующие от учащихся навыков самостоятельной работы, умений работать с учебником, таблицами и т. д.

Принимая зачеты, преподаватель получает информацию не только о качестве знаний отдельных учащихся, но и о том, как усвоен материал группой в целом. Важно выяснить, какие вопросы усвоены учениками, над, чем следует дополнительно поработать, какими умениями ученики пока не смогли овладеть. Поэтому отбираются вопросы, которые в совокупности охватывают все основное содержание зачетного раздела, при решении которых, можно видеть, как учащиеся овладели всеми умениями, запланированными при изучении данного зачетного раздела.

Индивидуализация зачетов

Индивидуализация зачета педагогически целесообразна, так как создает благоприятные условия для развития учащихся. Она может осуществляться по видам работы на зачете, по трудности вопросов и заданий и по объёму учебного материала, знание которого проверяется.

Важно разработать для зачетов систему вопросов, различающихся уровнем трудности. Не всегда удаётся точно определить трудность вопроса. Но всё-таки, такая система вопросов позволяет учитывать индивидуальные возможности каждого ученика и развивать его самостоятельность, постепенно повышая уровень трудности вопросов на уроках и зачетах.

Задачи зачета:

а) выявить уровень усвоения учащимися основных вопросов зачетного раздела;

б) проверить, как они овладели умениями, формировавшимися в ходе изучения зачетного раздела;

в) способствовать систематизации и обобщению знаний в целом по сдаваемому разделу;

г) стимулировать развитие познавательной самостоятельности учащихся.

При работе по зачетной системе меняются и требования к выставлению итоговых оценок, которые выставляются только на основании итоговых отметок за зачетный раздел, т. к. текущая оценка, поставленная нередко за краткий ответ на несложный вопрос на уроках и зачетах.

Виды зачетов

В практике сложились следующие основные виды приёма зачета:

а) письменный зачет;

б) устный зачет;

в) комбинированный зачет;

г) домашняя зачетная работа.

д зачет практикум.

Письменный зачет должен удовлетворять требованиям:

1. Задачи и примеры должны охватывать основные, ведущие понятия данного зачетного раздела. По возможности задания должны быть комбинированного характера, чтобы в ходе их решения можно было выявить знания системы понятий, изучаемых в данной теме.

2. Письменные работы должны выполняться самостоятельно (нужно иметь4-6 вариантов заданий).

3. Задания должны быть рассчитаны на учащихся со средним уровнем подготовки, и содержать задания продвинутого уровня. Критерий оценки зависит от набора заданий, которые выполняются учеником, и от их количества.

4. Могут входить вопросы теоретического характера (вывод формул, доказательство теорем и др.).

Устный зачет целесообразно принимать, если основное содержание изученного материала составляют теория и факты.

Комбинированный зачет наиболее эффективен при изучении тем, которые содержат большой по объёму теоретический материал, усвоение знаний по теме связано при этом одновременно с решением задач.

Типы комбинированного зачета:

1) устно-письменный зачет;

2) устно-практический зачет.

Домашние зачетные работы учащиеся выполняют по ходу изучения в классе материала зачетного раздела. Домашняя зачетная работа включает больший по объему материал. Проведение зачетной работы преследует цель не только проверить, но и углубить знания ученика (исследование функции)

        Итак, можно сделать вывод, что

Зачетные уроки - это индивидуальные работы, которые служат как для контроля и оценки знаний, так и для целей обучения, воспитания и развития.

Зачетная система контроля– это эффектное средство, способствующее повышению качества обучения. По опыту работы можно отметить, что возрастает интерес обучающихся к учебной работе, их ответственность.

Перед слабым учеником зачет ставит посильную для него цель: показать умение решать конкретные задачи. Тем самым обеспечиваются спокойные, деловые отношения между ним и учителем. Сильным учеником зачет тоже полезен, т.к. подстраховывает их, защищая от пренебрежения элементарными навыками. Стремление всех учеников к своевременной сдаче зачетов повышает общий уровень успеваемости  группы. Поэтому учитель  может больше уделять внимания и времени решению задач повышенной трудности.

Каким должен быть зачет?

Это тематический зачет, текущий зачет.

Опыт показывает, что наиболее трудоемкими по организации  является текущие зачеты. Они требуют от учителя большой дополнительной работы.

Иногда можно сочетать текущий зачет с тематическим. Что дает  ожидаемый результат в достижении обязательных результатов обучения- стандарты образования .

В последовательном формировании умений самостоятельно находить решения более  сложных задач на основе обязательных результатов усматривается сущность продвинутого обучения, систем разноуровневого обучения в основной школе. Исходная задача видится в методическом обеспечении достижения учащимися уровня обязательных результатов. Актуальность этой задачи обусловлена тем, что в условиях традиционного обучения многие учащиеся не достигают этого уровня. Работа по достижению учащимися обязательных результатов слабо обеспечена, прежде всего, учебными  материалами. Анализа учебных пособий и практика показывают , что системы упражнений по темам не содержат достаточного числа заданий для достижения учащимися обязательных результатов, для отдельных из вообще отсутствуют упражнения. Для организации целенаправленной работы по достижению учащимися уровня обязательных результатов можно применить: сборники тренировочных упражнений и зачетных заданий , который в начале учебного года получает каждый учащийся

Урок - тематический зачет. Проводится по опорным темам программы большого обобщающего знания.

Цель проведения

  1. Закрепление полученных по темам ЗУН
  2. Оказание помощи обучающимся, не справляющимися с какими – либо умениями и навыками, имеющими проблемы в теоретическом материале.
  3. Главное -  контроль за знаниями, умениями и навыками учащихся

Подготовка к зачету

Учитель должен:

  1. Определить требования к ЗУН учащихся.
  2. Определить практические умения, которых будут оцениваться при выполнении заданий.
  3. Отобрать дидактические материалы, выявляющие теоретические знания, определяющие уровень сформированных умений.
  4. Продумать соотношение объема теоретических и практических заданий.
  5. Рационально распределить время на каждый этап урока.
  6. Рационально использовать на всех этапах урока – зачета контроль и самоконтроль.
  7. Составить задания для индивидуального опроса с учетом  пробелов.
  8. Продумать, на каких этапах урока использовать консультантов.
  9. Продумать вывод, раскрывающий роль данной темы в системе других изучаемых тем.

Учитель объявляет учащимся о тематическом зачете перед началом изучения темы.

Знакомит учащихся с опросами будущего тематического зачета, которые вывешивают учебном уголке, там же помещается сменный материал практического характера: задачи, расчеты, и др.

 Параллельно рекомендует дополнительную литературу для самостоятельного изучения.

К подготовке подключаются руководители групп, консультанты, учебный сектор группы. Организуется помощь и взаимопомощь.

  1. Учащиеся сдают зачет учителю или консультанту  по тем разделам, по которым они либо не отвечали, либо получили неудовлетворительную оценку (или же темам)
  2. По итогам зачета выставляется общая оценка, соответствующая реальному уровню знаний, умений и навыков.

От зачета можно освободить тех учащихся, кто имеет отличные оценки по всем разделам программы.

Для примера я выбрала тематический зачет

Варианты 1 и 2 проведения зачета после изучения темы:

«Решение простейших показательных уравнений»

1Вариант

1)=16

2)=1

3)

4)(=

5)() =3

6)

7)  = 64

8) = 200

2Вариант

1)= 1

2)=1

3)=1

4)*=8

5)*=27

6) =

7) =1

8) =                                   

3 Вариант (повышенной трудности)

1)

2) 3=

3)4*

4)

5)

Критерии оценок:

1вариант, 2вариант - за 7-8 примеров «5»

За 5-6 примеров-«4»,за 4 примера-«3».

3вариант (повышенной трудности)

За 5 примеров «5», за 4 примера-«4»

За 2-3 примера «3».

Можно провести зачет – практикум

Зачетный урок такого вида рекомендуется проводить по тем разделам курса математики, где мало теоретических вопросов .

Например, по теме « Площади поверхности тел»

Урок можно начать с разминки (5 -7 мин)- Решения устных задач.

Затем каждый ученик получает карточку с 9 задачами различной трудности. Поскольку всем учащимся дают одинаковые задачи, то для внесения духа состязательности, а также, чтобы предупредить списывания рекомендуется каждую задачу решать на отдельном листке, сдавать его учителю, а затем решать очередную задачу на новом листке.

Разминка (устные задачи)

  1. Осевое сечение цилиндра – квадрат, площадь которого равна 36 ;   100

Найти: S осн.

  1. Осевое сечение конуса - равносторонний треугольник со сторонами 6 см.
  2. Найти площадь боковой поверхности конуса
  3. Диаметр одной стороны составляет 2/3 диаметр другой. Как относятся площади поверхностей этих сфер?
  4. В куб со сторонами 5 см вписан цилиндр. Найти площадь боковой поверхности цилиндра.

Задачи к зачету по геометрии:

  1. Боковая поверхность цилиндра составляет половину его полной поверхности. Зная, что диагональ осевого сечения равна 5см,  найти полную поверхность цилиндра.
  2. Через вершину конуса проведено сечение, пересекающее плоскость основания по хорде, равной 4см , и отсекающее от круга основания дугу в . Определить боковую поверхность конуса, если угол при вершине треугольника, образовавшегося в сечении, равен 60
  3. Образующая усеченного конуса равна 4 см и наклонена к плоскости основания под углом 60ная, что радиус большего основания конуса равен 5см, найти боковую поверхность усеченного конуса.
  4. В цилиндре перпендикулярно к радиусу его основания, через его середину проведено сечение. В сечении образовался квадрат площадью 16айти боковую поверхность цилиндра.
  5. Отношение площадей боковой и полной поверхностей конуса равна 2:3. Найти угол между образующей и плоскостью основания конуса.
  6. Составьте уравнение сферы с центром в М( 5;0) и проходящей через точку Р.(-3,8;19)
  7. Точка, лежащая на плоскости, касательной к сфере, удалена от ближайшей к ней точки сферы на 2см, а от точки касания на 18 см. Найти площадь поверхности сферы.
  8. В треугольную пирамиду, стороны основания которых равны 4см, 7см и 5 см, вписан конус с образующей в 8 см. Вычислите боковую поверхность пирамиды .
  9. Диагональным сечением правильной четырехугольной пирамиды является прямоугольный треугольник, катет которого равен «а».

Вычислите радиус описанного около пирамиды шара.        

В широком смысле при подготовке к зачету понимается вся система уроков, консультаций, домашних заданий. Направленность этой подготовки обеспечивается постановкой на уроках познавательных проблем, раскрывающих главное содержание раздела.

Необходимым условием поставленных задач является самостоятельная работа учащихся в классе и дома, направленная на осмысление, усвоение, обобщение и систематизацию программного материала и на овладение учебно-познавательными умениями. Число эффективных приёмов формирования самостоятельности учащихся относится создание проблемных ситуаций. Они создаются при поиске наиболее рационального решения, постановкой вопросов, требующих самостоятельного размышления - всё это неразрывно связано, с умением анализировать определенный тип материала, пользоваться учебником и другими источниками знаний, доказывать, сравнивать, обобщать.

При подготовке к зачетам важную роль играют вводно-повторительные уроки. На них разъясняется цель обучения, требования, наиболее важные пути подхода к самостоятельному анализу изучаемого материала.

На протяжении всех уроков по зачетному разделу проводится систематизация и обобщение знаний. Разъяснение и закрепление на уроке нового материала в определенной последовательности помогает учащимся лучше понять логику предмета. По мере изучения нового материала учитель называет примерные вопросы, которые будут предложены на зачете, разъясняет, какие задания и упражнения следует выполнить дома, предупреждает учащихся о возможных трудностях.

Зачету обязательно должен предшествовать повторительно-обобщающий урок по данному разделу. Он может быть направлен либо преимущественно на систематизацию и обобщение всего изученного материала, либо на его осмысление с какой-то новой точки зрения. Но в обоих случаях в поле зрения учащихся находится материал всего раздела. Заключительные уроки по зачетному разделу программы, посвященные повторению пройденного, наиболее эффективны в том случае, если в ходе изучения нового материала учитель проводит учащихся через ряд “промежуточных обобщений”, готовя их к обобщающей работе более высокого уровня.

Положительные и отрицательные аспекты проведения зачётов

Введение зачетной системы оказало положительное влияние на отношение учащихся к учебе. Многие ученики убедились в том, что они могут овладевать большим по объёму, сложным материалом, могут научиться решать задачи, казавшиеся ранее недоступными.

Понимая значимость образования, можно подвести некоторые итоги.

1. Проведение зачетов даёт возможность оценить конкретные знания и умения ученика по каждой теме, указать на пробелы, дать возможность их устранить.

2. Повысилось качество знаний по дисциплине, т. е. учащиеся осознали необходимость не стихийного выполнения домашнего задания, а системного, т. к. от уровня проработки типичных заданий дома, зависит уровень восприятия нового материала на следующем уроке. Плюс к этому, в процессе самоподготовки всплывают пробелы в знаниях, как наследство от прежних недоработок, которые требуют дополнительной работы дома, а порой и разъяснений со стороны учителя.

3. Хорошие знания по математике, высокая культура математических расчетов, знание тригонометрических формул, их преобразований, приёмов дифференцирования, нахождения производных, построение графиков, чтение графиков - позволяет ребятам показывать хорошие знания по смежным дисциплинам: физике, химии, биологии.

4. Самообразование, усидчивость, умение работать со справочной литературой, решать задачи повышенной сложности, не сдаваться при получении неверного результата, общение с одноклассниками по спорным вопросам, поиск простых неординарных решений -всё это приводит  к самоутверждению, признанию его способностей сверстниками.

5. Работа на зачетах в строго регламентированных временных рамках, заставляет учеников ценить предоставленное время, сразу включаться в работу. На зачетах нет времени на раскачку, на разговоры, на подсказки. Зачеты составлены таким образом, что для того, что бы получить максимальный бал, ученик должен выложиться полностью, показав тем самым, что его предварительная работа была очень серьёзной.

Это качество является неотъемлемой частью успеха при сдаче ЕГЭ, при поступлении в высшее учебное заведение (где, экзамены в виде тестирования), при написании контрольных работ на вступительных экзаменах в ВУЗах.

Проведение зачетов имеет и недостатки:

1. Подбор учащихся в группах, очень неоднозначен, год на год не приходится. Поэтому, не всегда качество знаний может достигать хороших результатов. Подчас, учащиеся очень инертны, не желают усложнять себе жизнь.

2. Сложно для учащихся со слабо развитыми вычислительными навыками, для детей не склонных к восприятию математики. Хотя в зачетах и предусмотрены различные критерии оценки.

3. Проведение зачетов нужно согласовывать с расписанием уроков.

Тем не менее, я считаю, что проведение зачетов, это очень перспективное направление работы, актуальное в настоящее время.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка учебного занятия Тема: Анализ результатов лабораторных занятий. Прогнозирование затруднений учащихся-подростков в школьной жизни, путей их преодоления.

Пояснительная  записка Учебная дисциплина «Психолого-педагогический практикум»  предполагает  минимум  теоретических   занятий, а  основное  количество...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Учебного занятия контроля знаний

В данной методической разработке отражены: содержание зачетов; задачи  и виды зачетов; цели проведения....

Методическая разработка учебного занятия на тему "Разработка технического задания. Оформление документации по ТЗ"

Методическая разработка учебного занятия на тему "Разработка технического задания. Оформление документации по ТЗ"...

Методическая разработка учебного занятия Тема: «Технологическая карта учебного занятия по МДК 03.03 Теория и методика экологического образования дошкольников»

В предлагаемой технологической карте учебного занятия использованы разнообразные приемы активизации учебной деятельности студентов с учетом современных требований педагогических технологий и основопол...

Методическая разработка учебного занятия по учебному предмету Физиология питания

Разработка урока по учебному предмету  Физиология питания на тему: "Основы здорового питания"...

Методическая разработка по проведению промежуточного контроля знаний ОГСЭ.05 Психология общения

Комплект контрольно-оценочных средств разработан в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины ОГСЭ 05. Психология общения, примерной основной образовательной программы (ПООП) по специальност...

Методическая разработка для проверки текущего контроля знаний по общеобразовательной учебной дисциплине ОДБ.08 «Физика» для обучающихся по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело

Методическая разработка учебной дисциплины ОДБ.08  Физика разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) среднего общего образования с использованием пример...