Главные вкладки

    Методические рекомендации к практическим занятиям по химии
    методическая разработка на тему

    Рутницкий Александр Юрьевич

    Помещаемый материал содержит методические рекомендации для студентов к практическим занятиям по химии по темам: "Анализ содержания примесей в воде", "Очистка загрязненной воды", "Определение содержания витамина С в напитках", "Устранение жесткости воды", "Анализ состава молока", "Изучение химических свойств кислот и щелочей", "Изучение каталитической активности ферментов в живых тканях".

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Лабораторная работа № 8 (Д)

    Тема работы: «Изучение каталитической активности ферментов в живых тканях»

    Цель работы: 1)повторить, закрепить учебный материал по теме: «Белки»; 2)научиться определять активность фермента каталазы клубня картофеля.

    Материалы и оборудование: пробирки, фарфоровая чашка, свежий 3%-ный раствор пероксида водорода (H2O2), целые кусочки клубня сырого и вареного картофеля, измельченный сырой картофель.

    Содержание работы:

    Название опыта

    Алгоритм действий

    Наблюдения

    Выводы

    Опыт №1 «Изучение активности фермента каталазы сырого и вареного картофеля»

    Поместите в одну пробирку с раствором пероксида водорода  кусочек вареного картофеля, а в другую -  кусочек сырого картофеля.

    Запишите наблюдения, выбрав нужные слова в скобках:

     В пробирке с кусочком сырого картофеля выделение газа (наблюдается/не наблюдается).

    В пробирке с кусочком вареного картофеля выделение газа (наблюдается/не наблюдается).

    Заполните таблицу: «Фермент каталаза и его действие на субстрат»

    Название фермента

    Название субстрата

    Уравнение реакции разложения субстрата

    Сделайте Вывод №1, выбрав нужное слово в скобках: 

    Количество (водорода/кислорода/азота) - продукта реакции разложения пероксида водорода - является мерой активности фермента каталазы при его взаимодействии с субстратом.

    Сделайте Вывод №2, выбрав нужные слова в скобках:

    А)Каталаза, содержащаяся в сыром картофеле, (активна/не активна);

    Б)Каталаза, содержащаяся в вареном картофеле, (активна/не активна);

    В)Потеря активности каталазы, содержащейся в (сыром/вареном) картофеле, происходит вследствие (денатурации/ренатурации) фермента при температурной обработке.  

    Опыт №2 «Определение зависимости активности каталазы от площади соприкосновения фермента с субстратом»

    В третью пробирку с раствором пероксида водорода  поместите измельченный сырой картофель, имеющий ту же массу, что и в опыте №1.

    Запишите наблюдения, выбрав нужные слова в скобках:

    В опыте №2 с измельченным сырым картофелем выделяется (больше/меньше) пузырьков газа, чем в опыте №1 с целым кусочком сырого картофеля.

    Сделайте Вывод №3, выбрав нужные слова в скобках:

    А)Площадь поверхности клубня картофеля равна площади соприкосновения фермента с субстратом, причем у измельченного картофеля эта площадь (больше/меньше), чем у целого кусочка.

    Б)Чем (больше/меньше) площадь соприкосновения фермента с субстратом, тем (больше/меньше) активность каталазы.  

    Сделайте общий Вывод о том, что в ходе проделанной работы вы повторили и закрепили учебный материал по теме «Белки», а также научились определять активность фермента каталазы клубня картофеля.

    Лабораторная работа № 8 (Д)

    Тема работы: «Изучение каталитической активности ферментов в живых тканях»

    Цель работы: 1)повторить, закрепить учебный материал по теме: «Белки»; 2)научиться определять активность фермента каталазы клубня картофеля.

    Материалы и оборудование: пробирки, фарфоровая чашка, свежий 3%-ный раствор пероксида водорода (H2O2), целые кусочки клубня сырого и вареного картофеля, измельченный сырой картофель.

    Содержание работы:

    Название опыта

    Алгоритм действий

    Наблюдения

    Выводы

    Опыт №1 «Изучение активности фермента каталазы сырого и вареного картофеля»

    Поместите в одну пробирку с раствором пероксида водорода  кусочек вареного картофеля, а в другую -  кусочек сырого картофеля.

    Запишите наблюдения, выбрав нужные слова в скобках:

     В пробирке с кусочком сырого картофеля выделение газа (наблюдается/не наблюдается).

    В пробирке с кусочком вареного картофеля выделение газа (наблюдается/не наблюдается).

    Заполните таблицу: «Фермент каталаза и его действие на субстрат»

    Название фермента

    Название субстрата

    Уравнение реакции разложения субстрата

    Сделайте Вывод №1, выбрав нужное слово в скобках: 

    Количество (водорода/кислорода/азота) - продукта реакции разложения пероксида водорода - является мерой активности фермента каталазы при его взаимодействии с субстратом.

    Сделайте Вывод №2, выбрав нужные слова в скобках:

    А)Каталаза, содержащаяся в сыром картофеле, (активна/не активна);

    Б)Каталаза, содержащаяся в вареном картофеле, (активна/не активна);

    В)Потеря активности каталазы, содержащейся в (сыром/вареном) картофеле, происходит вследствие (денатурации/ренатурации) фермента при температурной обработке.  

    Опыт №2 «Определение зависимости активности каталазы от площади соприкосновения фермента с субстратом»

    В третью пробирку с раствором пероксида водорода  поместите измельченный сырой картофель, имеющий ту же массу, что и в опыте №1.

    Запишите наблюдения, выбрав нужные слова в скобках:

    В опыте №2 с измельченным сырым картофелем выделяется (больше/меньше) пузырьков газа, чем в опыте №1 с целым кусочком сырого картофеля.

    Сделайте Вывод №3, выбрав нужные слова в скобках:

    А)Площадь поверхности клубня картофеля равна площади соприкосновения фермента с субстратом, причем у измельченного картофеля эта площадь (больше/меньше), чем у целого кусочка.

    Б)Чем (больше/меньше) площадь соприкосновения фермента с субстратом, тем (больше/меньше) активность каталазы.  

    Сделайте общий Вывод о том, что в ходе проделанной работы вы повторили и закрепили учебный материал по теме «Белки», а также научились определять активность фермента каталазы клубня картофеля.

    Лабораторная работа № 8 (Д)

    Тема работы: «Изучение каталитической активности ферментов в живых тканях»

    Цель работы: 1)повторить, закрепить учебный материал по теме: «Белки»; 2)научиться определять активность фермента каталазы клубня картофеля.

    Материалы и оборудование: пробирки, фарфоровая чашка, свежий 3%-ный раствор пероксида водорода (H2O2), целые кусочки клубня сырого и вареного картофеля, измельченный сырой картофель.

    Содержание работы:

    Название опыта

    Алгоритм действий

    Наблюдения

    Выводы

    Опыт №1 «Изучение активности фермента каталазы сырого и вареного картофеля»

    Поместите в одну пробирку с раствором пероксида водорода  кусочек вареного картофеля, а в другую -  кусочек сырого картофеля.

    Запишите наблюдения, выбрав нужные слова в скобках:

     В пробирке с кусочком сырого картофеля выделение газа (наблюдается/не наблюдается).

    В пробирке с кусочком вареного картофеля выделение газа (наблюдается/не наблюдается).

    Заполните таблицу: «Фермент каталаза и его действие на субстрат»

    Название фермента

    Название субстрата

    Уравнение реакции разложения субстрата

    Сделайте Вывод №1, выбрав нужное слово в скобках: 

    Количество (водорода/кислорода/азота) - продукта реакции разложения пероксида водорода - является мерой активности фермента каталазы при его взаимодействии с субстратом.

    Сделайте Вывод №2, выбрав нужные слова в скобках:

    А)Каталаза, содержащаяся в сыром картофеле, (активна/не активна);

    Б)Каталаза, содержащаяся в вареном картофеле, (активна/не активна);

    В)Потеря активности каталазы, содержащейся в (сыром/вареном) картофеле, происходит вследствие (денатурации/ренатурации) фермента при температурной обработке.  

    Опыт №2 «Определение зависимости активности каталазы от площади соприкосновения фермента с субстратом»

    В третью пробирку с раствором пероксида водорода  поместите измельченный сырой картофель, имеющий ту же массу, что и в опыте №1.

    Запишите наблюдения, выбрав нужные слова в скобках:

    В опыте №2 с измельченным сырым картофелем выделяется (больше/меньше) пузырьков газа, чем в опыте №1 с целым кусочком сырого картофеля.

    Сделайте Вывод №3, выбрав нужные слова в скобках:

    А)Площадь поверхности клубня картофеля равна площади соприкосновения фермента с субстратом, причем у измельченного картофеля эта площадь (больше/меньше), чем у целого кусочка.

    Б)Чем (больше/меньше) площадь соприкосновения фермента с субстратом, тем (больше/меньше) активность каталазы.  

    Сделайте общий Вывод о том, что в ходе проделанной работы вы повторили и закрепили учебный материал по теме «Белки», а также научились определять активность фермента каталазы клубня картофеля.



    Предварительный просмотр:

    Лабораторная работа № 4

    Тема работы: «Анализ содержания примесей в воде»

    Цель работы: 1)Повторить, закрепить учебный материал по теме: «Вода. Растворы»; 2)Отработать умения качественного определения примесей в воде; Приборы и реактивы: химический поднос, содержащий: пробирочный штатив с пробирками, флаконы с растворами реактивов.

    Содержание работы: оформите технологическую карту к лабораторной работе № 4:

    Название опыта

    Алгоритм действий

    Наблюдения

    Уравнения реакций и выводы

    Опыт №1 Качественное определение катиона Pb2+  

    Напишите, какой реактив вы добавили к пробе воды для определения катиона Pb2+ (реактив - йодид калия - KI)

    Запишите наблюдения за изменениями в пробирке при добавлении реактива KI

    Составьте уравнение реакции:

    Pb(NO3)2 + KI→

    Сделайте вывод о том, какое наблюдение позволило определить катион Pb2+  в пробе воды

    Опыт №2 Качественное определение катиона Fe3+  

    Напишите, какой реактив вы добавили к пробе воды для определения катиона Fe3+  (реактив - роданид калия - KCNS)

    Запишите наблюдения за изменениями в пробирке при добавлении реактива KCNS

    Составьте уравнение реакции:

    FeCl3 + KCNS 

     Сделайте вывод о том, какое наблюдение позволило определить катион Fe3+  в пробе воды

    Опыт №3 Качественное определение аниона CO32-  

    Напишите, какой реактив вы добавили к пробе воды для определения аниона CO32- (реактив - соляная кислота - HCl);

    Запишите наблюдения за изменениями в пробирке при добавлении реактива HCl

    Составьте уравнение реакции:

    Na2CO3 + HCl →

    Сделайте вывод о том, какое наблюдение позволило определить анион CO32-  в исследуемой пробе воды

    Опыт №4 Качественное определение аниона SO42-  

    Напишите, какой реактив вы добавили к пробе воды для определения аниона SO42-  (реактив - хлорид бария - BaCl2)

    Запишите наблюдения за изменениями в пробирке при добавлении реактива BaCl2

    Составьте уравнение реакции:

    Na2SO4 + BaCl2

     Сделайте вывод о том, какое наблюдение позволило определить анион SO42-   в исследуемой пробе воды

    Сделайте общий вывод о том, что в ходе работы вы повторили и закрепили учебный материал по теме: «Вода. Растворы», а также приобрели навыки постановки химического эксперимента.

    Лабораторная работа № 4

    Тема работы: «Анализ содержания примесей в воде»

    Цель работы: 1)Повторить, закрепить учебный материал по теме: «Вода. Растворы»; 2)Отработать умения качественного определения примесей в воде; Приборы и реактивы: химический поднос, содержащий: пробирочный штатив с пробирками, флаконы с растворами реактивов.

    Содержание работы: оформите технологическую карту к лабораторной работе № 4:

    Название опыта

    Алгоритм действий

    Наблюдения

    Уравнения реакций и выводы

    Опыт №1 Качественное определение катиона Pb2+  

    Напишите, какой реактив вы добавили к пробе воды для определения катиона Pb2+ (реактив - йодид калия - KI)

    Запишите наблюдения за изменениями в пробирке при добавлении реактива KI

    Составьте уравнение реакции:

    Pb(NO3)2 + KI→

    Сделайте вывод о том, какое наблюдение позволило определить катион Pb2+  в пробе воды

    Опыт №2 Качественное определение катиона Fe3+  

    Напишите, какой реактив вы добавили к пробе воды для определения катиона Fe3+  (реактив - роданид калия - KCNS)

    Запишите наблюдения за изменениями в пробирке при добавлении реактива KCNS

    Составьте уравнение реакции:

    FeCl3 + KCNS 

     Сделайте вывод о том, какое наблюдение позволило определить катион Fe3+  в пробе воды

    Опыт №3 Качественное определение аниона CO32-  

    Напишите, какой реактив вы добавили к пробе воды для определения аниона CO32- (реактив - соляная кислота - HCl);

    Запишите наблюдения за изменениями в пробирке при добавлении реактива HCl

    Составьте уравнение реакции:

    Na2CO3 + HCl →

    Сделайте вывод о том, какое наблюдение позволило определить анион CO32-  в исследуемой пробе воды

    Опыт №4 Качественное определение аниона SO42-  

    Напишите, какой реактив вы добавили к пробе воды для определения аниона SO42-  (реактив - хлорид бария - BaCl2)

    Запишите наблюдения за изменениями в пробирке при добавлении реактива BaCl2

    Составьте уравнение реакции:

    Na2SO4 + BaCl2

     Сделайте вывод о том, какое наблюдение позволило определить анион SO42-   в исследуемой пробе воды

    Сделайте общий вывод о том, что в ходе работы вы повторили и закрепили учебный материал по теме: «Вода. Растворы», а также приобрели навыки постановки химического эксперимента.

    Лабораторная работа № 4

    Тема работы: «Анализ содержания примесей в воде»

    Цель работы: 1)Повторить, закрепить учебный материал по теме: «Вода. Растворы»; 2)Отработать умения качественного определения примесей в воде; Приборы и реактивы: химический поднос, содержащий: пробирочный штатив с пробирками, флаконы с растворами реактивов.

    Содержание работы: оформите технологическую карту к лабораторной работе № 4:

    Название опыта

    Алгоритм действий

    Наблюдения

    Уравнения реакций и выводы

    Опыт №1 Качественное определение катиона Pb2+  

    Напишите, какой реактив вы добавили к пробе воды для определения катиона Pb2+ (реактив - йодид калия - KI)

    Запишите наблюдения за изменениями в пробирке при добавлении реактива KI

    Составьте уравнение реакции:

    Pb(NO3)2 + KI→

    Сделайте вывод о том, какое наблюдение позволило определить катион Pb2+  в пробе воды

    Опыт №2 Качественное определение катиона Fe3+  

    Напишите, какой реактив вы добавили к пробе воды для определения катиона Fe3+  (реактив - роданид калия - KCNS)

    Запишите наблюдения за изменениями в пробирке при добавлении реактива KCNS

    Составьте уравнение реакции:

    FeCl3 + KCNS 

     Сделайте вывод о том, какое наблюдение позволило определить катион Fe3+  в пробе воды

    Опыт №3 Качественное определение аниона CO32-  

    Напишите, какой реактив вы добавили к пробе воды для определения аниона CO32- (реактив - соляная кислота - HCl);

    Запишите наблюдения за изменениями в пробирке при добавлении реактива HCl

    Составьте уравнение реакции:

    Na2CO3 + HCl →

    Сделайте вывод о том, какое наблюдение позволило определить анион CO32-  в исследуемой пробе воды

    Опыт №4 Качественное определение аниона SO42-  

    Напишите, какой реактив вы добавили к пробе воды для определения аниона SO42-  (реактив - хлорид бария - BaCl2)

    Запишите наблюдения за изменениями в пробирке при добавлении реактива BaCl2

    Составьте уравнение реакции:

    Na2SO4 + BaCl2

     Сделайте вывод о том, какое наблюдение позволило определить анион SO42-   в исследуемой пробе воды

    Сделайте общий вывод о том, что в ходе работы вы повторили и закрепили учебный материал по теме: «Вода. Растворы», а также приобрели навыки постановки химического эксперимента.



    Предварительный просмотр:

    Лабораторная работа № 5 (Д)

    Тема работы: «Очистка загрязненной воды»

    Цель работы: 1)Повторить, закрепить учебный материал по теме: «Вода. Растворы»; 2)Отработать умения применения способов очистки воды.

    Приборы и материалы: химический поднос, содержащий: пробирочный штатив с пробирками, угловая трубка с резиновой пробкой, стакан с холодной водой, воронка, бумажный фильтр, стеклянная палочка.

    Содержание работы: оформите технологическую карту к лабораторной работе № 5:

    Название опыта

    Алгоритм действий

    Наблюдения

    Выводы

    Опыт №1 «Фильтрование воды»

    Нарисуйте установку, которую вы собрали для фильтрования воды, сделайте обозначения деталей ее устройства и кратко опишите порядок проведения опыта

    Запишите наблюдения за изменениями, происходящими с загрязненной водой во время фильтрования

    Способ фильтрования воды

    Его достоинство

    Его недостаток

    Какие примеси этот способ позволяет удалить из воды и почему?

    Какие примеси этот способ не позволяет удалить из воды и почему?

    Опыт №2 «Перегонка воды (дистилляция)»

    Нарисуйте установку, которую вы собрали для перегонки воды, сделайте обозначения деталей ее устройства и кратко опишите порядок проведения опыта

    Запишите наблюдения за изменениями, происходящими с загрязненной водой во время перегонки

    Способ перегонки воды

    Его достоинство

    Его недостаток

    Какие примеси этот способ позволяет удалить из воды и почему?

    Содержатся ли полезные минеральные соли в очищенной воде?

    Сделайте общий вывод о том, что в ходе проделанной работы вы повторили и закрепили учебный материал по теме: «Вода. Растворы», а также приобрели навыки постановки химического эксперимента.

    Лабораторная работа № 5 (Д)

    Тема работы: «Очистка загрязненной воды»

    Цель работы: 1)Повторить, закрепить учебный материал по теме: «Вода. Растворы»; 2)Отработать умения применения способов очистки воды.

    Приборы и материалы: химический поднос, содержащий: пробирочный штатив с пробирками, угловая трубка с резиновой пробкой, стакан с холодной водой, воронка, бумажный фильтр, стеклянная палочка.

    Содержание работы: оформите технологическую карту к лабораторной работе № 5:

    Название опыта

    Алгоритм действий

    Наблюдения

    Выводы

    Опыт №1 «Фильтрование воды»

    Нарисуйте установку, которую вы собрали для фильтрования воды, сделайте обозначения деталей ее устройства и кратко опишите порядок проведения опыта

    Запишите наблюдения за изменениями, происходящими с загрязненной водой во время фильтрования

    Способ фильтрования воды

    Его достоинство

    Его недостаток

    Какие примеси этот способ позволяет удалить из воды и почему?

    Какие примеси этот способ не позволяет удалить из воды и почему?

    Опыт №2 «Перегонка воды (дистилляция)»

    Нарисуйте установку, которую вы собрали для перегонки воды, сделайте обозначения деталей ее устройства и кратко опишите порядок проведения опыта

    Запишите наблюдения за изменениями, происходящими с загрязненной водой во время перегонки

    Способ перегонки воды

    Его достоинство

    Его недостаток

    Какие примеси этот способ позволяет удалить из воды и почему?

    Содержатся ли полезные минеральные соли в очищенной воде?

    Сделайте общий вывод о том, что в ходе проделанной работы вы повторили и закрепили учебный материал по теме: «Вода. Растворы», а также приобрели навыки постановки химического эксперимента.

    Лабораторная работа № 5 (Д)

    Тема работы: «Очистка загрязненной воды»

    Цель работы: 1)Повторить, закрепить учебный материал по теме: «Вода. Растворы»; 2)Отработать умения применения способов очистки воды.

    Приборы и материалы: химический поднос, содержащий: пробирочный штатив с пробирками, угловая трубка с резиновой пробкой, стакан с холодной водой, воронка, бумажный фильтр, стеклянная палочка.

    Содержание работы: оформите технологическую карту к лабораторной работе № 5:

    Название опыта

    Алгоритм действий

    Наблюдения

    Выводы

    Опыт №1 «Фильтрование воды»

    Нарисуйте установку, которую вы собрали для фильтрования воды, сделайте обозначения деталей ее устройства и кратко опишите порядок проведения опыта

    Запишите наблюдения за изменениями, происходящими с загрязненной водой во время фильтрования

    Способ фильтрования воды

    Его достоинство

    Его недостаток

    Какие примеси этот способ позволяет удалить из воды и почему?

    Какие примеси этот способ не позволяет удалить из воды и почему?

    Опыт №2 «Перегонка воды (дистилляция)»

    Нарисуйте установку, которую вы собрали для перегонки воды, сделайте обозначения деталей ее устройства и кратко опишите порядок проведения опыта

    Запишите наблюдения за изменениями, происходящими с загрязненной водой во время перегонки

    Способ перегонки воды

    Его достоинство

    Его недостаток

    Какие примеси этот способ позволяет удалить из воды и почему?

    Содержатся ли полезные минеральные соли в очищенной воде?

    Сделайте общий вывод о том, что в ходе проделанной работы вы повторили и закрепили учебный материал по теме: «Вода. Растворы», а также приобрели навыки постановки химического эксперимента.

    Лабораторная работа № 5 (Д)

    Тема работы: «Очистка загрязненной воды»

    Цель работы: 1)Повторить, закрепить учебный материал по теме: «Вода. Растворы»; 2)Отработать умения применения способов очистки воды.

    Приборы и материалы: химический поднос, содержащий: пробирочный штатив с пробирками, угловая трубка с резиновой пробкой, стакан с холодной водой, воронка, бумажный фильтр, стеклянная палочка.

    Содержание работы: оформите технологическую карту к лабораторной работе № 5:

    Название опыта

    Алгоритм действий

    Наблюдения

    Выводы

    Опыт №1 «Фильтрование воды»

    Нарисуйте установку, которую вы собрали для фильтрования воды, сделайте обозначения деталей ее устройства и кратко опишите порядок проведения опыта

    Запишите наблюдения за изменениями, происходящими с загрязненной водой во время фильтрования

    Способ фильтрования воды

    Его достоинство

    Его недостаток

    Какие примеси этот способ позволяет удалить из воды и почему?

    Какие примеси этот способ не позволяет удалить из воды и почему?

    Опыт №2 «Перегонка воды (дистилляция)»

    Нарисуйте установку, которую вы собрали для перегонки воды, сделайте обозначения деталей ее устройства и кратко опишите порядок проведения опыта

    Запишите наблюдения за изменениями, происходящими с загрязненной водой во время перегонки

    Способ перегонки воды

    Его достоинство

    Его недостаток

    Какие примеси этот способ позволяет удалить из воды и почему?

    Содержатся ли полезные минеральные соли в очищенной воде?

    Сделайте общий вывод о том, что в ходе проделанной работы вы повторили и закрепили учебный материал по теме: «Вода. Растворы», а также приобрели навыки постановки химического эксперимента.



    Предварительный просмотр:

    Лабораторная работа № 5/9

    Тема работы: «Определение содержания витамина С в напитках»

    Цель работы: 1)повторить, закрепить учебный материал по теме: «Витамины»; 

    2)научиться  определять количество витамина С в напитках.

    Материалы и оборудование: химический поднос, флакон  с раствором крахмала, флакон с раствором йода, химический стакан с 25 мл изучаемого напитка, а также делительная воронка, закрепленная в штативе.

    Содержание работы:

    Алгоритм действий

    Наблюдения

    Расчеты и выводы

    Кратко опишите порядок проведения опыта:

    1)Добавили 1 мл раствора крахмала в химический стакан с напитком;

    2)Осторожно, по каплям добавляли туда раствор йода, постоянно взбалтывая содержимое;

    3)Считали количество капель раствора йода и следили за цветом раствора;

    4)Прекратили добавление раствора йода при появлении устойчивого сине-фиолетового окрашивания крахмала в стакане с напитком.

    Запишите наблюдения, выбрав нужные слова в скобках:

    Сначала при добавлении раствора йода в стакан с напитком появлялось (устойчивое/неустойчивое) сине-фиолетовое окрашивание крахмала в напитке, но затем сине-фиолетовое окрашивание становилось (устойчивым/неустойчивым)  

    Сделайте Вывод №1, выбрав нужное слово в скобках: 

    Способность витамина С реагировать с (хлором/йодом/азотом) позволяет определить количество витамина С в напитках.

    Сделайте Вывод №2, выбрав нужные слова в скобках: 

    Появление (устойчивого/неустойчивого) сине-фиолетового окрашивания крахмала в напитке говорит об окончании реакции взаимодействия витамина С

    с (хлором/йодом/азотом).

    Сделайте Вывод №3 о количестве витамина С в 25мл и 100мл напитка.

    Для этого рассчитайте:

    а) Х(мл) – объем раствора йода, прореагировавшего с витамином С в напитке; Х=Vодной капли * N капель (мл)=0,0952мл* N капель (мл)

    б) Y(г) - количество витамина С в 25 мл напитка

    Y=(0,005 г вит С*Xмл раствора йода) : 13,804 мл раствора йода (г)

    в) Z(г) - количество витамина С в 100 мл напитка

    Z=Y(г)*4 (г)

    Сделайте общий вывод о том, что в ходе проделанной работы вы повторили и закрепили учебный материал по теме: «Витамины», а также научились определять количество витамина С в напитках.

    Лабораторная работа № 5/9

    Тема работы: «Определение содержания витамина С в напитках»

    Цель работы: 1)повторить, закрепить учебный материал по теме: «Витамины»; 

    2)научиться  определять количество витамина С в напитках.

    Материалы и оборудование: химический поднос, флакон  с раствором крахмала, флакон с раствором йода, химический стакан с 25 мл изучаемого напитка, а также делительная воронка, закрепленная в штативе.

    Содержание работы:

    Алгоритм действий

    Наблюдения

    Расчеты и выводы

    Кратко опишите порядок проведения опыта:

    1)Добавили 1 мл раствора крахмала в химический стакан с напитком;

    2)Осторожно, по каплям добавляли туда раствор йода, постоянно взбалтывая содержимое;

    3)Считали количество капель раствора йода и следили за цветом раствора;

    4)Прекратили добавление раствора йода при появлении устойчивого сине-фиолетового окрашивания крахмала в стакане с напитком.

    Запишите наблюдения, выбрав нужные слова в скобках:

    Сначала при добавлении раствора йода в стакан с напитком появлялось (устойчивое/неустойчивое) сине-фиолетовое окрашивание крахмала в напитке, но затем сине-фиолетовое окрашивание становилось (устойчивым/неустойчивым)  

    Сделайте Вывод №1, выбрав нужное слово в скобках: 

    Способность витамина С реагировать с (хлором/йодом/азотом) позволяет определить количество витамина С в напитках.

    Сделайте Вывод №2, выбрав нужные слова в скобках: 

    Появление (устойчивого/неустойчивого) сине-фиолетового окрашивания крахмала в напитке говорит об окончании реакции взаимодействия витамина С

    с (хлором/йодом/азотом).

    Сделайте Вывод №3 о количестве витамина С в 25мл и 100мл напитка.

    Для этого рассчитайте:

    а) Х(мл) – объем раствора йода, прореагировавшего с витамином С в напитке; Х=Vодной капли * N капель (мл)=0,0952мл* N капель (мл)

    б) Y(г) - количество витамина С в 25 мл напитка

    Y=(0,005 г вит С*Xмл раствора йода) : 13,804 мл раствора йода (г)

    в) Z(г) - количество витамина С в 100 мл напитка

    Z=Y(г)*4 (г)

    Сделайте общий вывод о том, что в ходе проделанной работы вы повторили и закрепили учебный материал по теме: «Витамины», а также научились определять количество витамина С в напитках.

    Лабораторная работа № 5/9

    Тема работы: «Определение содержания витамина С в напитках»

    Цель работы: 1)повторить, закрепить учебный материал по теме: «Витамины»; 

    2)научиться  определять количество витамина С в напитках.

    Материалы и оборудование: химический поднос, флакон  с раствором крахмала, флакон с раствором йода, химический стакан с 25 мл изучаемого напитка, а также делительная воронка, закрепленная в штативе.

    Содержание работы:

    Алгоритм действий

    Наблюдения

    Расчеты и выводы

    Кратко опишите порядок проведения опыта:

    1)Добавили 1 мл раствора крахмала в химический стакан с напитком;

    2)Осторожно, по каплям добавляли туда раствор йода, постоянно взбалтывая содержимое;

    3)Считали количество капель раствора йода и следили за цветом раствора;

    4)Прекратили добавление раствора йода при появлении устойчивого сине-фиолетового окрашивания крахмала в стакане с напитком.

    Запишите наблюдения, выбрав нужные слова в скобках:

    Сначала при добавлении раствора йода в стакан с напитком появлялось (устойчивое/неустойчивое) сине-фиолетовое окрашивание крахмала в напитке, но затем сине-фиолетовое окрашивание становилось (устойчивым/неустойчивым)  

    Сделайте Вывод №1, выбрав нужное слово в скобках: 

    Способность витамина С реагировать с (хлором/йодом/азотом) позволяет определить количество витамина С в напитках.

    Сделайте Вывод №2, выбрав нужные слова в скобках: 

    Появление (устойчивого/неустойчивого) сине-фиолетового окрашивания крахмала в напитке говорит об окончании реакции взаимодействия витамина С

    с (хлором/йодом/азотом).

    Сделайте Вывод №3 о количестве витамина С в 25мл и 100мл напитка.

    Для этого рассчитайте:

    а) Х(мл) – объем раствора йода, прореагировавшего с витамином С в напитке; Х=Vодной капли * N капель (мл)=0,0952мл* N капель (мл)

    б) Y(г) - количество витамина С в 25 мл напитка

    Y=(0,005 г вит С*Xмл раствора йода) : 13,804 мл раствора йода (г)

    в) Z(г) - количество витамина С в 100 мл напитка

    Z=Y(г)*4 (г)

    Сделайте общий вывод о том, что в ходе проделанной работы вы повторили и закрепили учебный материал по теме: «Витамины», а также научились определять количество витамина С в напитках.



    Предварительный просмотр:

    Лабораторная работа № 6 (Д)

    Тема работы: «Устранение жесткости воды»

    Цель работы: 1)Повторить, закрепить учебный материал по теме: «Вода. Растворы»; 2)Отработать умения применения способов устранения жесткости воды.

     Приборы и реактивы: химический поднос, пробирочный штатив с пробирками, флаконы с растворами реактивов, спиртовка, спички.

    Содержание работы: оформить технологическую карту к лабораторной работе № 6:

    Название опыта

    Алгоритм действий

    Наблюдения

    Уравнения реакций и выводы

    Опыт №1 «Устранение временной (карбонатной) жесткости воды

    а) кипячением;

    б) добавлением реагентов»

    а) Прокипятите пробу воды в пламени спиртовки, сделайте рисунок;

    а) Запишите наблюдения за изменениями в пробирке при кипячении воды;

    Составьте уравнение реакции:

    a) Ca(HCO3)2 →

    Сделайте вывод о том, почему этот способ позволяет устранить жесткость воды.

    б) Добавьте к пробе воды раствор реагента Na2CO3

    б) Запишите наблюдения за изменениями в пробирке при добавлении раствора реагента Na2CO3

    Составьте уравнение реакции:

    б) Ca(HCO3)2 + Na2CO3

     Сделайте вывод о том, почему этот способ позволяет устранить жесткость воды.

    Опыт №2 «Устранение постоянной (некарбонатной) жесткости воды

    добавлением реагентов»

    Добавьте к пробе воды раствор реагента Na3PO4

    Запишите наблюдения за изменениями в пробирке при добавлении раствора реагента Na3PO4

    Составьте уравнение реакции:

    MgCl2 + Na3PO4

    Сделайте вывод о том, почему этот способ позволяет устранить жесткость воды.

    Сделайте общий вывод о том, что в ходе работы вы повторили и закрепили учебный материал по теме: «Вода. Растворы», а также приобрели навыки постановки химического эксперимента.

    Лабораторная работа № 6 (Д)

    Тема работы: «Устранение жесткости воды»

    Цель работы: 1)Повторить, закрепить учебный материал по теме: «Вода. Растворы»; 2)Отработать умения применения способов устранения жесткости воды.

     Приборы и реактивы: химический поднос, пробирочный штатив с пробирками, флаконы с растворами реактивов, спиртовка, спички.

    Содержание работы: оформить технологическую карту к лабораторной работе № 6:

    Название опыта

    Алгоритм действий

    Наблюдения

    Уравнения реакций и выводы

    Опыт №1 «Устранение временной (карбонатной) жесткости воды

    а) кипячением;

    б) добавлением реагентов»

    а) Прокипятите пробу воды в пламени спиртовки, сделайте рисунок;

    а) Запишите наблюдения за изменениями в пробирке при кипячении воды;

    Составьте уравнение реакции:

    a) Ca(HCO3)2 →

    Сделайте вывод о том, почему этот способ позволяет устранить жесткость воды.

    б) Добавьте к пробе воды раствор реагента Na2CO3

    б) Запишите наблюдения за изменениями в пробирке при добавлении раствора реагента Na2CO3

    Составьте уравнение реакции:

    б) Ca(HCO3)2 + Na2CO3

     Сделайте вывод о том, почему этот способ позволяет устранить жесткость воды.

    Опыт №2 «Устранение постоянной (некарбонатной) жесткости воды

    добавлением реагентов»

    Добавьте к пробе воды раствор реагента Na3PO4

    Запишите наблюдения за изменениями в пробирке при добавлении раствора реагента Na3PO4

    Составьте уравнение реакции:

    MgCl2 + Na3PO4

    Сделайте вывод о том, почему этот способ позволяет устранить жесткость воды.

    Сделайте общий вывод о том, что в ходе работы вы повторили и закрепили учебный материал по теме: «Вода. Растворы», а также приобрели навыки постановки химического эксперимента.

    Лабораторная работа № 6 (Д)

    Тема работы: «Устранение жесткости воды»

    Цель работы: 1)Повторить, закрепить учебный материал по теме: «Вода. Растворы»; 2)Отработать умения применения способов устранения жесткости воды.

     Приборы и реактивы: химический поднос, пробирочный штатив с пробирками, флаконы с растворами реактивов, спиртовка, спички.

    Содержание работы: оформить технологическую карту к лабораторной работе № 6:

    Название опыта

    Алгоритм действий

    Наблюдения

    Уравнения реакций и выводы

    Опыт №1 «Устранение временной (карбонатной) жесткости воды

    а) кипячением;

    б) добавлением реагентов»

    а) Прокипятите пробу воды в пламени спиртовки, сделайте рисунок;

    а) Запишите наблюдения за изменениями в пробирке при кипячении воды;

    Составьте уравнение реакции:

    a) Ca(HCO3)2 →

    Сделайте вывод о том, почему этот способ позволяет устранить жесткость воды.

    б) Добавьте к пробе воды раствор реагента Na2CO3

    б) Запишите наблюдения за изменениями в пробирке при добавлении раствора реагента Na2CO3

    Составьте уравнение реакции:

    б) Ca(HCO3)2 + Na2CO3

     Сделайте вывод о том, почему этот способ позволяет устранить жесткость воды.

    Опыт №2 «Устранение постоянной (некарбонатной) жесткости воды

    добавлением реагентов»

    Добавьте к пробе воды раствор реагента Na3PO4

    Запишите наблюдения за изменениями в пробирке при добавлении раствора реагента Na3PO4

    Составьте уравнение реакции:

    MgCl2 + Na3PO4

    Сделайте вывод о том, почему этот способ позволяет устранить жесткость воды.

    Сделайте общий вывод о том, что в ходе работы вы повторили и закрепили учебный материал по теме: «Вода. Растворы», а также приобрели навыки постановки химического эксперимента.

    Лабораторная работа № 6 (Д)

    Тема работы: «Устранение жесткости воды»

    Цель работы: 1)Повторить, закрепить учебный материал по теме: «Вода. Растворы»; 2)Отработать умения применения способов устранения жесткости воды.

     Приборы и реактивы: химический поднос, пробирочный штатив с пробирками, флаконы с растворами реактивов, спиртовка, спички.

    Содержание работы: оформить технологическую карту к лабораторной работе № 6:

    Название опыта

    Алгоритм действий

    Наблюдения

    Уравнения реакций и выводы

    Опыт №1 «Устранение временной (карбонатной) жесткости воды

    а) кипячением;

    б) добавлением реагентов»

    а) Прокипятите пробу воды в пламени спиртовки, сделайте рисунок;

    а) Запишите наблюдения за изменениями в пробирке при кипячении воды;

    Составьте уравнение реакции:

    a) Ca(HCO3)2 →

    Сделайте вывод о том, почему этот способ позволяет устранить жесткость воды.

    б) Добавьте к пробе воды раствор реагента Na2CO3

    б) Запишите наблюдения за изменениями в пробирке при добавлении раствора реагента Na2CO3

    Составьте уравнение реакции:

    б) Ca(HCO3)2 + Na2CO3

     Сделайте вывод о том, почему этот способ позволяет устранить жесткость воды.

    Опыт №2 «Устранение постоянной (некарбонатной) жесткости воды

    добавлением реагентов»

    Добавьте к пробе воды раствор реагента Na3PO4

    Запишите наблюдения за изменениями в пробирке при добавлении раствора реагента Na3PO4

    Составьте уравнение реакции:

    MgCl2 + Na3PO4

    Сделайте вывод о том, почему этот способ позволяет устранить жесткость воды.

    Сделайте общий вывод о том, что в ходе работы вы повторили и закрепили учебный материал по теме: «Вода. Растворы», а также приобрели навыки постановки химического эксперимента.



    Предварительный просмотр:

    Лабораторная работа № 6/10

    Тема работы: «Анализ состава молока»

    Цель работы: 1)Повторить, закрепить учебный материал по теме: «Химия и организм человека»; 2) Отработать умения обнаружения питательных веществ в молоке.

    Материалы и оборудование: химический поднос, пробирочный штатив с пробирками, флаконы с растворами реактивов, бумажный фильтр, воронка, спиртовка, спички, молоко.

    Содержание работы:

    Название опыта

    Алгоритм действий

    Наблюдения

    Уравнения реакций и выводы

    Опыт №1 «Обнаружение белка в молоке»

    Добавьте в молоко несколько капель раствора гидроксида натрия (NaOH), а затем несколько капель раствора сульфата меди (CuSO4)

    Запишите наблюдения, выбрав нужное слово в скобках:

    Молоко приобрело (оранжевый/зеленый/фиолетовый) цвет.

    Сделайте Вывод, выбрав нужные слова в скобках: 

    Появление (оранжевого/зеленого/фиолетового) окрашивания молока говорит о содержании в нем (белка/жиров/углеводов).  

    Опыт №2 «Обнаружение жиров в молоке»

    Нанесите каплю молока на лист бумаги и рассмотрите его на просвет

    Запишите наблюдения, выбрав нужные слова в скобках:

    Рассматривая смоченный молоком лист бумаги на просвет, мы увидели (бесцветные пятна/красные пятна /зеленые пятна) жира на бумаге

    Сделайте Вывод, выбрав нужные слова в скобках: 

     Появление (бесцветных пятен/красных пятен /зеленых пятен) жира на бумаге говорит о содержании в молоке (белка/жиров/углеводов)

    Опыт №3 «Обнаружение лактозы в молоке»

    Действие№1: Получите молочную сыворотку.

    А)Добавьте две капли раствора уксусной кислоты в пробирку с молоком; Б)Отделите денатурировавший белок и жир от молочной сыворотки путем фильтрования

    Запишите Наблюдение№1, выбрав нужные слова в скобках:

    При добавлении в молоко раствора уксусной кислоты молочный белок денатурировал, выпадая в осадок в виде (зеленых крупинок/белых хлопьев/красных гранул)

    Сделайте Вывод №1, вставив нужные слова вместо пропусков:

    После того, как молочный белок денатурировал при добавлении (), мы отделили его вместе с жирами от () путем ().

    Действие№2: Приготовьте гидроксид меди(II) -Cu(OH)2 – реактив на лактозу.

    Добавьте в чистую пробирку сначала немного раствора гидроксида натрия (NaOH), а затем раствора сульфата меди (CuSO4)

    Запишите Наблюдение№2, выбрав нужное слово в скобках:

    Выпал осадок (оранжевого/зеленого/синего) цвета

    Сделайте Вывод №2, выбрав нужные слова в скобках: 

    Выпадение осадка (оранжевого/зеленого/синего) цвета говорит об образовании реактива Cu(OH)2. Напишите уравнение этой реакции. Подпишите название и цвет реактива Cu(OH)2

    Действие№3: Обнаружьте лактозу в молоке.

    Добавьте к молочной сыворотке реактив на лактозу Cu(OH)2 и нагрейте смесь в пламени спиртовки

    Запишите Наблюдение№3, выбрав нужные слова в скобках:

    Цвет содержимого пробирки поменялся с (оранжевого/зеленого/синего) на (оранжевый/зеленый/синий)

    Сделайте Вывод №3, выбрав нужные слова в скобках: 

    Изменение цвета содержимого пробирки с (оранжевого/зеленого/синего) на (оранжевый/зеленый/синий) говорит о содержании лактозы в молоке. Напишите уравнение этой реакции. Подпишите название и цвет окрашенного продукта Cu2O

    Сделайте общий вывод о том, что в ходе проделанной работы вы повторили и закрепили учебный материал по теме: «Химия и организм человека», а также отработали умения обнаружения питательных веществ в молоке.

    Лабораторная работа № 6/10

    Тема работы: «Анализ состава молока»

    Цель работы: 1)Повторить, закрепить учебный материал по теме: «Химия и организм человека»; 2) Отработать умения обнаружения питательных веществ в молоке.

    Материалы и оборудование: химический поднос, пробирочный штатив с пробирками, флаконы с растворами реактивов, бумажный фильтр, воронка, спиртовка, спички, молоко.

    Содержание работы:

    Название опыта

    Алгоритм действий

    Наблюдения

    Уравнения реакций и выводы

    Опыт №1 «Обнаружение белка в молоке»

    Добавьте в молоко несколько капель раствора гидроксида натрия (NaOH), а затем несколько капель раствора сульфата меди (CuSO4)

    Запишите наблюдения, выбрав нужное слово в скобках:

    Молоко приобрело (оранжевый/зеленый/фиолетовый) цвет.

    Сделайте Вывод, выбрав нужные слова в скобках: 

    Появление (оранжевого/зеленого/фиолетового) окрашивания молока говорит о содержании в нем (белка/жиров/углеводов).  

    Опыт №2 «Обнаружение жиров в молоке»

    Нанесите каплю молока на лист бумаги и рассмотрите его на просвет

    Запишите наблюдения, выбрав нужные слова в скобках:

    Рассматривая смоченный молоком лист бумаги на просвет, мы увидели (бесцветные пятна/красные пятна /зеленые пятна) жира на бумаге

    Сделайте Вывод, выбрав нужные слова в скобках: 

     Появление (бесцветных пятен/красных пятен /зеленых пятен) жира на бумаге говорит о содержании в молоке (белка/жиров/углеводов)

    Опыт №3 «Обнаружение лактозы в молоке»

    Действие№1: Получите молочную сыворотку.

    А)Добавьте две капли раствора уксусной кислоты в пробирку с молоком; Б)Отделите денатурировавший белок и жир от молочной сыворотки путем фильтрования

    Запишите Наблюдение№1, выбрав нужные слова в скобках:

    При добавлении в молоко раствора уксусной кислоты молочный белок денатурировал, выпадая в осадок в виде (зеленых крупинок/белых хлопьев/красных гранул)

    Сделайте Вывод №1, вставив нужные слова вместо пропусков:

    После того, как молочный белок денатурировал при добавлении (), мы отделили его вместе с жирами от () путем ().

    Действие№2: Приготовьте гидроксид меди(II) -Cu(OH)2 – реактив на лактозу.

    Добавьте в чистую пробирку сначала немного раствора гидроксида натрия (NaOH), а затем раствора сульфата меди (CuSO4)

    Запишите Наблюдение№2, выбрав нужное слово в скобках:

    Выпал осадок (оранжевого/зеленого/синего) цвета

    Сделайте Вывод №2, выбрав нужные слова в скобках: 

    Выпадение осадка (оранжевого/зеленого/синего) цвета говорит об образовании реактива Cu(OH)2. Напишите уравнение этой реакции. Подпишите название и цвет реактива Cu(OH)2

    Действие№3: Обнаружьте лактозу в молоке.

    Добавьте к молочной сыворотке реактив на лактозу Cu(OH)2 и нагрейте смесь в пламени спиртовки

    Запишите Наблюдение№3, выбрав нужные слова в скобках:

    Цвет содержимого пробирки поменялся с (оранжевого/зеленого/синего) на (оранжевый/зеленый/синий)

    Сделайте Вывод №3, выбрав нужные слова в скобках: 

    Изменение цвета содержимого пробирки с (оранжевого/зеленого/синего) на (оранжевый/зеленый/синий) говорит о содержании лактозы в молоке. Напишите уравнение этой реакции. Подпишите название и цвет окрашенного продукта Cu2O

    Сделайте общий вывод о том, что в ходе проделанной работы вы повторили и закрепили учебный материал по теме: «Химия и организм человека», а также отработали умения обнаружения питательных веществ в молоке.



    Предварительный просмотр:

    Лабораторная работа №7 (Д)

    Тема работы: «Изучение химических свойств кислот и щелочей»

    Цель работы: 1)повторить, закрепить учебный материал по теме: «Химические процессы в атмосфере»; 2)отработать умения практического осуществления цепочки превращений.

    Приборы и реактивы: химический поднос, пробирочный штатив с пробирками, флаконы с растворами реактивов, индикаторы.

    Содержание работы:

    Название опыта

    Алгоритм действий

    Наблюдения

    Выводы

    Опыт №1 «Определение кислой и щелочной реакции среды с помощью индикаторов»

    Добавьте растворы индикаторов (лакмуса и метилоранжа) к растворам соляной кислоты (HCl) и гидроксида натрия (NaOH)

    Заполните таблицу:

    Реакция среды

    Цвет индикаторов

    Лакмус

    Метилоранж

    1)Нейтральная

    2)Кислая

    3)Щелочная

    Сделайте вывод о том, какая способность индикаторов лежит в основе определения реакции среды (нейтральной, кислой, щелочной)

    Опыт №2 «Практическое осуществление цепочки превращений»

                   2                    1                3                4

     CuCl2  Cu(OH)2   ←  CuSO4 → CuCO3 → CuCl2

    Перепишите цепочку превращений, практически осуществите ее и заполните таблицу «Технологическая карта к опыту №2»:

    № реакций

    Алгоритм действий

    Классы реагирующих веществ

    Наблюдения

    (изменения в пробирке)

    Уравнения реакций

    1

    2

    3

    4

    Сделайте общий вывод о том, что в ходе проделанной работы вы повторили и закрепили учебный материал по теме: «Химические свойства неорганических веществ», а также приобрели навыки проведения химического эксперимента. 

    Лабораторная работа №7 (Д)

    Тема работы: «Изучение химических свойств кислот и щелочей»

    Цель работы: 1)повторить, закрепить учебный материал по теме: «Химические процессы в атмосфере»; 2)отработать умения практического осуществления цепочки превращений.

    Приборы и реактивы: химический поднос, пробирочный штатив с пробирками, флаконы с растворами реактивов, индикаторы.

    Содержание работы:

    Название опыта

    Алгоритм действий

    Наблюдения

    Выводы

    Опыт №1 «Определение кислой и щелочной реакции среды с помощью индикаторов»

    Добавьте растворы индикаторов (лакмуса и метилоранжа) к растворам соляной кислоты (HCl) и гидроксида натрия (NaOH)

    Заполните таблицу:

    Реакция среды

    Цвет индикаторов

    Лакмус

    Метилоранж

    1)Нейтральная

    2)Кислая

    3)Щелочная

    Сделайте вывод о том, какая способность индикаторов лежит в основе определения реакции среды (нейтральной, кислой, щелочной)

    Опыт №2 «Практическое осуществление цепочки превращений»

                   2                    1                3                4

     CuCl2  Cu(OH)2   ←  CuSO4 → CuCO3 → CuCl2

    Перепишите цепочку превращений, практически осуществите ее и заполните таблицу «Технологическая карта к опыту №2»:

    № реакций

    Алгоритм действий

    Классы реагирующих веществ

    Наблюдения

    (изменения в пробирке)

    Уравнения реакций

    1

    2

    3

    4

    Сделайте общий вывод о том, что в ходе проделанной работы вы повторили и закрепили учебный материал по теме: «Химические свойства неорганических веществ», а также приобрели навыки проведения химического эксперимента. 

    Лабораторная работа №7 (Д)

    Тема работы: «Изучение химических свойств кислот и щелочей»

    Цель работы: 1)повторить, закрепить учебный материал по теме: «Химические процессы в атмосфере»; 2)отработать умения практического осуществления цепочки превращений.

    Приборы и реактивы: химический поднос, пробирочный штатив с пробирками, флаконы с растворами реактивов, индикаторы.

    Содержание работы:

    Название опыта

    Алгоритм действий

    Наблюдения

    Выводы

    Опыт №1 «Определение кислой и щелочной реакции среды с помощью индикаторов»

    Добавьте растворы индикаторов (лакмуса и метилоранжа) к растворам соляной кислоты (HCl) и гидроксида натрия (NaOH)

    Заполните таблицу:

    Реакция среды

    Цвет индикаторов

    Лакмус

    Метилоранж

    1)Нейтральная

    2)Кислая

    3)Щелочная

    Сделайте вывод о том, какая способность индикаторов лежит в основе определения реакции среды (нейтральной, кислой, щелочной)

    Опыт №2 «Практическое осуществление цепочки превращений»

                   2                    1                3                4

     CuCl2  Cu(OH)2   ←  CuSO4 → CuCO3 → CuCl2

    Перепишите цепочку превращений, практически осуществите ее и заполните таблицу «Технологическая карта к опыту №2»:

    № реакций

    Алгоритм действий

    Классы реагирующих веществ

    Наблюдения

    (изменения в пробирке)

    Уравнения реакций

    1

    2

    3

    4

    Сделайте общий вывод о том, что в ходе проделанной работы вы повторили и закрепили учебный материал по теме: «Химические свойства неорганических веществ», а также приобрели навыки проведения химического эксперимента. 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методические рекомендации к практическим занятиям для студентов, обучающихся по специальности 260807 Технология продукции общественного питания

    Методические рекомендации к практическим занятиям по химии для специальности  260807  Технология продукции общественного питания (базовая подготовка).  В пособии представлены рекомендац...

    Методические рекомендации к практическим занятиям и по изучению дисциплины «Иностранный язык» для обучающихся специальности 11.02.09 Многоканальные телекоммуникационные системы

    Аннотация   Методические рекомендации к практическим занятиям и по изучению дисциплины «Иностранный язык», предназначены для студентов специальности 11.02.09 Многоканальные телекоммуникационные...

    Методические рекомендации к практическим занятиям по МДК 02.05 «Теория и методика музыкального воспитания с практикумом»

    Методические рекомендации к практическим занятиям по МДК 02.05 «Теория и методика музыкального воспитания с практикумом»...

    Методические рекомендации к практическим занятиям по учебной дисциплине: «Экономика организации» для обучающихся по специальностям: Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), Технология машиностроения

    Методические рекомендации предназначены для решения задач профессиональной и социальной адаптации обучающихся, обретения навыков самостоятельных экономических решений, связанных с выполнением роли пот...

    Методические рекомендации к практическим занятиям по экологическим основам природопользования

    Методические рекомендации к практическим занятиям по экологическим основам природопользования направлены на развитие интеллектуальных умений у будущих специалистов: аналитических, проектировочных, кон...

    Методические рекомендации к практическим занятиям по дисциплине "Метрология, стандартизация и сертификация"

    Задача и цель методических рекомендаций к практическим занятиям расширить и углубить теоретические знания студентов и выработать у них навыки практического использования расчетов при проектировании ра...