«Проектирование урока биологии в режиме игровой технологии»
материал на тему
Актуальность игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Во всем мире, и в России в частности, неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети в последнее время обрушивают на учащихся огромный объем информации. Актуальной задачей школы становится развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Одной из форм обучения, развивающей подобные умения, является дидактическая игра, способствующая практическому использованию знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.
Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.93 КБ |
Предварительный просмотр:
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«ЛАНГЕПАССКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
ФИЛИАЛ В ГОРОДЕ ПОКАЧИ
Тема:
«Проектирование урока биологии в режиме игровой технологии»
Преподаватель общеобразовательных дисциплин
Асхабова С.
Покачи
2016
Актуальность
Актуальность игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Во всем мире, и в России в частности, неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети в последнее время обрушивают на учащихся огромный объем информации. Актуальной задачей школы становится развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Одной из форм обучения, развивающей подобные умения, является дидактическая игра, способствующая практическому использованию знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.
Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.
Технология игровой деятельности как раз предоставляето обучаещемуся возможность действовать самому, проявлять коммуникативные, когнитивные, организационные, креативные качества и умения, а так же умения самостоятельно добывать информацию, критически её осмысливать и применять на практике - это главные современные требования к выпускнику школы.Применение технологии критического мышления на уроках биологии и химии позволяет создать максимально благоприятные условия для активизации и развития мыслительных способности обучающихся
Проектирование игровой деятельности
В практике профессионального образования дидактические игры получили широкое распространение с 80-х гг. как один из аспектов применения «активных» методов обучения. Повышение гибкости в организации учебного процесса. Расширение свободы действий преподавателя, учащихся, а также выразительные возможности и высокий воспитательный потенциал игры привлекли к ним большое внимание.
В профессиональных учебных заведениях дидактические игры проводятся, как правило, в целях повторения, закрепления и проверки усвоения изученного материала. К таким играм относятся соревнования «Кто быстрее», «Кто точнее», «Технические бои», турниры «Что? Где? Когда?» технические КВН, составление и решение кроссвордов по материалу; предметно-тематические викторины, «техническое лото», «техническое домино»и т.п. состязательность, смена видов занятий в форме игрового перехода оживляет восприятие, способствует более прочному запоминанию учебного материала, помогает преподавателю чередовать напряженную работу с непринужденными игровыми паузами, менять темп деятельности, предупреждать переутомление учащихся.
Применение дидактических игр получает наибольший импульс в связи с применением в учебном процессе компьютеров. Компьютерные дидактические игры становятся средством формирования у учащихся основ компьютерной грамотности, ознакомления с языками прогромирования, формирования работы с компьютерами.
Одним из широко используемых в профессиональном училище типов дидактических игр являются деловые игры. В учебном процессе применяются различные деловые игры: имитационные, операционные, ролевые, театр, психо и социадрама. Учебную деловую игру Г.П. Щедровицкий определяет как особое отношение к окружающему миру; субъективную деятельность участников; социально заданный вид деятельности, который исключает пассивную позицию участников игры; особое усвоение учебного материала, в котором знания и умения естественно воспринимаются участниками игры; прием организации, в котором отрабатываются определенные формы социального поведения. Игра наряду с трудом и учением – один из основных видов деятельности человека, важное средство организации самостоятельного обучения учащихся.
К обязательным признакам «деловой игры» относятся:
-наличие проблемы или задачи, предполагаемой для решения;
-наделение играющих ролями и ролевыми функциями;
-наличие между играющими взаимодействий, повторяющих (имитирующих) реальные связи и отношения;
-многозвенность цепочки решений, вытекающих одно из другого;
-наличие конфликтных ситуаций вследствие различия интересов участников игры или условий информационной неопределенности;
-правдоподобие имитируемой ситуации или ситуации, взятой из реальный действительности;
-наличие системы оценки результатов игровой деятельности, соревновательности или состязательности играющих.
В деловой игре, как правило принимают участие:
-ведущий (руководитель, преподаватель): комплектует команды, проводит инструктаж, организует ход игры, ставит общие цели и цели каждого игрового этапа, осуществляет координацию, а в необходимых случаях и коррекцию деятельности команд, прилагает усилия для активизации команд, следит за ее ровным ходом;
- игропрактики (капитаны, старшие команд): принимают усилия для превращения команд в коллективный субъект деятельности, создания в команде творческой атмосферы, осуществления активного включения каждого участника в творческий процесс в ходе игры;
-информационная группа (ассистент руководителя):ведет сбор и обработку оперативной информации;
-игроки (члены команд), в задачу которых входит наиболее полная реализация поставленных целей игры.
При проведении деловых (в том числе и ролевых) игр рекомендуется придерживаться следующих проверенных на практике правил:
При подготовке к игре:
-при разработке содержания и сценария игры обязательно дозировать (сочетать) повторение изученного с изучением нового учебного материала;
-правила игры разрабатывать, как правило, совместно с учащимися;
-при планировании последующих игр желательно сохранять стабильный состав команд;
-необходимый игровой атрибут изготавливать на высоком эстетическом уровне, не упрощать по сравнению с реальными условиями;
-обеспечивать всех участников игры всеми необходимыми средствами – техническими и дидактическими;
-ни в коем случае не допускать несерьезного настроя учащихся к предстоящей игровой соревновательности.
При проведение игры:
-преподаватель должен быть самым активным участником игры, воздерживаться от излишней мелочной опеки учащихся;
-не спешить с упреками нерасторопных учащихся и с похвалами победителей;
-следить за игровым азартом и всегда быть готовым к разрешению сиюминутных конфликтов;
-не нарушать ход игры, не вмешиваться в работу учащихся без крайней необходимости;
-способствовать самоорганизации и самоуправлению учащихся в процессе игры;
-строго следить за соблюдением правил игры;
-не сводить игру к очередному опросу и контролю знаний учащихся;
-строго соблюдать принятую терминологию и условности в игре;
-не следует стремиться к снятию «игрового шума»; следить чтобы он лишь не мешал в игре.
При судействе подведение итогов игры:
-практиковать привлечение к судейству учащихся, разрешая им пользоваться необходимыми источниками информации (книгой, конспектом, инструкцией);
-сообщение общей оценки и подведение итогов проведенной игры всегда брать на себя;
-всегда стремиться, чтобы оценка была всегда справедливой и соответствовала принятым критериям;
-всегда сверять свое мнение с мнением играющих; если мнения не совпадают, подумать –почему и не спешить навязывать свое мнение и решение;
-стараться замечать положительное у каждого играющего;
-в ходе игры всегда помнить, что в развитии творческих способностей учащихся важен не столько конечный результат, сколько сам процесс творчества;
-широко использовать коллективную оценку, уметь с нею соглашаться, не навязывая своего мнения.
Практика проведения дидактических (деловых, ролевых, управленческих и др. игр) во многом способствует установлению творческого педагогического сотрудничества преподавателя с учащимися, что активно переносится на другие виды их педагогических отношений.
Учебное занятие в режиме деловой игры
Проведение деловой игры состоит из следующих этапов.
- Подготовка. На этом этапе развернуто, но конкретно и точно формулируется тема игры, которая предполагает как однозначный сценарий, так и множественность вариантов, но в рамках единого замысла; формулируются учебные цели игры, конкретизируются материал, который предполагается изучить и закрепить в данной игре, методы пробуждения интереса участников; характеризуется исходная обстановка и прилагаются основы для составления общей или частной ее моделей; определяется состав участников игры, их роли и возможности адаптации к численности группы; оговаривается система стимулирования активности участников игры; прорабатывается сценарий деловой игры; расписывается процедура ее проведения, используемый наглядный материал, размещение участников в аудитории; определяются временные границы проведения игры.
- Проведение. По сценарию разыгрывается учебная ситуация. Действия участников игры в соответствии с правилами направлены на изучении и обсуждение проблемной информации, принятие решения.
- Подведение итогов. На заключительном этапе дается общая оценка всем участникам и каждому в отдельности, подробно разбирается ход игры с учетом результативности деятельности ее участников. Рефлексируют сами участники игры, они в процессе анализа оценивают собственную деятельность, формулируют предложения по совершенствованию игровой де
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/08/picture-433865-1396954719.jpg)
Применение игровой технологии на уроках товароведения продовольственных товаров
ИГРА – прекрасное средство развития, она не только даёт дополнительные знания, но и развивает целый спектр разнообразных способностей, является полигоном общественного и творческого самовыражения кажд...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/15/picture-430287-1423980467.jpg)
Использование игровых технологий на уроках музыкальной литературы в ДМШ
Не секрет, что начало ХХI века являет довольно ощутимый разрыв между человеком, живущим в сфере занятия или просто увлекающейся так называемой «академической» или «классической» музыкой, и «среднестат...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/19/picture-570367-1424323077.jpg)
Игровые технологии на уроках экологических основ природопользования
Материал предназначен в помощь преподавателям, применяющим на занятиях игровые технологии. "Урок-конкурс", "Игра-экологичесикй алфавит", "Игра-путешествие", "Игра-снежный ком" - стимулируют познавател...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/16/picture-565020-1421397446.jpg)
Исспользование инновационных технологий на уроках биологии; Ресурсы современного урока по организации самостоятельной работы
Исспользование инновационных технологий на уроках биологииРесурсы современного урока по организации самостоятельной работы...
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/29/picture-706370-1461950521.jpg)
Игровая технология на бинарном уроке теоретического обучения МДК 03.01 "Технология малярных работ" и учебной практики УП.03 Выполнение малярных работ "Набивка рисунков по трафаретам"
История возникновения трафаретного рисунка, роль трафаретов в декоривании интерьера. Декоративные композиции, цветовые сочетания. Определение и назначение трафаретов, виды и стили трафаретов. Техника ...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА: «Боевое знамя воинской части. История возникновения, ритуал вручения, порядок хранения и содержания». Урок мужества (с использованием игровой технологии, диалоговой технологии, ИКТ и развития критического мышления)
Боевое Знамя воинской части является, пожалуй, самым значимым символом, который не только указывает на объединение воинской части и ее принадлежность к Вооруженным силам, но и вызывает уважение и треп...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/27/picture-1139690-1585317387.jpg)
Тема выступления: "Информационные технологии в обучении. Применение информационных технологий на уроках биологии."
Содержание 1. Педагогические цели использования ИТ 2. Методические возможности средств ИТ 3. Классификация педагогических программных средств 4. Использование информационных технологий на урока...