Конспект урока
план-конспект занятия на тему

Олейникова Анастасия Геннадьевна

Конспект урока по окружающему миру. Тема:  "Экологический календарь"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_okruzhayushchemu_miru_na_temu_1.docx68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по окружающему миру на тему "Экологический календарь". 2-й класс.

Цель:

  • повторение понятий «экология», «эколог»;
  • усвоить, что экология - это наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к Земле

Задачи:

•сформировать первоначальные представления детей об экологии и её роли в жизни людей, объяснить смысл названия «Зелёный дом»;

•формировать основы экологической грамотности, чувства ответственности и любви к природе;

•сформировать социально-активную позицию по защите и сохранению окружающей среды;

•продолжить обучение работе в группах.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Участвовать по мере сил в охране природы;
  • Иметь представление об экологии;
  • Знакомиться с экологическим календарем как проявлением культуры высокоразвитого общества, осознавшего уникальность природы Земли.

Метапредметные:

  • Высказывать предположения о том, что такое экология;
  • Находить в тексте учебника определение экологии как науки;
  • Рассказывать по рисунку учебника о природе - нашем зеленом доме;
  • Выражать свое отношение к природе в собственном рисунке;
  • Вписывать в таблицу даты экологических дней (по материалам учебника), предлагать рисунки-символы к каждой дате;
  • В сотрудничестве со взрослыми организовывать праздники, посвященные экологическим дням (в течение года);
  • Подготовить фоторассказ об одном из экологических дней, отмеченных в школе.

Личностные:

  • Понимать задачи экологии как науки и экологического движения в России и в мире, необходимость охраны природы;
  • Воспринимать экологический календарь как важное явление современной культуры.

Оборудование:

Учебник, тетрадь на печатной основе, фломастеры и карандаши.


Ход урокаhttp://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/657876/img1.gif

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний и умений.

Приветствие “Здравствуйте!”

Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

  • желаю успеха
  • большого во всем
  • и везде
  • Будет сложно,
  • я тебе
  •  помогу!

- С нами сегодня на уроке снова наша мудрая сова . Она поможет сформулировать тему урока. Но как она изменилась!

- Почему?

- Осенние листья прячут буквы – отгадку одного слова темы занятия; каждая буква – природное явление осени(приметы осени)  (буквы а,к,е,н,д,л,а,ь,р).

(переворачивать буквы, составить слово “календарь”, которое уже готово на доске перевёрнуто)

- На прошлых уроках мы говорили о календарях.

- Повторим изученный материал. Для этого предлагаю ответить на вопросы теста (индивидуальная работа).

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/657876/img1.jpg

(результате на доске появляется 6 зелёных кругов)

- Что замечаем? (Все круги зелёного цвета)

- Это случайность?

- Попробуем разгадать эту загадку.

3. Постановка учебной задачи

- Сегодня на уроке мы продолжим работу с календарём.

- Что же это за календарь?

Посмотри, мой милый друг!
Что находится вокруг:
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает,
Поле, речка и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это все вокруг...
Природа!

- Объясните, что вы понимаете под словом “природа”?

- На какие две части делится вся природа?

- Что вы знаете о связи живой и неживой природы. Приведите примеры.

- Как человек связан с природой?

- Что же объединяет людей, животных и растения?

- Чем является для нас Земля?

- Перед вами кроссворд, состоящий из названий объектов природы; разгадав его, узнаем подсказку к о второму слову названия нашей темы. (работа в парах)

1. Красна девица
Сидит в темнице,
А коса на улице.
(Морковь)

2. Что за зверь со мной играет? -
Не мычит, не ржёт, не лает,
Нападает на клубки,
Прячет в лапах коготки.(кошка)

Деревянная шея, 
Железный клюв, 
Кричит: «тук-тук-тук!» (молоток)

Нет ног, но на месте она не стоит
Ложе есть, но не спит,
Не котел, но бурлит,
Не гроза, но гремит.
Нет рта, но она никогда не молчит. (вода)

Приказало солнце: стой, 
Семицветный мост крутой! 
Тучка скрыла солнца свет - 
Рухнул мост, и щепок нет. (радуга)

На сучках висят шары –
Посинели от жары! (слива)

Нет ни рук, ни ног у зверя,
И не нужно, не потеря - 
Она легко в траве скользит,
А приблизишься – шипит. (змея)

 В кроссворде по вертикали получилось слово «экология».

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/657876/img2.gif

- Приходилось ли вам слышать слово “экология”? (карточка на доске)

- Можем ли мы объяснить значение этого слова, опираясь на наши знания?

- Что мы можем сделать, чтобы узнать точное значение этого слова?

(нам сможет помочь энциклопедия)консультант для учителя

(РЕБЁНОК) - Название этой науки — замечательное. Оно происходит от двух греческих слов: “ойкос” — дом и “логос” — слово, знание. Экология — это наука об устройстве жизни в нашем общем доме — планете Земля.

- А как называют учёных, занимающихся экологией?

- Как вы думаете, какой цвет любимый у учёных-экологов?

- Так почему же у нас на доске получились только зелёные круги?

- Действительно тема нашего урока связана с экологией. Но ведь мы изучаем календарь. Значит,  есть еще какой то новый вид календаря.

4. Формулирование темы урока.

Появляется тема урока “ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ”

(Дети читают стихи, передавая друг другу глобус).

Самая прекрасная, родная,
Разноцветная, веселая, живая,
Ты для нас, как мать, одна на свете,
Мы твои заботливые дети.

Но порой, под нашими руками
Красота твоя бесследно исчезает.
Задыхаются от грязи океаны,
Звери, птицы, травы погибают.

Где бы мы ни жили на планете,
За твою судьбу мы все в ответе.
Мы твои помощники, друзья,
Мы, Земля, с тобой одна семья.

- Ребята, что же случилось с нашей планетой? Почему она жалуется?

- Какой же урок должно получить человечество?

Физкультминутка.

- Я буду задавать вопросы. Если вы согласны со мной, хлопните в ладоши, а если не согласны – топните ногой.

Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (Плохо)

Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? (Плохо)

Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (Хорошо)

Если ветку подвяжу
Колышек поставлю? (Хорошо)

Если сильно насорю
И убрать забуду? (Плохо)

Если мусор уберу,
Банку закопаю? (Хорошо)

Я люблю свою природу,
Я ей помогаю!

- Тема нашего урока экологический календарь. Чтобы помочь всем людям осознать, как важно охранять природу, учёные предложили отмечать экологические дни. Из них складывается экологический календарь на весь год. В эти дни люди разных стран вспоминают, что они живут в одном общем доме. И сберечь его – наш общий долг.

5. Практический этап урока

- Составлять наш экологический календарь мы будем по плану.

  1. День  в календаре.
  2. Название праздника
  3. Чем важен  этот праздник.
  4. Эмблема праздника.

Работа в группах.

  • На 4-х человек дается карточка с символом .Опираясь на текст энциклопедий, дети заполняют дату, название дня, подготавливают рассказ.
  • Планета переворачивается , превращается в сектора времен года(зима , весна, лето, осень)
  • От группы детей представитель выходит, рассказывает о проблеме экологии, называет день, который посвящен данной проблеме. Помещает знак-символ на общий экологический календарь.
  • Учитель с помощью слайдов дополняет информацию.
  • Всего комментируются 6 дней, посвященных экологическим проблемам.

Календарь начинается с января. И составление нашего календаря мы тоже начнём с этого месяца.

- Я вам немного помогу: назову даты, а вы найдите в учебнике, что это за день?

11 января – Всероссийский день заповедников и национальных парков.

Заповедники Чувашской республики

На территории республики расположены государственный заповедник "Присурский", национальный парк "Чаваш Вармане».

Национальный парк "Чаваш Вармане"
Расположен на территории Шемуршинcкого и Батыревского районов Чувашской Республики.  В настоящее время функционирует учебная экологическая тропа протяженностью 7 км, проложенная по наиболее живописному участку парка. Ежегодно парк посещает около 1000 чел.

Заповедник "Присурский"
Заповедник состоит из 3-х участков, расположенных в Алатырском, Яльчикском и Батыревском районах республики Чувашия, на Приволжской возвышенности. Заповедник изначально создавался для охраны южнотаежных долинных лесов и водно-болотных угодий с присущей им флорой и фауной, в особенности для охраны выхухоли. Новые участки предназначены для охраны сурков.

22 марта – Всемирный день Воды.

1 апреля – Международный день птиц.

22 апреля – День Земли.

5 июня – Всемирный день окружающей среды.

4 октября – Международный день защиты животных. И здесь особенно хочется сказать о защите домашних животных: “Мы в ответе за тех, кого приручили”.

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/657876/img3.gif 

  1. Подведение итогов занятия

Что такое экология?

Что такое Экологический календарь?

Зачем создали его?

- Почему дни экологии так разнообразны?

6. Рефлексия.

- Наш урок подошёл к концу. Удалось ли вам узнать что-то новое для себя?

*мне понравился урок, я узнал много интересного (зелёный листик);

*меня заинтересовал урок, и я хочу подробнее узнать об экологических днях (жёлтый листик);

*меня не заинтересовала тема урока (красный листик).

- Давайте этими листиками украсим нашу мудрую сову.

Ты, человек! Любя природу, хоть иногда ее жалей!
В уничижительных походах не растопчи ее полей.
В вокзальной сутолоке века ты оценить ее спеши.
Она твой старый добрый лекарь, она – союзница души.
Не жги ее напропалую и не исчерпывай до дна .
И помни истину простую : нас много, а она одна!

7. Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению ,3класс.УМК "ПНШ". Тема :"Сравнительный анализ Венгерской сказки"Два жадных медвежонка"и корейской сказки"Как барсук и куница судились"Презентация к уроку.

Конспект урока по литературному чтению ,3класс.УМК "ПНШ". Тема :"Сравнительный анализ Венгерской сказки"Два жадных медвежонка"и корейской сказки"Как барсук и куница судились"В конспекте побробно распи...

Методическая разработка. Раздел: Волейбол. Конспект урока по теме урока: техника приема и передач мяча.

Раздел программы: волейбол.Тема урока: техника приема и передач мяча.Цель урока: повысить двигательную активность обучающихся  с помощью игры волейбол.Задачи урока:совершенствование техники прием...

Методическая разработка. Конспект урока. Вводный урок по физической культуре из цикла уроков по теме "Футбол" для студентов 1 курса с использованием ИКТ.

КОНСПЕКТурока по физической культуре на 1 курсе НПО и СПО.    Преподаватель физ. воспитания: Ефимов Е.В.Раздел программы: футбол....

Анализ конспекта урока музыки для второго класса по теме урока: «Детский музыкальный театр. Балет «Щелкунчик». П.И Чайковский».

Анализ конспекта урока музыки для второго класса по теме урока: «Детский музыкальный театр. Балет «Щелкунчик». П.И Чайковский»....

Конспект урока Дисциплина: Иностранный язык Тема урока: "Natural disasters"

Задачи урока:общеобразовательные:активизировать ранее изученные ЛЕ по теме «Природные катастрофы» в устной и письменной речи;совершенствовать навыки изучающего чтения;развивать навыки моно...

Конспект урока по письму и развитию речи на тему "Склонение имен существительных. Обобщающий урок."

Обобщающий урок по теме "Склонение имен существительных" проводится после изучения темы.С этой целью на уроке применяется разнообразный материал для вего класса, для индивидуальной работы....