Изучение элементов математического анализа в системе СПО
статья на тему

Степанова Елена Александровна

Изучение элементов математического анализа  в системе СПО

Скачать:


Предварительный просмотр:

Изучение элементов математического анализа  в системе СПО

Актуальность темы следует из того, что «Начала математического анализа» - единственный раздел, не относящийся к элементарной математике, дает возможность выпускнику средней школы не только получить представление о математическом анализе как о мощном прикладном аппарате современной математики, но и научиться сознательно им пользоваться при решении целого ряда задач, не поддающихся элементарным методам.

В методике преподавания математики есть три ключевых вопроса: что преподавать? как преподавать? зачем преподавать? Главный из этих вопросов — последний, но именно он долгое время был у нас не самым актуальным. Оно и понятно: в авторитарном обществе (в котором все мы жили так долго) не обсуждают зачем, а дают лишь установки что и как. Для сегодняшних же прагматичных российских студентов на первое место выходит вопрос зачем.

Вопрос «зачем» что-то изучается в том или ином школьном учебном предмете» соотносится в первую очередь с социальным заказом, который делает общество образованию. Если в недавние годы социальный заказ нацеливал педагогическую общественность на то, что главное в образовании — обучение, передача информации, то сегодня социальный заказ заключается в том, что главное в образовании развитие, формирование общей культуры человека, способного, в частности, самостоятельно добывать и перерабатывать информацию.

Одной из основных целей математического образования должно быть воспитание умения математически исследовать явления реального мира. Значит, нужно научить студентов составлять математические модели
реальных ситуаций, а для этого они должны владеть математическим языком, описывающим указанные модели. Для математического исследования явлений реального мира особенно важны понятия предела и производной
, так как это — основные понятия того языка, на
котором «говорит природа», определенный золотой фонд
общечеловеческой культуры. Безусловно, выпускник колледжа должен иметь представление о производной, о ее применении для исследования реальных процессов.
 

Обсудим, каким должен быть уровень предъявления студенту элементов математического анализа.

В учебном предмете возможны четыре уровня обоснования тех или иных свойств, утверждений, фактов:

  1.  принятие на веру (когда, например, студентам сообщают, что сформулированная теорема доказана в математике, а мы принимаем ее без доказательства, поскольку оно непосильно для них);
  2.  наглядно-интуитивный уровень — замена доказательства геометрическими иллюстрациями;
  3.  правдоподобные рассуждения (например, использование вместо доказательства конкретного примера, в котором фактически раскрывается идея формального доказательства;
  4. формально строгое доказательство.

Основная трудность в работе учителя математики при изложении начал анализа состоит, именно в адекватном и концептуальном выборе уровня строгости предъявления материала студентам. Преподаватель, работая с тем или иным учебником, часто оказывается в недоумении: почему одна теорема в учебнике доказана, а другая, аналогичная ей, принята без доказательства? почему для обоснования одной теоремы авторы считают возможным ограничиться геометрическими иллюстрациями, а через пару страниц в похожей ситуации запрещают это и себе, и преподавателю?

Рассмотрим для примера исследование функции с помощью производной. Эта тема — своеобразная лакмусовая бумажка, с помощью которой проверяется методическая культура преподавателя математики (а если честно, то и авторов школьных учебников). Ведь здесь речь идет о теоремах, необходимость знания которых и явилась основной причиной введения элементов математического анализа в курс математики. В то же время строгие доказательства этих теорем требуют знания многих фактов математического анализа, которые в школьном курсе не рассматриваются. Какой путь выбрать учителю: сообщить теоремы без доказательства и без комментариев? ограничиться наглядно-интуитивными представлениями и правдоподобными рассуждениями? все-таки попытаться дать строгие доказательства?

В учебниках и учебных пособиях для общеобразовательной школы встречаются различные варианты. Например, такой: без доказательства, но с опорой на графические иллюстрации формулируется теорема Лагранжа, а затем с ее помощью строго доказывается теорема о влиянии знака производной на характер монотонности функции на промежутке. Это не лучший вариант, он нелогичен (а по большому счету неконцептуален): зачем давать графическую иллюстрацию теоремы Лагранжа, если можно сразу проиллюстрировать то, что важнее – связь между знаком производной и характером монотонности функции? К тому же графическая иллюстрация этой теоремы достаточно сложна (и причем искусственна — не случайно в вузовском курсе математического анализа ее обычно дают после, а не до доказательства теоремы). Оправдывая  упоминание теоремы Лагранжа, говорят, что эта теорема важна сама по себе — недаром ее называют основной теоремой дифференциального исчисления. Это верно, но лишь при условии, что она активно работает (как в вузовском курсе математического анализа).

Другой вариант, который используется в учебных пособиях: заменяют строгие доказательства правдоподобными рассуждениями, основанными на физическом или геометрическом смысле производной. Это вполне приемлемо, но лишь при условии, что правдоподобные рассуждения не выдаются за доказательства (что, к сожалению, встречается сплошь и рядом) — такая подмена понятий наносит существенный ущерб формированию математической культуры студентов.

Именно такой вариант с учетом указанного дополнительного условия представляется наиболее приемлемым для колледжа при изучении применения производной для исследования функций на монотонность и экстремумы. «Посмотрите на рисунки 1.1 и 1.2, — говорит преподаватель — На первом из них представлен график возрастающей функции и проведена касательная к нему в произвольной точке. Что мы видим? Касательная составляет с положительным направлением оси абсцисс острый угол — значит, производная функция в выбранной точке положительна. На рисунке же 1.2, изображающем график убывающей функции, касательная составляет с положительным направлением оси абсцисс тупой угол — значит, производная отрицательна. Видим, что между знаком производной и характером монотонности функции есть связь. В курсе математического анализа строго доказано, что это действительно так». (Далее формулируются соответствующие теоремы.)

Такие рассуждения вряд ли понравятся ревнителям математической строгости — они объявят изложение материала легковесным.

Главное, чтобы изложение: а) фактологически не противоречило математике, как науке; б) было доступно студентам; в) нравилось преподавателям.

Надо не забывать, что в колледже мы лишь знакомим студентов с элементами математического анализа, составляющими существенную часть общечеловеческой культуры; формальное изучение этого предмета — удел высшей математики, излагаемой в вузах.

Вообще же концепция выбора уровня строгости изложения материала, связанного с элементами математического анализа, должна определяться совокупностью нескольких положений:

  1.  если некоторое утверждение, используемое в предмете, в принципе недоказуемо в курсе, то оно честно принимается без доказательства (например, утверждение о том, что все элементарные функции непрерывны всюду, где они определены) или заменяются иллюстрациями либо правдоподобными рассуждениями (например, теорема о достижении непрерывной функцией на отрезке своих наименьшего и наибольшего значений);
  2.  если некоторое утверждение в принципе доказуемо в курсе, но это доказательство искусственно, технически сложно и не имеет существенного развивающего значения, то оно не приводится (пример не из математического анализа — теорема сложения для тригонометрических функций);
  3.  если некоторое утверждение в курсе в принципе доказуемо и это доказательство имеет развивающее значение, то оно приводится (например, вывод уравнения касательной, вывод правил дифференцирования суммы и произведения функций — здесь имеются четкие алгоритмы, разбиение доказательства на этапы, планирование своих действий; в то же время без доказательства правила дифференцирования частного вполне можно обойтись — новых идей нет, а технических трудностей много).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по решению контрольных заданий для обучающихся по заочной форме обучения по предмету «Элементы математической логики» Специальность: 09.02.04 «Информационные системы»

Методические указания по решению контрольных заданий для обучающихся по заочной форме обучения по предмету «Элементы математической логики», специальность  09.02.04  «Информационные системы»...

Рабочая программа по дисциплине "Элементы математической логики" для специальности "Программирование в компьютерных системах"

Рабочая программа составлена на основе ФГОС СПО и учебного плана филиала МГТУ в поселке Яблоновском по специальности 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах». Общая трудоемкость дисциплины ...

Рабочая программа по дисциплине ЕН.02 Элементы математической логики для специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах

Рабочая программа рассчитана на 126 часов, из которых 84 часа обязательны для изучения аудиторно, остальное - на самостоятельное изучение. В программу входят такие разделы, как Теория множеств, Алгебр...

ПРОГРАММА Дисциплина: «ЕН.02 ДИСКРЕТНАЯ МАТЕМАТИКА С ЭЛЕМЕНТАМИ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ЛОГИКИ» Специальность: 09.02.07 «Информационные системы и программирование»

Программа учебной дисциплины является частью подготовки математического и общего естественнонаучного цикла в соответствии с ФГОС по специальностям 09.02.07 «Информационные системы и программиров...

Рабочая программа учебной дисциплины "Дискретная математика с элементами математической логики" для специальности 09.02.07 "Информационные системы и программирование"

Рабочая программа учебной дисциплины "Дискретная математика с элементами математической логики" составлена в соответствии с ФГОС для специальности 09.02.07 "информационные системы и про...

Рабочая программа по ЕН.02 Дискретная математика с элементами математической логики для специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование

Программа расчитана на 72 часа, 60 часов аудиторно в том числе. Влючает такие разделы дискретной математики, как Теория множеств, Математическая логика, Теория графов, Теория алгоритмов, Предикаты....

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по учебной дисциплине «Дискретная математика с элементами математической логики» (для обучающихся 2 курса) специальность: 09.02.07 «Информационные системы и программирование»

АННОТАЦИЯРабочая тетрадь по учебной дисциплине «Дискретная математика с элементами математической логики», специальность 09.02.07 «Информационные системы и программирование» вк...