Методические рекомендации к практическим занятиям по химии
методическая разработка на тему

Рутницкий Александр Юрьевич

Помещаемый материал содержит методические рекомендации для студентов к практическим занятиям по химии по темам: "Анализ содержания примесей в воде", "Очистка загрязненной воды", "Определение содержания витамина С в напитках", "Устранение жесткости воды", "Анализ состава молока", "Изучение химических свойств кислот и щелочей", "Изучение каталитической активности ферментов в живых тканях".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лабораторная работа № 8 (Д)

Тема работы: «Изучение каталитической активности ферментов в живых тканях»

Цель работы: 1)повторить, закрепить учебный материал по теме: «Белки»; 2)научиться определять активность фермента каталазы клубня картофеля.

Материалы и оборудование: пробирки, фарфоровая чашка, свежий 3%-ный раствор пероксида водорода (H2O2), целые кусочки клубня сырого и вареного картофеля, измельченный сырой картофель.

Содержание работы:

Название опыта

Алгоритм действий

Наблюдения

Выводы

Опыт №1 «Изучение активности фермента каталазы сырого и вареного картофеля»

Поместите в одну пробирку с раствором пероксида водорода  кусочек вареного картофеля, а в другую -  кусочек сырого картофеля.

Запишите наблюдения, выбрав нужные слова в скобках:

 В пробирке с кусочком сырого картофеля выделение газа (наблюдается/не наблюдается).

В пробирке с кусочком вареного картофеля выделение газа (наблюдается/не наблюдается).

Заполните таблицу: «Фермент каталаза и его действие на субстрат»

Название фермента

Название субстрата

Уравнение реакции разложения субстрата

Сделайте Вывод №1, выбрав нужное слово в скобках: 

Количество (водорода/кислорода/азота) - продукта реакции разложения пероксида водорода - является мерой активности фермента каталазы при его взаимодействии с субстратом.

Сделайте Вывод №2, выбрав нужные слова в скобках:

А)Каталаза, содержащаяся в сыром картофеле, (активна/не активна);

Б)Каталаза, содержащаяся в вареном картофеле, (активна/не активна);

В)Потеря активности каталазы, содержащейся в (сыром/вареном) картофеле, происходит вследствие (денатурации/ренатурации) фермента при температурной обработке.  

Опыт №2 «Определение зависимости активности каталазы от площади соприкосновения фермента с субстратом»

В третью пробирку с раствором пероксида водорода  поместите измельченный сырой картофель, имеющий ту же массу, что и в опыте №1.

Запишите наблюдения, выбрав нужные слова в скобках:

В опыте №2 с измельченным сырым картофелем выделяется (больше/меньше) пузырьков газа, чем в опыте №1 с целым кусочком сырого картофеля.

Сделайте Вывод №3, выбрав нужные слова в скобках:

А)Площадь поверхности клубня картофеля равна площади соприкосновения фермента с субстратом, причем у измельченного картофеля эта площадь (больше/меньше), чем у целого кусочка.

Б)Чем (больше/меньше) площадь соприкосновения фермента с субстратом, тем (больше/меньше) активность каталазы.  

Сделайте общий Вывод о том, что в ходе проделанной работы вы повторили и закрепили учебный материал по теме «Белки», а также научились определять активность фермента каталазы клубня картофеля.

Лабораторная работа № 8 (Д)

Тема работы: «Изучение каталитической активности ферментов в живых тканях»

Цель работы: 1)повторить, закрепить учебный материал по теме: «Белки»; 2)научиться определять активность фермента каталазы клубня картофеля.

Материалы и оборудование: пробирки, фарфоровая чашка, свежий 3%-ный раствор пероксида водорода (H2O2), целые кусочки клубня сырого и вареного картофеля, измельченный сырой картофель.

Содержание работы:

Название опыта

Алгоритм действий

Наблюдения

Выводы

Опыт №1 «Изучение активности фермента каталазы сырого и вареного картофеля»

Поместите в одну пробирку с раствором пероксида водорода  кусочек вареного картофеля, а в другую -  кусочек сырого картофеля.

Запишите наблюдения, выбрав нужные слова в скобках:

 В пробирке с кусочком сырого картофеля выделение газа (наблюдается/не наблюдается).

В пробирке с кусочком вареного картофеля выделение газа (наблюдается/не наблюдается).

Заполните таблицу: «Фермент каталаза и его действие на субстрат»

Название фермента

Название субстрата

Уравнение реакции разложения субстрата

Сделайте Вывод №1, выбрав нужное слово в скобках: 

Количество (водорода/кислорода/азота) - продукта реакции разложения пероксида водорода - является мерой активности фермента каталазы при его взаимодействии с субстратом.

Сделайте Вывод №2, выбрав нужные слова в скобках:

А)Каталаза, содержащаяся в сыром картофеле, (активна/не активна);

Б)Каталаза, содержащаяся в вареном картофеле, (активна/не активна);

В)Потеря активности каталазы, содержащейся в (сыром/вареном) картофеле, происходит вследствие (денатурации/ренатурации) фермента при температурной обработке.  

Опыт №2 «Определение зависимости активности каталазы от площади соприкосновения фермента с субстратом»

В третью пробирку с раствором пероксида водорода  поместите измельченный сырой картофель, имеющий ту же массу, что и в опыте №1.

Запишите наблюдения, выбрав нужные слова в скобках:

В опыте №2 с измельченным сырым картофелем выделяется (больше/меньше) пузырьков газа, чем в опыте №1 с целым кусочком сырого картофеля.

Сделайте Вывод №3, выбрав нужные слова в скобках:

А)Площадь поверхности клубня картофеля равна площади соприкосновения фермента с субстратом, причем у измельченного картофеля эта площадь (больше/меньше), чем у целого кусочка.

Б)Чем (больше/меньше) площадь соприкосновения фермента с субстратом, тем (больше/меньше) активность каталазы.  

Сделайте общий Вывод о том, что в ходе проделанной работы вы повторили и закрепили учебный материал по теме «Белки», а также научились определять активность фермента каталазы клубня картофеля.

Лабораторная работа № 8 (Д)

Тема работы: «Изучение каталитической активности ферментов в живых тканях»

Цель работы: 1)повторить, закрепить учебный материал по теме: «Белки»; 2)научиться определять активность фермента каталазы клубня картофеля.

Материалы и оборудование: пробирки, фарфоровая чашка, свежий 3%-ный раствор пероксида водорода (H2O2), целые кусочки клубня сырого и вареного картофеля, измельченный сырой картофель.

Содержание работы:

Название опыта

Алгоритм действий

Наблюдения

Выводы

Опыт №1 «Изучение активности фермента каталазы сырого и вареного картофеля»

Поместите в одну пробирку с раствором пероксида водорода  кусочек вареного картофеля, а в другую -  кусочек сырого картофеля.

Запишите наблюдения, выбрав нужные слова в скобках:

 В пробирке с кусочком сырого картофеля выделение газа (наблюдается/не наблюдается).

В пробирке с кусочком вареного картофеля выделение газа (наблюдается/не наблюдается).

Заполните таблицу: «Фермент каталаза и его действие на субстрат»

Название фермента

Название субстрата

Уравнение реакции разложения субстрата

Сделайте Вывод №1, выбрав нужное слово в скобках: 

Количество (водорода/кислорода/азота) - продукта реакции разложения пероксида водорода - является мерой активности фермента каталазы при его взаимодействии с субстратом.

Сделайте Вывод №2, выбрав нужные слова в скобках:

А)Каталаза, содержащаяся в сыром картофеле, (активна/не активна);

Б)Каталаза, содержащаяся в вареном картофеле, (активна/не активна);

В)Потеря активности каталазы, содержащейся в (сыром/вареном) картофеле, происходит вследствие (денатурации/ренатурации) фермента при температурной обработке.  

Опыт №2 «Определение зависимости активности каталазы от площади соприкосновения фермента с субстратом»

В третью пробирку с раствором пероксида водорода  поместите измельченный сырой картофель, имеющий ту же массу, что и в опыте №1.

Запишите наблюдения, выбрав нужные слова в скобках:

В опыте №2 с измельченным сырым картофелем выделяется (больше/меньше) пузырьков газа, чем в опыте №1 с целым кусочком сырого картофеля.

Сделайте Вывод №3, выбрав нужные слова в скобках:

А)Площадь поверхности клубня картофеля равна площади соприкосновения фермента с субстратом, причем у измельченного картофеля эта площадь (больше/меньше), чем у целого кусочка.

Б)Чем (больше/меньше) площадь соприкосновения фермента с субстратом, тем (больше/меньше) активность каталазы.  

Сделайте общий Вывод о том, что в ходе проделанной работы вы повторили и закрепили учебный материал по теме «Белки», а также научились определять активность фермента каталазы клубня картофеля.



Предварительный просмотр:

Лабораторная работа № 4

Тема работы: «Анализ содержания примесей в воде»

Цель работы: 1)Повторить, закрепить учебный материал по теме: «Вода. Растворы»; 2)Отработать умения качественного определения примесей в воде; Приборы и реактивы: химический поднос, содержащий: пробирочный штатив с пробирками, флаконы с растворами реактивов.

Содержание работы: оформите технологическую карту к лабораторной работе № 4:

Название опыта

Алгоритм действий

Наблюдения

Уравнения реакций и выводы

Опыт №1 Качественное определение катиона Pb2+  

Напишите, какой реактив вы добавили к пробе воды для определения катиона Pb2+ (реактив - йодид калия - KI)

Запишите наблюдения за изменениями в пробирке при добавлении реактива KI

Составьте уравнение реакции:

Pb(NO3)2 + KI→

Сделайте вывод о том, какое наблюдение позволило определить катион Pb2+  в пробе воды

Опыт №2 Качественное определение катиона Fe3+  

Напишите, какой реактив вы добавили к пробе воды для определения катиона Fe3+  (реактив - роданид калия - KCNS)

Запишите наблюдения за изменениями в пробирке при добавлении реактива KCNS

Составьте уравнение реакции:

FeCl3 + KCNS 

 Сделайте вывод о том, какое наблюдение позволило определить катион Fe3+  в пробе воды

Опыт №3 Качественное определение аниона CO32-  

Напишите, какой реактив вы добавили к пробе воды для определения аниона CO32- (реактив - соляная кислота - HCl);

Запишите наблюдения за изменениями в пробирке при добавлении реактива HCl

Составьте уравнение реакции:

Na2CO3 + HCl →

Сделайте вывод о том, какое наблюдение позволило определить анион CO32-  в исследуемой пробе воды

Опыт №4 Качественное определение аниона SO42-  

Напишите, какой реактив вы добавили к пробе воды для определения аниона SO42-  (реактив - хлорид бария - BaCl2)

Запишите наблюдения за изменениями в пробирке при добавлении реактива BaCl2

Составьте уравнение реакции:

Na2SO4 + BaCl2

 Сделайте вывод о том, какое наблюдение позволило определить анион SO42-   в исследуемой пробе воды

Сделайте общий вывод о том, что в ходе работы вы повторили и закрепили учебный материал по теме: «Вода. Растворы», а также приобрели навыки постановки химического эксперимента.

Лабораторная работа № 4

Тема работы: «Анализ содержания примесей в воде»

Цель работы: 1)Повторить, закрепить учебный материал по теме: «Вода. Растворы»; 2)Отработать умения качественного определения примесей в воде; Приборы и реактивы: химический поднос, содержащий: пробирочный штатив с пробирками, флаконы с растворами реактивов.

Содержание работы: оформите технологическую карту к лабораторной работе № 4:

Название опыта

Алгоритм действий

Наблюдения

Уравнения реакций и выводы

Опыт №1 Качественное определение катиона Pb2+  

Напишите, какой реактив вы добавили к пробе воды для определения катиона Pb2+ (реактив - йодид калия - KI)

Запишите наблюдения за изменениями в пробирке при добавлении реактива KI

Составьте уравнение реакции:

Pb(NO3)2 + KI→

Сделайте вывод о том, какое наблюдение позволило определить катион Pb2+  в пробе воды

Опыт №2 Качественное определение катиона Fe3+  

Напишите, какой реактив вы добавили к пробе воды для определения катиона Fe3+  (реактив - роданид калия - KCNS)

Запишите наблюдения за изменениями в пробирке при добавлении реактива KCNS

Составьте уравнение реакции:

FeCl3 + KCNS 

 Сделайте вывод о том, какое наблюдение позволило определить катион Fe3+  в пробе воды

Опыт №3 Качественное определение аниона CO32-  

Напишите, какой реактив вы добавили к пробе воды для определения аниона CO32- (реактив - соляная кислота - HCl);

Запишите наблюдения за изменениями в пробирке при добавлении реактива HCl

Составьте уравнение реакции:

Na2CO3 + HCl →

Сделайте вывод о том, какое наблюдение позволило определить анион CO32-  в исследуемой пробе воды

Опыт №4 Качественное определение аниона SO42-  

Напишите, какой реактив вы добавили к пробе воды для определения аниона SO42-  (реактив - хлорид бария - BaCl2)

Запишите наблюдения за изменениями в пробирке при добавлении реактива BaCl2

Составьте уравнение реакции:

Na2SO4 + BaCl2

 Сделайте вывод о том, какое наблюдение позволило определить анион SO42-   в исследуемой пробе воды

Сделайте общий вывод о том, что в ходе работы вы повторили и закрепили учебный материал по теме: «Вода. Растворы», а также приобрели навыки постановки химического эксперимента.

Лабораторная работа № 4

Тема работы: «Анализ содержания примесей в воде»

Цель работы: 1)Повторить, закрепить учебный материал по теме: «Вода. Растворы»; 2)Отработать умения качественного определения примесей в воде; Приборы и реактивы: химический поднос, содержащий: пробирочный штатив с пробирками, флаконы с растворами реактивов.

Содержание работы: оформите технологическую карту к лабораторной работе № 4:

Название опыта

Алгоритм действий

Наблюдения

Уравнения реакций и выводы

Опыт №1 Качественное определение катиона Pb2+  

Напишите, какой реактив вы добавили к пробе воды для определения катиона Pb2+ (реактив - йодид калия - KI)

Запишите наблюдения за изменениями в пробирке при добавлении реактива KI

Составьте уравнение реакции:

Pb(NO3)2 + KI→

Сделайте вывод о том, какое наблюдение позволило определить катион Pb2+  в пробе воды

Опыт №2 Качественное определение катиона Fe3+  

Напишите, какой реактив вы добавили к пробе воды для определения катиона Fe3+  (реактив - роданид калия - KCNS)

Запишите наблюдения за изменениями в пробирке при добавлении реактива KCNS

Составьте уравнение реакции:

FeCl3 + KCNS 

 Сделайте вывод о том, какое наблюдение позволило определить катион Fe3+  в пробе воды

Опыт №3 Качественное определение аниона CO32-  

Напишите, какой реактив вы добавили к пробе воды для определения аниона CO32- (реактив - соляная кислота - HCl);

Запишите наблюдения за изменениями в пробирке при добавлении реактива HCl

Составьте уравнение реакции:

Na2CO3 + HCl →

Сделайте вывод о том, какое наблюдение позволило определить анион CO32-  в исследуемой пробе воды

Опыт №4 Качественное определение аниона SO42-  

Напишите, какой реактив вы добавили к пробе воды для определения аниона SO42-  (реактив - хлорид бария - BaCl2)

Запишите наблюдения за изменениями в пробирке при добавлении реактива BaCl2

Составьте уравнение реакции:

Na2SO4 + BaCl2

 Сделайте вывод о том, какое наблюдение позволило определить анион SO42-   в исследуемой пробе воды

Сделайте общий вывод о том, что в ходе работы вы повторили и закрепили учебный материал по теме: «Вода. Растворы», а также приобрели навыки постановки химического эксперимента.



Предварительный просмотр:

Лабораторная работа № 5 (Д)

Тема работы: «Очистка загрязненной воды»

Цель работы: 1)Повторить, закрепить учебный материал по теме: «Вода. Растворы»; 2)Отработать умения применения способов очистки воды.

Приборы и материалы: химический поднос, содержащий: пробирочный штатив с пробирками, угловая трубка с резиновой пробкой, стакан с холодной водой, воронка, бумажный фильтр, стеклянная палочка.

Содержание работы: оформите технологическую карту к лабораторной работе № 5:

Название опыта

Алгоритм действий

Наблюдения

Выводы

Опыт №1 «Фильтрование воды»

Нарисуйте установку, которую вы собрали для фильтрования воды, сделайте обозначения деталей ее устройства и кратко опишите порядок проведения опыта

Запишите наблюдения за изменениями, происходящими с загрязненной водой во время фильтрования

Способ фильтрования воды

Его достоинство

Его недостаток

Какие примеси этот способ позволяет удалить из воды и почему?

Какие примеси этот способ не позволяет удалить из воды и почему?

Опыт №2 «Перегонка воды (дистилляция)»

Нарисуйте установку, которую вы собрали для перегонки воды, сделайте обозначения деталей ее устройства и кратко опишите порядок проведения опыта

Запишите наблюдения за изменениями, происходящими с загрязненной водой во время перегонки

Способ перегонки воды

Его достоинство

Его недостаток

Какие примеси этот способ позволяет удалить из воды и почему?

Содержатся ли полезные минеральные соли в очищенной воде?

Сделайте общий вывод о том, что в ходе проделанной работы вы повторили и закрепили учебный материал по теме: «Вода. Растворы», а также приобрели навыки постановки химического эксперимента.

Лабораторная работа № 5 (Д)

Тема работы: «Очистка загрязненной воды»

Цель работы: 1)Повторить, закрепить учебный материал по теме: «Вода. Растворы»; 2)Отработать умения применения способов очистки воды.

Приборы и материалы: химический поднос, содержащий: пробирочный штатив с пробирками, угловая трубка с резиновой пробкой, стакан с холодной водой, воронка, бумажный фильтр, стеклянная палочка.

Содержание работы: оформите технологическую карту к лабораторной работе № 5:

Название опыта

Алгоритм действий

Наблюдения

Выводы

Опыт №1 «Фильтрование воды»

Нарисуйте установку, которую вы собрали для фильтрования воды, сделайте обозначения деталей ее устройства и кратко опишите порядок проведения опыта

Запишите наблюдения за изменениями, происходящими с загрязненной водой во время фильтрования

Способ фильтрования воды

Его достоинство

Его недостаток

Какие примеси этот способ позволяет удалить из воды и почему?

Какие примеси этот способ не позволяет удалить из воды и почему?

Опыт №2 «Перегонка воды (дистилляция)»

Нарисуйте установку, которую вы собрали для перегонки воды, сделайте обозначения деталей ее устройства и кратко опишите порядок проведения опыта

Запишите наблюдения за изменениями, происходящими с загрязненной водой во время перегонки

Способ перегонки воды

Его достоинство

Его недостаток

Какие примеси этот способ позволяет удалить из воды и почему?

Содержатся ли полезные минеральные соли в очищенной воде?

Сделайте общий вывод о том, что в ходе проделанной работы вы повторили и закрепили учебный материал по теме: «Вода. Растворы», а также приобрели навыки постановки химического эксперимента.

Лабораторная работа № 5 (Д)

Тема работы: «Очистка загрязненной воды»

Цель работы: 1)Повторить, закрепить учебный материал по теме: «Вода. Растворы»; 2)Отработать умения применения способов очистки воды.

Приборы и материалы: химический поднос, содержащий: пробирочный штатив с пробирками, угловая трубка с резиновой пробкой, стакан с холодной водой, воронка, бумажный фильтр, стеклянная палочка.

Содержание работы: оформите технологическую карту к лабораторной работе № 5:

Название опыта

Алгоритм действий

Наблюдения

Выводы

Опыт №1 «Фильтрование воды»

Нарисуйте установку, которую вы собрали для фильтрования воды, сделайте обозначения деталей ее устройства и кратко опишите порядок проведения опыта

Запишите наблюдения за изменениями, происходящими с загрязненной водой во время фильтрования

Способ фильтрования воды

Его достоинство

Его недостаток

Какие примеси этот способ позволяет удалить из воды и почему?

Какие примеси этот способ не позволяет удалить из воды и почему?

Опыт №2 «Перегонка воды (дистилляция)»

Нарисуйте установку, которую вы собрали для перегонки воды, сделайте обозначения деталей ее устройства и кратко опишите порядок проведения опыта

Запишите наблюдения за изменениями, происходящими с загрязненной водой во время перегонки

Способ перегонки воды

Его достоинство

Его недостаток

Какие примеси этот способ позволяет удалить из воды и почему?

Содержатся ли полезные минеральные соли в очищенной воде?

Сделайте общий вывод о том, что в ходе проделанной работы вы повторили и закрепили учебный материал по теме: «Вода. Растворы», а также приобрели навыки постановки химического эксперимента.

Лабораторная работа № 5 (Д)

Тема работы: «Очистка загрязненной воды»

Цель работы: 1)Повторить, закрепить учебный материал по теме: «Вода. Растворы»; 2)Отработать умения применения способов очистки воды.

Приборы и материалы: химический поднос, содержащий: пробирочный штатив с пробирками, угловая трубка с резиновой пробкой, стакан с холодной водой, воронка, бумажный фильтр, стеклянная палочка.

Содержание работы: оформите технологическую карту к лабораторной работе № 5:

Название опыта

Алгоритм действий

Наблюдения

Выводы

Опыт №1 «Фильтрование воды»

Нарисуйте установку, которую вы собрали для фильтрования воды, сделайте обозначения деталей ее устройства и кратко опишите порядок проведения опыта

Запишите наблюдения за изменениями, происходящими с загрязненной водой во время фильтрования

Способ фильтрования воды

Его достоинство

Его недостаток

Какие примеси этот способ позволяет удалить из воды и почему?

Какие примеси этот способ не позволяет удалить из воды и почему?

Опыт №2 «Перегонка воды (дистилляция)»

Нарисуйте установку, которую вы собрали для перегонки воды, сделайте обозначения деталей ее устройства и кратко опишите порядок проведения опыта

Запишите наблюдения за изменениями, происходящими с загрязненной водой во время перегонки

Способ перегонки воды

Его достоинство

Его недостаток

Какие примеси этот способ позволяет удалить из воды и почему?

Содержатся ли полезные минеральные соли в очищенной воде?

Сделайте общий вывод о том, что в ходе проделанной работы вы повторили и закрепили учебный материал по теме: «Вода. Растворы», а также приобрели навыки постановки химического эксперимента.



Предварительный просмотр:

Лабораторная работа № 5/9

Тема работы: «Определение содержания витамина С в напитках»

Цель работы: 1)повторить, закрепить учебный материал по теме: «Витамины»; 

2)научиться  определять количество витамина С в напитках.

Материалы и оборудование: химический поднос, флакон  с раствором крахмала, флакон с раствором йода, химический стакан с 25 мл изучаемого напитка, а также делительная воронка, закрепленная в штативе.

Содержание работы:

Алгоритм действий

Наблюдения

Расчеты и выводы

Кратко опишите порядок проведения опыта:

1)Добавили 1 мл раствора крахмала в химический стакан с напитком;

2)Осторожно, по каплям добавляли туда раствор йода, постоянно взбалтывая содержимое;

3)Считали количество капель раствора йода и следили за цветом раствора;

4)Прекратили добавление раствора йода при появлении устойчивого сине-фиолетового окрашивания крахмала в стакане с напитком.

Запишите наблюдения, выбрав нужные слова в скобках:

Сначала при добавлении раствора йода в стакан с напитком появлялось (устойчивое/неустойчивое) сине-фиолетовое окрашивание крахмала в напитке, но затем сине-фиолетовое окрашивание становилось (устойчивым/неустойчивым)  

Сделайте Вывод №1, выбрав нужное слово в скобках: 

Способность витамина С реагировать с (хлором/йодом/азотом) позволяет определить количество витамина С в напитках.

Сделайте Вывод №2, выбрав нужные слова в скобках: 

Появление (устойчивого/неустойчивого) сине-фиолетового окрашивания крахмала в напитке говорит об окончании реакции взаимодействия витамина С

с (хлором/йодом/азотом).

Сделайте Вывод №3 о количестве витамина С в 25мл и 100мл напитка.

Для этого рассчитайте:

а) Х(мл) – объем раствора йода, прореагировавшего с витамином С в напитке; Х=Vодной капли * N капель (мл)=0,0952мл* N капель (мл)

б) Y(г) - количество витамина С в 25 мл напитка

Y=(0,005 г вит С*Xмл раствора йода) : 13,804 мл раствора йода (г)

в) Z(г) - количество витамина С в 100 мл напитка

Z=Y(г)*4 (г)

Сделайте общий вывод о том, что в ходе проделанной работы вы повторили и закрепили учебный материал по теме: «Витамины», а также научились определять количество витамина С в напитках.

Лабораторная работа № 5/9

Тема работы: «Определение содержания витамина С в напитках»

Цель работы: 1)повторить, закрепить учебный материал по теме: «Витамины»; 

2)научиться  определять количество витамина С в напитках.

Материалы и оборудование: химический поднос, флакон  с раствором крахмала, флакон с раствором йода, химический стакан с 25 мл изучаемого напитка, а также делительная воронка, закрепленная в штативе.

Содержание работы:

Алгоритм действий

Наблюдения

Расчеты и выводы

Кратко опишите порядок проведения опыта:

1)Добавили 1 мл раствора крахмала в химический стакан с напитком;

2)Осторожно, по каплям добавляли туда раствор йода, постоянно взбалтывая содержимое;

3)Считали количество капель раствора йода и следили за цветом раствора;

4)Прекратили добавление раствора йода при появлении устойчивого сине-фиолетового окрашивания крахмала в стакане с напитком.

Запишите наблюдения, выбрав нужные слова в скобках:

Сначала при добавлении раствора йода в стакан с напитком появлялось (устойчивое/неустойчивое) сине-фиолетовое окрашивание крахмала в напитке, но затем сине-фиолетовое окрашивание становилось (устойчивым/неустойчивым)  

Сделайте Вывод №1, выбрав нужное слово в скобках: 

Способность витамина С реагировать с (хлором/йодом/азотом) позволяет определить количество витамина С в напитках.

Сделайте Вывод №2, выбрав нужные слова в скобках: 

Появление (устойчивого/неустойчивого) сине-фиолетового окрашивания крахмала в напитке говорит об окончании реакции взаимодействия витамина С

с (хлором/йодом/азотом).

Сделайте Вывод №3 о количестве витамина С в 25мл и 100мл напитка.

Для этого рассчитайте:

а) Х(мл) – объем раствора йода, прореагировавшего с витамином С в напитке; Х=Vодной капли * N капель (мл)=0,0952мл* N капель (мл)

б) Y(г) - количество витамина С в 25 мл напитка

Y=(0,005 г вит С*Xмл раствора йода) : 13,804 мл раствора йода (г)

в) Z(г) - количество витамина С в 100 мл напитка

Z=Y(г)*4 (г)

Сделайте общий вывод о том, что в ходе проделанной работы вы повторили и закрепили учебный материал по теме: «Витамины», а также научились определять количество витамина С в напитках.

Лабораторная работа № 5/9

Тема работы: «Определение содержания витамина С в напитках»

Цель работы: 1)повторить, закрепить учебный материал по теме: «Витамины»; 

2)научиться  определять количество витамина С в напитках.

Материалы и оборудование: химический поднос, флакон  с раствором крахмала, флакон с раствором йода, химический стакан с 25 мл изучаемого напитка, а также делительная воронка, закрепленная в штативе.

Содержание работы:

Алгоритм действий

Наблюдения

Расчеты и выводы

Кратко опишите порядок проведения опыта:

1)Добавили 1 мл раствора крахмала в химический стакан с напитком;

2)Осторожно, по каплям добавляли туда раствор йода, постоянно взбалтывая содержимое;

3)Считали количество капель раствора йода и следили за цветом раствора;

4)Прекратили добавление раствора йода при появлении устойчивого сине-фиолетового окрашивания крахмала в стакане с напитком.

Запишите наблюдения, выбрав нужные слова в скобках:

Сначала при добавлении раствора йода в стакан с напитком появлялось (устойчивое/неустойчивое) сине-фиолетовое окрашивание крахмала в напитке, но затем сине-фиолетовое окрашивание становилось (устойчивым/неустойчивым)  

Сделайте Вывод №1, выбрав нужное слово в скобках: 

Способность витамина С реагировать с (хлором/йодом/азотом) позволяет определить количество витамина С в напитках.

Сделайте Вывод №2, выбрав нужные слова в скобках: 

Появление (устойчивого/неустойчивого) сине-фиолетового окрашивания крахмала в напитке говорит об окончании реакции взаимодействия витамина С

с (хлором/йодом/азотом).

Сделайте Вывод №3 о количестве витамина С в 25мл и 100мл напитка.

Для этого рассчитайте:

а) Х(мл) – объем раствора йода, прореагировавшего с витамином С в напитке; Х=Vодной капли * N капель (мл)=0,0952мл* N капель (мл)

б) Y(г) - количество витамина С в 25 мл напитка

Y=(0,005 г вит С*Xмл раствора йода) : 13,804 мл раствора йода (г)

в) Z(г) - количество витамина С в 100 мл напитка

Z=Y(г)*4 (г)

Сделайте общий вывод о том, что в ходе проделанной работы вы повторили и закрепили учебный материал по теме: «Витамины», а также научились определять количество витамина С в напитках.



Предварительный просмотр:

Лабораторная работа № 6 (Д)

Тема работы: «Устранение жесткости воды»

Цель работы: 1)Повторить, закрепить учебный материал по теме: «Вода. Растворы»; 2)Отработать умения применения способов устранения жесткости воды.

 Приборы и реактивы: химический поднос, пробирочный штатив с пробирками, флаконы с растворами реактивов, спиртовка, спички.

Содержание работы: оформить технологическую карту к лабораторной работе № 6:

Название опыта

Алгоритм действий

Наблюдения

Уравнения реакций и выводы

Опыт №1 «Устранение временной (карбонатной) жесткости воды

а) кипячением;

б) добавлением реагентов»

а) Прокипятите пробу воды в пламени спиртовки, сделайте рисунок;

а) Запишите наблюдения за изменениями в пробирке при кипячении воды;

Составьте уравнение реакции:

a) Ca(HCO3)2 →

Сделайте вывод о том, почему этот способ позволяет устранить жесткость воды.

б) Добавьте к пробе воды раствор реагента Na2CO3

б) Запишите наблюдения за изменениями в пробирке при добавлении раствора реагента Na2CO3

Составьте уравнение реакции:

б) Ca(HCO3)2 + Na2CO3

 Сделайте вывод о том, почему этот способ позволяет устранить жесткость воды.

Опыт №2 «Устранение постоянной (некарбонатной) жесткости воды

добавлением реагентов»

Добавьте к пробе воды раствор реагента Na3PO4

Запишите наблюдения за изменениями в пробирке при добавлении раствора реагента Na3PO4

Составьте уравнение реакции:

MgCl2 + Na3PO4

Сделайте вывод о том, почему этот способ позволяет устранить жесткость воды.

Сделайте общий вывод о том, что в ходе работы вы повторили и закрепили учебный материал по теме: «Вода. Растворы», а также приобрели навыки постановки химического эксперимента.

Лабораторная работа № 6 (Д)

Тема работы: «Устранение жесткости воды»

Цель работы: 1)Повторить, закрепить учебный материал по теме: «Вода. Растворы»; 2)Отработать умения применения способов устранения жесткости воды.

 Приборы и реактивы: химический поднос, пробирочный штатив с пробирками, флаконы с растворами реактивов, спиртовка, спички.

Содержание работы: оформить технологическую карту к лабораторной работе № 6:

Название опыта

Алгоритм действий

Наблюдения

Уравнения реакций и выводы

Опыт №1 «Устранение временной (карбонатной) жесткости воды

а) кипячением;

б) добавлением реагентов»

а) Прокипятите пробу воды в пламени спиртовки, сделайте рисунок;

а) Запишите наблюдения за изменениями в пробирке при кипячении воды;

Составьте уравнение реакции:

a) Ca(HCO3)2 →

Сделайте вывод о том, почему этот способ позволяет устранить жесткость воды.

б) Добавьте к пробе воды раствор реагента Na2CO3

б) Запишите наблюдения за изменениями в пробирке при добавлении раствора реагента Na2CO3

Составьте уравнение реакции:

б) Ca(HCO3)2 + Na2CO3

 Сделайте вывод о том, почему этот способ позволяет устранить жесткость воды.

Опыт №2 «Устранение постоянной (некарбонатной) жесткости воды

добавлением реагентов»

Добавьте к пробе воды раствор реагента Na3PO4

Запишите наблюдения за изменениями в пробирке при добавлении раствора реагента Na3PO4

Составьте уравнение реакции:

MgCl2 + Na3PO4

Сделайте вывод о том, почему этот способ позволяет устранить жесткость воды.

Сделайте общий вывод о том, что в ходе работы вы повторили и закрепили учебный материал по теме: «Вода. Растворы», а также приобрели навыки постановки химического эксперимента.

Лабораторная работа № 6 (Д)

Тема работы: «Устранение жесткости воды»

Цель работы: 1)Повторить, закрепить учебный материал по теме: «Вода. Растворы»; 2)Отработать умения применения способов устранения жесткости воды.

 Приборы и реактивы: химический поднос, пробирочный штатив с пробирками, флаконы с растворами реактивов, спиртовка, спички.

Содержание работы: оформить технологическую карту к лабораторной работе № 6:

Название опыта

Алгоритм действий

Наблюдения

Уравнения реакций и выводы

Опыт №1 «Устранение временной (карбонатной) жесткости воды

а) кипячением;

б) добавлением реагентов»

а) Прокипятите пробу воды в пламени спиртовки, сделайте рисунок;

а) Запишите наблюдения за изменениями в пробирке при кипячении воды;

Составьте уравнение реакции:

a) Ca(HCO3)2 →

Сделайте вывод о том, почему этот способ позволяет устранить жесткость воды.

б) Добавьте к пробе воды раствор реагента Na2CO3

б) Запишите наблюдения за изменениями в пробирке при добавлении раствора реагента Na2CO3

Составьте уравнение реакции:

б) Ca(HCO3)2 + Na2CO3

 Сделайте вывод о том, почему этот способ позволяет устранить жесткость воды.

Опыт №2 «Устранение постоянной (некарбонатной) жесткости воды

добавлением реагентов»

Добавьте к пробе воды раствор реагента Na3PO4

Запишите наблюдения за изменениями в пробирке при добавлении раствора реагента Na3PO4

Составьте уравнение реакции:

MgCl2 + Na3PO4

Сделайте вывод о том, почему этот способ позволяет устранить жесткость воды.

Сделайте общий вывод о том, что в ходе работы вы повторили и закрепили учебный материал по теме: «Вода. Растворы», а также приобрели навыки постановки химического эксперимента.

Лабораторная работа № 6 (Д)

Тема работы: «Устранение жесткости воды»

Цель работы: 1)Повторить, закрепить учебный материал по теме: «Вода. Растворы»; 2)Отработать умения применения способов устранения жесткости воды.

 Приборы и реактивы: химический поднос, пробирочный штатив с пробирками, флаконы с растворами реактивов, спиртовка, спички.

Содержание работы: оформить технологическую карту к лабораторной работе № 6:

Название опыта

Алгоритм действий

Наблюдения

Уравнения реакций и выводы

Опыт №1 «Устранение временной (карбонатной) жесткости воды

а) кипячением;

б) добавлением реагентов»

а) Прокипятите пробу воды в пламени спиртовки, сделайте рисунок;

а) Запишите наблюдения за изменениями в пробирке при кипячении воды;

Составьте уравнение реакции:

a) Ca(HCO3)2 →

Сделайте вывод о том, почему этот способ позволяет устранить жесткость воды.

б) Добавьте к пробе воды раствор реагента Na2CO3

б) Запишите наблюдения за изменениями в пробирке при добавлении раствора реагента Na2CO3

Составьте уравнение реакции:

б) Ca(HCO3)2 + Na2CO3

 Сделайте вывод о том, почему этот способ позволяет устранить жесткость воды.

Опыт №2 «Устранение постоянной (некарбонатной) жесткости воды

добавлением реагентов»

Добавьте к пробе воды раствор реагента Na3PO4

Запишите наблюдения за изменениями в пробирке при добавлении раствора реагента Na3PO4

Составьте уравнение реакции:

MgCl2 + Na3PO4

Сделайте вывод о том, почему этот способ позволяет устранить жесткость воды.

Сделайте общий вывод о том, что в ходе работы вы повторили и закрепили учебный материал по теме: «Вода. Растворы», а также приобрели навыки постановки химического эксперимента.



Предварительный просмотр:

Лабораторная работа № 6/10

Тема работы: «Анализ состава молока»

Цель работы: 1)Повторить, закрепить учебный материал по теме: «Химия и организм человека»; 2) Отработать умения обнаружения питательных веществ в молоке.

Материалы и оборудование: химический поднос, пробирочный штатив с пробирками, флаконы с растворами реактивов, бумажный фильтр, воронка, спиртовка, спички, молоко.

Содержание работы:

Название опыта

Алгоритм действий

Наблюдения

Уравнения реакций и выводы

Опыт №1 «Обнаружение белка в молоке»

Добавьте в молоко несколько капель раствора гидроксида натрия (NaOH), а затем несколько капель раствора сульфата меди (CuSO4)

Запишите наблюдения, выбрав нужное слово в скобках:

Молоко приобрело (оранжевый/зеленый/фиолетовый) цвет.

Сделайте Вывод, выбрав нужные слова в скобках: 

Появление (оранжевого/зеленого/фиолетового) окрашивания молока говорит о содержании в нем (белка/жиров/углеводов).  

Опыт №2 «Обнаружение жиров в молоке»

Нанесите каплю молока на лист бумаги и рассмотрите его на просвет

Запишите наблюдения, выбрав нужные слова в скобках:

Рассматривая смоченный молоком лист бумаги на просвет, мы увидели (бесцветные пятна/красные пятна /зеленые пятна) жира на бумаге

Сделайте Вывод, выбрав нужные слова в скобках: 

 Появление (бесцветных пятен/красных пятен /зеленых пятен) жира на бумаге говорит о содержании в молоке (белка/жиров/углеводов)

Опыт №3 «Обнаружение лактозы в молоке»

Действие№1: Получите молочную сыворотку.

А)Добавьте две капли раствора уксусной кислоты в пробирку с молоком; Б)Отделите денатурировавший белок и жир от молочной сыворотки путем фильтрования

Запишите Наблюдение№1, выбрав нужные слова в скобках:

При добавлении в молоко раствора уксусной кислоты молочный белок денатурировал, выпадая в осадок в виде (зеленых крупинок/белых хлопьев/красных гранул)

Сделайте Вывод №1, вставив нужные слова вместо пропусков:

После того, как молочный белок денатурировал при добавлении (), мы отделили его вместе с жирами от () путем ().

Действие№2: Приготовьте гидроксид меди(II) -Cu(OH)2 – реактив на лактозу.

Добавьте в чистую пробирку сначала немного раствора гидроксида натрия (NaOH), а затем раствора сульфата меди (CuSO4)

Запишите Наблюдение№2, выбрав нужное слово в скобках:

Выпал осадок (оранжевого/зеленого/синего) цвета

Сделайте Вывод №2, выбрав нужные слова в скобках: 

Выпадение осадка (оранжевого/зеленого/синего) цвета говорит об образовании реактива Cu(OH)2. Напишите уравнение этой реакции. Подпишите название и цвет реактива Cu(OH)2

Действие№3: Обнаружьте лактозу в молоке.

Добавьте к молочной сыворотке реактив на лактозу Cu(OH)2 и нагрейте смесь в пламени спиртовки

Запишите Наблюдение№3, выбрав нужные слова в скобках:

Цвет содержимого пробирки поменялся с (оранжевого/зеленого/синего) на (оранжевый/зеленый/синий)

Сделайте Вывод №3, выбрав нужные слова в скобках: 

Изменение цвета содержимого пробирки с (оранжевого/зеленого/синего) на (оранжевый/зеленый/синий) говорит о содержании лактозы в молоке. Напишите уравнение этой реакции. Подпишите название и цвет окрашенного продукта Cu2O

Сделайте общий вывод о том, что в ходе проделанной работы вы повторили и закрепили учебный материал по теме: «Химия и организм человека», а также отработали умения обнаружения питательных веществ в молоке.

Лабораторная работа № 6/10

Тема работы: «Анализ состава молока»

Цель работы: 1)Повторить, закрепить учебный материал по теме: «Химия и организм человека»; 2) Отработать умения обнаружения питательных веществ в молоке.

Материалы и оборудование: химический поднос, пробирочный штатив с пробирками, флаконы с растворами реактивов, бумажный фильтр, воронка, спиртовка, спички, молоко.

Содержание работы:

Название опыта

Алгоритм действий

Наблюдения

Уравнения реакций и выводы

Опыт №1 «Обнаружение белка в молоке»

Добавьте в молоко несколько капель раствора гидроксида натрия (NaOH), а затем несколько капель раствора сульфата меди (CuSO4)

Запишите наблюдения, выбрав нужное слово в скобках:

Молоко приобрело (оранжевый/зеленый/фиолетовый) цвет.

Сделайте Вывод, выбрав нужные слова в скобках: 

Появление (оранжевого/зеленого/фиолетового) окрашивания молока говорит о содержании в нем (белка/жиров/углеводов).  

Опыт №2 «Обнаружение жиров в молоке»

Нанесите каплю молока на лист бумаги и рассмотрите его на просвет

Запишите наблюдения, выбрав нужные слова в скобках:

Рассматривая смоченный молоком лист бумаги на просвет, мы увидели (бесцветные пятна/красные пятна /зеленые пятна) жира на бумаге

Сделайте Вывод, выбрав нужные слова в скобках: 

 Появление (бесцветных пятен/красных пятен /зеленых пятен) жира на бумаге говорит о содержании в молоке (белка/жиров/углеводов)

Опыт №3 «Обнаружение лактозы в молоке»

Действие№1: Получите молочную сыворотку.

А)Добавьте две капли раствора уксусной кислоты в пробирку с молоком; Б)Отделите денатурировавший белок и жир от молочной сыворотки путем фильтрования

Запишите Наблюдение№1, выбрав нужные слова в скобках:

При добавлении в молоко раствора уксусной кислоты молочный белок денатурировал, выпадая в осадок в виде (зеленых крупинок/белых хлопьев/красных гранул)

Сделайте Вывод №1, вставив нужные слова вместо пропусков:

После того, как молочный белок денатурировал при добавлении (), мы отделили его вместе с жирами от () путем ().

Действие№2: Приготовьте гидроксид меди(II) -Cu(OH)2 – реактив на лактозу.

Добавьте в чистую пробирку сначала немного раствора гидроксида натрия (NaOH), а затем раствора сульфата меди (CuSO4)

Запишите Наблюдение№2, выбрав нужное слово в скобках:

Выпал осадок (оранжевого/зеленого/синего) цвета

Сделайте Вывод №2, выбрав нужные слова в скобках: 

Выпадение осадка (оранжевого/зеленого/синего) цвета говорит об образовании реактива Cu(OH)2. Напишите уравнение этой реакции. Подпишите название и цвет реактива Cu(OH)2

Действие№3: Обнаружьте лактозу в молоке.

Добавьте к молочной сыворотке реактив на лактозу Cu(OH)2 и нагрейте смесь в пламени спиртовки

Запишите Наблюдение№3, выбрав нужные слова в скобках:

Цвет содержимого пробирки поменялся с (оранжевого/зеленого/синего) на (оранжевый/зеленый/синий)

Сделайте Вывод №3, выбрав нужные слова в скобках: 

Изменение цвета содержимого пробирки с (оранжевого/зеленого/синего) на (оранжевый/зеленый/синий) говорит о содержании лактозы в молоке. Напишите уравнение этой реакции. Подпишите название и цвет окрашенного продукта Cu2O

Сделайте общий вывод о том, что в ходе проделанной работы вы повторили и закрепили учебный материал по теме: «Химия и организм человека», а также отработали умения обнаружения питательных веществ в молоке.



Предварительный просмотр:

Лабораторная работа №7 (Д)

Тема работы: «Изучение химических свойств кислот и щелочей»

Цель работы: 1)повторить, закрепить учебный материал по теме: «Химические процессы в атмосфере»; 2)отработать умения практического осуществления цепочки превращений.

Приборы и реактивы: химический поднос, пробирочный штатив с пробирками, флаконы с растворами реактивов, индикаторы.

Содержание работы:

Название опыта

Алгоритм действий

Наблюдения

Выводы

Опыт №1 «Определение кислой и щелочной реакции среды с помощью индикаторов»

Добавьте растворы индикаторов (лакмуса и метилоранжа) к растворам соляной кислоты (HCl) и гидроксида натрия (NaOH)

Заполните таблицу:

Реакция среды

Цвет индикаторов

Лакмус

Метилоранж

1)Нейтральная

2)Кислая

3)Щелочная

Сделайте вывод о том, какая способность индикаторов лежит в основе определения реакции среды (нейтральной, кислой, щелочной)

Опыт №2 «Практическое осуществление цепочки превращений»

               2                    1                3                4

 CuCl2  Cu(OH)2   ←  CuSO4 → CuCO3 → CuCl2

Перепишите цепочку превращений, практически осуществите ее и заполните таблицу «Технологическая карта к опыту №2»:

№ реакций

Алгоритм действий

Классы реагирующих веществ

Наблюдения

(изменения в пробирке)

Уравнения реакций

1

2

3

4

Сделайте общий вывод о том, что в ходе проделанной работы вы повторили и закрепили учебный материал по теме: «Химические свойства неорганических веществ», а также приобрели навыки проведения химического эксперимента. 

Лабораторная работа №7 (Д)

Тема работы: «Изучение химических свойств кислот и щелочей»

Цель работы: 1)повторить, закрепить учебный материал по теме: «Химические процессы в атмосфере»; 2)отработать умения практического осуществления цепочки превращений.

Приборы и реактивы: химический поднос, пробирочный штатив с пробирками, флаконы с растворами реактивов, индикаторы.

Содержание работы:

Название опыта

Алгоритм действий

Наблюдения

Выводы

Опыт №1 «Определение кислой и щелочной реакции среды с помощью индикаторов»

Добавьте растворы индикаторов (лакмуса и метилоранжа) к растворам соляной кислоты (HCl) и гидроксида натрия (NaOH)

Заполните таблицу:

Реакция среды

Цвет индикаторов

Лакмус

Метилоранж

1)Нейтральная

2)Кислая

3)Щелочная

Сделайте вывод о том, какая способность индикаторов лежит в основе определения реакции среды (нейтральной, кислой, щелочной)

Опыт №2 «Практическое осуществление цепочки превращений»

               2                    1                3                4

 CuCl2  Cu(OH)2   ←  CuSO4 → CuCO3 → CuCl2

Перепишите цепочку превращений, практически осуществите ее и заполните таблицу «Технологическая карта к опыту №2»:

№ реакций

Алгоритм действий

Классы реагирующих веществ

Наблюдения

(изменения в пробирке)

Уравнения реакций

1

2

3

4

Сделайте общий вывод о том, что в ходе проделанной работы вы повторили и закрепили учебный материал по теме: «Химические свойства неорганических веществ», а также приобрели навыки проведения химического эксперимента. 

Лабораторная работа №7 (Д)

Тема работы: «Изучение химических свойств кислот и щелочей»

Цель работы: 1)повторить, закрепить учебный материал по теме: «Химические процессы в атмосфере»; 2)отработать умения практического осуществления цепочки превращений.

Приборы и реактивы: химический поднос, пробирочный штатив с пробирками, флаконы с растворами реактивов, индикаторы.

Содержание работы:

Название опыта

Алгоритм действий

Наблюдения

Выводы

Опыт №1 «Определение кислой и щелочной реакции среды с помощью индикаторов»

Добавьте растворы индикаторов (лакмуса и метилоранжа) к растворам соляной кислоты (HCl) и гидроксида натрия (NaOH)

Заполните таблицу:

Реакция среды

Цвет индикаторов

Лакмус

Метилоранж

1)Нейтральная

2)Кислая

3)Щелочная

Сделайте вывод о том, какая способность индикаторов лежит в основе определения реакции среды (нейтральной, кислой, щелочной)

Опыт №2 «Практическое осуществление цепочки превращений»

               2                    1                3                4

 CuCl2  Cu(OH)2   ←  CuSO4 → CuCO3 → CuCl2

Перепишите цепочку превращений, практически осуществите ее и заполните таблицу «Технологическая карта к опыту №2»:

№ реакций

Алгоритм действий

Классы реагирующих веществ

Наблюдения

(изменения в пробирке)

Уравнения реакций

1

2

3

4

Сделайте общий вывод о том, что в ходе проделанной работы вы повторили и закрепили учебный материал по теме: «Химические свойства неорганических веществ», а также приобрели навыки проведения химического эксперимента. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к практическим занятиям для студентов, обучающихся по специальности 260807 Технология продукции общественного питания

Методические рекомендации к практическим занятиям по химии для специальности  260807  Технология продукции общественного питания (базовая подготовка).  В пособии представлены рекомендац...

методические рекомендации по практическому занятию

Практическое занятие для сткдентов 2 курса.  По теме повреждения опорно-двигательного аппарата. Методические рекомендации выполнены в соответствии с новым образователь стандартом....

методические рекомендации по практическому занятию

Практическое занятие для сткдентов 2 курса.  По теме повреждения опорно-двигательного аппарата. Методические рекомендации выполнены в соответствии с новым образователь стандартом....

Методические рекомендации к практическим занятиям и по изучению дисциплины «Иностранный язык» для обучающихся специальности 11.02.09 Многоканальные телекоммуникационные системы

Аннотация   Методические рекомендации к практическим занятиям и по изучению дисциплины «Иностранный язык», предназначены для студентов специальности 11.02.09 Многоканальные телекоммуникационные...

Методические рекомендации к практическим занятиям МДК.01.02. "Прикладное программирование "

Методические рекомендации к практическим занятиям по МДК.01.02. Прикладное программирование профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по с...

Методическая разработка открытого практического занятия по химии "Получение и свойства карбоновых кислот"

Данная работа рекомендуется для использования при подготовке специалистов по профессии среднего профессионального образования 29.01.05 Закройщик. Урок построен с применением методов проблемного обучен...