«Проектирование урока биологии в режиме игровой технологии»
материал на тему

Асхабова Светлана Сайпуллаевна

Актуальность игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Во всем мире, и в России в частности, неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети в последнее время обрушивают на учащихся огромный объем информации. Актуальной задачей школы становится развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Одной из форм обучения, развивающей подобные умения, является дидактическая игра, способствующая практическому использованию знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.

Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektirovanie_igrovoy_deyatelnosti_na_urokah_biologii.docx24.93 КБ

Предварительный просмотр:

БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

«ЛАНГЕПАССКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

ФИЛИАЛ В ГОРОДЕ ПОКАЧИ

Тема:

 «Проектирование урока биологии в режиме игровой технологии»

Преподаватель общеобразовательных дисциплин

Асхабова С.

Покачи

2016

Актуальность

          Актуальность игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Во всем мире, и в России в частности, неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети в последнее время обрушивают на учащихся огромный объем информации. Актуальной задачей школы становится развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Одной из форм обучения, развивающей подобные умения, является дидактическая игра, способствующая практическому использованию знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.

Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.

Технология игровой деятельности как раз предоставляето обучаещемуся возможность действовать самому, проявлять коммуникативные, когнитивные, организационные, креативные качества и умения, а так же умения самостоятельно добывать информацию, критически её осмысливать и применять на практике - это главные современные требования к выпускнику школы.Применение технологии критического мышления на уроках биологии и химии позволяет создать максимально благоприятные условия для активизации и развития мыслительных способности обучающихся

Проектирование игровой деятельности

В практике профессионального образования дидактические игры получили широкое распространение с 80-х гг. как один из аспектов применения «активных» методов обучения. Повышение гибкости в организации учебного процесса. Расширение свободы действий преподавателя, учащихся, а также выразительные возможности и высокий воспитательный потенциал игры привлекли к ним большое внимание.

В профессиональных учебных заведениях дидактические игры проводятся, как правило, в целях повторения, закрепления и проверки усвоения изученного материала. К таким играм относятся соревнования «Кто быстрее», «Кто точнее», «Технические бои», турниры «Что? Где? Когда?» технические КВН, составление и решение кроссвордов по материалу; предметно-тематические викторины, «техническое лото», «техническое домино»и т.п. состязательность, смена видов занятий в форме игрового перехода оживляет восприятие, способствует более прочному запоминанию учебного материала, помогает преподавателю чередовать напряженную работу с непринужденными игровыми паузами, менять темп деятельности, предупреждать переутомление учащихся.

Применение дидактических игр получает наибольший импульс в связи с применением в учебном процессе компьютеров. Компьютерные дидактические игры становятся средством формирования у учащихся основ компьютерной грамотности, ознакомления с языками прогромирования, формирования работы с компьютерами.

Одним из широко используемых в профессиональном училище типов дидактических игр являются деловые игры. В учебном процессе применяются различные деловые игры: имитационные, операционные, ролевые, театр, психо и социадрама. Учебную деловую игру Г.П. Щедровицкий определяет как особое отношение к окружающему миру; субъективную деятельность участников; социально заданный вид деятельности, который исключает пассивную позицию участников игры; особое усвоение учебного материала, в котором знания и умения естественно воспринимаются участниками игры; прием организации, в котором отрабатываются определенные формы социального поведения. Игра наряду с трудом и учением – один из основных видов деятельности человека, важное средство организации самостоятельного обучения учащихся.

К обязательным признакам «деловой игры» относятся:

-наличие проблемы или задачи, предполагаемой для решения;

-наделение играющих ролями и ролевыми функциями;

-наличие между играющими взаимодействий, повторяющих (имитирующих) реальные связи и отношения;

-многозвенность цепочки решений, вытекающих одно из другого;

-наличие конфликтных ситуаций вследствие различия интересов участников игры или условий информационной неопределенности;

-правдоподобие имитируемой ситуации или ситуации, взятой из реальный действительности;

-наличие системы оценки результатов игровой деятельности, соревновательности или состязательности играющих.

В деловой игре, как правило принимают участие:

-ведущий (руководитель, преподаватель): комплектует команды, проводит инструктаж, организует ход игры, ставит общие цели и цели каждого игрового этапа, осуществляет координацию, а в необходимых случаях и коррекцию деятельности команд, прилагает усилия для активизации команд, следит за ее ровным ходом;

- игропрактики (капитаны, старшие команд): принимают усилия для превращения команд в коллективный субъект деятельности, создания в команде творческой атмосферы, осуществления активного включения каждого участника в творческий процесс в ходе игры;

-информационная группа (ассистент руководителя):ведет сбор и обработку оперативной информации;

-игроки (члены команд), в задачу которых входит наиболее полная реализация поставленных целей игры.

При проведении деловых (в том числе и ролевых) игр рекомендуется придерживаться следующих проверенных на практике правил:

При подготовке к игре:

-при разработке содержания и сценария игры обязательно дозировать (сочетать) повторение изученного с изучением нового учебного материала;

-правила игры разрабатывать, как правило, совместно с учащимися;

-при планировании последующих игр желательно сохранять стабильный состав команд;

-необходимый игровой атрибут изготавливать на высоком эстетическом уровне, не упрощать по сравнению с реальными условиями;

-обеспечивать всех участников игры всеми необходимыми средствами – техническими и дидактическими;

-ни в коем случае не допускать несерьезного настроя учащихся к предстоящей игровой соревновательности.

При проведение игры:

-преподаватель должен быть самым активным участником игры, воздерживаться от излишней мелочной опеки учащихся;

-не спешить с упреками нерасторопных учащихся и с похвалами победителей;

-следить за игровым азартом и всегда быть готовым к разрешению сиюминутных конфликтов;

-не нарушать ход игры, не вмешиваться в работу учащихся без крайней необходимости;

-способствовать самоорганизации и самоуправлению учащихся в процессе игры;

-строго следить за соблюдением правил игры;

-не сводить игру к очередному опросу и контролю знаний учащихся;

-строго соблюдать принятую терминологию и условности в игре;

-не следует стремиться к снятию «игрового шума»; следить чтобы он лишь не мешал в игре.

При судействе подведение итогов игры:

-практиковать привлечение к судейству учащихся, разрешая им пользоваться необходимыми источниками информации (книгой, конспектом, инструкцией);

-сообщение общей оценки и подведение итогов проведенной игры всегда брать на себя;

-всегда стремиться, чтобы оценка была всегда справедливой и соответствовала принятым критериям;

-всегда сверять свое мнение с мнением играющих; если мнения не совпадают, подумать –почему и не  спешить навязывать свое мнение и решение;

-стараться замечать положительное у каждого играющего;

-в ходе игры всегда помнить, что в развитии творческих способностей учащихся  важен не столько конечный результат, сколько сам процесс творчества;

-широко использовать коллективную оценку, уметь с нею соглашаться, не навязывая своего мнения.

Практика проведения  дидактических (деловых, ролевых, управленческих и др. игр) во многом способствует установлению творческого педагогического сотрудничества преподавателя с учащимися, что активно переносится на другие виды их педагогических отношений.

Учебное занятие в режиме деловой игры

Проведение деловой игры состоит из следующих этапов.

  1. Подготовка. На этом этапе развернуто, но конкретно и точно формулируется тема игры, которая предполагает как однозначный сценарий, так и множественность вариантов, но в рамках единого замысла; формулируются учебные цели игры, конкретизируются материал, который предполагается изучить и закрепить в данной игре, методы пробуждения интереса участников; характеризуется исходная обстановка и прилагаются основы для составления общей или частной ее моделей; определяется состав участников игры, их роли и возможности адаптации к численности группы; оговаривается система стимулирования активности участников игры; прорабатывается сценарий деловой игры; расписывается процедура ее проведения, используемый наглядный материал, размещение участников в аудитории; определяются временные границы проведения игры.
  2. Проведение. По сценарию разыгрывается учебная ситуация. Действия участников игры в соответствии с правилами направлены на изучении и обсуждение проблемной информации, принятие решения.
  3. Подведение итогов. На заключительном этапе дается общая оценка всем участникам и каждому в отдельности, подробно разбирается ход игры с учетом результативности деятельности ее участников. Рефлексируют сами участники игры, они в процессе анализа оценивают собственную деятельность, формулируют предложения по совершенствованию игровой де


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение игровой технологии на уроках товароведения продовольственных товаров

ИГРА – прекрасное средство развития, она не только даёт дополнительные знания, но и развивает целый спектр разнообразных способностей, является полигоном общественного и творческого самовыражения кажд...

Использование игровых технологий на уроках музыкальной литературы в ДМШ

Не секрет, что начало ХХI века являет довольно ощутимый разрыв между человеком, живущим в сфере занятия или просто увлекающейся так называемой «академической» или «классической» музыкой, и «среднестат...

Игровые технологии на уроках экологических основ природопользования

Материал предназначен в помощь преподавателям, применяющим на занятиях игровые технологии. "Урок-конкурс", "Игра-экологичесикй алфавит", "Игра-путешествие", "Игра-снежный ком" - стимулируют познавател...

Исспользование инновационных технологий на уроках биологии; Ресурсы современного урока по организации самостоятельной работы

Исспользование инновационных технологий на уроках биологииРесурсы современного урока по организации самостоятельной работы...

Игровая технология на бинарном уроке теоретического обучения МДК 03.01 "Технология малярных работ" и учебной практики УП.03 Выполнение малярных работ "Набивка рисунков по трафаретам"

История возникновения трафаретного рисунка, роль трафаретов в декоривании интерьера. Декоративные композиции, цветовые сочетания. Определение и назначение трафаретов, виды и стили трафаретов. Техника ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА: «Боевое знамя воинской части. История возникновения, ритуал вручения, порядок хранения и содержания». Урок мужества (с использованием игровой технологии, диалоговой технологии, ИКТ и развития критического мышления)

Боевое Знамя воинской части является, пожалуй, самым значимым символом, который не только указывает на объединение воинской части и ее принадлежность к Вооруженным силам, но и вызывает уважение и треп...

Тема выступления: "Информационные технологии в обучении. Применение информационных технологий на уроках биологии."

Содержание 1. Педагогические цели использования ИТ 2. Методические возможности средств ИТ 3. Классификация педагогических программных средств 4. Использование информационных технологий на урока...