Конспект к уроку "Многоатомные спирты"
план-конспект урока на тему

Асхабова Светлана Сайпуллаевна

Многоатомные спирты – органические соединения класса спиртов, содержащие в своём составе более одной гидроксильной группы.

К многоатомным спиртам относятся органические соединения, в молекулах которых содержится несколько гидроксильных групп, соединенных с углеводородным радикалом.

 

Этиленгликоль и глицерин – бесцветные сиропообразные жидкости сладковатого вкуса. Они хорошо растворяются в воде и в этаноле. Этиленгликоль кипит при температуре 197,6°С, а глицерин – при 290°С. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnogoatomnye_spirty.docx34.4 КБ

Предварительный просмотр:

ООО Учебный центр «ПРОФЕССИОНАЛ»

План-конспект  урока

по химии

на I – курсе в группе ПАМ (Автомеханики) БУ «Лангепасский политехнический колледж» Филиал в городе Покачи

на тему «Многоатомные спирты»

Разработал: Асхабова Светлана Сайпуллаевна

                                 

слушатель курсов профессиональной переподготовки  «Курс профессиональной переподготовки «Химия»: теория и методика преподавания в образовательной организации»

Проверил: ________________________

                                   ФИО руководителя практики

Покачи 2017

МНОГОАТОМНЫЕ СПИРТЫ

Дидактическая цель: создать комфортные условия для изучения и систематизации материала по теме «Многоатомные спирты», продолжить развитие навыков самостоятельного познания обучающихся указанной темы, закрепить интегративные знания.

Тип урока: изучение нового материала.

Задачи урока:

1. Познакомить обучающихся с физическими и химическими свойствами  многоатомных спиртов. Научить описывать и различать изученные классы органических соединений, химические реакции (предметный результат);

2. Продолжить обучение обучающихся умению работать с лабораторным оборудованием, умением формировать гипотезы, выявлять причинно-следственные связи, работать в группах (метапредметный результат);

3. Формировать у обучающихся умение управлять своей учебной деятельностью, готовить их к осознанию выбора дальнейшей образовательной траектории (личностный результат).

Методы обучения: проблемный, экспериментальный.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: групповая, коллективная, индивидуальная.

Средства обучения: презентация к уроку « Многоатомные спирты», проектор и компьютер, учебник Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман «Химия 10 класс», рабочие тетради, инструктивные карточки, раздаточные материалы (образцы спирта, реактивы, штатив с пробирками, спиртовка).

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

УУД

Ресурсы

Этап 1. Организационный (2 мин)

Приветствует обучающихся.

Приветствуют преподавателя. Готовятся к уроку.

Этап 2. Проверка домашнего задания (10 мин)

Итак, на прошлых  

уроках мы с вами  

изучили

тему «Предельные  

одноатомные спирты.  

Алканолы».

Выполните в тетрадях самостоятельную работу

Выполняют самостоятель-ную работу. Затем

выходят к доске по одному студенту

и все вместе осуществляем быструю проверку.

Личностные (самоопределение).

Регулятивные (оценка, саморегуляция). Коммуникативные (определение способов взаимодействия).

Интегративные (связь с учебной дисциплиной   «Устройство автомобиля».

Приложение 1

Этап 3. Подготовка  обучающихся к активной познавательной деятельности (5 мин)

Предлагает посмотреть слайд №2 и подумать, чем отличаются химические формулы предельных одноатомных спиртов от химических формул многоатомных спиртов. Обращает внимание ребят на тему урока, записанную на доске, и просит записать в рабочие тетради.

Фронтально, поднимая руки, отвечают на поставленный вопрос.

Записывают тему урока в рабочих тетрадях.

Личностные (смыслообразова-

ние).

Познавательные (постановка и решение проблемы, логические универсальные действия). Регулятивные (прогнозирование, оценка, саморегуляция).

Презентация к уроку.

Этап 4. Изучение нового материала (10 мин)

Каждая группа получает свое задание. Для выполнения задания используют учебник  Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман «Химия, 10 класс» (§ 22, стр. 89-92). I группа: составьте презентацию «Многоатомные спирты» на листах бума

Ученики I группы работают с учебником и составляют презентацию на листах бумаги с помощью маркеров или фломастеров.

Личностные (самоопределение).

Регулятивные (оценка, саморегуляция). Коммуникативные (определение способов взаимодействия).

Учебник  Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман «Химия. 10 класс» Рабочая программа по учебной дисциплине «Химия». Раздаточный материал с заданиями, разноцветныекарточки.

Презентация к уроку

Этап 5. Проверка усвоения нового учебного материала (10 мин)

Предлагает отчитаться группам о проделанной работе. После отчета всех групп учитель показывает слайд-презентацию по теме «Многоатомные спирты».

Сначала обучающийся из I группы показывает презентацию и защищает ее. Пока идёт отчёт I группы, обучающийся из II группы готовит ответы на доске по заданию своей группы. Позже защищает свой ответ. Затем обучающийся из III группы рассказывает о качественной реакции на  многоатомные спирты и как спирт был ими обнаружен.

Личностные (самоопределение).

Познавательные (общеучебные универсальные действия, логические универсальные действия).

Регулятивные (прогнозирование, коррекция). Интегративные (связь с биологией, литературой).

Презентация к уроку.

Этап 6. Первичное закрепление материала (5 мин)

Предлагает найти в учебнике (стр. 89) химические формулы  многоатомных спиртов  и написать структурные формулы в рабочих тетрадях следующих веществ:

  1. группа –бутантриол – 1,2,3; 2-метилпропандиол – 1,2;
  2. группа-3,3– диметилбутандиол– 1,2; 2,3 -диметилпентадиол – 2,3
  3. группа – пентадиол – 1,5;              2 -метилгесатриол- 1,2,3

Работают индивидуально, записывая формулы в рабочих тетрадях. Предлагает отчитаться группам о проделанной работе.

Регулятивные (оценка, саморегуляция). Познавательные (общеучебные универсальные действии, логические универсальные действия).

Этап 7. Домашнее задание (1 мин)

Обращает внимание обучающихся на доску, где заранее записано домашнее задание (§ 22, стр. 89 -92, задания 1, 2, 3 стр. 92

 (выполнить письменно в

 рабочих тетрадях)). Творческое задание: найти в Интернете информацию о применении  многоатомных спиртов и подготовить сообщение на эту тему.

Записывают домашнее задание в

 тетрадь.

Учебник  Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман «Химия. 10 класс»

Этап 8. Подведение итогов (2 мин)

Оценивает работу обучающихся. При этом на протяжении всего урока за ответы с места и у доски обучающиеся получают от преподавателя талончики различных цветов. При накоплении трёх и более талончиков им выставляется соответствующая отметка за урок

Личностные (самоопределение).

Регулятивные (оценка, саморегуляция).

Карточки разного цвета.

Этап 9. Рефлексия (1 мин)

Вопрос классу: ваши личные достижения за урок? Благодарит за урок.

Фронтально отвечают на поставленный вопрос.

Регулятивные (оценка, саморегуляция)

Приложение 1.Самостоятельная работа(проверка домашнего задания)

Вариант 1

  1. Докажите химические свойства спиртов (реакция окисления и реакция замещения водорода в группе  -ОН на примере пропанола -1). Запишите уравнения реакций. Где применяются эти свойства?
  2. Дано вещество:

        Напишите формулы двух гомологов и двух изомеров, назовите их.

Вариант 2

  1. Изобразите строение молекулы спирта на примере этанола. Покажите смещение электронной плотности. Запишите уравнения реакций, отражающие некоторые способы получения спиртов.
  2. Дано вещество:

               Напишите формулы двух гомологов и двух изомеров, назовите их.

Вариант 3

  1. Докажите химические свойства спиртов (реакции замещений всей группы –ОН и реакции дегидратации) на примере бутанола -1. Запишите уравнения реакций. Где применяются эти свойства?
  2. Дано вещество:

               Напишите формулы двух гомологов и двух изомеров, назовите их.

Список использованной литературы

  1. Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман – Химия 10 класс, Москва «Просвещение», 2009.
  2. О. С. Габриелян, Ф. Н. Маскаев, С. Ю. Пономарев, В. И. Теренин – Химия 10 класс, Москва «Дрофа», 2002.
  3. О. С. Габриелян – Химия 10 класс «Базовый уровень», Москва «Дрофа», 2007.
  4. Л. С. Гузей, Р. П. Суровцева, Г. Г. Лысова – Химия 11 класс, Москва «Дрофа» 2001.
  5. А. И. Артеменко, И. В. Тикунова – Химия 10-11 класс, Москва «Просвещение» 1993.
  6. Ю. Д. Третьякова – Химия «Справочные материалы», Москва «Просвещение», 1994.
  7. Е. А. Алфетова, Н. С. Ахметов, Н. В. Богомолова – Химия «Большой справочник для школьников и поступающих в ВУЗы», Москва «Дрофа», 1999.
  8. М. А. Рябов – 375 проверочных заданий по химии, Москва «Уникум- Центр», 1998.
  9. О. В.Ковальчукова - 780 тестов по химии, Москва «Уникум- Центр», 1998.

Самоанализ урока

 химии «Многоатомные спирты» преподавателя БУ «Лангепасский политехнический колледж» Филиал в городе Покачи Асхабовой Светланы Сайпуллаевны

Урок проводился  на первом курсе в группе ПАМ-16 (Автомеханики)

В группе обучается 25 обучающихся. Из них 25 мальчиков. Группа активная , между детьми сложились доброжелательные, в целом бесконфликтные отношения, однако группа шумная, и неорганизованная в плане совместных действий. Наличие нескольких ярких лидеров разделило группу на «группы по интересам». Данную группу по уровню обученности можно разделить на 2 группы. Первая группа – это группа, состоящая из обучающихся со средним уровнем обученности.  Данная группа состоит из 17 обучающихся. Эти ребята не отличаются высоким уровнем самостоятельности в учебной деятельности и более успешны в работе по заданному алгоритму, испытывают затруднение в выполнении заданий творческого характера. Вторую группу составляют 8 обучающихся. Хотя они проявляют старательность, имеют желание понимать и хорошо ориентироваться в изучаемом материале, затруднения эти ребята испытывают в связи с полученными пробелами в знаниях. Кроме этого обладают плохой памятью, крайне медленным темпом деятельности, недостаточной сформированностью основных мыслительных функций (сравнение, анализ, абстракция).Урок является вторым из трех в этой теме и призван дать общий обзор и расставить основные акценты и понятия. Это особенно важно, так как мы начинаем новый раздел в химии «Кислородосодержащие органические соединения», на изучение которого отведено 10 часов.

Тип урока – урок усвоения нового материала

Место урока в учебном плане – урок введения нового материала.

Уровень проведения урока: прогнозирование способов перевода обучающихся к заданному целями обучения результату на основе обратной связи и преодоления возможных затруднений в работе.

   Методы обучения: проблемный, экспериментальный.

Дидактическая цель – создать комфортные условия для изучения и систематизации материала по теме «Многоатомные спирты», продолжить развитие навыков самостоятельного познания обучающихся указанной темы, закрепить интегративные знания.

Тема и содержание урока предопределили постановку задач:

1. Знакомство со свойствами нового класса соединений – многоатомными спиртами – дидактическая задача урока;

2. Углублены и повторены понятия: о функциональной группе и водородной связи; свойства глицерина изучались в сравнении с одноатомными спиртами – развивающая задача урока;

3. Расширены, углублены и закреплены материалистические представления о влиянии количественной изменений (увеличение числа гидроксогрупп) на появление нового качества вещества (одноатомные спирты взаимодействуют только с металлами, многоатомные и с гидроксидами).

4. Формирование у обучающихся умение управлять своей учебной деятельностью, готовить их к осознанию выбора дальнейшей образовательной траектории (личностный результат).

Эти задачи решались в комплексе на всех этапах урока. Все этапы логически между собой связаны.

1.Рационально выбраны методы ведения урока: 

- методически правильно проведен фронтальный опрос по четко сформулированным и тщательно продуманным вопросам. Актуализация опорных знаний помогало подвести обучающихся к активному восприятию вновь изучаемого материала;

- проблемная постановка теоретических вопросов и демонстрационного эксперимента в ходе изучения нового материала помогало подвести обучающихся к самостоятельным выводам и обобщениям;

- в ходе урока продолжается работа над важнейшими понятиями «изомеры», «гомологи», систематической номенклатурой. Добивается понимания изучаемых явлений каждым обучающимся;

- в ходе изучения нового материала проводится поэтапное закрепление;

-  рациональный выбор методов обучения способствует эффективному использованию рабочего времени.

- используются шаростержневые модели для лучшего понимания строения молекулы этиленгликоля и глицерина.

2. Решению задач по оптимизации учебного процесса помогает комплексный подход к воспитанию обучающихся:

 -      устанавливаются причинно-следственные связи строения веществ, их свойств;

-  освещаются вопросы практического применения многоатомных спиртов и их производных в народном хозяйстве

3.Широко использовались внутрипредметные и межпредметные связи.

Внутрипредметные: взаимное влияние атомов в молекуле веществ, подтверждающие, что молекула не простая сумма атомов, а качественно новое образование.

Межпредметные: с биологией – действие этиленгликоля на живые организмы; с обществоведением – переход количественных изменений в качественные как иллюстрация одного из основных законов диалектики; с профессией автослесаря – применение глицерина и этиленгликоля в качестве антифризов.

4. Хороший темп урока, грамотная, эмоциональная речь обусловливает качество урока, способствует развитию интереса к предмету.

5. Главный итог урока – все обучающиеся в течение 45 минут работали активно и с интересом: во время фронтального опроса, при моделирования формул гомологов и изомеров (составляются обучающимися самостоятельно на рабочих местах и затем проверяются на магнитной доске), при составлении формул по шаростержневым моделям, при фронтальном проведении лабораторных опытов (причем опыты поставлены как экспериментальная задача, в ходе решения которой обучающиеся должны определить, в какой из пробирок находится глицерин). Решение задачи исследовательского характера также обусловливает интерес обучающихся. 

6. В конце урока проводится закрепление с элементами программированного обучения.

7.     Главный итог урока – качество знаний учащихся. 

Сочетание данных методов на уроке показало высокую эффективность. Оптимальная работоспособность обучающихся на уроке достигалась путём чередования видов учебной деятельности на различных этапах урока

 Все обучающиеся, опрошенные в ходе урока отвечали на вопросы преподавателя полно и осознанно.

8. Урок заслуживает высокой оценки по научно-теоретическому уровню, по использованию программного материала для воспитания диалектно-материалистического мировоззрения обучающихся, по привитию навыков самостоятельной работы и работы по моделированию. Знания обучающихся вполне удовлетворительные.

         Цель урока выполнена, задачи реализованы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока химии на тему "Спирты."

План-конспект урока для учащихся 2 курса по профессии "Наладчик А и ПО"...

Разработка урока химии на тему "Спирты."

План-конспект урока для учащихся НПО...

Разработка урока химии на тему "Спирты."

Разработка урока химии на тему "Спирты."...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ "СПИРТЫ"

УРОК ДЛЯ ГРУПП ТЕХНИЧЕСКОГО ПРФИЛЯ.ВКЛЮЧАЕТ ИНДИВИДУАЛЬНУЮ И ГРУППОВУЮ РАБОТУ.ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ РАЗНОУРОВНЕВЫЕ....

Спирты. Предельные одноатомные спирты.

Материал лекции по теме "Спирты. Предельные одноатомные спирты." Самостоятельные и лабораторные работы на данную тему....

Конспект урока 9 класс "Спирты"

Конспект урока на тему Спирты используется в 9 классе, в конце третьей четверти. Входит в курс Органической химии....

Опорный конспект по теме: Одноатомные спирты.

Опорный конспект строения, свойства, получения, применения Одноатомных спиртов....